рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Образование Индийского Национального Конгресса и его деятельность

Как свидетельствует «Империал газетир оф Индия», 47% ежегодного земельного дохода английским колонизаторам давали районы системы райятвари.

По налоговой системе райятвари крестьяне должны были платить ренту-налог непосредственно государству.

К 70-м годам XIX в. в районах системы райятвари было введено законодательство, которое окончательно юридически закрепило частновладельческие права крестьян-райятов. Отныне они могли закладывать, дарить и даже продавать землю, но в то же время не являлись ее полными собственниками.

Жесточайшая колониальная эксплуатация привела к тому, что к 70-м годам XIX в. земли разорившихся райятов-крестьян все более концентрировались в руках помещиков и ростовщиков. Этот процесс особенно усилился с наступлением эпохи империализма. К. Маркс писал об этом: «Как в Бенгалии при «заминдарской системе», так и в Мадрасе и Бомбее при системе «райятвари» крестьяне... подвергались ужасающей пауперизации».

В донесении Штокингера, австро-венгерского консула в Бомбее, от 1883 г. говорилось, что «постоянно увеличивается число лиц, не имеющих поземельной собственности, обработанной земли не хватает всем и около 1/8 населения уже обратилось в поденщиков, которые трудами рук снискивают себе скудное пропитание».

Земельно-налоговая система «махалвари» (маузавар) - была широко распространена в Пенджабе, Агре (часть современного Уттар-Прадеш) и в некоторых других районах страны. Здесь, как и в районах райятвари, право верховной собственности на землю было признано за полноправными общинниками и представителями общинной верхушки.

Земельный налог по системе маузавари собирался с отдельных землевладельцев, как и в районах райятвари, но отвечала за своевременный взнос вся община по принципу круговой поруки. В Пенджабе, Агре и других районах с системой махалвари, также как и в районах заминдари и райятвари, шел процесс обезземеливания индийского крестьянства и концентрации земель в руках ростовщиков и помещиков.

В результате реформы налогообложения в 60–70-х годах XIX в., закрепившей частновладельческие права на землю к снизившей ставки земельного налога, во многих районах Индии завершился процесс становления частной феодальной земельной собственности. Однако большая часть пустошей, лесов, крупнейших ирригационных сооружений по-прежнему оставалась в ведении колониального государства. Кроме того, колониальные власти сохранили за собой право ограничивать некоторые группы помещиков в свободном отчуждении и наследовании их имений. Это порождало определенные противоречия между местными индийскими феодалами и английскими колонизаторами. Уменьшение доходов у некоторых индийских феодалов (в основном в тех районах, где земельный налог не был зафиксирован навечно и англичане в любое время могли изменить его ставки), конфискация колониальными властями некоторых феодальных землевладений и ликвидация привилегий у двух больших групп феодалов (имамдаров и джагир-даров), лишившихся своих земельных владений и денежных пожалований в результате аграрной политики англичан (в Бомбейском президентстве), - все это вело к росту оппозиционных настроений среди помещиков и мелкопоместной интеллигенции.

Образовавшееся в стране во второй половине XIX в. аграрное перенаселение явилось, прежде всего, результатом господства английского колониального режима, вся политика которого была направлена на торможение промышленного развития, на сохранение феодальных пережитков в сельском хозяйстве и превращение Индии в аграрно-сырьевой придаток метрополии. Голодные годы следовали один за другим.

За 1851 – 1875 гг. было отмечено 6 вспышек голода, унесших 5 млн. людей, а за период 1876 – 1900 гг. – 18 вспышек, стоивших Индии свыше 26 млн. человеческих жизней.

Поворот в английской колониалной политтике в сторону укрепления связей с феодально-помещичьим классом Индии проявился йже при проведении военной и административной реформы в 1861 г. Так, в колониальной армии был установлен порядок, способствовавший выдвижению на младшие офицерские должности представителей индийской феодальной верхушки.

При создании законодательных советов предусматривалось, что не менее половины их членов будет назначаться из числа лиц, не состоящей на государственной службе. На этом основании к участию в работе законодательных советов были привлечены представители индийской феодальной знати. Министр по делам Индии Ч.Вуд в речи, произнесенной в 1861 г. в палате общин, прямо заявил, что если в законодательные органы войдут индийские феодалы, то «последние более не будут считать себя людьми, отстраненными от управления делами собственной страны. Я уверен, - заключил министр, - ничто не сможет в такой степени способствовать расположению туземцев высокого ранга к нашей власти».

Программным документом этой новой политики явился манифест королевы Виктории от 1 ноября 1858 г., в котором в частности, говорилось: «Мы не желаем дальнейшего расширения наших территориальных владений…Мы будем, как свои собственные, уважать права, честь и достоинство туземных князей, наше твердое намерение предоставить защиту всем правам, связанным с наследственной земельной собственностью…». Таким образом, английские правящие классы отказывались от политики аннексии вассальных княжеств и сокращения земельных владений некоторых групп феодальных землевладельцев, которая проводилась в Дальхузи, и, наоборот, торжественно гарантировали землевладельческие права индийских феодалов.

Колониальные власти щедро одарили крупных индийских феодалов, активно поддержавших их в годы восстания. Многим феодалам Северо-западных провинций были присвоены почетные титулы раджей и наваба, вручены крупные денежные суммы, пожалованы земли и пенсии.

Вместе с тем английские колонизаторы укрепляли свой военно-политический контроль над княжествами. Русский ученый-индолог И.П. Минаев во время путешествия по Индии в 1880 г. записал в своем дневнике, что в княжествах английский «резидент значит все». В них были расквартированы отряды и даже целые соединения колониальной армии для подкрепления власти различного рода британских «резидентов» и «политических агентов» при княжеских дворах. Кроме того, английские гарнизоны дислоцировались в важнейших стратегических пунктах и контролировали основные коммуникации.

Англичане полностью сохранили различия в договорных отношениях княжеств с колониальным властями, в частности при установлении размеров выплачивавшейся князьями дани. Сохранилась и система вассальной зависимости мелких княжеств от более крупных, что порождало трения и споры между князьями. Это широко использовали колонизаторы для укрепления своего влияния в княжествах.

Англичане ревностно охраняли свои экономические и политические интересы в княжествах, не останавливаясь перед смещением неугодных им правителей. Так в 1875 г. был арестован, а затем лишен престола правитель Бароды Малхар Рао, ложно обвиненный в попытке отправить британского резидента.

Колониальные власти решительно отказались возвратить плодородную область Берар в центральной Индии, которая по договору 1853 г. между Ост-индской компанией и Низамом Хайдарабада была передана в управление англичанам якобы в возмещение расходов на содержание особых отрядов хайдарабадской армии, находившихся под командованием английских офицеров. Первый министр и фактический правитель княжества в 1853-1883 гг. Салар Джанк, используя внутренние и внешнеполитические затруднения англичан, начал проявлять некоторую самостоятельность. Однако все его попытки добиться сокращения численности британских оккупационных войск в Хайдарабаде, создание независимой от англичан компании по строительству железной дороги в княжестве и, наконец, возвращения Берара потерпели неудачу.

Обострение внутриполитической обстановки в Индии в конце 70-х начале 80-х годов, а также усиление англо-русских потиворечий в Средней Азии и Афганистане и англо-французских – в Бирьме и Юго-Восточной Азии заставило англичан предпринять новые шаги к укреплению связей с феодальными правителями индийских княжеств. В 1877 г. на специальном дарбаре в Дели, на котором присутствовали все индийские князья, королева Виктория была провозглашена императрицей Индии. Таким образом, индийские княжества становились непосредственно вассалами английского короля и, следовательно, включались в британскую империю.

Во второй половине XIX в. князья – самая важная прослойка феодально-помещичьего класса Индии – окончательно превратились в оплот английского колониального господства. Курс на упрочение союза с феодально-помещичьим классом проводился также и при осуществлении английской аграрной политики.

В 60-70-е годы XIX в. повсеместно, за исключением районов постоянного заминдари в Бенгальском и Мадрасском президентствах, был проведен земельный кадастр и пересмотр ставок земельного налога. При этом окончательно юридически оформлялись права различных групп феодальных помещиков как частных земельных собственников.

Окончательное оформление частновладельческих прав на землю и некоторое снижение ставок земельного налога было обусловлено не только необходимостью экономически укрепить феодально-помещичий класс Индии, опору колонизаторов, но и изменениями в системе колониальной эксплуатации страны. Эксплуатация Индии как источника сырья и рынка сбыта уже в 50-60-е годы становится важнейшей формой ее колониального ограбления. Усиление эксплуатации страны как аграрно-сырьевого придатка капиталистической Англии потребовало создания более благоприятных условий для роста сельскохозяйственного производства и особенно повышения его товарности, что было невозможно без закрепления частновладельческих прав на землю.

Первым значительным проявлением политики укрепления союза колониальных властей с феодально-помещичьим классом было возвращение аудским талукдарам их имений, отобранных англичанами после аннексии Ауда в 1856 г. Из 23522 деревень им было возвращено 23157.

Укрепляя феодально-помещичье землевладение, колониальные власти оказались вынужденными учитывать также интересы верхов сельской общины, принимавших активное участие в восстании.

При проведении земельного налогообложения верхушка общины, а также инамдары в именьях заминдаров в Северо-западных провинциях получали статус феодальных субвладельцев – посредников между крестьянами-арендаторами и помещиками-заминдарами.

В Ауде урегулирование отношений между талукдарами и субвладельцами этого типа было проведено при вице-короле Лоуренсе. В 1866 . был принят специальный закон, по которому доля ренты уплачивавшаяся субвладельцами талукдарам, не должна превышать размера земельного налога более чем на 10 %.

Сохраняя известное дробление владельческих прав между различными группами феодальных землевладельцев, англичане имели в виду расширение и укрепление социальной базы колониальной власти.

В Пенджабе пережитки характерного для феодализма разделения землевладельческих прав между различными категориями держателей земли было сохранено в форме института верховной земельной собственности. Талукдары и ала малики получали право взимать в своих владениях небольшой сбор с фактических собственников земли.

В этот же период было завершено оформление владельческих прав двух больших групп землевладельцев – имамдаров и джагирдаров.

Инамы были наиболее многочисленны в Бомбейской и Мадрасской провинциях. К началу 70-х годов в результате работы специально созданной комиссии по проверке владельческих прав имамдаров их отношения с колониальным государством были в подавляющем большинстве случаев урегулированы на основе уплаты в казну установленного навечно номинального налога.

Джагердары в отдельных районах превратились в землевладельцев привилегированного типа, уплачивавших земельный налог, как имамдары по пониженным ставкам. В Синде джигардары – ранее держатели условных пожалований – были утверждены англичанами в правах собственности на сохраненные за ними земельные владения. Однако большинство джигардаров, а также некоторые другие группы феодалов стали пенсионерами колониальных властей и были постепенно отстранены от участия в сборе земельного налога. Более того, в процессе работы комиссии по инамам и джагирам часть инамдаров и джагирдаров лишилась своих земельных и денежных пожалований. Это характерно было для тех районов, где колониальный режим подвергся наименьшему испытанию во время восстания 1857-59 гг. и где поэтому колонизаторы чувствовали себя относительно более прочно. Особенно уменьшилось число инамов и джагиров в Бомбейском президентстве. К 1872 году в результате работы специальной комиссии сохранились инами и джагиры, дававшие земельный налог соответственно 5,6 и 2,3 млн. рупий, а отбирались в казну дававшие 4 и 1,3 рупий.

Сокращение земельных держаний инамдаров и джигардаров явилось одной из причин недовольства и оппозиционных настроений среди части марадхских мелких и средних помещиков и помещичьей интеллигенции в последней трети XIX в.

Английские колонизаторы не ограничились сохранением большей части старого помещичьего землевладения. В 60-е годы на основной территории центральных провинций владельческие права на землю, помимо представителей старой феодальной знати - заминдаров, талукдаров и других, получили также лица, ответственные перед государством за внесение земельной ренты-налога, так называемой малгузары. В период перед английским завоеванием большинство из них было старостами сельских общин или откупщиками налогов. Таким образом, в этих районах Индии английские колонизаторы способствовали созданию новой прослойки помещичьего класса из числа тех, кто в феодальный период даже формально не обладал владельческими правами на основную часть принадлежавших теперь им земель.

Курс на укрепление частновладельческих прав индийских помещиков осуществлялся также при освоении пустошей и заброшенных земель. В связи с усилением эксплуатации Индии как аграрно-сырьевого придатка колониальной власти старались вовлечь в сельскохозяйственный оборот пустовавшие земли. Они сдавали их в аренды на льготных условиях, продавали в полную частную собственность с аукциона, предоставляли арендаторам таких земель право последующего выкупа арендуемых участков в полную собственность, что предполагало освобождение от уплаты земельного налога. Значительная часть этих земель перешла во владение новых помещиков, обладателей денежного капитала, часто выходцев из торгово-ростовщических слоев. Земли как помещиков – малгузаров, так и новых помещиков обрабатывались мелкими арендаторами – крестьянами.

Во второй половине XIX в. основными районами освоения земель путем расширения системы искусственного орошения стали Пенджаб и Синд. В Пенджабе в 80-е годы владельцам более ста акров принадлежала 40 % вновь орошенных земель, а в Синде в конце XIX начале XX в. помещикам – примерно 80 % земель в колонизуемых районах. И такая же политика проводилась и в Бенгале, где в 1888-1892 гг. в освоенных районах дельты Ганга между пятидесяти двумя владельцами было распределено 75 тыс. акров земли.

В 60-70-х годах в районах райятвари были завершены начатые еще до восстания 1857-59-х годах пересмотр и снижение ставок земельного налогообложения. В процессе поведения нового земельного кадастра были окончательно юридически оформлены частновладельческие права райятов.

Укрепление частновладельческих прав на земли в условиях усилившегося развития товарно-денежных отношений привело к тому, что земля приобрела ценность и стала интенсивно вовлекаться в рыночный товарооборот. Цены на нее росли довольно быстро, опережая общий рост цен на сельскохозяйственную продукцию. В Пенджабе, например, в 1870-90-х годах они увеличились в 3 раза. Покупка земли в условиях неразвитого капиталистического предпринимательства в стране представляло наиболее выгодную форму вложения денежных накоплений торгово-ростовщических и феодальных элементов.

В это время уже сложилась колониальная система империализма, возникшая в результате территориального раздела мира и борьбы за его передел. Борьбу вели различные группы монополий, добивавшиеся новых источников сырья, рынков сбыта, возможностей для вывоза капитала, сфер влияния и военных баз. Колонии существовали и раньше, даже до наступления эпохи капитализма, но процесс их приобретения в мировом масштабе начался только после завершения промышленной революции в развитых государствах Европы. Промышленный капитал, используя старые методы колониальной эксплуатации, захватил новые территории, чтобы сбывать свою продукцию. К середине XIX в. Великобритания завоевала Индию, часть Бирмы и намеревалась путем «опиумных войн» навязать Китаю полуколониальный статус. В 1882 г. Англия оккупировала Египет. Франция в 1847 г. аннексировала Алжир и во второй половине столетия прочно укрепилась в Индокитае. Америка тоже принимала участие в разделе мира, провозгласив своей монополией эксплуатацию латиноамериканских стран. Колониальная экспансия Германии (середина 80-х годов) имела следствием захват территорий в Африке и Тихом океане. В результате к 1900 г. главные колониальные державы поделили между собой 90,4% территории Африки, 98,9% Полинезии, 56,6% Азии и 27,2% Америки. Но те из них, которые из-за неравномерности развития капитализма пришли слишком поздно к дележу добычи, не соглашались принять сложившуюся ситуацию. Поэтому наиболее упорно за передел колоний боролись Америка, Германия, Япония и Италия. Империалистический конфликт начался с испано-американской войны 1898 г. и, в конечном счете, явился причиной первой мировой войны.

В начале нашего века 800 млн. населения подвергалось колониальному угнетению. В ответ на постоянно возраставшую империалистическую эксплуатацию в зависимых и полузависимых странах развернулись национально-освободительные движения, которые стали играть роль активного политического фактора. Возглавлявшие их молодая интеллигенция из средних классов и поднимающаяся буржуазия все более решительно выступали с требованием национального самоопределения.

Процесс развития политического сознания участников таких движений позитивно стимулировался международными факторами. Следует назвать, в частности, длившуюся веками освободительную борьбу ирландского народа, разгром Италии абиссинцами в 1896 г. Чрезвычайно важное значение имела победа Японии над Россией - великой европейской державой. Зависимые народы получили убедительное доказательство того, что азиатское государство может быть равным европейскому и даже превосходить его в военном и в политическом отношениях. Примерно в то же время внимание индийской общественности привлекло антиамериканское движение бойкота в Китае, явившееся могучим орудием в руках буржуазии. Необходимо также упомянуть буржуазные революции в Персии и Турции.

Огромное влияние на национально-освободительное движение в Азии оказала революция 1905 г. в России. Тот факт, что русскому народу удалось поколебать устои самодержавия и вырвать у царя некоторые уступки, вдохновил патриотические силы других угнетенных стран. Индийские националисты давно сравнивали британское колониальное правление с деспотическим правлением царя. События в России привели их к мысли, что методы, которые использовались в борьбе против самодержавия, могут быть применены также и в Индии.

Президентская речь, прочитанная Дадабхаем Наороджи на I сессии Конгресса в Калькутте в 1906 г., отражала глубокое воззрение:

1. «Нет сомнения, что индийские националисты пользуются большой поддержкой со стороны сил, действующих за пределами Индии».

2. О влиянии международных событий на Индию, Египет и французские колонии.

3. На М.К. Ганди, который в то время находился в Южной Африке, произвели большое впечатление формы борьбы, примененные в русской революции, в особенности всеобщая забастовка. Он призывал индийский народ «прибегнуть к русским средствам в борьбе против тирании».

Империализм пытался сбить революционную волну всеми средствами. Суровые репрессии обрушились на наиболее активные и прогрессивные силы освободительного движения. В целях его раскола колониальные власти обещаниями реформ привлекли на свою сторону либеральное крыло. В Индии, как и в других странах, сложилась ситуация, в которой вести антиколониальную агитацию и пропаганду легально оказалось невозможным. Радикальные политические общества вынуждены были уйти в подполье. Тем не менее они старались продолжать неравную борьбу против репрессивного аппарата империалистов, прежде всего против полиции и бюрократии, обратившись к прямым действиям, включая самопожертвование при совершении актов индивидуального террора. Многие активные участники и лидеры национального движения вынуждены были эмигрировать. Они уехали не для того, чтобы спастись от нависшей над ними опасностью расправы, а чтобы создать центры в других странах и оттуда бороться за национальное освобождение.

В заявлении, сделанном в Лондоне в 1908 г. соратником Б.Г. Тилака Г.С. Кхапарде, лидером экстремистского крыла в Бенгалии, и Б.Ч. Палом, свое решение уехать за границу они объясняли так: «Недавние события в Индии выявили стремление переместить центр руководящих сил индийского национального движения за географические пределы страны.

Наши программы запрещены, наша пресса практически задушена, наши выдающиеся деятели в тюрьме, и возможность руководить национальным движением на месте почти полностью исключена. Все это грозит тем, что (наше дело.- X.К.) Станет жертвой гневных страстей момента. Наш единственный шанс заключается в организации пропаганды за пределами Индии».

За рубежом патриоты, используя различные каналы, сумели организовать пересылку на родину революционной литературы, несмотря на строгий контроль англо-индийских властей. Редактор журнала «Банде матарам», вышедшего в Париже в марте 1910 г., с гордостью сообщал: «...центр тяжести в политической работе переместился из Калькутты, Пуны и Лахора в Париж, Женеву, Берлин, Лондон и Нью-Йорк».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.