| |||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Курсовая работа: Сёгунат как система государственного управления в Японии: от становления до паденияВ XVII в. в отдельных отраслях японского производства возникли первые мануфактуры, зарождались начальные формы капиталистического предпринимательства. Однако количество мануфактур в это время было очень невелико. Преобладающей формой производства оставалась работа на дому. Торговый капитал завоевывал все более прочные позиции в жизни города. Особенно большим влиянием пользовались гильдии оптовых торговцев каким-либо одним видом товаров или монополизировавших торговые операции в определенной части страны [17, с. 112] . Регламентации токугавского правительства, объявлявшие «борьбу с роскошью» и распространявшиеся на купечество, как и на других горожан, запрещали ношение шелковой одежды, золотых и серебряных украшений, строительство просторных домов. В действительности купечество сосредоточивало в своих руках значительные капиталы и редкостные предметы роскоши. Правительство, получая от купечества кредиты, в очень редких случаях пыталось препятствовать концентрации богатств в его руках. Иногда законодательные ограничения вступали в силу, обнаруживая баснословный уровень обогащения купеческих фамилий. Положение ремесленников отличалось более строгими, чем для купечества, регламентациями и контролем. Ремесленники были организованы в цехи, которые обладали монополией производства, имели четкую иерархию и наследственность занятия ремеслом. Правительство предоставляло цехам определенные привилегии и защищало их монополию. В число горожан входила складывающаяся интеллигенция — выходцы из различных сословий: самураев, купечества и ремесленников. Учителя, художники, врачи испытывали постоянное и разнообразное воздействие токугавского режима, стремившегося ограничить возможности развития этого слоя. Поэтому очень часто представители интеллигенции являлись выразителями недовольства горожан и даже нередко руководили выступлениями. В конце XVIII в. возросло количество восстаний городского населения, к которым иногда присоединялись и крестьяне. Чаще всего вспыхивали «рисовые бунты», когда поводом к выступлениям было повышение цен на рис, спекуляция купцов, скупавших, а потом продававших его по высоким ценам. Для предотвращения народных выступлений сёгунат периодически пытался приостановить спекуляцию рисом с помощью регулирования рисовых цен. Однако реальных результатов это не давало. Крупные феодалы, поставщики риса на рынок, были заинтересованы в высоких ценах на рис [22, с. 33] . Наряду с этим шла многовековая, кровопролитная борьба за правовой статус города как социального организма. По правовому положению города Японии делились на три категории: принадлежавшие сёгунату, владельческие (княжеские) и «вольные». Фактически все они правовой стабильности не имели. В Японии было всего несколько независимых от феодальных властей, самоуправляющихся городов. К ним относились Сакаи, Хаката, выросшие и разбогатевшие на внешней торговле еще в XVI в., Нагасаки — торговый центр, державший всю торговлю с иностранцами, и Осака — «кухня страны». Однако «вольница» даже этих японских городов ограничивалась действиями чиновников бакуфу. Сёгунат был заинтересован в получении значительной доли овеществленного городским ремеслом прибавочного продукта земледелия, а также высокой торговой прибыли. Нестабильность правового положения отличала фактически все городские слои. Юридические и фактические преимущества самурайства не спасали даже самые высшие его слои от репрессивных мер сёгуната. Общее кризисное состояние высшего сословия привело к активному размыванию его нижнего уровня — служилого самурайства, пополнявшего теперь ряды деклассированных элементов и нового слоя лиц «свободных профессий». Городское население составляли высшие слои военно-феодального дворянства, самураи-землевладельцы, живущие в городе, служилое самурайство, торговцы, ремесленники, монахи многочисленных буддийских монастырей и синтоистских храмов, родины и прочие деклассированные элементы, крестьяне, поселившиеся на городских окраинах. В связи с развитием городов совершенствовалась культура. Культура Японии эпохи развитых феодальных отношений объединила в себе разнородные, фактически трудно совместимые явления — элементы культур придворной хэйанской аристократии и военно-феодального дворянства. За время, прошедшее с завоевания государственной власти военным сословием, нравственные и эстетические идеалы самурайства претерпели существенное изменение. Культ мужественной силы и подвига, продолжал существовать, но аскетизм и суровая простота быта, характерная для периода становления системы сёгуната, уже не соответствовали представлениям и требованиям добившегося безраздельного господства в стране военного дворянства. Все отчетливее обнаруживается тяга к роскоши, к изощренной, утонченной эстетике жизни, бывшей раньше предметом осуждения и даже презрения. Немалое влияние на формирование эстетических принципов этой эпохи оказало дзэнское монашество, буддийские монастыри, многие из которых были тогда культурными, просветительскими центрами[16, с.62]. Если ранее главным в восприятии человека была подавляющая его бескрайность мироздания, в котором он ощущал себя песчинкой, то новое видение мира давало ему более конкретно-осязаемые, приближенные к каждодневной жизненной практике ориентиры. Это выражалось в стремлении отразить богатство, красоту и неисчерпаемое разнообразие мира в созидательной, творческой деятельности человека — архитектуре жилища, сада, прикладном искусстве и т. д. Важной чертой нового эстетического идеала стало умение видеть прекрасное в малом, самом обыденном и повседневном, ценить не внешнюю и броскую яркость, а приглушенную красоту простоты, составляющую, согласно этим представлениям, внутреннюю сущность предметов. Этот новый этап в развитии японской культуры средневековья характеризовался участием более широких, чем ранее, социальных слоев, не только аристократии и самурайства, но и дзэнского монашества, своего рода интеллигенции, духовной верхушки военного дворянства, а также горожан и крестьянства. Именно последние внесли в эстетическую систему Муромати живительную струю демократического начала, открывшего возвышенность и одухотворенность в простой житейской деятельности человека [27, с. 67]. Однообразие и устойчивость общих принципов сделали возможным как синтез разнообразных искусств, так и их стилевое единство. Наиболее ярко свидетельства нового мировоззрения проявились в архитектуре и искусстве конструирования садов. Таким образом, все, это свидетельствовало об открытости города и высоком уровне мобильности населения и интенсивном развитии культуры. 2.3. Политический кризис системы сегуната Токугава. Острое недовольство различных социальных слоев и классов режимом сёгуната выражалось в крестьянских восстаниях, городских «рисовых бунтах», в участии в вооруженных выступлениях представителей торговой и зарождавшейся промышленной буржуазии и даже представителей правящего самурайского сословия. Это была та социальная сила, которая постоянно расшатывала режим сёгуната и привела в начале XIX в. к глубокому политическому кризису. Одним из крупных антиправительственных выступлений было восстание Осио Хэйхатиро (1794—1837) в Осака в 1837 г. Осио принадлежал к самурайскому сословию и занимал должность начальника городской стражи. Начавшимся в округе голодом воспользовались торговцы рисом, взвинтившие цены. Осио обратился к чиновникам сёгуната с требованием наказать торговцев-богачей, развязавших спекуляцию. Получив отказ, Осио распродал свое имущество, в том числе фамильную библиотеку с редкими, ценными рукописями и книгами, и, купив рис на вырученные деньги, раздал его городскому населению. Осио и его сторонники разослали воззвание к народу и прокламации в 33 административных пункта осакской и соседних провинций — Сэцу, Кавати, Харима, Идзуми. 17 февраля 1837 г. триста вооруженных повстанцев открыли склады богачей и начали раздавать рис. В городе захватывали и жгли богатые кварталы, дома ростовщиков, оптовиков – рисоторговцев, в том числе были сожжены дома и склады двух влиятельных фирм, уже в то время объединявших торговую и промышленную деятельность — Мицуи и Коноикэ [13, c. 135]. В восстании, преждевременно раскрытом и подавленном, не успели принять участие крестьянские отряды, шедшие на помощь в Осака из окрестных провинций. Восстание Осио вызвало широкую ответную волну в самых различных районах страны. Нарастание крестьянских и городских бунтов по всей Центральной Японии после восстания 1837 г., подрыв экономики и политической стабильности могут объяснить новую попытку сёгуната укрепить феодальные порядки. Осуществлял введение реформ дом Мидзуно, после отставки Мацудайра Саданобу фактически руководивший политикой сёгуната в течение 30 лет. В 1834 г. энергичный представитель этого дома Мидзуно Тадакуни занял пост члена Совета старейшин (родзю), а после смерти сегуна Иэнари в 1841 г. получил почти неограниченные полномочия правителя при новом сегуне Иэёси (1838—1853). Реформы Мидзуно Тадакуни в значительной их части явились повторной попыткой осуществить мероприятия Мацудайра Саданобу по укреплению экономического положения самурайства и поднятию его престижа. Наибольший эффект должно было дать серьезное ограничение деятельности торгово-ростовщического капитала — указ о роспуске в декабре 1841 г. монопольных гильдий кабунакама [17, с. 37]. Однако за длительное время существования эти организации приобрели такую экономическую мощь и влияние, что сёгунат оказался не в состоянии добиться реформами каких-либо результатов. Попытка ликвидировать проценты на долги самурайства у торговцев рисом вызвали такой взрыв недовольства со стороны торговцев и ростовщиков, что Мидзуно Тадакуни в сентябре 1842 г. был вынужден уйти в отставку, а ликвидация кабунакама была официально отменена в 1851 г. Крах третьей попытки реформ, имевших целью укрепить феодальный строй, свидетельствовал о дальнейшем ослаблении позиций класса феодалов и неуклонном росте активности буржуазных слоев. Отход значительной части феодалов от поддержки токугавского режима определялся также неудачами во внутренней политике сёгуната, опиравшейся на систему регламентации, и фактическим крушением политики изоляции. «Закрытие» страны консервировало наиболее застойные формы феодальных отношений и привело к отставанию Японии от европейских стран, но не могло прекратить развитие производительных сил, товарно-денежных отношений, хотя в известной мере и затормозило этот процесс. В условиях внутреннего кризиса всей феодальной системы токугавского сёгуната участились попытки визитов европейских и американских военных кораблей к японским берегам. 31 марта 1854 г. в Канагава (Иокогама) был подписан первый японо-американский договор. Американские корабли получили право захода в порты Симода (п-ов Идзу) и Хакодатэ, где на деньги или в обмен на товары через посредство сёгунских чиновников могли приобретать продовольствие, воду, уголь и другие товары. Договор, подписанный в Канагава, не был торговым соглашением, и американцы настаивали на заключении еще одного по образцу американо-китайского договора 1844 г. 14 октября 1854 г. был подписан англо-японский договор, повторяющий основные положения Канагавского [4, с. 67]. Договор между Россией и Японией был подписан 7 февраля 1855 г. в Симода. Граница была проведена между островами Уруп и Итуруп, однако вопрос о Сахалине остался неразрешенным, остров оставался в совместном владении обеих стран. Подписанные в 1856—1857 гг. два голландско-японских договора оформили установление консульской юрисдикции для голландцев, введение таможенных пошлин в размере 35% от стоимости товара, открытие для торговли порта Нагасаки и т. д. 7 августа 1858 г. в Эдо был подписан договор о торговле и мореплавании между Россией и Японией действовавший до 1895 г.. Торговый договор обеспечил русским право экстерриториальности, наибольшего благоприятствования и другие привилегии. Однако, русско-японский трактат не имел статей посредничестве и предоставлении Японии судов и вооружений. Целая серия так называемых ансэйских договоров заключенных Японией с западными странами в 1854 – 1858 гг. завершили длительную изоляцию страны и в тоже время стали рубежом нового периода – превращения ее в зависимое государство. Если в первые годы после открытия страны оппозиционные правительству силы лишь формировались и охватывали главным образом разнообразные слои правящего класса, то заключение дог7овора стало толчком к расширению социальной базы и активизации всего движения. Крестьянские восстания и городские бунты расшатали токугавский феодальный строй. Победа дворянско-буржуазного блока южных феодальных княжеств стала возможной лишь благодаря расширявшейся и нараставшей крестьянской войне, парализовавшей основные экономические и политические центры системы сёгуната. Но наряду с беднейшим крестьянством и городским плебсом в выступлениях участвовали и богатые крестьяне, имевшие землю, эксплуатировавшие безземельных бедняков, смыкавшиеся по своим интересам с представителями торгово-ростовщического капитала. Таким образом, политика изоляции которую приветствовал Сегунат Токугава привила к тому, что многие феодалы перестали поддерживать этот режим, что в дальнейшем могло привести к краху Сегуната. Заключение Япония мощная как в политическом, так и в экономическом плане страна, прошла своеобразный путь развития. С XII века в Японии возвысился Камакурский сегунат, для которого было характерно двоевластие. В этот период произошло укрепление общины, развивались товарно-денежные отношения. Феодалы эксплуатировали крестьян, что приводило к волнениям. Камакурский сегунат был низложен. В 1333 году было создано правительство Кэмму под властью Годайго. В этот период провозглашается политическая формула нового режима: «Единение придворных аристократов и самураев». В 1336 году к власти приходит дом Асикага, который стал именоваться сегунатом Муромати. Это период усиления феодалов и укрепления их влияния на политику страны. Во время сегуната Муромати стали активно развиваться крестьянские выступления, которые в сочетании с междоусобными войнами, создали угрозу существования феодалов. Все это привело к необходимости объединения страны. Несколько влиятельных династий пытались объединить под своей властью страну, но лишь одной из них это удалось. Это династия Токугава, которая надолго закрепила свое положение в стране. Именно в этот период было проведено большое количество реформ. Цель сегунов Токугава создание и сохранение стабильного и социального порядка, основанного на господстве военно-дворянского сословия. В это же время произошло открытие города, и интенсивное развитие культуры. Но Токугавское правительство упорно сохраняло режим изоляции страны от других стран. Любое новшество рассматривалось им как угроза стабильности существующего феодального порядка. Что в дальнейшем привело к политическому кризису системы сегуната Токугавы, и в дальнейшем могло привести к краху сегуната. Литература 1. Васильев Л.С. История Востока. М. , «Высшая школа», 1998. 2. Власов В. В. Япония. М., «Наука», 1991. 3. Выборнова В.Я. Япония. Региональная структура экономики. М.,«Наука», 2001. 4. Гальперин А. Л. Англо-японский союз. М., «Владос», 1996. 5. Родригес А.М. Новая история стран Азии и Африки. М., «Владос» 2001. 6. Горегляд В. Н,
Дневники и эссе в японской литературе XIII вв. М., 7. Гольдберг Д. И.
Очерк истории рабочего и социалистического 8. Григорьева Т.П.
Японская художественная традиция. М.: «Школьная 9. Григорьева Т.П. Японская литература XIX века. М.: «Мысль», 1998. 10. Григорьева Т. П., Логунова В. В. Японская литература. Краткий очерк. М.: «Полиграмма», 2001. 11. Гришелева Л.Д.
Формирование японской национальной культуры: 12. Громковская Л. Л.
Внутренняя и внешняя полтика Японии в XV-XIX 13. Долгоруков П.
Д. Экономика Японии: подъем или рост 14. Жуков Е. М. История Японии. Краткий очерк. М.:«Профиздат», 2004. 15. Жуков Е. М. Полтика Хидэёси в отношении крестьянства // АН СССР. Серия «История философии». М.: «Статистика», 1996. 16. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. М.: «Наука», 1993. 17. Искендеров А.А. История Японии 1800 - 1945. М.: «Наука», 1995 . 18. Кин. Д. Японцы открывают Европу. 1720-1830. М.: «Мысль», 1998. 19. Григорьева Т.П. Японская литература XIX в. М.: «Мысль», 1990. 20. Конрад Н.И. Японская литература и театр. Л.: «Проспект», 2003. 21. Кузнецов Ю.Д.
Социально-классовая структура Японии. М.: 22. Кузнецов Ю.Д., Новицкая
Г.Б., Сырицын И.М. История Японии. М.: 23. Куков Е. М. История Японии. Краткий очерк. М.: «Интерпракс», 1992. 24. Искендеров А.А. Феодальный город Японии. М.: «Нота Бэн», 1987. 25. Ларина Н. Г. Японский театр Ноо. М.: «Профиздат», 1999. 26. Маркарян С. Б.
Сельскохозяйственная кооперация Японии. М.: 27. Новицкая Г. Б. По Японии. М.: «Наука», 1997. 28. Попов К.М. Земельная реформа и аграрные отношения в Японии. М.: «Прогресс», 1993. 29. Никитина М.И.
Художественная культура Японии в ХУИ-ХУШ 30. Пжинарин А.Л. Япония в мировой политики. М.: «Лицей», 1998. Приложение 1 Тезаурис Сегун – титул верховного военного правителя страны. Сегунат – высшая форма правления в Японии имеющая структуру военной диктатуры и характерная для XII XIX вв. Самурай – член военно – феодального сословия, а также его светской верхушки. Сеэн – крупное частно – феодальное землевладение. Дзито - сегунский администратор - «земельный глава. Хатамото – вассалы сегуна и удельных князей. «Провинциалы» - феодалы, живущие в провинциях и являющиеся вассалами военных губернаторов. Икко – буддийская секта, которая придерживалась мнения, что для спасения души не обязательно отрекаться от мирских благ. Нэнгу - рисовая рента, выступающая основной формой повинностей при аренде земли. Приложение 2 Династия Токугава
|
© 2009 Все права защищены. |