рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Восточные походы Александра Македонского

За армией Александра последовали тысячи греческих торговцев и ремесленников в надежде на выгодные предприятия в новых странах. Большинство их осело в создавшихся городах, передавая свой богатый опыт и основывая ранее здесь неизвестные отрасли торгово-промышленной деятельности, а их старые связи с греческими торговыми центрами способствовали расширению товарного обмена между Ближним Востоком и Грецией. Расширению экономических и торговых связей содействовали также географические открытия, сделанные во время походов, и налаживание новых торговых путей. Держава Александра к моменту его смерти состояла из разнородных областей, мало связанных между собой. Прежде всего это была старая Македония, сохранявшая все эти годы под управлением царского наместника Антипатра свой прежний жизненный уклад.

Затем шли зависимые от Македонии полисы европейской Греции, где многие еще мечтали о полной самостоятельности. Малая Азия тоже делилась на несколько зон. Греческие полисы западного побережья тяготели к Европе и, несмотря на многолетнее господство там персов, мало чем отличались от своих европейских собратьев. Города южного побережья представляли совсем иной тип как в социальном, так и в политическом отношении, вероятно больше походя на финикийские города. Центральные и северо-восточные районы, населенные фригийцами и другими народностями, по существу, не были покорены Александром, равно как армяне, а также различные закавказские и прикаспийские народы и племена. Некоторые из них номинально признавали власть Александра, другие же остались совершенно независимыми. Египет, мало связанный с Ахеменидской державой, и при Александре сохранял почти полную самостоятельность. Финикия и Сирия, несмотря на трагическую судьбу Тира, продолжали, как и при персах, играть важную роль посредников между Западом и Востоком и поэтому мирились с македонским завоеванием.

По мысли Александра, Месопотамия должна была стать центром новой державы, а Вавилон - ее столицей. В этом отношении он был прав. Конечно, Месопотамия, старый культурный центр Ближнего Востока, соединенный караванными путями с Ираном, Кавказом и Средиземноморьем и водными - с Персидским заливом, Аравией и Индийским океаном, была естественным экономическим и политическим центром всех больших ближневосточных держав вплоть до средневековья.

Дальше на восток простирались обширные пространства Иранского плато, населенные различными племенами, в большинстве своем стоявшими на более низком по сравнению с завоевателями уровне общественного развития. Многие из этих племен, особенно на востоке Ирана и в Средней Азии, отнюдь еще нельзя было считать покоренными окончательно.

Вставленные в эту "варварскую" (по греческой терминологии) карту малочисленные гарнизоны, состоявшие главным образом из греков, а не македонцев, чувствовали себя очень неуверенно и часто стремились покинуть негостеприимные места. Восстания гарнизонов начались уже после смерти Александра.

Громадное значение для всего последующего времени имели географические открытия и изыскания Александра, улучшение дорог, судоходство, прокладка новых путей сообщения; все это значительно раздвинуло рамки тогдашнего мира, и позволила расширить экономические и торговые связи. Греческий язык и греческая культура в результате походов Александра проникли далеко на Восток, даже туда, где власть Александра не утвердилась в Индию, Армению. С другой стороны, восточная культура, наука, производственный опыт, особенно в отраслях хозяйства, не известных грекам. оказали влияние на греков. Особенно отчетливо влияние Востока сказывается в религиозных представлениях. Расширение географических, этнографических, естественнонаучных познаний эллинов дало мощный толчок развитию греческой науки, расцвет которой относится к периоду после Аристотеля. «В результате походов Александра во всех странах, вошедших в состав его державы, создается единство производственной техники, единство военного дела и вооружений и, поскольку речь идет о греках и о народах, усвоивших греческий язык- единство языка».[66] А между тем продолжали действовать и силы, направленные к расторжению этого объединения. Неравномерность социально- экономического развития различных частей государства Александра, пережитки примитивных отношений в самой Македонии. «Прочно держалось убеждение в невозможности равенства между господами и рабами, эллинами и варварами, а на Востоке религиозные предрассудки - все это противодействовало развертыванию и реализации тех тенденций, которые проявлялись в деятельности Александра и были обусловлены всем предшествующим историческим развитием. Возможно поэтому, что если бы Александр не умер так рано, ему самому пришлось бы стать свидетелем крушения своих грандиозных планов. Преждевременная смерть Александра лишь ускорила развитие событий, но в более скромных размерах, в соответствии с реальными возможностями»[67]

Сама организация культурной жизни общества получила широкий размах, невозможный раньше в маленьких отгороженных друг от друга полисах. В период эллинизма литература и наука получают свой богатый центр в Александрийском музее. Библиотека этого музея имела до 700 тысяч свитков. Здесь не только собирали, но и изучали литературу. Здесь возникла филологическая наука, унаследованная последующими пополнениями. Греческие игры и празднества, греческие гимназии, школы, театр получают широкое распространение в странах Востока и становится важным фактором не только эллинизации Востока, но и ориентации Запада. Громадное значение имело при этом возникновение обще греческого языка (на базе аттического диалекта), постепенно вытеснившего из литературного языка местные диалекты. Общность языка была одним из весьма действенных способов «смешения жизней, быта и нравов». Вместе с греческим языком к народам Востока проникают и греческие литературные жанры. Наконец, как известно, греческая литература эллинистического периода послужила исходным пунктом для создания римской литературы.

Религия тоже не стояла на месте. Греческая религия, не имевшая своего богословия, была основана на предании, зафиксированном в многочисленных памятниках искусства. В поэмах Гомера греки видели не только поэтические мифы, но и историю. В эллинистический период мифология перестает удовлетворять верующего. В качестве источника веры и религиозных исканий выдвигается теперь не предание, а личное откровение. Верующие искали опору в восточных религиях. Странным и трудно объяснимым на взгляд позднейших поколений представляется культ царствующих особ, появляющихся в эллинистических государствах. Новые явления в эллинистической религии не означали исчезновения старой религии классического периода. Старые боги не исчезли, но они изменили свой облик, стали "представителями общественных сил". Религия в эллинистический период становится впервые предметом изучения. Этот период характеризуется религиозными поисками. Новые боги должны были больше говорить сердцу верующего, дать ему утешение, опору в создании возможности спасения если не на земле, то в ином мире. Встреча эллинской религии с восточными произвела изменения и в религиях Востока. Перемены были не очень значительны, так как изменения условий общественной жизни на Востоке в результате создания эллинских монархий не затронули достаточно глубоко условия жизни масс народов. Но эллинизм не привел к полному слиянию с Востоком, не ликвидировал разрозненности, обособленности племен и народов. «Единая религия поэтому не могла быть создана. Старое отмирало, новое не было прочным и глубоким. В религиозном отношении эллинистический период – период исканий новых форм религии и религиозного сознания».[68]

Это время отмечено успехами науки, математики, механики (Евклид, Архимед), астрономии (Аристарх Самосский), медицины, географии, филологии. Происходит изменение во всех сферах жизни: научной, политической, общественной и духовной.

Эллинистическая культура распространилась и сохранилась даже там, где ее социально-экономическая и политическая база оказалась слабой и недолговечной. Она проникла в Среднюю Азию и Индию. В далеком Причерноморье, в Ольвии, Херсонесе, в Боспорском царстве эллинистическая культура достигла высокого развития. Отсюда вышли знаменитые философы Биони Сфер, историки Сириск и Посидоний Ольвиополит, географ Дионисий Ольвийский, поэт Исим. Конечно, не везде и всегда эллинистическая культура пускала прочные корни, ее распространение и развитие были неравномерны. Изучение истории походов Александра не только вскрывает закономерность исторического процесса развития античного рабовладельческого общества, оно позволяет сделать и более общий вывод: когда социально-экономическая формация находится на стадии упадка и разложения, попытки господствующего класса упрочить свою власть путем введения новых форм экономического и политического господства обречены на провал. Но чтобы не говорилось, ясно одно, что эпоха Александра оставила как историческое, так и культурное наследие.

В конечном итоге, я могу сказать, македонское завоевание изменило расстановку и соотношение сил в Восточном Средиземноморье и Передней Азии, но оно, как показало ближайшее будущее, не смогло обеспечить целостность и прочность греко – македонской монархии и лишь еще более обострило социальные противоречия, существовавшие на Востоке.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Двенадцать лет прошло с того дня, когда пурпурная мантия облекла юные плечи Александра, и за все это время правление Александра не принесло македонянам ничего, кроме продолжительных маршей, неустанных походов и почти бесконечной цепи завоеваний. Казалось весьма сомнительным, что царь когда-нибудь направит свои силы на мирные дела. И все же это чудо свершилось: после многих лет военных походов наступило затишье. Правда, иногда слышалось бряцание оружия, по это относилось скорее уже к делам внутриполитическим. Если не считать Аравийскую экспедицию, никто не объявлял ни новых противников, ни новых военных целей. Деятельность царя определялась в основном мирными намерениями.

Завоевательные походы Александра Македонского на Востоке - одна из наиболее популярных тем в мировой и отечественной историографии. Отчасти это объясняется исключительной важностью данного исторического периода для дальнейших судеб мировой цивилизации. Но главная причина, на мой взгляд, заключается в другом. Это устойчивый интерес массового сознания к личности и военно-политической деятельности полководца. Сохранились пять основных античных произведений об Александре, они принадлежат Плутарху, Арриану, Курцию Руфу, Юстину и Диодору «Стиль книги об Александре неизбежно связан с оценкой его личности».[69] Дело вовсе не в том, что при исследовании данной проблемы допускаются оценочные суждения.

Целью моей работы было - выявить основные «вехи» восточного похода, учитывая не только военный, но и социально-политический критерий. Поэтому я и рассматривал объективные исторические предпосылки восточного похода Александра; отслеживал эволюцию взаимоотношений Александра и так называемой «старой македонской знати» Фактор исключительно важный.

Личность македонского завоевателя, его блестящие военные успехи производили огромное впечатление и на современников и на последующие поколения. В древности об Александре рассказывали многочисленные легенды, был создан целый фантастический роман, героем которого являлся македонский завоеватель. Хочу отметить, что в зависимости от своего мировоззрения и политических симпатий одни историки прославляли его доблесть и великодушие, другие яркими красками изображали его как восточного деспота, представляли его в образе тирана. Античная традиция нашла своё отражение в фольклоре и художественной литературе европейских и азиатских народов. Великие поэты Низами и Навои создали поэмы, в центре которых стоит образ Александра Македонского. Александр, несомненно, был одним из величайших полководцев и государственных деятелей античности. В своей деятельности он далеко вышел за пределы Македонии. Ему пришлось считаться со сложными социальными и международными отношениями, с борьбой интересов различных групп азиатского, македонского и греческого населения. Именно эти сложные и противоречивые отношения, глубоко уходившие своими корнями в особенности экономического и политического развития древнего мира, определяли собой и характер завоеваний Александра и их конечный исход. В результате похода возникла новая громадная империя, в состав которой вошёл не только ряд областей на Востоке, уже не раз объединяемых в рамках одного государства, но весь бассейн Эгейского моря и значительная часть Балканского полуострова.

Ранее мной было отмечено, что держава Александра Македонского принадлежала к тем империям, которые не имели единой экономической базы и представляли собой временные и непрочные военные объединения. Экономически и культурно высоко развитые греческие полисы сильно отличались от полуварварской Македонии; Нильская долина с её тысячелетней культурой и, казалось, раз навсегда установившейся сложной системой управления — от областей Восточного Ирана с их полукочевыми племенами, жившими в условиях ещё очень примитивного быта; богатые многолюдные центры Междуречья — от малонаселённых областей Персиды и Индии. В этом отношении новая держава была сходна с царством Ахеменидов, также представлявшим собой конгломерат, образовавшийся из многих неоднородных частей. Македонское завоевание свелось, главным образом, к захвату богатых городских центров, военных опорных пунктов, важных в стратегическом отношении дорог. Александр ограничивался требованием признания его верховной власти и уплаты податей под контролем македонских правителей и не стремился к изменению и ломке вековых устоев местной жизни.

. Успех македонской армии, её исключительная боеспособность были обусловлены, на мой взгляд, спецификой македонского общества (или той стадии, которую оно проходило в своём развитии в эпоху Филиппа и Александра). Разумеется, огромную роль сыграл и «субъективный фактор», личность самого Александра. Но необходимо отметить, что военный успех сопутствовал македонянам до тех пор, пока не была окончательно разрушена «патриархальная» связь царя со своим войском. Победы сопутствовали македонянам до тех пор, пока «интересы» царя соответствовали чаяниям македонской аристократии и общинников-крестьян.

«Основную тенденцию развития взаимоотношений царя и войска (разумеется, речь идёт о старом, «филипповском» поколении) можно сформулировать так: каждый новый военный успех македонских войск приносил всё большее отчуждение в эти отношения. И это лишь на первый взгляд кажется необъяснимым парадоксом. Невозможно наладить механизм управления и контроля над огромной империей, опираясь на народ небольшой страны».[70] Подтверждается вывод, что «основателем «империи Александра» был не вовсе Александр, а Кир».[71]

Для осуществления успешной завоевательной политики на Востоке Александр был вынужден опираться на македонскую аристократию; а для удержания завоёванного он должен был склонить на свою сторону аристократию персидскую. Но нельзя забывать, что между этими двумя группировками существовало антагонистическое противоречие (а оно, на первых порах, безусловно, существовало, их интересы были несовместимы), а идея всемирного господства изначально была обречена остаться только идеей. Потребность удержания и освоения (хозяйственного, культурного и политического) завоёванных земель на определённом этапе вступила в противоречие с осуществлением идеи всемирного господства.

Быстрая гибель мировых держав древности обусловливалась причинами как внутреннего, так и внешнего характера. По этому к причинам внутреннего характера я отношу: 1)отсутствие общей экономической основы, мирового рынка и хозяйства, что лишало мировое государство длительной жизнеспособности; 2) быстрорастущие противоречия между народными массами и господствующей верхушкой, вызывавшие внутренние волнения; 3) невозможность обеспечения и укрепления победы армией завоевателя ввиду необходимости беспрерывного наступления и расширения коммуникаций, требующих огромной оккупационной армии, а также ввиду увеличения в ходе войны в составе армии роста наемников, которые были лишенны патриотизма и чужды к интересам завоевателей. К причинам внешнего характера следует отнести военный удар извне, который дал рост сил внутреннего сопротивления завоеванных народов. Все отмеченные закономерности были присущи огромной империи Александра, распад которой был предопределен не отдельными неудачами и ошибками или ранней смертью македонского царя, не притуплением его военного гения, а этими причинами, которые я отметил выше.

Примечателен и другой факт, который также требует объясне­ния. Ассирийское мировое объединение складывалось в течение шести веков, Персидское мировое государство — около двух веков, а империя Александра Македонского — около десяти лет. Ассирийское государство распалось за сорок лет, Персидское — за четыре года, империя Александра не пережила своего основателя и распалась, как карточный домик, в процессе ее сложения. Короткий промежуток времени в 43 года (323—280 гг. до н.э.), в которой действовали диадохи, представлял собой переходный период от одного этапа развития древнего мира, характеризующегося процессом возникновения и распада мировых империй, к другому этапу, характеризующемуся развитием эллинистических государств. Хочется отметить, что это был не столько распад, сколько сложение новой политической формы рабовладельческого общества. Необходимость создания более прочной политической организации, чем лишенное экономической основы государство, диктовалось пот­ребностью хозяйственного развития античного мира: ростом то­варного производства и экономических связей между отдельными областями. Конкретно историческим выражением этого процесса и явилось возникновение эллинистических государств. Весьма характерно и то, что два первых мировых государства пали в результате внутренних противоречий и внешнего удара, а империя Александра Македонского — только в результате внутренних причин.

Из этого явствует, что в процессе распада конгломератных госу­дарств действуют не только общие закономерности, но и конкрет­ные, специфические особенности. И то и другое представляет собой большую теоретико-методологическую проблему, которую важно решить как в конкретных исторических исследованиях, так и в общих теоретических построениях.

В заключении, мне еще раз хотелось отметить, что уроки истории неодолимы. История наказывает тех, кто не хо­чет учиться у нее. Ни одному из претендентов на мировое господство не удалось осуществить своих намерений. Народы не любят, «претендентов». Это доказал исторический опыт, это подтверждает наша современность.

В заключении мне хочется привести цитату Петра I, который так охарактеризовал Александра Македонского: «Какой тот великий герой, который воюет ради собственной только славы, а не для обороны Отечества, желая быть обладателем Вселенной?». И отвечал: «Александр... хотел быть великаном всего света»


ИСТОЧНИКИ

1.   Квинт Курций Руф «История Александра Македонского» / Под ред. М. Томашевской. М., 1989.

ИССЛЕДОВАНИЯ

2.   Колобова К.М. «Очерки истории Древней Греции» М., 1958.

3.   Сергеев В.С. «История Древней Греции» М., 1958.

4.   Вершигора П.П. «Военное творчество народных масс» Воениздат М., 1961.

5.   Энгельс Ф. «Избранные военные произведения» Воениздат М., 1956. С.144

6.   Киселев Е. В. «Походы Александра Македонского. Правда и вымысел» М., 2005.

7.   Ксенофонт «Греческая История» / Под ред. М. Томашевской. М., 1989

8.   Шофман А.С. «История античной Македонии» Ч.2 М., 1963.

9.   Резников И. «Александр Македонский» Воениздат. М., 1950.

10.           Шахермайр Ф. «Александр Македонский» Наука. 1981.

11.           Шахермайр Ф. «Александр Македонский» М., 1986.

12.           Шахермайр Ф. «Александр Македонский» Ростов на Дону., 1996.

13.           Ошанин Л. «Воды бессмертия» М., 1975

14.           Резников И. «Александр Македонский» Воениздат. М., 1950.

15.           Энгельс Ф. «Избранные военные произведения» Воениздат. М., 1956.

16.           Гафуров Б.Г. «История таджикского народа в кратком изложении» Т.1 М., 1955.

17.           Авдиев В. «История Древней Греции» М., 1972.


[1] Сергеев В.С. «История Древней Греции» М., 1958. С. 34

[2] Колобова К.М. «Очерки истории Древней Греции» М., 1958. С. 17

[3] Сергеев В.С. «История Древней Греции» М., 1958. С. 40

[4] Вершигора П.П. «Военное творчество народных масс» Воениздат М., 1961. С.25

[5] – Энгельс Ф. «Избранные военные произведения» Воениздат М., 1956. С.144

[6] Киселев Е. В. «Походы Александра Македонского. Правда и вымысел» М., 2005. С. 2

[7] Ксенофонт «Греческая История» / Под ред. М. Томашевской. М., 1989

[8] Вершигора П.П. «Военное творчество народных масс» Воениздат. М., 1961. С.27

[9] Вершигора П.П. «Военное творчество народных масс» Воениздат. М., 1961. С.28

[10] Шофман А.С. «История античной Македонии» Ч.2 М., 1963. С.52

[11] Сергеев В.С. «История Древней Греции» М., 1958. С.61

[12]

[13] Вершигора П.П. «Военное творчество народных масс» Воениздат. М., 1961. С.29

[14] Резников И. «Александр Македонский» Воениздат. М., 1950. С. 22

[15] Шахермайр Ф. «Александр Македонский» Наука. 1981. С. 74-75

[16] Ошанин Л. «Воды бессмертия» М., 1975

[17] Вершигора П.П. «Военное творчество народных масс» Воениздат. М., 1961. С.30

[18] Резников И. «Александр Македонский» Воениздат. М., 1950. С. 26

[19] Киселев Е. «Походы Александра Македонского. Правда и вымысел» М., 2005. С.5

[20] Энгельс Ф. «Избранные военные произведения» Воениздат. М., 1956. С. 145

[21] Вершигора П.П. «Военное творчество народных масс» Воениздат. М., 1961. С.31

[22] Там же. С. 31

[23] Вершигора П.П. «Военное творчество народных масс» Воениздат. М., 1961. С.32

[24] Резников И. «Александр Македонский» Воениздат. М., 1950. С. 64

[25] Киселев Е. «Походы Александра Македонского. Правда и вымысел» М., 2005. С.7

[26] Резников И. «Александр Македонский» Воениздат. М., 1950. С. 65

[27] Вершигора П.П. «Военное творчество народных масс» Воениздат. М., 1961. С.34

[28] Киселев Е. «Походы Александра Македонского. Правда и вымысел» М., 2005. С. 9

[29] Там же. С. 10

[30] Резников И. «Александр Македонский» Воениздат. М., 1950. С. 68

[31] Там же. С. 68

[32] Вершигора П.П. «Военное творчество народных масс» Воениздат. М., 1961. С.36

[33] Резников И. «Александр Македонский» Воениздат. М., 1950. С. 70

[34] Гафуров Б.Г. «История таджикского народа в кратком изложении» Т.1 М., 1955. С. 67

[35] Там же. С. 67

[36] Там же. С. 68

[37] Квинт Курций Руф «История Александра Македонского» / Под ред. М. Томашевской. М., 1989. VII С. 33

[38] Там же. С. 33

[39] Квинт Курций Руф «История Александра Македонского» / Под ред. М. Томашевской. М., 1989. VII С. 33

[40] Квинт Курций Руф «История Александра Македонского» / Под ред. М. Томашевской. М., 1989. VII С. 34

[41] Там же. С. 34

[42] Там же. С. 35

[43] Там же. С. 35

[44] Квинт Курций Руф «История Александра Македонского» / Под ред. М. Томашевской. М., 1989. VII С. 41

[45] Квинт Курций Руф «История Александра Македонского» / Под ред. М. Томашевской. М., 1989. VII С. 42

[46] Вершигора П.П. «Военное творчество народных масс» Воениздат. М., 1961. С.38

[47] Вершигора П.П. «Военное творчество народных масс» Воениздат. М., 1961. С.38

[48] Резников И. «Александр Македонский» Воениздат. М., 1950. С. 74

[49] Вершигора П.П. «Военное творчество народных масс» Воениздат. М., 1961. С.39

[50] Вершигора П.П. «Военное творчество народных масс» Воениздат. М., 1961. С.40

[51] Резников И. «Александр Македонский» Воениздат. М., 1950. С. 75

[52] Киселев Е. «Походы Александра Македонского. Правда и вымысел» М., 2005. С. 10

[53] Киселев Е. «Походы Александра Македонского. Правда и вымысел» М., 2005. С. 10

[54] Резников И. «Александр Македонский» Воениздат. М., 1950. С. 76

[55] Шофман А.С. «История античной Македонии» Ч.2 М., 1963. С.74

[56] Киселев Е. «Походы Александра Македонского. Правда и вымысел» М., 2005. С. 10

[57] Киселев Е. «Походы Александра Македонского. Правда и вымысел» М., 2005. С. 11

[58] Киселев Е. «Походы Александра Македонского. Правда и вымысел» М., 2005. С. 11

[59] Сергеев В.С. «История Древней Греции» М., 1958. С. 71

[60] Киселев Е. «Походы Александра Македонского. Правда и вымысел» М., 2005. С. 12

[61] Киселев Е. «Походы Александра Македонского. Правда и вымысел» М., 2005. С. 13

[62] Шахермайр Ф. «Александр Македонский» М., 1986. С. 45

[63] Киселев Е. «Походы Александра Македонского. Правда и вымысел» М., 2005. С. 14

[64] Киселев Е. «Походы Александра Македонского. Правда и вымысел» М., 2005. С. 14

[65] Гафуров Б.Г. «История таджикского народа в кратком изложении» Т.1 М., 1955. С. 69

[66] Киселев Е. «Походы Александра Македонского. Правда и вымысел» М., 2005. С. 16

[67] Там же. С. 16

[68] Авдиев В. «История Древней Греции» М., 1972. С. 392

[69] Шахермайр Ф. «Александр Македонский» Ростов на Дону., 1996. С 30

[70] Киселев Е. «Походы Александра Македонского. Правда и вымысел» М., 2005. С. 17

[71] Шахермайр Ф. «Александр Македонский» Наука. 1981. С. 82


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.