| |||||
МЕНЮ
| Курсовая работа: Евпатория во второй половине XIX века8 октября губернская управа получила 2 телеграммы из Евпатории: одну – от земской управы с известием, что с 4 по 7 октября заболело холерой – 58, умерло – 31; другие – от городской управы – в ней сообщалось, что с 1 по 27 сентября заболело – 8, умерло – 1; с 27 сентября по 1 октября заболело – 26, умерло – 9; с 1 по 7 октября заболело – 103, умерло – 47.[21, с.4] Ходят слухи, что, холера привезена в Евпаторию из Булганака Симферопольского уезда с баштана и что первый больной умер, но по справкам в холерных картах, хранящихся в бюро при уездной санитарно – исполнительной комиссии, оказалось, что первый больной, зарегистрированный как холерный, был местный житель Евпатории и занимался грузской соли близ д. Саки. Холера повергла жителей Евпатории в такой ужас, что люди, имеющие материальный достаток, преимущественно караимы уезжали из города целыми семьями, оставляли свои дома пустыми. Но убегали не одни богачи, а так же ремесленники и прислуга, так что хлеб, за отсутствием пекарей, вздорожал в цене и многие сидели без рабочей силы. Из 114 девиц в прогимназию перестало ходить – 55, причём попечителю учебного округа было послано о временном закрытии этого учебного заведения. В мужской прогимназии не посещали классов только 15 учеников. Больные преимущественно татары. [25, с.4] Ещё одно обстоятельство, которое может подать повод к предположениям, что холера была вызвана незрелыми фруктами. Дело в том, что в истекшее лето в садах, расположенных в долинах рек Алмы, Качи и Бельбек, был неурожай на фрукты, а то, что собирали, было гнилое, незрелое, червивое. Вот эта – то дрянь, по рассказам скупщиков, и находит себе сбыт на Евпаторийском рынке, благодаря слабости санитарного надзора. Это сообщение осталось не проверенным, а поэтому к нему следует относиться с должной осмотрительностью . [26, с.4] По полицейским и городским сведения за 1896г. в Евпатории значится жилых домов 1910, в которых проживает население обоего пола 17947 душ: преобладающий элемент – христиане – 6516 человек, магометан – 5081, караимов – 2907 и евреев – 1443. В числе населения г. Евпатории 26-ю часть его составляют иностранцы, подданные: Турции – 626 душ, Греции – 50, Австро – Венгрии – 14, Швейцарии – 12, Франции – 10, Румынии – 10, Болгарии – 8 и Германии – 5, а всех 735 душ. За 1896г. было: браков – 245; рождений: муж. пола – 442, жен. пола – 432, обоего пола – 874; умерло: муж. пола – 318, жен. пола – 248, обоего пола – 566; прибыль + 308. [28, с.4] Площадь уезда простирается до 5.040кв. вёрст (без значительных внутренних вод). Много соленых самосадочных озёр. Численность всего населения определена переписью 1897г. в 63,2 тыс. человек, в т. ч. 34,1 тыс. муж. пола и 29,1 тыс. женского пола, средняя плотность населения - 12 человек на 1 кв. версту. Немногим менее 1/3 всей массы населения принадлежит городу Евпатории. [1, с.686] Выводы по главе Характер и численность населения Евпаторийского уезда и города во многом зависело от политики, проводимой русским правительством. В послевоенные годы наблюдается уменьшение численности населения. Прошедшая эпидемия холеры значительных человеческих потерь не вызвала. 1.2. Национальный и религиозный анализ населения Крым – многонациональный край. А Евпаторию можно назвать воплощением этой многонациональности, так как это портовый город и здесь всегда жили люди разных национальностей и вероисповеданий. Вот как пишет в своём дневнике Юрий Никитич Бартенев о составе населения Евпатории в 1843г.: «Здесь до 3000 караимов. Это народ богатый и благовидный, но они живут отдельно и не имеют сношения с христианами, особенно их жёны, которые даже по-русски говорить не умеют. Потом следуют татары, этих, как мне помнится, до 7000, потом грузины, молдаване, цыгане, армяне, последнее – 2 – х исповеданий григорианского и католического; они не терпят друг друга вследствие ревнования по вере. Татары, особенно цыгане, очень бедны.»[29, с.3] По вероисповеданиям число постоянных жителей Евпатории 1846 года есть следующее: Православных: муж. пола – 747 душ, жен. – 639, всего – 1386, католиков – 94 души обоего пола; армяно – григориан – 116; евангелика – лютеран – 9; магометан: муж. пола – 4344 души, всего – 8629; евреев – талмудистов: муж. пола – 45 душ, жен. пола – 32, всего – 77 душ; караимов: муж. пола – 1136 душ, жен. пола –889, всего – 2025 душ. Каждое вероисповедание имеет свои места богослужения, а именно: православных церквей – 3; караимских синагог – 2; мечетей –18; еврейский молитвенный дом – 1.[16, с.4] По сведениям Статистического Комитета за 1874 год известно, что караимов было – 1123, татар – 1217, цыган – 513, русских – 1420, греков – 259, евреев – 138, армян – 60.[7, лист 6] Пьянков в своей книге так говорит о жителях разных национальностей в Евпатории 1888г.: ГРЕКИ. Греки появились в Крыму в VII веке до Р. Х. Учение Спасителя ещё в I веке своего существования имело последователей – греков в Тавриде. Св. Андрей Первозванный, водрузивший крест на Киевской горе, прошёл из Синопа (Анатолийский берег) через Херсонес и без сомнения, бросил здесь первые семена христианства. В XIII веке христианство охватило большую часть Крыма (с юга). Евпаторийские греки на предложения Румянцева выйти из Крыма говорили: «Мы его светлостью ханом и отчизною своею довольны: от предков своих платим дань своему государю и хоть саблями нас рубить будут, то мы всё – таки никуда не уйдём (1778г.)» Всех христиан во время татарского владычества, как греков, грузин, армян – католиков, вышло из Крыма обоего пола 31386 душ: греки и грузины – в Мариуполь, а армяне – в Нахичевань на Дону, а отсюда, как те, так и другие, перешли отчасти снова в Евпаторийский уезд и здесь занялись торговлей и судоходством. Поселившись в Евпатории, греки переняли от татар их язык и многие обычаи. Некоторые из греков до того сроднились с татарскими нравами и обычаями, что их весьма трудно бывает трудно отличить от татар; они носят платье одного покроя с татарами или, по крайней мере, очень похожее; говорят на татарском языке; сидят по татарскому обычаю, поджав под себя ноги; любимые их блюда – татарские, питьё татарское. Такие греки называются дангалаками или анатолийскими греками. Только одна православная религия отличает такого грека от татарина. Впрочем, евпаторийские греки не имеют ни своей церкви, ни своего притча; духовные их потребности удовлетворяются в этом случае русскою церковью. Своих специальных школ в Евпатории греки также не имеют и, к удивлению их предков, мало обнаруживают склонности вообще к просвещению. АРМЯНЕ. Армяне переселились в Крым из Великой Армении в 1262г., расселились по городам и занялись торговлей; отличаются бойким и изворотливым умом и хитростью; в душе горды, но в обращении, где нужно, мягки и любезны; святых икон в домах не имеют, кроме церкви; домашняя обстановка похожа на татарскую. Армян в Евпатории живёт немного, всего 159 человек, что составляет 1 процент общего числа городского народонаселения. ЕВРЕИ. Евреи переселились сюда по присоединении Крыма к Империи, из западных губерний и бывшего Царства Польского. Между евпаторийскими евреями нет значительных капиталистов, а поэтому они, при своём незначительном числе, почти незаметны в городе; занимаются мелкой торговлей, по преимуществу по галантерейной и бакалейной, содержат шинки, публичные дома и распивочные заведения, но также занимаются портняжеством, переплётничеством и часовых дел мастерством. Всех евреев 483 человек, или 4 процента общего числа жителей. ЦЫГАНЕ. Цыгане пришли в Крым из Азиатской Индии; они долгое время перекочёвывали из Крыма в Бесарабию и обратно. Но в царствование Александра – Освободителя они оставили свой кочевой образ жизни, приписались к евпаторийским мещанам и занялись кузнечеством, коновальством, деланием решёт, мелкою разносною торговлей; большая часть цыган находят себе средства к жизни, которая, кстати сказать, весьма несложна, от переноски товаров на своих крепких спинах – на суда и обратно. Цыгане исповедуют магометскую религию, но обрядов её не исполняют; говорят они на испорченных татарском и русском языках, склонности к образованию не проявляют, и грамотных между ними нет, так что этот народ стоит на самой низкой ступени образования из всех наций, населяющих Крым; живут они в северо – восточной части города в низеньких тесных курных мазанках, отличаются необыкновенной беспечностью и нечистоплотностью[21, с.4] НЕМЦЫ УЕЗДА. Соседями татар в Евпаторийском уезде, кроме русских, являются немцы. Они поселились здесь с 1787г., когда иностранным колонистам оказывались щедрые льготы и вспомоществования. Евпаторийские немцы – колонисты представляют выходцев из Пруссии, Баварии и других немецких государств Западной Европы; между ними есть и менонит. Менониты составляют братства, руководимые причтом церковным из избранных деканов, духовных учителей и старшин, которые строго наблюдают за нравственностью и благосостоянием прочих членов прихода; поэтому немцы менониты отличаются нравственностью и зажиточностью. Немцы же лютеране в этом же отношении значительно уступают первым. Вообще немцы – колонисты – искусные земледельцы, опытные овцеводы, одним словом, образцовые хозяева; тем не менее, на хозяйство страны они не имеют никакого влияния, так как живут замкнутою жизнью, не оказывают никакого сближения с другими племенами и многие до сих пор не выучились говорить по-русски Таким образом, расходы русского правительства и желание, чтобы немецкие колонисты были руководителями и образцами в хозяйстве, остались напрасными, а привилегии колонистов – обидными для коренного населения страны, и эти немецкие колонии, вероятно, ещё надолго останутся прусскими, баварскими, виртенбергскими и иными немецкими оазисами Новороссийского края.[13, с.4] Нужно вдобавок сказать об общественной деятельности караимов. У караимов было очень развита благотворительность, они оказывали помощь нуждающимся соплеменникам, стремились удовлетворить культурные потребности не только своего народа, но и всего населения. Расцвет благотворительности караимов для Евпатории приходится на последние десятилетия XIX – начало XX века. Она осуществлялась как Евпаторийской общиной в целом, так и индивидуально её членами. Об этом свидетельствует материалы из архивов Б. С. Ельяшевича, бывшего Евпаторийского газзана, члена караимского духовного правления, а так же статьи из дореволюционного журнала «Караимская жизнь». Для помощи нуждающимся караимам при Евпаторийской общине были созданы благотворительные общества: 1.Попечение о бедных караимах; 2.Помощи семьям убитых и раненных после первой мировой войны; 3.Обеспечения учащихся караимских школ обмундированием, учебники и завтраками; 4.Оплаты за содержания учащихся в казённых средних и высших учебных заведений; 5.Помощи не имущим невестам – на приданное. [33, с.3] Благотворительность, направлена на удовлетворение нулевых потребителей, фактически, всего населения города, осуществляясь в основном индивидуально – имущими караимами. Вот некоторые из реализованных прекрасных замыслов и проектов. Когеновское ремесленное мужское училище было создано в 1895г. и содержалось супругами С. А. и Е. Ч. Когеновскими. Для него был специально построен дом (ныне ул. Володарского 13). Здесь имелось 6 мастерских (цехов) – слесари, токари по металлу, токари по дереву, столярная, колёсная, а позже и чугунно – литейная, где готовят специалистов высокой квалификации. Во дворе находятся квартиры для заведующего училище и преподавателей ремёсел. Училище обошлось его создателем в 140 тыс. рублей. Обучение в нём бесплатное для учащихся всех национальностей. Женское профессиональное училище создано во второй половине XIX века. Содержалась на средства Евпаторийского общества попечения о бедных караимах. Училище располагалось в двух домах, имело соответственно 2 отделения: общеобразовательное (4 класса) и профессиональное. Последнее – с трёх летним сроком обучения, из них 1 год посвящается белошвейному мастерству и 2 – портняжному изготовлению дамской одежды. Училище предназначалось для караимских девочек. Обучение было бесплатное. Потом в него стали принимать, так – же бесплатно, детей других национальностей. Помещение училища стало тесным. Из средств, пожертвовавших А. М. Гелеловичем на нужды общества, за 50тыс. рублей в 1912г. водворится специальное здание, закупалось необходимое оборудование. Девушки, независимо от национальностей, успешно окончившие профессиональное училище, получили бесплатно швейную машину лучшей фирмы того времени – «ЗИНГЕР». [34, с.2] По полицейским и городским сведения за 1896г. в Евпатории значится жилых домов 1910, в которых проживает население обоего пола 17947 душ: преобладающий элемент – христиане – 6516 человек, магометан – 5081, караимов – 2907 и евреев – 1443. В числе населения г. Евпатории 26-ю часть его составляют иностранцы, подданные: Турции – 626 душ, Греции – 50, Австро – Венгрии – 14, Швейцарии – 12, Франции – 10, Румынии – 10, Болгарии – 8 и Германии – 5, а всех 735 душ.[28, с.4] Выводы по главе В Евпаторийском уезде во второй половине 19 века жили люди следующих национальностей: русские, татары, караимы, евреи, греки, цыгане, немцы и граждане других стран – иностранцы. Религиозный состав населения был следующий: православные, католики, армяно-григорианского, евангелико–лютеранского, магометанского вероисповедания, талмудисты. 2.Особенности социального состава 2.1.ХАРАКТЕРИСТИКА СОСЛОВИЙ. а). Г. Спасский в своих заметках так говорит о сословном состоянии населения города Евпатории в 1847 году. В статье «Новороссийского календаря» на 1847г., где показано жителей: I По состояниям. а)дворян: потомственных – 83 дворян личных -132 б) духовенства : православного: священнослужителей и их семейств – 14 церковнослужителей и их семейств – 15 римско–каталического - 1 армяно–григорианского – 2 мухаммеданского – 165 служащих при мечетях разного наименования людей – 56 в) граждан: почётный потомственный гражданин –1 купцов второй гильдии – 5 купцов третьей гильдии – 38 мещан - 9,318 г) поселян: казённых крестьян обоего пола –763 помещичьих - 79 д) иностранцев обоего пола – 203 е) военнослужащих: внутренней стражи – 82 кантонистов - 21 карантинной, брандвахтенной и инвалидной команды – 26 военно-рабочих – 7 полицейской команды – 12 обьездчиков - 9 бессрочно – отпускных – 4 II. По вероисповеданиям. а) православных – 1386 католиков – 94 армян - 116 евангелика – лютеран –9 мухаммедан – 8,629 караимов – 2,025 евреев – 77 Всех постоянно живущих и временно пребывающих в Евпатории – по 10900 душ обоего пола.[18, с.3] Ф. Домбровский так определяет жителей Евпаториии за 1846 год: а) Дворян: Потомственных – 83 Личных – 132 В том числе имеющих право участвовать в дворянских выборах – 26 б) Духовенства: Православного – 5 Священнослужителей и их семейств – 9 Церковнослужителей и их семейств – 15 Римско – католического – 1 Магометанского духовенства и вообще лиц, пользующихся правами духовного звания –156 В том числе служащих при мечетях в звании хатибов, мулл, муэтзинов, мутефелли (старост), имамов, деврихунов (вседневных чтецов алькорана) и других – 56 Армяно-григорианского – 2 Все они, как и турки, исповедания суннитского. В числе этого духовенства находятся и монашествующие, или дервиши, которые, кроме странного обряда богослужения, ничем не отличаются от прочего магометанского духовенства. в) Граждан, Почётный потомственный гражданин – 1 Купцов второй гильдии – 5 Купцов третьей гильдии – 38 Мещан – 9318 В том числе ремесленников – 495 г) Поселян; Казённых крестьян обоего пола – 765 Помещичьих крестьян и дворовых людей – 79 д) Иностранцев; Мужского пола – 138 Женского пола – 65 Итого –203 души. е) Бессрочно – отпускных –4 человека Внутренней стражи – 82 Кантонистов – 21 Евпаторийского карантина, брандвахты и инвалидной команды – 12 Общий итог постоянно живущих и временно пребывающих в Евпатории простирается в настоящее время до 10900 душ обоего пола.[16, с.4] Крестьяне. Так как крестьяне Евпаторийского уезда или вовсе не имеют своей земли или имеют её в самом незначительном количестве, то они вследствие этого находятся в значительной зависимости от тех землевладельцев, на землях которых живут. Зависимость эта, смотря по волостям, существует при различных условиях. Так, например, по Сакской волости: 80 душ живут с копны, отдавая одну десятую, и работают на помещика – 160 дней; 26 душ – две десятых, и работают 200 дней; 35 человек – 1,1/2 копны с десятины и работают 150 дней; 40 человек, две десятых дают копны и работают – 175 дней.[13, с.4] Крестьяне Таврической губернии принадлежит к следующим разрядам: колонистов, государственных крестьян, помещичьих, получивших полный надел и помещичьих с дарственным наделам. С упразднением колониального управления, заменением подушной подати и земельной оброчной подати выкупным платежам у государственных крестьян, разряды эти утратили всякое юридическое значение. Крестьяне различных разрядов были наделены землёй в различных размерах и на различных основаниях, до самого последнего времени они несли различную податную тягу, а потом экономическое состояние их далеко не одинаковое. Часто одно указание на разряд, которому принадлежит – а известная группа крестьян, служит уже достаточным пояснением, почему она достигла той или другой степени экономического благосостояния. Поэтому в сборниках статистических сведений до сих пор ещё крестьянское население группируются по разрядам, утратившим юридическое значение.[2, отд.2,с.36] Размещение населения по жилищам можно проследить только по данным «Статистики поземельной собственности», в которой мы находим: В Евпаторийском уезде: во всех поселениях – 3390; из них в селениях государственных и помещичьих крестьян – 550; в колониях – 45. На одно жилое строение приходятся душ мужского пола: в среднем для всех посёлков – 2,7, в селениях государственных и помещичьих крестьян – 3,5, в колониях – 3,5. На 100 строений приходится каменных: во всех посёлках – 98, 2, у бывших помещичьих крестьян – 100,0; у бывших государственных крестьян – 88,9; у колонистов – 100,0[2, отд.2, с.25] В 1874 году мещан было: россиян – 1420; цыган – 513; греков – 259; евреев – 138; караимов – 1123; армян – 60; татар – 1217; иностранцев – 7; всего:4780. купцов: россиян – 3; евреев - 8; греков – 11; караимов – 39; армян – 3; татар – 6. В течении 1874 года к городскому сословию было причислено 36 мужчин, 31 женщина; исключено 19 мужчин, 8 женщин. [7, лист 2, 3, 6] На основании Дела Евпаторийской государственной Управы «О купцах объявивших и не объявивших капиталы на 1874г.» автор делает вывод о том, что причисление в Евпаторийские купцы, второй гильдии не может состояться до полной выплаты повинностей. По данному документу можно определить когда, сколько и какой национальности евпаторийцы были причислены к купцам), ись даётся по 10 народной переписи и вновь прибывшие, с семействами) РОССИЯНЕ: 1869г. 15 февраля – Семён Лусков (4 сына) 1872г. 5 декабря – Федосей Ротанченко (5 сыновей) ГРЕКИ: 1859г. апрель – Михаил Памуров (2 сына) 1869г. 13 февраля - Лоранасий Вутера 4 Павел Куюшдри 1872г. 22 декабрь - Илья Васильев 1871г. – Вдова Маргарита Караянова (2 сына) 9б - Параскева Пашурова 1877г. апрель - Константин Попандопуло 1870г. 17 декабря – Григорий Богдаши 1859г. 18 апрель – Иван Демерджи (5 сыновей) АРМЯНЕ: 1863г. 27 июля – Вдова Кална Осипова (4 сына) ЕВРЕИ: 1872г. 28 ноября – Перц Фельдман (3 сына) 1872г. ноябрь – Вдова Добриш Падольская (4 сына) 176 Абрам Скелер (3 сына) 1869г. ноябрь – Абрам Ланфвер (3 сына) 1872г. 31 декабрь – Мендень Гартинов 1864г. – Берех Коган (3 сына) 1869 13 январь - Эзра Дуван (2 сына) 173 - Бераха Коракоз (7 сына) 1871 ноябрь - Мартхай Сарач 102 - Абрам Шамуилов 103 1872г. 18 февраля – Саломон Бота 104 1873г. 17 января – Илья Мананы и ещё 13 караимских семей. ТАТАРЫ: 1864г. 11 марта – Абляй Нурт оглу (сын умер) 1870г. 7 июля – Вдова Эмине Караманова (7 сына) и ещё 3семьи. Временно торгующих – 18 человек Вновь причисленные – 3 семьи.[6,листы23-39] На основании документа Евпаторийской Городской Управы от 9 января 1874г.: Почетных граждан в городе: Караимов – 123; Греков –3; Евреев – 6; Степенных Граждан: Греков – 1 и татар – 1; Мещан: Россиян – 1408, Караимов – 1130; Евреев – 191; Армян – 59; Татар – 1190; Цыган – 513; Греков – 258 и иностранцев – 7. Купцов. Русских – 11; Греков – 21; Армян – 10; Евреев – 34; Караимов – 66 и Татар – 39.К городскому сословию причислена 32 душ обоего пола. [3, лист 2] Выводы по главе В Евпаторийском уезде проживало население следующих сословий: дворяне, духовенство, поселяне, мещане, купцы, военнослужащие, крестьяне. Наиболее активным был переход в сословие мещан и купцов. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|