рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Экономика торга

Подобные же соображения самосохранения лежали в основе и смягчения бюджетной политики весной 1992 года, и согласия на беспрецедентные импортные льготы в 1994 году, и предоставления налоговых уступок "Газпрому" в течение всего периода реформ и т. д. Стыдиться, однако, следует не отдельных уступок или ошибок - они действительно неизбежны. Стыдной была общая позиция соглашательства, во многом вытекающая из отношения к верховной власти - робкого и подобострастного - в худших традициях советской интеллигенции.

В итоге реформаторы, на деле не получившие необходимых для осуществления реформ полномочий, зачастую узнававшие о важнейших политических и хозяйственных решениях чуть ли не из газет, в общественном сознании оказались ответственными за все.

Конечно, были отставки. Увы, все добровольные отставки по идеологическим причинам можно сосчитать по пальцам одной руки. Значительно чаще происходила постепенная трансформация "молодого реформатора" в средних лет конформиста.

Самоидентификация с Богом

Неверно, однако, думать, что в основе желания сохраниться в правительстве лежали преимущественно меркантильные соображения, стремление остаться "в элите" или простая жажда власти. Власть большинства министров во многом эфемерна. Что же до "меркантильного", то, в отличие от 95% населения страны, я абсолютно убежден в личной честности и неподкупности Гайдара, Чубайса, большинства других "младореформаторов". Кроме того, уже в 1992 году было ясно, что для профессионального экономиста жизнь за пределами госструктур куда как комфортнее и богаче. Стремление остаться "в элите", безусловно, имело значение, но главное, по-моему, все-таки в другом. В искренней вере в свою исключительность. В то, что "если не я, не мы, то - никто". В то, что "лучше я соглашусь на уступки и останусь в правительстве, чем придет некто совсем негодящийся и вообще остановит реформы".

Здесь мы переходим к убеждениям.

В основе либерального мироощущения лежит представление об ограниченности собственных знаний и возможностей и, наоборот, уважение к чужим знаниям, возможностям и желаниям. Каждый человек лучше других знает не только то, что ему нужно, но и как этого достичь. Отсюда - отсутствие права на вмешательство в чужую жизнь, права на навязывание как своих представлений о счастье, так и способов его достижения. Вмешиваться можно только тогда, когда деятельность одного мешает жизнедеятельности другого и мирное согласование интересов невозможно или заведомо неэффективно без внешнего участия. При этом в области экономики подобная ситуация - достаточно большая редкость.

Вера в свою исключительность, в свои особые знания принципиально антилиберальна.

Как и вера в особые возможности государства - его аппарат тоже состоит из людей. Именно поэтому либеральная экономика предполагает низкие налоги: предприятия и население лучше государства распорядятся своими деньгами.

Именно поэтому меньше должны быть трансферты - кто в федеральном центре может правильно проранжировать регионы? Именно поэтому единые правила лучше постоянного торга: истинной информации о возможностях и потребностях нижестоящих у вышестоящих все равно нет.

Самоидентификация с Богом, естественно вытекающая из веры в свою особость, к несчастью, была типичной для наших реформаторов. А посему, несмотря на все клятвы в либерализме, выстраиваемая экономическая система не могла не предполагать избыточные права реформаторов принимать конкретные хозяйственные решения. И уже отсюда - индивидуальные схемы приватизации, льготы, "тяжелый" бюджет и т. п. Вспоминаю в этой связи, что когда во время самого скандального залогового аукциона, фатально расколовшего "союз реформаторов и олигархов", я возмущался произволом и правом одного человека фактически определять победителя, то от своего бывшего коллеги услышал в ответ: "Я решаю, потому что сегодня меня назначили на эту должность. Назначат тебя - принимать решение будешь ты". Проблема, однако, в том, что многие вопросы, авторитарно решавшиеся нашими "либералами", вообще не должно решать государство или, во всяком случае, не должен решать отдельный чиновник.

Замечу, что в Чили пришедшие к власти либеральные экономисты физически уничтожили мощнейший компьютер, специально закупленный правительством социалистов в США для расчетов государственного плана. Уничтожили, чтобы не соблазняться. Понимая, что то, что пытаются посчитать социалисты, правильно посчитать попросту нельзя.

Избыточные права госчиновников принимать решения, касающиеся отдельных предприятий и граждан,- главная причина коррупции. Либеральные экономики менее коррумпированы не потому, что у бюрократии там другая ментальность или большая зарплата (хотя и это, конечно, имеет большое значение). Главное в ином: в нормальной экономике практически не остается вопросов, за решение которых можно давать взятки. Нет там и понятия "исключения", когда "ничего нельзя, но все можно". Предоставляя избыточные полномочия по принятию индивидуализированных решений себе, реформаторы не могли не дать аналогичные права своим подчиненным. И обычная для "либералов" страусиная позиция ("я честен, а с коррупцией в моем ведомстве пусть разбирается прокуратура") никого не оправдывает, реформаторы ответственны за сохранение системы, традиционной советской "экономики торга и исключений".

С преувеличением возможностей государства (вытекающим из абсолютизации собственных возможностей) связано и неадекватное представление о его роли.

Автору лестно слышать, что правительство Ельцина-Гайдара в 1991 году спасло страну от голода и холода. Это, однако, преувеличение. Народ вообще значительно меньше зависит от государства, чем в это хочется верить правительственным чиновникам. И если государство не будет народу мешать, устраивая, например, войны или вводя продразверстку, то никто не замерзнет и от голода не умрет.

Особенно в России, где, несмотря на многолетний государственный патернализм, на правительство никто особенно не рассчитывает. Поэтому и не платятся налоги.

"Безответственный упрощенец"

Много лет назад один из моих мудрых учителей дал навсегда запомнившееся мне определение Ленину: "Безответственный упрощенец". Боюсь, что, несмотря на частое повторение тезиса о том, что "не бывает простых решений", отечественные реформаторы призыва 90-х во многом заслужили то же название.

Заслужили технократической подменой реального мира схемой, игрой под названием "экономический механизм". Критериями оценки успеха в этой игре стали не естественные и конечные цели экономического развития - качество и уровень жизни, а, скорее, средства достижения этих целей. Прежде всего финансовая стабилизация (аналогично индустриализации у большевиков). Соответственно внимательно отслеживались те показатели, которые характеризовали выбранные критерии (темпы инфляции). Я вовсе не за инфляцию, но стабильные цены не могут быть целью преобразований. Не являются они и единственным средством лечения всех тех болезней общества, которые остались "вне игры".

Заслужили способностью не заниматься тем, чем неясно, как заниматься.

Наглядный пример - социальная сфера. Осмысленные реформы пенсионной системы, здравоохранения, системы социальной защиты и т. д. так и не начались.

Или можно иметь эффективную капиталистическую экономику и отнюдь даже не социалистическую, а типично советскую "социалку" (со спецполиклиниками, госдачами, фактическим отсутствием пенсионных фондов)? Заслужили догматичным следованием чужим даже не идеям, а лозунгам. Я имею в виду не жесткую денежную политику, здесь как раз чужие советы "ужесточаться" были весьма кстати. Я, прежде всего, опять о приватизации. Не так давно один из самых главных наших олигархов доказывал мне успешность приватизации тем, что она, во-первых, состоялась и, во-вторых, не привела к гражданской войне. Более продвинутые, защищая приватизацию, цитируют теорему Ричарда Коуза - еще одного нобелевского лауреата-чикагца: "Неважно, как собственность распределена, главное, что она распределена". Боюсь, что точно так же, как теоремы геометрии Евклида не действуют в геометрии Лобачевского, теорема Коуза не вполне применима к нам. Слишком разная аксиоматика. Мог ли предположить (и одобрить) чикагский профессор распределение собственности, при котором приватизация только одного алюминиевого завода приводит к двадцати трупам? Или покупку крупнейших предприятий страны на их собственные, т. е. государственные, деньги? Или приобретение собственности через инвестиционные конкурсы, условия которых выполняются в 20% (или 10%?) случаев, а отыграть назад (отобрать собственность у обманувшего) легально практически нельзя? Более всего остального происшедшая приватизация повинна в том, что вопрос о гражданской войне до сих пор не снят с обсуждения.

Заслужили своим безудержным, детским оптимизмом. Он проявился уже в оценках ожидаемого роста цен после их освобождения в 1992 году. Позже - в ежегодных прогнозах экономического роста, который пока не начался, но обязательно начнется в следующем квартале. Совсем недавно - в прогнозах курса рубля сразу после 17 августа: какой там был потолок - 9,50? Примеры можно приводить до бесконечности.

Оптимизм, безусловно, связан с отмеченной выше характерной чертой наших реформаторов - серьезной переоценкой собственных способностей и возможностей.

"У наших предшественников не получилось, но мы-то умные. Мы сможем". Подобный оптимизм лежал в основе бессмысленно дорогих заимствований на рынке ГКО - "ведь завтра начнется экономический рост, соберем налоги, отобьемся".

Увы.

Он же оправдывал залоговые аукционы: "В этом году закроем дыру в бюджете, пусть и дешевой распродажей госсобственности, в следующем - начнется подъем и сбалансируем бюджет без всяких распродаж". Подъема так и нет.

Дорогой госсобственности почти не осталось.

Оптимизм же подвигнул на согласие взять на Россию весь внешний долг СССР.

Согласовывая передачу этого долга и условия его реструктуризации, я исходил из того, что "относительно ВВП долг небольшой, к тому же есть много встречных обязательств - что-нибудь обязательно получим. Наладим экономический механизм - с долгами справимся". Не справились. В последнее время многие экономисты заговорили о необходимости списания с России всего (или части) советского долга. Согласен. Но что делать уже с российскими долгами? Например, с почти $4 млрд, взятыми через размещение евробондов летом 1998 года? По весьма высоким ставкам и, главное, накануне почти неизбежной девальвации.

Тогда, когда все более или менее разумные банки замещали выданные рублевые кредиты валютными? Чем, кроме веры в чудесное избавление от девальвации, можно объяснить готовность брать (и тратить) дорогие доллары в такой момент? Верой в чудо и надеждой на авось. Сегодня залатаем, завтра как-нибудь пронесет. Это и есть безответственность.

А вовсе не "крах либеральных реформ".

И не "кризис долга", а "кризис чувства долга", как верно заметил один мой умный коллега.

Новые мифы

Давно и не мною замечено, что у многих революционеров любовь к человечеству удивительным образом совпадает с нелюбовью и неуважением к отдельному человеку. Так и у нас: миссия осуществления либеральных реформ выпала советским интеллигентам, внутренне далеким от либерализма - высокомерно самоуверенным, лишенным необходимого уважения к чужому мнению. А посему не утруждающим себя объяснением своих действий. И присвоившим себе право на мифотворчество и ложь. На ложь о достижениях, в том числе в тех областях, которые сами реформаторы считали важными.

Так, вопреки распространяемому мнению, у нас не было финансовой стабилизации.

Не было, поскольку финансовая стабилизация означает сбалансированный бюджет, а не низкие темпы инфляции, выбитые благодаря невыплате заработной платы, недофинансированию госзаказа и сумасшедшим заимствованиям. Политика нереального бюджета не могла не взорваться инфляцией, точно так же как не мог не взорваться "денежный навес", созданный мягкой бюджетной политикой и регулируемыми ценами в конце 80-х.

У нас не было жесткой денежной политики. Была бы - не случилась бы трехкратная девальвация рубля в течение месяца. Была же безответственная и профессионально беспомощная политика поддержки курса рубля с помощью растраты валютных резервов ЦБ, сформированных за счет "чудесного" притока в страну иностранных инвестиций. Не хочется отсылать к учебникам - сам их давно не читал.

Но, господа экономисты, сравните динамику валютных резервов с динамикой денежной базы (сколько печатают денег) на протяжении 1997-1998 годов.

Что, можно было избежать девальвации? Только за счет продолжения чуда - нового притока западных денег. Не случилось.

У нас не было эффективного банковского надзора. Был бы, не потеряли бы в одночасье треть (или половину?) коммерческих банков. Была трусливая боязнь контроля и, тем более, санации "великих" и слабое понимание правил жизни "мелюзги". Кстати, немедленная - в самом начале кризиса - санация банков, ставших фактическими банкротами еще до 17 августа, не только спасла бы часть средств, но и явилась бы важным фактором восстановления доверия со стороны западных инвесторов. А то мораторий, закрытие глаз на вывод активов, отсутствие санаций - полное впечатление спасения своих банков, в то время как их иностранные кредиторы остаются ни с чем. Вот и закрыты все лимиты на Россию.

У нас не было независимого Центрального банка. Был бы, не вложили бы абсурдные по объему ресурсы ЦБ и особенно Сбербанка в ГКО.

У нас не было (и нет) налоговой системы в общепринятом смысле этих слов.

Не было, так как налог, ставка которого определяется в индивидуальном торге (например, "Газпром" - правительство),- это не налог, а дань, подать, спонсорский взнос (я не знаю, что ближе).

У нас не было необходимого для либеральной экономики уважения частной собственности. Было бы - не произошла бы конфискация сбережений населения в 1991 году или капиталов банков в 1998-м. Было же типично советское равнодушие к чужому богатству и неуважение к нему. Поэтому и раскаяния по поводу фактически украденных денег никто не испытывает.

Одним словом, у нас много чего не было из того, что, как нам говорили, у нас было.

Я могу только радоваться, что ни один записной "либерал" не остался во власти. Иначе мои выступления были бы небезопасны для Альфа-банка. Так как отдельные "либералы" на редкость невосприимчивы к критике и мелко мстительны. Истерическую реакцию прежнего руководства ЦБ на любые замечания в свой адрес вообще трудно забыть. Как и заявления Сергея Алексашенко о том, что в происшедшей девальвации виновата не денежная политика Центробанка, а мировой финансовый кризис и предсказания (кстати удивительно точные) Андрея Илларионова. Что до кризиса, то сравните нашу трехкратную (!) девальвацию рубля с аналогичной посткризисной девальвацией валют в Юго-Восточной Азии (Индонезия - 80%, Южная Корея - 50%, Малайзия - 45%). Есть вопросы? Что же до предсказаний, то начните, хоть ежедневно, предсказывать скорое падение доллара. Боюсь, устоит.

С невосприимчивостью к критике пересекается и еще одно фундаментальное свойство наших реформаторов - абсолютная неспособность признавать свои ошибки. Правы всегда и во всем - даже если отрицательный результат всем давно очевиден. Апофеозом стало отсутствие отставок после 17 августа.

Как же: "виноваты не мы, а лучше нас с ситуацией не справится никто".

Я - член команды Гайдара. И вместе со всеми несу ответственность за происшедшее.

И отсутствие способности к признанию своей вины, к покаянию мне представляется исключительно важным. Потому что без откровенного разговора о сделанном, о всех ошибках и компромиссах тех, кто шел в правительство ради того, чтобы делать рыночные реформы, у либеральной идеи в России нет шансов на скорую реабилитацию.

Как и у самих реформаторов. Чего мне искренне жаль - многие отнюдь не выработали свой ресурс. Научиться бы делать выводы и винить в происходящем себя.

Собственно, именно ради призыва к беспристрастному анализу сделанного и написана эта статья. Все происшедшее меня лично убеждает не в том, что России не подходит либеральная идеология, а ровно в обратном: Россия должна быть самой либеральной из либеральных стран. Потому что именно здесь любой запрет традиционно обходится с помощью "исключений" и взяток, потому что "суровость именно российских законов смягчается необязательностью их исполнения".

Свободная экономика - сильная власть

Существует легенда, что либеральная экономика несовместима с сильной властью. В ее распространенности у нас в первую очередь виноваты те, кто руководил страной начиная с 1991 года. Действительно, давно российское государство не было таким слабым. И слабело оно под флагом либеральных реформ. И, во многом, благодаря тому, что пришедшие к власти "либеральные демократы" нанесли сильнейший (хотя и не первый) удар по советской государственной машине, исключительно отлаженной и вполне эффективной для решения своих задач.

Вместе с тем именно либеральная экономическая система нуждается в сильной власти. Нуждается, так как либеральная экономика предполагает единые законы и правила - обеспечить единообразие может только сильная власть. Не допускающая исключений. Неподкупная. Способная наказать.

И идеальным государством для либерального экономиста будет поэтому то, где губернатор, заявивший о выходе из России, назавтра проснется в тюрьме.

Где олигархи не смогут вызывать на отчет министра финансов (было, увы, и такое).

Свободная экономика и сильная власть. Ровно наоборот тому, что имеем сегодня: регулируемую экономику и слабое государство.

"Сильное", однако, не означает "большое". Наоборот. Впрочем, здесь не хочется повторяться. Только концентрация государства на своих "истинных" функциях (прежде всего, на обеспечении правопорядка, а не на делении ресурсов) может привести к успеху. (Поэтому недофинансирование силовых структур глупее недофинансирования социальной сферы. Первые необходимо усиливать.

Бремя второй нынешнему российскому государству все равно придется сокращать.) Фундаментальной неудачей реформ 90-х стало то, что так и не было определено место государства в жизни общества. Место, соответствующее нынешнему состоянию России и мира, задачам, стоящим перед нашей страной. Чем, собственно, должен заниматься сегодня федеральный центр? Чем региональные власти? Где можно и нужно обходиться без государства? Отсюда и нереальный бюджет. Так как структура бюджета отражает именно желаемую роль государства.

Академик Шаталин в свое время негодовал, когда обсуждение программ экономических реформ сводилось к "игре в показатели" - к вопросу, например, о ставках отчислений в разнообразные создаваемые на предприятиях фонды: "При чем тут ставки, если не решены кардинальные вопросы устройства государства и хозяйственного механизма?" Всем вроде понятно, что дело не в цифрах.

Однако по-прежнему обычными для дискуссий являются вопросы типа ставок НДС (18 или 14%), доли налоговых сборов, оставляемых регионам (50 или 54%), и т. п. Это бухгалтерия, а не макроэкономика. Основное же - функции государства, права и обязанности федерального центра и регионов - остается за кадром.

Поэтому трудно упрекать внезапно назначенного премьером Примакова в том, что вновь предлагается принимать нереальный бюджет. А кем был подготовлен реальный? Вот через год ответственность за нереальность бюджета будет лежать уже на нынешних руководителях правительства.

Я убежден, что рано или поздно в России начнется строительство сильного государства. И создание либеральной экономики с жесткой денежной политикой и сбалансированным бюджетом. Для "экономических" улучшений есть как минимум одна важная предпосылка: новое поколение экономистов гораздо образованнее авторов экономических программ 80-х.

Я, правда, боюсь, что опоздаем. И лидеров будет уже не догнать. Тем более что в "русское чудо" никто больше не поверит. И золотого дождя западных денег больше не будет. И результаты реформ проявятся не через год - через десятилетия. Десятилетия тяжелой работы.

Напомню, кстати, что в начале нынешнего столетия Бразилия и Аргентина по уровню экономического развития находились рядом с Италией. Потеряли три четверти века. Начали радикальные реформы. Но в великие державы, кажется, уже не пробиться.

Впрочем, не обязательно быть великой державой. Можно и не быть. И не умирать с голоду, устраивать карнавалы, играть в футбол. Правда, тогда придется смириться с тем, что большая часть населения живет бедно по меркам развитых стран. Что не будет лидерства в науке и технологиях. Невозможно претендовать на особую роль в мировых делах. И нет великой культуры - она не рождается в захолустье (разве что случайно появится какой-то писатель, да и тот уедет в Париж).

Я же, ввиду воспитания, хотел бы видеть Россию великой. И боюсь, что, если сильное государство и свободная экономика не появятся у нас уже в ближайшие годы, пока живы еще остатки былого величия, не до конца растрачен научно-технический потенциал и не прошла новая (на сей раз фатальная) волна эмиграции - уже не успеть. И тогда, перефразируя Евгения Замятина, можно будет смело сказать, что у Великой России одно будущее - ее прошлое.

Список литературы

Петр Авен. Экономика торга.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.