рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Центральная цивилизация

Первая карта Макэведи, охватывающая Центральную цивилизацию, как я ее определил - карта для 1300 г до н.э. На ней показаны 18 городских центров, равных 10-тысячныому порогу численности населения, либо превышающих его, 14 из них появляются впервые (8 ранее обозначенных исчезают с карты). То же число - 18 - появляется в 825 году до н.э., хотя оно опять скрывает значительный поворот: 8 городов опустились ниже порога, и 8 других (включая один вновь нанесенный - Ур) поднялись выше него. Более того, к 825 году 5 городов: Вавилон, Ниневия, Нимруд, Тир, Мемфис - превысили второй порог численности в 30000 человек.

В 375 году до н.э. насчитывается 32 центра, 22 из которых новые, 8 старых снова исчезают из списка, 6 превышают 30000 (Мемфис, Вавилон, Афины, Коринф, Сиракузы, Карфаген). Другой уровень (90-150 тысяч и более) добавляется в 145 г до н.э., когда мы встречаем три города первой категории (Рим, Антиохия, Александрия), 5 - второй категории (30000 и более) и 31 - третьей (более 10 тысяч). 19 городов вновь вносятся в список, 11 выходят из него - в итоге получается 39. В 230 году н.э. мы видим те же три города первой категории, 10 - второй и 52 - третьей: в итоге 65, из которых 28 - вновь добавленных, 2 (Коринф, Карфаген) появляются вновь, 4 исчезают. 362 г.н.э. завершает "древнюю" последовательность Макэведи, показывая 4 города первой категории (сюда добавлен Константинополь), 7 - второй и 47 - третьей: всего 58, из которых 14 новых городов определены и 21 утрачивают значение.

Эти данные для нанесенного на карту района как целого ниже сведены в таблицу вместе с минимальной долей городского населения, оцененного из порогов численности.

Если бы данные между этими точками могли быть определены путем интерполяции (а они не могут), то мы могли бы уверенно утверждать, что

год -2250 -1300 -825 -375 -145 230 362
категория 1 0 0 0 0 3 3 4
категория 2 0 0 5 6 5 10 7
категория 3 12 18 13 26 31 53 47
все категории 12 18 18 32 39 64 58
вступления 12 14 8 22 19 30 14
выходы 0 8 8 8 11 4 21
минимум населенияв тысячах 120 180 280 440 730 1090 1040

нет признаков какого-либо древнего краха цивилизации, кроме как в бассейне Инда, и, в частности, нет признаков какого-либо упадка Центральной цивилизации. Существует множество доказательств локального краха (о чем свидетельствуют выходные данные). Допуская это и допуская, что есть общий спад между 230 и 362 гг.н.э., все же мы видим цивилизацию существующей всегда, так как нет признаков безгородской эпохи.

Однако, эти точки не отражают плавных течений. Дает ли этот факт какую-нибудь перспективу, что исследователи смогут выявить крах? Маловероятно, что более тщательное исследование покажет, что 43 города, которые фигурируют как в списке за 230, так и за 362 год н.э., были покинуты и вновь восстанавливались в этот период. Немного больше надежды для сторонников гипотезы краха оставляет более продолжительный промежуток от 1300 до 825 года до н.э., тем не менее, сомнительно, что будет обнаружено, что численность всех 9 городов, появившихся в обоих списках - Вавилон, Мемфис, Ур, Сузы, Египетские Фивы, Дамаск, Алеппо, Кархемиш, Ашшур - одновременно сократилась ниже 10 тысяч, (и не были основаны заменившие их центры), и тогда через пол-тысячелетия жизнь во всех этих городах снова возродилась и они вновь заселились. Кажется более правдоподобным, что будет обнаружено, что Центральная цивилизация устойчиво развивалась со спадами и подъемами, проходя через все перипетии железного века. Если это так, то древнего краха не было.

Был ли средневековый крах? Возможно, Средневековье дает больше надежды для "пессимистов цивилизации". Данные вновь сгруппированы: в Средневековом Атласе Макэведи третья категория городов исключена и пороги численности для первой и второй категорий изменены до 75 и 25 тысяч, соответственно. (Убрав третью категорию из Древнего списка за 362 год н.э., мы можем установить приблизительную связь, но не точное соответствие между двумя наборами данных). В средневековом списке мы видим в 528 году н.э. три города первой категории (Константинополь, Антиохия, Александрия) и 8- второй; в 737 - 1 (только Константинополь) и 14; в 1028 - 3 (добавились Багдад, Каир) и 19; в 1212 - 4 (добавлена Венеция) и 26; в 1478 - 6 (минус Багдад, плюс Милан, Париж, Тебриз) и 31. Полные данные сведены в следующую таблицу:

год 362 528 737 1028 1212 1478
категория 1 4 3 1 3 4 6
категория 2 7 8 14 19 26 31
обе категории 11 11 15 22 30 38
вступления нет данных 2 8 13 10 14
выходы нет данных 2 4 6 2 6
минимум населенияв тысячах 475 425 425 700 950 1250

Повторим еще раз, что существует множество доказательств локальных спадов цивилизации в выходных данных. Есть свидетельства общего спада городского населения между 362 и 528 и спада больших городов между 362 и 737. На северо-западе Старого Света цивилизация продолжается, следовательно, Центральная цивилизация остается непрерывно существующей. Есть средневековый упадок, но нет средневекового краха.

Падение Рима в зависимости от падения цивилизации. Таким образом, как бы сильно ни пал Рим, его падение не есть падение цивилизации, в которой он находился, даже в малой степени. Конечно, Рим остается на страницах атласа Макэведи как демографический и экономический центр второй категории до 737 года н.э. включительно; в то время он действительно находился на далеком западном краю скопления городов Центральной цивилизации (которое включает такие города, как Венеция, Солоники, Константинополь, Антиохия, Алеппо, Хамадан, Мерв, Иштакр, Басра, Васит, Куфа, Дамаск, Александрия, Каируан: Kairouan). Исчезновение Рима в 1028 со следующей экономической страницы Макэведи имеет не большее значение, чем исчезновение городов Мерв, Иштакр, Куфа, Александрия, Каируан, и более, чем компенсируется добавлением таких городов, как Багдад и Каир, не говоря уже о городах Бухара, Нишпур, Герат, Шираз, Ишфахан, Шираф (Siraf), Мадия, Палермо, Севилья, Кордова, Фез. Уроженцы Запада могут не согласиться, но, в конце концов, Рим возвращается на следующую карту! Печальна, конечно, эпоха его разрушения и упадка (несмотря на возможное, но не затребованное мнение об обратном римских садовников, свинопасов, даже навозных жуков), но когда он претерпел упадок, то это - не упадок цивилизации, это упадок только одного города.

Непрерывность цивилизации северо-запада Старого Света. Что верно по отношению к упадку Рима, то верно и для упадка других городов. Каждый переход (из одной категории в другую или выпадение из списка совсем) мог быть ужасен и трагичен. Без сомнения, такое было. Наиболее известны падения городов Хацор, Ниневия, Тир, Вавилон, Коринф, Сиракузы, Карфаген и Багдад.

Но это, по-видимому, скорее локальные катастрофы, сбалансированные или более чем сбалансированные где-нибудь в пределах или на краю урбанизированного района. Другие египетские, месопотамские и сирийские города оставались или расцветали, когда их соседи терпели упадок в 2250-825 гг. до н.э.; полупериферийные средиземноморские города росли в то время, как центральные города Среднего Востока терпели крах в 825-375 гг. до н.э.; Рим, Родос, Райй, Селевкия, Антиохия, Александрия расцветали, когда Карфаген, Сиракузы, Коринф, Вавилон приходили в упадок в 375-145 гг. до н.э.; Константинополь возвысился с падением Рима, Тебриз и полупериферийные Париж, Милан, Венеция расцвели, когда пришел в упадок Багдад. Это - картина круговорота на уровне цивилизации, а не крушения и возрождения.

В таком случае, в этих картинах не нужно искать свидетельств общего падения на северо-западе Старого Света. Есть локальные упадки и общие спады, но они лежат в основе общей модели роста. Нет эмпирических убедительных данных о том, что цивилизация на Северо-Западе Старого Света когда-либо терпела упадок и множество причин для предположения, что она не приходила в упадок никогда.

Таким образом, если мы будем последовательно применять правило, что ни одно многогородское общество не оканчивает свою историю как цивилизация до того, как все его города не разрушатся или не опустеют, то мы не будем иметь приемлемого оправдания для признания ни последовательности эпох, ни, конечно, большинства из последовательностей в списках Тойнби и Квигли.

При нашем определении цивилизаций, по-видимому, нет большей убедительности в перечне Квигли, чем в первоначальном списке Тойнби, или в первоначальном списке Тойнби, чем в его пересмотренном перечне цивилизаций Северо-Запада Старого Света. Я предлагаю Александрийское решение гордиевой проблемы, а именно .....

Признание Центральной цивилизации как единого целого. Из совместного развития Египетского и Месопотамского городских районов-цивилизаций в середине второго тысячелетия до н.э. на северо-западе Старого Света получилась только одна цивилизация.

Было бы ошибочным называть эту цивилизацию по названию какой-либо нации, которые поселялись здесь одна за другой; господствовавших здесь государств или районов, которые находились в ее центре.

В данный момент, в данном месте и в данной культуре название Центральная цивилизация не представляется ошибочным и слишком узким.

V Мировая экономика Центральной Цивилизации

Мировая система, конечно, будет иметь мировую экономику, с ней связанную, и заслуживает внимания попытка описать такую экономику и найти теоретическую основу описания. Еще не существует адекватной терминологии для единообразного описания экономической структуры цивилизации. Она не может быть выработана простым приспособлением и обобщением "макроэкономической" терминологии, пригодной для описания экономики государства или экономических институтов культуры, так как цивилизация не является ни государством, ни культурой. По-видимому, мировые структуры не могут характеризоваться достаточно однородными классовыми системами, системами собственности, производственными отношениями, разделением труда или орудиями экспансии, чтобы единообразные описания Маркса, Валлерштейна или Квигли могли быть очень верными. Имеются скорее сосуществующие противоречивые типы собственности, чем преобладающий тип собственности; скорее сосуществующие несовместимые классовые структуры, чем преобладающая классовая структура; неоднородное разделение труда и несколько конкурирующих орудий экспансии.

В данный момент, возможно, уместно охарактеризовать все виды эмпирических данных, которые должна ассимилировать удовлетворительная теория мировой экономики. Таблицы городов (таблицы 2 и 3) описывают одну характерную черту мировой экономики Центральной цивилизации для тех лет, в течение которых она ограничивалась северо-западом Старого Света, т.е., примерно с 1500 г.до н.э до приблизительно 1500 г. н.э. Макэведи и Джоунс (1978) представляют данные по численности населения, которые тоже логично нанести на карту цивилизаций, и которые тоже требуют теоретического обоснования.

Другая разновидность экономических данных о цивилизациях также может быть найдена в сериях древних и средневековых карт Макэведи. Экономические "фотографии" также содержат полезную информацию о торговле: источниках, стоках, путях, узловых пунктах. И важные товары даны для каждого указанного года: типы товаров перечислены в табл. 4.

Понятно, что мы только начали теоретически важное описание мировой экономики Центральной цивилизации. Последующие утверждения представлены в импрессионистском духе, как описания Центральной мировой экономики, навеянные, но не целиком установленные из рассмотрения карт Макэведи и различных (Квигли, Маркса, Валлерштейна) макроисторических-макроэкономических элементарных типологий.

1. Торговля вне и внутри цивилизаций была характерной для предшественников Центральной цивилизации: Египета и Месопотамии, и самой Центральной цивилизации от ее основания до охвата ею всего земного шара.

2. Границы и города Центральной цивилизации расширялись преимущественно до источников товаров, но не всегда быстро, эффективно или равномерно.

3. Среди товаров мировой экономики преобладали товары для элиты: дорогая еда, одежда, жилье и предметы роскоши наряду с торговыми инструментами поддерживающих элиту солдат и чиновников (металл для оружия, бумага для записей).

4. Ранняя торговля драгоценными металлами может означать, а появление денег означает появление предприимчивых свободных людей, торговых классов и экономической (в противоположность политико-военной) элиты, которая характеризуется частной собственностью на движимое имущество.

5. Появление в мировой экономике рыбы, пщеницы, масла и вина предполагает массовое потребление, вызванное либо политическим перераспределением (для обеспечения верности воинов, клиентов и электората), либо рынками, возможно, попеременно обоими. Предметы роскоши, возможно, распространялись более широко в социальной структуре.

6. Общая тенденция во времени имеет четкую направленность к непрерывному росту числа и разнообразия товаров в мировой экономике. Внутри этой тенденции имеются временные и постоянные исчезновения товаров, изменения в региональных вкладах, эпохи ускорения и замедления увеличения товаров, но тенденция остается.

7. Еще не заметен четкий рост доходов на душу населения и рост уровня жизни среднего человека в течение целых трех охваченных (до современного этапа!) тысячелетий. По-видимому, увеличение производства в основном используется для увеличения общей численности населения и общей численности городского населения. Общее богатство самых состоятельных слоев (определяемых скорее политически, чем экономически), вероятно, увеличилось, но мы не можем сказать, увеличилась ли также доля богатства, приходящаяся на одного человека в этих слоях. Модернизация - это другая история.

8. Интересный факт, заслуживающий обдумывания, а не просто констатации, состоит в том, что в Центральную цивилизацию никогда не проникало какое-либо "орудие экспансии" (в понимании Квигли) или "способ производства" (в понимании Маркса).

9. Все, что может быть верным для государственной и локальной экономики, может оказаться непригодным для описания мировой экономики Центральной цивилизации в любое время как, главным образом, феодальной, рабовладельческой, гидравлической, свободно-крестьянской, общинной, корпоративной, иерархической; она также не является, по своей сути, в терминах Валлерштейна, ни "мировой экономикой", ни "мировой империей".

10. Очевидная причина, почему мировая экономика Центральной цивилизации никогда не была полностью огосударствленной заключается в том, что единые государства Центральной цивилизации или недолго существовали, причем их способности к экспроприации ограничивались ядром цивилизации, или были терпимыми к частной собственности и коммерческим классам.

11. Очевидная причина, почему мировая экономика Центральной цивилизации никогда не была полностью капиталистической (частно-собственнической, индивидуалистической, рыночной) - это постоянное господствующее положение политической структуры, основывающейся на силе, а также политико-военно-религиозной элиты, базирующейся на земельной ренте, налогах или экспроприации силой.

12. Какова бы ни была причина, центральная экономика является во все времена смешанной, политической экономикой, включающей торговлю и войну, насилие и переговоры, и прочее. Равновесие изменяется со временем, в масштабах, регионах, товарах.

13. Баланс сдвигается более по направлению к "капитализму" (без того, чтобы когда-нибудь приблизиться к нему), если государства маленькие, слабые и многочисленные; более по направлению к огосударствленной экономике, если их мало, они сильные и большие.

14. Локальные экономики и краткосрочная торговля, вероятно, определяют большую часть экономической активности почти все время, с изъятием продуктов питания из каждого города в глубинке и распределением их среди населения городов первостепенного значения.

15. Отличие центра от полупериферии - это не простое "разделение труда" между политическим принуждением и экономической поддержкой, и не разделение между простыми продуктами и продуктами высокой технологии, но оба деления в основном присутствуют.

16. Именно политически-военное господство центра, а не чисто экономическая дифференциация или традиция "неравного обмена", главным образом, объясняет тенденцию центра истощать полупериферию: грабеж, дань, налоги, контроль над ценами, конфискация, закрытие торговых путей и усиление монополии - это главным образом политические спекуляции.

17. Значительная часть основных продуктов приходит из самого центра и из глубинки основных городов.

18. Урбанизация и, в конечном итоге, статус центра имеют тенденцию двигаться по направлению к главным источникам снабжения полупериферии.

19. Одним полезным индикатором баланса государственная экономика/капитализм цивилизации может быть баланс между городами равного размера, которые являются столицами государств (т.е., поддерживаемыми властью), и городами-коммерческими центрами (т.е., поддерживаемыми торговлей).

20. Нет очевидных доказательств того, что внутренний всеобщий экономический кризис или коллапс когда-либо происходил в центральной мировой экономике, хотя были бедствия на уровне городов и государств и широкие, в рамках всей системы, периоды спада и застоя, обычно происходящие от политико-военных событий.

21. Там, где возможно нанести на карту распределение богатств Центральной цивилизации, явно появляется неравенство по городу, району, политической силе, праву наследования, закону, возрасту и семейному статусу, полу. Эти несколько неравенств, по-видимому, не сводились в одно основное глубокое неравенство.

22. Основной процесс экспансии в Центральной цивилизации является, по-видимому, циркулярно каузальным, зависящим от наличия ненаселенной или малонаселенной геоэкономической периферии и мальтузианского давления: население увеличивается, сильнее растут города с большой площадью, населением и с более населенной глубинкой, и заселение интенсифицируется, увеличивается разделение труда и специализация, появляется достаточный спрос, что приводит к использованию новых продуктов или поиску путей к удаленным источникам, увеличивается общее производство, увеличивающееся производство в основном служит для обеспечения увеличивающегося населения, и т.д.

Существует множество возможностей для теории и наблюдения, диалектических и эристических, при рассмотрении мировых экономик Центральной и других цивилизаций. У кого-нибудь может также появиться желание рассмотреть экуменическую макроэкономику Старого Света, структуру, состоящую из нескольких цивилизаций, которая, очевидно, обеспечивала наивысший уровень в широчайшем масштабе экономического порядка до глобального охвата Центральной цивилизации, в эволюционном контексте мировых экономик различных Евразийских цивилизаций, связанных торговлей шелком, специями, рабами, золотом и слоновой костью.

VI Мировой политический процесс Центральной цивилизации

Основной политический процесс в Центральной цивилизации, как и в других, по-видимому, двусторонний. (1) Существует чередование между системой организации государств и всеобщим государством: см. таблицу 5 (и Wilkinson, 1983). (2) В пределах преобладающей формы государственного устройства есть последовательность господствующих сил, государства, которые движутся к универсальной империи, а затем отступают, чтобы быть замененными другими: см. таблицу 6 (и Wilkinson, 1985a, 1986b), где дана последовательность последней системы государств Центральной цивилизации.

Ранее я говорил о природе политического процесса цивилизаций (Wilkinson, 1983, 1985a, 1986b). Сейчас достаточно сказать, что одна социальная система должна проявлять единый политический процесс, и что таблицы 5 и 6 показывают такой процесс для Центральной цивилизации.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.