рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Древние цивилизации Америки

пирамиды с храмами, дворцы, стадионы для игры в мяч, мощеные дороги и

прочие сооружения. Они добывали огромные каменные глыбы для возведения тех

памятников, которые поражают археологов и восхищают туристов. Они были

резчиками по дереву, скульпторами, носильщиками, выполнявшими функции не

существовавших в Месоамерике вьючных животных. Кроме выполнения подобных

работ народ выплачивал дань хавач-винику, подносил подарки местным ахавам,

жертвовал богом маис, фасоль, какао, табак, хлопок, ткани, домашную птицу,

соль, сущеную рыбу, кабанчиков, мед, воск, нефрит, кораллы и раковины.

Когда испанцы захватили Юкатан, население называлось масехуальооб –

термин, несомненно, науа-майяского образования.

Земля у майя считалась общественной собственностью и обрабатывалась

совместно, хотя и существовали частные наделы, принадлежавшие знати.

Епископ Юкатана Диего де Ланда писал: «Помимо собственных участков весь

народ обрабатывал поля своего владыки и собирал достаточное количество и

себе, и его дому».

Это замечание о произведенных отношениях майя проливает свет на два

важных момента. Во-первых, становится ясно, что масехуальооб были обязаны

обрабатывать земли, предназначенные для содержания жреческой аристократии.

При этом «общем рабстве» целая община оказывалась порабощенной агентами

государства в отличие от происходившего при рабовладении, когда рабы

принадлежали конкретному хозяину. Деспотизм такой системы очевиден. Во-

вторых, как отмечал А.Рус, нельзя не заметить, что, какими бы ни были

рабство и деспотизм, они несли определенное положительное начало:

обрабатывающий землю – хотя бы для ахава или владыки – масехуаль брал

часть, которая обеспечивала его и его семью. А это значит, что ни он, ни

члены его семьи не испытывали голода, от которого постоянно страдают

индейцы уже в течение почти пяти веков.

Морли предположил, что у майя существовала еще одна социальная

категория – рабы – пентакооб. Их эксплуатация была иной, чем при «общем

рабстве». Рабом общинник мог стать в следующих случаях: родившись от раба;

попав в плен на войне; оказавшись проданным на рынке. Но как бы ни

назывались социальные группы рабов и деклассированных членов общества, их

положение было весьма близко к положению подобных категорий в иных

мексиканских обществах или янакунов в Тауантинсуйю.

Экономика общества основывалась на земледелии. Принято считать, что

маис составлял 65% питания индейцев майя. Его возделывали при помощи

подсечно-огневой системы со всеми вытекающими из этого явления

последствиями: оскудением почв, снижением урожайности, вынужденной сменой

участков. Однако пищевой рацион пополнялся фасолью, тыквой, томатами,

химакой, камоте, а на десерт – табаком и многочисленными фруктами. Тем не

менее отдельные исследователи ставят под сомнение преобладание маиса в

земледелии майя: возможно, что существовали районы, где маис не

возделывался, а население вполне удовлетворялось клубневыми растениями или

же дарами моря, рек и озер.

На некоторые размышления наводит и тот факт, что практически во всех

археологических центрах обнаружено присутствие «рамона» – растения,

превосходящего маис как по питательным свойствам, так и по урожайности.

Кроме того, его культивация не требовала больших усилий. Некоторые

исследователи полагают, что именно это заменяло маис во время неурожаев.

Как бы то ни было, майя умели получить от земли наивысшую отдачу.

Помогали в этом и террасы в горных зонах, и каналы в долинах рек,

увеличивавшие поливные площади. Длина одного из таких, доводившего воды от

реки Чампотон до Эцны, города на западе Юкатана, достигала 30 км.

Вегетарианцами майя не были: они потребляли индюшатину и мясо специально

выращиваемых собачек. Им нравился пчелиный мед. Охота также была источником

мясных продуктов, которые при еде приправлялись перцем и солью. Перец

выращивался в огородах, а соль добывалась на специальных соляных

разработках.

Важную статью экономики составляли ремесло и торговля. Ремесло,

очевидно, процветало – изготовлялись мячи для ритуальной игры, бумага для

рисованных книг или кодексов, хлопковые коды и веревки, хенекеновые волокна

и многое другое. Торговля, как и у астекских почтека, составляла весьма

важных сектор экономики. На территории нынешнего штата Табаско традиционно

велась меновая торговля между более северными астеками и майя. Они

обменивались солью, воском, медом, одеждой, хлопком, какао, украшениями из

нефрита. В качестве «обменной монеты» выступали зерна какао и раковины.

Города-государства соединялись между собой грунтовыми дорогами, тропами, но

иногда и мощеными шоссе – вроде того, что протянулось на 100 км между

Йашхуна (около Чичен-Ицы) и Коба на восточном побережье. Реки, безусловно,

также служили путами сообщения, особенно для торговцев.

Если бы не существовало столь развитой системы коммуникаций, Кортес

наверняка потерялся бы в густой петенской сельве, когда отправился покарать

взбунтовавшегося Олида. Берналь Диас не раз восхищался, отмечая ту

незаменимую помощь, которую оказывали отрядам конкистадоров дорожные карты

майя. И даже когда мы доберемся в нашем путешествии до самого юга

оставшейся части Месоамерики, то обнаружим все тех же майя, пустившихся в

свои отважные странствия в самые удаленные уголки региона. Все это увидел и

Колумб.

Во всей Мезоамерике не было народа, который достиг бы более

значительных успехов в науках, чем это удалось майя – народу необычайных

способностей. Высокий уровень цивилизации определяли в первую очередь

астрономия и математика. В этой сфере они действительно оказались в

доколумбовой Америке вне всякой конкуренции. Их достижения не сопоставимы

ни с какими другими. Майя превзошли в данных науках даже своих

современников-европейцев. В настоящее время известно о существовании не

менее 18 обсерваторий периода расцвета Петена. Так, Вашактун занимал

исключительное положение и считался особенно важным центром, поскольку

именно именнтам определялись точки солнцестояния и равноденствия.

Исследователь Блом провел серию экспериментов на центральной площади

Вашактуна. Основываясь на расчетах точной широты и долготы города, он смог

разгадать увлекательный секрет древнего ансамбля, состоявшего из храмов и

пирамид, окружавших квадратную, ориентированную по сторонам света площадь.

«Волшебным секретом » оказался способ, посредством которого жрецы

расположившиеся на вершине пирамиды-обсерватории, благодаря храмам-

ориентирам устанавливали с математической точностью точку восхода солнца в

периоды солнцестояния и равноденствия.

С VI или VII в. в соответствии с решениями ученого Собора в Шочикалько

майя установили гражданский год в 365 дней. Посредством сложной системы

календарной корреляции, названной позже дополнительной серией, они привели

этот год в соответствие с действительной длительностью солнечного года,

которая, по современным подсчетам, равна 365, 2422 дня. Этот счет оказался

более точным, чем летосчисление с високосным годом, введенное согласно

календарной реформе папы Григория XIII спустя 900 или даже 1000 лет, в

последней четверти XVI в. Морли составил следующую таблицу:

Длительность года по современным данным – 365,2422 дня

Древний юлианский год – 365,2510 дня

Современный григорианский год – 365,2425 дня

Год майя – 365,2420 дня

Год майя состоял из 18 месяцев по 20 дней каждый. На языке майя периоды

времени назывались: 20 дней – виналь; 18 виналей - тун; тун равнялся 360

кинам (дням). Для выравнивания солнечного года добавлялись 5 дней,

называвшихся майеб, буквально: «неблагоприятные». Считалось, что в эту

пятидневку «умирает год», и потому в эти последние дни древние майя ничего

не делали, чтобы не навлечь на себя беду.

Тун не был последней единицей времени в календаре майя. При

увеличении в 20 раз начинали формироваться циклы: 20 тунов составляли

катун; 20 катунов – бактун; 20 бактунов – пиктун; 20 пиктунов – калабтун;

20 калабтутов – кинчильтун и т.д. В алаутун входили 23 040 000 000 дней,

или кинов (солнц).

Все даты, сохранившиеся на стелах, монолитах, кодексах и в сделанных

испанцами записях раннеколониального периода, имеют единую точку отсчета.

Ее мы назвали бы «год Первый», с которого начинается счет времени майя. По

нашей хронологии, он падает на 3113 г. до н.э., или же, в соответствии с

иной системой корреляции, на 3373 г. до н.э. Любопытно заметить, что эти

даты близки к первому году еврейского календаря, который приходится на 3761

год до н.э. – год предполагаемого создания Библии.

Майя умело совмещали два календаля: хааб – солнечный, состоявший из

365 дней, и цолкин – религиозный, из 206 дней. При таком совмещении

складывался цикл из 18890 дней, лишь по завершении которого название и

цифра дня вновь совпадали с тем же названием месяца. Это как бы 15 ноября,

например, непременно приходилось каждый раз на четверг. Столь значительное

значение астрономической науки не стало бы возможным без идеально

разработанной системы счета. Майя создали такую систему. Она похожа на ту,

что арабы переняли у индийцев и позже передали европейцам, которые лишь

тогда смогли отказаться от примитивной римской системы.

Майя превзошли эту систему прежде, чем римляне завоевали Галлию и

Иберийский полуостров, и много раньше, чем арабы привезли в Европу

десятичную систему счета. Считается, что она была изобретена в Индии в VII

в. н.э. и что арабы передали ее европейцам лишь спустя несколько веков.

Майя же пользовались своей сходной с десятичной системой по крайней мере с

IV в. н.э. – иначе говоря, 1600 лет назад.

Как употребляемая нами десятичная система, так и двадцатиричная

майяская основывается на едином принципе, согласно которому знак сам по

себе ничего не значит, но в сопровождении с другой цифры становится основой

для математического обращения, позволившего совершить все завоевания

современных наук. Этот знак – ноль, чье свойство увеличивать сочетающуюся

с ним цифру в десятки раз по нашей системе и в двадцать раз по системе майя

посредством позиционного перемещения указанной цифры влево в первом случае

и кверху во втором делает возможными запись бесконечных множеств и

осуществление самых сложных астрономических подсчетов.

В нашей десятичной системе имеются девять цифр и ноль. Майяская

состоит лишь из двух – точки и черты – и ноля. Изобретение этого знака в

столь отдаленные времена поднимает математический гений майя на

поразительные вершины. Это означало величайший прогресс в области

абстрактного мышления. Сведения о науке майя сохранились в весьма

незначительном количестве книг, которые избежали катастрофы, наступившей

для аборигенных культур Америки с началом европейской конкисты. До

настоящего времени сохранились лишь три книги майя. Одна из них в Париже,

другая – в Мадриде, третья – в Дрездене.

В истории майя немало загадок. Причина культурного упадка майя – это

еще одна тайна в истории майя. Необходимо заметить, что нечто подобное

происходило по всей Мезоамерике. Существует немало теорий, истолковывающих

причины этого явления – землетрясения, климатические катаклизмы, эпидемии

малярии и желтой лихорадки, иноземное завоевание, интеллектуальное и

эстетическое истощение, военное ослабление, административная дезорганизация

и т.д. Морли утверждал, что «основной причиной упадка и исчезновения Старой

империи стал упадок системы земледелия». Блом согласился с этим мнением,

заявив, что «майя истощили свою землю, так как использовали примитивные

методы ее обработки, вследствие чего население было вынуждено отправиться

на поиски новых мест для выращивания своих урожаев». Однако археологи

А.В.Киддер и Э.Томпсон отбросили эту «земледельческую» версию. Более того

Томпсон был готов допустить версию о «культурном угасании», но совершенно

отбрасывал мысль о том, что население могло оставить свои территории.

Другие исследователи выдвинули теорию о мощном восстании, с которым

связывают разбитые и опрокинутые тикальские монументы.

Глубоко изучив теории упадка культуры майя, Рус пришел к выводу:

«Очевидно, что между ограниченными возможностями отсталой

сельскохозяйственной техники и растущим население существовали неразрешимые

противоречия. Они все более усугублялись по мере увеличения доли

непроизводительного населения по отношению к земледельцам. Рост

строительства церемониальных центров, усложнение ритуала, увеличение числа

жрецов и воинов делали все более трудным производство сельскохозяйственного

продукта, достаточного в количественном отношении для сего населения.

Несмотря на глубоко укоренившуюся в сознании индейцев веру в богов и

покорность их представителям на земле, поколения земледельцев не могли не

сопротивляться всевозрастающему гнету. Очень может быть, что эксплуатация

достигла предела и стала вконец невыносимой, спровоцировав тем самым

крестьянские выступления против теократии наподобие Жакерии во Франции в

XIV в. Возможно также, что эти события совпали с усилением влияния из

вне, тем более что период угасания культуры майя совпадает с миграцией

племен Мексиканского нагорья. Эти народы в свою очередь переживали период

всеобщего смятения в связи с вторжением с севера варварских племен,

теснивших их к югу. Миграции буквально перетасовали группы индейцев,

расположенные на пути переселенцев, и произвели настоящую цепную реакцию,

приведшую к вспышке искры крестьянского восстания».

Цивилизация ацтеков.

После гибели Теотихуакана Центральная Мексика на долгие десятилетия

становится ареной драматических и бурных событий: все новые и новые волны

воинственных варварских племен «чичимеков» вторгаются сюда с севера и

северо-запада, сметая еще уцелевшие островки теотихуаканской цивилизации в

Аскапоцалько, Портесуэло, Чалуле и т.д. Наконец, в конце IX – начале X в. в

результате слияния этих двух потоков – пришлого (“чичимекского”) и местного

(теотихуаканского) – на северо-востоке региона возникает могущественное

государство тольтеков с центром в г. Туле – Толлане (Идальго, Мексика).

Но и это государственное образование оказалось недолговечным. В 1160

г. вторжение новых групп варваров с севера сокрушило Толлан и положило

начало очередному периоду нестабильности в политической истории

Мезоамерики. Среди воинственных пришельцев были теночки-ацтеки (астеки),

полуварварское племя, направляемое к поискам лучшей доли указаниями своего

племенного бога Уицилопочтли. Согласно преданиям, именно божественное

провидение предопределило и выбор места для строительства будущей ацтекской

столицы – Теночтитлана в 1325 г.: на пустынных островах в западной части

обширного озера Тескоко. В это время в долине Мехико вели борьбу за

лидерство несколько городов-государств, среди которых выделялись более

могущественные Аскапоцалько и Кульхуакан. Ацтеки вмешались в эти

хитросплетения местной политики, выступая в роли наемников у наиболее

сильных и удачливых хозяев.

В 1427 году ацтеки организовали «тройственную лигу» - союз городов-

государств Теночтитлана, Тескоко и Тлакопана (Такубы) – и приступили к

последовательному завоеванию сопредельных областей. Огромный ужас внушали

их обсидиановые булавы, круглые щиты и неуемная агрессивность. Невероятное

могущество Ацтекской империи было достигнуто благодаря изобретательности и

предприимчивости трех тлатоани – Моктекусомы I(1440-1469), Ашаякатля (1469-

1481), и Ауисотля (1481-1502). Было бы неверным считать их просто

захватчиками и покорителями более слабых в военном отношении народов – они

являлись подлинными государственными деятелями. Совершенствование

социальной организации и материального прогресса людей могло осуществиться

во многом лишь при наличии у правителя редкого государственного таланта,

железной воли, стремления к новому и чувства блестящего исторического

предвидения. Немалый вклад в этот исторический подвиг принадлежит Слукоатлю

и Тлакаелелю. Он выполнял функции своего рода «железного канцлера». Этот

выдающийся политик умер в начале XVI в., ставшего трагическим для

американских индейцев.

После смерти Ауисотля на пост тлатоани был возведен Монтесума Шопойоцин,

что в переводе означает «молодой». Чаще его называют Моктесома II. Он

правил в течение 18 лет . 1 июля 1520 г. он был казнен испанцами.

К моменту прихода испанцев в начале XVI в., так называемая Ацтекская

империя охватывала огромную территорию – около 200 тыс. кв. км – с

населением 5-6 млн. человек. Ее границы простирались от Северной Мексики до

Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива. Столица

империи - Теночтитлан – со временем превратилась в огромный город, площадь

которого составляла около 1200 га, а количество жителей, по разным оценкам,

достигало 120-300 тыс. человек.

С материком этот островной город был связан тремя большими каменными

дорогами - дамбами, имелась и целая флотилия лодок каноэ. Подобно Венеции,

Теночтитлан был прорезан правильной сетью каналов и улиц. Ядро города

образовывал ритуально - административный центр: «священный участок» -

обнесенный стенами квадрат длиной 400м , внутри которого находились главные

городские храмы («Темпло Майор» - храм со святилищами богов Уицилопочтли и

Тлалока, храм Кецалькоатля и др.), жилища жрецов, школы, площадка для

ритуальной игры в мяч. Рядом располагались ансамбли пышных дворцов

ацтекских правителей – «тлатоани». По словам очевидцев, дворец Монтесумы

(точнее, Моктесумы)II насчитывал до 300 комнат, имел большой сад, зоопарк,

купальни.

Вокруг центра теснились жилые кварталы, населенные торговцами,

ремесленниками, земледельцами, чиновниками, воинами. На огромном Главном

рынке и меньших по величине квартальных базарах велась торговля местными и

провозными продуктами и изделиями. Общее впечатление о великолепной

ацтекской столице хорошо передают слова очевидца и участника драматических

событий конкиста – солдата Беркаля Диаса дель Кастильо из отряда Кортеса.

Стоя на вершине высокой ступенчатой пирамиды, конквистадор с изумлением

взирал на странную и динамичную картину жизни огромного языческого города:

«И мы увидели огромное количество лодок, одни приходили с различными

грузами, другие … с разнообразными товарами… Все дома этого великого

города… находились в воде, а из дома в дом можно было попасть только по

висячим мостам или на лодках. И видели мы… языческие храмы и часовни,

напоминавшие башни и крепости, и все они сверкали белизной и вызывали

восхищение».

Теночтитлан был захвачен Кортесом после трехмесячной осады и

ожесточенной борьбы в 1521 г. И прямо на руинах ацтекской столицы, из

камней ее дворцов и храмов, испанцы построили новый город – Мехико, быстро

растущий центр своих колониальных владений в Новом Свете. Со временем

остатки ацтекских построек были перекрыты многометровыми напластованиями

современной жизни. В этих условиях вести систематические и широкие

археологические исследования ацтекских древностей пости невозможно. Лишь от

случая к случаю в ходе земляных работ в центре Мехико появляются на свет

каменные изваяния – творения древних мастеров.

Поэтому подлинной сенсацией стали открытия конца 70 –80 гг. XX в. при

раскопках Главного храма ацтеков – «Темпло Майор» - в самом центре Мехико,

на площади Сокало, между кафедральным собором и президентским дворцом.

Сейчас вскрыты уже святилища богов Уициопочтли (бог солнца и войны, глава

ацтекского пантеона) и Тлалока (бог воды и дождя, покровитель земледелия),

обнаружены остатки фресковых росписей, каменная скульптура. Особенно

выделяются круглый камень диаметром свыше трех метров с низкорельефным

изображением богини Койольшаухки – сестры Уицилопочтли, 53 глубокие ямы –

тайники, заполненные ритуальными приношениями (каменные фигурки богов,

раковины, кораллы, благовония, керамические сосуды, ожерелья, черепа

принесенных в жертву людей и т.д.). Вновь обнаруженные материалы (общее их

число превышает несколько тысяч) расширили существовавшие преставления о

материальной культуре, религии, торгово-экономических и политических связях

ацтеков в период расцвета их государства в конце XV - XVI в.

Цивилизация Южной Америки.

Какие племена и народности населяли в древности Перу? Подавляющее

большинство считает, что ими были инки. И это кажется правильным. Когда в

1532г. испанские конквистадоры ступили на перуанскую землю, вся страна, а

также Эквадор, Боливия и Северное Чили входили в предмет гигантской инской

империи, или, как сами инки называли свое государство Тауантинсуйю. Общая

протяженность Тауансуйю вдоль Тихоокеанского побережья составляла свыше

4300 км, а население – не менее 6 млн. человек. Однако инки представляли

собой лишь внешний фасад древнего Перу, за которым как в Египте или в

Месопотамии, скрывалось длинное и славное прошлое.

В конце II тыс. н.э. в горах северо-восточной области страны внезапно

появилась западная культура Чавин, синхронная с “Ольмекскими “ памятниками

Мезоамерики и близкая им по характеру (культ кошачьего хищника – ящера или

пумы, каменные пирамидальные храмы, изящная керамика и т.д.). С рубежа

нашей эры в прибрежной зоне Перу на севере возникает цивилизация Мочина, а

на юге – цивилизация Наска. Одновременно с ними или чуть позже в горах

Боливии и Южного Перу Сформировалась динамичная и оригинальная культура

Тиаунакана( названная так по имени своего центрального поселения , близ

южного берега оз.Титикана). Что же характерно для всех названных ранних

перуанско-боливийских цивилизаций?

Прежде всего, они родились самостоятельно, одновременно с

классическими цивилизациями Мезоамерики, но без каких-либо заметных связей

с ними, Далее, хотя древние перуанцы не создали ни иероглифической

письменности, ни сложного календаря, их технологии в целом были

совершеннее, чем у населения Мезоамерики. В то время, когда мезоамериканцы

жили еще целиком в каменном веке, индейцы Перу и Боливии со II тыс. до н.э.

знали металлургию, обработку золота, серебро, медь и их сплавы и делали из

них не только украшения и оружия, но (как в случае с медью) даже

наконечники земледельческих орудий – “палок-копалок” и мотыг. Они, особенно

создатели культуры мочика, изготовляли великолепную керамику с полихромной

росписью и фигурным моделированием. Их ткани из хлопка и шерсти были

тонкими и совершенными. Но особенно изящные виды этой продукции – гобелены,

декоративные ткани, парча и кисея – не имеют, пожалуй, себе равных в

древнем мире. Их красота лишь усиливалась яркостью красителей,

приготовляемых из различных растений (например, индиго) и минералов. Эти

три важные компонента местной культуры – металлические изделия, керамика и

ткани (хорошо сохраняющиеся в сухом и теплом климате побережья) – придают

неповторимое своеобразие всем названным древнеперуанским цивилизациям

1тыс.н.э.

Последующий период (с X в. н.э. и позже) отличен усилением экспансии

населения горных областей (особенно Тиаунако) в зону Тихоокеанского

побережья. Затем здесь возникает несколько новых государств, крупнейшим из

которых стало Чиму, расположенное на севере данной области, примерно от

Тимбега до Лимы. Его столица Чан – Чан занимала площадь около 25 кв. км и

имела население до 25 тыс. человек. В центре города находилось десять

огромных прямоугольников 400х200 м, огороженных стенами 12 м высотой, -

дворцовые ансамбли местных царей. Вокруг – резиденция меньшего размера, где

жили чиновники, ремесленники и другие группы горожан. После смерти царя

хоронили в его дворце со всеми богатствами, а приемник строил себе новое

здание, похожее скорее на замок или крепость, чем на обычный дом. Именно в

Чиму впервые была создана объединенная сеть ирриционных каналов и построены

дороги, соединяющие горы и побережье. А это в свою очередь объясняет и

впечатляющие достижения местной культуры в городах и селах.

В то же время в горной зоне с ее изрезанным рельефом, большим числом

почти изолированных друг от друга долин и рек одновременно возник целый ряд

мелких враждующих между собой государств. Но лишь одно из них -

государство инков в долине Куско, - обладая более совершенной организацией

своей армии и аппарата власти и отличаясь воинственностью своих жителей,

сумело сломить сопротивление соседей и стать господствующей силой в

регионе. Это произошло всего лишь за столетие до прихода испанцев, в XV в.

н.э.

Размеры инской империи росли с небывалой быстротой. Между 1438 1460

гг. инка Пачахути завоевал большую часть горных районов Перу. При его сыне

Топа Инке (1471-1493 гг.) были захвачены значительная часть Эквадора и

территория государства Чиму, а чуть позже - юг прибрежной зоны, горы

Боливии, север Чили. Во главе огромной державы стоял божественный правитель

сана – инка, которому помогала наследственная аристократия, связанная с

правителем кровным родством, а также жреческая каста и целая армия

чиновников, контролировавших все стороны жизни.

Сельские общины несли тяжелый труд всевозможных налогов и трудовых

повинностей (работа на строительстве дорог, храмов и дворцов, в рудниках,

служба в армии и т.д.) Население вновь завоеванных земель насильственно

перемещалось из своих родных мест в отдаленные провинции. Империя была

связана обширной сетью мощенных камнем дорог, вдоль которых через

определенные расстояния стояли почтовые станции с помещениями для отдыха и

склады с продуктами и необходимыми материалами. По дорогам регулярно

курсировали и пешие гонцы – бегуны, и всадники на ламах.

Духовная жизнь и вопросы культа целиком находились в руках жреческой

иерархии. Поклонение богу – творцу Виракоче и небесным планетам

осуществлялось в каменных храмах, украшенных внутри золотом. В зависимости

от обстоятельств жертвоприношения богам варьировали от обычных в таких

случаях мяса ламы и маисового пива до убийства женщин и детей (во время

болезни или смерти верховного Инки).

Однако эта самая крупная и наилучшим образом организованная империя

доколумбовой Америки стала легкой добычей горстки испанских авантюристов во

главе с Франсиско Писарро в XVI в. н.э. Убийство инки Атаульпы в 1532 г.

парализовало волю к сопротивлению местных индейцев, и могущественное инское

государство в считанные дни рухнуло под ударами европейских завоевателей.

Заключение.

Итак, в конце XV – начале XVI в. в западном полушарии встретились два

мира, совершенно не похожие друг на друга и стоящие на различных стадиях

культурно-исторического развития: если наиболее передовые цивилизации

индейцев по своему уровню соответствовали в Старом Свете самым архаичным

формам государства Древней Востока, Европа уже ликвидировала к тому времени

Ренессанс и переживала период антифеодальных революций. И, тем не менее,

американским аборигенам было чем поделиться с пришельцами из своих

культурных достижений, накопленных за тысячелетия самостоятельного

развития. Благодаря им в обиход всего человечества прочно вошли картофель,

табак, бобы, томаты, кукуруза, какао, а также хинин , каучук и т.д. Об этом

же свидетельствует и обмен слов, взятых из индейских языков, географические

названия, названия растений, с которыми европейцы впервые познакомились в

Америке, названия животных, птиц, рыб, предметов, воспринятых у индейцев.

Индейские цивилизации Нового Света сумели достигнуть своего апогея

без важнейших технических достижений древности, к которым относятся

выплавка железа и стали, разведение домашних животных (особенно тягловых и

вьючных), колесный транспорт, гончарный круг, плуг иное земледелие, арка в

архитектуре и т.д. в Анской области обработка цветных металлов ,золота и

серебра производилось еще во II тыс. до н.э., и к моменту прихода

европейцев инки широко использовали в своей практике не только бронзовое

оружие, но и бронзовые орудия труда. Однако в Мезоамерике металлы (кроме

железа) появились уже на закате цивилизаций классического периода (I

тыс.н.э.) и использовались главным образом для изготовления украшений и

предметов.

Быстрый прогресс археологических исследований в важнейших центрах

Средней Америки в сочетании с усилиями лингвистов, этнографов, историков,

антропологов и др. позволяет сейчас, пусть в самой общей форме, проследить

основные этапы развития древне цивилизации в Новом Свете, выявить ее

характерные черты и особенности.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.