рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Проблемы современной Австрии

Определяющими для действенности нейтралитета являются два обстоятельства:

1. Готовность нейтральной страны защищать свою независимость всеми имеющимися в ее распоряжении средствами.

2. Значение, которое великие державы придают сохранению нейтрального статуса определенной страны.

Постоянное поддержание этой заинтересованности у других держав является благороднейшей целью политики нейтралитета, вытекающей из формально-правовых обязательств, и важнейшим компонентом политики безопасности малого нейтрального государства. Поэтому для Австрии чрезвычайно важно поддерживать у великих держав, в особенности у стран, подписавших Государственный договор, эту заинтересованность и укреплять их доверие к нейтральной политике страны. Подобная политика требует определенной сдержанности, прежде всего в тех вопросах, которые составляют непосредственную сферу интересов великих держав. Но она требует также использования всех возможностей, которые служат этой цели и доказывают надежность нейтральной позиции. Именно в отношениях Австрии со странами, подписавшими Государственный договор, эти соображения играют роль, которую невозможно переоценить. Речь идет прежде всего о том, чтобы постоянно укреплять доверие этих государств к решимости Австрии последовательно и безусловно выполнять обязательства, вытекающие из Государственного договора и нейтралитета.

В отношениях с соседними странами также на первый план австрийской политики выдвигается аспект безопасности. Чем спокойнее на австрийских границах, чем благоприятнее развиваются отношения с непосредственными соседями, тем прочнее безопасность Австрии. Почти половина ее границ приходится на страны Восточной Европы. Поэтому австрийская политика с момента создания Второй республики и прежде всего после заключения Государственного договора в качестве одной из важнейших задач рассматривала устранение возникшей вначале напряженности на своих восточных границах и нормализацию отношений с расположенными на них соседними государствами. Поэтому Австрия продолжает развивать экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество с этими странами и тем самым вносит вклад в мирное развитие в этом районе.

С западными соседями Австрию объединяет одинаковая идеология и образ жизни, а со Швейцарией к тому же и статус постоянного нейтралитета. Отношения с Германией после урегулирования трудных имущественных проблем не обременены в отличие от довоенного периода никакими сложностями. На отношения с Италией до недавнего времени влиял нерешенный вопрос о Южном Тироле. После многолетних усилий в 1992 году был разрешен давний спор по поводу автономии немецкоязычного населения в Южном Тироле. Правительства Австрии и Италии приняли и ввели в действие пакет мер по обеспечению автономии.

Сейчас общепринятым является мнение, что в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций подлинный нейтралитет вполне возможен. Что же касается решений Совета Безопасности о мероприятиях против возможного агрессора, то они распространяются на все государства. Однако для участия в военных акциях требуется специальное соглашение между Советом Безопасности и каждым государством. Правда, Совет Безопасности может воздержаться от такого требования, что особенно важно для нейтрального государства. Таким образом, члены Организации Объединенных Наций не обязаны, как это было в Лиге наций, выступить немедленно и непосредственно против агрессора. Прежде чем начать действовать, должно быть единогласно принято решение Совета Безопасности.

В то же время Совет Безопасности не обязан привлекать всех членов ООН к участию в санкциях. Напротив, он может сделать исключение для отдельных стран. Таким образом, от решения Совета Безопасности зависит, сколько государств следует привлечь для участия в подобных акциях. Как уже упоминалось, участие в военных санкциях, включая право на проход через чужие территории, зависит от заключения специального договора между Советом Безопасности и отдельными государствами. Таким образом, для нейтрального государства не обязательно получать формальное разрешение на неучастие в подобных мероприятиях.

Достаточно, чтобы Совет Безопасности не заключал специального договора с государствами, которые Совет хочет освободить от участия в военных санкциях. Из вышеизложенного ясно следует, что членство нейтрального государства в Организации Объединенных Наций полностью соответствует нейтральному статусу.

Маловероятно, чтобы Организация Объединенных Наций, которая в свое время приняла к сведению (нотифицировала) конституционный закон от 26 октября 1955 года, стала принуждать нейтральную Австрию к участию в военных санкциях. Это представляется невозможным уже вследствие того, что четыре великие державы, как постоянные члены Совета Безопасности и как страны, подписавшие Государственный договор, высказались в преамбуле договора за принятие Австрии в Организацию Объединенных Наций. Тем самым они подтвердили, что считают совместимым нейтралитет с участием в ООН, и одновременно приняли решение сделать возможным соблюдение Австрией своих обязательств по нейтралитету в рамках Организации Объединенных Наций. Если же, несмотря на это, Совет Безопасности потребует участвовать в санкциях, то Австрия имеет возможность отказаться от подписания специального соглашения, которое необходимо для участия в военных санкциях. Во всяком случае, перед Австрией с момента ее приема в ООН в декабре 1955 года никогда не ставился этот вопрос, что, пожалуй, следует считать наилучшим доказательством убедительности вышеприведенной аргументации. Для участия в невоенных санкциях такое специальное соглашение не предусмотрено, так как все государства-члены ООН обязаны соблюдать решения Совета Безопасности по таким вопросам. Во всяком случае, и Совет Безопасности не может освободить какое-либо государство от обязанности участвовать в невоенных санкциях.

Из вышеизложенного также следует, что нет никаких препятствий для посылки австрийских подразделений за границу для участия в операциях по сохранению мира в том случае, когда Организация Объединенных Наций обратится к Австрии с подобной просьбой.

В духе этой интерпретации Австрия уже много раз участвовала в подобных операциях, например в Конго, на Кипре, и посылала офицеров-наблюдателей за соблюдением перемирия на Ближнем Востоке. Именно в этой области выявляется, что нейтральные государства могут сыграть полезную роль, так как вовлеченные в вооруженные конфликты страны предпочитают войска из нейтральных стран подразделениям из стран, состоящих в блоках.

С объединением Германии в 1990 Австрия стала отходить от политики нейтралитета, внеся поправки к Государственному договору, которые позволяли развивать сотрудничество с германскими вооруженными силами. Австрия была единственным нейтральным государством, разрешившим пролет над своей территорией самолетов союзников во время войны в Персидском заливе. Она официально одобрила решение о разделении Югославии и одна из первых признала новые государства – Словению, Хорватию, Боснию и Герцеговину. С крахом коммунистических режимов в Восточной Европе Австрия столкнулась с растущей иммиграцией из этого региона и в 1990 ввела ограничения на въезд для иностранных рабочих, что затронуло в первую очередь румынских иммигрантов. Опасаясь новой волны иммиграции из бывшего Советского Союза и подстрекаемое агитацией со стороны лидера АПС Йорга Хайдера, правительство в 1993 ужесточило законодательство о предоставлении политического убежища. Новая политика подверглась критике со стороны международных правозащитных организаций и австрийских либералов.

Распад Советского Союза привел к значительным переменам в политическом ландшафте Европейского континента. Естественно, они не могли не затронуть Австрию. Развал управляемого Москвой блока стран Восточной Европы привел к возникновению совершенно новой ситуации.

Если раньше целесообразность и полезность нейтралитета ставили под сомнение только самые радикальные правые и левые партии, то в начале 90-х годов о необходимости его пересмотра заговорили самые респектабельные политики. Так, министр национальной обороны Вернер Фасльабенд считал, что нейтралитет, который был построен на возможности конфронтации двух супердержав, со временем потерял свое значение как инструмент политики и сегодня не в состоянии принести такую же пользу, как и ранее.

Сходная позиция высказывал и сегодняшний экс-президент Австрийской Республики Томаса Клестиля. По его мнению, в настоящее время в связи с возникновением новых кризисных ситуаций на континенте нейтралитет как инструмент внешней политики недостаточен для гарантии безопасности страны.[4]

НАТО, в рамках своей экспансии на Восток, не оставляет Австрию без внимания. Отказ от нейтралитета и сближение с НАТО весьма прельщают и австрийских военных. Министерство национальной обороны подготовило документ о современной концепции безопасности страны. В нем НАТО характеризуется как основа будущей системы коллективной безопасности в Европе. Что же касается Австрии, то она должна добиваться статуса полноправного члена ЗЕС и дать новое определение своим отношениям с Североатлантическим альянсом. Кроме того, в документе указывается на необходимость увеличения личного состава австрийских вооруженных сил, повышения их мобильности и оснащенности.

Неизвестно, одобрят ли мнение военных политики. Но неоспоримо то, что отказаться от узаконенного 50 лет назад нейтралитета будет очень и очень непросто. Да и расходы на содержание вооруженных сил, а они составляют в Австрии 0,8 процента валового национального продукта (среди европейских стран меньше только в Лихтенштейне и у Ватикана), придется намного увеличивать. Как подсчитали эксперты, доведение армии до натовского уровня обойдется примерно в пять миллиардов долларов – сумма для бюджета страны практически нереальная.[5]

Не оправдались пока и ожидания на усиление пронатовских и антинейтралистских настроений в связи с ускоренной интеграцией в западноевропейские структуры, которые нашли свое наиболее яркое выражение в полноправном членстве Австрии в ЕС с января 1995 года. Если в 1994 году две трети австрийцев однозначно отдали свои голоса в пользу Большой Европы, то через год число симпатизирующих ЕС сократилось до 39 процентов.

Общеевропейский дом, концепция и строительство которого являются большой общей задачей, стоящей перед всеми странами, должен быть домом, где все жители могли бы чувствовать себя хорошо, в котором они могли бы жить материально обеспеченными и, что особенно важно, жить в мире и безопасности.

Новой Европе понадобятся новая система безопасности, новые структуры и учреждения, которые охватят все страны – участницы СБСЕ и все еще существующие союзы.

Существенными элементами новой системы безопасности, нового порядка безопасности, которые должны основываться на опыте и структурах в рамках СБСЕ, с точки зрения Австрии[6], могли бы быть следующие:

Первое. Институциализация СБСЕ должна быть долгосрочной, постепенно осуществляющейся, но, тем не менее, целенаправленной.

Второе. Ввиду повышенной потребности в политических консультациях следует, по возможности в ближайшее время, необходимо учредить Совет Министров иностранных дел стран – участниц СБСЕ. Наряду с регулярно проводимыми встречами должно быть предусмотрено и то, чтобы в случае необходимости существовала возможность созыва и экстренных заседаний, которые могли бы служить целям преодоления кризисов. Кроме того, были бы целесообразны и регулярные встречи на уровне экспертов.

Третье. В целях дальнейшего развития СБСЕ, в частности увеличения количества консультаций, необходимо будет учредить постоянный Секретариат. Такой Секретариат явился бы службой для предоставления услуг, необходимой документации и возможностей коммуникации.

Четвертое. В свете вышеупомянутой возможности преодоления кризисов было бы желательно и учреждение центра по предотвращению и урегулированию политических конфликтов, как это уже не однажды предлагала советская сторона. Подобный центр мог бы служить не в последнюю очередь тому, чтобы устранять опасность, которая может возникнуть не из-за эскалации разногласий между Востоком и Западом, а в связи со вспышками национальной розни, конфликтами из-за положения национальных меньшинств и стремления к отделению.

Пятое. В целях разрешения обширных задач контроля при осуществлении ожидаемого Соглашения о сокращении обычных вооружений и проверке всех данных в военной области, которыми в будущем должны будут обмениваться страны – участницы СБСЕ, учреждение европейского контрольного агентства представляется необходимым и обязательным шагом.

Шестое. Существенные основы для создания общеевропейской системы безопасности лежат в сфере разоружения. Договору о РСМД, Соглашению о сокращении обычных вооружений и вооруженных сил в Европе и будущим договоренностям о сокращении тактического ядерного оружия придается так же большое значение.

Австрия является членом нескольких солидных европейских политических организаций, поэтому можно с полной уверенность утверждать, что Австрия занимает достойное место на политической арене Европы.


III. Социально-экономические проблемы Австрии

3.1 Промышленность и сельское хозяйство

Австрию обычно относят к группе развитых индустриально-аграрных стран. В Австрии объем промышленной продукции, включая строительство, по стоимости многократно превосходит объем сельскохозяйственного производства (примерно в 9 раз).

Развитие экономики Австрии в течение послевоенного периода происходило сравнительно высокими темпами. Экономический кризис середины 70-х годов, охвативший почти все капиталистические страны, затронул Австрию позже, чем большинство других стран, а именно – в 1975 г., когда промышленное производство сократилось на 6,2%. Одно из важных обстоятельств, благоприятствовавших росту австрийской экономики в течение почти всего послевоенного периода, – это сравнительно небольшие военные расходы, что связано с проводимой Австрией политикой нейтралитета.

В противоположность подавляющему большинству развитых капиталистических стран собственность австрийских частных монополий в тяжелой промышленности и особенно в банковском деле не очень велика. Основные предприятия тяжелой промышленности и банки принадлежат государству, к тому же более видную роль в экономике страны играет иностранный капитал. Из 30 самых крупных предприятий Австрии 17 принадлежат государству, 6 – международным монополиям и 7 – австрийскому частному монополистическому капиталу.[7] Тем не менее господство крупной австрийской национальной буржуазии нисколько не поколеблено.

Своеобразие Австрии заключается в том, что в ней крупная буржуазия осуществляет свое господство в экономике в значительной мере косвенными путями. Австрия – страна развитого государственно-монополистического капитализма, но в ней получила наибольшее развитие одна из его форм, а именно государственная собственность. На долю государственного сектора приходится 32% валового национального продукта и более 30% всех занятых, в том числе 18% всех занятых в промышленности (все эти показатели гораздо больше, чем в других развитых капиталистических странах). В стоимости промышленной продукции его доля составляет 25%.

Государство вмешивается в экономику (хотя и менее активно, чем это имеет место во многих других странах Западной Европы) также с целью ее регулирования. Так, в условиях экономического кризиса середины 70-х годов австрийское правительство выделило на цели стимулирования конъюнктуры 12,7 млрд. шилл. Но, как известно, такие меры оказываются мало эффективными.

Как и в других капиталистических странах Европы, в собственности австрийского государства находятся также основные средства транспорта, связи и т. д. Наличие государственной собственности, как известно, не противоречит интересам буржуазии. Поставляя частному сектору металл и электроэнергию, уголь и горючее и т. д. по самым низким ценам, производя перевозки грузов по невысоким транспортным тарифам, буржуазное государство способствует обогащению австрийской буржуазии.

Высокая доля австрийского государства в собственности на капитал, вложенный в промышленность и банковское дело, в основном связана с национализацией бывшей германской собственности.

Как уже отмечалось, Австрия относится к числу западноевропейских стран с очень высокой долей участия иностранного капитала в экономике, сама же она эскпортирует капитал очень мало. Таким образом, страна стала ареной борьбы международных монополий. На иностранных предприятиях занято более 20% всех промышленных рабочих и служащих, то есть больше, чем на предприятиях, принадлежащих государству. Иностранный капитал затронул своим влиянием в той или иной степени все отрасли хозяйства, но основная его часть вложена в промышленность, и в первую очередь электротехническую (германский, частично американский, нидерландский, швейцарский капиталы), общее машиностроение и приборостроение (германский, швейцарский, шведский), магнезитовую (американский, французский), нефтяную (американский, английский), химическую (германский, английский, нидерландский, швейцарский), а также алюминиевую (швейцарский) и некоторые другие отрасли. Особенно глубокое влияние иностранный капитал оказывает на развитие таких прогрессивных отраслей, как электротехническая, электронная, нефтехимическая, а также на торговлю нефтепродуктами (70% бензоколонок Австрии принадлежит американским и английским монополиям, они же контролируют ввоз нефти в Австрию).

По темпам прироста промышленного производства в послевоенный период Австрия занимает одно из первых мест в капиталистическом мире. Ее доля в мировом капиталистическом промышленном производстве стабильно держится на уровне 0,6—0,7% (ее доля в населении этой части мира в несколько раз меньше).

До второй мировой войны Австрия была страной преимущественно мелкого производства. Положение заметно изменилось в период “аншлюса”, когда германские монополии возвели на ее территории ряд очень крупных предприятий, которые поставляли сталь, алюминий, нефтепродукты, электроэнергию, азотные соединения для военной промышленности гитлеровской Германии. К ним относятся: металлургический и азотно-туковый комбинаты в Линце, алюминиевый комбинат в Рансхофене, фабрика искусственного волокна в Ленцинге, ряд крупных гидроэлектростанций, нефтепромыслы. Однако в отраслях, производящих конечную продукцию, концентрация производства остается в общем невысокой.

В стоимости промышленной продукции доля изделий тяжелой промышленности составляет 2/3. Ведущие индустриальные отрасли – машиностроение и металлообработка (свыше четверти всей промышленной продукции), причем выделяется по своему значению производство оборудования и металлоизделий, включая производство литья, затем электротехнических изделий. Относительно меньше развито транспортное машиностроение. Химической промышленности принадлежит тоже видное место в промышленном производстве. Заготовка древесины и производство целлюлозы, бумаги и изделий из нее, мебели и других изделий, взятые вместе, превосходят по стоимости продукции совокупную продукцию черной и цветной металлургии. В горнодобывающей промышленности выделяется по своему значению нефтедобывающая и связанная с ней нефтеперерабатывающая.

В производстве потребительских товаров доминирует продукция пищевкусовой промышленности, затем текстильной и швейной.

Сырьевая и энергетическая база промышленности в целом недостаточна. Общая потребность австрийской промышленности в энергии покрывается за счет внутренних источников менее чем на 30%. Все же Австрия относительно больше, чем любая другая западноевропейская страна (кроме Норвегии), обеспечена нефтью: она покрывает собственные потребности в ней более чем на 1/4.

На нефть и природный газ приходится около 60% всего потребления энергии в стране, на твердое топливо и гидроэнергию – по 20%.

Примерно в такой же степени, как и нефтью, Австрия обеспечена и собственным природным газом. Внутренние ресурсы бурого угля покрывают потребности Австрии менее чем наполовину. Весь потребляемый каменный уголь, включая кокс, импортируется в основном из Германии, России и Польши.

Гидроэлектростанции, построенные на альпийских реках и на Дунае, обеспечивают свыше половины (60%) от общего производства электроэнергии. Они очень многочисленны, но особенно крупных среди них нет. Для рек Австрии характерны каскады ГЭС. Если ГЭС на альпийских реках плотинного типа, то на Дунае почти все они построены на транзитном стоке (без водохранилищ). Потенциальные ресурсы Дуная и сейчас используются далеко не полностью. В целом гидроэнергетические ресурсы Австрии уже освоены на 45%.

Часть электроэнергии экспортируется (главным образом в Германию) из западных районов страны, где ее избыток.

Черная металлургия Австрии находится на сравнительно высоком техническом уровне. Изобретенный здесь прогрессивный способ получения стали в специальных конверторах с применением кислородного дутья (так называемый способ ЛД – по начальным буквам главных центров черной металлургии Австрии – Линца в Верхней Австрии и Донавица в Штирии) стал достоянием металлургов многих даже более развитых стран.

Черная металлургия Австрии – одна из экспортных отраслей – перерабатывает в значительной степени импортную железную руду и целиком импортные легирующие металлы. В связи с отсутствием металлургического топлива и ограниченностью запасов железной руды Австрия воздерживается от дальнейшего наращивания мощностей, зато все больше специализируется на производстве высококачественных и специальных марок сталей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.