рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Рубенс

европейский город и порт потерял к началу XVII века былое величие и

значение. Война наложила свой отпечаток на некогда процветающий и богатый

город.

В первое время по приезде в Антверпен он еще колеблется: оставаться

здесь или вернуться в Италию. Пока он взвешивает все «за» и «против»

происходит много событий, которые окончательно повлияют на его судьбу.

9 апреля 1609 года в Антверпене подписал мир на двенадцать лет между

Нидерландами и Испанией. Властителями Нидерландов объявлены Эрцгерцог

Альберт и его жена Изабелла, но находятся они в зависимости от Испании. «Не

знаю, оставаться ли мне на родине или окончательно перебраться в Рим, где

мне предлагают выгодные условия. Здесь, впрочем, тоже прилагают все усилия

и старания, чтобы меня удержать. Эрцгерцог и всемилостивейшая инфанта

передали мне приглашение остаться в стране и поступить к ним на службу. Они

предложили мне щедрое вознаграждение, но я не намерен снова становиться

придворным. В тот день, когда я окончательно вознамерюсь покинуть Рим, мне

лучше всего искать приюта в Антверпене», - пишет Рубенс одному из своих

друзей.

Эрцгерцог и его супруга посылают ему золотую цепь и назначают его

придворным живописцем. Придворным художникам обычно предоставлялось жилье

либо во дворце, либо рядом с ним, в Брюсселе, но Рубенс добился права жить

в Антверпене. Как писал он своему другу в Рим: "Я не желаю снова

становиться царедворцем".

Неизвестно, каким образом Рубенсу удалось настоять на своем, так как в

XVII веке было далеко не просто добиться особого положения у своих

венценосных хозяев. Однако мы располагаем убедительными свидетельствами

того, что всю свою жизнь Рубенс умел сочетать грациозные, вежливые манеры с

отменным упорством в делах, касавшихся его дальнейшей карьеры. Вероятно, он

проявлял такую вежливую строптивость и по отношению к эрцгерцогине.

Возможно, его умение успешно улаживать свои дела через несколько лет навело

восприимчивую эрцгерцогиню на мысль использовать даровитого художника в

качестве дипломата.

По возращении из Италии Рубенс входит в привычный круг своей среды,

бюргерской образовательной интеллигенции. Рубенс сводит знакомство с

секретарем городского суда Яном Брантом. Его 18-летняя дочь Изабелла

пленила Рубенса своим сдержанным обаянием. Ему тридцать два года, судьба

ему благоприятствует – он может основать семейный очаг. 3 октября 1609 года

он женится на Изабелле.

Петер Пауль по-своему отметил торжественное настроение. Он изобразил

себя с молодой женой в обрамлении зелени и цветов. Рубенс пишет «

Жимолостную беседку» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Рубенс чрезвычайно

сдержан на автопортрете с Изабеллой Брант. Его сюжет представлен

композицией, где фигура Рубенса, сидящего на скамейке беседки, увитой

цветущей жимолостью, слегка наклонилась к расположившейся около него

Изабелле Брант, покойно положившей свою руку на руку супруга. Этот скромный

жест, чуть склонённая голова соединяет эту пару. Никакой преувеличенной

аффектации чувств, всё сдержано и достойно. Особого внимания заслуживает

передача выражения лица Рубенса и его супруги. Живописец тщательно пишет

свой портрет. Открытое лицо Рубенса спокойно, глаза прямо смотрят на

зрителя, правильные и красивые черты его лица, аккуратная бородка и усы,

выбивающиеся из-под шляпы каштановые пряди волос - всё подчёркивает

уравновешенность и достоинство художника. Лицо Изабеллы Брант согрето еле

заметной нежной улыбкой, отражающей глубину её радости и счастья. Две

склонённые друг к другу фигуры и соединённые руки Рубенса и Изабеллы Брант

символизируют внутреннее согласие и любовь этих благородных людей.

Сохранилось несколько портретов Изабеллы Брант кисти Рубенса,

созданных на протяжении их счастливой совместной жизни. Художник писал её,

не стремясь приукрашивать её внешний облик. Портреты Изабеллы Брант

правдивы, точны в деталях, скромны в изображении аксессуаров и фона. Её

образ привлекает нас доверительным и добрым выражением лица.

Фламандская культура начала XVII века, сохраняя традиции времен

героической борьбы против ига феодально-абсолютистской Испании, была

жизнеутверждающей. Для лучших произведений живописи было характерно

стремление к полнокровному восприятию красоты человека, красоты природы.

Католическая церковь и двор полны желания утвердить свое величие. Они

превосходно знают, что власти и вере нужен ореол, нужны грандиозные храмы,

статуи, могущественные полотна. И тут Рубенс оказался незаменимым. Его

новая мощная жизнеутверждающая манера письма, его стремление наполнить

холст насыщенным, бурным движением чарует титулованных меценатов. В заказах

нет недостатка. Он пользуется всеобщим уважением. Его осаждают ученики. За

годы после назначения Рубенса придворным живописцем он не только выполнял

положенную ему работу при дворе, то есть рисовал портреты придворных и

занимался декоративным оформлением дворцов и церквей, но еще и не забывал

принимать заказы от других покровителей, как в Испанских Нидерландах, так и

из-за рубежа.

Насколько Рубенс был опытным дипломатом и политиком, настолько же эти

его качества проявлялись и в официальных портретах. Портретные образы

коронованных особ представали перед зрителями умело преподнесенными

портретистом: все природные недостатки скрашивались и уходили в тень, а

пышность костюма, величие обстановки должны были чисто внешне придать

фигурам портретируемых необходимую значительность и торжественность. В 1610

году ему были заказаны портреты эрцгерцога и эрцгерцогини, и он усердно

поработал над ними – приукрасил, насколько мог, так что получилось, что

инфанта напоминает скорее здоровую фламандку, чем представительницу

испанских Габсбургов, а ее супруг похож на добродушного и недалекого

буржуа. Но их одежды великолепны и осанка указывает на несомненное

королевское происхождение.

Рубенс был монументалистом по призванию. Но технике фрески он

предпочел масляную живопись. И достиг виртуозной манеры письма, как в

необыкновенном фактурном разнообразии, так и в умении придать картине

праздничный декоративный характер. Магистрат Антверпена задумал украсить

городскую ратушу. Заказ на картины для только что реставрированного зала

заседаний штатов получили два художника Рубенс и абрахам Янсенс. Рубенс

пишет: «Поклонение волхвов» (Антверпен, музей). Это превосходная

возможность продемонстрировать согражданам, чему он научился за время

своего долгого пребывания в Италии. К счастью, размеры заказанной картины

велики. Есть где развернуть сцену поклонения. Люди в богатых одеждах,

лошади, верблюды, богатые дары, мускулистые тела, горящие факелы - все

способствует великолепию картины. Темный фон мощным контрастом подчеркивает

светлые части полотна. В этом, без сомнения, звучат отголоски итальянских

воспоминаний, и даже точнее - влияния Караваджо.

Быстрота его работы изумляла современников. «Поклонение волхвов»

высотой в пять метров он написал в 1624 году за одиннадцать дней. Создавая

большие декоративные полотна, Рубенс рассчитывал тот эффект, который они

будут производить в определенном архитектурном ансамбле. Большое значение

он придавал архитектурному обрамлению своих произведений.

Вскоре по ходатайству его друга Корнелиса ван дер Геста настоятель

церкви Синт-Валбург заказывает ему триптих для украшения главного алтаря.

На деньги, которые ему предлагают за работу, он вместе с семьей может

безбедно существовать несколько лет. Рубенс пишет «Воздвижение креста»,

которое производит сенсацию. Если в "Поклонении волхвов", статичном по

самому своему сюжету, движение было для художника второстепенной задачей,

то в "Водружении креста", наоборот, сюжет весь в действии. Однако движение

надо искать не в тщательно проработанных позах или в капризных складках

одежды. Горизонтали и вертикали картины статичны, зато диагонали полны

динамики. В этом необузданном произведении все - сплошное движение. И во

всем чувствуется радость. Это радость бессмертной жизни, противостоящая

смерти. Это любовь к жизни, которая преображает все, вплоть до темы смерти.

Как и предвидел Рубенс, после его возвращения в Антверпен для

художников наступило счастливое время. За благословенные годы мира, в

период с 1609 по 1621 год, Рубенс рисовал алтарные образы для

Антверпенского собора и для всех самых крупных городских церквей, как

старых, так и новых, а также для провинциальных храмов в близлежащих

Мехелене и Генте.

Ученики стекаются к Рубенсу со всех сторон. Многим приходится

отказывать. «Я до такой степени осажден просьбами, что многие ученики уже

несколько лет ждут у других мастеров, чтобы я мог их принять к себе»,-

писал Рубенс в 1611 году. Работы также было много. «Я так обременен

заказами для общественных зданий и частных галерей, что несколько лет не

буду в состоянии принимать новые обязательства». Рубенс взял себе за

правило не отказываться ни от одного заказа, и, не справляясь

самостоятельно с их исполнением, он создает свою мастерскую. Из этой

мастерской на протяжении его жизни вышло множество разных живописных

произведений.

Для того, чтобы создать такое количество произведений, нужно было

очень много времени проводить в мастерской, вести упорядоченный образ

жизни.

Знаток искусства XVII века Роже де Пиль дает такой портрет художника:

«Он привлекал всех достоинствами, которые приобрел сам, и прекрасными

качествами, дарованными природой. Он был высокого роста и обладал

величественной осанкой, черты лица имел правильные, щеки румяны, волосы

русые, глаза его блестели, но не слишком ярко; он казался жизнерадостным,

мягким и вежливым. Он отличался приветливым обхождением, ровным нравом,

легкостью в разговоре, живым и проницательным умом; говорил размеренно,

очень приятным голосом. Все это придавало его словами естественную

красноречивость и убедительность. Он мог без труда разговаривать, занимаясь

живописью; не прерывая работы, непринужденно беседовал с теми, кто приходил

его навестить.

Казалось бы, многое в его жизни отвлекало от регулярных занятий, тем

не менее, жил он очень размеренно. Он вставал всегда в четыре часа утра и

обязательно начинал день слушанием мессы, потом он принимался за работу,

имея всегда при себе наемного чтеца, читающего ему вслух какую-либо хорошую

книгу, обычно Плутарха, Тита Ливия или Сенеку. Он необычайно любил свой

труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему

здоровью. Он работал таким образам до пяти часов вечера, затем садился на

коня и отправлялся на прогулку за город, или на городские укрепления, или

как-либо иначе старался дать отдых своему уму. По возвращении с прогулки он

обычно находил у себя дома нескольких друзей, пришедших отужинать с ним

вместе, умножая тем самым застольные удовольствия. Однако он терпеть не мог

излишества в вине и пище, а также в игре. Самым большим удовольствием для

него было проехаться на каком-нибудь прекрасном испанском коне, прочитать

книгу или заняться разглядыванием своих медалей, своих агатов, сердоликов и

других резных камней, прекрасным собраниям которых он располагал.

Он редко посещал своих друзей, но принимал посетителей так любезно,

что все любители изящного, все ученые и просто иностранцы любого звания,

приезжавшие в Антверпен, приходили к нему поглядеть на него самого и на его

художественную коллекцию, одну из лучших в Европе. Он редко делал визиты,

имея на то свои причины, однако никогда не отказывал живописцам, если те

просили его прийти взглянуть на их работы. С отеческой добротой он

высказывал им свое мнение, а иногда брал на себя труд подправить их

картины. Он никогда не осуждал чужих произведений и находил нечто хорошее в

любой манере».

Друзьями Рубенса были гуманисты, ученые, политические деятели. Все они

отличались высоким уровнем культуры, разнообразными познаниями и

интересами, активностью общественной жизни. Рубенс любил людей энергичных,

пытливых, любознательных. Сам Рубенс был знатоком античности,

коллекционером (в его коллекцию входили великолепные медали и монеты,

изделия из камня и кости, произведения живописи – их насчитывалось более

трехсот); философом, близкий по своим взглядам поздним стоикам I-II века –

Сенеке, Марку Аврелию, бюсты которых он часто изображал на портретах своих

друзей. Эти портреты не поражают наше воображение особой оригинальностью

композиционных приемов, но все они сделаны с высоким мастерством и согреты

душевной теплотой дружеских чувств.

Необыкновенный успех имела его роспись алтаря, выполненная им в период

с 1611 по 1614 год для Антверпенского собора. Главной картиной была "Снятие

с креста", слева - "Кара Господня", а справа - "Представление в храме".

"Кара Господня" и "Представление в храме" - композиции, обладающие

редкой благодатью, - они написаны теплыми красками, все еще напоминающими о

влиянии на художника Венеции. Но центральная панель - "Снятие с креста"

знаменует собой явное освобождение Рубенса от итальянской зависимости, в

ней мы наблюдаем эволюцию череды более светлых красок, что является

типичным явлением для нидерландской живописи. На самом мертвом теле, на

складках савана, на женских фигурах мерцающие бело-серые блики, светло-

янтарный и зелено-голубой цвета контрастируют с более традиционным красным

и коричневым на мужских фигурах. Зрителя поражала, прежде всего, фигура

мертвого Христа. "Это одна из самых прекрасных его фигур, - писал

знаменитый английский живописец сэр Джошуа Рейнольдс (1723-1792), - Голова,

упавшая на плечо, смещение всего тела дают нам такое верное представление о

тяжести смерти, что никакое другое не в силах превзойти его". На самом деле

здесь изображена вся "тяжесть смерти", но в самой картине никакой тяжести

не чувствуется. С перехватывающей дыхание виртуозностью Рубенсу удалось

передать то мгновение, когда тело освобождено от креста, до того, как оно

под тяжестью своего веса сползает в крепкие руки святого Иоанна, который

стоит, раскрыв свои объятия, чтобы принять его. Фигура слева слегка

поддерживает левую руку Христа, а справа достопочтенный Никодим,

ухватившись за конец савана, другой рукой удерживает его тело. Стоящая на

коленях Магдалина поддерживает руками его ступни. Но никто из них покуда не

принял на себя его тела; это критический момент, схваченная художником доля

секунды, перед тем как мертвое тело окажется на протянутых к нему руках.

Картина Рубенса "Снятие с креста" стала вызовом для всех художников,

так как она требовала высокого технического мастерства рисунка, а также

умения вызвать у зрителя соответствующие эмоции. Именно эта картина сделала

Рубенса первым религиозным художником своего времени.

Рубенс порой напоминает дремлющий вулкан. Но иногда темперамент и

долго сдерживаемое творческое напряжение побеждают, и тогда появляются

произведения, в которых Рубенс раскрывает свою титаническую натуру. Таковы

его полотна, изображающие охоту, написанные в 1616-1618 годах. Невероятны

ракурсы фигур, яростны движения, грозны звери. В картине "Охота на львов"

победителей нет. Смерть витает над каждым ее участником. Конечно, Рубенс не

забыл произведения, фрагменты которого он копировал в Италии, - "Битвы при

Ангиари" великого Леонардо. Но разве кто-нибудь из предшественников Петера

Пауля писал львов, волков и леопардов в столь трудных и неожиданных позах?

Что до лошадей - он всегда ими восхищается. Он создал тип идеального коня -

с узкой головой, широким крупом, нервными ногами, длинной развевающейся

гривой, с хвостом, похожим на султан, с трепещущими ноздрями и огненным

взглядом. Изображение коня он использовал в композициях своих портретов,

охот, битв, религиозных сцен, он посвятил ему одно из самых лирических и,

несмотря на воинственный сюжет, одно из наиболее гармонических своих

произведений - "Битву греков с амазонками".

В 1620-1621 годах Рубенс пишет "Персея и Андромеду". Дочь царя Кефея

Андромеда принесена в жертву морскому чудовищу. Ее гибель неминуема. Но

нежданно на помощь к ней является сын Данаи и Зевса Персей. Потрясенная

девушка благодарит героя.

Известный мифологический сюжет художник перевел на язык Фландрии,

привнес детали реальной жизни своей страны, своего времени, тем самым по-

новому раскрыв присущее этому мифу человеческое содержание. Владение цветом

и светом насыщает эту картину трепетом и движением.

Фромантен пишет о мастере: "У него мало красящих веществ и в то же

время величайший блеск красок, пышность при малой затрате средств, свет без

преувеличений освещения, чрезвычайная звучность при малом количестве

инструментов".

В 1620 году бургомистр Антверпена и друг Рубенса Николае Рококс

заказал ему "Распятие на кресте" для францисканской церкви Реколле. Эта,

теперь ставшая знаменитой, картина называется "Удар копьем". На ней римский

воин копьем пронзает бок Христа. Небольшая группа людей, оплакивающих

Христа, грубо оттеснена солдатами на лошадях с небольшого пространства

вокруг трех грубо сколоченных крестов на Голгофе. Грубость и жестокость

публичной казни контрастируют с молчаливо выраженным горем стоящих рядом

Богоматери и святого Иоанна, с состраданием Марии Магдалины, которая

жестом, молящим о защите, протягивает руки к солдату, поднимающему свое

копье.

Рубенсу приходилось рисовать и множество более отрадных религиозных

сюжетов. Его счастливая семейная жизнь нашла свое отражение в

многочисленных и изобретательных картинах Святого семейства. Он переносил

на полотно лица своих сыновей, Альберта и Николаса, и делал это с большой

любовью и деликатностью, он легко схватывал на своих набросках, а затем

воспроизводил множество жестов, поз, свойственных молодости, - робкие,

грациозные, комичные или авантюрные.

В феврале Рубенса 1622 года вызывает в Париж посол эрцгерцогини, барон

Вик, который знакомит Рубенса с казначеем Марии Медичи, аббатом де Сент-

Амбруаз. Королева-мать только что помирилась со своим сыном. Она снова

водворилась в Люксембургском дворце. Она хочет украсить галерею дворца

картинками, иллюстрирующими различные эпизоды ее жизни.

Задание Рубенса было не из легких. Мария отнюдь не была красавицей, а

ее жизнь не такой уж яркой, полной знаменательными событиями. Для того

чтобы представить прошлое Марии в самом благоприятном свете, Рубенс в

аллегорической манере окружает королеву олимпийскими богами, водными

нимфами и купидонами, судьбами и всевозможными добродетелями. С помощью

такого приема он не только облагородил Марию с ее дурным характером, но

также резким контрастом противопоставил французских придворных в роскошных

одеждах обнаженным богам и полубогам, которых он так любил рисовать.

Скрывая многие внешние и внутренние недостатки модели, приукрашивая и

идеализируя её, Рубенс писал портрет Марии Медичи, хранящийся в музее

Прадо. Практически всё поле холста занимает пышное платье королевы с

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.