рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Франция после второй мировой войны. Четвертая республика

19 августа 1945 г. руководителем вьетнамской повстанческой армии Хо Ши Мином было провозглашено создание независимого государства. Несмотря на подписание французским и вьетнамским правительствами договора о признании вьетнамской республики как независимого государства, входящего во Французский Союз, уже вскоре колониальная администрация поддержала образование марионеточной «республики Кохинхины». С ноября 1946 г. на территории Индокитая начались военные действия. Они растянулись на семь лет. Используя методы партизанской войны 10-тысячная вьетнамская армия противостояла 90-тысячному экспедиционному корпусу, В начале 50-х гг. на фоне корейского конфликта военные действия в Индокитае приобрели особую ожесточенность. Используя поддержку США, Франция довела численность своего контингента до 180 тыс. человек. Народная армия Вьетнама насчитывала уже более 100 тыс. бойцов.

После кратковременных успехов, достигнутых французской армией под командованием генерала де Латрома де Тассиньи в 1950– 1951 гг., инициатива перешла к вьетнамцам. Переломное значение имела многомесячная осада французского укрепрайона Дьенбьен-фу. Еще до ее завершения на Берлинском совещании министров иностранных дел Франции, Великобритании, США и СССР в январе–феврале 1954 г. было достигнуто соглашение о созыве в апреле 1954 г. в Женеве специального совещания по вопросу о восстановлении мира в Индокитае. После капитуляции гарнизона Дьенбьенфу 7 мая 1954 г. исход кампании и женевских переговоров был предрешен. Но лишь после прихода к власти правительства Менденс-Франса была поставлена последняя точка в истории семилетней «позорной войны», в ходе которой Франция потеряла убитыми, ранеными и пленными более 140 тыс. человек, 21 июля 1954 г. был заключен Женевский договор, согласно которому в Северном и Южном Вьетнаме образовывались суверенные государства с границей по 17-й параллели. Франция обязалась вывести вооруженные силы с территории Индокитая, но сохранила право осуществлять контроль над вооруженными силами Южного Вьетнама.

В начале 50-х гг. резко обострились отношения между Францией и протекторатами в Северной Африке – Тунисом и Марокко, входившими во Французский Союз на положении «присоединившихся государств». В октябре 1951 г. тунисское правительство выступило с требованием обеспечения полного суверенитета государства. Французская администрация ответила волной репрессий, направленных против активистов националистической партии Нео-ялур. Был арестован премьер-министр местного правительства, убит генеральный секретарь профсоюзов Туниса Хашед. Тунисе началась партизанская война. Столь же радикальный поворот приобрели события в Марокко. В декабре 1952 г. здесь была запрещена деятельность националистической партии Истйкляль Марокканской коммунистической партии. Французское правительство фактически поддержало низложение легитимного султана Мохаммеда бен Юсефа. В 1954 г. национально-освободительное движение начало шириться в Алжире, где был образован Фронт национального освобождения. В 1955 г. французский парламент дл вынужден ввести в Алжире чрезвычайное положение.

Приход к власти правительства Ги Молле существенно изменил ситуацию. В марте 1956 г. были заключены договоры о признании независимости Марокко и Туниса. Алжирская проблема была рачительно сложнее. В стране проживало более 1 млн евроалжирцев – особой социальной группы, сформировавшейся на протяжении предыдущих десятилетий на основе этнического, культурного, лингвистического синтеза выходцев из Франции и других европейских стран. Евроалжирцы считали себя подлинными хозяевами страны, а в массовом сознании французского общества Алжир вообще не ассоциировался с колонией. Еще с конца XIX в. он приобрел статус части национальной территории Франции. Развертывание национально-освободительного движения мусульманского населения вскоре приобрело характер гражданского конфликта, перерастающего в крупномасштабные военные действия. Даже правительство Ги Молле, стремящееся обеспечить правовой характер процесса деколонизации, было вынуждено заявить о необходимости сохранить военное присутствие в Алжире. Ги Молле видел выход из конфликта на путях осуществления избирательной реформы с уравниванием прав коренного и европейского населения. Но такой проект не устраивал обе стороны конфликта. Предоставление правительству Ги Молле чрезвычайных полномочий способствовало лишь эскалации кризиса. В Алжир было дополнительно (вправлено более 100 тыс. солдат и резервистов. Спустя три месяца, в июле 1956 г. тот же кабинет активно поддержал дипломатические демарши против египетского правительства, национализировавшего Суэцкий канал. Жесткий антиегипетский курс привел к участию Франции в суэцком военном конфликте в октябре 1956 г. Скандальный провал этой акции и новый виток обострения отношений с арабским миром способствовали еще большему обострению ситуации в Алжире.

В январе 1957 г. представитель французского правительства в Алжире передал власть генералу Массю, командующему парашютно-десантными подразделениями. Это означало признание неспособности решить конфликт политическими методами. Попытки нового правительства Ф. Гайара привлечь к урегулированию алжирской проблемы американскую дипломатию вызвали еще большее недовольство евроалжирцев. В их руководстве все большую роль играли выходцы из окружения генерала де Голля. Ж. Сустель, создавший «Союз борьбы за спасение и обновление французского Алжира», выступил вместе с генералом Массю инициатором путча алжирских ультра. 13 мая 1958 г. «Комитет общественного спасения» под их руководством объявил о принятии всей полноты власти в Алжире. В тот же день во Франции к власти пришло коалиционное правительство П. Пфлимлена. После скоротечных переговоров руководства республики с генералом де Голлем на рассмотрение Национальной Ассамблеи был вынесен вопрос о предоставлении бывшему лидеру нации особых полномочий по формированию «правительства национального спасения». 1 июня 1958 г. за это решение проголосовало 329 депутатов против 224 при 32 воздержавшихся.

Политическая философия голлизма. Конституционный строй Пятой республики Выступивший вновь в роли спасителя нации генерал де Голль предлагал не только решить алжирскую проблему, но и коренным образом изменить - государственную систему, порождавшую политическое безволие.

Придя к власти после долгих лет «принципиальной оппозиции», де Голль не повторил своих прошлых ошибок. Он опирался на массовую, хорошо организованную партию – в 1958 г. все сторонники голлистов объединились в Союз за новую республику (ЮНР). Личный авторитет подкреплялся емкой идеологической концепцией. Обновленный голлизм представлял собой целостную политическую философию, чрезвычайно специфическую и, одновременно, соответствующую национальным политическим традициям Франции. В единой доктрине сочетались дарственный практицизм и радикальный идеологический пафос, принципы этатизма и идеи народного суверенитета, консерватизм и социальный реформизм. Де Голль попытался предложить «третий путь», преодолевающий крайности коммунистической тоталитарной модели и англосаксонского варианта либеральной демократии. Ключевой идеей голлизма, объединяющей все векторы политики – от государственного строительства до экономического регулирования, стало «национальное величие» Франции. Голлистская идея «величия Франции» была далека от традиционного национализма, шовинистического представления о национальном превосходстве. Величие Франции для де Голля – это вполне реальный социальный принцип, а не абстрактная цель. «Только великие деяния способны избавить Францию от пагубных последствий индивидуализма, присущего ее народу, – писал де Голль. – Я думаю, что Франция, лишенная величия, перестает быть Францией». Франция воспринималась голлистами как нечто большее, чем страна, где живут миллионы французов. Франция для голлистов – это то, что объединяет поколения французов, живших в прошлом, и тех, кто будет называть себя французами в будущем. Франция – это вневременная реальность, обладающая собственными интересами, целями, жизнью, помимо интересов жизни отдельных французов. В этом отношении де Голль фактически принял бонапартистскую традицию государственной мысли с республиканской идеей Республики-Нации, восходящей к Руссо, Дантону, Клемансо.

Стать гарантом национальной независимости, единства, общественного порядка, справедливости может, по мысли де Голля, только сильное государство. «Сильное государство» – это не диктатура, а государство, стоящее над классами и частными интересами, защищающее только общенациональные интересы. Де Голль полагал, что сильное государство отнюдь не исключает больших прерогатив парламента и не заинтересовано в ликвидации многопартийности. Но партии как корпоративные институты по своей природе противостоят единому и сильному государству. В противовес «режиму партий» де Голль предлагал возродить подлинную демократию, основанную на суверенитете народа. Фундаментальные проблемы, подобные выбору формы конституционного устройства или главы государства, должны решаться непосредственным народным волеизъявлением – в ходе референдума''.

Парламент, отражающий противостояние партий, также не может быть эпицентром государственной власти. Единство, сплоченность, внутренняя дисциплина, подчеркивал де Голль, должны быть неотъемлемыми чертами власти. Ключевую роль в консолидации государственной власти должен играть глава государства, стоящий над и вне партий. Но функционирование государственного аппарата должно быть подчинено принципу разделения властей. При обеспечении единства политической воли и реального участия народа в государственной жизни равновесие законодательной, исполнительной и судебной Властей является важнейшим залогом демократичности государства.

Основой возрождения «великой Франции» де Голль считал не только реформу конституционного устройства, но и обеспечение социальной стабильности в стране. Ключевую роль в этом отношении играла концепция «ассоциации труда и капитала», призванная преодолеть классовый антагонизм, сформировать «третий путь» общественного развития. В обеспечении участия рабочих в прибылях и управлении производством голлисты видели эффективный способ необратимого изменения социальной структуры капиталистического общества. В сочетании с активной экономической политикой государства и независимым, прагматичным внешнеполитическим курсом подобная политика могла стать основой для возрождения национального единства и благополучия.

1 июня 1958 г. Национальное собрание предоставило де Голлю пост главы правительства. Оппозицию голлизму составили коммунисты, ЮДСР под руководством Ф. Миттерана, левые радикалы, часть социалистов во главе с К. Пино и А. Газье. 3 июня парламент принял конституционный закон, согласно которому правительству на шесть месяцев предоставлялась вся полнота власти, за исключением законодательной Деятельности в области публичных прав и свобод. Правительство наделялось полномочиями по пересмотру конституции. Но закон от 3 июня определял пять конституционных принципов, не подлежащих пересмотру: всеобщее избирательное право как единственный источник власти, разделение законодательной и исполнительной властей, ответственность правительства перед парламентом, независимость судебной власти, формирование новых отношений между Францией и зависимыми от нее народами. С роспуском парламента режим Четвертой республики перестал существовать.

Проект конституции Пятой республики разрабатывался рабочей группой под руководством Мишеля Дебре с участием консультативной комиссии, составленной из представителей обеих палат парламента и правительства. 28 сентября 1958 г. он был вынесен на референдум и одобрен 79,2 % голосовавших (при очень высоком уровне участия – 83,8 % зарегистрированных избирателей). Конституция 1958 г. сформировала во Франции смешанный, президентско-парламентский режим. Избираемый на 7 лет президент получил преобладающие полномочия в сфере внешней политики, обороны и национальной безопасности. Причем если президентские акты, издаваемые в рамках обычных полномочий, требуют контрасигнатуры правительства, то ввести чрезвычайное положение или использовать ядерное оружие президент может самостоятельным решением. Контроль над исполнительной властью Президент осуществляет на основании своего права председательство в Совете министров, права контрасигнатуры правительственных распоряжений, назначения с ведения главы правительства до высших чиновников. Главная прерогатива президента в этом отношении – право назначать и увольнять премьер-министра. Назначение других членов правительства относится к ведению премьер-министра. Но правительство при формировании нуждается в вотуме доверия нижней палаты парламента – Национального собрания. Таким образом, складывается двойная система ответственности правительства.

Президент Пятой республики имеет право участвовать в законодательном процессе. Законы, принимаемые парламентом, требуют обязательного подписания. При этом президент имеет право отлагательного вето, даже может без контрасигнатуры выносить важные законопроекты на референдум. Президент имеет право распустить нижнюю палату парламента в любое время, за исключением первого года легислатуры и периода чрезвычайного положения. Президент утверждает состав двух важнейших государственных органов – Государственного совета, контролирующего деятельность правительства, и Конституционного совета, контролирующего избирательный процесс и конституционность законодательства. Политическую ответственность президент не несет и может быть судим лишь за государственную измену.

Законодательная компетенция французского парламента оказалась ограничена – конституция 1958 г. весьма детально характеризует сферу его полномочий, относя остальные вопросы так называемой «регламентарной власти» президента и главы правительства. Две палаты парламента – Сенат Национальное собрание – приобрели почти одинаковую компетенцию, что привело к появлению уникального казуса: законопроекты, по поводу которых мнение палат расходится, могут бесконечно переходить между ними. В таком случае решающее влияние на принятие закона приобретает правительство. Но политически положение Национального собрания весьма весомо. Обязательность голосования о вотуме доверия новому правительству приводит к тому, что на посту премьер-министра неизбежно оказывается представитель парламентского большинства. Именно премьер-министр, а не президент имеет, наряду с палатами парламента, право законодательной инициативы. Текст конституции не дает оснований для жесткого разграничения компетенции президента и премьер-министра в случае их разной политически ориентации. Этот пробел объясняется голлистской концепцией государственной власти, согласно которой и президент, и правительство призваны проводить «политику нации». По той же причине было введено принципиально новое конституционное положение о несовместимости правительственного поста с депутатским мандатом. Таким образом, конституция 1958 г. создавала систему «рационализированного» разделения властей взамен парламентскому первенству Третьей и Четвертой республик. Почти авторитарное преобладание президента являлось скорее политическим свойством этой конституционной системы и могло сохраняться лишь при существовании в обществе безусловно доминирующей политической силы. С точки зрения социального содержания конституция 1958 г. сохраняла значительную преемственность с предыдущей. В ее состав без изменений вошли «Декларация прав человека и гражданина» и Преамбула конституции 1946 г. Тем самым новая конституция подтвердила гарантии широкого круга экономических, политических, социальных и культурных прав граждан. Франция по-прежнему конституировалась как «неделимая, светская, демократическая и социальная республика». На смену Французскому Союзу учреждалось Французское Сообщество, включающее суверенные государства. Но в составе «территориальных коллективов» самой Франции выделялись категории заморских департаментов и заморских территорий. Эти образования, сформированные на основе бывших колоний, получили широкую автономию в области внутренней политики и административного устройства при сохранении за метрополией полномочий в области обороны и внешней политики.

Уже после принятия самой конституции 1958 г. правительство разработало дополнения к Избирательному кодексу. В соответствии с ними 577 депутатов Национального собрания избирались по мажоритарной системе в два тура в одномандатных округах (для победы во втором туре достаточно относительного большинства). В выигрыше от такой системы оказались крупные партии. Возможность составления объединенных списков, столь важная для участия в выборах небольших политических группировок в период Четвертой республики, была ликвидирована. Партии могли блокироваться лишь за счет снятия своих кандидатов при проведении второго тура в пользу союзников. Сенат в составе 305 сенаторов формировался на основе косвенных выборов по пропорциональной системе. Департаментские избирательные коллегии составляли избранные в данном департаменте депутаты, муниципальные и региональные советники.

Первые выборы в парламент по новой системе прошли 23–30 ноября 1958 г. В парламенте сформировалось прочное большинство, поддерживающее де Голля. Сам де Голль в декабре 1958 г. был избран президентом. Он поручил сформировать правительство Мишелю Дебре. В состав кабинета первоначально вошли, помимо голлистов, представители МРП и «независимых», а также по одному социалисту и радикалу.

Сохранить надолго видимость межпартийного единения не удалось. Де Голль не испытывал ни малейшего желания согласовывать их действия с партнерами по коалиции. В то же время опасения оказаться в тени президентского большинства заставляли лидеров многих партий дистанцироваться от действий правительства и президента. Уже в 1959 г. в оппозицию окончательно перешли социалисты и радикалы. Причем из состава самой СФИО годом ранее ушла леворадикальная группировка, образовавшая Автономную социалистическую партию. В 1960 г. она объединилась с молодежным Левым социалистическим союзом в Объединенную социалистическую партию (ОСП). В 1960 г. дискуссия о путях финансовой реформы вызвала раскол в руководстве СНИП. Представитель группировок «либеральной правой» А. Пине был снят по настоянию де Голля с поста министра фионансов и экономики. Впоследствии его заменил один из молодых лидеров технократического крыла «независимых» Валери Жискар д'Эстен. Дискуссия о целесообразности сотрудничества с голлистами привела к окончательному расколу СНИП в 1962 г. и выходу из его состава группировки Жискара д'Эстена. Она образовала депутатскую группу «независимых республиканцев» и осталась в правительственной коалиции. Но в том же 1962 г. правительство покинули представители МРП, недовольные жесткой политикой де Голля в отношении ЕЭС. И Начало 60-х гг. стало важным этапом и в развитии голлистского Движения. На фоне проведения в 1961 и 1962 гг. двух референдумов по алжирскому вопросу, завершившихся предоставлением Алжиру независимости, из ЮНР вышло радикальное крыло под руководством Ж. Сустеля. «Ультра» обвиняли де Голля в национальном предательстве. Не имея шансов стать реальной политической силой, они перешли в итоге к террористическим методам, неоднократно пытаясь организовать покушение на президента. Значительно ослабли позиции «доктринерской» группы М. Дебре, вступавшей за дальнейшее развитие концепции голлизма и активное партийное строительство. В апреле 1962 г. Дебре был заменен на посту премьер-министра Жоржем Помпиду. Новый глава Правительства не входил во влиятельные голлистские группировки, но являлся одним из самых близких к де Голлю политиков. Долгое время он был начальником его секретариата. В руководстве ВОНР усилилось влияние группы «эмпириков» под руководством Жака Шабан-Дельмаса – сторонников прагматичной политики и безусловной преданности де Голлю. Все большую активность проявляли и «левые голлисты». Их лидеры Р. Капитан, Л. Валлон, НП. Амон также входили в число старых соратников де Голля, но не приняли участие в формировании ЮНР в знак протеста против радикализма сторонников Ж. Сустеля. В 1959 г. они создали собственную партию Демократический союз труда (ЮДТ). Решение алжирского вопроса и активизация социальной политики правительства стали основой для сближения двух голлистских партий. В 1962 г. они создали единый блок ЮНР–ЮДТ.

Радикальные перестановки в партийном спектре заставили де Голля ускорить проведение конституционной реформы. В 1962 г. он выступил с инициативой перехода к избранию президента на основе прямых, всеобщих выборов. Угроза дальнейшего ослабления парламентского контроля над президентской властью заставила выступить против проекта реформы большинство французских партий. В октябре Национальное собрание вынесло вотум недоверия и правительству Помпиду. Де Голль распустил нижнюю палату и вынес вопрос о президентских выборах на референдум. На референдуме, состоявшемся 28 октября 1962 г., 61,7 % голосовавших поддержали проект президента. Но в ходе референдума произошла консолидация антиголлистской оппозиции. СФИО, радикалы, МРП и СНИП создали «Картель сторонников ответа «нет»», а затем на его основе – предвыборный блок «Демократическое согласие». Коммунисты и социалисты впервые за долгое время достигли соглашения о поддержке друг друга в ходе второго тура предстоящих парламентских выборов. Такая тактика левых партий получила название «республиканской дисциплины».

Выборы, состоявшиеся в ноябре 1962 г., сформировали два полюса Национального собрания. Фракции ФКП и СФИО составили соответственно 41 и 67 депутатов. ЮНР–ЮДТ и поддерживавшая правительство группа «независимых республиканцев» Жискар д'Эстена получили 229 и 32 места. Центристские партии «Демократического согласия» постепенно утрачивали свои позиции. Радикалы получили 44 мандата, МРП – 38, СНИП – 18. Правительство вновь возглавил Ж. Помпиду.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.