рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения

В С Т У П Л Е Н И Е

XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике,

политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и

развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства,

подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные

районы постепенное размещение главных торговых путей из Средизем-номорья к

северу, завершившееся после падения Византии и великих географических

открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой

Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города.

Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство -

переживал глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская

империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных

революций - Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского

восстания. Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни

процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость

становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на

особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени.

Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением

культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на

национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства.

Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие

европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности

для распространения литературных и научных произведений, а более

регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному

проникновению новых художественных течений.

Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке древности.

Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в развитии культ. Еще

Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства,

автор прославленных "Жизнеописаний" наиболее знаменитых живописцев,

ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о "возрождении" искусства Италии. Это

понятие возникло на основе широко распространенной в то время

исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья

представляла собой период беспросветного варварства и невежества,

последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической уры,

историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в

античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Термин

"Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько

самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к

началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий

смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других

странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура.

Энгельс охарактеризовал Возрождение как "величайший прогрессивный

переворот из всех, пережитых до того времени человечеством".

Анализ памятников культуры Возрождения свидетельствует об отходе от

многих важнейших принципов феодального мировоззрения. Средневековый

аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к

реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы.

Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой поколеблено

верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится

высшим мерилом истины. Подчеркивая интерес к человеческому в противовес

божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя

гуманистами, производя это слово от восходящего к Цицерону понятия "studia

humanitanis", означавшее изучение всего, что связано с природой человека и

его духовным миром. При всей сложности и неоднозначности эстетики

возрождения в качестве ее одного из основных принципов можно выделить

абсолютизации человеческой личности в ее целостности. Для эстетических

трактатов и произведений искусства Возрождения характерно идеализированное

представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о

свободном существе с беспредельными творческими возможностями. С

антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимания прекрасного,

возвышенного, героического. Принцип прекрасной артистически - творческой

человеческой личности сочетался у теоретиков Возрождения с попыткой

математического исчисления всякого рода пропорций симметрии перспективы.

Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на

человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную картину

мира. Здесь бросается в глаза также субъективистски

-индивидуалистическая жажда жизненных ощущений, независимо от их

религиозного и морального истолкования, хотя последнее, в принципе, не

отрицается. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание

природе. Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько

художник, который в своей творческой деятельности уподобляется Богу. В

постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе произведения

искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи,

профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания

приобретают уже самодовлеющий, а не священный характер. Одним из важнейших

принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение, что

свидетельствует

о значительной демократической тенденции в противовес морализаторству и

схоластической "учености" предшествующих эстетических теорий. Эстетическая

мысль Возрождения содержит не только идею абсолютизации человеческого

индивида в противовес надмировой божественной личности в средние века,

но и определенное осознание ограниченности такого индивидуализма,

основанного на абсолютном самоутверждении личности. Отсюда мотивы трагизма,

обнаруживающиеся в творчестве У.Шекспира, М.Сервантеса, Микеланджело и др.

В этом противоречивость культуры, отшедшей от

антично - средневековых абсолютов, но в силу исторических обстоятельств

еще не нашедших новых надежных устоев.

Изобразительное искусство Возрождения во многих отношениях

представляет контраст средневековому. Оно знаменует становление реализма

надолго определившего развитие европейской художественной культуры. Это

сказалось не только в распространении светских изображений, в развитии

портрета и пейзажа или новой, иногда почти жанровой интерпретации

религиозных сюжетов, но и в радикальном обновлении всей художественной

системы. В эпоху Возрождения объективное изображение мира было увиденное

глазами человека, поэтому одной из важных проблем, ставших перед

художниками, была проблема пространства.

В XV веке эта проблема была осознана повсеместно, с той лишь разницей,

что на севере Европы, в частности в Нидерландах, к объективному построению

пространства шли постепенно, путем эмпирических наблюдений, в то время как

в Италии уже в первой половине столетия была создана основанная на

геометрии и оптике научная теория линейной перспективы. Эта теория,

позволяющая построить на плоскости трехмерное изображение, ориентированное

на зрителя и учитывающее его точку зрения, означает победу над

средневековой концепцией изображения.

Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей

культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было

опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в

искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники

искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения

отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое

место принадлежит Леонардо да Винчи.

Искусство античности составляет одну из основ художественной

культуры Возрождения. Известно, что античное наследие было использовано и в

средние века, например, во времена каролингского Ренессанса, в живописи

оттоновского периода в Германии, в готическом искусстве. Но отношение к

этому наследию было различным. В средние века воспроизводились отдельные

памятники и заимствовались отдельные мотивы. А представители Возрождения

находят в античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям,

- приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед

красотой земного мира, перед величием героического подвига. Вместе с тем,

сложившись в иных исторических условиях, впитав в себя традиции романского

стиля и готики, искусство Возрождения несет в себе печать своего времени.

По сравнению с искусством классической древности духовный мир человека

становится все более сложным и многогранным.

Работы художников становятся подписными, то есть подчеркнуто

авторскими. Все больше появляется автопортретов. Несомненным признаком

нового самосознания является и то, что художники все чаще уклоняются от

прямых заказов, отдаваясь работе по внутреннему побуждению. К концу XIV

века ощутимо меняется и внешнее положение художника в обществе.

Художники начинают удостаиваться всевозможных общественных признаний,

должностей, почетных и денежных синекур. А.Микеланджело, например, вознесен

на такую высоту, что без боязни обидеть венценосцев он отказывается от

предлагаемых ему высоких почестей. Ему вполне хватает прозвания

"божественный". Он настаивает, чтобы в письмах к нему опускали всякие

титулования, а писали просто "Микеланджело Буонаротти". У гения есть имя.

Звание для него обуза, ибо сопряжено с неизбежными обстоятельствами и,

стало быть, хотя бы с частичной утратой той самой свободы от всего, что

мешает его творчеству. А ведь логический предел, к которому тяготел

художник Возрождения, - обретение полной личной независимости, предполагая,

понятно, в первую очередь свободу творческую.

В архитектуре особенно большую роль сыграло обращение к классической

традиции. Оно проявилось не только в отказе от готических форм и

возрождении античной ордерной системы, но и в классической соразмерности

пропорций, в разработке в храмовом зодчестве центрического типа зданий с

легко обозримым пространством интерьера. Особенно много нового было создано

в области гражданского зодчества. В эпоху Возрождения получают более

нарядный облик многоэтажные городские здания (ратуши, дома купеческих

гильдий, университеты, склады, рынки и т.д.), возникает тип городского

дворца (палаццо) - жилище богатого бюргера, а также тип загородной виллы.

Разрешаются по-новому вопросы, связанные с планировкой городов,

реконструируются городские центры.

В отличие от средневековья, когда главными заказчиками произведений

были церковь и крупные феодалы, теперь значительно расширяется круг

заказчиков и изменяется их социальный состав. Наряду с церковью нередко

заказы художникам дают и цеховые объединения ремесленников, и купеческие

гильдии, и городские власти, и частные лица - как знать, так и бюргеры.

Наряду с монументальными все более широкое распространение получают

станковые формы - живопись на дереве и холсте, скульптура из дерева,

бронзы, рерракоты и майолики.

Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных

странах не вполне совпадают. В силу исторических обстоятельств Возрождение

в северных странах Европы запаздывают по сравнению с итальянским. И все

же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает

важнейшей общей чертой - стремление к правдивому отражению реальности.

Эту черту в прошлом столетии первый историк эпохи Возрождения Якоб

Буркхард определил как "открытие мира человечества". Искусство Возрождения

делится на четыре этапа: Проторенессанс (конец XIII - I половина XIV

века), Раннее Возрождение (XV век), Высокое Возрождение (конец XV века

первые три десятилетия XVI века), Позднее Возрождение (середина и вторая

половина XVI века). В литературе о Возрождении часто употребляют

итальянские наименования столетий: дученто - XIII век, треченто XIV век,

кватроченто - XVI век.

.

П Р О Т О Р Е Н Е С С А Н С

На рубеже XIII и XIV столетий итальянская культура переживает

блестящий подъем. Вслед за возникновением поэзии "сладостного нового

стиля" появляется колоссальная новая фигура - Данте. В изобразительном

искусстве безличное цеховое ремесло уступает место индивидуальному

творчеству. В архитектуре, скульптуре и живописи выдвигаются крупные

мастера - Никколо и Джовани Пизано, Арнольфо ди Камбио, Пьетро Каваллини,

Джотто, творчество которых во многом определило дальнейшее развитие

итальянского искусства, заложив основы для обновления.

Культура Италии XIII-XIV веков сложна и противоречива. Многое в ней

еще органически связано с общеевропейской средневековой культурой,

но одновременно в ней появляются новые черты, предваряющие развитие

Ренессанса.

Развитие проторенессансных тенденций протекало неравномерно. Их

расцвет приходится на конец XIII и первые десятилетия XIV века. С середины

столетия в итальянской живописи и скульптуре усиливается влияние готики.

Готический стиль возник в архитектуре Италии из Франции в XIII

столетии. Он получил распространение в Северной Италии и Тоскане - области

средней Италии, расположенной к северу от Рима. И держался здесь до XV

века, существуя параллельно или переплетаясь с развивающимся новым стилем

Проторенессанса. Однако итальянская готика существенно отличается от

французской. Она ограничивается применением декоративных элементов

готического стиля: стрельчатых арок, башенок-филиалов, пинаклец, роз.

Особенностью итальянской церковной архитектуры является также возведение

куполов над местом пересечения центрального нефа и трансепта. К числу

наиболее прославленных памятников этого итальянского варианта готики

принадлежит собор в Сиене (XIII-XIV вв.)

У истоков итальянского Проторенессанса стоит работавший во второй

половине XIII века в Пизе мастер Никколо. Он стал основателем школы

скульптуры, просуществовавшей до середины XIV века и распространившей свое

внимание по всей Италии. Конечно, многое в скульптуре пизанской школы

еще тяготеет к прошлому. В ней сохраняются старые аллегории и символы.

В рельефах отсутствует пространство, фигуры тесно заполняют поверхность

фона. И все же реформы Никколо значимы. Использование классической

традиции, акцентировка объема, материальности и весомости фигуры,

предметов, стремление внести в изображение религиозной сцены элементы

реального земного события создали основу для широкого обновления искусства.

В 1260-1270 годах мастерская Никколо Пизано выполняла многочисленные заказы

в городах средней Италии.

Новые веяния проникают и в живопись Италии. В течение некоторого

времени значительная роль в этой области принадлежала художникам Рима.

Римская школа выдвинула одного из крупнейших мастеров Проторенессанса -

Пьетро Каваллини (ок.1250-ок.1330)

Подобно тому, как Никколо Пизано реформировал итальянскую скульптуру,

Каваллини заложил основу нового направления в живописи. В своем творчестве

опирался на позднеантичные и раннехристианские памятники, которыми в его

время был еще богат Рим.

Заслуга Каваллини состоит в том, что он стремился преодолеть

плоскостность форм и композиционного построения, которые были присущи

господствовавшей в его время в итальянской живописи "византийской" или

"греческой" манере. Он вводил заимствованную у древних художников

светотеневую моделировку, достигая округлости и пластичности форм.

Однако со второго десятилетия XIV века художественная жизнь в Риме

замерла. Ведущая роль в итальянской живописи перешла к флорентийской

школе.

Флоренция в течение двух столетий была чем-то вроде столицы

художественной жизни Италии и определяла главное направление развития ее

искусства.

Рождение проторенессансного искусства Флоренции связывают с именем

Ченни ди Пеппо, прозванного Чимабуэ (ок.1240-ок.1302).

Но самым радикальным реформатором живописи был один из величайших

художников итальянского Проторенессанса Джотто ди Бондоне

(1266/67-1337). В своих работах Джотто подчас достигает такой силы в

столкновении контрастов и передаче человеческих чувств, которая позволяет

видеть в нем предшественника величайших мастеров Возрождения. Он работал

как живописец, скульптор и архитектор. Но все же главным его призванием

была живопись. Основной работой Джотто является роспись капеллы дель Арены

в Подое.

Трактуя евангельские эпизоды как события человеческой жизни,

Джотто помещает его в реальную обстановку, отказываясь при этом от

соединения в одной композиции разновременных моментов. Композиции Джотто

всегда пространственны, хотя сцена, на которой разыгрывается действие,

обычно не глубока. Архитектура и пейзаж в фресках Джотто всегда подчинены

действию. Каждая деталь в его композициях направляет внимание зрителя к

смысловому центру.

Джотто заложил основу искусства Возрождения. Хотя он не был

единственным художником своего времени, ставшим на путь реформ, однако

целеустремленность, решительность, смелый разрыв с существенными принципами

средневековой традиции делают его родоначальником нового искусства.

Еще одним важным центром искусства Италии конца XIII века - первой

половины XIV века была Сиена. Формирование его художественной школы

происходило в одно время с флорентийской, но искусство этих двух

крупнейших тосканских городов различно, как различны были их жизненный

уклад и их культура.

Сиена была давней соперницей Флоренции. Это привело к ряду военных

столкновений, оканчивавшихся с переменным успехом, однако к концу XIII

столетия перевес оказался на стороне Флоренции, пользовавшейся поддержкой

Папы.

Искусство Сиены отмечено чертами утонченной изысканности и

декоративизма. В Сиене ценили французские иллюстрированные рукописи и

произведения художественных ремесел. В XIII-XIV столетиях здесь был

воздвигнут один из изящнейших соборов итальянской готики, над фасадом

которого работал в 1284-1297 годах Джованни Пизано.

И С К У С С Т В О Р А Н Н Е Г О

В О З Р О Ж Д Е Н И Я

В первых десятилетиях XV века в искусстве Италии происходит

решительный перелом. Возникновение мощного очага Ренессанса во Флоренции

повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры.

Творчество Донателло, Мазаччо и их сподвижников знаменует победу

ренессанского реализма, существенно отличавшегося от того "реализма

деталей", который был характерен для готизирующего искусства позднего

треченто. Произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма.Они

героизируют и возвеличивают человека, поднимают его над уровнем

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.