рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Культурно-просветительская деятельность в России XVIII века

Активная производственная и просветительская работа бояр Строгановых в Пермском крае начинается ещё в XVI веке, с «государственного пожалования» от 7 апреля 1579 года о назначении им добавочных земель в Перми Великой от прежней межи по Каме, в них по реке на 55 верст, от реки Ласвы до реки Ошала – в Строгановских вотчинах возник Очерский округ с Очерским острожком. В 1606 году Николаем Григорьевичем Строгановым была основана соляная слобода Новое Усолье, в которую был перенесен цент солеварения. Во время Смуты, Строгановы оказали ряд важных услуг Московскому государству в области финансирования и перевооружения отрядов. Во времена правления династии Романовых Максим, Никита, Петр и Андрей Строгановы получили во владении новые земли по реке Каме в Перми Великой. Все представители семьей Строгановых в Сольвычегодске вносили плату от четверит до одной пятой суммы налога, вносимого всем населением страны. По данным жалованной грамоты 1692 года Строгановы только в годы междуцарствия даровали правительству деньгами, жемчугом, серебром, хлебом и солью сумму более 428706 рублей.

Постепенно сольвычегодцкие варницы давали все меньше соли и солеварение переместилось в пермские вотчины Строгановых. Тогда стали создавать прообразы железоделательных и кожевенных предприятий – мануфактур. Также купцы занимались и жемчужным промыслом, часть добываемого жемчуга они использовали в своих нуждах, небольшие партии отправляли в качестве даров в Москву.

Значительное развитие получило иконное производство. Организация иконного производства Строгановыми была поставлена необычайно солидно и широко, их иконы были предметом производства и выдающимся художественным произведением, открывшим новую и блестящую страницу в русском искусстве.

Зодчество Строгановых оставило значительный след в русском искусстве, их покровительство искусству выразилось в постройке величественных храмов и монастырей, организации живописных мастерских и различных художественных ремесел. На деньги Григория Дмитриевича Строганова, получившего от Петра Великого восемь жалованных грамот на новые земли и объединившего в своих руках все Строгановские вотчины, в 1689 – 1693 годах в Сольвычегодске были построены Введенский собор, в 1694 году в Устюжне Казанская церковь, в 1694 – 1697 году в селе Гордеевка Смоленская церковь.

Григорий Дмитриевич Строганов активно участвовал в петровских реформах, был пожалован портретом Петра I, украшенным бриллиантами, в награду за помощь и труды в 1722 году император пожаловал его сыновьям Сергею, Александру и Николаю баронский титул. В честь этого события были построены три церкви – Сергеем в пермских вотчинах, Александром – в Великом Устюге, Николаем – в Нижнем Новгороде.

С середины XVIII века все три ветви Строгановых уже почти не занимались производством и торговлей, перепоручив все дела главноуправляющим, управляющим и приказчикам. Представители Строгановского рода были и известными меценатами, первым из которых стал Александр Сергеевич Строганов – граф Священной Римской империи, граф Российской империи, Действительный тайный советник 1 класса, обер – камергер, член Государственного Совета, сенатор, кавалер орденов Святого Андрея Первозванного, Святого Владимира I степени, почетный командор ордена Святого Иоанна Иерусалимского, президент Академии художеств, главный директор имперских библиотек. «Императрица Екатерина Великая нередко говаривала, что два человека делают все возможное, чтобы разориться, и не могут. Под счастливцами она разумела Льва Александровича Нарышкина и графа Александра Сергеевича Строганова. О графе Строганове сохранилась память как о покровителе наук, литературы и художеств. Он составил галерею картин, написанных известнейшими художниками, собрал дорого стоившие коллекции эстампов, медалей и камней, но особое внимание он обращал на составление библиотеки, которую, по огромному числу находившихся в ней редких изданий, можно было считать одною из первых в целой Европе»[андрее]. После смерти мецената его коллекции составили большое собрание картин, художественной утвари, мебели, бронзы. Последующие поколения знатной фамилии продолжили благородное дело, начатое их отцами, отдав тем самым свою дань русской культуре и истории России в целом.

Значителен вклад строгановских мастеров в развитие русской культуры XVI – XVIII веков. Работа их иконных горниц положила начало новому направлению в русской живописи, создав нарядно – торжественную «Строгановскую школу» иконописания. Строгановы распространили по всей стране полифонию в церковно-певческих хорах через своего служилого человека, композитора и режиссера Дилецкого. Они поставили на книжный рынок рукописные, каллиграфически оформленные книги, писанные в их мастерских.

Строгановская каменная и деревянная архитектура развила ранее сложившееся народное творчество, утвердила и распространила её образцы в строительстве. Строгановых можно отнести к одним из самых влиятельных и авторитетных агентов русских царей, чья деятельность оказала колоссальное влияние на культурную, политическую, экономическую, социальную и духовную жизнь русских людей и на жизнь жителей пермского края в частности.

Крепостные школы в вотчине Строгановых

Появление крепостных школ способствовало распространению грамотности к крестьянской среде, возникновению крепостной интеллигенции, производственная и общественная деятельность которой была связана с судьбой народа, с развитием его культуры. В XVIII – начале XIX веков учреждается большое количество государственных школ, но царизм «просветления умов» [рябинов] особенно в крестьянской среде.

Своеобразную «систему просвещения» крепостных в рамках своего хозяйства и в его интересах создают Шереметьевы, Юсуповы, Орловы, Румянцевы, Муравьевы, Голицыны, Строгановы. Объективной причиной создания подобных школ стали своекорыстные интересы вотчинников.

Имение Строгановых было обширным и сложным хозяйством, оно имело разветвленный аппарат управления и постоянно нуждалось в служащих – от главнокомандующих до писарей и разнообразных специалистов горноркдного, заводского, лесного дела. Строгановы желали иметь образованных слуг и быть «гуманными и «пресвященными» владельцами.

Считалось, что обучение грамоте необходимо сочетать с полезными занятиями, предлагалось создание школы «практического земледелия и сельского домоводства», где бы обучали грамоте для получения необходимых агрономических знаний. По такому принципу работали десятки «сельских», «поселянских», «заводских», «домашних» школ. Учащиеся обучались чтению, закону божьему, письму, арифметике, девочки – рукоделию. Занятия проводились в свободное от посевных работ время; учительские обязанности исполняли члены местного церковного причта, певцы, отставные унтер – офицеры.

Подготовкой кадров управленческого аппарата занималось училище в селе Ильинском Пермского уезда, основанное в 1793 – 1794 годах как малое народное училище для мальчиков, где изучали арифметику, физику, геометрию, русскую грамматику, чистописание, всеобщую и российскую историю, математическую географию, немецкий и латинский языки, черчение, рисование, пение. Ученики, отличающиеся особыми дарованиями, примерным поведением и крепким здоровьем отправлялись получать образование в государственные учебные заведения: гимназию в Перми, Московскую земскую школу, Горный институт в Петербурге либо за границу.

Строгановы обеспечивали столичные школы и приходские училища Пермского имения жильем, учебными пособиями, обслуживанием помещений, материальной базой, персоналом.

Руководствуясь интересами своей вотчины, Строгановы «приоткрыли двери» к среднему и высшему образованию для части крепостного населения, вопреки установкам правительства не исключили из учебных планов предметы, не имеющие отношения к техническим наукам. Но «мудрость» Строгановых была вызвана не желанием просвещения народа, а нуждами развивающегося имения. Школы, где обучались крестьянские заводские дети, по преимуществу находились на обеспечении народа, в результате чего испытывали постоянные финансовые затруднения, вплоть до бесплатной работы персонала в непригодных для хозяйства помещениях.

Реальное право на получение образования в помещичьих школах имели сыновья служителей, которые составляли всего 2 - 2,3 % от числа ревизских душ Строгановской вотчины. Сыновья управляющих, приказчиков, караванных имели возможность пройти весь курс обучения, сыновья мастеровых, промысловых работников и крестьян обучались только до 12 -14тилетнего возраста, после чего их распределяли на работу. Школы в Пермском имении Строгановых имели много общего с крепостными школами феодальной России, все вопросы организационного и финансового порядка решались владельцем.

Учебный день был очень насыщенным и трудным, школьники вставили в 6 часов, занимались уроками по восемь часов, от них требовалось не быть праздными, не грубить, не шалить, не ругаться, быть вежливыми, послушными, исполнительными, ежедневно оп дав раза в день учить молитвы, за непослушание учащиеся строго наказывались.

В некоторых приходских школах применялись передовые методы обучения, например, канкастерский (метод взаимного обучения грамоте), где-то отказывались от физического наказания.

Их образованного крепостного населения формируется категория служителей, которые занимают особое положение в крепостной среде, имеют ряд льгот – могли рассчитывать на освобождение от крепостной зависимости, освобождение от рекрутской повинности взамен полученных привилегий они надежно служили владельцам, защищали классовые интересы.

Сельские школы отличались немногочисленностью контингента обучающихся в ней учеников. Сказывалась удаленность населенных пунктов от местонахождения школ, бедность крестьянства, неудовлетворенность организацией учебного процесса. Школы сыграли важную роль в формировании крепостной интеллигенции. В Пермской губернии сосредоточилась большая часть образованного крепостного и вольноотпущенного населения, занимавшегося распространением культурной и просветительской деятельности, распространением проектов учреждения школ, их финансирование и организация. Крестьянская интеллигенция внедряла новшества в жизнь помещичьей деревни, организовывались библиотеки, клубы, музыкальные кружки, любительские театры; некоторые из новой прослойки населения трудились в государственных учреждениях, успешно занимались научной деятельностью, краеведением.

Таким образом, хотя крестьянская школа призвана была в первую очередь удовлетворить потребности вотчины, заводского хозяйства, но объективно она способствовала формированию крепостной интеллигенции, развитию народного творчества и демократической культуры.

II.2 Система просвещения и образования в Пермском крае в XVIII веке

В следующем параграфе автор рассматривает причины возникновения потребности в создании учебных заведениях в Пермском крае, особенности развития образовательных и просветительных учреждений, обращается к персоналиям, чья деятельность была направлена на сферу образования и просвещения в крае, выявляет проблемы формирования сферы просвещения и образования в Пермском крае. Для исследования данной проблемы мы обращаемся к трудам Э. А. Пезина, Н. В. Нечаева, Ф. Ф. Павленкова, Л. Юзефовича, Н. П. Горбацевича, Н. В. Шатрова, Н. А. Фирсова, В. Иконникова, В. К. Семченкова, А. П. Шалина, В. К. Попова, которые рассматривают вопросы появления и распространения образования в Пермском крае с точки зрения изучения работы появляющихся учебных и просветительных заведений.

Создание школ при горных заводах Урала в 20-е годы XVIII века было ответом на насущные требования действительности, в период активного процесса вливания Пермского края в экономическую жизнь России, вследствие роста экономического потенциала района, активного промышленного освоения природных ресурсов, появилась потребность в значительном количестве грамотных, квалифицированных кадров. Следует отметить сложность обстановки, в которой проходило становление системы школьного образования в Пермском крае, с одной стороны росла потребность в грамотных людях и распространение научных знаний, обусловленные объективными потребностями поступательного развития страны, а с другой – воздействие реакционной политики господствующего класса, заинтересованного в сохранении отжившего феодального общественного строя и укреплении его основ.

Инициатором открытия первых школ был Василий Никитич Татищев – выдающийся государственный деятель и ученый первой половины XVIII века, направленный в 1723 году Петром I на Урал, для строительства новых заводов и ремонта старых медеплавильных предприятий, в нем соединились «администратор с ученым человеком, и этим он обязан не только своим личным дарованиям и наклонностям, но и характеру петровских реформ»[пензин]. Во время первого пребывания Татищева на Урале (1720 – 1722 года) было открыто 4 школы: две на Уктусском заводе (словесная и арифметическая), арифметическая в Кунгуре и словесная в словесная на Анапаевском заводе, в которой летом обучалось порядка 104 учеников. Но программа создания школ на Урале не была реализована в полном объеме по ряду причин:

1) отсутствие квалифицированных преподавателей;

2) не было высших учебных заведений, готовивших педагогические кадры;

3) нежелание части населения отдавать своих детей в школы.

Новый этап деятельности горнозаводских школ начинается с 1735 года, во время второго посещения Татищевым Урала. В течение 1735 года были открыты школы на восьми уральских заводах, также система образования подверглась реформированию в Кунгуре, в Екатеринбурге, где появляются немецкая и латинская школы.

Библиотечное дело

Библиотечное дело стало активно развиваться только в XIX веке, ознаменовавшись появлением первых общественных библиотек.

Первые же библиотеки в Пермской губернии появляются в конце XVIII –начале XIX веков. Это были библиотеки при Пермской гимназии (1786) и Пермской семинарии (1802), книгами которых пользовались только преподаватели и учащиеся.

Августа 17 дня 1786 года Ее Императорское Величество Екатерина II отправила из Царского Села в Пермь на имя губернатора Пермского и Тобольского рескрипт, начинающийся следующими словами: «Господин генерал-поручик Кашкин, комиссия об учреждении училищ, продолжая по воле нашей труды ея к снабжению империи народными училищами, приготовилась уже к открытию оных в двадцати пяти губерниях, в том числе и наместничестве Пермском. Утвержденные Нами устав и штат сих училищ, с книгами, сим заведениям присвоенным, будут от комиссии присланы. Впоследствии чего возлагаем Мы на попечение ваше, чтоб к открытию оных, к назначенному от комиссии времени, то есть к 22 сентября, все нужное было приготовлено». Генерал-губернатор Евгений Петрович Кашкин добросовестно исполнил повеление. 22 сентября 1786 года «под колокольный звон и пушечную пальбу» в Перми состоялось открытие народного училища.

В учебный план училищ входило – в первых двух классах давалось элементарное образование, которое заключалось в чтении, письме, чистописании, арифметике, катехтзисе (катехизис – книга, излагающая христианское учение в форме вопросов и ответов). В старших классах изучались закон Божий, русский язык, арифметика, география общая и русская, история, геометрия, архитектура, механика и физика.

22 сентября 1786 года следует считать днем открытия самого первого книгохранилища в городе, так как, согласно «Уставу народных училищ в Российской империи», при главном народном училище в Перми начала создаваться библиотека. В 1808 году гимназия пользовалась довольно богатой библиотекой и разными учебными пособиями, которые были переданы ей главным народным училищем. Унаследованная гимназией библиотека состояла из 187 названий в количестве 678 книг. Известно, что потребность училища в книгах, учебных пособиях и учебниках была чрезвычайно велика.

Книжное собрание главного народного училища в Перми почти не сохранилось. Основная его часть погибла во время пожара, который случился в сентябре 1842 года, но историки и краеведы донесли до нас некоторые факты, помогли частично воссоздать его состав, а также поведали о людях, много потрудившихся для организации первого в Перми книгохранилища: П. А. Назаретском и Н. С. Попове. Дело собирания первой библиотеки было продолжено последующими поколениями педагогов, ученых, общественных деятелей, краеведов Прикамья. Нынче наш край по праву можно назвать крупнейшим хранителем произведений письменности, центром просвещения Урала.

Деятельность Екатерины в Пермском крае неоценима с точки зрения


Заключение

XVIII век прошел не бесследно в истории русской культуры. Громадная работа мысли и чувства множества известных и безвестных людей, воплотившаяся в произведениях литературы и искусства, в философских и публицистических сочинениях, в научных исследованиях, создала национальную культуру яркую, сложную, противоречивую и своеобразную. Эта работа продолжала и развивала достижения предыдущего периода, однако многое было преодолено и отброшено, в первую очередь то, что было связано с религиозно – церковным характером средневековья. В XVIII столетии интенсивно шел процесс складывания русской нации, что обусловливало национальное единство культуры, её основные черты и особенности.

Русская национальная культура складывалась в условиях господства феодально – крепостнического строя, в недрах которого назревали капиталистические отношения, в условиях усиления классовой борьбы крепостного крестьянства, что определяло сложность и противоречивость в процессах развития культурно – просветительской деятельности в России. Подчеркивая положительное, передовое в культурном «наследстве» XIII века нельзя забывать и о многих противоречиях – высокие достижения человеческого гения оставались недоступными большинству народа. Тем не менее культурное наследие этого исторического периода трудно переоценить и наша жизнь будет казаться ущербной без произведений литературы и искусства XVIII столетия.

Происходит постепенное обмирщение культуры, она становиться светской, это расширило границы и возможности человеческого интеллекта и чувства. Знание освобождалось от средневековой схоластики и провиденциализма, превращалось в науку.

Активная реформаторская деятельность Петра Великого и его дочери Екатерины II способствовала переходы страны на качественно новый уровень развития, Россия становиться сильным государством европейского уровня, с зарождающимися элементами капиталистических отношений, во многом наблюдается преодоление техническо-экономической отсталости. Прогрессивная часть общества, недовольная сложившейся ситуацией, начинает проявлять оппозиционные настроения, что свидетельствует о желании народа высказать свой протест не смотря на крепостнический гнет, который многие годы приучает людей к покорности и терпимости.

Многоотраслевая экономика, формирование капиталистических отношений, осуществлявшиеся неравномерно в разных сферах хозяйства, социальная неоднородность населения Пермской губернии определяло своеобразное развитие школьного дела в крае. С одной стороны – создание начальных школ для обучения детей всех слоев населения, распространение среднего, профессионального и начало развития женского образования, привлечение крепостной молодежи к обучению, попытки организации всеобщего начального образования для мужского населения казенных заводов и детей служащих частных горных заводов, сравнительно широкая программа частновладельческих училищ. С другой – неравномерное распределение школ в городах, промышленных поселках и сельской местности, сохранение сословного характера обучения, ведомственности управления школьного дела, проявление неограниченной власти помещиков – заводчиков в организованных ими школах, низкое качество обучения.

В условиях разложения и кризиса крепостнической системы образование в стране находилось в состоянии подъема, который был обусловлен прогрессивными сдвигами во всех сферах экономической, общественно – политической и культурной жизни страны. Вместе с тем непосредственное влияние на школу оказывало состояние феодально-крепостнической системы. Анализ процесса развития образования даже в масштабе Пермского региона показал что правительственная программа создания общегосударственной системы школьного образования носила декларативный характер. Вынужденный считаться с потребностями времени, господствующий класс хотя и сознавал необходимость проведения школьных реформ, но не заботился ни о создании необходимой материальной базы, ни о подготовке квалифицированного аппарата, необходимого для осуществления школьных преобразований. В результате чего уже к началу XIX века система образования переживает кризис, решить который станет возможным только после ликвидации крепостнический отношений. Только благодаря прогрессивным устремлениям передового учительства и демократически настроенной молодежи школа становиться средоточием антикрепостнических взглядов и играет все более значительную роль в освободительном движении. В крепостническую эпоху были заложены предпосылки буржуазных преобразований в стране в области культуры и просвещения.


Список использованных источников

1.  Андреев, А. Р. Строгановы. XIV – XX века : энциклоп. изд. / А. Р. Андреева. – М. : Белый Волк – КРАФТ, 2000. – 592 с.

2.  Анисимов, Е. Время петровский реформ / Е. Анисимов ; Историч. библ. «Хроника трех столетий». – СПб. : Лениздат, 1989. – 496 с.

3.  Анна Иоановна. Её личность, интимная жизнь и правление / ред. С. Б. Паина. – М. : Галактика, 1991. – 50 с.

4.  Баггер, Х. Реформы Петра Великого / Х. Баггер ; перевед. с датского кан. педагог. наук В. Е. Возгриным – М. : Прогресс, 1985. – 200 с.

5.  Власть и реформы от самодержавной к светской России / ред. кол. : Б. В. Ананьич, Р. Ш. Ганелин, В. М. Панеях ; Российская академия наук. Институт Рос. Истории Санкт Петерб филиал. – СПб. : Дмитрий Буланин, 1996. – 802 с.

6.  Всемирная история : учебник для вузов / под. ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. – М. : ЮНИТИ, 2000. – 496 с.

7.  Валишевский, К. Царство женщин / К. Валишевский – М. : ЦКПА, 1989. – 448 с.

8.  Георгиева, Т. С. Русская культура: история и современность : учеб. пособие / Т. С. Георгиева. – М. : Юрайт, 1998. – 576 с.

9.  Захарова, О. Бал эпохи Петра Великого / О. Захарова // Родина. – 1995. - № 1. – С. 117-119.

10.  Из истории демократической культуры на Урале (XVIII – начало XX века) : сборник науч. трудов / ред. кол. : Я. Б. Рябинович, В. А. Оборин, Р. Г. Пихол, В. В. Мухин, Б. А. Сутырин ; Министерствот высш. и спец. образования РСФСР. Пермский ордена Трудового Красного Знамени. Гос. ун – т им. А. М. Горького. – Пермь, 1986. – 158 с.

11.  История России : учебник / ред. кол. : А. С. Орлов, В. А. Георгиева, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина ; Моск. гос. ун –т им. М. В. Ломоносова ; исторический факультет ; 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2006. – 528 с.

12.  История России с начала XVIII до конца XIX века / ответст. ред. А. Н. Сахаров ; ред. кол. : В. П. Дмитренко, И. Д. Ковальченко, А. П. Новосильцев ; Ин – т рос. истории РАН. – М. : АСТ, 1985, - 544 с.

13.  История русского искусства : учебник / отв. ред. В. И. Плотников ; ред. кол. : И. А. Бартенев, Р. И. Власова ; Ин – т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Ордена Ленина Академии художеств СССР. – 2-е изд., расш. и доп. – М. : Изобразительное искусство, 1980. – 400 с.

14.  История русской культуры IX – XX века : пособ. для вузов / В. С. Шульгина [и др.]. – 3-е изд. Испр. и доп. – М. : Дрофа, 2002. – 480 с. – (Высшее образование).

15.  Комиссаренко, А. И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII веке / А. И. Комиссаренко. – М., 1990. – 203 с.

16.  Коробейников, В. Город Екатерины / В. Коробейников // Пермские новости. – 1992. – 21 марта. – С. 10

17.  Краснобаев, Б. И. Очерки русской культуры XVIII века : книга для учителя / Б. И. Краснобаев. – 2-е изд., расш. и доп. – М. : Просвещение, 1987. – 319 с.

18.  Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XIII – начало XIX веков) / Ю. М. Лотман. – СПб. : Искусство, 1994. – 399 с.

19.  Народное образование на Урале в XIII – начале XX веков : сборник науч. трудов / ред. кол. : И. С. Капцугович, Л. В. Ольхова, А. С. Солов, Р. Г. Пихоя, Б. А. Сутырин, А. С. Черкасова ; Гос. комитет РСФСР по делам науки и высшей школы. Уральский ордена трудового красного знамени. Гос. ун – т им. А. м. Горького. – Пермь : УрГУ, 1990. – 144 с.

20.  Николаев, В. Н. Загадка царя Петра / В. Н. Николаев // Русский дом. – 2002. - № 6. – С. 14-15.

21.   Очерки русской культуры XVIII век. В 4 т. Т. 4. XVIII век / гл. ред. Б. А. Рыбаков. – М. : МГУ, 1990. – 378 с.

22.  Павленко, Н. И. …на троне вечный был работник / Н. И. Павленко // Наука и жизнь. – 2006. - № 2. – С. 90-95.

23.   Прохоров, В. Л. Этапы развития благотворительности в России / В. Л. Прохоров // Вопросы истории. – 2005. - № 3. – С. 158-164.

24.  Рябцев, Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры: художественная жизнь и быт XVIII – XIX века / Ю. С. Рябцев. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 648 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.