рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Искусство Греции

Искусство Греции

Музыкальный лицей НГК им. М. И. Глинки.

РЕФЕРАТ ПО

МХК

НА ТЕМУ:

“АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ.”

Автор: Конньяков Л. В.

Класс: 8

Преподаватель: Робинсон Б. В.

г. N-ск,

2000.

Содержание.

I. Исторические предпосылки возникновения

древнегреческой литературы. 2

1. Предмет и значение литературы Древней Греции. 2

2. Античное рабовладельческое общество Греции. 2

3. Греческие племена и наречия. 3

4. Язык древнегреческой литературы. 3

II. Истоки древнегреческой литературы. 4

1. Народно-поэтическое творчество и мифология. 4

2. Сказки, басни (Эсоп), загадки и пословицы. 5

3. Народная песня, ее происхождение и формы. 6

III. Поэмы Гомера. 6

1. Сказание о Троянской войне. 6

2. Общий характер поэм. 7

3. Главные образы поэм. 8

4. Значение поэм Гомера. 10

IV. Формы лирической поэзии. 10

1. Греческая лирика и ее формы. 10

2. Элегия и ямб. 11

3. Эпиграммы. 11

4. Основные жанры прозаической литературы. 11

V. Литература эллинизма. 12

1. Общая характеристика эпохи эллинизма. 12

2. Эллинистическая образованность. 12

3. Реализм и натурализм. 13

VI. Конец античной греческой литературы и 14

ранняя христианская литература.

1. Последние греческие поэты. 14

2. Греческая литература на рубеже с византийской. 14

VII. Значение греческой литературы для 14

для мировой цивилизации.

I. Исторические предпосылки возникновения

древнегреческой литературы.

1. Предмет и значение литературы Древней Греции.

Под названием “греческая литература” мы должны разуметь всю вообще

литературу греческого народа, написанную на греческом языке. За

продолжительный срок много раз и коренным образом изменялись исторические

условия жизни греческого народа, также изменился и язык.

При таком широком понимании предмета, всю историю греческой литературы

можно разделить на четыре больших периода:

1) античный, совпадающий с эпохой рабовладельческого общества - с самых

ранних времен (X - IX вв. до н.э.) до начала IV в н.э. с кратким

примыкающим к нему периодом перехода к феодальному строю - от IV до

начала VI в н.э.;

2) византийский, занимающий время от утверждения феодальной византийской

империи при Юстиниане (527 - 565 гг.) до завоевания Константинополя

(Византии) турками в 1453 г.;

3) период турецкого владычества - 1453 - 1829 гг.;

4) новогреческий - со времен освобождения от турецкого владычества (1829

г.) до наших дней.

Из четырех обозначенных периодов, наибольшее значение для истории мировой

культуры и литературы представляет первый период - античный.

Так как вся европейская культура строилась на развалинах античной, то

вполне естественно, что элементы этой последней вошли органически в наши

общественные понятия, в наше мышление, язык, художественные образы, и

многие стороны современной жизни были бы непонятны без знаний античной

культуры. Идеями и образами античности вдохновлялись величайшие

представители литературы, искусства и науки: Данте, Петрарка, Микеланджело,

Шекспир, Мильтон, Байрон, Гете и многие другие. Высокое значение греческой

литературы признается выдающимися нашими писателями и критиками -

М.В.Ломоносовым, А.Н.Радищевым, А.С.Пушкиным, В.Г.Белинским, А.И.Герценом и

другими.

2. Античное рабовладельческое общество.

Общество, разделившееся на рабов и рабов, освободившихся от труда,

позволило посвятить себя искусству. Разделение общества на два основных

класса - рабов и рабовладельцев - привело к образованию своеобразной формы

античного государства, которую греки называли “полис”. Эта форма совмещает

в себе два понятия - и государства и города. Имеется в виду город с

небольшой прилежащей к нему территорией.

Для удобства рассмотрения истории древнегреческой литературы мы

устанавливаем следующие четыре периода:

1) начальный - период разложения первобытного родового строя (с конца II

до начала I тысячелетия до н.э.), время нераздельного господства

устного народного творчества;

2) эллинский или классический - время образования и процветания свободных

государств-городов - приблизительно с IX до конца IV до н.э. В этот

период получили развитие, в соответствии с отдельными фазами

общественной жизни, три сменявших друг друга жанра: эпос, лирика и

драма. Он включает в себя и краткий период назревания новых условий -

перехода к эллинизму;

3) эллинистический - время господства больших эллинистических монархий III

- I вв. до н.э., время значительного ослабления творческих сил народа и

преобладание изысканных форм в искусстве;

4) императорский или эллинистическо-римский - время римского владычества

(I - V вв. н.э.) и конца античного общества с кратким переходом к

установлению феодального строя, время замирания старых традиций и

возникновения новых - христианско-византийских.

3. Греческие племена и наречия.

Творцом греческой литературы и искусства, имеющих мировое значение, был

народ, который в историческую эпоху называл себя “эллинами”, а у нас обычно

называется “греками” - именем, взятым нами у римлян.

Греческий народ не имел политического единства и жил, преимущественно,

маленькими политическими общинами - “полисами” - по берегам Средиземного,

Черного, Мраморного и Азовского морей. Однако, несмотря на политическую

разобщенность и племенную обособленность, греки в цветущую пору своей

истории дошли до высокого сознания своего национального и культурного

единства, противопоставляя себя всем другим народам как “варварам”. Это

сознание с особой силой пробудилось во время войн с персами в начале V в.

до н.э.

4. Язык древнегреческой литературы.

По языку древние греки принадлежали к так называемой индо-еврейской

группе. Грамматический строй греческого языка чрезвычайно близок к строю

италийских, кельтских, германских, славянских, индоиранских и других языков

этой группы. Вместе с тем, словарный состав греческого языка содержит

некоторые элементы из других языков - более древнего населения (пеласгов

греческой традиции) или даже языков Малой Азии. Недавно прочитанные

критские, микенские и пилосские надписи, относящиеся ко II тысячелетию до

н.э., дают основание утверждать, что перед нами образцы греческого языка( .

Но в названиях некоторых местностей и богов сохраняются черты иноязычные.

В начале исторической эпохи мы застаем греков, разделенными на множество

мелких родоплеменных групп, изолированных друг от друга горами и говоривших

на местных говорах. Однако, они не теряли сознания своего единства и

принадлежности к одному народу. Главными из этих племен, значительно

отличавшихся по своему наречию (диалекту), считались эолийцы, ионийцы и

дорийцы.

Вследствие исключительно важной роли Афинского государства, образовалась

особая ветвь ионийцев и их языка - аттическое наречие. Эти четыре диалекта

легли в основу литературных наречий для отдельных жанров: ионийский - для

эпоса, эолийский - для лесбосских поэтов, дорийский - для торжественной

лирики, аттический диалект, как язык руководящего государства, приобрел

особенно важное значение в литературе.

Всякий литературный язык - язык до некоторой степени искусственный. К

разговорной аттической речи был близок язык комедии. Он содержит много

искусственно придуманных слов и выражений или пародий на речь других жанров

- эпоса, лирики и трагедии.

Еще ближе к разговорной речи язык надписей, отражающий особенности

местных диалектов, и из поздних поры - тексты писем и различных записей

простых людей, сохранившиеся на египетских папирусах.

Древнегреческий язык обладает большим лексическим и морфологическим

богатством. Словарь его отличается обилием синонимов, выражающих

всевозможные оттенки мысли. В языке греков, как народа по преимуществу

приморского, поражает множество слов, обозначающих море и характеризующих

его эпитетов, а также названий предметов и занятий, связанных с ним.

Морфология содержит большое разнообразие форм склонения и спряжения.

Склонение имеет четыре падежные формы. Глагольные формы в разнообразии

времен и наклонений передают многообразные оттенки действия или состояния,

длительность и моментальность действия (аорист).

В фонетическом отношении древнегреческий язык сильно отличается от

современного языка и от других европейских языков своими мелодическими

свойствами. Слоги в нем различались по “количеству”: одни - долгие, другие

- краткие; долгий слог произносился приблизительно вдвое протяжней, чем

краткий, и обладал большей высотой звука( . Это создавало основу для

музыкального ритма. Лишь в III - IV вв. до н.э. в греческом языке произошли

изменения, вследствие которых утвердилось экспираторное ударение,

основанное на силе выдуваемой струи воздуха, и стихосложение перешло на

тоническую систему, которая в настоящее время находит применение у

большинства европейских народов.

II. Истоки древнегреческой

литературы.

1. Народно-поэтическое творчество и мифология.

Источником древнегреческой литературы, как и всякой другой, было устное

народное творчество и прежде всего - мифы, в которых содержалась целая

сокровищница сюжетов и образов. В.Г.Белинский, развивая ту же мысль,

указывал еще на жизненное значение мифологических образов. “Мифология была

выражением жизни древних” - писал он, -“и их боги были не аллегориями, не

риторическими фигурами, а живыми понятиями в живых образах”(.

Миф - это вымысел, сказка, с помощью которой мысль первобытного человека

пыталась не только объяснить себе непонятные и грозные явления окружающего

мира, но и найти ключ к овладению силами природы и подчинить их себе. Много

интересных высказываний мы находим у А.М.Горького. “Чем древнее сказка и

миф,” - писал он - ”тем с большей силой звучит в них победное торжество

людей над силами природы… почти во всех древнейших мифах человек терпит

наказание от богов за его службу людям”. Фантазия древнейших мифов имела

резко выраженную материалистическую окраску. Поэтому миф - не бесплодная

фантазия, а в основе своей - реальная истина, дополненная воображением и

призванная руководить жизнедеятельностью коллектива.

Миф есть коллективное создание народа, а не измышление отдельного, хотя

бы и гениального человека. Поэтому он не представляет чего-нибудь

устойчивого и постоянного: он растет и развивается по мере развития

общественного сознания.

Вместе с тем в мифах находили отражение и явления общественной жизни -

различные этапы в развитии семьи и брака, черты быта первобытных охотников

и пастухов, материнского права и т.д.

Мифологические черты, раз сложившись еще в эпоху доклассового общества,

продолжали держаться в памяти людей в виде пережитков и в позднейшие эпохи.

Так, воспоминания о первобытном людоедстве сохранялись в мифе о людоеде

циклопе Попифеме, о человеческих жертвоприношениях - в рассказе о

жертвоприношении Ифигении и т.п.

Таким образом, создание больших и сложных мифологических повествований

было делом многих поколений, причем в первоначальную мифологическую канву

вкраплялись воспоминания об исторических событиях.

2. Сказки, басни (Эсоп), загадки и пословицы.

Близка к мифу и неотделима от него сказка; только подчеркнутая

недостоверность рассказа отличает ее от мифа.

В историческую эпоху Греции сказки рассказывались преимущественно в

гинекее, т.е. в женской половине дома. Они содержали фантастические

рассказы о прекрасном царевиче, о страшных чудовищах, о необыкновенных

чудовищах и т.п.

Басня также должна быть причислена к древнейшим созданиям устного

народного творчества. В ней сохраняются черты животного эпоса,

возникновение которого связывается с жизнью первобытных охотников и

скотоводов.

Многочисленные басни, имевшие хождение в народе в V в. до н.э., обычно

приписывались какому-то фригийскому рабу - горбуну Эсопу.

Под именем Эсопа сохранился целый сборник басен (их 426) в прозаическом

изложении. Состав этого сборника весьма пестрый: наряду с хорошо известными

сюжетами есть и просто анекдоты, и принадлежат они к самым различным

эпохам.

Плодом долголетних наблюдений и коллективного опыта у греков было большое

количество поговорок, пословиц и ходячих изречений. Когда выработались

определенные стихотворные размеры, многие поговорки были обличены в

стихотворную форму.

Многие изречения народной мудрости были приписаны древним мудрецам VI -

VII вв. Предание выделило из них группу семерых: Фалес, Биант, Сопон,

Питтак, Клеобул, Периандр и Хилон.

3. Народная песня, ее происхождение и формы.

В мифах, сказках, пословицах, устных рассказах и песнях находили

выражение взгляды народа на окружающий мир. Но прочно удерживалась в памяти

только такая речь, которая была обличена в ритмическую форму, имела вид

песни. Поэтому история литературы и должна начинаться с изучения народной

песни.

Исследование первобытных форм песни показывает, что возникновение ее надо

связывать с первобытной магией и обрядами, а особенно с трудовым процессом.

У первобытных людей песня не является простым развлечением, а имеет

практическое значение - помогает в работе или даже организует ее.

Древние писатели называют много песен, которыми сопровождались разные

виды трудового процесса: песни при жатве, при выжимании винограда, при

пряже, тканье и т.д(. Часто эти песни сопровождались мимическими

телодвижениями, изображавшими сам процесс работы.

Сохранилась любопытная песня горшечников. В ней выразилось мировоззрение

древних ремесленников - гончаров со всеми их примитивными невериями.

Известно, что греческие корабли часто приводились в движение веслами; для

этой цели на них помещались флейтисты, с тем чтобы в такт их музыке гребцы

поднимали и опускали весла. Так бывало и при других коллективных работах. К

сожалению, не сохранилось ни одной такой песни.

Из обрядовых песен у греков получили особенно большое развитие, как и у

других народов, песни свадебные и похоронные. Первые упоминания об этих

песнях мы находим в поэмах Гомера. Свадебная песня называется “Гименей”, а

песни погребального обряда назывались “френами”. У первобытных народов они

имели религиозное значение.

Приведенные данные позволяют нам восстановить в общих чертах основные

формы первобытного народного творчества.

В нашей литературе первым обратил внимание на значение греческих народных

песен Н.И.Гнедич. Он дал перевод нескольких “Простонародных песен нынешних

греков”(.

III. Поэмы Гомера.

1. Сказание о Троянской войне.

Сюжеты знаменитых поэм Гомера “Илиада” и “Одиссея”, полностью

сохранившихся до нашего времени, взяты из обширного цикла сказаний о

Троянской войне.

В “Илиаде” рассказывается о событиях десятого года Троянской войны,

причем изложение не охватывает последних событий войны и оканчивается

смертью и погребением главного троянского воителя Гектора. То же самое

можно сказать и об “Одиссее”, где рассказывается о последних днях

странствий героя на обратном пути из-под Трои.

Чтобы представить себе связь между всеми упоминаемыми в поэме событиями,

необходимо исходить из начального факта, послужившего причиной войны,-

мотива, который часто встречается в сказках.

Сын троянского царя Приама Парис-Александр похитил прекрасную Елену,

супругу спартанского царя Менепал. Оскорбленный Менелай призвал на помощь

многих царей и воителей. Среди всех выделялся силой и доблестью юный сын

Пелея. Во главе похода стал старший брат Менелая Агамемнон, царь Микен и

Аргоса. После продолжительных сборов, началась прославленная в сказаниях

Троянская война.

2. Общий характер поэм.

В.Г.Белинский в V статье о Пушкине дал исключительно тонкую

характеристику поэзии Гомера: “Читая Гомера, вы видите возможную полноту

художественного совершенства. Вы на Олимпе среди богов, вы в битвах среди

героев; вы очарованы этой благородною простотою, этой изящною

патриархальностью героического века народа, некогда представлявшего в лице

своем целое человечество”(. В.Г.Белинский показал удивительное богатство и

разнообразие содержания поэм Гомера.

Содержание каждой поэмы сосредоточено не только вокруг одного героя, но и

вокруг одного действия. “Илиада” есть поэма о гневе Ахилла, и все внимание

поэта сосредоточено на этом.

С гневом Ахилла связаны все остальные события. Однако для ясности

изложения автор делает иногда отступления. Таковы, например, перечисление

сил ахейцев и троянцев (II, 484-877), характеристика главных героев

ахейского войска, которая вложена в уста Елена (III, 171-244). Некоторые

эпизоды как будто не имеют органической связи с основной нитью рассказа.

Содержание “Одиссеи” также отличается цельностью. Основная тема ее -

возвращение на родину хитроумного и многострадального героя. Все действие

приурочено к последним сорока дням его странствий, а полное представление

обо всех испытанных им раньше страданиях дается в виде рассказа самого

Одиссея на пиру у царя Алкиноя (IX-XII). Этот художественный прием

свидетельствует о высоком развитии древнегреческого поэтического

мастерства. Обособленной является начальная часть поэмы (I-IV), в которой

только постоянно упоминается имя Одиссея, а главным действующим лицом

оказывается его сын Телемах. Совершенство плана и целостность поэмы

нарушаются в V песни, где рассказ о собрании богов в общем повторяет

начальную сцену первой песни. В остальном содержании поэмы выделяются две

части: 1) отплытие Одиссея с острова с острова нимфы Калипсо, прибытие к

феакийцам и пребывание у них (V-XII), 2) возвращение на остров Итаку и

месть женихам (XII-XXIII). Как бы дополнением выступает XXIV песнь,

рассказывающая о свидании Одиссея с отцом и восстании родичей убитых

женихов.

Таким образом, рассмотрение обеих поэм приводит к двойственному

заключению. Некоторые эпизоды уводят в сторону от основной нити рассказа.

Это обстоятельство вызывает различные соображения о происхождении поэм -

принадлежат ли они единому творцу или были внесены в поэму разными авторами

в различные времена?

Обе поэмы в ярких реалистических чертах воспроизводят явления

действительной жизни и быт греческих племен. В “Илиаде” отразился по

преимуществу быт военного времени, в “Одиссее” даны картины мирной жизни.

Война - основная стихия героев “Илиады”, причем битва изображается чаще

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.