рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Искусство эпохи Возрождения

почти однолетки, и творчество их носит на себе одни и те же черты здорового

реализма, яркого темперамента, сильной воли. С началом великого поворота

искусства к человеку, от которого ведет отсчет эпоха Возрождения,

европейское человечество сбросило с себя свои старые лохмотья и облеклось в

светлые блестящие одежды.

Гуманизм (от лат. humanus - человечный) приблизил и перенес на

человека (конкретного, земного) свойства и силы мироздания. Франческо

Петрарка (1304-1374) (?) был первым великим гуманистом, поэтом и

гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений

мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшем программой грядущих

европейских поколений. (Веселовский А. Н. Петрарка в поэтической исповеди

"Canroniere" 1304-1904 СПб. 1912). Явление Петрарки огромно. Оно не

покрывается даже самым высоким признанием его собственно литературных

заслуг. Личность, поэт, мыслитель, ученый, фигура общественная в нем

нераздельны. Вот уже шестьсот лет человечество чтит великого итальянца

прежде всего за то, что он способствовал наступлению новой эпохи открытия

мира и человека.

Петрарка - родоначальник новой современной поэзии. Его "Книга песен"

почти целиком надолго определила пути развития европейской лирики, став

своего рода непререкаемым образцом. Без Петрарки не состоялась бы лирика

Франции, Камоэнса в Португалии, Шекспира и елизаветинцев Англии,

Кохановского в Польше. К земным радостям Петрарка относил прежде всего

окружающую природу. Он, как никто из современников, умел видеть и наблюдать

ее, умел наслаждаться травой, горами, водой, луной и солнцем, погодой.

Отсюда и столь частые и столь любовно написанные в его поэзии пейзажи.

"Natura" - одно из основных понятий в творчестве у Петрарки. Оно

многогранно. Самое характерное для гуманиста утверждение - природа-мать,

родительница. Ей создаются и наделяются различными существенными качествами

и степенью их проявлений камни, растения, насекомые, птицы, звери, человек.

Природа обусловливает единство, порядок, красоту, целесообразность, пользу,

конечную благость мира и его частей. Природа наделена рядом теистических

характеристик, таких как персонифицированность, мудрость, творчество,

могущество. При этом природа, считает гуманист, наделяет человека не только

двумя руками, силой, плотской красотой и т. п., но и нравственными

способностями, красноречием, разумом и даже добродетелью. К несомненным

земным радостям относил Петрарка и веру в красоту человека и могущество его

ума. К ним же он относил любое творческое проявление: будь то в музыке,

поэзии, философии, в живописи и т. д. Призвание искусства Петрарка видел в

изображении смелых и правдивых поступков, благородных устремлений живых

людей. Во времена средневековья, да и в почитаемую им до обожания эпоху

античности, красоту природы видели лишь так, что в воображении населяли

леса и воды полубогами, фавнами, сатирами, нимфами, сиренами, этим как бы

одушевляя бездушную действительность. Для Петрарки природа обладала душой и

без языческих и христианских чудищ и богов, потому что созерцание ее

возбуждало в нем возвышенные чувства.

Но была еще одна родственная Петрарке душа, разглядевшая красоту

природы, которой не видело средневековье. То была душа Амброджо Лоренцетти.

Этот человек догадался, что природа прекрасна. До него пейзажи писали

только как фон к священным историям, изображавшим невероятные чудеса святых

потустороннего мира. Амброджо и его старший брат Пьетро были учениками

известного сиенского живописца Симоне Мартини, наряду с которым в сиенской

живописи после Дуччо, они являются самыми значительными творческими

индивидуальностями. Первое известное произведение Амброджо Лоренцетти было

создано в 1319 г. для церкви Сант Анджело в Вико л'Абате близ Флоренции.

Это "Мадонна из Вико л'Абате". Здесь впервые проявляет себя вызывающая

удивление новая, яркая индивидуальность, которая сразу становится заметной

после "Маэста" Дуччо и Симоне Мартини; даже после "Мадонны Оньиссанти"

флорентийца Джотто. О Джотто Дж. Вазари (летописец, оценивший величие эпохи

Ренессанса, создав неповторимую историко-художественную книгу

"Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения")

писал так: "Джотто открыл врата истины для тех, кто привел в наши дни

искусство к великому совершенству". В своей книге Вазари показывает, что

первые проявления неоренессанской культуры восходят еще к концу XIII -

началу XIV века (называя этот период Проторенессанс - "детство" искусства,

освобожденное от средневековых традиций). Величайший мастер этого времени

флорентиец Джотто - "Данте итальянской живописи" (как называет его Вазари)

был одним из зачинателей искусства Возрождения.

Творцы XIII - начала XIV века закладывают фундамент новой идеологии;

расцвет и широкое распространение ее происходит позже, с XV в. со времени,

когда окончательно победившие богатые горожане вручили во Флоренции власть

Козимо Медичи и принялись со всей свойственной им энергией за

переустройство и украшение окружающего их мира. Над Италией взошло солнце

Ренессанса. Не была тогда Италия единой страной. Состояла она из небольших

герцогств и республик, враждовавших между собой. Владелец каждого

государства стремился прославить себя и охотно принимал при своем дворе

артистов, музыкантов, певцов, поэтов, художников. Флоренция, находившаяся

под властью династии шерстянщиков и банкиров - Медичи, стала тогда самой

передовой итальянской республикой в области искусства, философии и

естественных наук. Звезда рода Медичи засияла и стала подниматься все выше

во времена экономического подъема Флоренции в XIV веке.

Теперь в XV веке расцвет экономики Флоренции остался в прошлом, но

именно сейчас пышного расцвета достигло ее искусство. Она переживала

Ренессанс,- по словам Ф.Энгельса, "самый большой прогрессивный переворот из

всех, которые знало человечество". Ренессанс возродил интерес к человеку,

оправдал его плоть, считавшуюся в средневековье "вместилищем греха". Возрос

интерес и к античной философии, в частности идеализму Платона. В преддверии

этой блестящей поры стоят крупнейшие мастера новых возрожденческих

принципов; широко применяемых в XV веке - живописцы Мазаччо ("Изгнание из

рая"), Мантенья ("Поклонение волхвов), Боттичелли (Рождение Венеры").

Величайший зодчий всех времен архитектор Брунеллески, который воскресил

искусство древних римлян и даже создал и нечто более великое. Рождение

нового архитектурного стиля.

Два флорентийских ювелира, Брунеллески и его молодой друг Донателло

отправились в Рим - источник красоты и совершенства. Брунеллески хотел

стать зодчим, Донателло - ваятелем, и оба не были удовлетворены тем, чему

могли научиться дома. Во Флоренции от времен античного мира не осталось

ничего, кроме бесформенных руин и обломков скульптур. Античные памятники

Рима тоже по большей части лежали в развалинах, но еще возвышалось

несколько зданий, которые и в своей искалеченности вызывали почтение:

Колизей, Пантеон, Триумфальные арки Тита и Константина, воздвигнутые в

Древнем Риме. Из числа статуй императоров и языческих богов оставалась

стоять только одна - конная статуя императора Марка Аврелия. Остальные же

после воцарения христианства были сброшены с пьедесталов, некоторые

разбиты, они были занесены землей и поросли травой. Оба флорентийца с

восторгом взирали на все то, что осталось от римского искусства.

Брунеллески проводил в Пантеоне целые недели. Донателло изучал конную

статую. Охватившая их жажда увидеть как можно больше памятников античного

искусства, заставила приступить к выкопке из земли частей того, что когда-

то было цельным. Главным сокровищем, восставшим из погребенных руин, стало

новое мышление и новое искусство. Донателло и Брунеллески не стали

копировать творения римских авторов, скульпторов, архитекторов, они

разжигали ими свою творческую фантазию. Донателло хотел быть последователем

римлян в достоверном изображении природы. То, к чему ощупью стремились

Данте, Петрарка, Джотто,, Лоренцетти, Леонардо, Микеланджело, Рафаэль:

новый человек, человек Ренессанса, наконец-то родился во Флоренции. В

творениях Донателло и Брунеллески. То был, по мнению Джорджо Вазари, второй

период - "юность" искусства, когда реализм изображения может достигаться

изучением анатомии и перспективы, а художники достигают совершенства -

строгим соблюдением меры в пропорциях.

Художественна система картины, сложившаяся в период "лета" Ренессанса,

уже с начала XVI века начинает изменяться, обогащаться, совершенствоваться,

но основные принципы ее не утрачивают своего значения вплоть до наших дней.

Третий период (конец XV и середина XVI века - Высокое Возрождение) -

золотой век, время зрелости и полного овладения изображением натуры и

технического совершенства, превзошедших даже античные образы. В этот период

Ренессанс представлял собой пышные плоды того экономического подъема,

который происходил еще в XIII-XIV веках. Поэтому не удивительно, что на его

волне вознеслись великие художники-флорентийцы, настоящие титаны - Леонардо

да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти из Урбино; они подняли

художественную школу на недосягаемую высоту. Самым старшим из этих трех

величайших деятелей флорентийского искусства был Леонардо да Винчи. О нем,

одном из завершителей искусства Возрождения, может быть сказано то же, что

Вазари говорит об одном из зачинателей этого искусства - Джотто, также (как

и Леонардо) выросшем в деревенской обстановке: "Он по природной склонности

к живописи проводил целые дни, рисуя на плитах, на песке, на земле что-

нибудь с натуры или то, что ему приходило в голову". В юности Леонардо

попал в мастерскую Верроккио, где сохранялась традиция Брунеллески,

искусство которого оказало особое влияние на формирование творческого

облика юного Леонардо. В момент появления его в мастерской, Верроккио

работал над статуей "Давида" (второй, первую сотворил великий Донателло).

14-летний мальчик принял участие в этой работе. И все заказы для мастерской

Верроккио проходили не без участия Леонардо, что безусловно играло большую

роль в формировании творческой индивидуальности художника - самое их

содержание, их тематика как бы наметили дальнейшие пути его жизни и

деятельности.

Спустя три десятилетия со дня рождения Леонардо, на свет явился

человек, которому суждено было стать величайшим последователем гениальных

творцов целой эпохи Ренессанса.

Рафаэль, самый молодой из тройки титанов, не знал мук творчества,

присущих его предшественником, что придает особую привлекательность

творениям его гениальной кисти. Художественные идеалы Ренессанса он

воплотил в своих многочисленных произведениях с наиболее возможной

полнотой. Многому его научил Леонардо, но Рафаэль не стал его слепым

последователем. Любимой его темой была мадонна, преданную материнскую

любовь которой, нежную женственность он умел изображать с непревзойденной

прелестью. Как и Боттичелли, Рафаэль давал на своих картинах выход столь

редкой в итальянском Ренессансе чувствительности. Лучшая из работ Рафаэля,

относящихся к теме мадонны - это "Мадонна на зеленом лугу". Лицо молодой

златокосой матери воплощает тот идеал женской красоты, который Рафаэль

искал в течении всей жизни и не мог, по его собственному признанию, найти в

одной реальной женщине. Создавая эту картину, Рафаэль безусловно вспоминал

"Мадонну в гроте" Леонардо.

Микеланджело является полной противоположностью Леонардо и по своим

политическим убеждениям и по своим художественным вкусам. Он находил

творение Леонардо сентиментальным, средневековым. С первого момента

знакомства два величайших мастера почувствовали друг к другу неприязнь,

смешанную с уважением и завистью. Одна из вершин всего ренессанского

искусства - росписи потолка Сикстинской капеллы, но подлинной его стихией

было ваяние. Его скульптуры и архитектурные творения строги, можно сказать,

суровы, как и его духовный мир. В чувствах у него недостатка не было, но

это были чувства горечи, отчаяния, готовности на все, а нередко даже и

ненависти. Тот, на кого не падает светом любовь других, не может ее

отражать. Душевный мир Микеланджело был омрачен не только одиночеством его

личной жизни, но и разыгравшейся на его глазах трагедией. Ему пришлось

выстрадать до конца то, до чего не дожили Леонардо и Рафаэль: увидеть, как

Флоренция из свободной республики превратилась в герцогство Медичи.

Красоту, к которой не примешаны страдания и несчастья, Микеланджело

нашел в архитектуре. Достойный преемник Брунеллески, он создал купол собора

святого Петра в Риме, и по сей день непревзойденный ни по размерам. ни по

величию.

Леонардо, Рафаэль, Микеланджело… Жизнь и деятельность этих гениальных

мастеров становится последним аккордом в той симфонии культуры Возрождения.

Приложение Б.

Меню и стол эпохи Возрождения.

XVI —начало XVII в. кардинально не изменили питания по сравнению с

XTV—XV вв., хотя первые последствия Великих географических открытий уже

начали сказываться на пище европейцев. Западная Европа еще не освободилась

от страха перед голодом. Обеспеченность продуктами питания, как и встарь,

во многом зависела от природных, климатических и погодных условий данной

местности. В то же время рыночные связи, пути сообщения, транспортные

средства хотя и успешно развивались, пока еще окончательно не победили

местную замкнутость, в известной мере натурального характера крестьянского

хозяйства. По-прежнему были велики различия в питании «верхов» и «низов»

общества, крестьян и горожан.

Еда была довольно однообразной. Около 60% рациона занимали углеводы:

хлеб, лепешки, разные каши, супы. Главными злаками являлись пшеница и рожь,

из которых первая преобладала в Южной и Средней Европе, вторая —в Северной.

Полба и просо (в южных регионах), овес (в северных) существенно дополняли

главные зерновые культуры. Чрезвычайно широко был распространен ячмень. С

XVI в. «хлебное меню» жителей Северной и Средней Европы пополнилось

гречихой, а южан — кукурузой (маисом), завезенным из Америки.

Хлеб бедняков отличался от хлеба богачей. На столе последних обычным

был пшеничный хлеб из просеянной муки. Очевидно, в XVI в. вместо простой

закваски для замешивания хлеба научились использовать пивные дрожжи, отчего

хлеб получался более мягким и пышным. Мария Медичи питала слабость к хлебу,

приготовленному из дрожжевого теста на молоке. Крестьяне, даже если и

выращивали пшеницу, почти не знали вкуса пшеничного хлеба. Их уделом были

ржаной хлеб из муки плохого помола, просеянной, с добавлением рисовой муки,

которой гнушались состоятельные. Хлеб заменяли лепешками из муки различных

злаков, а то и из каштанов, игравших в Южной Европе до появления картофеля

роль очень важного пищевого ресурса. В голодные годы бедняки добавляли в

хлеб желуди и коренья.

Важное дополнение к зерну составляли бобовые: бобы, горох, чечевица.

Из гороха даже выпекали хлеб. С горохом или бобами обычно готовили тушеное

мясо.

До XVI в. ассортимент овощей и фруктов, выращивавшихся в огородах и

садах европейцев, по сравнению с римской эпохой существенно не изменился.

Благодаря арабам европейцы познакомились с цитрусовыми: апельсинами,

лимонами. Из Египта пришел миндаль, с Востока — абрикосы.

Результаты Великих географических открытий в эпоху Возрождения только

начали сказываться на европейской кухне. В Европе появились тыква, кабачки,

мексиканский огурец, сладкий картофель (батат), фасоль, томаты, перец,

какао, кукуруза, картофель. С неодинаковой быстротой они распространялись в

разных районах и социальных слоях.

Пресную пищу в большом количестве приправляли чесноком и луком. В

качестве приправы широко использовались сельдерей, укроп, порей, кориандр.

Из жиров на юге Европы были больше распространены растительные, на

севере —животного происхождения. Растительное масло выделывалось из оливок,

фисташек, миндаля, грецкого и кедрового ореха, каштанов, льна, конопли,

горчицы.

Баланс мясной и растительной пищи зависел не только от географических,

хозяйственных и социальных, но и от религиозных условий общества. В общей

сложности около половины года составляли постные дни, связанные с четырьмя

основными и еженедельными (среда, пятница, суббота) постами. В эти дни с

большей или меньшей строгостью запрещалось есть мясо и мясомолочные

продукты. Исключения делались для тяжело больных, рожениц, евреев.

В Средиземноморской Европе потребляли мяса меньше, чем в Северной.

Дело не только в жарком климате Средиземноморья. Из-за традиционного

недостатка кормов, выпасов и т.п. там разводили меньше скота. В то же время

в Венгрии, богатой пастбищами и славившейся мясными породами крупного

рогатого скота, потребление мяса было самым высоким в Европе: в среднем

около 80 кг на человека в год (против около 50 кг во Флоренции и 30 кг в

Сьене в XV в.). В Центральной и Восточной Европе ели больше говядины и

свинины; в Англии, Испании, Южной Франции и Италии — баранины. Правда, в

XVI—XVII вв. города Северной Италии (особенно Венеция) охотно и в большом

количестве закупали на убой рогатый скот из Венгрии. Мясной рацион

пополнялся за счет дичи, домашней птицы. Специально для еды разводили

голубей. В крупных городах потребление мяса было в целом выше, чем в

мелких; горожане ели мяса больше, чем крестьяне.

Трудно переоценить значение рыбы в питании того времени. Свежая, но

особенно соленая, копченая, сушеная рыба заметно дополняла и разнообразила

стол, в первую очередь в дни многочисленных долгих постов. Для жителей

побережья морей рыба и дары моря составляли едва ли не основные продукты

питания. Балтика и Северное море кормили сельдью, Атлантика—треской и

макрелью, Средиземноморье —тунцом и сардинами. Но и в дали от моря чистые

воды больших и малых рек и озер служили источником богатых рыбных ресурсов.

В некоторых местах Европы, например, в Чехии, рыбу (карпа) разводили в

искусственных прудах. Рыба в меньшей степени, чем мясо была привилегией

богатых. Но если пищей бедняков была дешевая местная рыба, то богатые могли

позволить себе полакомиться «благородной» рыбой, привозимой издалека.

Долгое время Европа была ограничена в сладком, так как сахар появился

здесь лишь с арабами и вплоть до XVI в. считался роскошью. Его получали из

сахарного тростника, производство было дорогим и трудоемким. Поэтому сахар

был доступен лишь состоятельным слоям общества. Из напитков первое место

традиционно занимало виноградное вино —и не только потому, что европейцы с

удовольствием предавались утехам Бахуса. К потреблению вина вынуждало

плохое качество воды. Так что вино давали даже детям. Если основная часть

населения прибегала к местному вину, чаще плохого качества, то высшие слои

общества, гурманы заказывали себе тонкие вина из дальних стран. Высокой

репутацией пользовались кипрские, рейнские, мозельские, токайские вина,

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.