рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая по дореволюционному кино

артистки В. В. Холодной и артиста театра «Соловцов» О. И. Рунича прошел при

небывалом успехе. Каждая часть картины заканчивалась шумными аплодисментами

просматривавших и громким выражением восторга и восхищения». В

петроградском «Обозрении театров» известный в то время критик Аргус писал:

«...как бы там ни было, картина смотрится легко, чему способствуют и

исполнители. Г-жа Холодная, выступающая в роли Елены, дает красивый облик,

хотя и не тургеневской героини. Она слишком современна, и костюм на ней

современной светской барышни...» (последний упрек следовало бы адресовать

режиссеру). Журнал «Кинема» в следующем номере в пространной рецензии

писал: «...особенной силе внешнего впечатления содействовало

безукоризненное исполнение главных ролей В. В. Холодной и В. А. Полонским.

Г-жа Холодная - еще молодая в кинематографии артистка, но крупное

дарование и даже большой талант выявила она с первым же появлением своим на

подмостках кинематографической сцены. Роль Елены она проводит бесподобно;

глубокие душевные переживания, безмолвная покорность велениям непостижимой

силы, яркие контрасты чувства переданы без малейшей шаржировки, правдиво и

талантливо...

Наконец, киноартистка Г. С. Кравченко вспоминала: «У Веры Холодной был

свой неповторимый шарм и такие выразительные, печальные, проникновенные

глаза, что, раз их увидев, запоминаешь на всю жизнь. Ее глаза тревожили и

волновали людей».

Волновали тогда и волнуют сейчас. В них отражалось то смятение чувств,

которым жило русское общество в атмосфере военных неудач и лишений, тем же

смятением чувств были переполнены характеры ее героинь.

Конкуренция не давала возможности Ханжонкову продлевать сроки съемок

кинофильмов для достижения возможно более высоких художественных

результатов: ателье должно было гнать ленту за лентой, чтобы «не

прогореть». Достаточно сказать, что за год пребывания у Ханжонкова Вера

Холодная снялась в тринадцати фильмах. Кинофабрика его находилась на Житной

улице и считалась тогда одной из крупнейших в Европе. Сам Ханжонков был

первым кинопромышленником, талантливым организатором, он принадлежал к

числу тех представителей имущего класса, которые ставили перед собой

задачи, совпадавшие с общественными. Таких людей было тогда немало -

Третьяков, Морозов, Мамонтов, Бахрушин, Юргенсон, Сытин, Терещенко...

Павильон его ателье, предназначенный для дневных съемок, помещался

наверху и по тем временам был хорошо оборудован осветительной и

киносъемочной аппаратурой. Внизу размещались артистические уборные. Тут же

на фабрике располагались декорационные мастерские и сценарный отдел. Надо

помнить, что в русский кинематограф уже в период его становления пришли

большие художники с мировым именем, артисты драмы, оперы и балета: Шаляпин,

Павлова, Каралли, Радин, Мозжухин, Максимов, Лысенко, Полевицкая, Юренева,

Полонский, Худолеев, Чардынин, Баратов, Протазанов, Бауэр, Гардин, Санин,

Петровский, Вавич, Римский, Панов и почти все артисты Художественного

театра во главе с Качаловым.

Здесь начинали свою творческую деятельность ведущие советские

кинорежиссеры: В. Гардин, О. Преображенская, А. Ромм, И. Пырьев... Отсюда

вышли первые советские киноактеры: В. Фогель, Э. Цесарская, А. Файт, А.

Антонов... Интересны воспоминания жены А.А. Ханжонкова Веры Дмитриевны

(Поповой): «Перечислить всех актеров, принесших в кино свой театральный

опыт, трудно. Среди них можно вспомнить Л. Кореневу, Е. Гельцер, Е.

Вахтангова, Вс. Мейерхольда, М. Чехова, Б. Сушкевича и многих других.

Нелишним будет напомнить, что 50 актеров Московского Художественного театра

и его студий участвовали в создании фильмов нашего дореволюционного кино.

Особое место в нем занимала В. В. Холодная. Скромная, трудолюбивая и

выносливая, она безотказно снималась у Е. Бауэра, П. Чардынина, В.

Висковского, Ч. Сабинского... Разумеется, немало было в этом деле и других

людей, искавших прежде всего легкой наживы. Они потакали дурным вкусам

обывательской публики, вызывая своей деятельностью у многих видных

представителей русской общественности отрицательное отношение к

кинематографу... Но так же, как мы не судим о литературе по произведениям

Пазухина и графа Амори, так же, как мы не судим о театре по репертуару

театра-фарс Сабурова, мы не должны судить о молодом киноискусстве по худшим

бульварным фильмам, выпущенным дельцами и спекулянтами».

Вслед за «Песнью торжествующей любви» на экраны выходит третий фильм с

участием Веры Холодной - «Дети века». Мелодрама имела определенные

социальные мотивы. Молодую женщину, жену мелкого чиновника Торопова,

соблазняет богатый коммерсант, приятель начальника ее мужа. Брошенный,

одинокий, потерявший место и снедаемый нуждой, Торопов кончает жизнь

самоубийством.

Надо сказать, что фильм этот имел шумный успех, в первую очередь,

видимо, потому, что в нем поднималась тема маленького человека. А эта тема

была, как говорят, у всех на слуху. В защиту маленьких людей выступали в

свое время Писемский, Достоевский, Чехов, гениальный русский трагический

актер Павел Николаевич Орленев и многие другие. К счастью, этот фильм

сохранился и дает полное представление о высоком мастерстве режиссера

Бауэра. Несмотря на то, что в фильме отсутствуют титры, игра артистов

настолько пластически совершенна, что не требует никаких дополнительных

пояснений. Что же касается Марии Тороповой, которую играла Холодная, то и

теперь с первых кадров фильма невольно попадаешь под обаяние прелестной

женщины, польстившейся на красивую жизнь, но не сумевшей, в силу чистоты

внутренней, скрыть своего «падения»- она влепила пощечину богатому

Лебедеву, когда тот попытался ее обнять...

Большое впечатление производит оформление фильма: интерьеры, съемки на

натуре -карнавал на пруду. В них чувствуется безупречный вкус. Некоторые

критики и до сих пор пытаются обвинить Бауэра в подмене красоты

красивостью. Мнения могут быть разными, но созерцание ее доставляет

радость. Поражает нас, современных зрителей, и высочайшее техническое

качество ленты. Удивительная четкость и глубина кадров, динамика монтажа -

порою не верится, что снято это семьдесят пять лет тому назад! И так ли уж

правомерно утверждение, что кинематограф вначале был всего лишь

развлечением? Теперь, во всяком случае, мы воспринимаем это как подлинное

искусство.

Летом 1915 года Вера Васильевна получила извещение с фронта о том, что

ее муж, служивший в одной из частей 5-й армии, поручик Холодный, тяжело

ранен под Варшавой и находится в критическом состоянии. Кстати, на фронте

сестрой милосердия была сестра Владимира Григорьевича Ольга. Илья Иванович

- военным врачом.

Тем летом наши войска в Польше, в Прибалтике вели оборонительные бои и

несли неоправданные потери. Союзники Англия и Франция не помогли России на

Европейском фронте. Русская армия истекала кровью на четырех фронтах:

Северном, Западном, Юго-Западном и Кавказском, ведя на последнем войну с

Турцией. В августе 1915 года положение на Юго-Западном фронте стало

катастрофическим. Подумывали о сдаче Киева и отводе войск за Днепр. И тем

не менее, нисколько не думая о себе, не обращая внимания на уговоры и

опасения своих близких, восходящая кинозвезда Холодная, взяв отпуск у

Ханжонкова, срочно выехала на фронт. Ее властно призывал долг патриотки,

жены русского офицера-героя, впоследствии награжденного за отвагу высокой и

редкой наградой-золотым Георгиевским оружием. В госпитале Вера Васильевна

не отходила от раненого: надежд на выздоровление было мало, и, можно

сказать, она вырвала его из объятий смерти. Свидетельство того времени -

сохранившиеся чудом фотографии.

В конце августа Вера Холодная в составе киноэкспедиции выехала в Сочи

для участия в ряде съемок на натуре. Но помимо этого артисты труппы

принимали участие в благотворительных концертах в пользу раненых воинов. К

сожалению, все привезенные из Сочи снимки оказались бракованными. Поэтому

для пересъемки впоследствии была организована повторная экспедиция, но уже

без участия Веры Холодной.

По возвращении из Сочи артистка решила попробовать свои силы в комедии

и снялась в веселом фарсе, высмеивающем легкомысленных волокит, «Наказанный

Антоша» (фильм не сохранился). Печать положительно оценивала его, однако

Веру Холодную он, по-видимому, не удовлетворял. Она не включила его в свою

фильмографию.

Одновременно с фильмом «Наказанный Антоша» на экраны страны

кинофабрикой Ханжонкова выпускается фильм «Пробуждение»- Вера Холодная в

главной роли. Это был первый фильм, поставленный режиссером П. И.

Чардыниным с участием актрисы - история замужней женщины, ставшей жертвой

обстоятельств в силу тех же социальных причин. Она не может уйти от

богатого мужа к возлюбленному, не может рассказать мужу правду, ибо: «Он не

поймет... а уйти так, нет. Я слишком много пережила нищеты, я боюсь ее»,-

просто признается героиня.

Уже на следующий день после выхода фильма на экран газеты запестрели

отзывами. В частности, журнал «Кинема» дал развернутую рецензию, в которой

говорилось: «Среди реальных драм видное место занимает прекрасно

поставленная и исполненная драма «Пробуждение» с В. В. Холодной в главной

роли. В игре этой артистки заметно тонкое понимание условностей экрана, что

вызывает даже со стороны строгих критиков кинематографических постановок из

театральных журналов самые лестные отзывы...».

Фильм «Пробуждение» долго не сходил с экранов и впоследствии

неоднократно демонстрировался.

Москва, ноябрь, 1915 год. Война ощущалась на каждом шагу. Открылось

много госпиталей, на улицах заметно прибавилось раненых и инвалидов.

Досрочные призывы в армию следовали один за другим. Пресса была полна

тревожных сообщений с фронтов, в кинотеатрах шла военная хроника, был даже

выпущен фильм «Вторая Отечественная война 1914-1915 гг.».

По всей России развернулась патриотическая кампания по посылке

рождественских подарков солдатам на фронт. В эту кампанию включились и

владельцы фирм, официально было объявлено проведение кинематографической

недели.

Сбором средств с благотворительной целью занимались известные артисты

театра во главе с Л. В. Собиновым. Они продавали за большие деньги

открытки, отпечатанные в десятках и сотнях тысяч экземпляров, с

репродукциями «Раненого солдата»-так назвал народ это изображение. Именно

этот плакат вдохновил художника Б.Кустодиева на создание плаката «За

свободу!» (1917 г.), на котором тоже был изображен солдат, но теперь уже

твердо сжимавший в руках винтовку. Наиболее ярким и талантливым был плакат

художника Л. Пастернака «На помощь жертвам войны» (1914 г.). В нем художник

не показывал боя, не акцентировал внимание на ранах. Он видел в солдате не

храбреца, яростно уничтожавшего врага, а прежде всего- человека, уставшего

от тяжелой работы, от моральной ответственности за пролитую кровь. Не

случайно в сторону отставлена винтовка, бессильно опущена голова: это не

просто слабость раненого, это- нежелание видеть окопы, стрелять и слышать

выстрелы.

Весь сбор в объявленную кинематографическую неделю поступал в фонд

Красного Креста. В эти дни в московских газетах можно было прочитать

объявление: «Солдату в окопы». Театр Ханжонкова. В фойе театра артистами Э.

В. Бауэр, В. А. Каралли, В. В. Холодной, В. А. Полонским, Н. А. Башиловым,

Г. Г. Азагаровым и др. производится продажа рождественских подарков солдату

в окопы».

Объявление, конечно же, сделало свое дело: зрители, желавшие увидеть

знаменитых и любимых артистов, лавиной хлынули в кинотеатр. Кинохроника

запечатлела это событие, лента сохранилась, правда, качество ее оставляет

желать лучшего. Вера Холодная, видимо, не желая себя афишировать, в

большинстве случаев отворачивалась от объектива.

Двадцать пятого января 1916 года на благотворительном вечере «В пользу

жертв войны» в помещении театра-кабаре «Летучая мышь» Балиева, как о том

сообщается в третьем томе «Жизни и творчества К. С. Станиславского» И.

Виноградской, выступили Станиславский, исполнивший роль Фамусова в сцене из

«Торя от ума», а также Л. Ф. Андреева, М. М. Блюменталь-Тамарина, О. В.

Гзовская, А. С. Хенкин, В. В. Холодная и другие известные артисты. Вел

программу Н. Ф. Балиев.

Незадолго до этого ателье Ханжонкова выпустило фильм «Миражи». Это

была вторая работа П. Чардынина с участием Веры Холодной в главной роли.

Она интересна как в режиссерском, так и в актерском плане, и к тому же

сохранилась, так что мы имеем о ней полное представление. Фильм сделан

экономно и выразительно. Что можно сказать об игре Веры Холодной? Разве

только то, что она была прекрасна.

Сильное впечатление производит каждый кадр, особенно глаза Марианны -

Холодной перед самоубийством. Такие магические глаза, глаза мученицы,

бывают, пожалуй, только на древних иконах. Примечателен этот фильм и тем,

что во время его съемок произошло сближение Веры Холодной с грузинской

актрисой Т. Тедеванишвили. Холодная исполняла роль Марианны, а роль ее

сестры - Тамара Тедеванишвили (Тедеванова). «Символом дружбы -отмечал

грузинский киновед И.И. Джавахишвили - является факт, что первая русская и

первая грузинская кинозвезды являются сестрами по экрану дореволюционной

России».

Сестра Тедеванишвили, певица Мариам Тедеванишвили, вспоминает, что

«Тамара и Вера Холодная были сердечными подругами. Я хорошо помню черты

лица женщины с очаровательными глазами. Веру Холодную все любили. В то

время в некоторых фильмах и я принимала участие в роли статистки. Между

нами и В. Холодной и после этого поддерживались теплые и хорошие отношения.

Все те, кто знал и работал с Верой Холодной, вынесли от встреч с ней

наилучшие впечатления. Таковы режиссеры П. Чардынин, Перестиани, Бек-

Назаров, оператор Б. Завелев и многие, многие другие».

Как сообщает А.Я. Каплер, однажды в 1915 году в квартире Веры Холодной

появился очень худой, высокий солдат. Он привез ей письмо от мужа с фронта

и с той поры стал приходить каждый день: садился на стул, смотрел на

артистку и молчал. Этим солдатом был Александр Вертинский. Все песни,

написанные им в первые годы его выступлений на эстраде, были посвящены ей.

Мы не случайно вспомнили Вертинского. В начале 1916 года в кинопрессе

появились многократно повторенные сообщения о съемках фирмой А. Ханжонкова

фильма «Пьеро», по сценарию А. Н. Вертинского, с участием в главных ролях

В. Холодной, В. Полонского и А. Громова.

По свидетельству Софьи Холодной, этот фильм действительно снимался, но

по каким-то причинам не был закончен и на экран не вышел. В феврале фирмой

А. Ханжонкова был выпущен на экраны страны следующий фильм с участием Веры

Холодной, под названием «В мире должна царить красота», поставленный Е. Ф.

Бауэром. Он не сохранился, содержание его неизвестно, но, по свидетельству

киноведа Вс. Вишневского, он представлял собой фантастическую драму.

Еженедельник «Театральная газета» в рецензии на этот фильм писал:

«Очередная картина - иначе ее назвать нельзя, ибо ничего «особенного» в

смысле постановки она из себя не представляет. У той же фирмы есть картины

и пышнее и богаче. Выше постановки - исполнение. В центральной роли г-жа

Холодная, одна из лучших наших кинематографисток. Г-жа Холодная делает

замечательные успехи в смысле драматического содержания. Это особенно

касается разработки мимики ее красивого и на редкость кинематографического

лица...».

Провинциальные газеты и журналы в своих заметках сообщали о «битковых»

сборах и о том, что «редко нам приходилось видеть такую художественно

разыгранную картину».

А еще через месяц ателье Ханжонкова выпустило на экраны фильм

«Огненный дьявол», который поставила (с В. Холодной в главной роли) жена А.

А. Ханжонкова. Эта банальная салонная драма примечательна, пожалуй, лишь

тем, что в ней Холодная впервые встретилась с Амо Ивановичем Век-Назаровым,

игравшим роль ревнивца- князя Ниладзе, впоследствии известным советским

актером, режиссером и сценаристом, народным артистом СССР.

Веру Холодную снова хвалили, но фильм в целом заслуженно критиковали

и за содержание, и за режиссуру, и за постановку. Да, действительно,

продукция акционерного общества Ханжонкова и всех остальных кинопредприятий

России в большинстве своем ничего общего не имела с реальной жизнью. Это

было отвлекающее и развлекающее кино в период великих народных бедствий. И

тут нелишним будет вспомнить, что «отвлекающее» кино имело место и во время

Великой Отечественной войны. Не говоря уж о таких замечательных советских

лентах, как «Маскарад» по Лермонтову или «Свадьба» по Чехову. Невозможно

было жить только бедой.

Фильм с участием Веры Холодной «Жизнь за жизнь» был, безусловно,

этапным в истории отечественного немого кино... и одной из лучших работ

Евгения Францевича Бауэра по изобразительной культуре, по композиции кадра,

монтажу, выразительности мизансцен, панораме, многоплановым декорациям. В

«Истории мирового кино» Жоржа Садуля сказано, что Бауэр заслуженно может

считаться первым настоящим кинематографическим художником не только в

России, но и, пожалуй, во всем мире.

Большое значение Бауэр придавал и актерскому мастерству. В его фильмах

начинали свой творческий путь знаменитые впоследствии артисты русского

немого кино: Н. М. Радин, И. И. Мозжухин, В.А. Полонский, В.А. Каралли, Н.

Лысенко, К. П. Хохлов. В качестве художника выступал известный в будущем

кинорежиссер Л.В. Кулешов. К каждому актеру Бауэр подходил индивидуально,

предъявлял разные требования, по-разному снимал. Отношение к исполнителю

как к простому натурщику, послушному автомату - мнение широко

распространенное в нашем киноведении - глубоко ошибочно. Бауэр чрезвычайно

чутко реагировал на каждое действие и движение актера - не терпел фальши,

ставил перед ним четкие задачи, и, если решение роли не удовлетворяло его,

он, как и Станиславский, говорил: «Не верю!».

Сейчас, просматривая фильмы Бауэра, поражаешься не только пышности

декораций, которую он очень любил, но и естественным поведением актеров,

близким к современному. Наконец, Бауэр стремился создать актерский

ансамбль. Парадоксально, что в то время он не считал актера главным

участником театрального и кинематографического действа. Вопреки

Станиславскому и его знаменитому утверждению о главенстве актера на сцене,

основной для него была все-таки режиссура. А. Век-Назаров, начинавший свой

творческий путь под руководством Бауэра, рассказывал, как тот убирал из

кадра решительно все, что могло отвлечь внимание зрителя от наиболее

важного в развивающейся мизансцене. Он ставил актера в наиболее выгодное

положение и очень долго всматривался в него, пока наконец не находил

внешнего рисунка образа, передававшего те чувства, которые переживали

героиня или герой.

По свидетельству известной киноактрисы С. Гославской: "...духовный мир

актера, процесс его творчества, глубина и верность переживаний не трогали

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.