рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Тульская интеллигенция XIX века

Курсовая работа: Тульская интеллигенция XIX века

,,Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Тульский государственный университет им. Л.Н. Толстого

Исторический факультет

Кафедра истории России

Курсовая работа на тему:

«Тульская интеллигенция XIX века»

Выполнил: студент группы 2В

Вялов А.И.

Научный руководитель: к.и.н., доц.

Фролова Л.П.

Тула – 2007


План:

Введение.                                                                                                            3

Основная часть.

1.               Понятие интеллигенции. Ее особое положение в провинции.      4

2.               Власть и общество: тульские губернаторы.                                    5

3. Интеллигенция – нравственный пример. Общественная деятельность рыцарей морали:

А) педагоги;                                                                                                       8

Б) врачи;                                                                                                           10

В) Белоусов и его парк;                                                                                  14

4. Представители литературы и искусства.                                                  16

5. Техническая и военная интеллигенция.                                                    21

6. Историки Тульского края.                                                                         30

7. Л.Н. Толстой.                                                                                              34

Заключение.                                                                                                    36

Список источников и литературы.                                                              37


Введение.

Тема данной курсовой работы выбрана не случайно. В последнее время в исторической литературе, да и не только, наблюдается рост интереса к проблеме интеллигенции и провинции. Вследствие этого актуальность темы, на наш взгляд, не вызывает сомнений. Все больше появляется специальных работ, посвященных отдельным аспектам деятельности интеллигенции, а потому это небольшое вполне вписывается в общий контекст. Например, примечательны в этом отношении две монографии Т.А. Вепренцевой по общественным организациям интеллигенции центрального региона России, так и деятельности ее представителей в Тульской губернии. Показательна в плане историографического обзора работа Е.И. Самарцевой «Российская интеллигенция до октября 1917 года (историографический обзор)», где качественно, с проработкой громадного количества литературы описана эволюция термина, проблемы изучения состава российской интеллигенции, ее генезиса.

Объектом данной работы является тульская интеллигенция в контексте научной и общественной деятельности ее представителей. Предметом являются личности и организации интеллигенции. Из всего вышесказанного можно определить цель работы как выяснение специфики тульской провинциальной интеллигенции. Соответственно задачами являются показ вклада ее представителей в профессиональных видах деятельности, роли их в общественных объединениях. В работе используется метод сравнительного анализа.


1.   Понятие интеллигенции. Ее особое положение в провинции.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (от лат. intelligens — понимающий, мыслящий, разумный) – люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры; общественный слой людей, занимающихся таким трудом[1].

Термин «интеллигенция» был введен писателем Петром Дмитриевичем Боборыкиным (1836—1921) в 1866 году и из русского перешел в другие языки. Боборыкин определял ее как «высший образованный слой нашего общества»[2]. Проблема толкования этого понятия имеет многолетнюю историю. В. Даль определял интеллигенцию как «образованную, умственно развитую часть жителей», но он отмечал, что «для нравственного образования у нас нет слова — для того просвещения, которое образует и ум и сердце».

Н. А. Бердяев предлагал определение: интеллигенция как совокупность духовно-избранных людей страны. То есть духовная элита, а не социальный слой. Он считал, что именно верховенство совести – доминирующая черта в нашей интеллигенции, что «русская интеллигенция есть совсем особое, лишь в России существующее, духовно-социальное образование»[3]. Но он, же отмечал и такие характерные русские черты, как «раскол, отщепенчество, скитальчество, невозможность примирения с настоящим, устремленность к грядущему, к лучшей, более справедливой жизни…» Н. Бердяев исходил из того, что для интеллигенции характерны и рефлексия, и стремление, к переделке общества исходя подчас из умозрительных концепций, и некритическое отношение к западным теориям, и настроенность на радикалистские по своему характеру действия. Корни формирования особого российского типа интеллигенции лежали по Бердяеву, в самой нашей истории. И с этим нельзя не согласиться, поскольку в России интеллигенция всегда играла роль большую, чем люди умственного труда. Это был своего рода нравственный ориентир, хранитель моральных устоев общества.

Д. С. Лихачев определяет понятие интеллигенции как чисто русское и содержание его преимущественно ассоциативно-эмоциональное: «Русская интеллигенция – явление почти уникальное, везде были интеллектуалы, везде развивалась научная мысль. Но нигде, кроме России, жизнь интеллигенции не была так тесно связана с народной жизнью. Нигде не было в ее рядах такого единства, такой преемственности в служении общественному долгу»[4]. По его мнению, интеллигент – представитель профессии, связанной с умственным трудом (например, врач, ученый, художник, писатель), и человек, обладающий «умственной порядочностью». Основной принцип интеллигентности – интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. По мнению Лихачева, интеллигентность в России – это, прежде всего «независимость мысли при европейском образовании».

Российская интеллигенция занимала особое место в структуре провинциального общества. Она несравнимо больше, чем столичная интеллигенция была знакома с бедами и нуждами местного населения, могла быстрее реагировать на возникающие проблемы, оказывать нес6ходимую помощь и поддержку нуждающимся. «Степенная, размеренная жизнь провинции далека от политики. В провинции важнее оказывалось реализовать насущные потребности населения в здравоохранении, просвещении, бытовом жизнеобеспечении, чем предпринимать попытки изменить государственное устройство»[5].

Специфика положения интеллигенции в российской провинции проявлялась в ее стремлении всеми силами содействовать удовлетворению этих повседневных потребностей. Здесь интеллигенция находилась в непосредственной близости к народу. Прекрасно осознавая его насущные потребности, она делала вес возможное для улучшения положения народных масс, находя для этого новые способы.

Влияние провинциальной интеллигенции на общественное сознание и поведение во многом было обусловлено тем, что деятельность интеллигента в провинции не ограничивалась выполнением исключительно профессиональных обязанностей. Здесь он, нередко, еще и духовный наставник, и пример социального поведения, и хранитель нравственных устоев. Свои стремления служить обществу интеллигенция осуществляла через общественные организации, наиболее активно действовавшие во второй половине XIX века.

Одними из первых начали возникать Общества врачей (например, в Тульской губернии в 1860г.). Помимо другой самой разной деятельности, врачи устраивали народные чтения по вопросам санитарии и гигиены, которые, в свою очередь, позволили постепенно расширить знания простого народа в медицинской сфере и изменить отношение населения к этим вопросам. Члены обществ сотрудничали с местными органами самоуправления, проводили в жизнь различные общественные инициативы, часто сообща с другими общественными организациями интеллигенции, членами которой иногда являлись сами. Кроме этого создавались многочисленные организации преподавателей, ученых, артистов, музыкантов и т. п.

Общества ежегодно предоставляли губернатору отчеты о своей деятельности. Органы полиции и жандармерии, а так же представители различных ведомств, курировали общественные организации, осуществляя, тем самым текущий контроль над их деятельностью. Несомненно, были трудности во взаимодействии организаций и власти, но «не редкостью являлись случаи совместного проведения ряда общественно значимых мероприятий силами представителей власти и интеллигенции на местах. Во многом они были обусловлены обоюдным пониманием того, насколько важней для существенного развития является способность власти и представителей общественности договориться между собой, обеспечивая тем самым мирное решение назревших проблем»[6].

Совместно с представителям интеллигенции местные власти давали жизнь крупным социальным проектам: организовывали общества, открывали учреждения филантропического, воспитательного характера, музеи, что создавало благоприятные условии для развития провинции по всем направлениям.


2.   Власть и общество: тульские губернаторы.

Отдельно следует сказать о тульских губернаторах и об их роли в жизни региона, взаимодействия с общественными организациями интеллигенции. Они, как уже было упомянуто выше, много способствовали улучшению системы здравоохранения, поддержки просвещения, кустарных промыслов и т.д.

Например, в сфере образования надо отдать должное Иванову Николаю Петровичу, кавалеру ордена Св. Анны 1-го класса. Благодаря стараниям губернатора, 16 февраля 1802 года было открыто Александровское Дворянское военное училище для бедных и сирых юношей благородного сословия, Для училища обществом Тульских дворян была пожертвована достаточная сумма денег. Император взял училище под свое покровительство и пожаловал ежегодный денежный доход от кабинета 6000 рублей.

Воспитанники обучались русскому слову, богопознанию, географии, истории, языкам немецкому и французскому, арифметике и рисованию. В 1804г. в Туле открылась классическая гимназия — некоторые преподаватели были выпускниками Московского университета, имели научные работы. Директор гим­назии К. Н. Воронцов-Вельяминов был членом общества истории и древностей Российских при Московском университете, Л. И. Сытин — автором «Краткого начертания всеобщей истории»[7].

В губернской классической гимназии, Александровском военном училище, семинарии была сосредоточена наиболее образованная часть тульского провинциального общества, люди, жизнь которых, по словам И. П. Сахарова, «со­ставляет в истории нашей Родины историю гражданского просвещения»[8].

Другим губернским начальником, сыгравшим значительную роль в развитии губернии, был Елпидифор Антиохович Зуров (1833 – 1838 гг.). Первое, на что он обратил внимание по вступлении в новую должность, это на упорядочение канцелярии губернского правления, где царил страшный хаос. «Уволив неблагонадежных лиц и заменив их другими, он обеспечил казне успешный сбор податей и недоимок и достиг понижения цен на подрядах в торгах»[9]. В самый разгар этой работы Зуров тяжко занемог и уехал в Москву лечиться.

В его отсутствие страшные пожары опустошили Тулу. Не окончив лечения, Зуров принужден был вернуться домой, чтобы организовать помощь населению. Благодаря учрежденному по Высочайшему повелению комитету, удалось восстановить большую часть потерь и дать возмож­ность возведения новых построек. Стараниями Зурова в Туле был разведен городской сад и построен вокзал на месте грязной конной площади, отне­сенной за городскую черту.

Совершенно удивительной личностью был Петр Михайлович Дараган (1850 – 1865 гг.). По его приказу была открыта Тульская публичная библиотека, основанная в 1833г.[10] Пётр Михайлович Дараган вновь обратился к гражданам с просьбой пожертвовать книги и денежные средства в пользу библиотеки. На этот призыв откликнулись Л. Н. Толстой, И. С. Тур­генев, Д.В.Григорович, А. С. Хомяков, А. В. Сухово-Кобылин, прислав в создаваемое книгохранилище свои сочинения. 20 июня 1857 года состоялось открытие Тульской губернской библиотеки в новом здании Дворянского Собрания.

Уделял он большое внимание благоустройству Тулы. При нем было устроено газовое освещение Киевской улицы, открыта на этой улице контора Дилижансов и гостиница «Московская». При подготовке кре­стьянской реформы в губернии в 1858—1859 гг. работал дворянский комитет, готовящий проект реформы. Петр Михайлович Дараган поддерживал либеральное «мень­шинство» комитета и подверг резкой критике проект, представленный «большинством» комитета за его крепостнический характер. Петр Михайлович, не посчитавшись с мнением дворянства, собственноручно вписал Льва Николаевича Толстого в список мировых посредников Крапивенского уезда, а в 1862 году предупредил семью Толстого о готовящемся в Ясной Поляне жандармском обыске.

Легендарной личностью является Владимир Карлович Шлиппе (1893 – 1905 гг.), общественная деятельность которого, направленная на организацию просветительских, воспитательных упреждений, стяжала ему доброе имя, пользовавшееся уважением и популярностью у населения.

В августе 1896г по его инициативе было образовано Общества для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии, президентом которого он сам и являлся. При активном содействии Владимира Карловича в городе Туле был создан кустарный музей, сохранивший богатые традиции тульских кустарей. В 90-е гг. XIX в. В. К. Шлиппе был председателем Общества для устройства народных чтений в городе Туле. Кроме того, в ответ на представления губернатора в Министерство внутренних дел было разрешено устройство народных чтений в нескольких пунктах Тульской усади. Данные мероприятия в Тульской губернии проводились при тесном сотрудничестве местной администрации в лице губернатора, тульского земства, тульской Городской Думы и представителей различных обществ тульской интеллигенции (Н. А. Цветков, П. А. Верещагин, Н. И. Соколов и др. )[11].

Не меньшую пользу местному населению принесла поддержка губернатором В. К. Шлиппе инициативы Попечительства о народной трезвости в Тульской губернии в сооружении в Туле Народного дома. Сам губернатор явился инициатором, а затем учредителем детской больницы в городе Туле.

Таким образом, общественная деятельность тульских губернаторов оказалась необычайно плодотворной. И, на наш взгляд, их в определенном смысле можно причислить к интеллигенции, поскольку, если исходить из точки зрения В. Даля об интеллигенции как «образованной, умственно развитой части жителей» и мнения Д.С. Лихачева о ней как о людях, обладающих «умственной порядочностью», то описанные нами губернаторы вполне этим критериям удовлетворяли.


3. Интеллигенция – нравственный пример. Общественная деятельность рыцарей морали:

А) педагоги.

Говоря об интеллигенции как образованной части российского общества, нельзя не рассказать об учителях и врачах как ее основе. История Тульского края XIX столетия пронизана целой плеядой блестящих педагогов, таких как К.Д. Ушинский, С.Д. Нечаев, а также просветительская деятельность В.А. Левшина и Л.Н. Толстого. Все они внесли свой огромный вклад в дело процветания Тульской губернии.

С. Д. Нечаев не был уроженцем Тульской губернии, да и жил в наших краях всего семь лет, с 1817-го по 1823г., однако по тому вкладу, который он внес здесь в развитие народного образования, культуры, его смело можно причислить к людям, составляющим гордость земли тульской. «Создатель целой сети учебных заведений, причем не, только для детей дворянства, но главным образом для простого народа, член ранней декабристской организации «Союз Благоденствия», сплотившей, вокруг себя лучшую тульскую интеллигенцию, С. Д. Нечаев должен занять свое место в истории Тульской губернии и в истории общественно-политического движения России первой половины XIX в.»[12].

Степан Дмитриевич Нечаев родился 18 июля 1792 г. Его отец был предводителем дворянства Данковского уезда Рязанской губернии, богатым помещиком, владевшим землями в Рязанской и Тульской губерниях. Ро­дители были в состоянии дать сыну хорошее домашнее образование, что позволило ему, не проходя курса, получить аттестат Московского университета.

В 1817 г. Нечаев переехал в Тулу и стал директором училищ Тульской губернии. Учебных заведений в Тульской губернии было тогда крайне мало: в Туле Александровское дворянское военное училище, губернская гимназия и уездное училище, да и в губернии два уездных и три приходских училища, где обучались всего 245 учеников, в основном — дети дворян и купцов. С. Д. Нечаев начал развивать сеть учебных заведений Тульской губернии. Главной своей целью он сделал распространение просвещения среди простого народа. В марте 1820г. Нечаев подал на имя тульского губернатора донесение, в котором говорил о средствах, необходимых для заведения в Туле ланкастерской школы, «обще­полезного сего заведения», и просил губернатора призвать тульское дворянство собрать для этого денежные пожертвования.

Тульская власть поддержала благое начинание. Был объявлен сбор пожертвований, и благодаря стараниям Нечаева собрано более пяти тысяч рублей. «28 июня 1820г. в Туле состоялось торжественное открытие центральной школы взаимного обучения. В ней обучалось до ста человек из беднейших слоев населения. Вскоре в Туле были созданы еще две школы взаимного обучения: ланкастерская и жалонерная школы 3-й Гренадерской дивизии»[13].

Поистине учителем «от Бога» был другой выдающийся туляк Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1871). И, хотя деятельность его в основном связана с работой в столице, все же считаем необходимым рассказать о нем. В историю отечественной педагогики К. Д. Ушин­ский вошел как «учитель русских учителей». Прежде всего, он много, упорно учился сам, относясь к себе с редкостной беспощадностью. В 1859г., уже как известный автор статей на педагогические темы, К. Д. Ушинский назначается инспектором классов Смольного института. Здесь он разрабатывает проект нового учебного плана, упрощавшего тяжеловесную, устаревшую структуру института. Константин Дмитриевич отстаивает новые методы обучения, направленные на серьезное умственное развитие учащихся творческую, самостоятельную работу. В то же время составляет для подготовительного обучения в начальных классах популярную книгу для чтения  «Детский мир»[14]. Выдвигая родной язык на первое место в системе обучения, К. Д. Ушинский, горячий пропагандист естественных наук, подготовил для детей тщательно обдуманное занимательное изложение развития животного мира от простейших к человеку.

В последние годы жизни он работал над созданием грандиозного труда — «Педагогической антропологией», посвященной человеку и его душевной жизни во многих взаимосвязях.

Тяжело пережив трагическую гибель семнадцатилетнего сына, К. Д. Ушинский умер от обострения много лет мучившей его болезни — хронического воспаления легких. Но идеи великого педагога не теряют своей ценности и до сего дня.

Особо стоит сказать о просветительских организациях второй половины XIX века. Среди просветительских и научных обществ, возникавших в российской провинции во второй половине XIX века, особое место занимали: общества и попечительства о народной трезвости, организации церковной интеллигенции, библиотечные и историко-археологические общества.

Один из наиболее продуктивных способов содействия поднятию уровня народного образования, который применяла интеллигенция - устройство народных чтений. Так Комиссия по устройству народных чтений в городе Туле (с 1884г ) работала вместе с Обществом тульских врачей, Тульским Городским комитетом попечительства о народной трезвости. Епифанским попечительством о народной трезвости.

Совместными усилиями удавалось увеличить количество устраиваемых чтений и разнообразить их содержание. Чтения, проводившиеся в аудиториях Тульского городского комитета Попечительства о народной трезвости в январе - марте 1903г , имели сле­дующие названия: .«Вино, человека сгубило» (П. И. Волгин), «О дифтерите» (Ю- П. Цейтлин), «Русско-турснкая война 1877-1878 гг.» (Н. Н. Элвчанович), «Тарас Бульба», «Вий» (Н. П. Гри­банов), «А. Невский» (П И. Мадицкий) и другие[15].

Тульское общество трезвости и Тульский городской Коми­тет попечительства о народной трезвости открывали свои библиотеки в губернском городе. Первая библиотека (июнь 1899г.) начала свою работу при чайной общества на Пятницкой улице в доме Сапельникова, рядом с торговым центром, на одной из оживленных улиц города. Тульский городской Комитет «попечительства о народной трезвости в феврале 1902г. открыл библиотеки в Чулкове и в Заречье.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.