рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Культура барокко

Культура барокко

Тема13. Стиль барокко – культурная система позднего средневекового

общества.

План.

1. Основные структурные единицы барочной культурной системы.

2. Явление парных ступеней-периодов культурного развития средневековой

цивилизации.

3. Особенности охраны отечественных и зарубежных памятников культуры

барокко-рококо.

1

Введение

Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой

культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой,

контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для

нашего времени - смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего

стабильности и упорядоченности, - эпоха барокко необычайно близка по духу.

Именно поэтому было бы интересно обратиться к этой теме, чтобы найти в

прошлом какие-то ориентиры, способные помочь поиску себя в сложных

жизненных коллизиях. Конечно же, рассказать обо всей культуре барокко все

равно, что “объять необъятное”. Поэтому отдельные грани (общестилистические

черты, мироощущение эпохи, антиномии в искусстве...) рассмотрены в данной

работе более подробно, другие - менее. Особого внимания заслуживает

музыкальная жизнь эпохи - чрезвычайно насыщенная, полнокровная, вышедшая за

рамки XVIIв. Это время выдвинуло двух гениев (в области музыкального

искусства): Баха и Генделя, раскрывших разные грани стиля.

Термин

В XVII в. не было создано теории искусства. Сам термин появился

позже. Существует несколько версий происхождения термина: 1) от

итальянского “baruecco” - жемчужина неправильной формы;

2) “baroco” - одна из форм схоластического (религиозно-догматического)

силлогизма (рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином);

3) от итальянского “barocco” - грубый, неуклюжий, фальшивый.

В XVIIIв. термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки.

Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.

В 50е годы XIXв. начинается рассмотрение барокко как исторического стиля,

закономерного этапа в развитии искусства позднего возрождения.

В 80е годы XIXв. происходит настоящее “открытие” барокко: работы Гурлита,

Вельфлина, Юсти. За барокко признали право на существование как особого

художественного явления.

В 20е годы XXв. происходит кризис капиталистического мировоззрения.

Пробуждается интерес к местным, национальным вариантам барокко. Дается

периодизация, устанавливаются исторические границы.

Исторические предпосылки

XVII век. Новое время, эпоха барокко. Загадочным образом эта эпоха

все еще живет в нашем сознании, ее новизна не устарела без малого четыре

столетия. Драматическая напряженность мироощущения, интенсивность

2

духовной жизни чувствуется на расстоянии, притягивая через века. Не

ослабевает и притяжение искусства барокко: драматургии Шекспира,

архитектурных ансамблей барочного Рима, живописи Рубенса, Рембрандта,

скульптуры Бернини. Не упомянуты еще Кальдерон, Грифиус, Гриммельсхаузен,

Шенфельд, Эль Греко, Декарт, Кеплер, Бёме, Паскаль... Порождением духовной

атмосферы эпохи стала музыка А.Скарлатти, Д.Скарлатти, Дж. Фрескобальди,

К.Монтеверди, И.Пахельбеля, Букстехуда, Шюца, Корелли, Вивальди, Генделя,

Баха. Если взглянуть из нашего “исторического далека” на эпоху барокко, в

ней не может не поразить внутренняя закругленность, завершенность,

исчерпанность смысла. Барокко - время от “Гамлета”, его “порвалась дней

связующая нить” (1601) до смерти Баха, его “Пред троном твоим предстаю я

днесь” (1749). Начало эпохи - прорыв в будущее. Но был ли он так уж

неожидан?

Западная Европа вступила в новую фазу экономических и политических

отношений, принесшую с собой новую культуру. Эта фаза характеризуется

прежде всего развитием и борьбой феодальных и капиталистических отношений,

приводящей к столкновению двух классовых мировоззрений. Происходит

централизация государственной власти и образование национальных

государственных объединений, слагавшихся на основе абсолютистских режимов.

XVII век - одна из наиболее грандиозных эпох во всей истории: все

европейские страны развивались в одном направлении: от феодализма к

капитализму, причем движение это принимало остродраматические формы, а сам

характер развития был резко неравномерным:

в Голландии уже сложились буржуазные отношения;

в Англии - буржуазная революция;

во Франции - расцвет абсолютизма;

в Италии - контрреформация;

в Германии сохраняется феодальная раздробленность, идет

тридцатилетняя война (1618-1648гг.);

Испания является одной из самых отсталых окраин.

Ведущими социальными слоями становятся буржуазия, земельная аристократия и

крестьянство. Но именно с XVII в. намечаются контуры единого мирового

культурно-исторического процесса.

Это не просто время перехода от эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) к эпохе

Просвещения (XVIIв), а большая значительная самостоятельная фаза в развитии

мировой культуры. Поэтому при всей неравномерности движения

стран (что и будет определять национальные особенности духовной жизни,

создание национальных школ), большое значение уделяется общим моментам,

таким, как мироощущение, миропонимание...

3

Идеологическая основа

Идеологической основой для нового стиля было ослабление духовной

культуры и духовной силы религии, раскол церкви (на протестантов и

католиков), борьба различных вероучений, отражающих интересы

различных классов: католицизм выражал феодальные тенденции, протестантизм -

буржуазные. В это же время государство приобретает большую роль,

соответственно происходила борьба религиозного и светского начал.

Одновременно развивается наука (географическое познание Земли (за

исключением Антарктиды), развитие оптики, законы преломления света Декарта,

разложение спектра цвета Ньютоном, имеющие большое значение для живописи,

развитие термодинамики).

В такой сложной, динамической, драматической обстановке складывался новый

стиль, новая культура. Утверждался же он в обстановке относительной

стабилизации жизненных условий. Она была результатом либо насильственной

политики государства и церкви, либо следствием затишья, пришедшего на смену

общественным потрясениям. Но со стабилизацией жизненных условий не

уничтожаются общественные противоречия.

Не случайно общественное сознание фиксирует острую противоречивость

любой ситуации, к которой оно прикасается: социальные отношения, политика,

экономика... XVIIв - время перелома в общественном сознании идеологии

гуманизма. Исчезает уверенность в неизбежном торжестве положительных начал

жизни. Обостряется ощущение трагических противоречий. Скепсис и дуализм -

вот основные характеристики общественного мнения, общественного сознания.

На рубеже XVI-XVII вв. образуется так называемый “трагический гуманизм” -

осознание трагедии человека в обществе и мире, борьба с ними и с самим

собой. Происходит “расслоение” человека на частного и родового, на

личностного и сословного, на эмпирического и абстрактно-всеобщего. Эти

коллизии имели грандиозные последствия для общественного сознания эпохи - и

обыденного и философского самосознания, и художественного мышления.

Философия

В XVIIв. господствующим становится новый тип мироощущения, для

которого Бытие - динамичное, изменяющееся, сталкивающееся, драматичное.

Такой тип мышления, который видит в самом фундаменте вещей противоречие,

разорванность, коллизию, а не единство, гармонию,

свойственные эпохе Возрождения, был известным возвратом к дуализму

средневекового религиозного сознания. Снова мир воспринимается в

противопоставлении материального и духовного, природного и божественного,

эмоционального и рационального. В результате возникают

4

размышления о первичности того или иного начала, о господстве одного над

другим. В итоге в философии разгорается противоборство диаметрально

противоположных философских учений и принципов: метафизики (Декарт) и

материализма (Гоббс, Локк, Бэкон), т.е. борьба идеалистического и

материалистического подходов в онтологии, сенсуализма и рационализма в

методологии, индуктивного и дедуктивного

методов познания. В конечном счете, развитие философской мысли в данном

направлении привело к формулированию антиномий Канта, диалектического

мышления Гегеля.

Т.о. идеология признает существование антагонизмов (противоречий), но

считает государство и церковь силами, примиряющими конфликты жизни,

придающими ей единство. Первоначально философия стремится найти

монистическое объяснение мира (в чем единство?):

Рене Декарт: единство мира в разуме. Именно сознание, по Декарту,

является исходной достоверностью познания. Бог - наиболее совершенное

сущее, его функции в гармонии и гарантии истинности познания;

Бенедикт Спиноза находит единство в пантеистическом восприятии Бога,

который включает в себя видимый и невидимый мир, материальную суть,

духовные элементы;

Томас Гоббс утверждает: единство - в материи. Все духовное есть суть

материального. Люди должны объединяться в общество с сильной абсолютистской

государственной властью.

Блез Паскаль находил единство и суть в идеальной любви, источнике

благородного поведения. Именно религия (Христианство) разрешает загадку

Бытия;

Готфрид Вильгельм Лейбниц видел единство в предустановленной гармонии

мироздания, состоящей из бесконечного числа монад - самоценных завершенных

жизненных организмов.

Вообще, идея Божества - как средоточия высшего разума, справедливости,

истины, милосердия, вносящего стройность во все сущее, - характерна для

умонастроения эпохи.

Антиномии

В тоже время, барокко - художественная система, отражающая

мировоззрение людей послеренессансной эпохи, которые усматривали

главный порядок жизни в его противоречиях и считали, что нет ничего, что не

имело бы своей оппозиции. Антиномии, несовместимые друг с другом

противоположности, сосуществуют в культуре барокко, создавая своеобразную

гармонию. Гармонию неустойчивую, исполненную тревоги. Теоретики барокко

говорят о “созвучии несозвучного”, о concordia discordans. Антиномии

барочного мышления проявляются во всем.

5

Антиномия “хаос (управляющий вселенной) - порядок (торжество

рационализма)”. Система, к которой тяготеет научное и художественное

мышление барокко (система созвездий Кеплера, учение о государстве Грация,

система планировки Ленотра...) понимается не как выражение порядка,

лежащего вне человеческого сознания, а как нечто соразмерное, рациональное,

упорядоченное, подчиненное рассудку человека. В то же время, духовное

открытие барокко - чувство безграничности мира (чему способствовали

географические открытия), трагичной незащищенности

человека, несопоставимости малой, бренной страдающей песчинки человеческой

жизни и неизменной, холодной, бесконечной бездны Космоса.

Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,

Арена всех скорбей, превратностей поток,

Фортуны легкий мяч, болотный огонек,

Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле.

Грифиус “Человеческая нищета”.

Все зависит от внешних воздействий, от природы, от окружения, от людской

массы. Фортуна неуправляема, поток времени неуправляем, его можно лишь

наблюдать - до тех пор, пока он не сметет наблюдателя. Смерть слепа,

стреляет наугад... Случайность, хаос управляют Вселенной. В этом хаосе

одинаково иррационально и трагическое (поэзия Грифиуса, музыка Шюца), и

чудесно-мистическое (“Экстаз святой Терезы” Бернини, живопись Эль Греко).

Еще одна антиномия: противопоставление жизни и смерти. Последняя

понимается как свет, утешение, покой, мысли о Христе.

Что смерть благочестивым?

Ключи от жизни вечной,

Времен граница лживых,

На поле битвы мир,

Идущий к солнцу путник,

Блаженства вечный пир,

В пути к отчизне спутник,

Пожатие десницы,

Пылающее пламя,

И райские зарницы,

Горящие над нами.

Хофмансвальдау “Смерть”.

Это и антиномия преувеличенной яркости, телесности жизни (театр,

живопись Рубенса) с одной стороны, и мрака, боли, мистицизма - с другой

(гравюры Шенфельда).

6

Противопоставления существуют и на уровне типа мышления, мироощущения,

пространства, времени...

Игралище времен, непостоянный род,

На сцене бытия в преддверии утраты

Тот вознесен, тот пал, тому нужны палаты,

Тому - дырявый кров; кто царствует, кто ткет.

Вчерашнее ушло, минутный счастья взлет

Сметает новый день и завтра в бездну канет

Зеленая листва поблекнет и увянет,

И острие меча на нежный шелк падет.

Грифиус “Подобье нашей жизни”.

Перед нами типично барочная картина мира. Он неустойчив, динамичен,

соткан из контрастов, подвержен метаморфозам.

Специфические черты

Кроме вышеизложенного, типичными специфическими чертами эпохи можно

считать:

1. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством,

чудесами, видениями;

2. Повышенная эмоциональность; 3. Большое значение иррациональных эффектов,

элементов; 4. Яркая контрастность, эмоциональность образов;

5.Динамизм (“мир барокко - мир, в котором нет покоя” Бунин);

6. Тяготение к обобщающим и связывающим формам:

а) целостностные системы философии; б) поиск единства в противоречиях

жизни; в) в архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли;

г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению;

д) в живописи - отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание

“бесконечности” пространства; е) в музыке - создание циклических форм

(соната, концерт), многочастных произведений (опера).

В эпоху барокко произведения искусства “активно стремятся соединиться с

другими” (Липатов). Т.о. Мастер эпохи барокко мыслит и как скульптор, и как

архитектор, и как декоратор одновременно (Бернини “Собор святого Петра”).

7. Сложность и избыточность, излишество (в частности, композиционных

решений в архитектуре, музыке). Например, церковь св. Сусанны. Характерно:

нагруженность формы, орнаментальная декорировка пространства, нарастание

массы к центральной части, заполнение ниш статуями.

7

Основные структурные единицы барочной культурной системы.

Архитектура Италии

Первоначально очагом культуры барокко была Италия. Для Италии - это

время медленного заката многовекового блистательного искусство. Наиболее

ярко стиль проявился в архитектуре. Для нее характерно:

1. Усиление черт изобразительности; в частности, в композициях

фасадов:

а) фасад становится декорацией, связанной со зданием в качестве одной

из картин в сюите зрительных ощущений от общего ;

б) фасад - как изображение несуществующего, воображаемого здания:

колонны выступают вперед, углубляются, превращаются в плоские

пилястры;

окна - то как пролеты, то как изобразительный элемент (дворец

Цуккары, окна - раскрытая пасть чудовища).

2. Стилизация одних форм под другие (церковь Сант-Иво Баррамини. План

здания выполнен в форме пчелы).

3. Излишества различного рода (детализация, обилие украшений).

Представители: Барромини Франческо. Для его работ типично:

1. Дробность массы здания; 2. Дематериализация каменных масс;

3.Динамизм решений; 4. Богатая внутренняя отделка: золото, полудрагоценные

камни... Например: церковь Св. Карло алле квадро фонтане в Риме.

Бернини Лоренцо. Для его работ типично:1. Изящество в сочетании с

математическим расчетом;2. Мастерская работа с фактурой камня;

3. Использование оптических эффектов.

Например: лестница в папском дворце в Ватикане, церковь Сант-Андреа дель

Квиринале (овал в плане здания).

Будучи великим архитектором, он был прекрасным графиком, рисовальщиком и

скульптором. Наиболее известные работы:

“Давид” - динамизм (тело повернуто вокруг своей оси), напряженность

мускулов, экспрессия лица.

“Алтарь св. Терезы” в церкви Санта-Мария делла Витториа: “... стена

алтарного полукружия расторгается сверхъестественной неудержимой силой. Из-

за нее выступают вперед величественные скульптурные композиции. Массивные

колонны с тяжелыми капитолиями более объемны, чем пилястры за ними. Из-за

колонн выступает вперед повисший на окаменевших облаках трон, вокруг

которого стоят четыре статуи. Золотые лучи, вырываясь из-за облаков, пышным

снопом озаряют это видение”. (Липатов.)

8

Скульптура Италии

Вообще, в скульптуре существовала следующая тенденция: человеческая

фигура на фоне здания уподобляется концерту для голоса и оркестра. Фигуры

выходят за пределы ниши, обрамление становится объемной формой, за которую

можно войти. Скульптура напоминает живопись, живопись - скульптуру. Крупным

скульптором был Антонио Канова, первые работы которого являются отражением

стиля барокко. Характерен выбор сюжетов, связанных с библейской,

мифологической тематикой героического или драматического плана. Его работы

отличаются монументальностью, необычностью, вычурностью, динамикой

ракурсов, общедраматическим звучанием (“Орфей”, “Геркулес и Лихас”).

Постепенно Канова отходит от стиля барокко и лучшие его работы принадлежат

к классицизму.

Скульптура Германии

Свое дальнейшее распространение стиль получил в Германии. Особого

расцвета достигла скульптура. В интерьере немецкой барочной церкви ей

отводится большая роль, чем живописи. Ярчайшим мастером барокко был

Бальтазар Пермозер (“Дворец Цвинтер” (архитектор Пёппельман), “Отчаяние

проклятого”, “Святой Амвросий”). Его работы отличает экспрессия,

переходящая в большую внутреннюю силу, уникальность работ мелкой пластики,

глобальные философские проблемы.

В архитектуре стиль барокко был представлен менее ярко: Дворец

Цвингер в Дрездене, Фрауэнкирхе в Дрездене (архитектор Георг Бер).

Живопись Италии

Живопись итальянского барокко выдвинула на сцену ряд имен:

Себастьяно Риччи. Для его произведений характерно:

1) мифологические, библейские, исторические сюжеты; 2) эффектное,

театральное, помпезное изображение; 3) обязательное присутствие

архитектурного фона; 4) яркость, контрастность колорита; 5) динамика

изображения. Например: “Сотник перед Христом”.

Другим блистательным мастером барокко был Джованни Батисто Тьеполо -

художник широчайшего масштаба, великолепный импровизатор. Его перу

принадлежат картины: “Пир Клеопатры”, “Двое святых”, “Смерть Дидоны”,

“Меценат, представляющий императору Августу свободные искусства”.

К стилю барокко относится творчество Алессандро Маньяско, но в его

произведениях чисто барочные черты: динамизм, эффектное изображение,

получили иную окраску - все кажется увиденным во сне, о котором

рассказывают с оттенком болезненной иронии и демонстративного сарказма.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.