рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Биржи во времена НЭПА

Таким образом, с одной стороны, безработица как следствие восстановления народного хозяйства не могла уже быть разрешена военно-принудительными методами. Она требовала мер экономического порядка. С другой стороны, очень пестрый состав идущих работу и источников пополнения рынка труда, большая доля структурной безработицы требовали социальных мер. Правительство решилось на методы государственного регулирования рынка труда.

В развитии институтов государственного регулирования рынка труда и трудового по­средничества можно выделить два периода: 1) адаптация государственного посредничества к нуждам рынка (1921-1924 гг.); 2) его демонополизация (1924-1927 гг.). Становление трудового посредничества на первом этапе НЭПа определялось идеологическими установ­ками о помощи рабочему классу. Государственное регулирование означало, что все операции по найму сосредоточиваются в одном месте, а работа распределяется в порядке общей очереди между добровольно обращающимися на биржу и в связи с принципом наибольшей нуждаемости[17].

Однако новые методы отличались от практики трудмобилизации, во-первых, правом безработного не регистрироваться, если он не намерен трудиться, во-вторых, правом отказаться от предлагаемой работы. Работодатель, хотя и нес уго­ловную ответственность за нанятых, не мог отказаться от присланного работника. Услуги биржи труда стали бесплатными, принципы ее деятельности закреплялись Постановлением НКТ (Наркомтруда) от 12.04.1922 г.

В 1922 г. Органы распределения переименованы в Биржи труда, органом управления стал Комитет биржи. В постановлении говорилось о новых формах связи с профсоюзными органами, с одной стороны, и с хозорганами - с другой. Предполагалось предоставление работы в первую очередь членам профсоюзов, которые руководили работой экспертных комиссий при биржах труда, осуществляли контроль за вольным наймом и т.п. Внутри биржи организовывали профсекции, возглавляемые выдвиженцами профсоюзов.

Установка на охват всего рынка труда привела к перегрузке бирж. На них легли статистические процедуры, переброски излишков рабочей силы, контроль за соблюдением трудового права, мероприятия по социальной помощи и, наконец, посреднические опера­ции. Сюда включались также регистрация спроса и предложения труда по профессионально-квалификационному признаку, экспертиза безработных для подтверждения квалификации, подбор и посыл работников по заявленному спросу. На практике процедура посредничества выглядела так: биржа труда регистрирует всех обращающихся в качестве безработных, а затем выдает специальные билеты, предоставляющие льготы по уплате налогов и коммунальных платежей. В первую очередь биржи заботились о социально незащищенных слоях, трудоустройство которых в условиях конкуренции было особенно сложным. Правда, несовершенная система учета безработных обесценивала титанические труды статистиков[18].

Во-первых, предоставление льгот усилило поток мнимых безработных, которые, пользуясь правом отказа от работы, затрудняли работу биржи, делали невозможным подсчет истинных масштабов безработицы. Сотрудники биржи не успевали проверить квалификацию и отсутствие заработка у каждого соискателя. Административные меры "чистки", предпринятые в 1922-1923 гг., позволили снять с учета от 30% до 60% граждан. Однако потери восполнялись в считанные месяцы. После второй чистки был введен новый принцип регистрации - по признаку стажа и квалификации. Квалифицированные посы­лались на работу в первую очередь, остальные регистрировались как "ищущие труда". Во-вторых, не все квалифицированные рабочие регистрировались на бирже труда. Ограни­чение в регистрации способствовало развитию подпольного рынка труда. В-третьих, профсоюзы требовали снимать с работы не члена профсоюза с заменой его членом профсоюза. Поскольку достаточно было проработать где-нибудь один месяц по найму, чтобы вступить в профсоюз и стать "пролетарским элементом", в числе безработных к 1924 г. оказалось 42,1% членов профсоюзов, требовавших внеочередного трудоустройства.

В результате при большом объеме безработицы лишь немногие подходили работодателям. Возник неудовлетворенный спрос. Хозяйственники, недовольные посылом некачественной рабочей силы, увидели в государственном регулировании тормоз в развитии промышленности, настаивая на демонополизации биржи труда. Заявки на рабочую силу поступали нерегулярно, предприятия начали сами подыскивать себе высококвали­фицированных работников, как-то: кассиров, руководителей отделов и подразделений. Корреспондент костромской газеты "Красный мир" писал: "В день, когда требование на рабочую силу поступает на биржу, она осаждается безработными от профсоюза, который указывает персонально кандидатов, инвалидами с ярлычками для внеочередной посылки, женщинами из Женотдела, Губкомиссией помощи демобилизованным и 300 беженцами из Поволжья. В результате всестороннего нажима биржи труда теряет посреднические функ­ции и вынуждена делать отступления от требований нанимателя"[19].

Затрудняла деятельность биржи труда также неэффективная внутренняя организация и условия труда. Тесные помещения ограничивали пропускную способность, возникали очереди безработных и толчея. Кроме того, сказывалась неукомплектованность штатов бирж, тяжелые условия труда, приравнивание функций кадрового эксперта к работе секретаря-ре­гистратора. Средняя заработная плата работника биржи составляла 36 р. 80 к., в некоторых местах - 15 рублей (для сравнения: средний рабочий получал 100 рублей). Квалификация была низкой, поскольку грамотные люди уходили на хозяйственную работу. В середине 1923 г. появились новые ограничения, в частности, установлен предельный радиус найма через биржу - 15 верст, а также введен трехдневный срок исполнения спроса. Нередко раньше других трудоустраивались родственники. Против протекционизма и кумовства широкую кампанию развернули профсоюзы. Проведенные ими обследования обнаружили, что, например, "статистик первого разряда" на деле оказывался конторщиком-регистратором, а на частных предприятиях 100% спроса проходило с последующей регистрацией. В итоге биржи труда до 1924 г., захватив монополию, так и не смогли эффективно регулировать рынок труда. Государство выделяло деньги на социальную помощь безра­ботным, а не подыскивало для предприятий нужные кадры. Местным биржам приходи­лось идти на многочисленные отступления от действующих правил. Так, Оренбургская биржа труда в 1923 г. предоставляла право безработным самим подыскивать работу по истечении "биржевого стажа". Ленинградская биржа предоставляла такое право внезависимости от времени и очереди, но с последующей регистрацией. Все биржи захле­бывались от потока мнимых безработных. Учтя опыт мест, НКТ в 1924 г. издает постановление "О прекращении выдачи билетов безработным лицам, состоящим на учете бирж труда". С отменой льгот поступление на биржи труда уменьшилось, и единственным мотивом обращения стало реальное получение работы. Добровольное обращение работников, разрешение вольного найма означало демонополизацию государственного посредника[20].

В 1923 г. в России насчитывалось 1,4 млн. безработных, насчитывалось 57 посланных биржей на 100 предложений, а в начале 1924 г. их число возросло до 83. Зато кумовство на вольном рынке приобрело еще большие масштабы. В августе 1924 г. про­изошла очередная чистка зарегистрированных безработных, их численность сократилась на 40%. Прекратилось административное преследование нанимателя за отказ от найма безработного. Контроль же за соблюдением норм трудового законодательства передается органу охраны труда, а также профсоюзам, которые сразу стали развивать практику коллективных договоров. Определение категорий льгот по платежам — учреждениям, назна­чающим платежи, например, коммунальной службе. Юридически демонополизация трудового посредничества была установлена Положением о Биржах труда в 1925 г., хотя НКТ СССР оставил за собой право на обязательный найм через посреднические органы, но в исключительных случаях. Первыми результатами демонополизации стали повышение качества деятельности бирж и переход от пассивного посредничества к активному. Отде­ление посредничества от социальных мер открывало свободу действий. С 1924г. усиливается информационная функция бирж - учреждена газета "Трудовой посредник", публикующая объявления о вакансиях и претендентах. Бюро, организованные по профес­сиональному признаку, вырабатывали методы посредничества, устанавливая отношения со своим кругом потенциальных работодателей, в том числе соглашения об использовании производственных мощностей для проведения практической экспертизы. Улучшается ка­чественный состав претендентов. Волна судебных процессов над "ответственными" работниками, уличенными в растратах, стимулировала обращение работодателей в бюро трудоустройства, которые имели высокую репутацию. Однако плотность услуг вызвала сомнения работодателей: приходилось платить за то, что раньше предоставлялось бес­платно[21].

Правда, вскоре плата, введенная как временная мера для покрытия издержек по реорганизации посредничества, была отменена, к недоумению уже потратившихся на под­бор рабочей силы руководителей.

С первыми шагами индустриализации рынок труда перестает напоминать капиталисти­ческий. Началось сворачивание НЭПа и переход к плановой экономике, при которой надобность в традиционных биржах труда полностью отпала. Их заменили отделы кадров и бюро по трудоустройству.


Заключение

В курсовой работе была рассмотрена тема биржи в Советский период во времена НЭПа. На основе вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы.

С 1923 г. началось вытеснение частных посредников. В феврале 1923 г. было запрещено частное посредничество в сделках между госорганами, и частный посредник мог участвовать лишь в заключении сделок между госорганом и частым лицом. Этим Декретом было положено начало размежеванию двух рыночных секторов — обобществленного и частного. Лица, состоящие на государственной службе, не имели права действовать в качестве комиссионеров, торговых агентов или частных представителей госорганов. Законом «О торговых агентах» (октябрь 1925 г.) этот институт в государственном секторе упразднялся.

Усиление государственного регулирования торгового оборота активизировало деятельность товарных бирж — организаций, в деятельности которых сочетались хозяйственно-оперативные и контрольно-регулирующие функции, История советской биржи началась летом 1921 г. Инициатором их создания была кооперация. Несколько позже к их организации приступил ВСНХ. Первые биржи действовали на основе своих уставов, ориентированных на уставы центральных бирж Москвы, Петрограда и Киева.

В августе 1922 г. СТО принял постановление «О товарных биржах», подводившее общую правовую базу под все фактически существовавшие биржи и определившее структуру и порядок работы вновь возникавших организаций Заседатель видел задачи бирж в выявлении отношений спроса и предложения, облегчении и упорядочении товарообмена. В нюне 1922 г. ВСНХ обратился к биржам с предложением усилить привлечение частных лиц и капиталов в целях борьбы с «черными биржами». Августовское постановление «О товарных и фондовых биржах» снизило ценз для частных предприятий, желающих участвовать в работе бирж.

В сентябре 1922 г. СТО принял постановление «О регистрации внебиржевых сделок госпредприятий», предписывавшее госорганам обязательное оформление на бирже сделок, совершенных вне биржи. Тем самым биржевая регистрация должна была усилить контроль государства за сделками частных лиц. Преимущество госорганов на бирже обеспечивалось рядом организационных мер: биржевые комитеты (руководящие органы биржи) полностью или частично назначались губернскими экономическими совещаниями.

По определению НК Внуторга, биржи представляли собой «самоорганизацию торгующих», что позволяло экономическими мерами решать задачи по регулированию товарооборота, которые не могли быть разрешены административным путем. Юридическая природа биржевой организации раскрывалась в циркуляре Комиссии по внутренней торговле при СТО РСФСР в марте 1924 г. Там определялось, что биржи не осуществляют функций государственной власти, но действуют на началах самоуправления, они не являлись ни государственными учреждениями, ни частными организациями, это общественные организации. В составе бирж создавались секции частной торговли. Для координации работы бирж учреждалось Бюро съездов биржевой торговли. В 1922 г. Органы распределения переименованы в Биржи труда, органом управления стал Комитет биржи. В постановлении говорилось о новых формах связи с профсоюзными органами, с одной стороны, и с хозорганами - с другой. Предполагалось предоставление работы в первую очередь членам профсоюзов, которые руководили работой экспертных комиссий при биржах труда, осуществляли контроль за вольным наймом и т.п. Внутри биржи организовывали профсекции, возглавляемые выдвиженцами профсоюзов.

Установка на охват всего рынка труда привела к перегрузке бирж. На них легли статистические процедуры, переброски излишков рабочей силы, контроль за соблюдением трудового права, мероприятия по социальной помощи и, наконец, посреднические опера­ции. Сюда включались также регистрация спроса и предложения труда по профессионально-квалификационному признаку, экспертиза безработных для подтверждения квалификации, подбор и посыл работников по заявленному спросу. На практике процедура посредничества выглядела так: биржа труда регистрирует всех обращающихся в качестве безработных, а затем выдает специальные билеты, предоставляющие льготы по уплате налогов и коммунальных платежей. В первую очередь биржи заботились о социально незащищенных слоях, трудоустройство которых в условиях конкуренции было особенно сложным. Правда, несовершенная система учета безработных обесценивала титанические труды статистиков.

В 1923 г. в России насчитывалось 1,4 млн. безработных, насчитывалось 57 посланных биржей на 100 предложений, а в начале 1924 г. их число возросло до 83..

С первыми шагами индустриализации рынок труда перестает напоминать капиталистический. Началось сворачивание НЭПа и переход к плановой экономике, при которой надобность в традиционных биржах труда полностью отпала. Их заменили отделы кадров и бюро по трудоустройству.

Биржам суждено было возродиться на недолгий период в советский период. Это произошло в июле-декабре 1921 г. (первые годы НЭПа). Биржи возникли стихийно по всей стране. Но их эффективность была низкой.

В биржевом обороте находились в основном те же товары, что и до войны, - продовольствие и фураж. Текстиль, сырье, металлические и кожевенные изделия, топливо были представлены на биржах не значительно.

В советский период функции биржи заключались в определении спроса и предложения, регламентировании сделок и котировке цен. Как видим, они совпадают с функциями бирж в дореволюционный период. В конце 20-х годов советские биржи были ликвидированы.


Список используемой литературы

1.  Аникст А. Современная безработица в России и борьба с нею // Вестник труда. - 1922.- № 2.

2.  Атаян И.М. Биржи труда в 20-е годы: опыт государственного трудового посредничества // Социологические исследования. - 2000. - № 4. - С. 117-122.

3.  Биржевой портфель (Книга биржевика, Книга биржевого коммерсанта, Книга брокера)/ Отв. ред. Рубин Ю.Б., Солдаткин В.И. - М.: "СОМИНТЕК", 1992. - 496с.

4.  Гаген В.А. К вопросу об организации указания труда в России. - СПб., 1902.

5.  Герман Л. Работа местных органов Наркомтруда // Вопросы труда. - 1924. № 9. - С.21-27.

6.  Герчикова И. Международные товарные биржи. Вопросы экономики. -1991. - Т 7. - 439с.

7.  Гиндин Я. Безработица и трудовое посредничество. - М.: Вопросы труда. 1925.

8.  Гиндин Я.И. Новые формы работы бирж труда (с приложением постановлений и распоряжений Наркомтруда СССР о реорганизации Бирж труда). - М.: Вопросы труда. 1924.

9.  Гиндин Я.И. Профсоюзы и безработица (1917-1927). - М., 1927.

10.  Завидовский П. Состояние рынка труда и наши ближайшие задачи // Вопросы труда. - 1924. - № 1. - Приложение. С. 11-17.

11.  Исаев А. Безработица в СССР и борьба с нею (За период 1917-1924 гг.). - М.: Вопросы труда. 1924.

12.  Исаев А. Указатель литературы по рынку труда и борьбе с безработицей. - М.: Изд-во "Вопросы труда", 1925.

13.  Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. - М.: Юристъ, 1999. – 612 с.

14.  История государства и права России: Учебник / Клеандрова В.М., Мулкаев Р.С., Сенцов А.А. и др.; Под ред. Титова Ю.П. - М.: Проспект, 1999. – 514 с.

15.  Кешян В.Г. Биржевой рынок: Страницы истории и становления в соврем. Условиях / Вступ. ст. Видяпина В.И. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1996. – 350 с.

16.  Кондратьев Д. "...Где пристойно, сделать биржу": [О прошлом и настоящем биржи] // Родина. - 1996. - № 9. - С. 73-76.

17.  Маневич В. Функции товарной биржи и основные направления биржевой политики в условиях перехода к рынку. - М.: Вопросы экономики, 1991. - Т 10. - 673с.

18.  Минц Л.Е. Рынок труда в России (за 1922 и 1 пол. 1923 гг.). - М., 1923.

19.  Об основных задачах Отделов труда в области регулирования рынка труда // Известия НКТ СССР. - 1922. - № 2. - С. 4-8.

20.  Советская товарная биржа. 20-е г г.: Док. и материалы / Сост. коммент. и вступ. ст. Московченко Н.В. - М.: Дело. 1992. – 342 с.

21.  Тайны биржевых спекуляций: Сборник / Сост. Коптяев А.А. – СПб.: Лик, 2001. – 110 с.

22.  Тимошина Т.М. Экономическая история России : Учебное пособие /Под. Ред. Проф. М.Н. Чепурина.- 8-е изд. стер. - М.: Юстицинформ, 2002. -416с.

23.  Хрестоматия по истории государства и права России. / Под ред. Чибиряева С.А. - М: Былина, 2000. – 602 с.

24.  Целыковская Е.А. Советская товарная биржа 20-х годов: какой она была // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. - СПб.: 1993. - Вып. 3. - С. 115-119.

25.  Черных А.И. Рынок труда в 20-е годы // Социологические исследования. - 1989. - № 4. - С. 118-126.

26.  Яковлев А.А. К становлению советских товарных бирж. - М.: Экономические науки. - 1991. - Т 11. - 397с.


[1] Кешян В.Г.   Биржевой рынок: Страницы истории и становления в соврем. Условиях / Вступ. ст. Видяпина В.И. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1996. – С. 55.

[2] Кешян В.Г.   Биржевой рынок: Страницы истории и становления в соврем. Условиях / Вступ. ст. Видяпина В.И. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1996. – С. 56.

[3] Тимошина Т.М.  Экономическая история России : Учебное пособие /Под. Ред. Проф. М.Н. Чепурина.- 8-е изд. стер. - М.: Юстицинформ, 2002. – С. 209.

[4] Тимошина Т.М.  Экономическая история России : Учебное пособие /Под. Ред. Проф. М.Н. Чепурина.- 8-е изд. стер. - М.: Юстицинформ, 2002.

[5] Тайны биржевых спекуляций: Сборник / Сост. Коптяев А.А. – СПб.: Лик, 2001. – С. 77.

[6] Тайны биржевых спекуляций: Сборник / Сост. Коптяев А.А. – СПб.: Лик, 2001. – С. 78.

[7] Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. - М.: Юристъ, 1999. –С. 466.

[8] Хрестоматия по истории государства и права России. / Под ред. Чибиряева С.А. -М: Былина, 2000. –С. 401.

[9] Хрестоматия по истории государства и права России. / Под ред. Чибиряева С.А. -М: Былина, 2000. –С. 402.

[10] История государства и права России: Учебник / Клеандрова В.М., Мулкаев Р.С., Сенцов А.А. и др.; Под ред. Титова Ю.П. -М.: Проспект, 1999. –С. 315.

[11] История государства и права России: Учебник / Клеандрова В.М., Мулкаев Р.С., Сенцов А.А. и др.; Под ред. Титова Ю.П. -М.: Проспект, 1999. –С. 316.

[12] Кондратьев Д. "...Где пристойно, сделать биржу": [О прошлом и настоящем биржи]  // Родина. - 1996. - № 9. - С. 73.

[13] Яковлев А.А. К становлению советских товарных  бирж. - М.:  Экономические науки. - 1991. - Т 11. – С. 123.

[14] Черных А.И. Рынок труда в 20-е годы // Социологические исследования. - 1989. - № 4. - С. 118.

[15] Исаев А. Безработица в СССР и борьба с нею (За период 1917-1924 гг.). - М.: Вопросы труда. 1924.

[16] Завидовский П. Состояние рынка труда и наши ближайшие задачи // Вопросы труда. - 1924. - № 1. - Приложение. С. 11.

[17] Гиндин Я.И. Новые формы работы бирж труда (с приложением постановлений и распоряжений Наркомтруда СССР о реорганизации Бирж труда). - М.: Вопросы труда. 1924.

[18] Герман Л. Работа местных органов Наркомтруда // Вопросы труда. - 1924. № 9. - С.21.

[19] Атаян И.М. Биржи труда в 20-е годы: опыт государственного трудового посредничества  // Социологические исследования. - 2000. - № 4. - С. 117.

[20] Аникст А. Современная безработица в России и борьба с нею // Вестник труда. - 1922.- № 2.

[21] Атаян И.М. Биржи труда в 20-е годы: опыт государственного трудового посредничества  // Социологические исследования. - 2000. - № 4. - С. 118.


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.