рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Мировосприятие древнего египтянина

своего времени памятником, замечательным свидетельством интенсивной работы

мысли и творческого дерзания. Еще не были найдены присущие каменному

строительству формы, еще не была надлежащим образом организована планировка

всего ансамбля, но уже было осознано и осуществлено основное — здание

начало расти вверх и камень был определен как главный материал египетского

монументального зодчества.

Пирамида Джосера явилась важнейшим этапом на пути к созданию пирамид

классического типа. Первой пирамидой была усыпальница царя iv династии

Снофру в Дашуре, имевшая свыше 100 м в высоту и явившаяся предшественницей

знаменитых пирамид, построенных в Гизе фараонами Хуфу, Хафра и Менка-ура

(по-гречески — Хеопсом, Хефреном и Микерином) и причисленных в древности к

семи чудесам света. Эти пирамиды, как и все другие, расположены на западном

берегу Нила. Еще издали на фоне розовеющих скал и синих ущелий Ливийских

гор с их золотящимися на солнце верхушками отчетливо виден гигантский

треугольник пирамиды Хуфу. Производимое пирамидами огромное впечатление

описали многие очевидцы. Вот как об этом пишет русский путешественник А. С.

Норов, посетивший Египет в 1834—1835 годах: по странной игре оптики,

замеченной уже многими путешественниками, пирамиды по мере приближения к

ним кажутся как бы менее огромными, чем издали; это происходит, по моему

мнению, оттого, что издали они имеют лазоревый цвет дальности, резко

обозначающий их на пустынном пространстве и на ясном горизонте; но с

приближением к ним они принимают желтоватый цвет тех камней. Наиболее

грандиозная из трех гробниц — пирамида Хуфу является самым большим каменным

зданием древнего мира. Ее высота достигала 146,6 м, а длина стороны ее

основания — 233 м. Пирамида Хуфу была сложена из точно отесанных и плотно

пригнанных известняковых блоков весом в основном около 2,5 тонн каждый;

подсчитано, что на сооружение пирамиды пошло свыше 2300 тысяч таких блоков.

Отдельные блоки весили по 30 тонн. С северной стороны был вход, который

соединялся длинными коридорами с расположенной в центре пирамиды

погребальной камерой, где стоял саркофаг царя. Чтобы облегчить давление

огромной массы камня на погребальную камеру, над ее потолком в нескольких

рядах кладки были оставлены пустоты. Камера и часть коридоров были

облицованы гранитом, остальные коридоры — известняком лучшего качества.

Снаружи пирамида была облицована прекрасно обработанными плитами

известняка, и ее массив четко выделялся на фоне неба.

Каждая из пирамид в Гизе была окружена определенным архитектурным

ансамблем, однако здесь расположение зданий показывает значительно

возросшее умение зодчих дать четкий план всего комплекса и уравновесить его

части. Пирамида стоит теперь одна в центре двора, стена которого как бы

подчеркивает особое положение пирамиды и отделяет ее от окружающих

построек. Этого впечатления не нарушают и находящиеся иногда в пределах

того же двора маленькие пирамидки цариц; разница их масштабов по сравнению

с пирамидой царя лишь усиливает впечатление величины последней. К восточной

стороне пирамиды примыкал заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным

проходом с нижним заупокойным храмом в долине. Этот храм строился там, куда

доходили воды нильских разливов. К востоку от него зеленели орошаемые Нилом

поля, к западу расстилались безжизненные пески пустыни; первый заупокойный

храм, служивший входом ко всему комплексу, стоял как бы на грани жизни и

смерти. Вокруг пирамиды в четко распланированном порядке располагались

мастаба придворных фараона, являвшихся одновременно и его родными.

Интересен заупокойный храм около пирамиды Хафра. Он представлял собой

прямоугольное здание с плоской крышей, сложенное из массивных известняковых

блоков. В центре его находился зал с четырехгранными монолитными гранитными

колоннами. Входом ко всему комплексу пирамиды служил первый заупокойный

храм в долине, его фасад достигал 12 м в высоту и имел две двери, которые

как бы стерегли поставленные по их сторонам сфинксы — фантастические

существа в виде льва с головой человека, олицетворявшие мощь фараона.

Внутри первый храм также имел зал с четырехгранными гранитными

колоннами, вдоль стен которого были расставлены статуи фараона, сделанные

из различных пород камня.

Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизе является полное освоение

и конструктивной роли камня и его декоративных возможностей. В пирамидных

храмах впервые в Египте встречаются свободно стоящие колонны то с круглыми

стволами и простыми абаками, то в виде четырехгранных столпов. Зодчие умело

пользуются сочетаниями отполированных плоскостей различных камней.

Блестящие грани колонн заупокойного храма прекрасно гармонировали с

облицовывавшими его стены плитами розового гранита и с алебастровыми

полами, равно как аналогичное оформление зала нижнего храма составляло

замечательное по красочности целое со статуями из зеленого диорита,

сливочно-белого алебастра и желтого шифера.

Глядя на эти пирамиды, кажется, что, Во всем мировом искусстве нет,

быть может, памятника зодчества, в котором великий замысел нашел бы более

точное, более могущественное и в то эре время более лаконичное воплощение.

Трепет восхищения вызывали эти усыпальницы в форме гигантских кристаллов у

древних египтян, и те же чувства испытываем мы сейчас перед ними.

Титаническая мощь, грандиозная геометрическая абстракция, навечно

воплощенная в камне. Дерзновенное утверждение торжества над непостижимостью

смерти. Немеркнущее свидетельство величия человеческого гения, создавшего в

коллективном труде сотен тысяч людей такие громады, они воздвигались во

славу царей, но в них нашла выражение могучая, хотя, быть может, и

бессознательная творческая воля целого народа развитием строительной

техники, с применением свободно стоящих опор возрастают конструктивные

возможности решения) ансамбля и создаются новые формы сооружений —

солнечные храмы фараонов V династии. К числу самых замечательных из них

принадлежит храм Ниусирра в Абидосе. Центральное место в этом ансамбле

отводилось каменному обелиску, служившему главным объектом солярного

культа. Его игла, покрытая золоченой медью, отражала солнечные лучи.

Обелиск, как и весь комплекс храма, включавший открытый двор и крытые

молельни, установлен на возвышении в виде террасы, обнесенной стеной. Он

невелик, но массивен по пропорциям. Внешний вид его символизировал

священный камень Бен-Бен, на который, по преданию, взошло солнце,

родившееся из бездны. Создание формы обелиска принадлежит Древнему царству,

хотя на том этапе обелиски входили только в ансамбль солнечных храмов.

Мы рассмотрели еще один период в развитии искусства Древнего Египта и

видим, что искусство Древнего Царства утвердило главенствующую роль

зодчества. Художественный ансамбль, в котором прочие искусства подчинены

архитектуре, достиг в эту эпоху величия, определившего и в дальнейшем

основные черты всего египетского искусства.

ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

Двадцать первый век был еще полон напряженной борьбы между номами.

Победителями вышли южные номы, во главе которых стояли правители Фив. Эти

номархи, получив власть над всей страной, образовали XI династию фараонов.

Положение их, однако, было еще сложным: сопротивление со стороны правителей

номов Среднего Египта не прекратилось и после их покорения. Эти номы

благодаря своему выгодному экономическому и географическому положению

получили известную самостоятельность уже в конце Древнего царства и

особенно окрепли в период распада государства. Однако первые цари, фиванцы,

не сочли еще возможным принять для укрепления своего положения столь

решительные меры, к каким прибегли их преемники, перенесшие столицу в центр

непокорных номов. При XI династии столицей остаются Фивы, где и стали

строиться теперь царские гробницы.

Несмотря на тяжелое время, в котором находился Египет, архитектура не

стоит на месте, строятся гробницы, храмы.

Гробницы представляют собой своеобразный компромисс – сочетание

пирамиды с обычной для номарха скальной гробницей.

Мне хотелось бы описать наиболее значительный из подобных памятников –

усыпальницу царя Менхотепа I в Дейр-Эль-Бахри.

По древней традиции к ней из долины вела огражденная каменными стенами

дорога в 1200 м длиной и в 32 м шириной. Главную часть усыпальницы

составлял заупокойный храм, расположенный на террасе, перед которой был

устроен портик; посередине портика пологий подъем вел на вторую террасу,

где находился второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал. В

центре зала возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида, основанием

которой служила естественная скала. Из западной стены зала был выход в

открытый двор с портиками, за которым находились крытый колонный зал

(гипостиль) и святилище. Часть гипостиля и святилище были вырублены в

скале, а гробница фараона — под колонным залом.

Усыпальница Ментухотепа была выдающимся памятником времени XI династии.

Удачный выбор места и смелое применение увенчанных пирамидой колоннад

позволили зодчему достигнуть гармонического сочетания двухъярусного леса

колонн с бесконечными вертикалями скал, хорошо выделявших ярко сверкавшее

на солнце желтовато-белое здание храма.

На стенах храма были высечены рельефы, по содержанию близкие к

памятникам Древнего царства. Они отличаются той четкостью линий и тонкостью

выполнения, которая выдает уверенную руку большого мастера, прекрасно

овладевшего лучшими традициями мемфисского искусства. Мы знаем и имя

ведущего скульптора, работавшего в храме Ментухотепа, его звали Иртисен.

Это был крупный художник 21 века до н. э., изобретатель особо прочных

инкрустаций, передавший свое искусство сыну, также крупному мастеру,

занявшему должность начальника работ.

На рубеже 21 и 20 веков до н. э. Египтянский престол переходит к новой,

XII династии. К власти приходит Аменемхет I.

В Файюме началось строительство новых ирригационных сооружений.

Время среднего царства справедливо считается одним из наиболее

значительных периодов в истории культуры и искусства Древнего Египта.

Важным моментом явилось возобновление строительства царских гробниц

снова в виде пирамид. Первым начал сооружать свою усыпальницу в виде

пирамиды тот же Аменемхет I, который решился при этом поместить ее уже на

севере, порвав связь с гробницами предков,— шаг достаточно трудный, если

учесть мировоззрение древних египтян.

Стремление фараонов начала XII династии подражать памятникам Древнего

царства заставило египетских зодчих вернуться к образцам этого периода.

Планировка пирамид и заупокойных храмов начала XII династии, и их

взаимоотношение полностью совпадают с расположением усыпальниц фараонов

V—VI династий.

Однако вследствие изменившихся экономических условий сооружение

гигантских каменных пирамид было уже невозможно, что и отразилось на

масштабах и технике пирамид XII династии. Размеры этих пирамид значительно

уменьшились, например, пирамида Сенусерта I имела 61 м в высоту.

Строительным материалом служил теперь в основном кирпич-сырец, причем резко

изменился способ кладки пирамиды. Основу ее составляли восемь капитальных

каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и к

середине каждой стороны. От этих стен под углом в 45 градусов отходили

другие восемь стен, промежутки же между ними заполнялись обломками камня,

кирпичом или песком. Пирамиды облицовывались известковыми плитами,

соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Такая облицовка в

основном только и сдерживала здание пирамиды Среднего царства; не

удивительно поэтому, что эти пирамиды в настоящее время представляют собой

груды развалин. Разумеется, в момент сооружения пирамид недостатки техники

были скрыты облицовкой, и внешне пирамиды начала Среднего царства точно

воспроизводили тип усыпальницы царей Древнего царства. Так же как и раньше,

к восточной стороне пирамиды примыкал небольшой по сравнению с самой

пирамидой заупокойный храм, от которого шел проход к храму в долине.

К власти приходит Сенусерт III. Происходит укрепление царской власти.

Изменившаяся обстановка положительно отразилась на культуре Египта.

Значительные изменения произошли и в области архитектуры. Укрепление

экономики позволило усилить строительство. Царские усыпальницы начинают

увеличиваться и завершаются грандиозным заупокойным ансамблем Аменемхета

III в Хавара. Хотя и здесь пирамида была сложена из кирпича и только

облицована известняком, однако в ней был ряд особенностей; например,

примечательна была погребальная камера, высеченная из цельной глыбы

отполированного желтого кварцита. Особенную же известность получил

заупокойный храм при пирамиде. Прославившийся под именем Лабиринта, этот

храм, по мнению Геродота, был даже замечательнее пирамид Древнего царства.

Его описали многие античные авторы как одну из важнейших

достопримечательностей Египта. Раскопки подтвердили эти описания. Храм

занимал площадь в 72 тысячи кв. м и состоял из многочисленных залов и

молелен, украшенных скульптурами и рельефами. Столь резкое увеличение

масштабов пирамидного храма

Аменемхета III, в корне изменившее соотношения отдельных частей всего

комплекса зданий царской гробницы, подчеркивало роль этого храма как центра

общегосударственного культа фараона. Это подтверждается и характером

скульптур внутри храма и сооружением неподалеку от него двух колоссов

Аменемхета III из желтого блестящего кварцита, достигавших вместе с

пьедесталами 18 м высоту. Такое оформление пирамидного храма полностью

отвечало изменившемуся значению царской власти.

Стиль заупокойного храма отличался строгой монументальностью, чему

способствовали большие плоскости каменных монолитов перекрытий и ряды

монолитных же колонн. Колоннады Лабиринта исполняли ведущую роль в

оформлении и являлись его характерной особенностью.

Зодчие Среднего царства вообще значительно шире применяли колонну, чем

их предшественники. Начало этому было положено опять-таки мастерами средних

номов. Увеличение размеров скальных гробниц номархов, естественно,

вынуждало зодчих применять и большее количество колонн. В результате мы

видим и развитие портиков и появление трехнефных залов с более высоким

средним нефом. Одновременно обогащается и форма колонн. Помимо прежних

типов зодчие Среднего царства широко применяют колонны с каннелированными

стволами, увенчанными прямоугольными абаками (так называемые

протодорические колонны), и создают новый тип колонн, капители которых

украшены рельефными головами богини Хатор. Новым в храмовом строительстве

было появление и пилона, то есть оформление ворот в виде двух башен с узким

проходом между ними. Перед храмом ставились два обелиска, верхушки которых,

покрытые позолоченной медью, ярко горели на солнце.

О гражданской архитектуре Среднего царства стало возможным судить

после раскопок города около пирамиды Сенусерта II в Кахуне.

Массивная стена делила город на две части. В большей, восточной части

находились дворец, дома знати, склады, в западной ютились маленькие домики

ремесленников. Все здания были кирпичные. Дворец и дома знати имели

каменные косяки, деревянные или каменные колонны, расписные стены,

бревенчатые или кирпичные сводчатые потолки. Дом знатного человека занимал

площадь размером около 41,4Х59,4 м и имел около семидесяти помещений. В

центре дома находился зал с колоннами, вокруг которого были расположены

внутренние комнаты. Дома же в западной части города представляли собой

жалкие лачужки, состоявшие вместе с дворами из четырех помещений. Улицы

города были слегка наклонены к середине, где находились выложенные камнем

стоки.

Таким образом, мы видим, что Среднее царство было важным и плодотворным

периодом в истории египетского искусства. Наряду с творческой переработкой

наследия Древнего царства оно создало много нового. Трехнефное построение

зала с приподнятым средним нефом, пилоны, колоссальные статуи, поставленные

вне здания, увеличение заупокойного храма по сравнению с самой пирамидой,

рост реалистических тенденций и блестящее их проявление в ряде памятников —

таков вклад мастеров Среднего царства в сокровищницу египетского искусства.

ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ НОВОГО ЦАРСТВА

Эпоха Нового царства открывается вступлением на престол XVIII

династии, правившей более двух веков. В начале XVI века до н. э. пал

последний оплот завоевателей - их столица Аварис - и гиксосы были

окончательно изгнаны из Египта. С этого момента страна вновь объединяется

вокруг Фив, фараоны ведут завоевательную политику.

Эпоха Нового царства в период расцвета — это торжество египетской

мощи, никем уже не оспариваемой, утвержденной. И вместе, с тем это эпоха

баснословной роскоши правящей рабовладельческой верхушки. Одной силы,

одного утверждения ей уже мало. И потому грандиозность и пышность в

сочетании с изысканной утонченностью, со стремлением к изяществу, к блеску

отличают искусство этой эпохи. С пирамидами навсегда покончено. Усыпальницы

фараонов сооружаются в так называемой «Долине царей», напротив «Стовратных

Фив». Но хотя для гробниц отводятся глубокие, скрытые тайники, их

разграбление не прекращается.

Грандиозное строительство фараонов имеет по-прежнему целью утверждение

божественного характера царской власти. Но вместо пирамиды увенчанием этого

строительства является храм.

Ведущую роль в искусстве XVIII династии играли Фивы, где были созданы

лучшие произведения искусства рассматриваемого периода, в том числе и

наиболее известные архитектурные памятники. Такое положение Фивы заняли не

случайно. Слава необычайных побед фараонов-завоевателей придала их родине,

Фивам, блестящий ореол столицы победоносной страны. Грандиозные храмы,

пышные дворцы и дома быстро изменили облик Фив, превратив их в самый

богатый и великолепный из египетских городов, слава которого сохранилась в

течение многих веков, а спустя столетия Фивы были воспеты даже певцом чужой

земли — Гомером:

„Фивы египтян,

Град, где богатство без сметы в обителях граждан хранится,

Град, в котором сто врат, а из оных из каждых

по двести Ратных мужей в колесницах на быстрых конях выезжают".[1]

До сих пор стоят грандиозные колоннады и пилоны храмов, поражая всех,

кто приезжает в Фивы. Огромное пространство, на котором некогда

располагался город, все еще хранит следы его былой славы.

В искусстве Фив, как обычно, видное место занимала архитектура. Храмы

XVIII династии представляли собой в плане вытянутый прямоугольник. Фасад

храма был обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога, обрамленная

сфинксами. Вход имел вид пилона, к наружной стене которого прикреплялись

высокие мачты с флагами. Перед пилоном располагались два обелиска и

колоссальные статуи царя. За пилоном находились открытый двор с портиками и

само здание храма, заключавшее в себе колонные залы, молельни, библиотеки,

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.