рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Культура Китая Древность и средневековье

феодальные узы.

Новые веяния в политической жизни вынудили сунскую династию постоянно

заботиться об идеологическом укреплении своей власти. В связи с

секуляризацией церковных земель и острой критикой доктрин буддизма и

даосизма правительство считало поддержку со стороны церковнослужителей

недостаточной.

В поисках государственной доктрины, призванной служить идеологической

опорой феодальной монахи, сунский дом обратился к конфуцианству, бывшему на

протяжении многих веков воплощением «государственной мудрости». Указом

императора Конфуций был канонизирован, в честь его сооружали храмы, а его

потомкам предоставлялись разнообразные льготы.

Одним из существенных элементов конфуцианства был культ императора –

Сына неба, что как нельзя лучше можно было приспособить для целей усиления

централизации власти.

Китайское феодальное общество в X – XII вв. было отмечено значительным

подъемом научных знаний.

Особенного развития достигли науки о природе и физиологии человека.

Немалую роль в распространении знаний сыграло книгопечатание с резных

досок – ксилография. Появление ксилографической книги резко удешевило

образование и способствовало расширению знаний. В 1041 – 1048 гг. в Китае

был изобретен подвижный (наборный) шрифт, авторство которого предписывают

простолюдину Би Шэну.

В большом количестве стали издаваться политические трактаты,

публицистические произведения и географические описания. Расширился круг их

читателей.

В столице и других городах открылись казенные и частные типографии,

появилось много книжных лавок, создавались частные и казенные библиотеки,

развивалось школьное образование.

В дворцовых книгохранилищах велась многообразная литературная работа по

комментированию, изданию классических произведений древности и различных

исторических сочинений.

К этому времени относится деятельность ученых-энциклопедистов. В X в.

ими был создан колоссальный энциклопедический сборник, куда вошло около

1690 произведений. Наиболее выдающимся ученым-энциклопедистом был Шэнь Ко

(1030 – 1093) – автор многих трудов. Он предложил новый солнечный календарь

без 13-го вставочного месяца, конструировал астрономические приборы,

занимался математическими науками, химией, физикой, медициной, биологией.

Ученый Цзя Сянь написал труд об искусстве счета; Шао Юн выдвинул теорию

развития вселенной и предложил новые методы лечения при помощи уколов и

прижиганий. Чжан Цзы писал труды по военному искусству.

Расширились познания китайцев об иностранных станах и о ближних соседях

Китая – японцах, киданях, тангутах. Создались описания этих стран и

особенно районах собственно Китая. Именно в то время появился новый жанр

географических сочинений (дифан чжи) – описаний отдельных местностей

империи.

В различных областях стали применятся нововведения: порох – в военном

деле, магнитная стрелка – в морском, водяные часы.

Появились разнообразные труды по отдельным отраслям медицинских знаний.

Средневековые врачеватели пользовались покровительством правительства, и

для издания медицинских книг был основан особый комитет.

Создались многотомные труды по астрономии, математике, ботанике,

геологии.

Однако приоритет в средневековой науке по-прежнему оставался за

гуманитарными областями знаний.

Историописание – традиционно почитаемое в Китае занятие, достигло

особенного подъема. Выдающиеся историки писали многотомные монументальные

труды, создавали новые жанры исторических произведений. Сторонник реформ

Оуян Сю, работая над династийными историями, доказывал преимущество

централизованной монархической деспотии. Из историков того времени наиболее

знаменит Сыма Гуан. Его капитальный труд по истории Китая (с IV по X в.

н.э.), получивший от императора за утилитарный и надзирательный характер

название «Всепроникающее зеркало, управлению помогающее» («Цзычжи тунцзянь

ганму»), стал образцом для многих поколений историков.

Усложнилась методика работы над историческими сочинениями. В ней

появились элементы исторической критики; новым явлением стало написание

комментариев к династийным историям.

Традиционное в Китае собирание реликвий древности переросло в изучение

памятников культуры. Оуян Сю, крупнейший коллекционер своего времени,

впервые стал рассматривать эпиграфические надписи как источник по истории и

идеологии древнего Китая.

В сунское время началось движение за «новое толкование» классических

произведений конфуцианского канона. Ученые и писатели противопоставили

древнюю культуру новой, т.е. современной им культуре средневекового Китая.

Особенный интерес философов привлекли проблемы мировоззрения, которые

обычно обходились конфуцианцами; особенно тщательно стремились разобрать

гносеологическую теорию.

Выдающийся философ Чжоу Дунь-и (1017 – 1073), автор «Изъяснения плана

Великого передела» и «Книги проникновения», разработал эту проблему с

материалистических позиций. Он развил древние натурфилософские

представления о пяти первоэлементах, составляющих основу материальной

природы. Он внес новое понятие диалектики в свое учение и соединил воедино

концепции круговорота первоэлементов с концепцией движения

противоположностей.

Развитие элементов диалектики и стихийного материализма происходило в

борьбе против идеализма. Выразителем идеалистического направления в XI в.

были братья Чэн Хао (1023 - 1085) и Чэн И (1033 – 1107), признавшие законом

жизни, сущностью и закономерностью вещей духовное начало ли.

Учение философов XI в. позднее развивал Чжу Си (1133 – 1200),

считающийся основателем реформированного конфуцианства, известного как

неоконфуцианство или чжусианство. Его учение стало ортодоксальной

идеологией господствующего класса в последовавшие века.

Острые социальные противоречия, борьба общественных сил нашли свое

выражение в литературе, публицистике, поэзии.

В художественных произведениях критиковались феодальные порядки,

религиозные суеверия.

Большой интерес стал проявляться к человеческой личности. Для

творчества многих авторов характерны социальные мотивы, протест против

угнетения и несправедливости.

Особое место в сунской поэзии принадлежало Оуян Сю – основателю сунской

поэтической школы, возглавлявшему движение за обновление китайской поэзии,

последователю известного танского ученого и поэта Хань Юя (768 – 824).

В сунское время развивались и демократические жанры литературы. Ее

героями становились образованные горожане, купцы, ремесленники, выходцы из

низших слоев общества.

Атмосфера городской жизни, народные зрелища на городских площадях и

улицах, скоморошьи представления, театрализованные рассказы сказителей

питали влиятельное демократическое течение в литературе, представленное

городской средневековой повестью хуабэнь.

6. Китай в период династии Мин.

Провал экономических и политических реформ способствовал обострению

внутренних противоречий и ослаблению Сунской империи.

В покоренном Китае властью овладели монгольские феодалы во главе с

ханом Хубилаем, который с 1271 г. стал императором и основателем династии

Юань.

Положение горожан оказалось особенно тяжелым. Монгольские феодалы

захватывали ремесленников, специализировавшихся на разных видах

производства, переселяли их и превращали в своих рабов. В городах Китая

ремесленники зачастую должны были оставлять свои традиционные профессии и

изготовлять для монгольских конников сбрую, седла и серебряную отделку к

ним. Много ремесленников, став невольниками, трудились в мастерских,

принадлежавших знати или буддийским монастырям. Цеховые ремесленники

облагались тяжелыми поборами.

Большие трудности в освоении китайского языка принудили новых

правителей попытаться отказаться от иероглифики. С этой целью было

изобретено «квадратное письмо», но заменить им иероглифы не удалось.

В период возникновения феодального государства монголы были шаманистами

и относились терпимо ко всем вероисповеданиям. Однако позднее ханы

предпочли буддийскую церковь, заручились ее поддержкой и наделили монастыри

обширными землями. Что касается даосов, то они подвергались преследованиям

и многие их книги сожжены.

К середине XIV в. экономика империи пришла в упадок.

Городские рынки опустели, многие мастерские и лавки ремесленников

закрылись.

Почти во всех провинциях вспыхивали восстания.

Вражда к поработителям, скорбь за свою страну находили выражение в

песнях, распеваемых в народе, в рассказах бродячих сказителей. Особой

популярностью пользовались повествования о непобедимых героях, славных

полководцах, отважных силачах и справедливых людях. На эти темы разыгрывали

театральные представления и сочиняли литературные произведения.

Именно тогда появился сборник новелл (или, как его называют, роман)

«Троецарствие», где превозносились воинская доблесть, умение побеждать и

необычайное мастерство китайских военоначальников. Ненависть к завоевателям

была настолько сильной, что, когда одного художника спросили, почему он

избегает рисовать землю, он ответил, что считает это невозможным, так как

земля принадлежит завоевателям. Ученые-астрологи сообщали о появлении на

небе зловещих знамений, а гадатели прорицали гибель власти иноземцев.

Широко распространились тайные религиозные учения разных толков и

направлений. Особой популярностью пользовались мессианская идея о

пришествии «Будды будущего» – Майтрейи (Милэфо) и начале новой счастливой

эпохи, а также учение о «свете» (минцзяо) манихейского толка. Тайное

«Общество Белого лотоса» («Байляньцзяо») пополнило свои религиозные догмы

призывами к борьбе с монголами и начало формировать крестьянские отряды,

известные в истории как «красные войска» или отряды «красных повязок»,

поскольку красный цвет был символом Майтрейи.

Чжу Юань-чжан одержал победу над соперниками и присвоил себе титул

«вана». После этого он отправил сильное войско на север, и в 1368 г. его

полководец Сюй Да занял Пекин. Последний из правивших в Китае потомков

Чингисхана с остатками войск и приближенными бежал на Север. Чжу Юань-чжан,

провозглашенный императором в Нанкине, еще около 20 лет осуществлял

подчинение всей территории страны.

Новая династия была названа Мин, а символом ее стал красный цвет.

Тяжелым наследием монгольского ига в Китае было разорение народного

хозяйства. Ранее богатые города были ограблены, поля не возделывались.

Горожане, освобожденные от произвола юаньских властей, получили

некоторые льготы. Ремесленникам дали возможность работать и продавать свои

товары, а купцам – ездить по стане и торговать.

Господствующей идеологией и религией при Минах признано реформированное

Чжу Си конфуцианство – чжусианство.

В Китае продолжали действовать буддийская и даосская, а также

мусульманская религии. Но конфуцианские обряды и требования морали были

обязательны для всех; конфуцианская система образования оставалась

неприкосновенной.

История Китая XVI – XVII вв. характеризуется началом кризиса

феодального общества, нашедшего свое проявление в экономике страны, в

обострении классовых битв, в активизации политической борьбы.

Трудами предшествовавших поколений китайское земледелие достигло

довольно высокого уровня; существовали усовершенствованные ирригационные

сооружения, и среди них наибольшее распространение получили водоподъемные

транспортеры. Но дальнейшего развития оросительная техника не имела.

Деревенские жители постепенно переходили к хлопкоткачеству и

использованию хлопчатобумажных тканей собственного изготовления.

В XVI – XVII вв. неравномерность экономического развития различных

районов Китая. Ликвидация Великого шелкового пути привела к упадку городов

Кайфына, Лояна, Чэнду, Сияня, оказавшихся вдали от торговых магистралей.

Города сосредоточили значительную часть населения. В XVI в. шел

интенсивный процесс превращения деревень с развитыми торговлей и ремеслом и

поселений в посады – чжень.

К XVII в. определилась специализация отдельных городов, районов и

областей по производству какого-либо вида продукции: так, провинция Гуандун

славилась железными изделиями, Цзянси поставляла всему Китаю и соседним

странам фарфоровую и керамическую посуду, в районах Шанхая и Сунцзяна

изготавливали прекрасные хлопчатобумажные ткани, в г. Уху – красители, а на

острове Тайвань – сахар и камфару.

Наибольшего развития в стране достигли шелкоткачество, хлопкоткачество,

красильное дело, производство керамики и фарфора, изготовление бумаги и

книгопечатание.

Станки для изготовления шелка стали более совершенными: намотка шелка

шла одновременно на 12 шпуль, в многоцветном узорном тканье количество

цветов в одной ткани доходило до 20.

Хлопкоткачество преобладало в домашней промышленности и рассеянной

мануфактуре, где не было больших мастерских.

Исключительным мастерством славились красильщики, широко была

распространена набойка тканей, окраска «резервированием».

В XV – XVII вв. производство высокохудожественных изделий из фарфора

достигло наивысшего расцвета: были созданы основные типы росписей, всемирно

известные «небесно-голубые», «жертвенно-красные», «пламенеющие» глазури,

посуда украшалась синей кобальтовой краской.

Центром производства китайского фарфора стал Цзиндэчжэнь в Цзянси.

Фарфоровые изделия Цзиндэчжэня высоко ценились в Европе и на Востоке.

Расширение добычи и обработки полезных ископаемых в стране вызвало

некоторые технические усовершенствования в этой области: при добыче

каменного угля в Хэбэе, Цзянсу, Шаньси применялись дренажная система и

отвод рудного газа из шахт с помощью бамбуковых трубок; при подъеме руды из

шахт использовались лебедки и сложные блоковые устройства, на плавильнях

Пинсяна и Цзуньхуа употреблялись флюсы, смеси каменного и древесного угля.

Металлообрабатывающие мастерские изготовляли орудия, котлы, якоря и

тросы, листовое железо, проволоку, гвозди.

Однако в промыслах, связанных с добычей и обработкой металлов, высокие

трудовые навыки сочетались с крайне низким уровнем техники. Одна из причин

медленного развития техники в Китае заключалась в дешевизне рабочих рук.

Излишек рабочей силы в городах препятствовал росту техники.

В ту пору Китай был известен своими кораблями. Четырехпалубные

китайские суда с высокими мачтами уходили за много тысяч километров от

берегов Китая.

В начале XVII в. китайцы знали примитивный водолазный скафандр,

«водяные бомбы» – простейшие мины, которые устанавливались на воде для

взрыва неприятельских кораблей.

Большого развития достигли обрабатывающие промыслы: строились

сахароварни и рисорушки, мастерские по обработке чая, табака, выжиманию

масла, выделке муки и кондитерских изделий.

С XV – XVI вв. пережило расцвет строительное дело: были возведены

пекинский и нанкинский архитектурные комплексы, дворцы и храмы на могилах

минских императоров, храм Неба, дворцы и храмы Танчжэнсы, достроена и

частично реставрирована Великая китайская стена, создано много укреплений,

мостов необычной прочности и красоты. Многие архитектурные памятника того

времени сохранились до наших дней.

Дворцы и храмы украшались изделиями художественных ремесел – деревянной

скульптурой, резным камнем, слоновой костью, лаком, перегородчатой эмалью,

перламутром и тончайшими вышивками.

Вместе с появлением новых ремесел возникали и новые цехи, происходила

дальнейшая детализация цеховых уставов. Но процесс отделения торговли от

ремесла протекал медленно и продолжался в плоть до XX в.

Китайские городские ремесленники испытывали сильный политический и

экономический гнет феодального государства.

В XVI в. в наиболее развитых областях Китая, в центральной и приморской

провинциях, шел процесс возникновения капиталистической кооперации и

мануфактуры.

Из-за строгой государственной монополии на добычу и обработку полезных

ископаемых частные предприятия создавались тайно в отдаленных горных

районах. С середины XVI в. правительство разрешило добычу ископаемых, но

ввело систему жестких налогов.

Уже в XIV в. в Китае возникла такая форма организации производства, как

раздача работы на дом. Наибольшее распространение она получила в

шелкоткачестве и хлопкоткачестве провинций Цзянсу и Чжэцзян, где

ремесленное производство теснее всего было связано с массовым сбытом. К XVI

в. некоторые поселки и села, расположенные вокруг центров ткачества, сплошь

состояли из жителей, перешедших на занятие прядением, шелкокручением и

ткачеством.

Развитие ремесла и возникновение мануфактуры были тесно связаны с

расширением товарно-денежных отношений, ростом торговли, особенно внешней.

Продукция китайского ремесленного производства находила сбыт на внешних

рынках – в Европе, в странах Юго-Восточной Азии, Японии, в Джунгарии,

Кашгарии. Из Китая вывозили шелк и фарфор, хлопчатобумажные ткани,

металлические, керамические, лакированные, костяные изделия, чай, сахар.

Страны Юго-Восточной Азии получали из Китая металлические котлы, проволоку,

гвозди, якоря, оружие. В Минскую империю ввозили ценное сырье для китайских

мастеров. С юга привозили жемчуг, драгоценные камни, слоновую кость, ценную

древесину, лекарства. Из северных стран Китай получал пушнину, продукты

животноводства, женьшень.

7. Китай в годы борьбы против чужеземных захватчиков.

В 20 – 30-х годах XVII в. экономическое и политическое положение Китая

значительно ухудшились разгул; феодальной реакции, стихийные бедствия,

массовый голод, разорение тружеников города и деревни ослабили страну.

История китайского общества в XVI – XVII вв. была отмечена значительным

культурным подъемом. Технические усовершенствования, возникновение

мануфактур, обширные внешние связи, путешествия в дальние края вызвали

интерес к развитию научных знаний.

Появлялись сочинения, имевшие практическое назначение. Это были

обстоятельные пособия для разных отраслей сельского хозяйства или

ремесленного производства.

Было сделано подробное описание всех известных растений с указанием их

фармакологических свойств. Специальные труды посвящались медицине, в

частности лечению инфекционных болезней.

Средневековые географы составили подробное описание Китая и всех его

провинций, рисовали детальные карты, но без градусной сети, которая не была

им известна.

Некоторые ученые обратились к областям науки, получившим значительное

развитие на Западе. Ученый Сунь Юань-хуа приступил к изучению трудов по

математике, написанных в Европе. Другой ученый, Ван Чжэн, изучил латынь,

перевел на китайский язык термины по механике, обучал молодых людей

математическим знаниям.

Официальной историографии противостояли исторические труды частных лиц.

По собственной инициативе они издавали записки и мемуары, составляли

сборники, подбирали документы. Язык и идеологическая направленность таких

сочинений отличались от официальных изданий.

В художественной литературе подвергалось критике и осмеянию феодальное

общество и застарелые каноны. Писатели сочиняли произведения, в которых

высмеивали государственные и социальные порядки, старый быт, тупость и

взятничество чиновников.

В изобразительном искусстве наметились направления, противостоявшие

стандартным нормам. В живописи возник новый жанр – иллюстрация

художественных произведений.

Нападкам со стороны передовых мыслителей подвергалось чжусианское

конфуцианство, буддийские и даосские каноны.

Интерес к естественным и математическим знаниям сопровождался резкой

критикой суеверий, предсказаний и гаданий.

Развитие издательского дела и книготорговли открыло новые возможности

для распространения оппозиционных правительству сочинений. Имена некоторых

издателей, например, Фэн Мэн-луна, приобрели широкую известность.

Годы вооруженной борьбы китайского народа против чужеземцев отмечены

высоким подъемом патриотизма. Выдающиеся ученые, посвящая свои труды

проблемам философии, экономики, истории, прямо или косвенно призывали к

борьбе против завоевателей.

Особой известностью пользовалось имя Хуан Цзун-си (1610 – 1696). Его

философские взгляды имели материалистическую основу. В своей экономической

теории он признавал важность развития ремесла и торговли.

Враг конфуцианской схоластики и буддийской религиозной мистики, Ван

Чуань-шань развил мысль о единстве тела и движения.

В то время появилось много трудов, посвященных истории антиманжурской

войны, сопротивлению городов и борьбе крестьянских организаций.

Группа ученых приступила к составлению истории Китая под властью

минской династии.

В столице и в отдаленных районах тайно трудились образованные люди,

создавая сочинения, которые свидетельствовали об их патриотических или

реформаторских взглядах.

Видные писатели, философы, историки создали в условиях патриотического

подъема блестящие произведения, которые два века спустя вновь зазвучали

призывом к борьбе.

В XVIII в. манжурские правители достигли наивысшего пика в

преследовании китайских авторов. Китайским ученым и писателям

предназначалось заниматься компиляцией, переписыванием и перетолковыванием

старых сочинений, составлением сборников и словарей. В результате китайская

письменность, наука, любая область знаний оставались все на том же

средневековом уровне.

В художественной литературе преобладали незначительные произведения и

официальное стихосложение.

В пьесах и операх часто звучали патриотические мотивы, изображались

подвиги национальных героев, высмеивались предатели, чиновники-взяточники и

притеснители народа.

Театр – чаще всего были бродячие труппы, - сохранив старые формы и

старые китайские костюмы, сберег и свой национальный характер. Только

столичный придворный театр изменил этим традициям.

В китайской живописи продолжалось совершенствование изображения

растений, птиц, красавиц. Рисунок все усложнялся, но перспектива по-

прежнему отсутствовала.

Резьба по кости, мрамору, лаку, отделка предметов обихода в домах

феодалов и чиновников являли собой причудливые хитросплетения тончайших

узоров.

Дорогие шелка ткали со сложными, затейливыми узорами.

В строительном искусстве, в художественном литье, во всех видах

многообразного художественного ремесла культивировалась еще большая

вычурность линий и усложненность деталей. Вместо поисков новых форм

художники и ремесленники прибегали к чрезвычайному усложнению отделки.

Китайские корабли по прежнему ходили под прямыми парусами,

ремесленники не умели делать механических часов.

Открытия, достигнутые человечеством, не проникали в Китай.

Художественная и научная мысль, ограниченная древними канонами,

изолированная от всего мира, остановилась на уровне глубокого

средневековья.

Литература.

1. Культуралогия. История мировой культуры. Под редакцией Марковой А.Н.

– Москва: Изд-во «Культура и спорт», 1995.

2. История Китая с древнейших времен до наших дней. Под редакцией

Симоновской Л.В. – Москва: Изд-во «Наука», 1974.

3. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. – Москва: Из-во «Наука»,

1977.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.