| |||||
МЕНЮ
| Дипломная работа: Принципы прокурорского надзораПринцип гласности в работе прокуратуры лучше всего прослеживается на примерах работы прокурорских работников со средствами массовой информации. Во многих прокуратурах РБ разработаны программы сотрудничества СМИ с оперативными работниками прокуратуры. Приказом установлен порядок, в соответствии с которым каждый оперативный работник должен выступать в СМИ хотя бы раз в квартал, а итоги работы со СМИ постоянно подводятся на оперативных совещаниях при прокуроре района. Прокуратура умело использует СМИ в целях правовой пропаганды и воспитания уважительного отношения к закону. Разъяснение положений семейного и административного кодексов, ответственности за употребление наркотиков и вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних, ответы на вопросы в рубриках газеты всё это способствует не только правовому просвещению жителей, но и росту авторитета прокуратуры.[ 35,с.16] ЗаключениеПрокуратура в большинстве государств – это орган, обеспечивающий паритет между интересами правоохранительных органов и правами лица, привлечённого к уголовной ответственности. Общепризнанно, что одна из главных задач прокурора – достижение справедливости и защита свободы. Общей чертой прокурорской деятельности является участие прокурора в процессе выработки уголовной политики, в даче рекомендаций по применению правовых норм, конструктивной критике действий органов государственной власти и управления. Прокуратура играет важную роль в оказании помощи жертвам преступлений, определяя направления политики государства по отношению к ним. Практически повсеместно прокуратура защищает интересы граждан, участвуя в уголовном и гражданском судопроизводстве. В законодательстве практически всех европейских и других стран закреплены принципы объективности, беспристрастности и независимости. Прокуратура независима (или же стремится быть таковой) от любой внешней власти, в том числе политической. Практически повсеместно законодательство о прокуратуре развивается в направлении, обеспечивающем невмешательство законодательной и исполнительной ветвей власти в содержательную деятельность прокуратуры. Во всяком случае, для такого вмешательства определяются конкретные границы. Общим для всех зарубежных прокуратур является также принцип действенности. Основная задача прокуратур – защита общества от преступности. Решая её, прокуратура сама определяет не противоречащие закону меры противодействия преступности. Особое значение в зарубежных странах отводится взаимодействию органов прокуратуры с полицией. При всём многообразии типов такого взаимодействия общим в этом вопросе для большинства стран является понимание и законодательное закрепление того, что прокуратура есть и будет практически единственным органом контроля за полицией, соблюдением ею закона. Реализацией основных нормативных актов по защите прав и свобод человека. Органы прокуратуры – органы надзора за неуклонным соблюдением законности, являются одной из структур Республики Беларусь, без которой невозможно решить вопросы, связанные с созданием правового государства. Как таковые, они осуществляют свою деятельность на основе определённых принципов, базирующихся на положениях Конституции РБ и законодательства о прокуратуре. Принципы организации и деятельности прокуратуры – это наиболее общие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования. Так как принципы определяют наиболее общие признаки и требования, то они обязательны для любого прокурорского работника, независимо от занимаемой должности или конкретного направления деятельности. Только строгое соблюдение установленных принципов, выраженных в законе, может обеспечить достижение поставленных целей, прежде всего неуклонного и единообразного исполнения законов. В принципах содержатся сущность и качества, определяющие отличие органов прокуратуры от иных государственных органов, в том числе и органов, входящих в правоохранительную систему. Вместе с тем, принципы деятельности прокуратуры не следует смешивать с условиями и порядком выполнения возложенных на неё функций. Они, по отношению к принципам, всегда носят подчинённый характер. Закреплённые в законе принципы организации и деятельности прокуратуры взаимосвязанны, взаимозависимы и взаимообусловленны. Их нельзя отрывать друг от друга. Они должны пониматься и проводиться в жизнь, в практику комплексно. Вместе с тем принципы – это не просто провозглашённые положения, а руководство к действию, они должны исполняться повседневно и безусловно. Более того, осуществляя надзор в конкретных отраслях права, прокурор должен учитывать разработанные там принципы, закреплённые в законе. К основным принципам организации и деятельности прокуратуры (согласно Закона РБ “О прокуратуре Республики Беларусь”) относятся: ¨ Принцип единства и централизации; ¨ Принцип независимости органов прокуратуры; ¨ Принцип законности; ¨ Принцип взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами; ¨ Принцип открытости и гласности.(ст.4) Прокуратура – это орган надзора, орган обеспечения верховенства закона. Названные принципы напрямую корреспондируются с этим положением и определяют основные, приоритетные направления в работе прокуратуры в современных условиях. Среди них: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; обеспечение правовыми средствами преобразований в экономике; борьба с преступностью. Современная белорусская прокуратура находится на новом этапе развития. Стало очевидным, что после бурных дискуссий о будущем этого государственного института настала пора реальных преобразований, переноса центра тяжести на конкретные решения, отвечающие потребностям общества на рубеже столетий. В Беларуси, как и в России сложились во многом уникальные системы прокуратуры. Принципы организации и деятельности прокуратуры в РБ и РФ являются однотипными, что значительно чпрощает правовую унификацию между странами. В современных условиях можно предвидеть, что по мере развития судебной системы, увеличения её доступности для граждан, создания сети коммерческих, земельных, административных и других специализированных судов поле общенадзорной работы в сфере экономики будет постепенно сужаться. Упрощение судебной власти, а также становление института уполномоченных по правам человека может повлечь сокращение работы прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Но всё это дело не самого ближайшего будущего. Более того, на ближайшую перспективу можно прогнозировать усиление некоторых факторов, объективно повышающих значимость общенадзорной работы прокуратуры в обеспечении законности и правопорядка. В сфере экономики это рост предпринимательской активности, продолжающаяся приватизация, развитие отношений собственности, интенсификация хозяйственного оборота, особенно с перспективой включения в него земельных угодий, повышение роли государства в регулировании экономики. В период перехода к новым экономическим отношениям, к сожалению, резко ослабла защита интересов государства и общества. Создался опасный перекос в сторону защиты частных интересов, хотя нет ничего более абсурдного, когда общество, государство перестаёт защищать себя. Органы прокуратуры оказались, пожалуй, единственными, кто твёрдо и последовательно отстаивал государственные и общественные интересы, используя силу закона. Контролирующие органы если и пытались принимать какие-то меры, то действовали крайне робко или вовсе закрывали глаза на грубейшие нарушения законов, а порой и способствовали нарушителям. Прокуратуре пришлось принимать меры по активизации работы контролирующих органов. Стержнем экономических преобразований была и остаётся приватизация. Именно здесь больше всего выявляется нарушений закона, наносится наибольший ущерб государству. Применительно к социальной сфере достаточно назвать масштабную жилищно-коммунальную реформу, которая, несомненно, породит (и уже частично порождает) ситуации, содержащиемножество оснований и поводов как для защиты экономических и других интересов государства, так и соблюдения прав граждан. В сфере политики, отношений власти и управления в этой связи следует указать на многие нерешённые вопросы, связанные с устройством государства, повсеместным становлением местного самоуправления. Если обратиться к области сугубо правовой, то надо учесть, что многие правоотношения в экономике, социальной и других сферах, которые раньше регулировались подзаконными актами, сейчас переведены или переводятся в плоскость прямой законодательной регламентации. А это означает, что роль прокурорского надзора за исполнением законов в этих сферах (именно законов, а не каких-то суррогатов, как это бывало в прошлом) и, соответственно, возможности прокуратуры по реальному обеспечению верховенства закона намного возрастают. Можно, наконец, отметить, что есть небольшие резервы для увеличения вклада обшего надзора в дело предупреждения преступлений, что приобретает особое значение в условиях непрерывного обострения криминальной ситуации в стране. С учётом действия указанных факторов следовало бы прислушаться к мнению экспертов, 85% которых высказались за увеличение штатной численности работников прокуратуры, специализирующихся по линии общего надзора. Проведённое исследование по проблеме принципов деятельности и организации прокуратуры свидетельствует о том, что в мире нет единого стандарта института прокуратуры. Организационно-правовые формы деятельности, задачи и полномочия прокуратуры обусловлены социально-экономическими, политическими, географическими, историческими и другими особенностьями развития того или иного государства. В мире нет единой схемы, определяющей полномочия, задачи, принципы прокуратуры. Место прокуратуры в современном обществе есть результат длительной эволюции. Прокуратура или органы, выполняющие сходные с ней функции, независимо от их названия, в любой стране представляют собой институт, порождённый объективными потребностями исторического развития, характером и уровнем развития её государственного механизма, экономики. При всём различии форм деятельности в сущности функций прокуратур разных стран есть основной принцип, свойственный прокурорской системе в демократическом режиме, - обеспечение прав человека и гражданина. Вопрос об институционных связях с законодательной, исполнительной или с судебной властью страны, укреплении независимости этих властей отражает индивидуальное развитие Беларуси в зависимости от исторических, правовых и социальных традиций, как это происходило и в странах Западной Европы, Японии и США. В условиях осуществления правовой реформы, формирования подлинно независимой судебной власти и развёртывания процесса унификации правовых систем РБ и РФ вопросы предназначения прокуратуры, её места и роли в системе институтов государства остаются актуальными. Таким образом, исследовав проблему принципов организации и деятельности прокуратуры РБ, можно сделать следующие выводы: ¨ в законодательстве РБ закреплены и реализуются на практике принципы единства и централизации,законности, независимости,взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами, демократии и гласности; ¨ законодательство о прокуратуре развивается в направлении, обеспечивающем невмешательство законодательной и исполнительной ветвей власти в содержательную деятельность прокуратуры; ¨ современные принципы организации и деятельности прокуратуры РБ исторически обусловлены, но не являются слепым копированием, а приспособлены к реалиям современности; ¨ принципы организации и деятельности прокуратуры РБ соответствуют международным-правовым документам; ¨ современные принципы демократичны, действенны. В связи со сложившимся положением дел весьма разумным было бы проведение следующих мер: - повысить качество анализа положения дел, оперативности поступления информации по вопросам преступности, следствия, соблюдения прав граждан; - необходимо на конституционном уровне определить основные формы взаимодействия прокуратуры с ветвями судебной власти; - необходимо определить вступления и участия прокурора в судопроизводстве; - нужно чётко определить главные направления надзора и совершенствования организации и управления в органах прокуратуры; - провести ряд мероприятий по укреплению материальной базы органов прокуратуры и материального положения прокурорских работников; - законодательно урегулировать отношения между органами прокуратуры и средствами массовой информации; - и другие. Список использованных источниковНормативно-правовые акты: 1. Закон Республики Беларусь “О прокуратуре Республики Беларусь” (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь –1993.-№10.ст.95; 1994 №30 ст.513; 1995 №19 ст.230; 1996 №23 ст.427 2. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года.-Мн.: Беларусь, 1997.-97с. 3. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 23.04.1992г. “О концепции судебно-правовой реформы в Республике Беларусь” // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь (ВВС РБ).-1992.-№16.-ст.270 4. Постановление Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 23.09.92 №1833 “О создании новых структурных подразделений и увеличении штатной численности органов Прокуратуры” // ВВС РБ 1992.- №24.-ст.432 5. Постановление Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 29.12.1993г. №2651 “О структуре органов Прокуратуры Республики Беларусь” // ВВС РБ.-1994.-№5.-ст.45 6. Постановление Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 13.07.1994г. “Об увеличении штатной численности работников специалистов органов Прокуратуры Республики Беларусь" // ВВС РБ.-1994.-№21.-ст.416 7. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь №3566 от 31.01.1995г. “Об увеличении штатной численности прокурорских работников Республики Беларусь” // ВВС РБ 1995.-№14.-ст.141 8. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 17 мая 1996 года №301 “Об увеличении штатной численности прокурорских работников и младшего обслуживающего персонала органов Прокуратуры Республики Беларусь// ВВС РБ.-1996.-№17.-ст.230 9. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (с изменениями, внесёнными Законом Республики Беларусь от 11 мая 2000г. №377-З). Принят Палатой представителей 24 июня 1999г. Одобрен Советом Республики 30 июня 1999г.-Мн.: Тесей,2001.-360с. 10. Указ Президента Республики Беларусь от 12 января 1998 года №20 “ Об организации военной прокуратуры по надзору за законностью на Государственной границе и в пограничных войсках Республики Беларусь// СПП РБ.-1998.-№2.-ст.28 11. Указ Президента Республики Беларусь от 6 июля 2001г. №372 “Об утверждении Положения о коллегии Прокуратуры Республики Беларусь” // Национальный Реестр Правовых Актов Республики Беларусь (НРПА РБ) 2001.-№65 Статистические материалы: 12. Статистические материалы Брестской областной прокуратуры за 1999г. 13. Статистические материалы Брестской областной прокуратуры за 2000г. 14. Статистические материалы Брестской областной прокуратуры за 2001г. Специальная литература: 15. Абдулхаликов М. Прокурорский надзор в сфере экономики //Законность.- 1998.-№1.-с.5-8 16. Алексеев А. Общий надзор: проблемы и перспективы // Законность.-1998.-№2.-с.6-11 17. Алексеев А.И., Ястребов В.Б. Профессия – прокурор. (Введение в юридическую специальность). -М.: Издательство БЕК, 1998.-230с. 18. Басков В.И. История прокуратуры Российской империи // Вести Московского университета, серия 11,Право.-1997.-№2.-с.3-13 19. Басков В.И. Закон о прокуратуре Российской Федерации // Вестник Московского Университета. Серия 11 «Право».1992.-№5.-с.52-58 20. Басков В.И. Прокурорский надзор в СССР: Учебник для студентов ВУЗов по специальности «Правоведение».-М.: Издательство Московского университета,1991.-304с. 21. Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора: Учебник для ВУЗов / Коробейников Б.В..-М.: Зерцало,2000.-500с. 22. Бессарабов В. Прокуратура в зарубежных странах // Законность.-2000.-№10.-с.36-38 23. Бессарабов В. Прокуратура в зарубежных странах // Законность.-2000.-№11.-с.47-51 24. Бессарабов В.Г. Прокуратура как важное звено становления демократического правового государства // Журнал российского права.-1998.-№9.-с.10-11 25. Бибило В.Н. Судоустройство в Республике Беларусь :Учебное пособие.- Мн.: Амалфея,2000.-384с. 26. Божелко О. О роли органов прокуратуры в построении правового демократического государства и взаимоотношениях прокуратуры с судебными органами // Юстиция Беларуси.-1993.-№3.-с.4 27. Бойков А.Д. Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе (1990-1996).-М.: Инфра-М, 1997.-205с. 28. Борико С.В. Судоустройство и прокурорский надзор (Правоохранительные органы): Учебник.-Мн.:Амалфея, 1998.-304с. 29. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права.-Мн.:Тесей,1999.-560с. 30. Воронцов Г. Судебно-правовая реформа в действии // Судовы веснiк.-1997.-№3.-с.2-3 31. Воронцов С.А. Правоохранительные органы. Спецслужбы. История и современность. Серия «Учебники и учебные пособия».-Ростов-на-Дону: Феникс,1998.-640с. 32. Григоренко В.Н. Единую законность охраняя.-М.: Советская Россия,1989.-127с. 33. Гуценко К.Ф., Ковалёв М.А. Правоохранительные органы. Учебник для ВУЗов. Под ред. проф. К.Ф. Гуценко.-М.: Издательство БЕК,1999.-320с. 34. Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора.-Л.: Издательство ЛГУ, 1990.- 190с. 35. Замятина Л. Принцип – действовать гласно// Законность.-2000.-№5.-с.16 36. Звягинцев А., Орлов Ю. «Меч советского правосудия будеи беспощаден…» // Законность.-1998.-№1.-с.56-60 37. Златопольский Д.Л. О конституциях стран Восточной Европы //Журнал российского права.-1998.-№2.-с.118-119 38. Из постсоциалистической жизни прокуроров Чехии и Польши.// Прокурорская и следственная практика.-1998.-№2.-с.170-173 39. История государства и права Белорусской ССР. В 2-х томах. Т.1 Мн.: Наука и техника,1970.-608с. 40. История государства и права Белорусской ССР. В 2-х томах. Т.2 Мн.: Наука и техника,1970.-656с. 41. Конституции государств ЕС. Под ред. А.А.Окунькова.-М.: Издательская группа “Инфра-М”,1999.-816с. 42. Конституции зарубежных государств. Учебное пособие.-М.: Издательство БЕК, 1998.-586с. 43. Конституции государств-участников СНГ. М.: Издательство “Норма – Инфра-М”,1999.-736с. 44. Кирсанов В. Проблемы есть – их надо решать // Законность.-2000.-№10.-с.21-23 45. Кроз М. Судебная власть в зеркале пресы // Российская юстиция 1998.-№10.-с.52 46. Кузнецов И.Н. История государства и права России. Курс лекций.-Мн.: Амалфея,1999.-528с. 47. Кузьмин А. «Безразмерный» прокурор // Законность.-2000.-№5.-с.26 48. Лебедев В. Судебная власть и СМИ: теория вопроса и практика взаимоотношений // Российская юстиция.-1999.-№12.-с.2-5 49. Ленин В.И. Полное собрание сочинений (ПСС). В 52-х т. Т.4.- М.: Издательство политической литературы, 1976.-565с. 50. Ленин В.И. ПСС. Т.38.-М.: Издательство политической литературы,1977.-603с. 51. Ленин В.И. ПСС. Т.45.-М.: Издательство политической литературы,1978.-648с. 52. Ле Ван Кам. Прокурорский надзор во Вьетнаме и пути его реформирования // Законность.- 1997.-№2.-с.48-49 53. Лосев В. Обучение судей и прокуроров: опыт Германии // Юстиция Беларуси.-2000.-№3.-с.61-62 54. Лосицкая Л. Европейские конвенции //Законность.-2000.-№9.-с.52-53 55. Макаров В. Гласность – наше оружие // Социалистическая законность.-1985.-№7.-с.20-22 56. Максимов Л.Г. Прокурорский надзор. Практическое пособие.-Мн.: МНО,2001.-196с. 57. Мартемьянов В. Подследственность прокуратуры // Законность.-2000.-№ 9.-с.30-32 58. Мартинович И.И. Правоохранительные органы БССР.-Мн.:Беларусь,1986.-112с. 59. Мартинович И.И., Пастухов М.И. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Суд присяжных и другие нововведения в законодательстве о судоустройстве.-Мн.: Школа предпринимателя «Амалфея», 1995.-224с. 60. Новые конституции стран Восточной Европы и Азии (1989-1992): Сборник конституций.-М.: Издательство БЕК, 1996.-408с 61. Независимость – принцип правосудия // Журнал рссийского права.-1998.-№4-5.-с.288-289 62. Омигов В.И. Закономерности развития преступности в РФ на рубеже веков // Государство и право.- 2000.-№6.-с.52-53 63. Очерки истории государства и права БССР. Под ред Б.Е.Бабицкого.-Мн.:Издательство БГУ им.В.И.Ленина,1969.-384с. 64. Права человека и судопроизводство. Собрание международных документов OSCE 1997 USIA Regional Program Office, Vienna 65. Прокуратура Республики Беларусь (1922-1997).-Мн.: Белфранс,1997.-212с. 66. Прокуратура – на защите интересов государства и гражданина // Законность.-2001.-№3.-2-5 67. Прокурорский надзор в европейских социалистических странах.-М.:Юридическая литература,1981.-264с. 68. Пономарёв Г. Прокурорский надзор в новых условиях // Социалистическая законность.-1991.-№10.-с.6-8 69. Прокурорский надзор в СССР: Учебник / Под ред. Б.А.Галкина.-М.:Юридическая литература,1982.-304с. 70. Прокурорский надзор. Курс лекций. Практикум. Под редакцией Винокурова Ю.Е..-М.: Экзамен,2000.-576с. 71. Рекунков А.А. Принципы организации и деятельности прокуратуры // Социалистическая законность.-1980.-№7.-с.4-8 72. Реутский В. Прокурорский надзор в административном процессе // Судовы веснiк.-2001.-№4.-с.51-52 73. Решетников П. Прокуратура Республики Польша // Социалистическая законность.-1999.-№10.-с.64-66 74. Розенфельд В.Г., Фролов А.В. О функциях и организации деятельности прокуратуры // Журнал российского права 1999.- №2.-с.69-79 75. Рохлин В.И., Дворянский А.М. Прокурорский надзор. Конспект лекций..СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000.-140с. 76. Руденко Р.А. XXV съезд КПСС и задачи прокуратуры // Социалистическая законность.-1976.-№5.-с.11 77. Румянцев О.Г. Формируется правовая система Союза Беларуси и России // Журнал российского права.-1998.-№4-5.-с.204-210 78. Савицкий В.М. Стержневая функция прокуратуры – осуществление уголовного преследования // Российская юстиция.-1994.-№10.-с.24-28 79. Семёнов В.М. Правоохранительные органы в СССР. Учебник для студентов ВУЗов по специальности «Правоведение».-М.: Юридическая литература,1990.-400с. 80. Симученков В. Роль и функции прокуратуры // Законность.-2000.-№8.-с.5-6 81. Скворцов К.Ф. Прокуратура Китайской Народной Республики // Социалистическая законность.-1986.-№12.-с.56-57 82. Скуратов Ю.И. Роль прокуратуры в укреплении законности и правопорядка //Законность.-1996.-№12.-с.2-8 83. Советский Энциклопедический Словарь / Прохоров А.М..-М.: Советская энциклопедия.1985.-1600с. 84. Советская прокуратура: страницы истории, прокуратура сегодня.-М.:Юридическая литература,1982.-352с. 85. Советская прокуратура: Сборник документов.-М:Юридическая литература,1981.-288с. 86. Сообщение пресс-службы Президента // Советская Белоруссия.-2002.-№26-27 ,с.2 87. Статут Вялiкага Княства Лiтоускага 1588 года. Тэксты.Даведнiк.Каментарыi.-Мн.: Беларуская савецкая Энцыклапедыя,1989.-573с. 88. Феррейра Кардона Ж.О. Правосудие с открытыми глазами // Российская юстиция.-2000.-№10.- с.41-42 89. Шалумов М.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности // Государство и право.-1999.-№1.-с.79-85 90. Юдин Ю.А. Новые тенденции конституционного развития стран Африки // Государство и право.-1992.-№12.-с.117-126 91. Юртаева Е.А. Межгосударственная интеграция постсоветских стран: правовые проблемы // Журнал российского права 1999.-№1.-с.153-162 92. Юхо Я.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi. Вучэбны дапаможнiк.- У 2-х ч. Ч.1.,Мн.: РIВШ БДУ,2000.-352с. 93. Яровиков К.Ю. Надзорная функция прокуратуры: история и проблемы развития // Государство и право 1999.-№11.-с.68-72 |
© 2009 Все права защищены. |