рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Киевская Русь во времена правления Владимира Мономаха

"Поучение" дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая рисковала сгореть вместе со списком "Слова о полку Игореве" в московском пожаре 1812 г. в собрании рукописей Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным.

То, что мы называем "Поучением" Мономаха, по существу является своеобразным собранием его сочинений: здесь собственно "Поучение", его автобиография и письмо к князю Олегу.

Особенно поражает и удивляет замечательное письмо Мономаха знаменитому Олегу Святославичу ("Гориславичу"), как называет его автор "Слова о полку Игореве" за то горе, которое он принес своими братоубийственными войнами Русской земле). Письмо это частное, личное. Обстоятельства, которые дали повод для написания письма, исключительны, и сама тональность письма, его содержание также совершенно исключительны и производят на современного читателя сильнейшее впечатление.

О чем мог писать могущественнейший князь, владения которого были тогда самыми обширными в Европе, своему заклятому врагу, потерпевшему страшное поражение? Преступление Олега было тем более ужасно, что убитый Изяслав приходился крестным сыном Олега. Со средневековой точки зрения Олег был сыноубийцей. Он крестил Изяслава в один из коротких промежутков между войнами с Мономахом. Может быть, Мономах торжествует свою победу над ним? Может быть, он пишет ему злорадное письмо? Может быть, он ставит ему какие-либо условия и требует принести повинную, отказаться от своих прав на владения в Русской земле?

Нет! Письмо Мономаха поразительно. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в Русскую землю и получить полагающееся по наследству княжество, просит забыть обиды.

Письмо победителя Мономаха к своему побежденному врагу начинается в покаянном тоне: "О, многострастный и печальны аз! Мономах излагает повод, послуживший к написанию письма - убийство Олегом сына их обоих, - и высказывает мысль, что жизнь человеческая в руках божьих (то есть - виноватых нет!), а затем пишет: "Егда же убиша детя мое и твое пред тобою, и бяше тебе, узревше кровь его и тело увянувшю (следовало бы тебе, увидя кровь его и тело увянувшее), яко цвету (цветку) нову процветшю, яко же агньцю заколену, и рещи бяше, стояще над ним, вникнущи в помыслы души своей: "Увы мне! что створих! И пождав его безумья, света сего мечетнаго кривости ради налезох грех собе, отцю и матери слезы [2,4].

Мономах всячески подчеркивает, что он не собирается мстить Олегу: "Дивно ли, оже мужь умерл в полку (в сражении) ти? Лепше суть измерли и роди наши". Перед нами поразительная для своего времени переделка обычной воинской формулы ободрения воинов перед битвой: "аще мужь убьен есть на рати, то кое чюдо есть?"

Мономах очень смело переделал традиционную формулу ободрения воинов перед битвой здесь не случайно: Мономах ведь обращается к суровому воину Олегу и стремится говорить с ним на понятном для него языке воина. Князья обычно говорили воинам перед сражением: "Что удивительного (разве это чудо?), что муж убит на войне?" Этим они стремились вселить бесстрашие в своих воинов. Вместо побуждения к битве Мономах этой же формулой оправдывает свой отказ от мести за убитого сына и добавляет: "неси ти ворожбит, ни местьник (я не враг тебе и не мститель)". Мономах готов добром отдать побежденному Олегу его волости.

Мономах призывает Олега вернуться в Русскую землю и начать княжить в своем наследственном княжестве. Больше того, Мономах просит его простить старую вражду.

Письмо написано с удивительной искренностью, задушевностью и вместе с тем с большим достоинством. Это достоинство человека, сознающего свою огромную моральную силу. Мономах чувствует себя стоящим над мелочностью и суетой политики. Он заботится о правде и о своей стране.

Письмо Мономаха должно занять одно из первых мест в истории человеческой Совести, если только эта История Совести будет когда-либо написана.

Таким образом, высокая мораль была потребностью распадающегося общества. Ее появление было вызвано глубокими историческими причинами. Моральная сила должна была заменить силу государственную.

Чрезвычайно важно проследить, как тема необходимости морального упорядочения нового политического строя пронизывает собой все сочинения Владимира Мономаха: его "Поучение", автобиографию и письмо к Олегу.

Повод, по которому написано "Поучение", отмечен самим Мономахом: к нему пришли послы его братьев с предложением выступить против князей Ростиславичей и выгнать их из отчины. Владимир Мономах опечалился этой попыткой нарушить новый порядок, раскрыл Псалтирь, нашел в ней утешение, а затем написал свое "Поучение" - к детям и к "иным, кто его услышит". Под этими "иными" Мономах явно разумел всех русских князей. Именно к князьям обращены "Поучение" и другие примыкающие к нему "списания". Он учит в своем "Поучении" князей и военному искусству, и искусству управления землей, призывает их отложить обиды, не нарушать крестного целования, довольствоваться своим уделом, не доверять тиунам и воеводам и т. д. Мономах широко обращается к церковному авторитету, пользуется общехристианскими моральными правилами, традиционными дидактическими приемами, но только для единой, главной цели - призвать князей к строгому выполнению нового политического принципа.

"Поучение" начинается с тех слов Псалтири, которые он нашел в ней и которые как бы ответили его мыслям: "Не ревнуй лукавнующим (то есть не соревнуйся со злодеями), ни завиди творящим безаконье, зане (потому что) лукавнующии потребятся (то есть истребятся, погибнут), терпящий же господа - ти обладають землею". Эта мысль развивается Мономахом особенно подробно, здесь явно имеются в виду князья-современники. Он призывает их довольствоваться малым: малое у праведника лучше многих богатств нечестивых, нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем: меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся. Практическое применение всех этих мыслей псалма в феодально-княжеской практике XII в. означало только одно: каждому князю довольствоваться своей отчиной, хотя бы и малой, как бы законны ни казались ему его права на землю соседа.

Владимир Мономах дал в своем письме к Олегу образец того, как надо прощать противнику даже смерть сына, - ибо смерть невозвратима, заботу же необходимо проявлять только о живых. Вот почему письмо к Олегу тесно примыкает к "Поучению" и по содержанию, и по ходу изложения. Оно как бы продолжает заключительные слова "Поучения", где Мономах говорит: "а иже от бога будет смерть, то ни отец, ни мати, ни братья не могут отъяти". Не мог отнять у смерти своего сына и Владимир Мономах. Не исключена возможность, что свое смелое и сильное письмо именно сам Владимир Мономах присоединил к "Поучению" в качестве практического образца нового поведения.

Громадная политическая тема - подкрепить моральной дисциплиной новый политический строй - была разрешена в "Поучении" с удивительным художественным тактом. Весь тон "Поучения" - задушевный, почти лирический, иногда несколько старчески суровый и печальный - строго соответствует тому определению, которое сам Мономах дал в начале своего "Поучения", когда писал, что, отпустив послов своей братьи, пришедших к нему с бесчестным предложением выступить против Ростиславичей, он "в печали" взял Псалтирь, а затем собрал "словца си любая и складох по ряду и написах". Вынувшийся Мономаху стих из Псалтири: "векую печалуеши, душе?", "будучи обращен к гадающему, как бы сам собой присваивал его душевному строю названье печалования; а слово это на языке той эпохи значило много больше, чем значит теперь - к этому верному наблюдению исследователя "Поучения" - В. Л. Комаровича добавим от себя, что слово "печалование" имело в Древней Руси именно тот политический оттенок, который требовательно лежит на всем "Поучении". Печалование означало заступничество старших за младших и обиженных.

Мономах призывал своих детей, своих потомков заботиться о народе (челядь, смерды). Не лениться в учении, совершать ратные подвиги.Кроме того, учил: какие задачи должны решаться в первую очередь князьями - продуманная внутренняя и внешняя политика, забота о подданных, о церкви. Мономах называл нравственные критерии правителя: образованность, трудолюбие, отвага, решительность, заинтересованность в делах и умении их делать.

Большую роль Владимир Мономах отводил самовоспитанию: “Воспитай себя”, призывал постоянно учиться, читать книги: “Велика бо бывает польза от учения книжного! Се бо суть реки наполняющие Вселенную!”

Свое знаменитое «Поучение» Владимир Мономах создал на закате жизни и многое в его личной жизни, полной драм и жестокостей, расходилось с заповедями, изложенными в произведении, но тем более эта исповедь, на наш взгляд, была удивительна.


2.2 Роль Владимира Мономаха в развитии литературы и художественного искусства Киевской Руси

Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета состояния художественной и литературной деятельности на Руси. Языческая Русь, различные слои населения и области русских земель X в. обладали достаточной культурой, наследием которой являются многочисленные былины, предания, сказки, легенды, песни, обряды, игры. Их истоки шли из далеких глубин первобытности. До возникновения литературы словесное художественное творчество восточнославянских племен существовало в устной форме. Скачок в царство литературы произошел одновременно с появлением на Руси христианства и церкви, потребовавших письменности и церковной литературы. Высокий уровень фольклора сделал возможным восприятие новых эстетических ценностей, с которыми знакомила письменность. Но литература началась не с записи памятников фольклора: литература и фольклор как художественные системы в древней Руси противостояли друг другу. Вплоть до XI в. памятники устной словесности не записывали, не только потому что был дорог материал для письма и было еще мало грамотных людей, но, прежде всего потому, что не испытывали в этом необходимости. Литература – как письменная форма воспроизведения памятников словесности возникает при Владимире Мономахе и носит характер единственной возможности ознакомления древнерусского общества с чужими и чуждыми текстами.

Крупных писателей в Древней Руси было немало: Иларион, Нестор, Симон и Поликарп, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Серапион Владимирский многие другие. Тем не менее, литература Древней Руси не была литературой отдельных писателей: она, как и народное творчество была искусством надиндивидуальным. Литература предстает перед потомками как одно колоссальное произведение, подчиненное одной теме с борением идей и контрастами и имевшая мало развлекательного. Древнерусские писатели обладали замечательным "чувством плеча", они создавали циклы, своды и ансамбли произведений. Все произведения могут быть поставлены в один ряд друг за другом и всегда ясно, к какому реальному историческому времени и реальному географическому пространству они могут быть отнесены авторами. Древнерусскую литературу времен Киевской Руси можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни. Чувство величия, значительности происходящего было основным ее стилеобразующим элементом. Она стремится рассказывать о реальном, открытый вымысел древними авторами не допускался. Древнерусская литература не знает условных персонажей. В ней упоминаются только лица сыгравшие значительную роль в исторических событиях.

Естественно, что имея правителя, интересам которого было бы чуждо желание жить в культурно развитой державе, Киевская Русь вряд ли смогла достигнуть тех высот литературной и культурной жизни, к коим пришла во главе с Владимиром Мономахом.

Причем, следует отметить, что первые оригинальные сочинения, написанные восточнославянскими авторами, относятся именно ко времени правления на Руси Владимира Мономаха. Среди них такие выдающиеся памятники как "Повесть временных лет", "Сказание о Борисе и Глебе», собственно «Поучение». Жанровое разнообразие древнерусской литературы на тот момент уже было достаточно велико: летописание, житие, слово, мифы и былины. Летопись занимает центральное место среди древнерусских литературных жанров. Она развивалась в течение восьми веков, и взяла свое начало именно в первых столетиях XII века. Этот факт, как нам кажется, тоже достаточно ярко говорит о создававшихся в то время благоприятных условий для развития литературы, и, конечно же, культуры в целом.

Древняя Русь времен Владимира Мономаха оставила много кратких похвал книгам. Всюду подчеркивалось, что книги приносят пользу душе, учат человека воздержанию, побуждают его восхищаться миром и мудростью его устройства; книги открывают "розмысл сердечный", в них красота, и они нужны праведнику, как оружие воину, как паруса кораблю. Развитие художественной культуры Киевской Руси мы также склонны соотносить со связями, которые благодаря Владимиру Мономаху были налажены с Византией. Хотя уместнее говорить о взаимосвязях, поскольку русское народное творчество, в свою очередь, в древнюю византийскую традицию добрые, жизнелюбивые устремления и это в первую очередь относится к художественной традиции.

В процессе храмосоздательной и градообразующей деятельности Владимира Мономаха основные сферы художественной практики: стенопись, иконопись, рукописная и иллюминированная книга, как в свою очередь архитектура, и все виды декоративно-прикладного искусства, явились предметом исключительного внимания и напряженного художественного творчества. Процессы взаимодействия художественных культур были глубокими и сложными. Сам отбор идейного и культурного наследия Византии был сделан столь глубоко и тонко, что определил едва ли не на века дальнейшие пути развития культуры и духовной жизни Руси, вплоть до настоящего времени.

Из «Поучения» мы вынесли мысль о том, что из многочисленных и разнообразных задач христианской культуры была выбрана ее основная цель – "воспитание внутреннего человека", а отсюда постоянная обращенность к внутреннему миру с целью его (человека) очищения и совершенства. Именно это было главным, что выбрала для себя и прочно усвоила в практике своей художественной культуры Древняя Русь. "Внутренний человек", его жизнь, борения и духовное восхождение стали подлинным стержнем всех сокровищ русской художественной культуры вплоть до наших дней.

Древнерусское искусство было делом рук ремесленников, делом коллективным, артельным, его художественные принципы, еще не зная расхождения между профессиональным и народным, складывались как приемы искусства "хитрого" ремесла, поэтому оно естественно входило в окружение и быт человека. Оно питало особую любовь к "узорочью", но при этом в полной мере обладало чувством величия, свойственным органическим культурам средневековья.

Древнерусское искусство не было ни ответвлением византийского, ни аналогом западного, у него был свой путь. Русское искусство можно назвать искусством былинно-эпического склада. Как ни многим оно было обязано Византии, ее церемониал, пышность, официозность, а также ее утонченный спиритуализм не нашли на Руси почвы.

Художественные идеалы и устремления эпохи Владимира Мономаха наиболее ярко отразились в монументально-декоративном искусстве, в котором будучи средоточением произведений всех видов искусства – архитектуры, станковой и монументальной живописи, многих видов художественного ремесла и искусства книги – древнерусские храмы стали концентрированным выражением высокого уровня художественного развития средневековой Руси.

Развиваясь также как и современное ему искусство Западной и Восточной Европы, древнерусское искусство оставалось преимущественно церковным, культовым и соблюдало установленную иконографию. Во множестве на Руси строились церкви, которые стали частью ее ландшафта.

Монастыри были центрами распространения духовных знаний и сыграли определяющую роль в приобщении русского народа к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей. Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники.

Большое каменное строительство началось в XI в. с возведения христианских храмов по византийскому образцу, но в него были привнесены и некоторые черты самобытного деревянного зодчества, уходящего своими корнями в глубь веков. Для храмового строительства Владимир привлекает греческих зодчих. Они приносят на Русь вполне сложившуюся систему крестово-купольного храма. Грандиозная по замыслу и исполнению она была увенчана, по словам летописи, 25 главами и занимала площадь 900 кв.м.

В XI в. широко и богато обстраивались города. Были заложены храмы Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке. Храм Софии Киевской, с венчавшими его 13 главами, являлся гордостью Киева. Ее внутренние стены были украшены мозаиками и фресками работы приезжих греческих мастеров. Одноименность соборов Киева и Константинополя призвана была утвердить равенство Руси с Византией.

Культура эпохи Владимира Мономаха сопровождалась развитием местных стилей в изобразительном и прикладном искусстве, зодчестве и летописании. Это значительно обогащало общерусскую культурную сокровищницу. В это время русское искусство приобретает свое самостоятельное неповторимое лицо, с этим временем связан расцвет монументальных видов изобразительного искусства: архитектуры, фресковой живописи и иконописи. От византийско-русского искусства Киевской Руси пошло уже собственно русское искусство отдельных княжеств, выделившихся из первоначально целого – земель Галицко-Волынской, Ростово-Суздальской, Новгородской.

Если мы приглядимся ко всей деятельности Владимира Мономаха, ко всем его сочинениям, то убедимся в одном чрезвычайно важном факте: ни одно его действие не было вызвано случайным настроением или случайными политическими обстоятельствами.

У Мономаха были отчетливые этические представления, целая этическая система в области политики, искусства, образования и литературы. Эта этическая система довольно полно выражена в двух его сочинениях: в том, что мы можем назвать собственно "Поучением", и в автобиографии, в которой он обсуждает события своей жизни с той же высокой моральной точки зрения, с какой написано и письмо к Олегу.

Можно с уверенностью сказать, что Владимир Мономах как владыка Киевской Руси сделал для нее так много, что смог достигнуть высот развития других европейских государств.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Княжение Владимира Мономаха в Киеве – славная страница нашей истории. Умный политик и удачливый полководец, он твердой рукой подавлял все междоусобные конфликты своих многочисленных родственников.

К концу княжения Мономаха усобицы временно прекратились, ослабла и половецкая опасность. На время степняки прекратили свои разорительные набеги.

Посвятив большую часть своей жизни решению политических и военных проблем, князь много времени уделял литературе, искусству и архитектуре. В княжение Мономаха строятся новые каменные соборы, пишутся летописи. Да и сам князь был крупнейшим писателем своего времени. В написанном им "Поучении сыновьям" он изложил основные вехи трудного жизненного пути. В "Поучении" говорится, что идеальный русский князь должен беспрекословно подчиняться старшему в роде, жить в мире с равными себе князьями, не притеснять младших князей и бояр и, по возможности, избегать кровопролития. Наглядный пример такого устройства Владимир видит у птиц: птицы весной прилетают в родные края, и каждая находит свое, принадлежащее ей место. Ни одна не пытается согнать другую, но каждая довольствуется своим уделом.

Владимир скончался 19 мая 1125 года. Летописцы воздали ему посмертную похвалу, какой доселе не удостаивался на страницах летописи ни один правитель: "Украшенный добрыми нравами, прославленный победами. Перед его именем трепетали все страны.

Не возносился, не возвеличивался, но все возлагал на Бога и Бог покорял под ноги его всех врагов, он же заповедь Божию храня, творил добро врагам своим, отпуская их одаренными…". Естественно, что и в позднейшей традиции имя князя обрастает легендами. Мономах всегда воспринимался как символ величия Руси и ее единства. Не удивительно, что в первой половине XVI столетия, когда Московское государство становилось царством, именно с его именем связали легенду о дарах императора Константина русскому правителю. Вещественным воплощением этой легенды стала драгоценная скуфья, сделанная греческими мастерами в XIII веке, а на исходе XV века отороченная мехом и ставшая главной коронационной регалией Российского государства. Изучив мнения многих авторов, касающихся личности Владимира Мономаха и, конечно же, его многообразной деятельности, я пришла к выводу о том, что в каждой эпохе должна быть яркая, выдающаяся, харизматичная личность. В противном случае государство рискует потерять свою уникальность, независимость и интерес для других держав.

Таким образом, я подошла к обоснованию актуальности выбранного мною исследования, изложенного во вводной части моей курсовой работы. Хотелось бы и в нашем государстве сегодня иметь мудрых, деятельных личностей в качестве лиц, на которые возложена на функция управления державой. Тем более, как показывает история, потенциал у нашей страны есть.

Все вышеизложенное мною носит субъективный характер и каждый из вас вправе не согласиться с моей точкой зрения.


ЛИТЕРАТУРА

1.   Боханов А.Н., Горинов М.М. История Роcсии с древнейших времен до конца 20 века в 3-х книгах. кн.1. История России с древнейших времен и до конца XVII века. – М.: Изд-во «МИК», 1996.- 736 с.

2.   Геллер Михаил. «История Российской империи». В трех томах.- М.: Изд-во «МИК», 1997.- Том 1- 448 с.

3.   Дикий Андрей. Неизвращенная история Украины – Руси. Том 1.- Нью-Йорк: Изд-во «Правда о России».-1960.

4.   Карамзин Н.М. История государства российского: в 12 т./ Н.М. Карамзин.- М.: «Моск. Рабочий»; «Слог».- [кн. 1]: т. 1-2: Древняя Русь; Киевская Русь.- 1994. – 366с.

5.   Костомаров Н.И. Исторические произведения. – К.: Изд-во при Киевском университете, 1989.- 736 с.

6.   Крупчан С. Новiйший довiдник: Iсторiя України. - К.: ТОВ «Казка», 2005.-736 с.

7.   Лихачев Д.С. Великое наследие// Избранные работы в 3- х томах. Том 2.- Л.: Худ. лит.,1987.- 278 с.

8.   Полонська-Василенко Н. Iсторiя Украiни: у 2-х т., т.1. До середини XVII столiття.- К.: Либiдь, 1995.- 672 с.

9.    Рыбаков Б.А. Рождение Руси.- М.: «Аиф Принт», 2003.- 447 с.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.