| |||||
МЕНЮ
| ИскусствоИскусствоЕгипет Древнее царство 30-23вв. (распад) Среднее 21-18 вв. (гиксосы) Новое 16-11вв. Позднее 10 в – 343г. до Р.Х. Изолированная цивилизация. Искусство завязано на заупокойном культе. Шакал Анос – проводник в загробное царство. Это нац.религия. Политеизм. Сначала – насколько номов со своими триадами богов, потом, оставались боги побеждающих номов. Остались Нижний и Верхний – Амон + Ра = Амонра. Ра – бог солнца, Осирис – предвосхитил Христа, Исида – материнства, плодородия, Хатор – богиня неба, Тот – бог Луны и времени. Ка, Ба. Архитектура Только гробницы, т. к. остальные сооружения – деревянные. Пирамиды. Сначала – холм, обложенный плитами – мастаба. Потом достраивались ступени. У египтян – колонны – декор ф-ии. Первая – Джосера 26 в (60м). Была окружена комплексом погребений. Имхотеп – её создатель, обожествлённый впоследствии. Снофру в Медуме. 26в. (75м). Первая классическая после мастаба. Рухнула из- за большого угла. Для Снофру в Дахшуре (100м) Комплекс в Гизе. 26 в. 4-ая династия. Хеопса (146м), Хефрена (143м), Микерина (80м). Последняя – на возвышении. Сфнкс – Хеопс (20 м). Геометризм. Соперничество с природой. S=52 900м2 2300000 глыб по 2,5 тонн. Возводили 100 000 чек 20 лет – по Геродоту. Углубление пирамид. Комплекс пирамид в Мироэ (н.цар.) Н. и Ср. царств. – акцент на храмовую арх. Храм Хатшепсут в Деир-эль- Бахари. Арх. Сенмут 15 в. Храм Амона в Карнаке 15-13 вв. Бараноголовые сфинксы. Храм Амона в Луксоре. Злдчий – Аменхотеп Младший 15 в. Храм Рамзэса II в Абу-Симбеле 13 в. на восток Статуи-20м Изобразит. искусство Алебастровый сосуд. (Гробница Тутанхамона) Плита царя Нармера ~ 30 в. из Гиераконполя. Каир. Египетский стиль изображения фигур. «Ти, наблюдающий за охотой на гиппопотама». ~ 24 в. Гробница Ти. Саккара Барельеф Фараон Микерин с женой. Гиза. 2571. Бостон. «Кормление ориксов». ~ 1920. Гробница Хнемхотепа. Крышка гроба Тутанхамона. ~1340. (250 фунтов). Стиль Эхнат. Царица Нефертити ~1360 Берлин. 50 см. бюст. Искусство Крита и Микен и Кикладского архипелага 30-11 вв. Древнее, среднее и позднее. На Кикладах – только каменные гробницы. Но среди вещей – мраморные идолы – женские фигуры со сложенными на груди руками – богиня плодородия Древнего Востока. Клинообразное тело, овальная голова. Варьируется размер. Кажутся примитивными, но они – потомки грубых, с женскими атрибутами палеолитических идолов. Изящные «Девические» фигуры. Минойское. Самое древнее и богат. После 20 в возникает письменность, городская цивилиз. с дворцами. Строительство в Кноссе, Фесте, Маллии. В 17в. – разрушены. Снова выстроены, в 15в. опять разрушены. Много мелких помещений, хорошая вентиляция, изящная роспись, качественная кладка, но колонный – всегда из дерева (ствол, сужающийся книзу, капитель- подушка). Главные сцены изображения – птицы и животные, обитатели моря, роскошная растит. Фреска в покоях королевы с изобр. Дельфинов и рыбы. «Фреска с тореодором» ~1500 – религ. ритуал. Микенское. Микены – крупнейший город на побережье. До 16в. – бронзовые орудия и глиняная посуда, но после появляются «гробницы-улья». Расцвет – 13в. «Сокровищница Атреев» 1300-1250 Аккуратные каменные блоки. Дворец – крепость на холме. «Львиные ворота». Гигантские глыбы вызывали страх у потомков. Над воротами – барельеф львов. В фигурах – влияние Передней Азии. Ордер 3, но на самом деле 2, т. к. коринф. – разновидность ионич. Портик. Порта – ворота. Колонн – чётное число. Искажения: антаблемент и стилобат вогнуты, интерколоннии сужали, т.к. они на фоне тёмной целлы. Каннелюры – для передачи силы вертикальными линиями. Для напряжения – на 1/3 высоты – утолщение (энтазис). Капитель – расплющенное дерево. Желобки триглифов – движение каннелюров. Дорич. – самый др. 3 части: ступенчатая платформа, колонны, антаблемент. Основание – стереобат, стилобат (на нём стоят колонны); колонны – ствол с каннелюрами, капитель (эхин и абак); антаблемент состоит из архитрава (продольная балка), фриза (перемежающиеся триглифы и метопы) и карниза (фронтон (двухскатная крыша), тимпан, наклонный слезник и сима). Отношение d/h = 1/6. Ионич. – вытянутые пропорции, наличием базы, валютой вместо эхина, трехчастным архитравом и единым фризом. Отношение d/h = 1/7. Коринф. – ещё вытянутее. Капитель стилизована под корзину с цветами. d/h = 1/8. Предположение, что ордер заимств. у египтян – вывернутый храм, традиционная имитация дерева. Храм Гефеста. нач. 5 в. Храм Посейдона. Пестум. 5в. Овический орнамент под капителью дор. ордера. Храм Геры (1). Пестум. 6в. Храм Конкордии в Акраганде ( 2 пол 5в.) Акрополь Иктин и Калликрат. Акрополь (5в.). Перикл решил не восстан. старые храмы, а построить новый комплекс после персид. войны. Это расцвет классич. искусства. Основной храм – Парфенон. Всеобщие шествия. В 3 год олимпиады – больш. Панафинеи - новый пеплос Афине Парфенос (девы). Статуя Геры (12м) – Фидий в хрисо-элефантинной технике. Через Пропилеи (Мнесикл) (парадные ворота), мимо Афины Промахос, вокруг Парфенона (идея со всех сторон). На утёсе – храм Ники апторос (бескрылой). Парфенон (448-432) – 31x70м. Колонны – 10,5 м. Образ торжественности, праздничности. Равновесие пластики и простр. Маленький антаблемент. 2 части внутри – задн. (архив, сокровищница), передняя – П-образн. колоннада (ионическая). По фризу – изобр. Панафиней. Напротив Парф. – Эрехтейон (421-406). На старом светилище. Посвящён 3 богам – вост. портик – Афине (глухой), сев. – Посейдону (глубокий), южн. – Эрехтее (портик кареотид). Скульптура архаики 7-6в Стоящий юноша (курос)~ 600 Мрамор. Метрополитен. Очень похож на Микерина, но греки уже отошли от камня и делают людей, а не статуи. Широко открытые глаза и взгляд. Девушка (кора) в дорическом пеплосе. ~530. Афины. «Архаическая улыбка». Кого они изображали? Это герои - среднее между богами и людьми. Устанавливались на могилы. От египтян и Азии заимствовано и монумент. иск. Основное «поле» - фронтон. «Битва богов и гигантов». Дельфы. ~ 530. Повествовательный х-р, как в Египте. Чем ближе чек – тем объёмнее. Позже от групп отказываются. «Умирающий войн» фронтон храма Афайи в Эгине. ~ 490. Органичное и естественное тело, Благородство и твёрдость духа при смерти воплощаются в великолепных линиях тела. Скульпт. высокой классики 5в. Греки научили свои статуи «стоять вольно». Стоящий юноша «Мальчик Крития». ~ 480. Афины. Стоит мягче. Тяжесть на одну ногу (равновесие). Изменение пластики тела. Нужда в «арх улыбке» - признаке жизни – отпала. Задумчивое выражение. Лучшая из статуй такого стиля – более 2м. Обнажённый бронзовый Посейдон (Зевс) с трезубцем (молнией) в руке. 460г. Грозный жест. Поза атлета. Монументальная скульпт. тоже изменяется. «Умирающая Ниобида»~440. Рим. Настолько гармонична, что догадаться о первоначальном предназн. Для фронтона сложно. Оскорбила Мать Артемиды и Аполлона, что её дети – лучше. Стрела поразила её в спину. Нагота – драматический приём (первая известная женская). Переживания и на лице. Самая большая группа – Остатки фронтона Парфенона. «Три богини» ~438. Лондон. Поэзия бытия. Тонкие струящиеся одежды. Особое пространство, т.к. проработан объём. Сложные позы и естественность. Заключены в рамку фронтона – позже – нет. Битва греков с амазонками. ~359. Лондон. «Ника, развязывающая сандалию». Рельеф храма Ники Аптерос. 409г. Поликлет. «Дорифор». ~440г. Олимпийский победитель в метании копья. Мотив движения – поднятая пятка. Поликтет. «Диодумен». Выгнётость тела, классические пропорции. Мирон. «Дискобол». Очень сложная пластика. Миг статики между двумя движениями. Мирон. «Марсий» вплощение природы. Неловкий жест, патлатость. Лисипп (Апоксимен). «Атлет, счищающий с себя масло и песок». 2 пол. 4 в. Рим. Леохар. «Аполлон Бельведерский» кон. 4в. Скульпт. поздней классики 4в. После поражения в Пелопонесской войне, афинская традиция существовала ещё 3 века Общественность ослабевает, личность обособляется. В позднюю классику тяготение к конкретности переживаний и характерности. Появляются опоры Тела малоустойчивы. Пракситель. «Гермес с Дионисом». 4в. Особая мягкость лепки. Пракситель. «Аполлон». 4в. Охота на ящерицу требует напряжения, но он неустойчив. Скопас. «Менада». 4в. Антагонист Праксителя. Страстный, огненный художник. Его образы – динамичны, активны. Скульпт. Эллинизма 4-1 н. э. После распада Империи Македонского, эллинская культура оседает во всех странах-колониях. Именно вещи, созданные в этот период мы считаем за канонические. Ника Самофракийская. 4в. Воплощение радостного пафоса «Афродита Милосская» Агесандр. 3-2в. не характерна для своего времени. Были в моде более чувственные, пафосные произв. Она слишком спокойна. «Алтарь Зевса в Пергаме» ~180. В честь победы над галлами. Страшная битва богов и гигантов. Как здесь их никогда не трактовали раньше: могучие тела, запутанная композиция, борющимся тесно, масса подавила пространство. Клубок тел, а они ещё классические. Классический облик обретает суховатую импозантность – «камея Гонзаго» 3 в. Эриния. Фрагмент фриза. Умирающий галл. Копия с бронзового оригинала 230. Из Пергама. Рим. Афина и Алкионей. Деталь восточного фасада большого фриза алтаря Зевса в Пергаме. Берлин. Греческая ваза. Виды: Кратер (для разбавления вина), Стамнос, Амфора, Гидрия, Пелика, Ойнохоя, Килик (из него пили), Лекиф, Канфар, Скифос. В период архаики: улучшение техники изгот. (рецепт, обжиг), появляются тонкостенные, гладкая поверхность, стойкие цвета, эстетика форм, традиция подписывать. 7в. центры – Родос, Самос, Коринф, Афины. Чёрнофигурная техника. После 6в. краснофигурные. Дипелонская погребальная амфора. Ваза Франсуа. 560г. Флоренция. Фигурные мотивы. Эксекий. Амфора с Ахиллом и Аяксом. Килик Диониса. Амфора с ласточкой 5в. ГЭ. Возвращение с пира. 480. Девушка у гробницы. 2 пол. 5в. Белофонные лекифы. Конструктивные основы архитектуры Древнего Рима. 6в. до н.э. Капитолийская волчица – кормилица Ромула и Рэма Римляне – потомки троянцев, выведенных из горящей Трои. Римская Аппиева дорога. Важнейшие нововведения: бетон - смесь особого песка с бутом слегка смочённая и подогретая. У греков – стоично-балочная конструкция. Излом. Узкие пролёты Арка. Сила тяжести – на излом, сила – на распор. Их равнодействующая – по диагонали. Равнодействующие взаимно уравновешиваются арками. Градостроительство. Во многих провинциях города – на основе военных стоянок. В Греции – гипподамова система (улицы под прямым углом), в Риме – 2 пересек. Улицы, в центре кот. Площадь с палатой Каструма. 4 ворот. С вот на зап – Кардум, с сев. На юг – Декоманум. На римском форуме (площадь) статуи периодически сносились. Форум Траяна 2в. Симметричная форма в отличие от прежнего. Римск арх.1 Акведук Клавдия. 72км. 2000м2 воды в день в Рим. 35 частных. Бассейны, термы, ванны. Функциональное сооружение. Гарский мост 1-2вв. р. Гар. Город Ним. h=50м. Портемаджоре – большие ворота. h=27Система пролётов. 2 больших и 3 малых. 1в. до н. э. Аттик может заменить или сочетаться с фронтоном. Театр Ниже греч. Трагедии. Популярен мим. Театр Марцелла 2 пол. I тыс. Римский театр возвышается над землёй, в отличие от греч (арка, свод). Грек слит с миро, а римляне выстраивают стенку за сценой. Театр Верония. Они любили цирк, а не театр. Амфитеатр (двойной полукруг) Амфитеатр Флавиев. Колоссеум. 75-80гг. Арена 54x86м, общие оси 156x188. Рассчитан на 70000 зрителей. 80 входов, разделённых стеной. Правильные сектора. Бои групповые, инд.. В честь победы над дакками – битвы 2 месяца 20000 чек, 19000 животных. Частные школы, Капуанская школа. Прокат – 50 цистерциев, за смерть – 800. Разрез Колизея. Сложная система разгрузочных сводов и балок. Толстые стены, овальный в плане. Под ареной пол раздвигается и наполняется водой. Водные бои. Навес выдвигается 4 яруса. 44м. Декоративный греческий ордер. Полуколонны, хорошо выражающие тяжесть. Дорич., ионич., коринф., пилястры. Цирк в Дельфах. Конные бега. Овал. 700м. Термы и госуд. и частн. Места общения, библиотеки, спортзалы. Термы Каракаллы. 212-217гг. Главное здание 218x112м 1500чек. Фригидарий – холодная вода, Тепидарий – тёплая вода. Кальдарий – горячая вода. Крестовые своды, купола. Римск арх.2 Виаромана. Дом для плебса. 3-4 этажа. Коридорная система. 1в. 1 этаж – таберны (лавки). Дом Альбуция Цельса в Помпеях. 1в. до н. э. Зал атриум – домашнего очага. Перистильный, солнечный двор. Дом Фавна в Помпеях. 1в. Гробница-пирамида Цестия 80г. до н.э. Мавзолей Еврисапа. конец 1в Триумфальные арки. Пяты арок – импосты, дуга – архивольт, пазух – тимпан. Арка Тита 81г н.э. Военная победа над еврейским восстанием. Перекрыта аттиком. Декоративный ордер. Лепнина, прославительные надписи. Арка Септимия. Трех пролетная. Центральная вдвое выше и шире боковых. Арка Константина 315. Трёх пролётная много декора. Триумфальная колонна Траяна 113. Рим. Др. Римский храм Приняли греческий пантеон. Но переоценка богов. Большое количество мелких. Легко включали чужих. Практицизм в отношениях с богами. Суеверия, гадания. Популярны древние, таинственные боги Востока. Следование греческим образцам. Квадратный дом в Ниме (Франция) нач. 1в. Односторонний стереобат. Глубокий портик – традиция этрусков. Предп. коринф. Храм Гесты в Тиволи. Круглый Толосс. Пантеон. 125г. Гигантский цилиндр, перекрытый куполом и приставленный глубокий портик – рев-ия. Не декорирован. Диаметр купола=высоте=43м. Интерьер – богатый – золото, мрамор, цветные камни. Пространство преобладает над пластикой впервые. Европейская архитектура пошла по этому пути. Ниши – игра светотени, драматизация. Показать толщину стен, чтобы оправдать мощь купола Кессоны, чтобы измельчить массу. В верху – бычий глаз – освещение, вентиляция. Базилика Константина. 315г. н. э. Христианский храм – суть Базилика. Вытянутое здание в форме латичнского креста, разделённого на нефы (высота центрального больше боковых). Изобразит иск. Рима Статуя Августа из Примо Порта. В рост, в парадных доспехах. Приветственный жест. Могущество, энергия, сила, мощь. Необутые ноги- героическая нагота Троян Музей в Остии. Портрет старого Патриция. Римлянин с головами предков 7в. до н. э. Август I. Грекофильский период. Спокойная сила. 1в. Император Нерва. Калигула. Нерон 60-68гг. Римлянин из рода Флавиев. Рим. 90г. Антиной. 1 пол 2в.Эпоха грекофилии. Имп. Адриан. 130-е Время Марка Аврелия. 180-е. Мужской портрет. ГЭ. Пластика лица. Интеллектуальная жизнь. Голова юноши. Сириянка 80-е ГЭ Каркалла. 209г. Константин. 330-е г. Музей Капитолия. Общие идеи. Почти фараон. Египетские традиции. Максимилиан Бас. Символизм. Камея Гонзага. Копия. Росписи. В Помпеях. Римский иллюзионизм. Имитация объёма, глубины. «Дом Веттиев». Сложные сочетания архитектуры. 63-79гг. «Вилла мистерий». Умели писать сложные группы. Позы, ракурсы, знание анатомии. Роспись дома в Эсквилине. Рим. «Лестригоны, бросающие камни в корабли Одиссея». Настенная роспись. 1в до н. э. Раннехристианское иск-во Первые росписи в катакомбах. «Молитва. Статика, разобщённость фигур, отсутствие глубины и объёма. Простые позы, искажение анатомии, большие глаза. Стремление передать не жизненные позы, а состояние молитвенного экстаза. Скульптура Христа Базилика. Трансепт, средокрестие, алтарная апсида. Раннее средневековье. Кельтско-германский звериный стиль. Деталь кошеля из погребения короля англов близ Саттон Ху в ладье. 625-633. Деревянная голова животного из ладьи в Осеберге. ~825. Осло. Искусство Ирландии и Англии. Смесь звериного стиля и христианства. Ирландские монастыри – средоточие науки и искусства. Страница с изображением креста из Евангелия. ~700. Лондон. Звериный орнамент. Скриптории – «типографии» Оформление. «Распятие» - пластина с переплёта. VIII. Дублин. Каролингская империя. Основана Карлом Великим. Первое Возрождение. «Одо из Меца». Капелла К. Великого. Ахен 792-805. «План Сен-Галленского монастыря. Искусство Оттоновской Германии. «Распятие Геро» ~1000. Дерево. Кёльнский собор. Традиции Византии. «Собор Св. Михаила».Художественная работа по металлу. Романика Условный термин. Архитектура. Характерно увеличение размера зданий. Множество новшеств. Церковь Сен-Сернен ~1100. Тулуз. Сложность плана. Большой объём, 4 нефа. Разноуровневая крыша, контрфорсы. Собор в Отёне ~1132. Стрельчатые арки – влияние Ислама. Церковь Сент-Этьенн. Кан 1068г. Фасад почти без декора, только 4 контрфорса. Изящество. Дерхемский собор. ~1130. Использован нервюрный, крестовый свод. Сложная конструкция. 2 вида столбов. Образец тосканской романики – комплекс в Пизе – Баптистерий, собор и колокольня. 1053-1272гг. Поднялся трансепт, Купол над средокрестием. Декор. Скульптура и живопись Апостол. 1090г. Сен-Сернен. Влияние античности, но византийский источник. Скульптурное изобр. более реально по сравнению с живописным, но и похоже на идола. Скульптура льва 1166. Брунсвик. Работа с металлом. Рейнер из Гюи. Купель12в. Льеж. В живописи мало изменений. Жанр книжной иллюстрации. «Св. евангелист Иоанн» 12в. Франция. «Битва при Гастингсе». 11в. Франция. Вышивка. Готика Возникает во Франции и распростран. по всей Европе. Архитектура. Аббат Сугерий в сер 12 в. Перестраивает Сен-Дени (духовный центр королевства). Повсеместен крестовый свод и стрельч. арки. Много света за счёт контрфорсов. Это не изменённая романика, а нечто новое изначально. Стремление «воплотить теологию в камне». Нотр-Дам. Париж. Готика в городе. «Эпоха кафедральных соборов». Продольная ось симметрии. Короткий трансепт. Изящество форм, использованы аркбутаны. Стало элементом стиля, хотя имело ф-ии опоры. Геометричность, пропорцио- нальность. Громздкие башни превращаются в ажурную ширму благодаря декору. Шартрский собор. Сохранились 180 витржей. Впечатление «эфирного, неземного света». Предельная каркасная конструкция. Цель – высота. Реймский собор. Построен вскоре после Нотр-Дама. Английская готика – тоже разновидность французской, а не местной романики. Собор в Солсбери сер 13в. – раннеанглийский стиль. Собор растянулся. Башня на средокрестии взвилась ввысь, а башенки сошли на нет. Глостерский собор сер 13в. В Германии готика приживается дольше. Сер. 14в. Церковь Св. Себальда в Нюрнберге. Тяготение к зальности. Итальянская готика стоит особняком. Церковь Санта-Кроче 13в. Флоренция. Деревянный потолок. Готическая эмоциональн. Флорентийский собор – гражданская гордость. Арнольдо ди Камбио. Особенность – восьмиугольный купол. Скульптура Статуи косяка портала, Шартрский собор. Каждая имеет собств. ось, выдаётся от стены. Возобновление скульптуры, реалистическая тенденция. Библейские пророки, цари, царицы; Иисус с евангелистами и апостолами. Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|