рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Налоговая политика Японии

Курсовая работа: Налоговая политика Японии

Содержание

Введение

1. Экономические проблемы Японии на рубеже тысячелетий

2. Налоговые органы Японии

3. Начисление и виды налогов

4. Японская налоговая политика в ретроспективе

4.1 Система резервных фондов

4.2 Специальная налоговая система для поощрения и поддержки мелкого и среднего предпринимательства

4.3 Гибкость применения налоговых льгот

4.4 Политика снижения налогов

4.5 Назревшая налоговая реформа

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Япония, в чём сегодня никто и не сомневается, страна рационалистов.

Рационально всё - от устройства японского дома до налоговой системы. Причём обе эти вещи одинаково важны для японца, а значит, рассматриваются с точки зрения и макро- и микроэкономических перспектив, только в одном случае для семьи, а во втором – для страны.

Таким образом, поскольку налоговая система – часть жизни японца, цель данной работы - анализ устройства этой системы.

Для достижения данной цели использована справочная, энциклопедическая литература по Японии, а также аналитические материалы.


1. Экономические проблемы Японии на рубеже тысячелетий

На пороге ХХI века Япония стоит перед необходимостью вернуться к устойчивой экономической динамике и сохранить за собой место одного из лидеров мировой экономики. Это зависит от того, насколько успешно и быстро стране удастся преодолеть затяжной финансовый и структурный кризис, поразивший ее экономику в 90-х годах.

Япония начинает радикально менять методы экономической политики. Экономическая стратегия, направленная на завоевание мирового лидерства и строившаяся на сочетании защиты внутреннего рынка и внешней экспансии, выполнила свои задачи и устарела. Японии все труднее конкурировать с США и Западной Европой в сферах глобализации финансов, информации и связи.

Чтобы выйти из тяжелой ситуации, японское правительство ведет параллельно две разнонаправленные и трудно совместимые линии экономической политики. Одна линия состоит в антикризисном управлении при помощи расширения государственного участия в экономике. Увеличено финансирование строительства объектов, инфраструктуры, сделаны огромные вливания в капитал банков, накопивших безнадежные долги. Эффект от них еще не наступил, но тяжелый бюджетный кризис уже налицо: в 1999 г. дефицит бюджета составил около 6,7% ВВП, а накопленный долг приблизился к 100% ВВП.

Другая линия современной экономической политики — либеральные реформы: приватизация государственного сектора, дерегулирование финансовых рынков, либерализация валютного режима, реформа бюджетной системы, пересмотр антимонопольного законодательства. Ставится задача оживить национальный денежный рынок и рынок капитала, с тем чтобы кредит и финансы стали ведущей отраслью экономики страны по конкурентоспособности предлагаемых услуг и способности создавать новые рабочие места. Цель бюджетной реформы — в первые годы нового века восстановить равновесие бюджета. В госсекторе предстоит реформа общественных работ, которые предполагается вести на средства и под управлением частного бизнеса.

Потенциальные ежегодные темпы роста в первые десятилетия нового века оцениваются в 2%, но это верхняя их граница. Реализация этих темпов зависит от сочетания таких внутренних условий, как демографическая перспектива, динамика потребительского спроса и жилищного строительства, замена и обновление основного капитала предприятий, научно-технический прогресс.

Причем пополнение государственного бюджета Японии более, чем в какой бы то ни было стране Востока, зависит от налоговой политики государства. В свете этого рассмотрим вопрос устройства налоговых органов страны.

 

2. Налоговые органы Японии

На Национальное налоговое управление (ННУ), структурно входящее в Министерство финансов как его «внешнее» ведомство, возложены все функции по начислению, сбору и пресечению случаев уклонения от уплаты всех общегосударственных прямых (подоходного, корпоративного, на наследство и дарение, землю и недвижимость) и косвенных налогов и сборов (потребительского, «алкогольного», «табачного», «бензиновых», «дорожного» и гербового). Исключение составляют лишь таможенные пошлины и корабельные сборы, относящиеся к компетенции Министерства финансов.

Помимо общегосударственных в Японии взимаются также и местные налоги: префектуральные и муниципальные. К первым относятся налог на проживание в префектуре, налог с предприятий в расчете на число занятых, налог на приобретение собственности, часть акциза на табак, налог на зрелищные мероприятия, с транспортных средств, подоходный и налог на пользование природными ресурсами. Ко вторым - налог на проживание, имущественный, часть акциза на табак, налог на легкие транспортные средства, налог на земельную собственность, развитие городов и другие. Их сбором занимаются местные органы самоуправления, которые имеют свои налоговые конторы, независимые от общенациональных.

При численности населения Японии в 127 млн. человек штатный состав Национального налогового управления составляет 56466 служащих. В организационном плане ННУ состоит из центрального аппарата (651 чел. -1,2%), одиннадцати региональных налоговых бюро, региональной налоговой инспекции о. Окинава и 524 налоговых инспекций, где работает 54974 сотрудника (97,4% от всего штатного состава), а также Налоговый колледж -363 чел. (0,6%) и Национальный налоговый трибунал - 478 чел. (0,8%) с его филиалами, где происходит обжалование правильности начисления налогов. Структурно как центральный аппарат, так и региональные налоговые бюро и инспекции на местах имеют идентичное функциональное построение и представлены тремя основными департаментами (отделами): по налогообложению, сбору налогов, а также по проведению проверок и криминальному расследованию случаев уклонения от их уплаты. По целевому назначению 68% штатных сотрудников занимаются вопросами начисления налогов и прежде всего подоходного, корпоративного и потребительского, 15% - сбором налогов и 17% - управлением и координацией. При этом характерно своеобразное «разделение труда», когда региональные бюро контролируют правильность уплаты налогов крупными компаниями в зоне их ответственности, а налоговые инспекции - малый и средний бизнес на местах, а также подоходный налоги, налоги с наследства, недвижимости и другие.


3. Начисление и виды налогов

Действующая в настоящее время налоговая система Японии сформировалась в 1950-е годы, претерпев в последующий период незначительные организационные и законодательные изменения.

В настоящее время в Японии действует около 50 разных налогов. Как и в других странах, они подразделяются на центральные и местные, прямые и косвенные, обычные и целевые.

Основу всех налоговых поступлений в госбюджет — около 70% — составляют подоходный налог и налог с юридических лиц. Подоходный налог взимается со всех видов доходов, которые получают частные лица.

Налог с юридических лиц взимается с доходов от предпринимательской деятельности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, пенсионных фондов и т.д.

Налог на наследство взимается при получении наследства от умершего человека.

Налог на дарение взимается при получении подарка от частного лица, этот налог дополняет налог на наследство.

Потребительский налог взимается в размере 3% цены практически с каждого товара или услуги. Это косвенный налог, поскольку включается в цену товара и оплачивается потребителем. Потребительским налогом не облагаются операции по купле-продаже земли, услуги коммунальных служб, плата за поступление в школу и обучение, плата за профилактический осмотр у врача, плата за погребение и некоторые другие.

Есть также несколько особых видов косвенных налогов, например цена алкогольных напитков включает в себя 44% налог.

Существует местный потребительский налог на проживание в гостиницах и пользование предприятиями общественного питания. Так, в случае, если плата за проживание одного человека в течение суток превышает 10 тыс. иен или если плата с человека за одно посещение ресторана превышает 5 тыс. иен, взимается налог в размере 3%.

За один день посещения горячих источников с человека берут налог в размере 150 иен, а за один день использования поля для игры в гольф — 800 иен. Эти налоги взимаются дополнительно к обычному 3% потребительскому налогу.

Владелец автомобиля вынужден платить целую уйму налогов: 3% потребительский налог на покупку и налог на приобретение машины, налоги на бензин, налог на саму автомашину и на ее вес.

Из местных налогов наиболее важным является так называемый налог на право проживания. Им облагается доход как физических, так и юридических лиц за предыдущий год. Причем его должны платить даже те, кто не имеет ни работы, ни дохода в текущем году, но имел доход в прошедшем. Человек, обязанный уплатить подоходный налог, должен сам подсчитать свой доход за период с 1 января по 31 декабря и соответствующую сумму налога и сообщить эти сведения в местное налоговое управление. При подсчете весь доход, в зависимости от его источника, разбивается на 10 видов: доход от денежных вкладов, от владения акциями, недвижимости, от предпринимательской деятельности, от лесных угодий, зарплата и другие.

Затраты по каждому из этих видов доходов учитываются по-своему. Сведения должны быть представлены в местное налоговое управление в период с 16 февраля по 15 марта. В случае опоздания сумма налога увеличивается на 15%.

По сравнению с другими странами, в Японии ставки налогов выше. Так, даже после налоговой реформы 1988 г., упростившей шкалу налогов и снизившей процент, максимальная ставка центрального подоходного налога составляет 50% (при доходе свыше 30 млн. иен). Если к нему еще прибавить 15% налог на проживание, то в сумме получается 65%, в то время как в США максимальная ставка составляет всего 28%.

Сведения о доходах юридических лиц заносятся в установленную форму и представляются в налоговое управление не позже чем через 2 месяца после окончания финансового года компаний (у большинства фирм это 31 марта).

Налог с юридических лиц составляет 37,5% для обычных компаний и 28% для малого бизнеса (компании с капиталом менее 100 млн. иен и годовым доходом менее 8 млн. иен).

У обычных служащих налоги вычитаются при расчете зарплаты. Если других доходов нет, то декларацию можно не подавать. Ежегодный доход, однако, при этом не должен превышать 15 млн. иен. Если размер налогов, взятых при расчете зарплаты, и реальная сумма налогов, которая должна быть уплачена, не совпадают, в конце года проводится корректировка в соответствующую сторону.

Не всем, кто сам подает сведения о своих доходах, можно доверять. Поэтому налоговое управление проводит выборочную проверку правильности заполнения налоговых деклараций. Проводятся также инспекции особо злостных неплательщиков. Отделы проверок и инспекций национального налогового управления и региональных налоговых управлений собирают и анализируют данные, получаемые из различных информационных сетей. Инспекция может быть проведена только с санкции суда. После ее получения в помещении фирмы проводится обыск, налагается арест на конторские книги, прочие вещественные доказательства, принимаются другие меры для выяснения реального финансового положения фирмы. Доказуемость по делам, возбужденным по результатам таких проверок, практически стопроцентная. Чаще всего на сокрытии доходов попадаются предприятия, имеющие дело с наличными деньгами, например казино, больницы и т.д., а также розничные торговцы.


4. Японская налоговая политика в ретроспективе

4.1. Система резервных фондов

Активное внедрение системы резервных фондов в качестве одного из важнейших инструментов поддержки частного бизнеса пришлось на начало 50-х годов. К концу 60-х годов в экономическую практику было введено уже более 25 видов резервных фондов: безнадежных долгов; потерь от возвращения непроданных товаров; премиальных и бонусов; выходных пособий; специального ремонта; гарантийного ремонта определенных товаров; ценовых колебаний; освоения зарубежных рынков; потерь от зарубежных инвестиций; потерь от капиталовложений в зоне свободной торговли на Окинаве; по проектам совершенствования структуры мелких и средних предприятий; контроля, предотвращения и возмещения ущерба от загрязнения окружающей среды; амортизационных отчислений на строительство железных дорог, атомных электростанций, специальных газовых сооружений; восстановления лесов; потерь от операций с ценными бумагами; страхования от засухи и маловодья, от необычных рисков; компенсации потерь от банкротства; ответственности по операциям с ценными бумагами, по товарным операциям; потерь, связанных с покупкой и использованием ЭВМ; гарантии качества компьютерных программ; участия во всемирных выставках и т.д.

Система, как видим, весьма обширна и разнообразна как по сферам применения, так и по целевым установкам. Экономическое содержание всех разновидностей фондов в принципе одинаково — переведение части активов в категорию издержек или «убытков» в целях облегчения налогового бремени частных компаний.

Японская система резервных фондов достаточно специфична.

Во-первых, каждый фонд обязательно имеет конкретную правовую основу в виде закона. В зависимости от этой основы все фонды можно разделить на две основные категории. К первой относятся резервные фонды, создание которых не противоречит общепринятой бухгалтерской практике, а методы их калькуляции определены базисными юридическими нормами (в частности, Законом о налогах на юридических лиц). Вторая категория — резервные фонды, не оправданные с точки зрения обычной практики, созданные лишь в качестве исключения (для определенных целей конкретной экономической политики) в соответствии с особыми законами о специальных налоговых мерах, которые и определяют все условия их функционирования (целевое назначение, нормативы и механизм формирования, временные границы применения).

Во-вторых, законы обычно предполагают использование дифференцированной шкалы налогообложения. На практике это означает, что в рамках обозначенных законом пределов имеет место как полное, так и частичное освобождение от налога, тогда как в отношении той части фондов, которая превышает эти пределы, налогообложение сохраняется в полной мере.

В-третьих, в законах, регулирующих цели создания, условия, нормативы, сроки начисления, а также сферы возможного использования конкретных видов резервных фондов, как правило, предусматривается обязательность периодического их пересмотра и исправления.

Таким образом, японская система резервных фондов представляла собой, да и в значительной мере остается до сих пор весьма гибким и эффективным инструментом осуществления правительственной промышленной политики.

Что касается политики рационализации промышленности, то, по признанию большинства японских специалистов, наиболее важную роль здесь играли три резервных фонда: безнадежных долгов, ценовых колебаний и выходных пособий. Для иллюстрации принципиального механизма использования системы резервных фондов в Японии рассмотрим эти три фонда более подробно.

Резервный фонд безнадежных долгов был внедрен в практику в 1950 г. Нефинансовым юридическим лицам разрешалось зачислять в него в качестве «убытков» меньшую сумму из двух нормативов: либо 0,3% остатка ссуд, либо 20% суммы совокупного дохода на конец каждого отчетного периода. Для финансовых институтов нормативы были в полтора-два раза выше — 0,6 и 30%. При этом определялся максимальный кумулятивный предел размеров фонда — не более 2% общего остатка ссуд на конец отчетного периода.

В разгар реализации политики рационализации промышленности пределы и нормативы формирования фонда дважды повышались (в 1951 и 1954 гг.). Одновременно была введена их градация по сферам экономики.

С началом периода высоких темпов роста, когда финансовое положение частного сектора в целом укрепилось, значение данного фонда для проведения промышленной политики стало уменьшаться. Уже в рамках общего изменения налоговой системы в 1957 г. максимальные пределы размеров этого фонда для крупных компаний были снижены и в настоящее время составляют 1,0% для оптовой и розничной торговли, 0,8% — для обрабатывающей промышленности, 0,3% — для финансовых институтов и 0,6% — для прочих отраслей.

В настоящее время компании имеют право выбора: формировать фонд, либо исходя из вышеуказанных нормативов, либо на базе так называемой формулы «собственного опыта», которая позволяет рассчитывать допустимые пределы списаний на основе эмпирической шкалы, исчисленной на базе действительных объемов безнадежных долгов за предыдущие годы.

Кроме того, было внесено еще одно дополнение: суммы, отчисляемые в данный резервный фонд за каждый отчетный период, должны полностью включаться в доход последующего отчетного периода. В то же время резервный фонд безнадежных долгов продолжает активно использоваться в рамках сохраняющейся политики поддержки мелкого и среднего бизнеса: для предприятий с капиталом до 100 млн. иен максимальный предел фонда повышен до 116% от обычного норматива.

Резервный фонд (страхования от) ценовых колебаний был введен в 1951 г. Сначала в отношении товарно-материальных активов максимальный лимит отчислений для образования этого фонда был установлен в 90% их текущей цены. Поэтому соответствующие суммы могли быть списаны в фонд с их первоначальной балансовой стоимости.

В последующие годы в зависимости от изменения ситуации изменялся и инструментарий формирования фонда. Так, например, чтобы облегчить предприятиям накопление средств в период не только резкого падения, но и резкого роста цен, в 1954 г. было внесено дополнение, позволяющее производить отчисления в фонд, даже если уровень текущих цен оказывался выше первоначальной балансовой стоимости. В таком случае за основу бралась эта стоимость, и уже от нее устанавливался предел отчислений в фонд в размере 10%. В 1957 г. в рамках налоговой реформы все нормативы отчислений были сокращены, а с 1959 г. стало действовать правило, в соответствии с которым при сокращении дохода компании ниже определенного уровня средства данного фонда должны были автоматически переводиться в категорию дохода.

Резервный фонд ценовых колебаний, в отличие от двух других, которые регулируются общим Законом о налогообложении юридических лиц, был введен в Японии в качестве временной меры на основе специального закона и в настоящее время не используется.

Резервный фонд выходных пособий был введен в 1951 г. для облегчения налогового бремени предприятий, которое существенно утяжелилось из-за повышения в том же году ставок налога на юридических лиц (в рамках «линии Шоупа»). Он широко и активно применяется в Японии и сейчас. Для его формирования в установленных законом пределах допускается производить определенные отчисления из прибыли. Максимальным пределом отчислений была избрана сумма, эквивалентная 40% совокупного объема выходных пособий (на конец каждого отчетного периода), каковые могут быть затребованы всеми работниками фирмы в соответствии с действующей в компании системой этих пособий. В случае отсутствия в компании трудовых договоров, специально регулирующих величину выходных пособий, верхним пределом фонда считается 6% от совокупного фонда заработной платы.

Таким образом, в рамках осуществления политики рационализации промышленности система резервных фондов применялась в очень широких масштабах для стимулирования накопления капитала и инвестиционной активности и имела ощутимые результаты. В 1950 г. совокупный объем всех резервных фондов составлял всего 3,7 млрд. иен, а затем начался его «взрывной» рост: 1951 г. — 11,8 млрд., 1952 г. — 74,1 млрд., 1953 г. — 101,0 млрд., 1954 г. —110,6 млрд.иен, т.е. за три года масштабы применения данной системы увеличились почти в 30 раз.

4.2 Специальная налоговая система для поощрения и поддержки мелкого и среднего предпринимательства

Анализируя систему приоритетного финансирования, нельзя не отметить такую важную ее составляющую, как специальная налоговая система для поощрения и поддержки мелкого и среднего предпринимательства (МСП).

Представим основные компоненты этой системы:

— обложение части дохода МСП по ставкам подоходного налога для дохода от работы по найму (т.е. ниже стандартной ставки подоходного налога на юридических лиц);

— введение с 1955 г. для МСП льготной ставки корпоративного налога (в среднем в 50—60-е годы на 7%, а в 70—90-е годы на 12% ниже, чем для крупных предприятий) и налога на дивиденды (соответственно на 4 и 8—10% ниже, чем для крупных предприятий);

— освобождение от налога части нераспределяемой прибыли для «семейных компаний»;

— разрешение на использование специальных схем амортизации оборудования (САУ и СУПН);

— освобождение от налога определенных накопительных счетов целевого использования (в частности, на инвестиции в оборудование, на НИОКР, на улучшение структуры производства и т.д.);

— введение льготных ставок местных налогов.

Большинство японских специалистов практически единодушно отмечали высокую эффективность данного инструмента промышленной политики, но в то же время подчеркивали необходимость очень осторожного его использования. Ведь если критерии формирования и использования фондов будут излишне мягкими, то велика вероятность того, что компании будут «перекачивать» всю или большую часть прибыли в резервные фонды вне зависимости от реальных возможностей превращения ее в производительные инвестиции. И напротив, если критерии будут сверхжесткими, это может привести к неоправданному замедлению темпов накопления капитала. Поэтому подготовка законов о резервных фондах требует кропотливой и детальной проработки их качественных и количественных параметров с тем, чтобы соблюсти баланс интересов между целями правительственной политики и частных компаний.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.