рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Казахский орнамент

Курсовая работа: Казахский орнамент

Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан

Казахский Агротехнический университет

Имени Сакена Сейфуллина

Курсовая работа

На тему:

Казахский орнамент

Выполнил:

Семён Алтынай

Астана 2009


Содержание

Введение

История развития казахского орнамента

История искусств Казахстана

Способы создания казахского национального орнамента

- Вырезание орнамента на бумаге, сложенного в 1 раз

- Вырезание орнамента на бумаге, сложенного в 2 раза

- Вырезание орнамента на бумаге, сложенного в 3 раза

Заключение

Орнаменты

Список использованной литературы


Введение

Дизайн – задуманный человеком план или схема чего – то, что будет реализовано, т.е. первый набросок будущего произведения. Design (от англ.) – обозначать, определять назначение.

Этнос – нация, народ, естественно сложившаяся на основе оригинального стереотипа поведения группа людей, существующая, как энергетическая структура, противопоставляющая себя всем другим таким коллективам, исходя из ощущения взаимной симпатии особей, делящихся на «своих» и «чужих».

Впервые этностиль возник около 200 лет назад. В наши дни переживает свое второе рождение. Привлекательность этнодизайна – его максимальная демократичность, гибкость и открытость. Это направление принципиально не признает четко очерченных стилистических рамок, ставя во главу угла экзотику, яркость и необычность, порой даже на грани эпатажа. В большинстве случаев дизайнеры, оформляющие этнический интерьер не стремятся к точному воссозданию конкретного национального колорита. Их главная задача путем использования экзотических предметов декора, нетрадиционных отделочных материалов нестандартных эстетических решений придать помещению выразительность, заставить его заиграть новыми красками.

В этнодизайне существует очень много направлений. Помимо наиболее популярных, африканского или восточного вариантов этнического дизайна, существуют десятки всевозможных этностилей.

Сегодня существует проблема нарушения гармоничного взаимодействия универсальной мировой культуры традиционных локальных культур всего мира, проявляющихся в различных сферах, что подтверждает экологические катастрофы, войны, ассимиляции и исчезновения малых народов, изменения национальных языков, образа жизни и быта.

Яркий пример проявления такой проблемы, последствием которой является формирование имиджа современного общества, представляет собой одежда, как важнейший продукт и компонент любой культуры. Качественное значение одежды в универсальной и традиционной культуре различно. Осознание разницы этих значений приводит к затруднению, осложняя взаимоотношения, диалог развитие и культурный синтез. Причины и смысл появления одежды традиционной культуре существенно отличается от тех смыслов и последствий, которые в процессе эволюции одежда обрела сегодня. Смысловое наследие отчетливо проявляется в такой сфере универсальной культуры как современная мода, создавая массу противоречий и культурный дисбаланс, что по существу является одной из значимых характеристик нашей эпохи. В традициях костюма сохранилось подлинное значение одежды, содержащей уникальную информацию, способную помочь разрешить многие кризисы современности.

Следует отметить, что явление «дизайн», получило определенную и не всегда правильную трактовку в обществе, что создало ему определенный имидж «поверхностного» оформления внешнего вида чего либо. «Дизайн» в профессиональном понимании обязательно отражает гармоничное композиционное решение изнутри, основанное на всестороннем учете условий эксплуатации, свойств использования материалов, тесную взаимосвязь художественных, конструкторских, технологических аспектов.

В настоящее время наметился определенный кризис истощения творческого базиса «голого дизайна». В то же время это естественно, поскольку этнодизайн, по большому счету, отличается от современного только способом производства. Основанием для этого служит идея тождества дизайна самой культуре, проникающего во все сферы жизнедеятельности человека, участвующего во всех культурных процессах.

В процессе проектного анализа традиционного костюма и современной моды, где первый выступает в качестве творческого источника, а вторая в качестве творческой среды и проектного аналога, был осуществлен дизайн – анализ в рамках собственного дизайн – проекта.

Дизайн–проект – это создание коллекций моделей современной одежды на основе традиционного народного костюма. Главная идея проекта – демонстрация синтеза демонстрационной и универсальной культур, как способа разрешения проблемы культурного дисбаланса на примере одежды, формирование у широкой аудитории интереса к уникальным традициям ремесленнического искусства.


История развития казахского орнамента

Центральная Азия – сердце евроазиатского материка. Исторические судьбы народов, населяющих это пространство, тесно переплетены между собой, ибо это ветви одного дерева.

«Никто не приходит «ниоткуда», и не исчезает в «никуда». Мы есть, и мы были всегда. Ибо мы знаем свою родословную в семи коленах, знаем свою историю в 27 веках. Если уподобить современное искусство Казахстана кроне пышно-цветущего дерева, то традиционное казахское искусство, и в первую очередь орнамент – образ глубоких его корней. Изучение орнамента – путь к истокам». (Р. Жусупов, директор музея Современного икусства «Шежире»)

Орнаменты — один из видов древнего народного искусства. Истоки возникновения этого искусства исходят из далекой древности. Сюжетное содержание и название орнаментов менялись и совершенствовались соответственно особенностям жизненной ориентации и быта народа в каждую новую эпоху. В настоящее время искусство создания орнаментов, обретя качественно новое богатое содержание и новаторские черты, превратилось в духовное и материальное достояние казахского народа.

Прикладное искусство — один из основных разделов казахской этнокультуры, необходимо преподавать в школах, начиная с первого класса. Учащиеся должны обучаться искусству создания орнаментов не только на уроках рисования и труда, но и на уроках истории, так как изделия прикладного искусства являются носителями информации о древней культуре народа. Их образцы хранятся в музейных фондах в качестве экспонатов археологических раскопок. Еще в дописьменные времена кочевники отображали особенности своей жизни и быта при помощи изделий прикладного искусства. Произведения древнего прикладного искусства дают учащимся объективные сведения о прошлой жизни наших предков. Все произведения прикладного искусства, найденные в ходе археологических раскопок на территории нашей страны, украшены орнаментами. И что характерно, в соответствии с уровнем развития каждой эпохи менялись особенности стиля мастеров — создателей орнаментов. Если говорить на языке орнаментов, то много еще не раскрытых тайн хранят они. Иначе говоря, до сих пор с научной точки зрения не доказаны тотемные и магические символы и смысловые значения многих орнаментов. В настоящее время орнаменты, утеряв свое символическое значение, в быту воспринимаются только с эстетической точки зрения. В казахской степи орнаменты совершенствовались в различных направлениях. Разные регионы нашей страны отличались особенными, только им присущими орнаментами, своеобразием их стилей. Несмотря на это, основным элементом, первоосновой всех орнаментов, считается орнамент "рог" (мүйіз), в котором преобладают роговидные, дуговидные линии. В традиционных изделиях казахского народа: в оружейном искусстве, в убранстве юрт, в ювелирных изделиях, в ковроткачестве, в плетении алаша — паласов, в изделиях из войлока, в коржынах, в посуде, в одежде, изготавливаемых методом плетения, шитья, сшивания лоскутков, плавления, резки, широко использовалось украшение орнаментами. В настоящее время учеными обнаружено около 230 видов орнаментов. В данном пособии рассматривается только самый распространенный вид - "мүйіз" — роговидный орнамент.

"Мүйіз" можно назвать истоком, первоэлементом казахского орнамента, так как другие виды орнаментов создавались на его основе. Менялись только названия, например, "қошкармүйіз" - бараньи рога; "аркармүйіз" - рога архара; "бұғымүйіз" — рога оленя; "қырықмүйіз" — сорок рогов; "қосмүйіз" — двойные рога; "сыңармүйіз" - однорогий; "сынықмүйіз" - сломанный рог; а также орнаменты, обозначающие отдельные части тела животных, птиц — "төртқұлақ" — крестовина; түйетабан — верблюжья ступня; "сыңарөкше" — единственная пятка; "қосалқа" — двойное ожерелье; "құсканаты" — птичьи крылья; "қазтабан" — гусиные лапки. Мастера прикладного искусства делают различные композиции из этих элементов и эффектно используют их в украшении изделий. Содержание казахских орнаментов связано с животноводством, с охотой, с отображением природы, картин кочевий, внешнего вида предметов домашнего обихода, но всех их объединяет, как уже говорилось, один элемент — "мүйіз" — рог. Каждый мастер-творец оригинального вида орнамента, называл его по-своему, в зависимости от назначения и использования в быту.

Орнаменты типа "мүйіз" иногда бывают очень мелкими, а порой — крупными. Мелкие используются в украшении ювелирных изделий, в рисунках вышивок, в изделиях из дерева и кости, а крупные — в ковроткачестве, в плетении алаша, терме-алаша; в текеметах орнамент заложен в самой основе войлока, в сырмаках — вырезается из двухцветного войлока. Крупный орнамент также используется в изделиях из чия, в изготовлении коржынов, в элементах одежды, в строительном деле.

Народные мастера, используя орнамент "мүйіз" во всевозможных вариациях, создают оригинальные и сложные композиции.

Мастера, используя новые орнаменты в соответствии с требованиями времени, например, для реставрации древних изделий, предусматривают не только эстетические цели, но и утилитарные: делают их более прочными.

Орнаменты с древнейших времен широко использовались в различных видах искусства казахского народа. Они являются его спутниками, как в повседневной жизни, так и в праздники, являются его духовным достоянием. В настоящее время искусство создания орнамента стало одним из основных направлений культурного развития народа. Орнаменты совершенствуются во времени, обретая все более богатое содержание и новый вид.

Обогащение духовной самобытности народа, расширение его мировосприятия в связи с обретением независимости, позволило народным мастерам подняться на более высокую ступень творческих поисков.

В настоящее время открываются новые предприятия, занимающиеся изготовлением традиционных народных изделий, украшаемых уникальными орнаментами, пользующимися большим спросом.

Создатели орнаментов изобретают новые сюжеты, обращая большое внимание на их художественное решение. Поэтому в настоящее время все чаще встречаются более современные по композиционному решению новые образцы орнаментов, называющиеся "шаршыою" — орнамент-квадрат, "араласөрнек" — смешанный узор.

К тому же в изображениях многих орнаментов проскальзывает содержательный смысл, скрытая, иносказательная характеристика животных, зверей или птиц. Эти орнаменты обладают неповторимой композицией, своеобразной симметрией и асимметрией, уникальным неповторимым колоритом и своеобразным ритмом, а также только им присущим философским содержанием.

Слово "композиция" на латыни означает расположение узоров и орнаментов на какой-либо вещи. Например, если украшают узорами и орнаментом пиалу, то они не должны иметь очень мелкий или крупный рисунок, а подходящий к размерам пиалы. Поэтому мастеру, в первую очередь, следует определить пространственный масштаб изделия, на котором он должен разместить орнамент.

Для орнамента также важно соблюдение законов симметрии: обе его стороны должны быть равными. Чтобы вырезать орнамент для определенного изделия, сначала делается образец из бумаги. При создании орнамента необходимо знать, что особую красоту ему придают краски. В казахском прикладном искусстве используются традиционные цвета, которые применяются мастерами в течение многих веков: красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные. Эти цвета имеют только им одним присущую символику. Синий - цвет неба; белый - символ истины; желтый - цвет мудрости, нравственности, печали; зеленый — молодости, весны и т.д. Соответствие цветов друг другу, их гармоничное сочетание называют колоритом. В многоцветных узорах-орнаментах часто встречается совершенный колорит. При создании орнаментов, кроме законов симметрии, необходимо также соблюдение ритма.

Повторение в орнаментах одного и того же элемента называется ритмом. Например, повторение несколько раз элемента "қошқармүйіз" - бараньего рога — это ритм. Если "қошқармүйіз" повторяется 5, 6, 7, 8 раз и так до бесконечности — это называется "шетою" — бордюрный орнамент.


История искусств Казахстана

Деревянные изделия прикладного искусства

Юрта. Самый распространенный вид юрты — шестиканатная. Это значит, что юрта собирается из шести кереге — деревянных решеток. Величина юрты определяется количеством канатов. В зависимости от количества канатов определяется количество головок — кереге, а от них зависит количество ууков — вогнутых элементов конструкции, которые составляют купол юрты. Размер юрты зависит от размера ромбовидных отверстий решетки — кереге. "Тор көз кереге" — ромбовидные отверстия, в которые помещается один кулак, в "жел кез кереге" помещается два кулака.

Остовы юрт, преподносимые в XIX веке в дар Российским царям и казахским богатеям, или посылаемые на различные выставки, отливались из чистого серебра и посеребреного железа. Они украшались орнаментами, вырезанными из кости.

Детали, соединяющие кереге и шаңырақ и образующие куполообразную крышу юрты (согнутые длинные палки), называются ууками. Мастера — изготовители юрт, делают ууки из ветвей ивы, растущей по берегам рек. В разных регионах Казахстана — это плакучая ива, голубая ива, черная ива, светлая ива и другие. Согласно вековому опыту народа, самым лучшим деревом, используемым для изготовления остова юрт, считается ива, или как ее называют в народе — тальник. Уыки и кереге, изготовленные из ветвей высушенной ивы, легкие и прочные. Зажиточные люди в прошлом делали весь остов юрты из березы. Остов юрты, изготовленный из березы, очень прочный.

Шаңырақ — это круг, образующий потолок юрты. Шаңырақ делается из березы или черного тальника. В середине шанырака, чтобы не уронить тундик (кусок войлока), устанавливают кулдиреуш. Там имеется толстая круглая дощечка. 5-6 вогнутых кульдиреуш соединяют ее с кругом шанырака. Дверь юрты — "сықырлауық", в переводе означает "скрипучий". Детали такой двери скрепляются друг с другом без гвоздей. Дверь юрты, ее верхние наличники и косяки украшали различными резными орнаментами, красили в разные цвета и инкрустировали костями.

Изделия прикладного искусства, изготовленные из кожи и дерева

Седло. Для казахского народа, издревле занимающегося скотоводством, ведущего кочевой образ жизни, основным видом транспорта была лошадь. Вот поэтому изготовление снаряжения для лошади занимает особое место в жизни народа. Основной частью снаряжения является седло.

Встречаются различные виды казахских седел. На огромных просторах казахской земли населения было сравнительно немного, что привнесло свои особенности в жизнь народа. Такие особенности наблюдаются и в изготовлении седел, сбруй и другого "лошадиного инвентаря". Основное их отличие в методах изготовления и во внешнем виде. Согласно этим особенностям определяют "қазақ ер" — казахское седло, "шошақ бас ер" — седло с острой головкой, "үйрек бас ер" — уткоголовое седло, "құранды ер" — составное седло. Составное седло обычно встречается в Южном Казахстане, на востоке Карагандинской области и в южных регионах Целиноградской, Костанайской и Алматинской областей.

Мастера по дереву собирают составное седло из 18-20 частей деревянных деталей. Для изготовления составного седла используется древесина тополя, джиды, тальника; мягкая, но прочная. Соединяют части составного седла желтым и черным клеем. Желтый клей делается из компонентов дерева, а черный — из мяса отощавших животных. В мясо добавляют порезанную на мелкие кусочки засохшую верблюжью шкуру и долго кипятят эту массу в большом количестве воды в казане пока мясо не примет мягкую консистенцию; затем бульон процеживают, а твердую массу выбрасывают. Жидкость после остывания превращается в черный клей. У казахов, живущих на полуострове Мангистау и и по берегам реки Эмба, распространен вид седла, называющийся "қозы құйрық ер", напоминающий курдюк ягненка. Иногда его называют и по другому — "ақ бас ер" — седло с белой головкой или "шошақ бас қазақы ер" — остроголовое казахское седло. У седла "қозықұйрық ер" имеется много общего с составным седлом. Но все же оно не является разновидностью составного седла. Это особый вид седла. "Қозықұйрық ер" делают из пяти деталей — березовых чурбачков. Хотя внешне оно мало чем отличается от составного седла, но в технологии изготовления, в основном в соединении, а также в украшении, заметны значительные отличия. Детали седла скрепляются не посредством клея, а с помощью гвоздей. Лицевая сторона передней луки седла украшается простейшим геометрическим орнаментом. У казахов, живших по берегам рек Тургай и Иргиз, а также на землях Кокшетау, было распространено "үйрек бас ер" — уткоголовое седло. Кроме передней луки, которая наподобие утиной головы выдается вперед, седло этого вида мало чем отличается от составного седла. Деревянный остов делается из четырех деталей (березовых чурбачков), которые соединяются при помощи гвоздей, затем весь остов зачехляется грубой кожей или сафьяном.

Седло состоит из токым — подседельника, желдік - войлока, терлік — потника, тебіңгі — тебенги, үзеңгі — стремени, айыл — подпруги, құйысқан - подхвостного ремня, өмілдірік — нагрудника, жүген — уздечки, жабу — попоны, ат көрпе — корпе для лошади (небольшое стеганное одеяло), тұсау — пут, шідер — треножника и др.

Тебіңгі — тебенга — наколенник, который с одной стороны прикрепляется для красоты, а с другой — для предохранения обуви седока от конского пота (в случае небольшого потника), а при длинном потнике предохраняет обувь от быстрого изнашивания.

Желдік — двухслойный стеганый войлок, зачехленный сафьяном. Чтобы черпак не скользил по крупу лошади, он шьется по размеру седла. Края черпака украшаются вышивкой и серебряными бляхами. Узенгі, Teміp узенгі — железное стремя. Куется из цельного куска железа. Только подошва делается отдельно. Мастера-кузнецы выковывают стремя целиком, а только потом отделывают его серебром. Посеребренное стремя украшается орнаментами разных видов. Если в одних случаях делается чернение при помощи классических методов, то в других — орнамент вырезают из серебряной пластины и искусственно чернят. Но в большинстве случаев стремя делается без каких-либо излишних украшений. Для прикрепления стремян к седлу используется ремень из грубой кожи — "қаиса" или из сафьяна и делается двухслойное крепление. Кұр айыл — айыл-подпруга, сделанная из веревок. Шап айыл — подпруга паховая — натягивается поверх седла. Төс айыл — подпруга на груди — натягивается поверх корпе. Құйысқан — подхвостник, делается из сыромятной кожи или из грубо выделанного сафьяна, чтобы седло не скользило на шею лошади. Өмілдірік — нагрудник — держит седло, чтобы оно не скользило назад. Два конца его ремня прикрепляются с двух сторон луки седла. Жүген — уздечка. Казахские мастера уделяют большое внимание уздечкам. Уздечки делаются из сыромятной кожи, сафьяна и состоят из четырех частей: поводка, недоуздка, поводий, и удила (X. Аргынбаев. Қазақ халқының қолөнері, 19-34 стр.)

Торсық — делается из обрезков кожи, после того как из нее сделали саба (емкость для хранения кумыса). Торсыки делают большими и маленькими. Для изготовления суйретпе (посуда для изготовления пищи) часто использовали шейную часть верблюжьей шкуры. Объем жанторсыка (персонального торсыка) небольшой, обычно 2, 3 литра. Торсык украшается орнаментом. Выделанную шкуру кипятят в краске, сделанной из корневищ деревьев, затем сушат. После этого выкраивают из шкуры несколько жанторсыков, украшают их орнаментом и сшивают. Затем снова сушат, заполнив каждый торсык горячим песком. После просыхания торсыка песок из него высыпают и сушат торсык на ветру. Жанторсык, сделанный таким образом, никогда не будет терять своей формы. (X. Аргынбаев. Қазақ халқының қолөнері, 91 стр.).

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.