рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Искусство

Искусство

Египет

Древнее царство 30-23вв. (распад)

Среднее 21-18 вв. (гиксосы)

Новое 16-11вв.

Позднее 10 в – 343г. до Р.Х.

Изолированная цивилизация. Искусство завязано на заупокойном культе. Шакал

Анос – проводник в загробное царство. Это нац.религия. Политеизм. Сначала –

насколько номов со своими триадами богов, потом, оставались боги

побеждающих номов. Остались Нижний и Верхний – Амон + Ра = Амонра. Ра – бог

солнца, Осирис – предвосхитил Христа, Исида – материнства, плодородия,

Хатор – богиня неба, Тот – бог Луны и времени. Ка, Ба.

Архитектура

Только гробницы, т. к. остальные сооружения – деревянные. Пирамиды. Сначала

– холм, обложенный плитами – мастаба. Потом достраивались ступени. У

египтян – колонны – декор ф-ии.

Первая – Джосера 26 в (60м). Была окружена комплексом погребений. Имхотеп –

её создатель, обожествлённый впоследствии.

Снофру в Медуме. 26в. (75м). Первая классическая после мастаба. Рухнула из-

за большого угла.

Для Снофру в Дахшуре (100м)

Комплекс в Гизе. 26 в. 4-ая династия. Хеопса (146м), Хефрена (143м),

Микерина (80м). Последняя – на возвышении. Сфнкс – Хеопс (20 м).

Геометризм. Соперничество с природой. S=52 900м2 2300000 глыб по 2,5 тонн.

Возводили 100 000 чек 20 лет – по Геродоту.

Углубление пирамид. Комплекс пирамид в Мироэ (н.цар.)

Н. и Ср. царств. – акцент на храмовую арх. Храм Хатшепсут в Деир-эль-

Бахари. Арх. Сенмут 15 в.

Храм Амона в Карнаке 15-13 вв. Бараноголовые сфинксы.

Храм Амона в Луксоре. Злдчий – Аменхотеп Младший 15 в.

Храм Рамзэса II в Абу-Симбеле 13 в. на восток Статуи-20м

Изобразит. искусство

Алебастровый сосуд. (Гробница Тутанхамона)

Плита царя Нармера ~ 30 в. из Гиераконполя. Каир. Египетский стиль

изображения фигур.

«Ти, наблюдающий за охотой на гиппопотама». ~ 24 в. Гробница Ти. Саккара

Барельеф

Фараон Микерин с женой. Гиза. 2571. Бостон.

«Кормление ориксов». ~ 1920. Гробница Хнемхотепа.

Крышка гроба Тутанхамона. ~1340. (250 фунтов). Стиль Эхнат.

Царица Нефертити ~1360 Берлин. 50 см. бюст.

Искусство Крита и Микен и Кикладского архипелага 30-11 вв.

Древнее, среднее и позднее.

На Кикладах – только каменные гробницы. Но среди вещей – мраморные идолы –

женские фигуры со сложенными на груди руками – богиня плодородия Древнего

Востока. Клинообразное тело, овальная голова. Варьируется размер. Кажутся

примитивными, но они – потомки грубых, с женскими атрибутами

палеолитических идолов. Изящные «Девические» фигуры.

Минойское. Самое древнее и богат.

После 20 в возникает письменность, городская цивилиз. с дворцами.

Строительство в Кноссе, Фесте, Маллии. В 17в. – разрушены. Снова выстроены,

в 15в. опять разрушены.

Много мелких помещений, хорошая вентиляция, изящная роспись, качественная

кладка, но колонный – всегда из дерева (ствол, сужающийся книзу, капитель-

подушка). Главные сцены изображения – птицы и животные, обитатели моря,

роскошная растит. Фреска в покоях королевы с изобр. Дельфинов и рыбы.

«Фреска с тореодором» ~1500 – религ. ритуал.

Микенское. Микены – крупнейший город на побережье. До 16в. – бронзовые

орудия и глиняная посуда, но после появляются «гробницы-улья». Расцвет –

13в. «Сокровищница Атреев» 1300-1250 Аккуратные каменные блоки. Дворец –

крепость на холме. «Львиные ворота». Гигантские глыбы вызывали страх у

потомков. Над воротами – барельеф львов. В фигурах – влияние Передней Азии.

Ордер

3, но на самом деле 2, т. к. коринф. – разновидность ионич.

Портик. Порта – ворота. Колонн – чётное число. Искажения: антаблемент и

стилобат вогнуты, интерколоннии сужали, т.к. они на фоне тёмной целлы.

Каннелюры – для передачи силы вертикальными линиями. Для напряжения – на

1/3 высоты – утолщение (энтазис). Капитель – расплющенное дерево. Желобки

триглифов – движение каннелюров.

Дорич. – самый др. 3 части: ступенчатая платформа, колонны, антаблемент.

Основание – стереобат, стилобат (на нём стоят колонны); колонны – ствол с

каннелюрами, капитель (эхин и абак); антаблемент состоит из архитрава

(продольная балка), фриза (перемежающиеся триглифы и метопы) и карниза

(фронтон (двухскатная крыша), тимпан, наклонный слезник и сима). Отношение

d/h = 1/6.

Ионич. – вытянутые пропорции, наличием базы, валютой вместо эхина,

трехчастным архитравом и единым фризом. Отношение d/h = 1/7. Коринф. – ещё

вытянутее. Капитель стилизована под корзину с цветами. d/h = 1/8.

Предположение, что ордер заимств. у египтян – вывернутый храм, традиционная

имитация дерева.

Храм Гефеста. нач. 5 в.

Храм Посейдона. Пестум. 5в.

Овический орнамент под капителью дор. ордера.

Храм Геры (1). Пестум. 6в.

Храм Конкордии в Акраганде ( 2 пол 5в.)

Акрополь

Иктин и Калликрат. Акрополь (5в.). Перикл решил не восстан. старые храмы, а

построить новый комплекс после персид. войны. Это расцвет классич.

искусства. Основной храм – Парфенон. Всеобщие шествия. В 3 год олимпиады –

больш. Панафинеи - новый пеплос Афине Парфенос (девы). Статуя Геры (12м) –

Фидий в хрисо-элефантинной технике. Через Пропилеи (Мнесикл) (парадные

ворота), мимо Афины Промахос, вокруг Парфенона (идея со всех сторон). На

утёсе – храм Ники апторос (бескрылой). Парфенон (448-432) – 31x70м. Колонны

– 10,5 м. Образ торжественности, праздничности. Равновесие пластики и

простр. Маленький антаблемент. 2 части внутри – задн. (архив,

сокровищница), передняя – П-образн. колоннада (ионическая). По фризу –

изобр. Панафиней. Напротив Парф. – Эрехтейон (421-406). На старом

светилище. Посвящён 3 богам – вост. портик – Афине (глухой), сев. –

Посейдону (глубокий), южн. – Эрехтее (портик кареотид).

Скульптура архаики 7-6в

Стоящий юноша (курос)~ 600 Мрамор. Метрополитен. Очень похож на Микерина,

но греки уже отошли от камня и делают людей, а не статуи. Широко открытые

глаза и взгляд.

Девушка (кора) в дорическом пеплосе. ~530. Афины. «Архаическая улыбка».

Кого они изображали? Это герои - среднее между богами и людьми.

Устанавливались на могилы.

От египтян и Азии заимствовано и монумент. иск. Основное «поле» - фронтон.

«Битва богов и гигантов». Дельфы. ~ 530. Повествовательный х-р, как в

Египте. Чем ближе чек – тем объёмнее.

Позже от групп отказываются. «Умирающий войн» фронтон храма Афайи в Эгине.

~ 490. Органичное и естественное тело, Благородство и твёрдость духа при

смерти воплощаются в великолепных линиях тела.

Скульпт. высокой классики 5в.

Греки научили свои статуи «стоять вольно». Стоящий юноша «Мальчик Крития».

~ 480. Афины. Стоит мягче. Тяжесть на одну ногу (равновесие). Изменение

пластики тела. Нужда в «арх улыбке» - признаке жизни – отпала. Задумчивое

выражение.

Лучшая из статуй такого стиля – более 2м. Обнажённый бронзовый Посейдон

(Зевс) с трезубцем (молнией) в руке. 460г. Грозный жест. Поза атлета.

Монументальная скульпт. тоже изменяется. «Умирающая Ниобида»~440. Рим.

Настолько гармонична, что догадаться о первоначальном предназн. Для

фронтона сложно. Оскорбила Мать Артемиды и Аполлона, что её дети – лучше.

Стрела поразила её в спину. Нагота – драматический приём (первая известная

женская). Переживания и на лице.

Самая большая группа – Остатки фронтона Парфенона. «Три богини» ~438.

Лондон. Поэзия бытия. Тонкие струящиеся одежды. Особое пространство, т.к.

проработан объём. Сложные позы и естественность. Заключены в рамку фронтона

– позже – нет.

Битва греков с амазонками. ~359. Лондон.

«Ника, развязывающая сандалию». Рельеф храма Ники Аптерос. 409г.

Поликлет. «Дорифор». ~440г. Олимпийский победитель в метании копья. Мотив

движения – поднятая пятка.

Поликтет. «Диодумен». Выгнётость тела, классические пропорции.

Мирон. «Дискобол». Очень сложная пластика. Миг статики между двумя

движениями.

Мирон. «Марсий» вплощение природы. Неловкий жест, патлатость.

Лисипп (Апоксимен). «Атлет, счищающий с себя масло и песок». 2 пол. 4 в.

Рим.

Леохар. «Аполлон Бельведерский» кон. 4в.

Скульпт. поздней классики 4в.

После поражения в Пелопонесской войне, афинская традиция существовала ещё 3

века Общественность ослабевает, личность обособляется. В позднюю классику

тяготение к конкретности переживаний и характерности. Появляются опоры Тела

малоустойчивы.

Пракситель. «Гермес с Дионисом». 4в. Особая мягкость лепки.

Пракситель. «Аполлон». 4в. Охота на ящерицу требует напряжения, но он

неустойчив.

Скопас. «Менада». 4в. Антагонист Праксителя. Страстный, огненный художник.

Его образы – динамичны, активны.

Скульпт. Эллинизма 4-1 н. э.

После распада Империи Македонского, эллинская культура оседает во всех

странах-колониях. Именно вещи, созданные в этот период мы считаем за

канонические.

Ника Самофракийская. 4в. Воплощение радостного пафоса

«Афродита Милосская» Агесандр. 3-2в. не характерна для своего времени. Были

в моде более чувственные, пафосные произв. Она слишком спокойна.

«Алтарь Зевса в Пергаме» ~180. В честь победы над галлами. Страшная битва

богов и гигантов. Как здесь их никогда не трактовали раньше: могучие тела,

запутанная композиция, борющимся тесно, масса подавила пространство. Клубок

тел, а они ещё классические.

Классический облик обретает суховатую импозантность – «камея Гонзаго» 3 в.

Эриния. Фрагмент фриза.

Умирающий галл. Копия с бронзового оригинала 230. Из Пергама. Рим.

Афина и Алкионей. Деталь восточного фасада большого фриза алтаря Зевса в

Пергаме. Берлин.

Греческая ваза.

Виды: Кратер (для разбавления вина), Стамнос, Амфора, Гидрия, Пелика,

Ойнохоя, Килик (из него пили), Лекиф, Канфар, Скифос.

В период архаики: улучшение техники изгот. (рецепт, обжиг), появляются

тонкостенные, гладкая поверхность, стойкие цвета, эстетика форм, традиция

подписывать. 7в. центры – Родос, Самос, Коринф, Афины. Чёрнофигурная

техника. После 6в. краснофигурные.

Дипелонская погребальная амфора.

Ваза Франсуа. 560г. Флоренция. Фигурные мотивы.

Эксекий. Амфора с Ахиллом и Аяксом.

Килик Диониса.

Амфора с ласточкой 5в. ГЭ.

Возвращение с пира. 480.

Девушка у гробницы. 2 пол. 5в. Белофонные лекифы.

Конструктивные основы архитектуры Древнего Рима.

6в. до н.э. Капитолийская волчица – кормилица Ромула и Рэма Римляне –

потомки троянцев, выведенных из горящей Трои.

Римская Аппиева дорога.

Важнейшие нововведения:

бетон - смесь особого песка с бутом слегка смочённая и подогретая.

У греков – стоично-балочная конструкция. Излом. Узкие пролёты

Арка. Сила тяжести – на излом, сила – на распор. Их равнодействующая – по

диагонали. Равнодействующие взаимно уравновешиваются арками.

Градостроительство. Во многих провинциях города – на основе военных

стоянок. В Греции – гипподамова система (улицы под прямым углом), в Риме –

2 пересек. Улицы, в центре кот. Площадь с палатой Каструма. 4 ворот. С вот

на зап – Кардум, с сев. На юг – Декоманум. На римском форуме (площадь)

статуи периодически сносились. Форум Траяна 2в. Симметричная форма в

отличие от прежнего.

Римск арх.1

Акведук Клавдия. 72км. 2000м2 воды в день в Рим. 35 частных. Бассейны,

термы, ванны. Функциональное сооружение.

Гарский мост 1-2вв. р. Гар. Город Ним. h=50м.

Портемаджоре – большие ворота. h=27Система пролётов. 2 больших и 3 малых.

1в. до н. э. Аттик может заменить или сочетаться с фронтоном.

Театр

Ниже греч. Трагедии. Популярен мим.

Театр Марцелла 2 пол. I тыс. Римский театр возвышается над землёй, в

отличие от греч (арка, свод). Грек слит с миро, а римляне выстраивают

стенку за сценой.

Театр Верония. Они любили цирк, а не театр.

Амфитеатр (двойной полукруг) Амфитеатр Флавиев. Колоссеум. 75-80гг. Арена

54x86м, общие оси 156x188. Рассчитан на 70000 зрителей. 80 входов,

разделённых стеной. Правильные сектора. Бои групповые, инд.. В честь победы

над дакками – битвы 2 месяца 20000 чек, 19000 животных. Частные школы,

Капуанская школа. Прокат – 50 цистерциев, за смерть – 800.

Разрез Колизея. Сложная система разгрузочных сводов и балок. Толстые стены,

овальный в плане.

Под ареной пол раздвигается и наполняется водой. Водные бои. Навес

выдвигается

4 яруса. 44м. Декоративный греческий ордер. Полуколонны, хорошо выражающие

тяжесть. Дорич., ионич., коринф., пилястры.

Цирк в Дельфах. Конные бега. Овал. 700м.

Термы и госуд. и частн. Места общения, библиотеки, спортзалы. Термы

Каракаллы. 212-217гг. Главное здание 218x112м 1500чек. Фригидарий –

холодная вода, Тепидарий – тёплая вода. Кальдарий – горячая вода. Крестовые

своды, купола.

Римск арх.2

Виаромана. Дом для плебса. 3-4 этажа. Коридорная система. 1в. 1 этаж –

таберны (лавки).

Дом Альбуция Цельса в Помпеях. 1в. до н. э. Зал атриум – домашнего очага.

Перистильный, солнечный двор.

Дом Фавна в Помпеях. 1в.

Гробница-пирамида Цестия 80г. до н.э.

Мавзолей Еврисапа. конец 1в

Триумфальные арки. Пяты арок – импосты, дуга – архивольт, пазух – тимпан.

Арка Тита 81г н.э. Военная победа над еврейским восстанием. Перекрыта

аттиком. Декоративный ордер. Лепнина, прославительные надписи.

Арка Септимия. Трех пролетная. Центральная вдвое выше и шире боковых.

Арка Константина 315. Трёх пролётная много декора.

Триумфальная колонна Траяна 113. Рим.

Др. Римский храм

Приняли греческий пантеон. Но переоценка богов. Большое количество мелких.

Легко включали чужих. Практицизм в отношениях с богами. Суеверия, гадания.

Популярны древние, таинственные боги Востока.

Следование греческим образцам. Квадратный дом в Ниме (Франция) нач. 1в.

Односторонний стереобат. Глубокий портик – традиция этрусков. Предп.

коринф.

Храм Гесты в Тиволи. Круглый Толосс.

Пантеон. 125г. Гигантский цилиндр, перекрытый куполом и приставленный

глубокий портик – рев-ия. Не декорирован. Диаметр купола=высоте=43м.

Интерьер – богатый – золото, мрамор, цветные камни. Пространство

преобладает над пластикой впервые. Европейская архитектура пошла по этому

пути. Ниши – игра светотени, драматизация. Показать толщину стен, чтобы

оправдать мощь купола Кессоны, чтобы измельчить массу. В верху – бычий глаз

– освещение, вентиляция.

Базилика Константина. 315г. н. э. Христианский храм – суть Базилика.

Вытянутое здание в форме латичнского креста, разделённого на нефы (высота

центрального больше боковых).

Изобразит иск. Рима

Статуя Августа из Примо Порта. В рост, в парадных доспехах. Приветственный

жест. Могущество, энергия, сила, мощь. Необутые ноги- героическая нагота

Троян Музей в Остии.

Портрет старого Патриция.

Римлянин с головами предков 7в. до н. э.

Август I. Грекофильский период. Спокойная сила. 1в.

Император Нерва.

Калигула.

Нерон 60-68гг.

Римлянин из рода Флавиев. Рим. 90г.

Антиной. 1 пол 2в.Эпоха грекофилии. Имп. Адриан. 130-е

Время Марка Аврелия. 180-е. Мужской портрет. ГЭ. Пластика лица.

Интеллектуальная жизнь.

Голова юноши.

Сириянка 80-е ГЭ

Каркалла. 209г.

Константин. 330-е г. Музей Капитолия. Общие идеи. Почти фараон. Египетские

традиции.

Максимилиан Бас. Символизм.

Камея Гонзага. Копия.

Росписи. В Помпеях. Римский иллюзионизм. Имитация объёма, глубины. «Дом

Веттиев». Сложные сочетания архитектуры. 63-79гг.

«Вилла мистерий». Умели писать сложные группы. Позы, ракурсы, знание

анатомии.

Роспись дома в Эсквилине. Рим. «Лестригоны, бросающие камни в корабли

Одиссея». Настенная роспись. 1в до н. э.

Раннехристианское иск-во

Первые росписи в катакомбах.

«Молитва. Статика, разобщённость фигур, отсутствие глубины и объёма.

Простые позы, искажение анатомии, большие глаза. Стремление передать не

жизненные позы, а состояние молитвенного экстаза.

Скульптура Христа

Базилика. Трансепт, средокрестие, алтарная апсида.

Раннее средневековье.

Кельтско-германский звериный стиль. Деталь кошеля из погребения короля

англов близ Саттон Ху в ладье. 625-633. Деревянная голова животного из

ладьи в Осеберге. ~825. Осло.

Искусство Ирландии и Англии. Смесь звериного стиля и христианства.

Ирландские монастыри – средоточие науки и искусства. Страница с

изображением креста из Евангелия. ~700. Лондон. Звериный орнамент.

Скриптории – «типографии» Оформление. «Распятие» - пластина с переплёта.

VIII. Дублин.

Каролингская империя. Основана Карлом Великим. Первое Возрождение. «Одо из

Меца». Капелла К. Великого. Ахен 792-805. «План Сен-Галленского монастыря.

Искусство Оттоновской Германии. «Распятие Геро» ~1000. Дерево. Кёльнский

собор. Традиции Византии. «Собор Св. Михаила».Художественная работа по

металлу.

Романика

Условный термин.

Архитектура. Характерно увеличение размера зданий. Множество новшеств.

Церковь Сен-Сернен ~1100. Тулуз. Сложность плана. Большой объём, 4 нефа.

Разноуровневая крыша, контрфорсы.

Собор в Отёне ~1132. Стрельчатые арки – влияние Ислама.

Церковь Сент-Этьенн. Кан 1068г. Фасад почти без декора, только 4

контрфорса. Изящество.

Дерхемский собор. ~1130. Использован нервюрный, крестовый свод. Сложная

конструкция. 2 вида столбов.

Образец тосканской романики – комплекс в Пизе – Баптистерий, собор и

колокольня. 1053-1272гг. Поднялся трансепт, Купол над средокрестием. Декор.

Скульптура и живопись

Апостол. 1090г. Сен-Сернен. Влияние античности, но византийский источник.

Скульптурное изобр. более реально по сравнению с живописным, но и похоже на

идола.

Скульптура льва 1166. Брунсвик.

Работа с металлом. Рейнер из Гюи. Купель12в. Льеж.

В живописи мало изменений. Жанр книжной иллюстрации. «Св. евангелист Иоанн»

12в. Франция.

«Битва при Гастингсе». 11в. Франция. Вышивка.

Готика

Возникает во Франции и распростран. по всей Европе.

Архитектура.

Аббат Сугерий в сер 12 в. Перестраивает Сен-Дени (духовный центр

королевства). Повсеместен крестовый свод и стрельч. арки. Много света за

счёт контрфорсов. Это не изменённая романика, а нечто новое изначально.

Стремление «воплотить теологию в камне».

Нотр-Дам. Париж. Готика в городе. «Эпоха кафедральных соборов». Продольная

ось симметрии. Короткий трансепт. Изящество форм, использованы аркбутаны.

Стало элементом стиля, хотя имело ф-ии опоры. Геометричность, пропорцио-

нальность. Громздкие башни превращаются в ажурную ширму благодаря декору.

Шартрский собор. Сохранились 180 витржей. Впечатление «эфирного, неземного

света». Предельная каркасная конструкция. Цель – высота.

Реймский собор. Построен вскоре после Нотр-Дама.

Английская готика – тоже разновидность французской, а не местной романики.

Собор в Солсбери сер 13в. – раннеанглийский стиль. Собор растянулся. Башня

на средокрестии взвилась ввысь, а башенки сошли на нет.

Глостерский собор сер 13в.

В Германии готика приживается дольше. Сер. 14в. Церковь Св. Себальда в

Нюрнберге. Тяготение к зальности.

Итальянская готика стоит особняком. Церковь Санта-Кроче 13в. Флоренция.

Деревянный потолок. Готическая эмоциональн.

Флорентийский собор – гражданская гордость. Арнольдо ди Камбио. Особенность

– восьмиугольный купол.

Скульптура

Статуи косяка портала, Шартрский собор. Каждая имеет собств. ось, выдаётся

от стены. Возобновление скульптуры, реалистическая тенденция. Библейские

пророки, цари, царицы; Иисус с евангелистами и апостолами.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.