рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Мемуарные документы о декабристах в ссылке

24 декабря 1825 г. (5 января 1826 г.) офицеры-декабристы К.Г. Игельстром и А.И. Вигелин попытались поднять на восстание Литовский пионерный батальон, расквартированный в Белостоке. Они убедили солдат не присягать Николаю I, но командование смогло изолировать зачинщиков и привести батальон к повиновению. 6 (18) февраля 1826 г. во время смотра Полтавского пехотного полка член Общества соединенных славян капитан С.И. Трусов призвал солдат к свержению нового императора, но не смог увлечь их за собой и был немедленно арестован.

Для расследования деятельности тайных обществ Николай I создал Особую следственную комиссию, которую возглавил военный министр А.И. Татищев; Особый следственный комитет был учрежден и в Варшаве. Всего под следствием оказалось 579 человек. Виновными было признано 289 человек, из них 121 предан специально образованному Верховному уголовному суду, в состав которого вошли члены Государственного совета, Сената, Святейшего Синода и ряд высших гражданских и военных чиновников. 29 июня (10 июля) 1926 г. суд приговорил пятерых декабристов к смертной казни через четвертование, 31 - к смертной казни через повешение, остальных - к разным срокам каторги и ссылки. 10 (22) июля 1826 г. Николай I смягчил приговор, сохранив смертную казнь через повешение только для главных «зачинщиков» – П.И. Пестеля, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина, Г.П. Каховского и К.Ф. Рылеева. Казнь состоялась в ночь на 13 (25) июля 1826 г. на кронверке Петропавловской крепости. Наказания другим осужденным были также пересмотрены. Все они, за исключением А.Н. Муравьева, лишались чинов и дворянства. В зависимости от степени вины их разделили на 11 разрядов: 107 из них отправлены в Сибирь (88 на каторгу, 19 на поселение), 9 разжалованы в солдаты. Еще 40 декабристов были осуждены другими судами. Около 120 подверглись внесудебным репрессиям (заточение в крепость, разжалование, перевод в действующую армию на Кавказ, передача под надзор полиции). Дела солдат, участвовавших в восстании, разбирали Особые комиссии: 178 прогнали сквозь строй, 23 приговорили к другим видам телесных наказаний; из остальных (около 4 тыс.) сформировали сводный гвардейский полк и послали на кавказский театр военных действий.

Отправка декабристов в Сибирь началась уже в июле 1826 г. До осени 1827г. большинство из них содержалось в Благодатском руднике под Нерчинском, затем их перевели в Читу, а осенью 1830 г. сконцентрировали на Петровском каторжном заводе под Иркутском. По отбытии сроков каторги осужденных расселяли в разных местах Сибири. К началу 1840-х г.г. они сосредоточились преимущественно в крупных городах (Иркутск, Тобольск). Часть декабристов была переведена на Кавказ, где некоторые своим мужеством заслужили производство в офицеры, как М.И. Пущин, а некоторые, как А.А. Бестужев и В.С. Толстой, погибли в бою.

Общая амнистия декабристов последовала только после смерти Николая I – по случаю коронации Александра II в 1856 г. Ее дождалось лишь меньшинство, в том числе И.Д. Якушкин (умер в 1857 г.), Д.А. Щепин-Ростовский (умер в 1858 г.), И.И. Пущин (умер в 1859 г.), С.П. Трубецкой (умер в 1860 г.), А.Н. Муравьев (умер в 1863 г.), С.Г. Волконский (умер в 1865 г.), Е.П. Оболенский (умер в 1865 г.), М.А. Бестужев (умер в 1871 г.), А.Н. Сутгоф (умер в 1872 г.), М.И. Муравьев-Апостол (умер в 1886 г.). Некоторые из них (М.И. Пущин, П.М. Свистунов, А.Н. Муравьев, И.А. Анненков) принял активное участие в подготовке крестьянской реформы 1861 г.

Подводя итоги восстания 1825 года, нужно отметить, что оно дало толчок росту революционного движения в последующие годы.

Выступление декабристов формально явилось завершающим звеном в цепи гвардейских военных переворотов, которыми изобиловала история России в XVIII в. В то же время оно существенно отличалось от предыдущих, ибо его целью была не смена монархов на престоле, а проведение кардинальных социально-экономических и политических преобразований. Несмотря на поражение декабристов, обусловившее общий консервативный («охранительный») характер николаевского царствования, восстание 1825 г. потрясло устои режима и в перспективе способствовало радикализации оппозиционного движения в России.

Декабризм - это большое идеологическое движение, захватившее почти всю передовую часть дворянской интеллигенции, создавшее целое мировоззрение и свою литературу, идейно и тематически многообразную. Кроме непосредственных участников политической революционной работы, было множество передовых людей, примыкавших к движению, сочувствующих ему, составлявших его идеологический резерв; среди них могли быть люди, ничего не знавшие о тайных обществах, но захваченные в большей или меньшей степени тем же потоком идей, тех идей, которые, закономерно вырастая на почве самой исторической действительности, свое прямое политическое выражение получили в тайных обществах. Как и всякое другое значительное и передовое идеологическое течение, «декабризм» проявился не только в области политических идей. Он оформил мировоззрение - и философское, и моральное, и эстетическое, он создал свой тип человека-героя, отмеченного специфическими чертами и в бытовых своих проявлениях, и во всем своем поведении; он создал свой стиль литературный в том числе.


Глава II. Мемуарная литература декабристов

Мемуарная литература – важный источник историографии, материал исторического источниковедения. В то же время по фактической точности воспроизводимого материала мемуары практически всегда уступают документу.

Мемуары представляют собою особый вид литературы, который, с одной стороны, является историческим источником, с другой, представляет собой специфическую форму личностного осмысления событий и несёт отпечаток авторской субъективности. Большинство мемуаров декабристов было написано много лет спустя после ряда исторических событий: войны 1812 года, заграничных походов, «Семеновской истории», восстания на Сенатской площади, сибирской каторги и ссылки.

Следует принимать во внимание тот факт, что основной корпус мемуарно-дневниковой литературы был создан после событий 1825 года и содержит в себе не только объективизированную интерпретацию исторических событий, но и субъективизированную их оценку, на которую накладываются личностные переживания, переосмысление событий и представлений об их участниках.

К осени 1827 года все декабристы, приговорённые к каторжным работам с последующим поселением в Сибири, были помещены в Читинский острог. Практически впервые после ареста собранные вместе декабристы смогли воссоздать целостную картину событий восстания, охарактеризовать приемы расследования, применяемые следственной комиссией, извлечь уроки из поражения, а также оценить своё нынешнее положение, возможности общественно полезной деятельности в «стране изгнания» и способы подготовки к ней.

Общее умонастроение декабристов в сибирский период впоследствии прекрасно выразил Г.С. Батеньков. Он писал: «Поднять уровень народа можно, любить его, сближаться с ним, внимать ему должно и вредно не предварить его и уходить от него далеко по естественному преимуществу умственного труда»[4].

Во время ссылки декабристы-учёные начали научное изучение Сибири. В период, когда декабристы ещё не имели права делать какие бы то ни было записи и получать книги, они организовали в Читинском остроге «декабристский университет». Обучали друг друга иностранным языкам и читали товарищам лекции по различным областям знаний. Н.М. Муравьёв читал по памяти стратегию и тактику, Н.А. Бестужев - историю русского флота, А.О. Корнилович и П.А. Муханов - историю России, А.И. Одоевский - историю русской словесности, П.С. Бобрищев-Пушкин - прикладную математику, врач Ф.Б. Вольф - естественные науки и медицину. Д.И. Завалишин знал 15 иностранных языков и занимался ими со всеми желающими. Там же, в остроге, обсуждали они и свои первые научные выводы из наблюдений экономического и культурного состояния Сибири. О содержании этих научных выводов, обосновывающих по существу целую программу будущей практической деятельности декабристов, можно судить по запискам А.О. Корниловича. Блестящий ученый, возвращенный из Сибири в 1828 г. и снова заключённый в Петропавловскую крепость, А.О. Корнилович на основании богатых наблюдений, сделанных им во время «путешествия» по Сибири и пребывания в Читинском остроге, написал в крепости несколько записок и, не имея возможности их обнародовать, послал на имя А.Х. Бенкендорфа. Раскрывая в своих записках несоответствие между производственными возможностями, хозяйственными и культурными потребностями Сибири, с одной стороны, и её отсталостью, неустроенностью, заброшенностью с другой, А.О. Корнилович обосновывал необходимость проведения мероприятий по улучшению положения крестьян и коренных народов Сибири (якутов, тунгусов, бурят), показывал конкретные пути совершенствования сельскохозяйственной практики, развития агротехники, распространения агрономических и технических знаний, рекомендовал всячески способствовать переходу кочевых племён к оседлости и содействовать «образованию туземцев, почти незнакомых с улучшениями земледелия и успехами просвещения, введённых в быту европейской России».[5]

Изучение Сибири в географическом, экономическом, социальном и этнографическом отношении на каторге и поселении продолжали декабристы Д.И. Завалишин, братья А.И. и П.И. Борисовы, Н.А. Бестужев, Н.В. Басаргин, В.И. Штейнгель, Г.С. Батеньков, П.А. Муханов и др. Не всё из задуманного учёными-декабристами на каторге было написано, мало что из написанного на поселении было опубликовано до амнистии и то под псевдонимами, но хранящиеся в архивах научные труды декабристов сегодня как никогда важны для понимания и признания того, что существуют неустранимые национально-самобытные формы экономического, государственного и культурного жизнеустройства каждого народа, которые нельзя игнорировать и которыми опасно пренебрегать. И конечно, всё написанное и сделанное декабристами в Сибири неоспоримо доказывает, насколько выше и проницательнее в понимании интересов и блага Отечества стояли дворянские революционеры и просветители по сравнению с официальными монархическими кругами, столичной и местной бюрократией. Ведь даже такой известный государственный деятель России первой половины XIX века, как М.М. Сперанский, считал, что Сибирь - «прекрасное место для ссылочных, но не место для жизни и высшего гражданского образования, для устроения хлебопашества, фабрик и внутренней торговли».[6] Декабристы же, показывая в своих работах огромные возможности и богатства края, предлагали Сибирь, «присоединённую некогда в качестве дикой и пустынной, ещё раз присоединить как образованную и прогрессивную» (Г.С. Батеньков). Декабристы были убеждены, что при хорошем управлении и администрации, радеющей о пользе края, подъёме экономики, строительстве путей сообщения и развитии просвещения, Сибирь «обещает счастливую и славную будущность» (А.Е. Розен).

Многие ссыльные декабристы занимались научным трудом, который помог лучше понять и оценить Забайкалье и Сибирь, их природные и человеческие ресурсы. В этой связи Д.И. Завалишин писал о том, что Россия, обращаясь к национальной политике, «принималась думать и о Сибири». В научном наследии Н.А. Бестужева («О бурятском хозяйстве», «Гусиное озеро», «О необходимости создания улучшенного овцеводства в Селенгинске») находили отражение его удивительные таланты художника, писателя, историка, естествоиспытателя, изобретателя. Автор выступает с позиций гуманизма, столь характерного для представителей декабристского движения. Замечателен вклад в науку декабристов П.И. Борисова, А.И. Якубовича и М.Ф. Митькова. На основе регулярных метеорологических наблюдений они создали интересный труд, позже вошедший в состав фундаментального исследования «О температуре воздуха в Российской империи». Изучением Баргузинского края и Байкала занимался М.К. Кюхельбекер. Декабристам С.Г. Волконскому, П.Н. Свистунову, братьям Борисовым принадлежат ботанические изыскания, которые легли в основу современных исследований в этой области. Определенный вклад внесли декабристы и в развитие хозяйственной деятельности в крае. Ими разработаны научные основы аграрной деятельности, организовано искусственное орошение, местные жители обучены образцовому ведению огородничества.

Неотъемлемая часть наследия декабристов – их литературная деятельность. Творческий дар декабристы считали особым даром, поэтов уподобляли пророкам, которые призваны увлечь на путь нравственно-совершенной жизни. Главными в поэзии декабристов-романтиков становятся темы поэта-пророка и свободы; идеей народности пронизаны лучшие произведения А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера, В.Л. Давыдова и др.

Многие декабристы (Н.В. Басаргин, С.Г. Волконский, И.И. Горбачевский, А.Е. Розен, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин и др.) - авторы мемуаров.

Мемуарное наследие декабристов довольно значительно. Известно свыше 30 декабристских «воспоминаний», «записок» и других сочинений мемуарного характера, которые дают представление не только о самом движении, об эпохе в целом, но ярко раскрывают их нравственный облик.

О причинах, побудивших декабристах писать мемуары, очень хорошо отозвался Н.В. Басаргин[7]: «Пишешь ли ты свои Записки? - спросил меня один из моих прежних товарищей по службе, случайно посетивший меня в изгнании. Я ответил, что хотя мне и часто приходило на мысль набросать кое-что из прежних воспоминаний, но я боялся приступить к этому. С одной стороны, я далеко не литератор и пером владею плохо, с другой — не могу быть уверен в своем беспристрастии, столь необходимом при суждении о людях и событиях, о которых мне пришлось бы говорить.

Именно эта неуверенность, возразил он, есть лучшее ручательство в том, что ты не напишешь ничего такого, что бы не подтвердила твоя совесть. Если рассказ твой и суждения будут носить отпечаток твоей личности, то это нисколько не уменьшит к тебе доверия, а, напротив, покажет твою добросовестность.

Далее, прибавлял он, грешно бы было каждому из вас не оставить по себе памяти молодым вам ближним и лишить потомков ваших возможности знать об вас более того, что сказано в отчете Комитета и в официальных объявлениях правительства. Это повредило бы даже общему об вас мнению, показав, что в продолжение 30-летней вашей ссылки вы не хотели взять на себя труд представить истину в отношении вас самих и ваших действий…»[8]

Восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге, ставшее историческим символом декабризма как революционного явления, было высшей и заключительной точкой развития декабристского движения и одновременно началом новой жизни участников тайных обществ, наполненной иными духовными ценностями и особым историческим смыслом. Во время политического процесса, в долгие годы заточения и изгнания узники постигали подлинный исторический смысл событий, приведших их в «каторжные норы» Сибири. Декабристы все более осознавали себя как исторических деятелей, провозгласивших идеи, рожденные эпохой. «В разговорах, — вспоминал И. Д. Якушкин[9], — очень часто речь склонялась к общему делу, и, слушая ежедневно часами рассказы, сличая эти рассказы и поверяя их один другим, с каждым днем становилось все более понятным все то, что относилось до этого дела, все более и более пояснялось значение нашего общества, существовавшего девять лет вопреки всем препятствиям, встречавшимся при его действиях; пояснялось также и значение 14 декабря, а вместе с тем становились известными все действия комитета при допросе подсудимых и уловки его при составлении доклада, в котором очень немного лжи, но зато который весь не что иное, как обман»[10].

Осознание декабристами исторического значения своей революционной борьбы приводило их к убеждению в том, что и в Сибири, в условиях каторги они «призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили»[11]. Свою важнейшую обязанность декабристы видели теперь в том, чтобы сохранить истину, опровергнуть ложь правительственных сообщений, донести до современников и потомков правду о 14 декабря 1825 г. «Всякая преследуемая истина, — писал А. М. Муравьев[12], — есть сила, которая накопляется, есть подготовляемый день торжества»[13]. Стремление «огласить правду» и подготовить «день торжества» истины было главным стимулом литературной деятельности узников сибирской каторги.

Из декабристских мемуаров, написанных во время сибирской каторги, известно «Воспоминание о Рылееве» Н. А. Бестужева[14], которое считается самым ранним и единственным дошедшим до нас мемуарным произведением, созданным, по словам М. К. Азадовского, «не в одиночестве, не в тиши дарованного судьбой последнего уединения», но возникшим в декабристской среде и подвергшимся «предварительной критике и проверке декабристского коллектива»[15].

К числу «каторжных» мемуаров следует, очевидно, отнести и «Записки декабриста» Розена[16]. «Я составил краткие очерки или таблицы моих записок, — отмечал он, — в 1828, 1829, 1830-х гг., начал писать их подробно в сороковых годах и снова переписал и дополнил их с наступлением 1866 года»[17]. В отличие от большинства мемуаров участников тайных обществ, написанных в Сибири или после амнистии и ретроспективно отразивших взгляд на события 14 декабря в какой-то момент или период жизни их авторов, «Записки декабриста» создавались около 40 лет. Их начал писать в читинской тюрьме молодой человек, оказавшийся причастным к важнейшему событию русской истории первой половины XIX в., и завершил умудренный жизнью старик, переживший многих своих соузников и в 70—80-е гг. явившийся одним из «последних декабристов», хранителем их наследства. «Записки декабриста» создавались, таким образом, не как воспоминание о прожитой жизни, а как хроника происходящей жизни, как записки и размышления современника.

В отличие от таких мемуаристов, как М. А. и Н. А. Бестужевы, Е. П. Оболенский, И. И. Пущин, С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин и другие, сыгравших выдающуюся роль в декабристском движении, Розен был представителем так называемых рядовых декабристов, становление революционной личности которых началось незадолго до 14 декабря 1825 г. Розен был «рядовым» и в этом смысле глубоко типичным декабристом, индивидуальная судьба которого, при всей кажущейся случайности его принадлежности к декабристским обществам и ограниченном участии в восстании на Сенатской площади, отразила историю жизни и идейной эволюции значительного числа малоизвестных или даже безвестных участников движения. Именно о них писал К. Ф. Рылеев в своих «собственноручных показаниях», данных вечером 14 декабря 1825 г. в Зимнем дворце: «Открыв откровенно и решительно, что мне известно, я прошу одной милости — пощадить молодых людей, вовлеченных в общество, и вспомнить, что дух времени такая сила, пред которою они не в состоянии были устоять»[18].

«Записки декабриста», в полной мере отразившие черты и самый тип личности их автора, написаны не в стиле романтического повествования о прошлом, но представляют собой строгое по форме и добросовестное по исполнению историческое описание, отличающееся обстоятельностью и полнотой сообщаемых сведений. Однако определить жанр «Записок декабриста» как мемуаров или хроники явно недостаточно и неточно. Это скорее историческая автобиография, в основу которой, помимо воспоминаний автора, положены многочисленные и разнообразные документальные материалы. Прежде всего, это не дошедшие до нас мемуарные свидетельства декабристов, записанные Розеном в казематах Читы и Петровского Завода, на поселении в Кургане и на Кавказе. В Чите и Петровском Заводе «мы были вместе 85 человек, — отмечал он, — с 20-ю другими встретился на поселении и на Кавказе»[19]. По словам Розена, декабристы знали о составлении им «Записок»[20]. «В Чите, в Петровском Заводе, в Кургане, на Кавказе, за границею и везде при благоприятных встречах» он знакомил их со своими воспоминаниями, пользовался их памятью и советами. Осенью 1869 г. Розен читал главы «Записок декабриста» П.Н. Свистунову, М.А. Бестужеву и М.И. Муравьеву-Апостолу, «которые выслушали его чтение с большим удовольствием и отозвались о его труде с искреннею похвалою». В работе над «Записками» он использовал современную ему статистику, русскую и заграничную периодическую печать, мемуарную литературу, исторические сочинения. «Записки декабриста» по своему характеру, содержанию и источникам представляют собой историко-мемуарное произведение и в известном смысле являются результатом коллективного творчества. Однако свойственный Розену исторический фатализм, усиленный фатализмом религиозным, не позволил ему превратить его «Записки» в собственно историческое исследование. Рассматривая происшедшее как исторически необходимое и единственно возможное, Розен неизбежно вставал на путь исторического оправдания «зла» и примирения «врагов». То, что стало историей, по его мнению, не могло быть предметом восхваления или осуждения. Свой долг историка он видел лишь в «доставлении верных сведений», полагая, что историческая правда неизбежно раскрывается в достоверных исторических фактах. «Толковые и беспристрастные читатели сами найдут правду»[21], — писал он Д. И. Завалишину 22 апреля 1873 г.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.