рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Контрольная работа: Сборник практических заданий по предмету "Отечественная история"

Поэзия, основанная на западных образцах, нашла своих представителей в лице К.Н. Батюшкова, последователя германской романтической школы В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Пушкин своим удивительным поэтическим чутьем понял, какие богатства заключаются в народной словесности, которая в первобытной, наивной форме раскрывает дух народа, его помыслы, его радости и страдания. Он пытался найти источники вдохновения в народном эпосе, то есть в песнях, сказаниях и преданиях. Содержанием поэзии Пушкина было настоящее и прошлое русской жизни. В "Евгении Онегине" отразились черты современного дворянского быта; чтение "Истории" Н.М. Карамзина вдохновило поэта написать величественную историческую трагедию "Борис Годунов". Из других поэтов того времени выделяются М.Ю. Лермонтов, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский и А.В. Кольцов.

Конец дворянского периода освободительного движения, и начало разночинского, буржуазно-демократического, не могли не оказать серьезного влияния на развитие русской демократический лагерь литературы. Она сделала решительные шаги по пути демократизации, приближения к боевым и актуальным вопросам общественной жизни. Окончательное размежевание либеральной и демократической тенденций в русском общественном движении привело к перегруппировке сил и в литературе.

В 50-е годы журнал "Современник" объединял вокруг себя крупнейших демократических и либерально настроенных писателей. К концу 50-х годов писатели умеренного направления окончательно порывают с журналом, и он становится органом революционной демократии. Идейным руководителем журнала стал Чернышевский. Революционно-демократический лагерь в литературе представляли также Герцен, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин. Им противостояли литераторы, тяготевшие к либеральным и умеренно монархическим взглядам. Наиболее значительными из них были Тургенев и Гончаров. Однако назревшая необходимость буржуазно-демократических преобразований и наличие демократического подъема в стране помогали в ряде случаев и этим художникам сохранить в своем творчестве глубину и силу социальной критики.

Революционно-демократический лагерь в литературе был в России более мощным, сплоченным, идейно зрелым, нежели в любой другой европейской стране.

Александр Иванович Герцен (1812-1870) был не только мыслителем и революционером, но и замечательным писателем. Белинский говорил, что у Герцена-писателя на первом месте ум, а фантазия па втором. Особенность его таланта заключалась не столько в умении создавать пластические образы, сколько в способности объяснить те общественные явления, которые он изображал. Изображение явлений жизни служило Герцену для пояснения его мысли.

В романе "Кто виноват? " (1848 г) Герцен показывает, как коверкает жизнь людей крепостное право. Представители дворянской интеллигенции, изображенные в романс, понимают пороки окружающей жизни, но не знают путей борьбы с ними и не имеют сил для этой борьбы.

Рассказы, написанные Герценом в 50-60-е годы, построены уже на западноевропейской тематике. Лучший из них "Доктор, умирающий и мертвые" основан на противопоставлении героических революционеров 1789 г. либералам 1848 г., предавшим дело революции.

Герцен стремился к свободной форме, которая давала бы ему возможность выразить свои мысли и чувства. Он нашел такую форму в своих замечательных мемуарах "Былое и думы" (50-60-е годы). В них автор не только рассказывает свою жизнь, не только рисует широкую картину общественной борьбы в России и на Западе, но выражает также свои наиболее общие и глубокие идеи. Герцен - блестящий стилист, остроумный, иронический, оказал большое влияние на развитие русской публицистики[21].

Величайшим представителем революционно-демократического направления в развитии эстетической мысли и литературы был Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889).

Эстетические взгляды Чернышевского носят материалистический характер и связаны с философией Фейербаха. Однако Чернышевский сделал решительный шаг вперед по сравнению с созерцательным материализмом Фейербаха. Он уже понимал революционную роль диалектики. Основным эстетическим произведением Чернышевского является его диссертация "Эстетические отношения искусства к действительности" (1855 г), в которой он полемизирует с идеалистической эстетикой последователей Гегеля. Отстаивая материалистическую точку зрения, Чернышевский доказывал, что прекрасное есть жизнь. Задача искусства состоит поэтому и в том, чтобы изображать жизнь, и в том, чтобы произнести приговор ее отрицательным явлениям. Чернышевский связывает искусство с борьбой против реакционной действительности, видит главную его цель в служении идее революционного преобразования общества.

Большое значение имел роман Чернышевского "Что делать? " (1863 г). В нем Чернышевский показал представителей передовой интеллигенции, выдвинутых эпохой демократического подъема в России. Характерная черта творчества Чернышевского-желание связать стремления людей к разумному общественному устройству с их реальными интересами и потребностями. Это находит выражение в так называемом "разумном эгоизме", который исповедуют герои романа. Через образы новых людей Чернышевский раскрывает в романе свое представление о социалистическом будущем, отражающее влияние идей Фурье.

Александр Николаевич Островский (1823-1886) - исключительная фигура на фоне литературы XIX в. На Западе до появления Ибсена не было ни одного драматурга, которого можно было бы поставить в один ряд с ним. В жизни купечества, темного и невежественного, опутанного предрассудками, склонного к самодурству, нелепым и забавным прихотям, он нашел оригинальный материал для своих сценических произведений. Картины жизни купечества давали Островскому возможность показать важную сторону русской жизни в целом, "темное царство" старой России[22].

Но Островский не только рисует "темное царство" невежественных купцов, взяточников-чиновников, доживающих свой век паразитов из дворян. Уже в драме "Гроза" он вывел женский характер, полный нравственной силы и честности, неспособный к примирению с рабством, протестующий против него. В пьесах "Последняя жертва", "Бесприданница", "Таланты и поклонники" Островский показал трагическую судьбу женщины в мире богатых и бедных, господ и рабов. С беспощадным презрением изображает драматург ничтожных дворян, вынужденных отступить перед дельцами нового типа. Победителем оказывается цивилизованный буржуа, трезвый, умный и безжалостный. Показывая его энергию и хватку, Островский противопоставляет ему интеллигента-разночинца, защищающего демократические идеалы.

Островский - народный драматург в подлинном и глубоком смысле этого слова. Его народность проявляется и в непосредственной связи его искусства с фольклором - народными песнями, пословицами и поговорками, составляющими даже названия его пьес, и в правдивом, проникнутом демократической тенденцией изображении народной жизни, и в необычайной выпуклости, рельефности созданных им образов, облеченных в доступную и демократическую форму и адресованных народному зрителю.

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) начал свою литературную деятельность в 40-е годы, когда в русской общественной жизни еще окончательно не размежевались либеральная и демократическая тенденции. Он испытал на себе благотворное влияние идей Белинского. В очерках, которые Тургенев печатал на страницах "Современника" под общим названием "Записки охотника" (1847-1852 гг.), показано бесчеловечное угнетение крестьян при крепостном праве. В романах "Рудин" (1856 г) и "Дворянское гнездо" (1859 г) писатель изображает передового представителя дворянства, чувствующего глубокую неудовлетворенность окружающей его средой, но не находящего в себе энергии, чтобы порвать с ней и стать борцом против нее. Как Пушкин в "Евгении Онегине", послужившем прообразом для этих романов, Тургенев сталкивает своего "лишнего человека" с женщиной, обладающей сильным нравственным складом. Тонкость и глубина психологического анализа, проникновенное изображение русской природы, классическая завершенность стиля делают эти романы превосходными произведениями русской и мировой литературы.

Тургенев не ограничился изображением "лишних людей". В романе "Накануне" (1860 г) он показал болгарского революционера Инсарова, за которым самозабвенно пошла русская девушка Елена Стахова. Но Тургенев искал героя, сложившегося на русской почве и посвятившего себя служению России. Такой образ он нашел в лице разночинца Базарова, изображенного им в романе "Отцы и дети" (1862 г). Базаров отрицает поэзию и возвышенные чувства, которыми гордятся представители дворянской среды (поэтому он в их глазах - "нигилист", отрицатель), он думает, что главная задача состоит в распространении естественных наук. Хотя некоторые черты Базарова коробят писателя, Тургенев изображает все же своего героя как глубокую и трагическую личность, истинного гиганта рядом с мелкими фигурами образованных помещиков.

В последние годы своей жизни писатель почти постоянно жил за границей. Он выступал на Западе в роли пропагандиста русской литературы; его собственные произведения во многом способствовали ее мировому влиянию.

Выдающийся русский романист Иван Александрович Гончаров (1812-1891) разделял с русскими просветителями вражду к крепостному праву и веру в то, что его уничтожение принесет благоденствие России. Однако по своим политическим воззрениям Гончаров склонялся к либерально-консервативной позиции. Романы Гончарова "Обыкновенная история" (1847 г) и "Обломов" (1859 г) появились до 1861 г., т.е. до окончательного размежевания либеральных и демократических тенденций. Как и Тургенев, Гончаров испытал на себе влияние Белинского. В "Обыкновенной истории" он осмеял дворянский романтизм, праздность и беспочвенность дворянских мечтателей.

Живопись

В жанровой живописи путь к реализму прокладывали одновременно с Брюлловым и вслед за ним поэт крестьянского быта и труда А.Г. Венецианов, самый выдающийся из русских маринистов И.К. Айвазовский и гениальный Александр Андреевич Иванов - автор картины "Явление Христа народу" (1837-1857 гг.), главная идея которой воспринималась тогда в России как идея скорого пришествия свободы.

Подлинным основоположником нового направления стал Павел Андреевич Федотов. Этот, по выражению его биографа, "Гоголь в красках" написал такие картины7, которые заложили фундамент реализма в русской живописи. На этом фундаменте последователи Федотова - передвижники (то есть члены Товарищества передвижных художественных выставок), - воздвигли само здание критического реализма, который таким образом в 60-70-х годах возобладал вслед за литературой и в живописи.

Товарищество передвижников было основано в 1870 г. с двоякой целью: создавать полезную для народа реалистическую живопись и приобщать к ней народ путем организации передвижных художественных выставок в разных центрах страны. Товарищество объединило всех, за редким исключением, лучших русских художников того времени (108 членов, кроме 440 экспонентов). Среди них были. мастера бытового жанра В.Г. Перов, В.Е. Маковский, Н.А. Ярошен-ко, Г.Г. Мясоедов, пейзажисты А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи, первый баталист России В.В. Верещагин и первый портретист В.А. Серов, художники широчайшего диапазона И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов.

Наивысший расцвет русской живописи связан с творчеством Репина и Сурикова. Василий Иванович Суриков - самый выдающийся в России и один из крупнейших в мире мастер исторического жанра. Он бесподобно изображал народную массу как единое целое, как героя истории, не безликую толпу, а сочетание неповторимых индивидуальностей. Именно так воспринимались массы людей в его картинах "Покорение Сибири Ермаком", "Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова", "Переход Суворова через Альпы".

Другое достоинство Сурикова - его умение раскрыть на примере частного эпизода, отдельного факта и даже фактической детали трагедию истории. Так, в картине "Утро стрелецкой казни" (1878-1881 гг.) борьба двух сил, двух исторических миров олицетворяется в двух полных вызова и ненависти взглядах, которыми обмениваются Петр I и сидящий на телеге стрелец со свечкой. Эта "дуэль взглядов" составляет психологическую ось композиции, исполненную глубочайшего смысла.

"Утро стрелецкой казни" и "Боярыня Морозова" (1881 - 1887 гг.) - самые значительные произведения Сурикова. Первая из них представила собой, по мнению специалистов, фундамент мировой славы Сурикова, вторая - ее венец.

Илья Ефимович Репин - "Илья Муромец русской живописи", как назвали его современники в честь самого могучего из былинных богатырей, - создавал произведения, отличавшиеся необычайной широтой диапазона, монументальностью и психологизмом, только ему доступным мастерством типизации. В его картине "Бурлаки на Волге" (1870 - 1873 гг.) перед взором зрителя встает впряженная в лямки, подневольная и страждущая, но могучая Русь.

Творческие возможности Репина были поистине безграничны. Его "Запорожцы" (1878-1891 гг.) - это своего рода энциклопедия смеха, а "Иван Грозный и сын его Иван" (1881-1885 гг.) едва ли имеет равных себе по трагизму изображения. В обстановке, когда царизм нещадно душил освободительное движение, истребляя цвет и молодость нации, картина, где бесноватый царь-деспот убивает собственного сына, воспринималась как взрыв протеста против самодержавного деспотизма.

Одной из центральных в творчестве Репина была революционная тема. Никто из русских художников не обращался к ней так часто, как Репин. Далекий от революции, отвергавший ее крайности, вроде "красного" террора, Репин еще больше осуждал "белый" террор "верхов", которые губили судьбы тысяч россиян, заполняя ими тюрьмы, ссылку, каторгу, эшафот. Таков смысл репинских картин "Под конвоем", "Арест пропагандиста", "Отказ от исповеди перед казнью", "В одиночном заключении", "Не ждали".


Задание 9

Становление и развитие политической мысли России в IX-XIX вв. (По схеме: основные периоды, основные идеи, представители (то есть мыслители, авторы идей) - дать хронологический перечень, кратко). Используйте альбом схем по этой проблеме.

Произведения общественной мысли начала века создаются под свежим впечатлением Смутного времени, бурные события которого рассматриваются в них с различных точек зрения. Дьяк Иван Тимофеев во "Временнике" (1620-е гг.) осуждал Грозного и Годунова, истреблявших боярство и тем, по его мнению, ослаблявших царскую власть

"Временник" Тимофеева занимает видное место в ряду русских сказаний о Смутном времени, как по своеобразной манере изложения, чрезвычайно изысканной и витиеватой, так по раннему времени написания, что придает особое значение некоторым его показаниям, и по ярко выраженному стремлению автора подняться от чисто фактического рассказа до обобщающих выводов. Автор сильно занят вопросом о генезисе Смуты, причем, разрешая этот вопрос, пытается пойти дальше обычной в таких случаях в древней письменности точки зрения провиденциализма. Он усматривает причины смуты: 1) в деспотической политике Ивана Грозного, 2) в упадке личной и общественной нравственности на Руси (это положение иллюстрируется всем содержанием "Временника", наполненного отрицательными характеристиками деятелей Смуты, начиная с Бориса Годунова) и 3) в разъедающей русское общество розни, возникшей на почве взаимного недоверия и отсутствия сознательных общих интересов. Ввиду всех этих внутренних неустройств происки внешних врагов, как причина смуты, получают в глазах Тимофеева второстепенное значение. "Не чуждии земли нашей разорители, то мы есмы сами той потребители".

Никита Михайлович Муравьев (1795 - 1843 гг.), его политико-социальные взгляды сложились под влиянием французских просветителей и политических учений, трудов греко-римских мыслителей и русских писателей и историков.

Свою политическую и социальную программу Муравьев изложил в 3 проектах Конституций, последний из которых, называемый тюремным, был написан уже в тюрьме по требованию следственных властей и является самым радикальным из всех его проектов.

При составлении своих проектов Н.М. Муравьев изучил Конституции американских штатов и Декларации и Конституции революционной Франции и постарался, как неоднократно отмечал он сам, применить их революционные принципы к Русской действительности.

Н.М. Муравьев был глубоко религиозным человеком, и в его учении доводы естественно-правовой доктрины переплетаются с положениями Новозаветного учения.

Политическая мысль России была своеобразной по сравнению с европейской общественно-политической традицией. Это своеобразие было продиктовано двумя важными обстоятельствами. Во-первых, особым географическим положением России, которое сочетало в себе огромное пространство с богатыми потенциальными ресурсами, и промежуточное положение между Европой и Азией, Западом и Востоком. Российский этнос формировался под постоянным воздействием этих противоборствующих цивилизаций. Во-вторых, в сравнении с передовыми странами Европы Россия находилась на более низкой стадии социально-экономического и политического развития. Здесь в производственных отношениях капиталистический способ производства сочетался с феодально-крепостническими методами ведения хозяйства, в политическом плане сохранялась абсолютно-монархическая форма управления. Примеряя на себя европейские идеалы свободы, равенства, братства, российская интеллигенция отчетливо осознавала необходимость освобождения народа от пут крепостничества и тирании. Вокруг идеи свободы на протяжении всего XIX и начала XX веков формировались духовно-нравственные основы жизни российской интеллигенции.

Указанные особенности эволюции политической мысли России находили выражение в конкретных политических теориях и действиях. В начале XIX в. впервые на арену политической борьбы выходит организованно оформленная группа русских интеллигентов радикальной направленности - декабристы.

К 1840-1850 годам относится дошедший до дней сегодняшних спор о путях развития России между славянофилами и западниками. Видными представителями славянофильства были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др. Славянофилы исходили из идеи самобытности России, в которой они видели не только независимость от Запада, но и условие возрождения русского духа. Самобытность России означала свободу человека. Представители раннего славянофильства стояли за отмену крепостничества сверху, за развитие национальной промышленности и протекционизм.

Кроме революционной мысли в России конца XIX в. развивались либеральные и консервативные политические направления. Среди них - неославянофильство, получившее с 60-х годов название почвенничества, общественно-политические воззрения В.С. Соловьева, оказавшие сильное воздействие на последующих мыслителей начала XX века, гуманистическое учение Л.Н. Толстого, идеология православной мысли (Юркевич, Новицкий и др.).

Политические идеи в России в конце XIX в., продолжая ранее сложившиеся традиции, развивались многопланово, в разных теоретических направлениях, создав теоретическую почву для эволюции общественно-политических взглядов начала XX в.


Задание 10

Культура России начала XX века. (Расскажите о состоянии литературы, поэзии; театра, живописи, развитии философии и истории:; назовите имена и наиболее важные произведения).

Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя.

Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного ренессанса начала века - одну "из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир... Религиозные философы проникались апокалиптическими настроениями. Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и огромной революции. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела расплавились. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние... В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни"[23].

В русской художественной культуре конца Х1Х – начала ХХ в. получило распространение декадентство, обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась "уйти" от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни.

Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям.

Понятие "модернизм" (фр. тое1егпе – современный) включало многие явления литературы и искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются "рамки" реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма Х1Х столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма.

Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны.

Направления, противостоящие реализму, начали складываться в художественной культуре в 90-е годы. Наиболее значительным из них как по времени существования, так и по распространению и влиянию на общественно-культурную жизнь был модернизм. В модернистских группах и направлениях объединились писатели и поэты, разные по своему идейно-художественному облику, дальнейшей судьбе в литературе

Усиление реакционно-мистических идей в общественном сознании привело к известному оживлению антиреалистических течений в художественной культуре. В годы реакции усиливаются различные модернистские искания, распространяется натурализм с его проповедью эротизма и порнографии. "Властителями душ" значительной части буржуазной интеллигенции, мещанства был не только реакционный немецкий философ Ф. Ницше, но и русские писатели, подобные М.П. Арцыбашеву, А.А. Каменскому и др. Эти писатели видели свободу литературы, жрецами которой они себя провозглашали, прежде всего в культе силы "сверхчеловека", свободного от морально-нравственных и общественных идеалов.

Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже Х1Х и ХХ вв.

Теоретические, философские и эстетические корни и источники творчества писателей-символистов были весьма разнообразны. Так В. Брюсов считал символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на христианское учение, Вяч. Иванов искал теоретической опоры в философии и эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше; А. Белый увлекался Вл. Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом, Ницше.

К десятым годам ХХ века символизм нуждался в обновлении. "В недрах самого символизма,– писал В. Брюсов в статье "Смысл современной поэзии",– возникали новые течения, пытавшиеся влить новые силы в одряхлевший организм. Но попытки эти были слишком частичны, зачинатели их слишком проникнуты теми же самыми традициями школы, чтобы обновление могло быть сколько-нибудь значительным".

Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в модернистском искусстве. Происходившая в 1910 г. в среде художественной интеллигенции полемика вокруг символизма выявила его кризис. Как выразился в одной из своих статей Н.С. Гумилев, "символизм закончил свой круг развития и теперь падает". На смену ему пришел акмеизл~ (от греч. "акме" – высшая степень чего-либо, цветущая пора). Основоположниками акмеизма считаются Н.С. Гумилев (1886 – 1921) и С.М. Городецкий (1884 – 1967). В новую поэтическую группу вошли А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, М.А. Кузмин и др.

Акмеисты в отличие от символистской туманности провозгласили культ реального земного бытия, "мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь". Но вместе с тем они пытались утвердить прежде всего эстетико-гедонистическую функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем в своей поэзии. В эстетике акмеизма отчетливо выражались декадентские тенденции, а теоретической основой его оставался философский идеализм. Однако среди акмеистов были поэты, которые в своем творчестве смогли выйти из рамок этой "платформы" и обрести новые идейно-художественные качества (А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, М.А. Зенкевич).

Одновременно с акмеизмом в 1910 – 1912 гг. возник футуризм. Как и другие модернистские течения, он был внутренне противоречивым. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма, объединяла таких поэтов, как Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, А. Крученых, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, и некоторых других. Разновидностью футуризма был эгофутуризм И. Северянина (И.В. Лотарев, 1887 – 1941). В группе футуристов под названием "Центрифуга" начинали свой творческий путь советские поэты Н.Н. Асеев и Б.Л. Пастернак.

Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. В своем манифесте с эпатирующим названием "Пощечина общественному вкусу", опубликованном в сборнике с тем же названием в 1912 г., они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с "Парохода Современности". А. Крученых отстаивал право поэта на создание "заумного", не имеющего определенного значения языка. В его писаниях русская речь действительно заменялась бессмысленным набором слов. Однако В. Хлебников (1885 – 1922), В.В. Каменский (1884 – 1961) сумели в своей творческой практике осуществить интересные эксперименты в области слова, благотворно сказавшиеся на русской и советской поэзии[24].

В среде поэтов-футуристов начался творческий путь В.В. Маяковского (1893 – 1930). В печати его первые стихи появились в 1912 г. С самого начала Маяковский выделялся в поэзии футуризма, привнеся в нее свою тему. Он всегда выступал не только против "всяческого старья", но и за созидание нового в общественной жизни.


Литература

1.       Аветисян С.А., Синегубов С.Н., Тепер Е.М. История отечества в лицах. М.: Росс. нац. библиотека, 1993

2.       Бердяев Н. Самопознание. М., 1990

3.       Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953

4.       Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ-ХII вв). - М., 1999

5.       История русского драматического театра: В 7 т.М., 1977-1982

6.       Кизилов Ю.А. Земли и народы России в XIII-XV вв. М., 1984.

7.       Ключевский В.О. Исторические портреты М., 1990

8.       Ключевский В.О. Курс русской истории. Т.2.М., 1959

9.       Мавродин В.В. Образование Русского национального государства. М., 1941

10.    Мунчаев М.Ш. Отечественная история.М., 1994

11.    Назарова Е.Л. Крестовый поход на Русь 1240 г. (Организация и планы) // Восточная Европа в исторической перспективе. К 80-летию В.Т. Пашуто. – М.: 1999

12.    Пилявский В.И. История русской архитектуры.М., 1984

13.    Познанский В.В. Очерки истории русской культуры второй половины XIX в.М., 1976

14.    Поэзия серебряного века.М., 1991

15.    Проблемы управления в сфере межнациональных отношений. Саратов, 1998

16.    Рапов О.М. Русская церковь в IХ - первой трети ХII в.: Принятие христианства. - М., 1988

17.    Россия в период реформ Петра I.М., 1973

18.    Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории.М., 1984

19.    Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом / В кн.: Чтения и рассказы по истории России. М.: "Правда", 1989

20.    Соргин В. Политическая история современной России. М., 1994

21.    Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической борьбы. - М., СП., 1995

22.    Черепнин Л.В. К вопросу о складывании абсолютной монархии в России (ХVI-ХVШвв) М., 1968


[1] Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984. С.10

[2] Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953. С.112.

[3] Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ-ХII вв.). - М.,1999. . С.95

[4] Рапов О.М. Русская церковь в IХ - первой трети ХII в.: Принятие христианства. - М., 1988.  С.98

[5] Рапов О.М. Русская церковь в IХ - первой трети ХII в.: Принятие христианства. - М., 1988. С.98

[6] Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической борьбы. - М., СП.,1995. С.121

[7] Аветисян С.А., Синегубов С.Н., Тепер Е.М. История отечества в лицах. М.: Росс. нац. библиотека, 1993. стр.91

[8] Мунчаев М.Ш. Отечественная история. М.,1994. С.121

[9] Мунчаев М.Ш. Отечественная история. М.,1994. С.121

[10] Мунчаев М.Ш. Отечественная история. М.,1994. С.121

[11] Ключевский В.О. Исторические портреты М.,1990. С.232

[12]  Мавродин В.В.  Образование  Русского  национального  государства. М.,1941. С.182

[13] Мавродин В.В.  Образование  Русского  национального  государства. М.,1941. С.121

[14]  Мавродин В.В. Образование  Русского  национального  государства. М.,1941. С.182

[15] Назарова Е.Л. Крестовый поход на Русь 1240 г. (Организация и планы) // Восточная Европа в исторической перспективе. К 80-летию В.Т.Пашуто. – М.: 1999. Стр.190-201

[16] Черепнин Л.В. К вопросу о складывании абсолютной монархии в России (ХVI-ХVШ вв.) М., 1968. С.93

[17] Россия в период реформ Петра I. М., 1973. С.99

[18] Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом / В кн.: Чтения и рассказы по истории России. М.: "Правда", 1989. С.93

[19] Пилявский В.И. История русской архитектуры. М., 1984. С.291

[20] История русского драматического театра: В 7 т. М., 1977—1982.

[21] Познанский В. В. Очерки истории русской культуры второй половины XIX в. М., 1976. С.92

[22] Познанский В.В. Очерки истории русской культуры второй половины XIX в. М., 1976. С.92

[23] Бердяев Н. Самопознание. М., 1990, с. 129, 153.

[24] Поэзия серебряного века. М., 1991. С.28


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.