рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Развитие абсолютизма в России в XVIII веке

Вотчинная коллегия образованная в 1721г.: разрешела земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на "неправые решения" по поместным и вотчиным делам.

Тайная канцелярия (1718г.) ведала сыском и преследованиями по политическим преступлениям (дело царевича Алексея). Существовали и другие центральные учреждения (старые сохранившиеся приказы, Медицинская канцелярия).

2.5. ЦЕРКОВНАЯ  РЕФОРМА

Важную роль в  развитии абсолютизма играла церковная реформа. Вместе с реформой центральных правительственных органов было изменено управление церковью. В 1700 году умер патриарх Андриан и Пётр І запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции «местоблюстителя патриаршего престола». 8В 1721 году была учреждена «духовная коллегия» или Синод, который стал главным центральным учреждением по церковным вопросам, подчинявшийся Сенату. Была упразднена должность патриарха, наблюдение за церковью поручалось обер-прокурору Синода. Члены Синода, так же как и прочих коллегий, назначались царём.

Церковная  реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье- бюрократического аппарата абсолютного государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви, значительная часть доходов от монастырских владений поступала с этого времени в общегосударственную казну. Эти действия Петра І вызывали негодование церковной иерархии и черного духовенства, и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

Пётр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую» систему церковной власти. Объявив себя, фактически, главой церкви, Пётр уничтожил её автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику  в своих грехах. Священник, также, согласно закону, был обязан доносить властям обо всём противозаконном, ставшим известным на исповеди.

Церковная реформа завершила процесс подчинения церкви светской власти, начавшийся ещё в XVII веке. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти.

2.6. РЕФОРМА  МЕСТНОГО  УПРАВЛЕНИЯ.

Реформа местного управления проводилась с целью укрепления власти дворянства путём создания на местах бюрократических учреждений с наделением их широкими полномочиями. Старое дробное деление страны на уезды, подчинённые непосредственно приказам, находившимся в столице, не удовлетворяло новых потребностей страны. Указом от 18 декабря 1708 года вводится новое административно- территориальное деление, по которому необходимо « для всенародной пользы учинить» 8 губерний: Московскую, Инчерманландскую, Киевскую, Казанскую, Архангельскую, Азовскую, Смоленскую, Сибирскую.9 Впоследствии число губерний было доведено до десяти.(Приложение Б). Прежние уезды были распределены по губерниям, и воеводы, стоявшие во главе уезда, подчинялись губернаторам. Затем уезды были ликвидированы и вместо них губернии делились на «доли». Территория каждой доли должна была включать немногим больше 5500 крестьянских дворов. «Долей» управлял чиновник, названный ландратом и подчинённый губернатору. Губернатор обладал широкими военными, финансовыми и  полицейскими полномочиями. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых, зачастую, противоречили друг другу.

Вторая областная реформа (1719год) основной единицей административного управления  сделала провинцию, более мелкую, чем губерния. Число провинций равнялось 50. Каждая  из провинций, в свою очередь, делилась на «дистрикты». В дистрикте было от 1500 до 2000 дворов крестьянского населения.

Провинции и дистрикты явились новым, более правильным делением страны. Губернии, однако, не вполне утратили своё значение, в прежнем губернском городе продолжал оставаться губернатор; он управлял непосредственно ближайшей провинцией, но в военных и в судебных делах губернатору подчинялись и другие провинциальные воеводы. Прежние губернии оставались, таким образом, в качестве военных и судебных округов.

Каждой провинцией управлял воевода, важнейшей задачей которого был сбор податей и понуждение населения провинции к выполнению рекрутской и других государственных повинностей. Дистриктом управлял земской комиссар, ведавший сбором налогов, он же в качестве полицейского чиновника должен был бороться с нарушениями законов.

Чиновники губернских и провинциальных учреждений назначались из дворян.

Реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавия, явилась в тоже время следствием развития бюрократической тенденции. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении, Пётр намеривался решать все  государственные вопросы. Реформа привела к сосредоточению всех финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов – представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвлённой иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система «приказ – уезд» удвоилась: «приказ – губерния – провинция – уезд».

Все эти меры свидетельствовали о создании в России единой административно-бюрократической системы управления – непременного атрибута абсолютистского  государства, решающую роль в котором играл монарх, опирающийся на дворянство.

    

2.7.  ВОЕННАЯ  РЕФОРМА.

Все реформы Петра, экономические, финансовые, административные, судебные, помимо общего, стратегического замысла – перестройка жизни государства на новых началах, приближение России к общеевропейскому уровню, в значительной степени имели своей целью реорганизацию вооруженных сил, создание регулярной армии, заведение собственного флота – оплота абсолютизма. Для этого нужны были новые люди – солдаты и матросы, офицеры и генералы, адмиралы и , наконец, деньги.

Военная реформа была первоочередным преобразованием Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым делом как для него самого, так и для народа. Она имела очень важное значение для истории России: это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое действие на склад общества  дальнейший ход событий.

Организация и устройство армии сложились в ходе Северной войны (1700-1721 год). Комплекс решительных мер Петра дал свои плоды. Указ 1699 года «О приёме в службу в солдаты из всяких вольных людей» положил начало  наборам в рекрутскую армию. Оформление рекрутской системы проходило в период с 1699 года по 1705 год. Указ от 20 февраля 1705 года завершил складывание рекрутской системы, в стране введена рекрутская повинность, устанавливалась норма выставления солдата на пожизненную службу – с 20 крестьянских дворов один рекрут. Рекрутская система основывалась на классовом принципе организации армии: офицеры набирались из дворян, солдаты – из крестьян и иного податного населения. Всего за период с 1699 года по 1725 год было проведено 53 набора, которые составили 210500 человек, а вместе с нерегулярными казацкими войсками – 318500 человек.10 Вновь созданная  русская регулярная армия показала свои высокие боевые качества в битвах под Лесной, Полтавой и других сражениях. Рекрутская система дала возможность иметь большую армию с единообразным вооружением и обмундированием, обладавшую лучшими боевыми качествами, чем армии Западной Европы. Одновременно с проведением военной реформы для обучения солдат и офицеров был подготовлен ряд правил, инструкций, законов : « Устав воинский», «Упреждение в бою», «Для военной битвы правила», «Воинские статьи», «Краткое обыкновенное учение», «Краткий Артикул» Меньшикова и другие.

Для обучения офицеров Пётр основал военные школы – в 1698-1699 годах бомбардирскую в Преображенском полку, в начале нового столетия – математическую, навигацкую (морскую), артиллерийские, инженерные, хирургическую, для изучения иностранных языков, в начале 20-х годов – 50 гарнизонных, для подготовки унтер-офицеров. Молодых дворян, будущих офицеров, Пётр посылал в Голландию, Италию, Францию и другие страны Европы. Постепенно создавались свои офицерские кадры, и от услуг иноземцев Пётр с начала 20-х годов отказался совсем.

Выход к Азовскому и Балтийским морям позволил приступить к созданию военно-морского флота. Пётр одновременно создавал флот на юге и на севере страны. Как и для армии, во флот набирали рекрутов, обучали для него офицеров, составляли инструкции: «Артикул корабельный», «Инструкция и артикулы военные Российскому флоту», «Устав Морской», «Регламент адмиралтейский».

Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского  флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло международный престиж и сделало её  морской державой. Вместе с тем армия и флот составляли неотъемлемую часть абсолютистского  государства, были орудием укрепления господства дворянства.

Военная реформа Петра осталась бы специальным фактом военной истории России, если бы она не отпечаталась так сильно на социальном и нравственном складе русского общества и даже на ходе политических событий. Она требовала средств для содержания преобразованных  и дорогих вооруженных сил и особых мер по поддержанию их регулярного строя. Рекрутские наборы, распространяли воинскую повинность на не служилые касты,  сообщая новой армии всесословный состав, изменяли установившиеся общественные соотношения. Дворянству, составлявшему основную массу прежнего войска, приходилось занять новое служебное положение, когда в ряды преобразованной армии стали его холопы и крепостные крестьяне, и не спутниками и холопами своих господ, а также рядовыми, какими начинали службу сами дворяне.


2.8. СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА.

В области социальной политики петровское законодательство следовало, в принципе, той общей тенденции, которая наметилась в XVII веке. Прикрепление крестьян к земле, зафиксированное Уложением 1649 года, в тот период не только не изменилось, но и получило дальнейшее развитие. Об этом свидетельствует введение новой системы учета и налогообложения, проведённое с целью повысить эффективность контроля за сбором податей с населения. Государство, стремясь выявить каждого индивидуального налогоплательщика, ввело новый принцип обложения – подушную подать. Налоги стали собираться теперь не со двора, а с ревизионной души.* В 1718 –1724 годах была проведена перепись всего податного населения, причем, все внесенные в списки должны были платить определенную подушную подать в год. Введение подушной подати  привело к нескольким важным последствиям: закреплению существующих социальных структур, усилению власти помещиков над крестьянами и , кроме того, распространению налогового бремени на новые группы населения.

Если Уложение 1649 года оформило крепостное право для основной массы сельского населения, то податная реформа распространила крепостную зависимость на слои населения, которые были либо свободные (гулящие люди), либо имели возможность обрести свободу после смерти господина (холопы). И те, и другие навечно становились крепостными.

Результаты переписи, проведенной Петром, дают представления о численности населения России – оно составляло 15,5 млн. человек, из них 5,4 млн. были мужчины, с который взималась подать.11

Другой крупнейшей инициативой в области государственного регулирования социальных отношений явилась попытка Петра I стабилизировать правящий класс экономически и политически. В этом отношении важную роль играл Указ  о порядке наследования движимых и недвижимых имуществ от 23 марта 1714 года, известный как указ о  майорате. По новому закону все земельные владения дворянина должны были передаваться по наследству только одному старшему сыну или дочери, а при их отсутствии – одному из членов семьи. В длительной исторической перспективе петровский указ сохранил бы крупные земельные владения неделимыми, воспрепятствовал бы  их раздроблению. Однако русское дворянство чрезвычайно враждебно ёго встретило. Указ о майорате, несмотря на неоднократные напоминания и угрозы, так и не был проведён в жизнь, а в последующие царствования был отменён.

В то же время он имел важное значение, так как с этого момента дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной, различий между ними не стало – поместье, как и вотчина, стало наследуемым. Этот указ ознаменовал слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами.

Важное значение для дворянства имел «Табель о рангах» 1722 года, определявший порядок прохождения службы.(Приложение С). «Табель о рангах»    на первое место ставил не происхождение, а служебную годность дворянина, его личные способности. «Табель о рангах» открывал доступ неродовому дворянству к высшим чинам, содействовал выявлению его более способных представителей для использования на военной и гражданской службе. По словам Петра, чины должны жаловаться тем, кто служит, «а не нахалам и тунеядцам», кичащимся своей знатностью. В 1722 году «Табель о рангах» окончательно стер все различия между сословиями, введя новые 14 рангов иерархии  в  военных и гражданских ведомствах страны и отменив все старые чины.  «Табель о рангах» способствовал консолидации дворянства и расширению его состава за счет преданных царю лиц  из разных слоёв населения.


2.9.  РЕФОРМЫ  В ОБЛАСТИ  ЭКОНОМИКИ.

Характернейшая особенность  экономического развития России состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все  сферы  хозяйственной жизни. Учрежденные Петром I Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии- и Главный магистрат были институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия. В промышленной политике прослеживается два этапа: 1700-1717 г.г. -  главный основатель мануфактур - казна; с 1717 года мануфактуры стали основывать частные лица. При этом владельцы мануфактур освобождались от государевой службы.

На первом этапе приоритет отдавался выпуску продукции для военных нужд. На втором этапе промышленность стала выпускать продукцию и для населения.

Указом 1722 года городские ремесленники были объединены в цеха, но в отличии от Западной Европы, их организовывало государство, а не сами ремесленники, для изготовления изделий, необходимых армии и флоту.

Более высокой формой  промышленного производства была мануфактура. В результате преобразований Петра I в первой четверти XVIII века   в развитии мануфактурной промышленности произошел резкий скачёк. По сравнению с концом XVII века, число мануфактур увеличилось примерно в пять раз и в 1725 году составило 205 предприятий.12 При Петре I в России возникли новые отрасли: судостроение, шелкопрядение, стекольное и фаянсовое дело, производство бумаги.

В развитии крупной промышленности большую роль играло государство. Оно строило заводы, помогало частным предпринимателям, обеспечивало мануфактуры рабочей силой.

Вопрос о рабочей силе был одним из основных в период возникновения крупной промышленности, поскольку трудовое население страны было закрепощено и не имело права свободно распоряжаться собой. Правительство предпринимало меры для решения этого вопроса в рамках крепостной системы, предоставив в 1721 году право промышленникам покупать крестьян для закрепления их за предприятиями навечно (посессионные крестьяне), приписывая целые округа государственных крестьян для различных «чёрных» работ, разрешая использование рекрутов и каторжан. Этими мероприятиями самодержавие накрепко связало формирующуюся русскую буржуазию с крепостным правом.

В годы царствования Петра I получила стимулы к развитию внутренняя и внешняя торговля. Этому способствовали развитие промышленного и ремесленного производства, завоевание выхода к Балтийскому морю, улучшение путей сообщения, рост российских ярмарок.

Для развития внешней торговли имело важное значение поддержка русских купцов и промышленников, со стороны правительства Петра I. Это нашло отражение в политике протекционизма и меркантилизма, в принятии Покровительственного тарифа 1724 года. В соответствии с ним поощрялся вывоз русских товаров за границу и ограничивался ввоз иноземных изделий. Большинство заграничных товаров облагалось очень высокой пошлиной, доходившей до 75% стоимости товара. Доходы от торговли способствовали накоплению капиталов в сфере  торговли, что тоже вело к росту капиталистического уклада. Общая особенность развития торговли заключалась в проведении политике меркантилизма, суть которой состояла в накоплении денег за счёт активного торгового баланса. Государство активно вмешивалось в развитие торговли:

вводились   монополии на заготовку и сбыт определённых товаров, что привело к повышению цен на эти товары внутри страны и ограничению деятельности русских купцов;

не редко сбыт определённого товара, на который была введена государственная монополия, передавался конкретному откупщику за уплату им большой суммы денег;

резко были увеличены  прямые налоги (таможенные, питейные сборы) и тому подобные;

практиковалось принудительное переселение купцов в Санкт- Петербург, бывший в то время неблагоустроенным приграничным городом.

Применялась практика административного регулирования грузопотоков, то есть определялось, в каком порту и чем торговать. Грубое вмешательство государства в сферу торговли привело к разрушению зыбкой основы, на котором держалось благополучие купцов, прежде всего ссудного и ростовщического капитала.

В условиях, когда произошло существенное расширение промышленного производства, увеличились обороты внутренней и внешней торговли, потребовалось реформировать денежную систему. Она сложилась в XIIв. и теперь, в эпоху петровских преобразований, перестала соответствовать интересам хозяйственного развития. Поэтому ПётрI провёл реформу монетного дела. Ею предусматривалось чеканка золотой, серебряной и медной монет. В основу монетной системы был положен десятичный принцип: рубль, гривенник, копейка. Главными единицами новой монетной системы стали медная копейка и серебреный рубль, который для облегчения внешнеторговых расчётов по весу был приравнен к талеру, использовавшемуся в качестве денежной единицы в ряде европейских стран.    Чеканка монет стала монополией государства.

Заметным явлением в истории сельского хозяйства XVIII в. стал процесс территориального разделения труда, начавшийся ещё в XVI в. В основном завершилось формирование районов, специализировавшихся на производстве определённой сельскохозяйственной продукции, чётче обозначилась их торговая направленность. Возросшие потребности государства в сырье для отечественной промышленности привели к распространению таких технических культур, как лён и конопля. По специальному указу правительства от 1715г. во всех губерниях увеличивались посевы льна и конопли. Правительство поощряло выращивание табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Были приняты меры по развитию овцеводства, коневодства и так далее. Указом 1712г. предписывалось создать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях в целях поставки армии улучшенных пород лошадей.

2.10.  РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА.

Преобразования в области культуры и быта довершали общую картину изменений, протекавших в России в первой четверти XVIII в. Их характерной чертой являлся ярко выраженный светский характер и ослабление церковного влияния. Потребности армии и флота, бурно развивающейся экономики, вновь создаваемого  государственного аппарата и другие важные изменения в жизни страны настоятельно требовали соответствующих специалистов, которых необходимо было срочно готовить. Всё это обусловило коренную перестройку системы образования за счёт открытия новых учебных заведений и увеличения объёма точных и прикладных наук.

Активные мероприятия в области просвещения выразились в открытии большого числа светских школ, готовивших дворянскую молодежь к государственной и военной службе, создавались учебные заведения (например, медицинское училище 1707г.), ремесленные училища. С 1714г. в ряде городов губерний были открыты цифирные школы, в которых осуществлялось начальное обучение, а для детей духовенства и солдат — школы при епархиях и военных гарнизонах. На ряде заводов Урала и Карелии были образованны казённые горные школы. Расширение системы образования и изменение программ обучения вызвало потребность в учебной литературе. Были изданы «Букварь» Ф. Поликарпова, «Арифметика» Л.Магницкого, «Грамматика» М.Смотрицкого. Создавались учебники и пособия по специальным отраслям знаний ( астрономии, механики и другим).

Создавались первые научные лаборатории, обсерватории, конструировались приборы и инструменты. Появилось несколько исторических работ, например, по истории Северной войны  «Рассуждения о причинах свейской войны», написанная Петром Шуваловым с послесловием Петра I и другие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.