рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Светочи России и Чувашии

Светочи России и Чувашии

Министерство труда и социального развития РФ

Московский государственный социальный университет

Филиал в г. Чебоксары

Юридический факультет

Контрольная работа

по предмету: Отечественная история

на тему: Светочи России и Чувашии

Выполнила:

студент 1курса заочного отделения

группы ЗЮ-11

Научный руководитель:

профессор

Васильев Егор Васильевич

г. Чебоксары 2004г.

Оглавление

Введение с 3 – 4

I Светочи России с 4 - 19

II Художник Репин И.Е. с 19 – 22

III Светочи Чувашии с 22 - 27

IV Художник Овчинников Н.В. с 27 - 29

Заключение с 29

Список использованной литературы с 30

Введение

XIX век называют «Золотым веком» русской культуры. Это время

культурного и духовного подъема в России. Если в экономическом и социально-

политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств,

то в достижениях культуры она не только шла вровень с ними, но и часто

опережала.

В начале XIX века в живопись наряду с классицизмом с его

мифологическими и библейскими сюжетами пришло романтическое направление,

представители которого проявляли большой интерес к личности и внутреннему

миру человека. Это обстоятельство обусловило развитие портретного жанра.

Культура этого времени развивалась на фоне все возрастающего

национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко

выраженный национальный характер. Огромное влияние на живопись, литературу,

театр, музыку оказала Отечественная война 1812 года, которая ускорила рост

национального самосознания русского народа. Однако консервативные тенденции

в политике сдерживали развитие культуры. Правительство явно боролось с

проявлениями передовой общественной мысли.

Социально-экономические изменения в стране, вызвавшие проведения

радикальных либеральных преобразований, обусловили формирование новых

общественных отношений, произвели подлинный переворот не только в

социальной, но и духовной жизни всех россиян, охватив широкие массы народа.

Вторая половина XIX века являлась закономерным продолжением «Золотого века»

отечественной науки и культуры. Творения российских ученых и мыслителей,

писателей, художников и музыкантов, ставших признанными корифеями мировой

классики, прочно вошли в сокровищницу человеческой цивилизации.

На рубеже XIX-XX веков в духовной жизни России появились тенденции,

связанные с мироощущением человека XX столетия. Они требовали нового

осмысления социальных и нравственных проблем. Все это приводило к поиску

новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный

историко-художественный период, который его современники называли

«Серебреным веком» русской культуры.

Светочи России

Для русского изобразительного искусства были характерны

романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм.

Академия художеств стала консервативным и косным учреждением,

препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго

следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и

мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не

удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному

жанру.

Выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма

Кипренский Орест Адамович(1782-1836), известен как замечательный

портретист. В картине «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805, Русский

музей) продемонстрировал уверенное знание канонов академической

исторической картины. Но областью, где его талант раскрывается наиболее

естественно и непринужденно, становится портрет. Первый его живописный

портрет («А. К. Швальбе», 1804), написанный в «рембрандтовской» манере,

выделяется своим выразительным и драматичным светотеневым строем. С годами

его мастерство, — проявившееся в умении создавать в первую очередь

неповторимые индивидуально-характерные образы, подбирая особые пластические

средства, чтобы эту характерность оттенить, — крепнет. Впечатляющей

жизненности полны: портрет мальчика А. А. Челищева (около 1810-11), парные

изображения супругов Ф. В. и Е. П. Ростопчиных (1809) и В. С. и Д. Н.

Хвостовых (1814, все — Третьяковская галерея). Художник все чаще обыгрывает

возможности цветовых и светотеневых контрастов, пейзажного фона,

символических деталей («Е. С. Авдулина», около 1822, там же). Даже большие

парадные портреты художник умеет сделать лирически, почти интимно

непринужденными («Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова»,

1809, Русский музей). Его портрет молодого, овеянного поэтической славой

А.С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа. У

Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической

славы. «Ты мне льстишь, Орест»,— вздохнул Пушкин, взглянув на готовое

полотно. Кипренский был также виртуозным рисовальщиком, создавшим

(преимущественно в технике итальянского карандаша и пастели) образцы

графического мастерства, зачастую превосходящие открытой, волнующе легкой

своей эмоциональностью его живописные портреты. Это и бытовые типажи

(«Слепой музыкант», 1809, Русский музей; «Калмычка Баяуста», 1813,

Третьяковская галерея), и знаменитая серия карандашных портретов участников

Отечественной войны 1812 года (рисунки с изображением Е. И. Чаплица, А. Р.

Томилова, П. А. Оленина, тот же рисунок с поэтом Батюшковым и др.; 1813-15,

Третьяковская галерея и др. собрания); героическое начало здесь приобретает

задушевный оттенок. Большое число набросков и текстовые свидетельства

показывают, что художник весь свой зрелый период тяготел к созданию большой

(по его собственным словам из письма А. Н. Оленину 1834 года), «эффектной,

или, по-русски сказать, ударистой и волшебной картины», где в

аллегорической форме были бы изображены итоги европейской истории, равно

как и предназначение России. «Читатели газет в Неаполе» (1831,

Третьяковская галерея) — по виду просто групповой портрет — на деле есть

скрытно-символический отклик на революционные события в Европе. Однако

наиболее честолюбивые из живописных аллегорий Кипренского остались

неосуществленными, либо пропали (подобно «Анакреоновой гробнице»,

завершенной в 1821). Эти романтические поиски, однако, получили масштабное

продолжение в творчестве К. П. Брюллова и А. А. Иванова.

Реалистическую манеру отражали произведения В.А. Тропинина. Ранние

портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные

портреты графов Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба — в Третьяковской

галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель

является в них безусловным и стабильным центром образа. Позднее колорит

живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более

четко и скульптурно, но самое главное — вкрадчиво нарастает чисто

романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом

которой кажется герой портрета («Булахов», 1823; «К. Г. Равич», 1823;

автопортрет, около 1824; все три — там же). Таков и А. С. Пушкин на

знаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г.

Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе»,

вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом. Он тоже

написал портрет А.С. Пушкина. Перед зрителем предстает умудренный жизненным

опытом, не очень счастливый человек. На портрете Тропинина поэт по-

домашнему обаятелен. Каким-то особенным старомосковским теплом и уютом веет

от работ Тропинина. До 47-летнего возраста находился он в крепостной

неволе. Поэтому, наверное, так свежи, так одухотворены на его полотнах лица

простых людей. И бесконечны молодость и очарование его «Кружевницы». Чаще

всего В.А. Тропинин обращался к изображению людей из народа ("Кружевница",

"Портрет сына" и др.).

Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание

перемен отразились в картинах К.П. Брюллова "Последний день Помпеи" и А.А.

Иванова "Явление Христа народу".

Великим творением искусства является картина «Последний день Помпеи»

Карла Павловича Брюллова (1799—1852). В 1830 г. на раскопках античного

города Помпеи побывал этот великий русский художник. Он гулял по древним

мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая

ночь августа 79 г. н. э., когда город был засыпан раскаленным пеплом и

пемзой проснувшегося Везувия. Через три года картина «Последний день

Помпеи» совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию. Художник

нашел изумительные краски для изображения трагедии древнего города,

погибающего под лавой и пеплом извергающегося Везувия. Картина проникнута

высокими гуманистическими идеалами. Она показывает мужество людей, их

самоотверженность, проявленные во время страшной катастрофы. Брюллов был в

Италии по командировке Академии художеств. В этом учебном заведении было

хорошо поставлено обучение технике живописи и рисунка. Однако Академия

однозначно ориентировалась на античное наследие и героическую тематику. Для

академической живописи были характерны декоративный пейзаж, театральность

общей композиции. Сцены из современной жизни, обычный русский пейзаж

считались недостойными кисти художника. Классицизм в живописи получил

название академизма. Брюллов был связан с Академией всем своим творчеством.

Он обладал могучим воображением, зорким глазом и верной рукой — и у

него рождались живые творения, согласованные с канонами академизма.

Поистине с пушкинским изяществом он умел запечатлеть на холсте и красоту

обнаженного человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом

листе. Немеркнущими шедеврами русской живописи навсегда останутся его

полотна «Всадница», «Вирсавия», «Итальянское утро», «Итальянский полдень»,

многочисленные парадные и интимные портреты. Однако художник всегда тяготел

к большим историческим темам, к изображению значительных событий

человеческой истории. Многие его замыслы в этом плане не были осуществлены.

Никогда не покидала Брюллова мысль создать эпическое полотно на сюжет из

русской истории. Он начинает картину «Осада Пскова войсками короля Стефана

Батория». На ней изображен кульминационный момент осады 1581 г., когда

псковские ратники и. горожане кидаются в атаку на прорвавшихся в город

поляков и отбрасывают их за стены. Но картина осталась неоконченной, и

задача создания подлинно национальных исторических картин была осуществлена

не Брюлловым, а следующим поколением русских художников. Одногодок Пушкина,

Брюллов пережил его на 15 лет. Последние годы он болел. С автопортрета,

написанного в ту пору, на нас смотрит рыжеватый человек с тонкими чертами

лица и спокойным, задумчивым взором.

В первой половине XIX в. жил и творил художник Александр Андреевич

Иванов (1806—1858). Всю свою творческую жизнь он посвятил идее духовного

пробуждения народа, воплотив ее в картине «Явление Христа народу». Более 20

лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю

мощь и яркость своего таланта. На переднем плане его грандиозного полотна в

глаза бросается мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу

на приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он еще не пришел,

он идет, он обязательно придет, говорит художник. И светлеют, очищаются

лица и души тех, кто ожидает Спасителя. В этой картине он показал, как

говорил позднее И. Е. Репин, «угнетенный народ, жаждующий слова

свободы».

В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет.

Одним из первых к нему обратился Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847).

Он посвятил свое творчество изображению жизни крестьян. Эту жизнь он

показывает в идеализированном, приукрашенном виде, отдавая дань модному

тогда сентиментализму. Однако картины Венецианова «Гумно», «На жатве.

Лето», «На пашне. Весна», «Крестьянка с васильками», "Захарка", "Утро

помещицы" отображая красоту и благородство простых русских людей, служили

утверждению достоинства человека вне зависимости от его социального

положения.

Его традиции продолжил Павел Андреевич Федотов (1815—1852). Его

полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим

торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества ("Сватовство майора",

"Свежий кавалер" и др.). Свой путь художника-сатирика он начинал будучи

офицером-гвардейцем. Тогда он делал веселые, озорные зарисовки армейского

быта. В 1848 г. на академической выставке была представлена его картина

«Свежий кавалер». Это была дерзкая насмешка не только над тупым,

самодовольным чиновничеством, но и над академическими традициями. Грязный

халат, в который облачился главный герой картины, очень уж напоминал

античную тогу. Брюллов долго стоял перед полотном, а потом сказал автору

полушутя полусерьезно: «Поздравляю вас, вы победили меня». Комедийно-

сатирический характер носят и другие картины Федотова («Завтрак

аристократа», «Сватовство майора»). Последние его картины очень печальны

(«Анкор, еще анкор!», «Вдовушка»). Современники справедливо сравнивали П.А.

Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе. Обличение язв

крепостнической России — основная тема творчества Павла Андреевича

Федотова.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского

изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было

проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы

жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве

окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни

народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и

справедливости.

Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и

страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего

лучшего, что есть в жизни.

Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с

официальным направлением, представителем которого было руководство Академии

художеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, что

искусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику

для творчества художников.

9 ноября 1863 г. большая группа выпускников Академии художеств

отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской

мифологии и покинула Академию. Во главе бунтарей стоял Иван Николаевич

Крамской (1837—1887). Они объединились в артель и стали жить коммуной.

Через семь лет она распалась, но к этому времени зародилось «Товарищество

передвижных художественных выставок», профессионально-коммерческое

объединение художников, стоявших на близких идейных позициях.

«Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» с его

мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели

изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые

(бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось

крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В

ту пору — в 60—70-е гг. XIX в.— идейная сторона искусства ценилась выше,

чем эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о самоценности

живописи.

Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов

(1834—1882). В своих произведениях Перов страстно обличает существующий

строй, с большим мастерством и убедительностью показывает тяжелую долю

народа. В картине «Сельский крестный ход на пасху» художник показал русскую

деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически

изобразил сельское духовенство. Поражает своим драматизмом, безысходной

скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», которая

рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца. Большой

известностью пользуются его картины «Последний кабак у заставы», «Старики-

родители на могиле сына». Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе

проникнуты картины «Охотники на привале», «Рыболов». Его творчество

пронизано любовью к народу, стремлением осмыслить явления жизни и языком

искусства правдиво рассказать о них. Картины Перова принадлежат к лучшим

образцам русского искусства. Его творчество как бы перекликается с поэзией

Некрасова, с произведениями Островского, Тургенева. Достаточно вспомнить

такие его картины, как «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в

Мытищах». Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка»,

«Старики-родители на могиле сына»). Кисти Перова принадлежит ряд портретов

его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского).

Некоторые полотна «передвижников», писанные с натуры или под

впечатлением от реальных сцен, обогатили наши представления о крестьянской

жизни. В картине С. А. Коровина «На миру» показана стычка на сельском сходе

между богачом и бедняком. Торжественная праздничность крестьянского труда

отражена в картине Г. Г. Мясоедова «Косцы».

Идейным вождем Товарищества передвижных выставок был Иван Николаевич

Крамской (1837—1887)—замечательный художник и теоретик искусства. Крамской

боролся против так называемого «чистого искусства». Он призывал художника

быть человеком и гражданином, своим творчеством бороться за высокие

общественные идеалы. В творчестве Крамского главное место занимала

портретная живопись. Крамской создал целую галерею замечательных портретов

русских писателей, художников, общественных деятелей: Толстого, Салтыкова-

Щедрина, Некрасова, Шишкина и других. Ему принадлежит один из лучших

портретов Льва Толстого. Пристальный взгляд писателя не оставляет зрителя,

с какой бы точки он ни смотрел на полотно. Одно из наиболее сильных

произведений Крамского — картина «Христос в пустыне».

«Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи.

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) сумел показать красоту и тонкий

лиризм простого русского пейзажа. В 1871 мастер создает ряд лучших своих

работ («Печерский монастырь под Нижним Новгородом», Нижегородский

художественный музей; «Разлив Волги под Ярославлем», Русский музей), в т.

ч. знаменитую картину «Грачи прилетели» (Третьяковская галерея), ставшую

самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.