рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Внешнеполитические ведомства Руси, России, СССР

Таким образом, ситуация, сложившаяся к середине XIII в. для Руси и продолжавшаяся до конца последней четверти XV в., по существу, автоматически снимала вопрос о необходимости создания внешнеполитического ведомства. Оно не могло быть создано, оно было не нужно и даже вредно исходя из интересов государства, пока существовало "татаро-монгольское окружение", пока формально государи Руси продолжали быть вассалами золотоордынских ханов.


Глава II. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РУКОВОДСТВО В МОСКОВСКОМ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ ГОСУДАР-СТВЕ – ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ, ЦАРСТВЕ И В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XV-XIXвв.

           §1. Внешнеполитическое руководство в Московском княжестве.

Первым мысль о необходимости создания особой должности освобожденного от других дел руководителя или координатора всей внешнеполитической деятельности государства высказывает Дмитрий IV Донской.

Он мыслит эту должность как существующую помимо великого князя, который должен оставаться главным инициатором и вдохновителем внешней политики Москов­ского княжества, в то время как профессиональный руководитель внешней политики должен заниматься чисто практическими вопросами иностранных дел.

Показательно, что Дмитрий Донской ставил вопрос не об учреждении, не о ведомстве, а об отдельном лице, об отдельной новой должностной функции. Разумеется, это объяснялось эпохой, для которой вообще не было свойственно создание "контор", "бюрократического аппарата", а многое в государственном управлении все еще покоилось на доверительных, личных и единоличных патриархальных отношениях.

Однако впоследствии, когда тот же вопрос о создании органа внешнеполитического руководства встал перед московскими великими князьями вновь, сто лет спустя, в 80-х годах XV в., явственно обнаружилось различие между должностью руководителя иностранной политикой и ведомством по ведению внешней политики. Сложилось так, что оба эти института и возникли, и складывались вначале параллельно друг другу и даже не совсем одно­временно на протяжении примерно века. Поэтому в пред­ставлениях современников они долгое время означали далеко не одно и то же, т.е. не были вполне тождественны.

Потребовался длительный период, чтобы к середине XVI в. произошло их слияние, совмещение, когда канце­лярия и аппарат внешнеполитического ведомства - "контора" стали орудием, инструментом руководителя внеш­ней политики, а должность руководителя внешнеполити­ческой "конторы", ведомства, до тех пор чисто техниче­ская, слилась с должностью руководителя внешней поли­тикой в одном лице.

Первоначально аппарат государственного управления вырастает на основе великокняжеской казны. Примерно к середине XV в. великие князья, до тех пор только лично, в глубокой тайне владевшие и считавшие (и пересчитывав­шие) свою казну, состоящую из драгоценных камней, утвари и предметов религиозного и столового обихода, изготовленных из золота и серебра, а также непосред­ственно из денежных богатств в виде древнерусской (гривны), московской и новгородской (серебряной) и западноевропейской (золотой и серебряной) монет (зо­лотые дукаты, гульдены и др.), хранимую в их интимных помещениях (спальнях, тайниках, связанных со спальней, и т.п.) в сундуках и упоминаемую лишь в завещаниях при передаче этого богатства наследникам, приходят к решению завести особое должностное лицо, которое могло бы нести обязанности хранителя и контролера сохран­ности хотя бы той части этого богатства, которую великий князь определял на государственные расходы.

Так возникает должность казенного дьяка - еще не казначея, не ответственного хранителя государственного богатства, государственной казны или государственного скарба (поскольку наряду с деньгами, драгоценностями, золотом, в царскую казну входили и государственные до­кументы, международные договоры, хранимые столь же тщательно и чуть ли не в тех же сундуках, что и день­ги, - и все это вместе именовалось царским скарбом), а лишь писца-регистратора, которому доверяли произвести опись этих сокровищ, сверять их наличие время от вре­мени с этой описью и хранить как зеницу ока только са­му опись, в то время как реальные богатства продолжали охраняться во внутренних покоях лично великим кня­зем.

Такой казенный дьяк, т.е. дьяк, находящийся при описи казны и следивший за регистрацией доходов и рас­ходов денежных средств, впервые упоминается уже в середине XV в. - в 1450 г. Возможно, что он существовал и несколько ранее. Но в середине XV в. должность его уже определенно сложилась. Спустя полтора-два десяти­летия упоминается уже и второе должностное лицо для ведения казенных дел - подьячий. Первый раз такое упоминание встречается в 1467 г. Это значит, что у казенного дьяка появился помощник, ибо дела расширились и один человек с ними не справлялся. А еще через чет­верть века появляется уже целое учреждение для ведения государственных дел - Казенный двор. Оно складывается вокруг должности казначея, хранителя печати великого князя, и его первого "министра" и неизбежно возникаю­щего вокруг этой персоны вспомогательного технического аппарата. В его состав входит и канцелярия или лишь "стол", где особые писцы изготавливают внешнеполитиче­ские документы - грамоты, договоры, завещания и акты дарения в отношении великокняжеских родственников ("шертные грамоты") и т.п. Так дела казны как финансового отдела тесно сливаются с делами казны, связанными с внешней политикой и с общими делами внутреннего хозяйственного управления, ибо ведутся они первоначально одним лицом - казначеем, в одном помещении, но только разными помощниками - подьячими. Со временем, в основном в третьем десятилетии XVI в., происходит разрастание и в связи с этим выделение отдельных "столов", или повытий, из системы Казенного двора. Одним из первых происходит выделение повытья, занимающегося посольскими и иноземными делами, в силу специфики его деятельности, крайне непохожей на деятельность' других административно-хозяйственных повытий. Так постепенно рождается первое в истории страны внешнеполитическое ведомство Русского государства, получившее наименование Посольский приказ.

Со временем Посольский приказ как учреждение быстро креп, а его функции разрастались, что отражало степень рас­ширения его задач, объема дел и личного состава.

Наиболее законченные, развитые формы Посольский приказ приобрел к 50-70-м гг. XVII в[5]. Именно в этот период определились его структура, его службы, а состав персонала и его функции приобрели стабильный, тради­ционный характер, в силу чего о Посольском приказе и его деятельности чаще всего судят именно по этому периоду (особенно в исторической популярной и энциклопедичес­кой литературе) и нередко смешивают ее, "контаминируют" (объединяют) с деятельностью Посольского приказа в другие эпохи - ранее и позднее этого периода, - когда она выглядела несколько иначе. Уже в период десятилетия 1671-1681 гг. руководители Посольского приказа обнару­жили тенденцию еще более повысить ранг своего учрежде­ния в государственном управлении, выделив его особым названием от других "министерств".

В популярной исторической литературе сохраняется также тенденция считать Посольский приказ единым учреждением за все время его 170-летнего существования или, во всяком случае, не подчеркивать, что внешнеполи­тические дела в Московском государстве наряду с Посольским приказом вели и другие ведомства, тесно связанные с ним, и что сам по себе Посольский приказ как центральное учреждение занимался не только чисто дипломатическими, посольскими делами, но и массой административных и хозяйственных, финансовых. Лишь реорганизация в начале XVIII в., перестройка Посольского приказа в Кол­легию иностранных дел привела к "очищению" этого ве­домства от ряда не свойственных ему функций и к превращению его (да и то не сразу) в чисто внешнеполитическое, дипломатическое ведомство. Ниже приводится полный перечень учреждений (в алфавитном порядке), которые в XVI-ХVIIвв. наряду с Посольским приказом в разной степени ведали иностранными делами, и создавались временно, на определенные периоды, как специализированные подведомства в помощь Посольскому приказу для решения особых, конкретных внешнеполитических задач: Иноземный приказ; Казанский дворец; Литовский приказ; Лифляндский приказ; Малороссийский приказ; Новгородская четь; Панский приказ; Полонянничий приказ; Сибирский приказ; Смоленский приказ; Приказ тайных дел казны; Приказ Великий России.

Как главное внешнеполитическое ведомство фактически Посольский приказ, основанный в 1549 г., просуществовал до 1700 г., т.е. 151 год. На его месте было создано иное учреждение по структуре, но сохранившее свое главное назначение внешнеполитического ведомства, - Посольская канцелярия при царской особе. Формально же Посольский приказ, т.е. его другие отделения и службы, кроме дипломатической, просуществовал до 15 декабря 1717г.

Посольский приказ за всю 150-летнюю историю своей деятельности установил отношения с 10 новыми европейскими государствами и 8 азиатскими, в то время как до образования Посольского приказа всего за 70 лет, т.е. за вдвое меньший срок, были установлены отношения с 18 странами.

Если же учесть, что из 10 стран, вошедших в отношения с Россией в период деятельности Посольского приказа, реальными странами, с которыми "работал" Посольский приказ, можно считать лишь 5 (поскольку Мальтийский орден не мог считаться "страной", а Бавария, Ганновер, Генуя и Сардиния могут быть фактически записаны в актив Посольской канцелярии Петра I, а не аппарата Посольского приказа), то надо признать, что Посольский приказ почти "бездействовал". В Азии количественные результаты деятельности Посольского приказа по установлению дипотношений с новыми странами выглядят еще более обескураживающе: если исключить марионеточные полугосударства-полуколонии, которые спустя полвека были поглощены Москвой, то остаются Персия и Грузия, отношения с которыми поддерживались крайне нерегулярно и превратились в постоянные лишь с ХVIII в., т.е. за хронологическими рамками деятельности Посольского приказа.

Эти количественные результаты работы Посольского приказа позволяют сделать вывод о характере и направлении деятельности этого ведомства. Ведомство, разумеется, не бездельничало, а работало в полную силу и даже, как мы знаем из документов, с большим напряжением. Но главной задачей русской дипломатии были контроль и наблюдение за сношениями с заграницей, а не поощрение этих сношений, не их развитие и стимуляция. Наоборот, ставилась задача держать сношения с любой державой в жестких, строго определенных рамках. И за соблюдением этих правил неусыпно следили дьяки и подьячий внешнеполитического ведомства.

Другая важная задача русской дипломатии заключалась в постепенном собирании державы, в неустанном приобретении и присоединении к Русскому государству новых территорий. В этом деле русские дипломаты проявляли исключительное рвение, настойчивость и целеустремленность, последовательность и терпение и нередкосамоотверженность, т.е. самые лучшие, самые светлые государственные и человеческие качества. Этот факт нельзя не отметить и не подчеркнуть, ибо памятником деятельности именно дипломатов Посольского приказа является Русское государство, Россия как великая держава.

Десятилетиями, даже порой полустолетиями, веками шли они упорно, настойчиво к поставленной цели, не форсируя событий, чтобы не допустить какой-либо промашки, что всегда считалось в русской дипломатии непро­стительной ошибкой. Лучше меньше, да лучше, тише едешь - дальше будешь - вот принципы, которыми всерьез руководствовались в Посольском приказе, никогда не стремясь к быстрому, но преходящему и эфемерному успеху, к внешним эффектам. Так, например, полное присоединение племенных государств Приобья - задача, казалось бы, заранее "обреченная" на успех, - тем не менее растянулось на 50 лет, но прошла исключительно гладко, без всяких эксцессов; присоединение Грузии (Кахетии, Карталинии, Имеретии) потребовало столетия с лишним, но зато прошло в полном согласии и единстве с правящими кругами и сословиями этого государства, с согласия и одобрения всего грузинского народа.

Именно в этой поистине пчелиной, кропотливой работе по сбору и приобщению новых территорий к Русскому государству и состояли смысл и историческое значение всей деятельности Посольского приказа как внешнеполитического ведомства[6].

Следовательно, не будет преувеличением сказать, что Посольский приказ, несмотря на всю его архаичность, оказался эффективным и передовым учреждением и подготовил исподволь своей скромной, но целеустремленной работой основной хребет, крепкий фундамент внешнеполитического ведомства России, с которым было не стыдно и вполне надежно вступать в новый, просвещенный XVIII в.

§2.  Посольская канцелярия (1700-1717 гг.)

Наметив перенести на 1 января 1700 г. начало Нового года в России, Петр I решил с этого же времени начать и все административные преобразования, которые планировались им еще в период 1697-1699 гг. Реформу органов центрального управления необходимо было осуществлять как можно скорее, поскольку грозила возникнуть дисфункция старых учреждений (которыми Петр I все более пренебрегал, но которые никто не отменял) и новых, фактически незаконных и сугубо личных, группировавшихся вокруг персоны царя и составлявших его рабочий орган и его свиту. Лишь наличие самодержавной власти в России и решающее слово царя во всех делах государства сдерживали развитие тех практических противоречий, которые возникали между терявшими реальную власть и значение старыми Приказами как полноправными ведомствами и теми новыми структурами, которые возникали как личные кружки царя, с их мобильностью, крайне небольшим штатом компетентных людей и с постоянной поддержкой и контролем со стороны царя лично.

В первую очередь это касалось военных и внешнеполитических дел. Посольский приказ с его сложной и разветвленной структурой, включающей наблюдение не только за иностранными делами, но и за внутренними, хозяйственными, которые касались разного рода "автономных" членов Российской империи, нуждался в скорейшей реорганизации, ибо малая Посольская коллегия вокруг царя и под его управлением, фактически взявшая в свои руки наиболее важные текущие дела Посольского приказа, не могла далее функционировать как некое временное, неофициальное учреждение. Она должна была либо подчиниться Посольскому приказу и вести свои дела лишь от его имени, либо отделиться от него и даже ликвидировать его и встать на его место. Петр I пошел по менее радикальному пути: оставив за Посольским приказом ведение всех внутренних, хозяйственных и регионально-территориальных вопросов, касающихся Малороссии, Смоленщины и других имперских "молодых" территорий, он решил совершенно выделить актуальные внешнеполитические вопросы (Западная Европа, Прибалтика и Швеция, Турция, Польша) в ведение особого ведомства, назвав его Посольской канцелярией. При этом с 18 февраля 1700 г. и до июля 1709 г., т.е. до Полтавской битвы, происшедшей 27 июня - 8 июля 1709 г., новое внешнеполитиче­ское ведомство в официальных документах называлось Посольской походной Канцелярией, а с июля 1709 г. -просто Посольской Канцелярией, сохраняя это наименование вплоть до 15 декабря 1717г.

В период с 1710 г. по 1718 г. Посольская канцелярия получила не только фактически, но и формально значение главного органа внешних сношений России. Однако Посольский приказ продолжал также существовать и работать, как штат чиновников с номинальными руководителями формально до 15 декабря 1717 г., а фактически вплоть до 13 февраля 1720 г., когда все его дела окончательно были переданы и приняты в Коллегию иностранных дел. Вот почему в ряде документов указания на Посольский приказ продолжают встречаться вплоть до 1720г., наряду с указаниями на Посольскую канцелярию, как на ведомство внешних сношений.

Последняя не имела постоянного местопребывания, располагаясь не только в строящемся Петербурге, но и постоянно следуя за передвижением императора по России («Пребывает там, где его величество»)[7].

О структуре Посольской канцелярии как учреждения временного и переходного, да к тому же полуофициального сохранились крайне неясные сведения, поскольку нет документа о ее основании в виде Положения о По­сольской канцелярии. Вместе с тем известно, что она состояла из:

президента;

вице-президента;

четырех старых канцеляристов (начальников отделов);

семи молодых канцеляристов (их помощников).

Можно утверждать, что это учреждение было гибридом Посольского приказа и еще лишь намечаемых, планируемых Петром I Коллегий.

             §3.  Коллегия иностранных дел (15 декабря 1717г.-8 сентября 1802г.)

Руководство: 

Президент Коллегии - канцлер.

Вице-президент Коллегии - подканцлер (до 1725 г.), с 1725 г. - вице-канцлер.

Совет Коллегии - Коллежский совет:

1-й советник Коллегии;

2-й советник Коллегии;

асессор.

Канцелярия Коллегии в Петербурге (делилась на два департамента: Департамент по внешним сношениям и департамент счетных дел);

Московская контора Коллегии иностранных дел (до 4 ноября 1781г.);

Высшее управление Малороссией;

Управление делами калмыков и уральских казаков;

Экспедиция для управления гольштинскими – ангальтцербскими и эвернскими делами;

Контора по выдаче заграничных паспортов и видов для иностранцев на проживание в России;

Экспедиция для сношения с азиатскими народами;

Училище для обучения восточным языкам.

§4.   Министерство иностранных дел Российской империи (1802-1917гг.)

Образовано 8 сентября 1802 г. Ликвидировано 1 марта 1917г.

Создание МИД не отменило вовсе Коллегию иностран­ных дел, которая сохранялась внутри МИД со своим осо­бым главой - управляющим Коллегией еще в течение 30 лет. Однако уже в 1812 г, ее функции были изменены - она занималась исключительно вопросами дипломати­ческого церемониала - внешней, показной стороной дипслужбы, т.е. выполняла роль Протокольного управления МИД и одновременно министерства Двора.

Структура Министерства иностранных дел России фак­тически в течение всего XIX в. сохранялась стабильной, за исключением небольших частных изменений. В 1802 -1812 гг. руководство МИД было нечетким: в его дела вмешивался царь, функции министра и его зама не раз­граничивались, в период 1812-1816 гг. в МИД существова­ли параллельно три министра. Лишь с 1816 г. МИД обрел четкую структуру:

Глава МИД - министр иностранных дел в звании канцлера (высший государственный чин империи - 1-й класс), фактически второе после императора лицо в государственном управлении.

Заместитель, или помощник, министра - статс-секретарь МИД. С 1815 г. - два статс-секретаря МИД: 1-й по европейским делам, 2-й по азиатским делам. С 22 мая 1868 г. - товарищ министра иностранных дел.

Советники и чиновники особых поручений при министре и статс-секретарях (высший консультационно-исполнительный эшелон).

Совет при министре иностранных дел (с совещательными функциями).

Коллегия иностранных дел.

Центральные установления МИД, действующие в пределах империи:

Канцелярия МИД;

Департамент внутренних сношений (с 1898г. – 1-й Департамент);

Азиатский департамент. Создан в 1819г. (с 1898г. – 2-й Департамент);

Департамент хозяйственных и счетных дел (до 1869г.);

Личного состава и хозяйственных дел (с 1869г.).

В июле 1914г., накануне первой мировой войны, было утверждено новое «Положение о МИД», согласно которому департаменты внешних и внутренних сношений были реорганизованы и вместо них были созданы политиче­ские отделы МИД, основанные на строении по региональ­ному принципу, традиционному для русской внешнепо­литической службы:

1-й Политический отдел: Западная Европа, США, Канада и европейские колонии в Африке и Азии.

2-й Политический отдел: Турецкая империя и Балканские страны.

3-й Политический отдел: страны Ближнего и Среднего Востока и независимые страны Африки (Эфиопия).

4-й Политический отдел: страны Дальнего Востока (Япо­ния, Корея, Китай, Тибет, Монголия). Новая структура МИД совершенно недвусмысленно отражала чрезвычайно важное значение, которое внешняя политика России придавала двум регионам - Турции и Дальнему Востоку, особенно Японии и Китаю.

Политические отделы объединялись в Политический департамент.

§5.  МИД РОССИИ при Временном правительстве.

(1 марта 1917г. - 25 октября 1917г.)

В период от Февральской до Октябрьской револю­ции 1917г. центральный аппарат и заграничные установления МИД России практически не подверглись никаким струк­турным изменениям, кроме одного: возвращения в со­став МИД Экспедиции церемониальных дел (Протоколь­ного отдела) из ликвидированного в связи с ликвида­цией монархии Министерства Императорского Двора. Эта экспедиция вошла в состав Политического департа­мента.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.