рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Социальная политика советского руководства в первой послевоенной пятилетке

Важной задачей была подготовка кадров рабочих для предприятий Урала, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии. Эвакуированные в эти районы в первый год войны тысячи предприятий и большое число квалифицированных рабочих значительно увеличили производственные силы восточных районов страны. Уже в ходе войны началась частичная реэвакуация рабочих кадров. В послевоенный период она приобрела массовый характер. В то же время заводы, фабрики, оборудование по-прежнему оставались в местах своей новой дислокации [56].

Учитывая эти обстоятельства, еще в годы Великой Отечественной войны была организована подготовка рабочих кадров из местных жителей восстановленных районов страны; осуществлялись меры по привлечению рабочей силы из местного населения на промышленные предприятия, в училища и школы ФЗО и организовывалось обучение. В результате были сформированы отряды рабочего класса на Урале, Дальнем Востоке, в Сибири, республиках Средней Азии [57].

В годы 4-ой пятилетки обучение новых рабочих было широко поставлено на крупных предприятиях всех республик СССР. За 1946 – 1950 годы на производстве прошли обучение и получили рабочую специальность 11 305 тыс. человек [58].

Кроме того значительное распространение получила такая форма повышения производственной квалификации, как школы передового опыта. Их деятельность была направлена на изучение эффективных форм работы, применение которых позволяло более экономно расходовать сырье и материалы, улучшать качество выпускаемой продукции, успешно осваивать внедряемое в производство оборудование и выпуск новых видов изделий, повышать производительность труда. В целом по стране с 1946 по 1950 годы количество рабочих, занимавшихся в школах передового опыта, увеличилось в два раза [59]. В них прошло обучение 22 % рабочих, повысивших квалификацию [60].

Из вышеизложенного можно сделать ряд выводов:

- советское правительство разработало специальные меры для преодоления всех последствий войны, утвердило их в новом пятилетнем плане.

- благодаря действиям советского руководства в первые послевоенные годы стабилизировалось положение рабочих и служащих; благодаря этим мерам и проведенной денежной реформе улучшено их материальное положение,

- решена была проблема кадров и проблема квалификации рабочих.

- решалась демографическая проблема: оказывалась помощь матерям, многодетным семьям; проявлялась забота о детях, оставшихся без семьи.

В целом проводимая политика сумела вернуть страну к мирной жизни, и хотя и не все проблемы решены были в полной мере.

2.2. Меры советского руководства по улучшению жизненного уровня народа.

Как уже было написано выше, материальное положение советских людей к концу войны оценивалось как крайне тяжелое. Советским гражданам приходилось преодолевать проблемы неустроенности быта, недостатка денег и многих других. От действий советского руководства в эти годы зависело многое, поэтому меры, проводимые для улучшений жизненного уровня народа, заслуживают большого внимания. Рассмотрим основные из них.

Одной из важных мер первого послевоенного года было восстановление ежегодных отпусков рабочим и служащим, проведенное Указом Верховного совета СССР от 30 июня 1945 года [61]. Во второй половине этого же года был повсеместно восстановлен 8-часовой рабочий день на производстве [62].

Сокращение расходов на оборону в послевоенное пятилетие и проведение массовой демобилизации из армии позволили государству переключить часть денежных средств на удовлетворение первоочередных нужд трудящихся. Сразу после окончания войны осуществились меры по нормализации условий труда на предприятиях и повышению денежной заработной платы отдельным категориям работников промышленности.

13 сентября СНК СССР принял постановление « О порядке и сроках расчетов с рабочими и служащими по суммам денежной компенсации за неиспользованный отпуск, перечисленным в сберегательные кассы в качестве специальных вкладов» [63]. Хозяйственные организации разрабатывали план проведения расчетов. ВЦСПС 26 сентября 1945 года вынес специальное решение о работе профсоюзных организаций по выполнению постановления СНК СССР от 13 сентября [64].

С первого января 1946 года был отменен военный налог с населения (в 1945 году он составил 20,3 млрд. рублей в ценах 1945 года) [65]. В том же году был увеличен размер необлагаемого минимума зарплаты рабочих со 150 до 260 рублей в месяц [66]. С 16 сентября 1946 года в связи с повышением пайковых цен на продовольственные товары для работников, получавших от 300 до 900 рублей в месяц, вводилась ежемесячная доплата в размере от 80 до 100 рублей, получившая название «хлебной надбавки» [67].В этом же году заработная плата рабочих и инженерно-технических работников ведущих отраслей промышленности была повышена на 20 %. В целом в стране за 1945 – 1947 годы средний уровень зарплаты вырос на 32%, однако в последующие годы темпы роста уровня зарплаты были значительно ниже [68].

Большое значение для работников восточных районов страны имело постановление Совета Министров СССР «О повышении зарплаты и строительстве жилищ для рабочих и инженерно-технических работников ведущих отраслей промышленности и строек этих регионов» [69]. Надбавку получили более 800 тысяч трудящихся, это существенно повлияло не только на материальное положение значительного числа рабочих семей, но в определенной степени и на закрепление кадров промышленного персонала в восточных районах.

Таким образом решались проблемы низкого уровня зарплаты. Проведение в 1945-1947 годах первоочередные мероприятия в области денежной зарплаты привело к повышению ее среднего уровня по всему народному хозяйству на 32 %, а у работников промышленности – на 33 % [70].

Большой проблемой послевоенного общества являлись плохие жилищные условия. Хотя к концу пятилетки было введено в строй 100 млн. кв. м жилья, до решения жилищной проблемы было еще далеко. Большинство населения, включая и жителей столицы, все еще ютилось в полуподвалах и коммуналках, не говоря о жителях сельской местности. В связи с этим были запланированы крупные восстановительные работы. На новое жилищное строительство по плану было выделено 16,1 млрд.рублей [71].

Строительство шло крайне неравномерно: существенно отличался внешний вид и качество домов, условия проживания; количество построенного жилья уменьшалось от центра к периферии. В Москве возводились помпезные «сталинские» дома, определившие облик отдельных районов на долгие годы. С 1947 г. начали строить высотные здания. В менее крупных городах строительство жилья шло медленнее и затягивалось не на один год.

В освобожденных районах решались задачи создания нормальных жилищных условий для колхозников, ютившихся в землянках и временно приспособленных под жилые помещениях. В 1946 году сельскому населению 22 областей, подвергшихся оккупации, был дан кредит 107,3 млрд. рублей. План восстановления и развития народного хозяйства предусматривал объем нового строительства и восстановления жилых домов в селах на средства колхозов на средства колхозов и крестьян с помощью государственного кредита в количестве 3 400 тыс. домов [72]. Государственные средства выделялись на строительство жилья, покупку строительных материалов, приобретение грузовых автомобилей. Однако этих денег было недостаточно.

Развернувшееся в первую послевоенную пятилетку жилищное строительство на селе проводило многие восстановительные работы из подсобных материалов методом «народной стройки». Сами колхозники создавали строительные бригады. Так, если государство в 1946—1950 гг. построило 4 345 школ, главным образом в городах, то колхозы в эти же годы ввели в эксплуатацию на свои средства почти в 4 раза больше; что касается восстановления жилых домов, то методом «народной стройки» их было возведено 2 698 [73]. Во всех городах, пострадавших от фашистского нашествия, создавались строительные комсомольско-молодежные бригады. Так например в Пскове работало 85 бригад, которые в 1945 году восстановили мост, клуб, кинотеатр, 3 детских сада, 2 школы, здание Дома Советов и множество жилых домов. В Воронеже работало 370 молодежных бригад. За 3 года со дня победы в городе восстановили 14 тыс. жилых домов, 42 школы, 29 больниц, 40 поликлиник и амбулаторий, 59 детских садов и яслей, 5 бань, открыто 260 магазинов, 104 столовых, 3 стадиона [74].

Восстановительные работы на селе сводились не только к возведению новых зданий. В рамках постановлений правительства на селе шло строительство дорог, строительство зданий здравоохранения, широкая электрификация села. Происходило изменение облика сельских застроек: жилая площадь домов расширялась, появлялись дома с несколькими комнатами; происходило изменение быта: многие стали штукатурить стены, окрашивать полы, стали появляться шкафы, столы, стулья, этажерки, радиоприемники фабричного производства. К.Симонов в повести «Дым отечества» так описал время активного восстановления пострадавших районов страны: «Среди житейского дорожного разговора, шумевшего по всему залу ожидания, –... – то и дело мелькали слова: «стройка», «строить», «строительство». К этим старым словам теперь прибавилось новое: «восстановление»; и оно повторялось также часто и обыденно» [75].

В послевоенные годы начали решаться и такие проблемы, как обеспечение людей предметами быта. Промышленность, работавшая несколько лет на войну, начинала поворачиваться лицом к человеку. Городские власти принимали меры по устройству жилья и быта горожан. Например, по решению пленума московского городского комитета партии в июле 1945 года целый ряд оборонных предприятий столицы получили специальное задание по выпуску ширпотреба для населения: газовых плит, металлических кроватей, радиоприемников, радиол, мясорубок, детских велосипедов, разной посуды. В повседневную жизнь должны были вернуться уже почти забытые ткани: фай, корд, армюр, кашемир, майя. Не были обойдены вниманием и предприятия, выпускающие обувь, директоров и парторгов которых московский комитет партии обязал наладить производство и расширить выпуск столь необходимой продукции [76]. В городах существовала довольно развитая по тем временам сеть магазинной торговли, которая состояла из государственных и коммерческих магазинов. Главным образом горожанам были доступны знаки послевоенного благосостояния — легковые автомобили «Москвич», «Победа», мотоциклы, телевизоры, радиоприемники, фотоаппараты. Однако в целом рост стоимости жизни значительно опережал уровень заработной платы и вместе с тем потребительский рынок насыщался очень медленно, действовала система нормированного распределения товаров через предприятия по ордерам, но получить заветный ордер было подчас нелегко.

 Говоря о проблемах быта, следует сказать и о том, что принимались меры по улучшению питания. В конце 1945 года на государственном снабжении находились 80 586 тыс. человек. Была повышена норма выдачи хлеба детям (до 15-летнего возраста) до 400 г вместо 300 г, а детям, находящимся в детских домах, – до 500 г [77]. В конце 1945 года были увеличены товарные фонды муки, животных жиров, сыра, макаронных изделий. Развертывание цехов по выпуску товаров широкого потребления дало возможность увеличить фонды промышленных товаров. Восстанавливалась торговая сеть, расширялась бескарточная торговля по более высоким ценам. На колхозном рынке стало больше продуктов, снизились цены. Налаживалась работа коммунально-бытовых предприятий.

В целом преодоление последствий войны шло довольно последовательно. И хотя материальный уровень советских людей еще оставался невысоким, многие проблемы потеряли свою остроту. Постепенно жизнь налаживалась и возвращалась в свое нормальное русло. Возникала потребность в красоте и уюте, желание украсить небогатый быт доступными средствами, которая находила выражение в широком распространении женского рукоделия. Почти все женщины шили, модой послевоенных лет стали вышивка и вязание. Салфетками и накидками были украшены комнаты в коммуналках и койки в общежитиях. Приметой послевоенной жизни стали привезенные из Германии «трофейные» вещи – предметы обихода, посуда и одежда [78].

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, что материальный уровень советских людей заметно повысился к концу послевоенного пятилетия.

2.3. Развитие народного образования, здравоохранения, науки и культуры.

Как было указано выше, системе народного образования, здравоохранения, науки и культуры был нанесен огромный ущерб, поэтому важнейшей задачей государства в послевоенный период стало ее восстановление. Рассмотрим основные мероприятия, проведенные советским руководством в 1945-1950 годах.

Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы главными задачами в области народного образования ставил обеспечение обязательного семилетнего обучения детей, начиная с 7-летнего возраста, как в городе, так и на селе. Для решения этих задач требовалось полностью восстановить всю довоенную школьную сеть и даже увеличить ее. Предусматривалось также создание школ рабочей и сельской молодежи, для тех, кто в годы Отечественной войны не смог получить нормального образования в школе.

Организация народного образования в первые послевоенные годы проходила в исключительно трудных условиях: не хватало школьных помещений, учебников, наглядных пособий и письменных, ощущался острый недостаток учителей. Во многих местах Украины, Белоруссии и РСФСР нередко занятия проводились в крестьянских избах и даже землянках. Занятия в школах велись в две – три смены. В основном оно осуществлялось министерствами просвещения республик. Кроме того, значительное число школ построили другие министерства и ведомства [79].

Возникло массовое патриотическое движение за восстановление и строительство школ методом народной стройки. Оно началось на Украине и охватило впоследствии всю страну. В РСФСР силами населения было построено 1 736 новых школ. Повсеместно шла работа по восстановлению и ремонту школ, изготовлению мебели и школьных принадлежностей. Во всех областях, краях и республиках проходили массовые воскресники по оказанию помощи школам и созданию фонда всеобуча [80].

Трудящиеся красноярского края, Курской, Калининской, Смоленской и других областей выступили с призывом развернуть социалистическое соревнование за образцовую подготовку школ к учебному году.

Всего с 1946 года по 1950-й в стране было построено и введено в действие (включая восстановленные из числа разрушенных в годы войны) 18,5 тыс. школ на 2,5 млн. ученических мест. Из них на 1,3 млн. мест было построено в сельской местности на средства колхозов [81]. Школы, клубы, библиотеки строились в основном или за счет самообложения колхозников, или методом «народной стройки». Кроме того, к началу 1950-х годов в основном удалось восстановить разрушенные школьные здания, что позволило несколько разгрузить образовательные учреждения и перейти от 2—3-сменного обучения к обучению в 1—2 смены. Одновременно с этим завершился переход к всеобщему обязательному семилетнему образованию [82].

В учебном 1950-1951 году число общеобразовательных школ в СССР составило 222 тыс. – на 23 тыс. больше, чем в 1940-м году, а число учащихся достигло 34 752 тыс. – на 800 тыс. учащихся больше, чем накануне войны [83].

 Из вышесказанного можно сделать вывод, что учреждения системы образования восстанавливали очень быстрыми темпами. Помимо государственных средств, выделенных для восстановления школ, значительные средства поступали со стороны колхозов, предприятий. Восстановление старых и строительство новых школ проходило в форме массового патриотического движения.

 Немаловажным фактом было создание в городах всех республик СССР особых семилетних и средних школ, школ рабочей молодежи. Эта новая форма обучения – без отрыва от производства – получила широкое распространение.

Война на некоторое время задержала процесс повышения уровня общего образования рабочих, всего населения страны. Система народного образования функционировала на суженной основе. Государство сумело сохранить материальную базу, педагогические кадры, и в военные годы продолжалось обучение молодежи. В 1945 году из полной и неполной средней школы было выпущено 1,2 млн. человек, или 58,5 % в сравнении с 1940 годом [84]. Выпускники вечерних и заочных школ составили примерно 73%; довоенного уровня (67 тысяч), средние учебные заведения дали в 1945 году народному хозяйству 108 тысяч выпускников, а высшие – 60,4 тысячи специалистов, что составило соответственно 48 и 55 % от выпуска 1940 года [85].

Число школ, техникумов, вузов увеличилось. В начальных, семилетних и средних школах, техникумах и других учебных заведениях на территории СССР в 1950 году обучалось 20,6 млн. человек и в 502 вузах, включая заочные – 687 тысяч студентов. За период с 1946 по 1950 годы высшие учебные заведения дали народному хозяйству 652 тысячи специалистов, или в среднем за год 130,4 тысячи человек (для сравнения – 109,4 тыс. в 1939-1940) [86]. Быстрое развитие получило вечернее и заочное высшее образование. На первом месте по числу заочников были вузы просвещения, поскольку многие вузы, особенно на периферии, испытывали недостаток в квалифицированных научно-педагогических кадрах.

В послевоенные годы вузы работали с усиленной нагрузкой. Ежегодно выпускалось в 2 раза больше студентов, чем до войны. Всего с 1946 по 1950 г. было выпущено 652 тыс. специалистов [87]. Конец 1940 — начало 1950-х годов — период «сумасшедших» конкурсов при поступлении в вузы. Наиболее престижными были технические специальности, где число абитуриентов в среднем составляло 10 человек на одно место. Такой «бум» высшего образования был связан с естественным перерывом в учебе во время войны, большим количеством демобилизовавшихся, а также с первой волной сельской молодежи, получившей десятилетнее образование на селе. Именно для абитуриентов из деревни поступление в вуз было не только способом «выбиться в люди», реализовать свой талант, но и вырваться из колхоза, где их ждал только тяжелый и низкооплачиваемый труд. Такие юноши и девушки отличались, по сравнению с городскими жителями, гораздо большей настойчивостью и трудолюбием. Очень точно талант, характер и привычки девушки из глухого таежного лесничества Фроси Бурлаковой, приехавшей в Москву учиться пению, показан в фильме «Приходите завтра».

Острый дефицит кадров и имевшийся у многих фронтовой опыт были хорошими условиями для быстрого карьерного роста. Поколение послевоенных студентов наиболее быстро продвигалось по служебной лестнице, заняв почти сразу же после окончания институтов довольно высокие посты. Их карьерному росту также способствовало возникновение в вузах системы аспирантуры, научно-исследовательских подразделений. Продолжение образования и занятия наукой становились одними из самых престижных видов деятельности.

В 1946 году по госбюджету было выделено на образование 3,8 млрд. рублей (в 1940 – 2,3 млрд., а в 1950 году эта сумма возросла до 5,7 млрд.). В 1946 году Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в

Министерство высшего образования СССР, а в 1950 году в ЦК ВКП(б) был организован отдел науки и высших учебных заведений [88].

Рассмотрим, как развивалась в послевоенные годы советская наука. В 1946 году советское правительство значительно увеличило расходы на нее, в 2,5 раза превысив расходы предыдущего года. В этом году были восстановлены Академии наук Украины, Белоруссии и Литвы, созданы – в Казахстане, Латвии и Эстонии. Вторая половина 40-х годов была временем организации целой серии научно-исследовательских институтов, которые вошли затем в золотой фонд советской науки. Среди них были Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной физики, Институт атомной энергии и многие другие. В то же время продолжали существовать и расширяться специальные конструкторские бюро, находившиеся в системе МВД СССР [89].

В 40-е – начале 50-х годов советская наука и техника достигли целого ряда успехов, прежде всего в области физики, химии, точной механики, но все они в основном были нацелены на военные нужды, способствовали наращиванию военной мощи государства. В 1949 году в СССР была испытана атомная бомба, интенсивно шли исследования в области химического и бактериологического оружия. В послевоенные годы значительные успехи были достигнуты в физике полупроводников, биофизике, биохимии, радиационной биологии, изучении люминесценции; велись интенсивные исследования в области полупроводников, средств механизации и автоматизации [90].

Изменилось также состояние здравоохранения и медицины. Медицинские учреждения восстанавливались уже в годы войны по мере изгнания врага. Но особенный размах восстановительные работы приобрели с окончанием войны. Участие в восстановлении медицинской сети нередко принимало формы широкого народного движения.

Поскольку война изменила характер заболеваемости людей, медицинскую сеть приходилось восстанавливать с учетом происшедших изменений. По сравнению с 1940 годом к началу 50-х годов на 35,4 % увеличилась коечная сеть в хирургических больницах, на 70 % - в терапевтических, вдвое – в туберкулезных и кожно-венерологических, на 30 % - в инфекционных, более чем в 10 раз – в онкологических. Увеличилась также сеть родильных домов, гинекологических и глазных лечебниц [91]. С 1945 года по 1950-й были восстановлены разрушенные санатории и появились 232 новые здравницы для взрослых и детей [92].

Уделялось большое внимание подготовке и переподготовке медицинских кадров. Уже в 1946 году сеть медицинских институтов, существовавшая до войны, была полностью восстановлена.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.