рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Сталинградская битва - подвиг мирного населения

С 14 сентября 1942 г. работа судов речного флота по переброске войск в Сталинград в районе центральных переправ по сути дела превратилась в десантные операции. Работа переправ в дневное время стала невозможной, и они стали действовать в основном ночью. Но бронекатера Волжской флотилии продолжали ходить через Волгу и днем.

В последних числах сентября уровень воды в Волге стал резко падать, перекаты на Волге обмелели, становясь непроходимыми для паромов и судов с большой осадкой. Речники решили углубить перекат взрывами и. построили свайные причалы на левом берегу Волги.

27 сентября 1942 г. Центральная переправа полностью прекратила свою работу. Ее судовой состав был переведен для работы на другие переправы и, в частности, на "Переправу-62", которая сыграла решающую роль в судьбе 62-й армии. В материалах музея речников сохранились документы, отражающие подвиг пароходов "Кузнец", "Совхозница", "Узбек", "Надежный", баркасов "Абхазец", "Пожарский", "Ерик", дощаника "Связист", которые переправляли боеприпасы и продовольствие войскам в район наиболее обстреливаемой противником переправы у завода "Красный Октябрь", осажденной дивизии генерала И.И. Людникова.

В октябре 1942 г. в результате наступления гитлеровцы вышли к берегу Волги в районе Тракторного завода. В связи с этим резко увеличились потери судов и переправочных средств на переправах 62-й армии. Причалы были перенесены южнее завода "Красный Октябрь". Раненых в ожесточенном бою за тракторный завод бойцов и командиров вывозили бронекатера и тральщики Волжской военной флотилии, отдельные речные суда, плавсредства понтонно-мостовых батальонов. Для усиления переправ 62-й армии и уничтожения артиллерийских и минометных батарей врага, командующий ВВФ контр-адмирал Д.Д. Рогачев своим приказом № 33/ОП от 27 октября 1942 г. сформировал Сталинградскую оперативную группу кораблей в составе двух канонерских лодок "Чапаев" и "Усыскин", 15 бронекатеров и 4 тральщиков.

В ноябре 1942 г. начался ледоход. "Переправа-62" была усилена мощными судами "Емельян Пугачев", "Генерал Панфилов", "Кочегар Гетман", "Спартаковец". Здесь же продолжали работать баркас "Ерик", 13 бронекатеров ВВФ и переправочные средства инженерных войск армии. На другие переправы были выделены мощные буксиры "Сократ", "Варяг", "Самара", "Краснофлотец", "Механик Власов". Командующий Сталинградским фронтом генерал-полковник А.И. Еременко 16 ноября 1942 г. утвердил план переправ через Волгу в ледовых условиях. Основными переправами в это время были "Красный Октябрь", Красноармейск, Светлый Яр, Каменный Яр, Никольское. Только в ночь на 16 ноября суда "Емельян Пугачев", "Генерал Панфилов", "Спартаковец" переправили 700 бойцов, 156 тонн воинских грузов, эвакуировали 300 раненых. "Всю тяжесть переправы вынесли на себе маленькие речные пароходики, колесные и винтовые, которые, не взирая ни на что, застревая среди Волги; до самого конца ледохода продолжали упорно работать. Колесный пароход "Механик Власов", которому еще до войны плавание было запрещено, перевез тысячи раненых, продовольствие и одежду, с пробитым носом, с обломанными колесами, работал до самого ледостава, пока не вмерз в лед посреди Волги", - вспоминал К.К Абрамов, генерал-майор, член военного совета 64-й армии. Суда, изуродованные осколками снарядов и льдом, работали буквально на износ. Последним судном, ушедшим на зимовку, был пожарно-спасательный пароход "Самара". Он работал у светлого Яра до 27 декабря 1942 г.

В дни Сталинградской битвы речные суда, совершив более 35 тысяч рейсов через Волгу, перевезли для Сталинградского фронта: 543 тысячи военнослужащих и раненых, в том числе 280 тысяч жителей Сталинграда, 29,4 тысячи автомашин, 550 тягачей, 149 тысяч тонн боеприпасов, продовольствия и других грузов; для Донского фронта: 542 тысячи военнослужащих и раненых, 66,5 тысячи автомашин, 2450 тягачей, танков и тракторов, 61,5 тысячи тонн грузов.

Звезды Тимура

Тимуровское движение пред войной захватило всех пионеров страны. В 1940 г. в Сталинградской области стали создаваться тимуровские штабы и команды. Звездочки, нарисованные детской рукой на воротах или дверях квартир и домов, означали: здесь нужна помощь, здесь она оказана. С началом войны тимуровские команды охватили все большее число дружин и школ. Тимуровцы школы № 55 помогали одновременно 40 семьям фронтовиков.

В декабре 1942 г. был создан областной тимуровский штаб. В него вошли: старшая пионервожатая Раздольской СШ Михайловского района Есипова, из Николаевского райкома ВЛКСМ - Валентина Крашенинникова, инструктор Обкома комсомола Нина Шапочкина. Штаб объединял усилия пионеров и учащихся школ, планировал областные тимуровские акции. Для спасения детей, пострадавших от обстрелов и бомбежек в городе и районных центрах области партийные и комсомольские органы создавали отряды сандружинниц из вожатых, учителей, старшеклассников, студентов, из активистов общества Красного Креста. В Сталинграде сандружины возглавляли Шура Агеенкова, Ася Модина, Лида Пластикова, десятки других вожатых и секретарей райкомов комсомола. Пионеры под их руководством собирали осиротевших малышей, доставляли их на сборные пункты, оборудованные в подвалах и бомбоубежищах. Кормили, обмывали, перевязывали раны, разыскивали родителей.

Пионеры 26-й школы Тракторозаводского района опекали два детских садика № 1 и № 6. Помогали воспитателям, мастерили игрушки, приводили детей домой, поскольку родители задерживались, бывало, на сутки, в целях завода.

В начальной школе № 76 Краснооктябрьского района действовало 8 команд. Штаб тимуровцев вел дневник, имел план работы. Пионеры Лида Кантер и Юра Рублев ухаживали за малышами семьи Воронковых. Собирали для красноармейских семей лекарства, писали письма на фронт.

Делом юных тимуровцев стал сбор вещей, денег, продуктов питания для эвакуированных детей, для семей фронтовиков. В Быковском районе для бойцов 13-й гвардейской стрелковой дивизии дети собрали библиотеку из 113 книг и 32 пластинки с популярными песнями тех лет.

Большую культурную и бытовую работу проводили пионеры в госпиталях. Тимуровцы 67-й школы шефствовали над госпиталем, находившимся в соседней школе. Однажды принесли 25 подушек, собранных у жителей Ангарского поселка, 100 рубашек, сшитых на уроках труда и под руководством бабушек. Учащиеся 62-й школы собрали 300 пар постельного белья, 220 тарелок, 250 стаканов для раненых, сшили 100 носовых платков.

Воспитанники городского Дворца пионеров провели 40 концертов для воинов гарнизона, сделали в кружках 330 конвертов, 100 искусных табакерок из дерева - все в подарок солдатам и командирам частей и госпиталей.

В разрушенном Сталинграде в апреле 1944 г. проводится Первый городской слет тимуровских команд, созвавший 800 делегатов. Здесь был представлен лучший тимуровский опыт. Нина Дружинина из школы № 88 рассказала о работе своего отряда, организованном в октябре 1943 г. В команде было 80 человек, Сделано было немало: отремонтировали школу, заготовили 80 кубометров топлива, вскопали 2 школьных огорода, собрали семена огородных культур. Почтальоны-тимуровцы доставляли больным людям и фронтовикам-инвалидам почту.

Пионеры Сталинграда собрали 1800 рублей на строительство танка "Пионер", 2000 - на подарки фронтовикам, 600 кг цветного лома для завода "Красный Октябрь". Сталинградский горисполком выделил 20 командам-победителям отрезы материи на костюмы и платья, обувь, книги, наградил премиями и Почетными грамотами.

После освобождения западных районов области от фашистов, в марте 1943 г. прошли городские и общепоселковые операции по расчистке подвалов и блиндажей от завалов, восстановительные работы тех школ, от которых хоть что-нибудь осталось.

Одним из направлений тимуровской работы был сбор средств в фонд детей, оставшихся в годы войны без родителей. В Котельниковском районе 3 октября 1943 г. был проведен воскресник. Заработанные 600 руб. перечислены в фонд детей-сирот. К началу учебного года собрали учебники, подготовили наглядные пособия.

Детские дома для детей фронтовиков открылись в Тракторозаводском, Кировском, Фроловском, Нижнечирском и других районах области. Летом 1945 г. состоялся первый областной смотр художественной самодеятельности воспитанников детских домов, завершился он пионерским костром на пл. Павших борцов. Вплоть до середины 60-х гг. они были ежегодными.

Война науке не помеха

С началом войны школы города и области оказались в трудном положении. В них размещались эвакуированные семьи, воинские части. В городском Дворце пионеров 10 декабря 1941 г. находился штаб Харьковского военного округа. Из 113 школьных зданий в распоряжении Сталинградского гороно осталось 10. В остальных - госпиталя, беженцы, общежития. Аналогичная ситуация сложилась в сельских районах Заволжья, Прихоперья, в Камышине и Астрахани. Усилия руководителей районов и области, учителей, вожатых направлялись на то, чтобы дети учились. Занятия переносились на квартиры детей и учителей, в красные уголки заводов и учреждений, в библиотеки, даже в помещения аптек. В Краснооктябрьском районе дети обучались в 129 неприспособленных помещениях, в Ерманском (ныне Центральный) - в 126. Везде, в селе и городе школы работали в три и более смен. Не хватало учителей.

Не смотря на все усилия, отсев из школ учащихся был большой. В 1941-42 учебном году почти 25 тысяч учеников не посещали школы. Причины уважительные: заняли место отцов у станков или тракторов, большая семья - старшие должны обеспечить питание младших, у многих не стало обуви и одежды. В школах не топились печи. Неприспособленные помещения промерзали, стояла лютая стужа. Ученики не могли писать чернилами, п.ч. они тоже замерзали.

Бомбежки, оккупация легли тяжелым бременем на детские плечи. Детские воспоминания о месяцах Сталинградской битвы фиксируются участниками общественного объединения "Дети военного Сталинграда". Свидетельство ученика 6 класса школы № 7 Беликова Виктора: "Никогда не забуду тот день, когда немцы повесили моего земляка-сталинградца Сашу Филиппова. Его вешали на Дар-Горе, на базарной площади. Он был комсомолец 1925 г. рождения. Молодой энергичный парень, знаю его по школе. Патриот, будут жить в моем сердце всегда"... Казнили его 23 декабря 1942 г.

Из свидетельства учительницы школы № 1 Анны Васильевны Печериной: "Вскоре, как пришли фашисты в Сталинград, появились приказы о явке граждан в возрасте от 15 до 50 лет для регистрации и отправки на работы в Германию угоняли и маленьких детей. Меня с 14-летней дочерью и сестру с ребенком немцы посадили в машину, потребовав за это спирт и ценные вещи. Привезли в Суровикинский лагерь. Кормили отвратительно - ничтожная порция горелой пшеницы и кусок сырой дохлой конины. Поняв, что нас ждет мучительная смерть, мы ночью где-то у ст. Морозовская сбежали. Решили, лучше погибнуть на родной земле, чем в фашистской неволе".

Одним из ярчайших примеров является п. Красноармейск времен Сталинградской Битвы.

К началу войны система народного образования в п. Красноармейск г. Сталинграда состояла из шести школ: начальных, 7 и 8-летних и 10-летних, и одной школы ФЗО при заводе "Судоверфь". Школа имени Рылеева №6 (№ 60) находилась за рекой Сарпой в том месте, где сейчас расположена больница "Каустик". В 1938 г. ее переименовали в школу имени Бубнова. В здании, где сейчас расположена администрация музея "Старая Сарепта" и его архивные фонды, в 1929 г. находилась школа № 123 (124). В 1935 г. при строительстве Мачтозавода, школу перевели в барачное здание на Мачтозаводском поселке.

В 1930 г. в деревянном здании, принадлежащем купцу Кривову, построенном в 1909 г., организована начальная школа №117. Она находилась не далеко от мельницы, на площади, где сейчас расположен Автовокзал, и называлась "Колхозная школа". Школа № 62 и № 22 строились почти одновременно с заводом "Судоверфь" в 1932-39 гг. Школа № 62 - на Нижнем поселке возле стадиона, а школа № 22 - возле железной дороги на станции "Красноармейская".

В конце мая 1942 г. ученики ушли на каникулы, а новому учебному году не суждено было начаться в сентябре. 9 августа 1942 г. п. Красноармейск стали бомбить. По воспоминаниям очевидцев, в то воскресное, как обычно, был открыт рынок. Вдруг, в 9 часов, со стороны с. Чапурники прилетело около 12 самолетов. Никто не понял, что это - немецкие бомбардировщики. Самолеты сбросили бомбы на рынок. Почти все люди, находившиеся там, погибли. В основном это были эвакуированные женщины и дети. Число погибших в тот день точно не установлено, где-то 70-90 человек. Днем рынок оцепили военные, убрали трупы, похоронив их в общей могиле у Площади Свободы.

Поселок бомбили в течение августа через 2-3 дня и весь он был охвачен огнем. В сентябре 1942 г. ни одна школа в Красноармейске не открывалась. В здании школы № 55 был основан эвакогоспиталь, который просуществовал там до конца зимы, в зданиях школ № 22, 62 и 123 были открыты военные госпитали. Ученики старших классов и учителя школы № 55 принимали активное участие в строительстве противотанковых заграждений: за железной дорогой был вырыт ров и заминировано поле от железнодорожного полотна до р. Сарпы.

После победы Красной Армии в Сталинградской битве в п. Красноармейске в марте 1943 г. была открыта единственная школа № 55. В школах № 22, 62 и 123 были организованы военные госпитали, а здания школ № 2 и 117 из-за разрушений были непригодны для обучения. Поэтому всех детей поселка в марте 1943 г. определили в школу № 55, где директором была Анастасия Никифоровна Побединская.

Для учащихся начальных классов не хватило помещений. Классы сделали сборными. В одной комнате занимались ученики с 1 по 4 классы. Численность детей доходила до 40 человек. Проводились лишь основные уроки: чистописание, арифметика, чтение - по три урока в день. Букварей и книг не хватало (один учебник на 4-5 человек). Отвечавший читал вслух, дети старались записать или запомнить. Из-за недостатка тетрадей учились писать на клочках бумаги. На большой перемене дежурные старшеклассники освобождали класс от парт, приносили кипяток, кусочек черного хлеба с сахаром и реже - похлебку из пшена.

В старших классах педагоги старались проводить все основные уроки. Трудности в работе педагогического коллектива были огромны: школа была переполнена, численность учащихся старших классов достигала 55 человек, кабинеты были не приспособленными к такому количеству детей. Катастрофически не хватало учебников и школьных пособий, учитель приходил в класс с 10-12 книгами, которые распределялись по партам. Ученики читали вслух, а отрывки из художественных произведений пересказывали. Чтобы выучить урок, дети шли на другой конец поселка. Не хватало тетрадей, чистой бумаги, чернил и карандашей. Доставали старые газеты и писали между строк на широких газетных полях. Линейки для черчения делали из куска оструганной доски, размечали по сантиметру, делая зарубки ножом.              Дети проучились с марта по июнь 1943 г., в августе принимали активное участие в восстановлении школы. Здесь особенно отличился класс Фокиной Марии Александровны, награжденной значком "Отличник народного просвещения".

В сентябре 1943 г. школа № 55 продолжала оставаться единственной работающей школой в поселке. Ситуация с учебниками, тетрадями, книгами, школьными пособиями не изменилась. Но уже не было сборных классов, детей распределяли по возрасту. Дирекция школы организовала на ее базе кружки по шитью и вязанию. Классы в 1943-1944 гг. стали отапливаться: дрова пилили дежурные по классам старшеклассники. До 150 г черного хлеба была увеличена порция на человека в день.

Одной из проблем первостепенной важности стала низкая квалификация педагогического состава. Недостаток кадров приводил к тому, что на ставку учителя младших классов брали выпускников школ довоенных и военных лет, закончивших шестимесячные педагогические курсы. Решению этого вопроса помогали возвращавшиеся с фронта учителя. Один из них - Василий Гаврилович Евреинов, который за отличную работу награжден медалью "За трудовую доблесть", значком "Отличник народного просвещения", юбилейной медалью в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, медалями "20 лет Победы над фашизмом", "30 лет Победы над фашизмом", "50 лет Октябрьской революции", многими грамотами и благодарностями. С 1937 г. он работал преподавателем математики и физики в старших классах школы № 55. В 1941 г. В.Г. Евреинов ушел добровольцем на фронт, в 1943 г. из-за тяжелого ранения освобожден от воинской обязанности и вернулся в родную школу стал ее директором. Кроме него в школу № 55 с фронта возвращается Мыльцин Константин Михайлович - учитель математики.

Учителя думали не только об успеваемости детей. Они старались организовать досуг учащихся. По воспоминаниям учителя младших классов Макушиной Антонины Дмитриевны, во время большой перемены между уроками, для учащихся младших классов устраивали игры, экскурсии, ходили гулять в пришкольный сад. В старших классах на переменах сдвигали парты к стенкам и начинались танцы, патефон приносили из кабинета музыки. В школе устраивались литературные вечера, праздники на Новый год и 1 мая. Ученики школы помогали и фронту, и госпиталю, и вдовам с маленькими детьми. На базе школы были организованы курсы кройки, рукоделия и шитья, где шили и вязали одежду для солдат и отправляли посылки на фронт (кисеты, варежки, носки, шарфы). Ребята давали концерты в госпиталях, которые находились в зданиях школ № 22, № 62 и других госпиталях. Шел май 1945 года, учебный год подходил к концу. В школах подводились итоги прошедшего учебного года. 18 ребят - учащихся 10 класса получили аттестат зрелости.


Заключение

Под влиянием Сталинградской битвы произошли крупные изменения в международной обстановке. Гибель отборных войск вермахта под Сталинградом вызвала среди населения Германии моральный упадок. В стране был объявлен 3-х дневный траур. Все больше немцев стало думать о том, что фашисты ведут страну к гибели.

Поражение вермахта под Сталинградом ускорило распад гитлеровской коалиции: из нее вышла Италия, назревали внутриполитические кризисы в Венгрии, Румынии и среди других союзников гитлеровской Германии.

Вместе с тем победа советских войск на Волге вызвала новый подъем национальноосвободительной борьбы в странах, порабощенных фашистскими агрессорами.

Советские Вооруженные Силы в ходе Сталинградской битвы проявили массовый героизм, показали свое превосходство над гитлеровским вермахтом. Опираясь на всенародную поддержку, на крепкий тыл и неисчерпаемые ресурсы социалистического государства, Красная Армия не только выдержала натиск опасного и сильного противника, но и в ходе оборонительных сражений усилила свою мощь, а затем добилась коренного перелома в тяжелой борьбе. Это заслуга не только солдат, готовых умирать за свою Родину. Свою лепту внесло и мирное население: врачи, без страха перед смертью спасавшие жизни воинов под артобстрелами; рабочие, стоявшие у станков круглые сутки ради обеспечения армии; в конце концов простые жители деревень, скрывавшие в своих подвалах русских бойцов от немцев. Все это вместе взятое и составляло мощь нашей армии, отразившей натиск захватчиков и спасшей нашу страну, да и многие другие, от порабощения.


Литература

1.  Локтионов И.И. Волжская флотилия в Великой Отечественной войне. М., 1974.

2.  Воронин А.И. Щит и меч Сталинграда. Волгоград, 1982.

3.  Чуйков В.И. Начало пути. М., 1959.

4.  Чуйков В.И. Бессмертный подвиг. М., 1969.

5.  Самсонов А.М. Сталинградская битва. М., 1968.

6.  Смирнов Е.И. Война и военная медицина. М., 1976.

7.  Пешкин И. Две жизни Сталинградского тракторного. М.: Политиздат, 1947


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.