| |||||
МЕНЮ
| Чайковский-критик - непонятый Брамс.Сравнительный анализ творчества. Реферат по истории музыки.с завистливым восхищением говорил о таких гигантах, как Моцарт или Шуман, которым, казалось, само шло в руки то, к чему он пробивался шаг за шагом, в изнурительной, тяжкой борьбе. Сходные чу- вства испытывал он и к своему другу Дворжаку. Впрочем, о даровании Дворжака он всегда отзывался с восторгом, как ни казалось ему порой, что здесь как раз тот слу- чай, когда результат уступает гениальности замысла. Но началось всё с катастрофы, с блужданий в лабиринте собственных чувств. Моло- дой человек оказался перед лицом обстоятельств, которые на долгие годы выбили его из колеи. В феврале 1854 года у Шумана внезапно обострилась душевная болезнь, тень которой давно уже нависала над ним и которая, став причиной прогрессирующе- го распада личности, спустя два года свела его в могилу. Супруга маэстро Клара, ожи- давшая восьмого ребёнка, была в отчаянии. Брамс поспешил в Дюссельдорф, чтобы по- мочь этой женщине, которую он глубоко чтил, и оставался там до самой смерти маэ- стро. Из-за болезни мужа материальное положение Клары оказалось угрожающим.. Перед ней встала необходимость возобновить концертную деятельность пианистки, столь успешно начавшуюся для неё в детские годы, но после замужества сошедшую, за редчайшими исключениями, на нет. И то, что ей удавалось в кратчайший срок вер- нуть себе положение, некогда уже завоёванное в музыкальном мире, принадлежит к числу высочайших достижений человеческой энергии и таланта. Брамс, находившийся в непосредственной близости от неё, целиком посвятил себя задаче стать опорой ей и её детям. То немногое, что требовалось ему для себя, он зарабатывал уроками. Вскоре после смерти Шумана Брамс расстался с Кларой. Он возвращается в Гам- бург к родителям. Неустанно работая, он ждёт счастливых перемен в своей жизни, в положении, которое занимает в мире, не проявляя , впрочем, особой активности в этом направлении. У всех его друзей из окружения Шумана есть где-то своё тёплое местеч- ко: у Иоахима в Ганновере, у Грима в Геттингене, у Дитриха в Бонне. Всё, что пона- чалу благодаря рекомендации Клары ему удаётся найти, - это весьма скромная долж- ность в Детмольде, при дворе местного фюрста, где он несколько лет подряд в зим- ние месяцы обучает игре на фортепиано одну из принцесс и её придворных дам, ру- ководит хором, а иногда имеет возможность даже воспользоваться придворным орке- стром. Доходов от всей этой деятельности едва хватает на год весьма скудного су- ществования; остальное он зарабатывает уроками фортепиано. В письмах Брамса, относящихся к этому времени, нередко чувствуется известная угнетённость, растущее недовольство. Годы проходят, и у него возникает ощущение, что он ни на шаг не продвинулся вперёд. В Гамбурге он остаётся чужаком, в чём, пожалуй, повинны провинциальная чёрствость и недоброжелательность земляков. Рабо- та в Детмольде, несмотря на то что занимает лишь три месяца в году, становится ему в тягость, и он отказывается от места. Осенью 1862 года он предпринимает поездку в Вену; он завязывает дружеские отношения, появляется на эстраде как пианист, с успе- хом добивается исполнения своих сочинений. Пройдёт немного времени, и Брамс по- знакомится с теневыми сторонами венского характера - со свойственным венцам ощу- тимым недостатком серьёзности и упорства в работе, известной переменчивостью и ненадёжностью их симпатий и восторгов. Брамс наслаждается в Вене неограниченной свободой праздношатающегося туриста - и ждёт решения куда более важного для него дела в Гамбурге. Ф.В.Грунд, долгие годы дирижировавший гамбургскими филармоническими концертами, собрался уйти на пенсию. Брамс рассчитывает стать его преемником и просит гамбургских друзей предпринять в его отсутствие необходимые шаги. Тем горше было его разочарование, когда он узнал, что его обошли и дирижёром филармонических концертов назначен его друг, певец Юлиус Штокгаузен. Этого оскорбления он не мог забыть никогда. Во- обще одной из трагических черт его глубокой натуры было неумение прощать, неу- мение забывать. Много лет спустя, на торжественном банкете в честь 50-летия Гамбург- ского филармонического общества, была исполнена Вторая симфония Брамса под его собственным управлением. И теперь некий оратор позволил себе утверждать, что-де судьба этого великого сына Гамбурга опровергает афоризм «Nemo propheta in Patria» Нет пророка в своём отечестве (лат). И тогда, в совершенной ярости, Брамс прошептал сосе- ду: «И это они пытаются доказать на моём примере! Два раза освобождалось место директора филармонических концертов, и оба раза они приглашали чужака, а меня обходили! Выбрали бы в своё время меня, я стал бы порядочным человеком, гражда- нином, смог бы жениться и жил бы как все. А теперь я бродяга». Его гнев, без сомнения, был неподдельным, а горечь оправданна. Возможно, однако, в данном случае он не смог или не хотел понять, что судьба уготовила ему лучшую участь. Сомнительно, чтобы ему удалось хоть на сколько-нибудь долгий срок прижить- ся в той в высшей степени провинциальной атмосфере, которая отличала тогда музы- кальную жизнь Гамбурга; а если бы и удалось, то столь же сомнительно, что успех муздиректора существенно пошёл бы на пользу композитору. Гамбургское разочаро- вание поначалу было возмещено предложением взять на себя руководство Венской певческой академией - осенью 1863 года новый музикдиректор с энтузиазмом присту- пил к своим обязанностям. Его успех, однако, был отнюдь не безоговорочным. Брамс утрачивает удовольствие от работы, которая, в общем-то, и не могла стать для него главной. По прошествии лишь одного сезона он отказался от места хормейстера пев- ческой академии. Приглашённый восемь лет спустя на пост дирижёра в старейшую и наиболее солидную концертную организацию Вены, Общество друзей музыки, он вы- держал там целых три года - и всё же, рассерженный и в глубине души неудовлетво- рённый, оставил в конце концов и этот пост. Протест вызывала неуступчивая суровость его концертных программ. Брамс к тому времени уже приобрёл в Вене весьма обширный круг друзей и по- клонников. Ко сколько-нибудь прочным дружеским связям он, однако, уже не стремил- ся, да и в чисто практическом смысле в них теперь не было нужды. За десятилетие, прошедшее с начала его деятельности в певческой академии, Брамс, по всеобщему признанию, выдвинулся в первую шеренгу живших и творивших в то время худож- ников . Чайковский рос в довольно богатой по тогдашним российским понятиям семье. Бо- гатство определялось, правда, не наследованным или нажитым капиталом, а служебным положением отца и, следовательно, было временным. Но это нисколько не меняет об- становку, в которой протекало детство будущего великого композитора. Можно без ко-лебаний согласиться со словами Модеста Петровича Чайковского насчёт того, что по- ложение их отца, начальника такого большого завода, как Воткинский, совершенно по- ходило на положение богатого помещика. Поэтому детство Петра Ильича, по крайней мере до переезда семьи в Петербург, когда ему шёл десятый год, в целом было отрад- ным и беззаботным. Да и в Петербурге, несмотря на более суровые условия и меньший достаток, Чайковский не испытывал каких-либо особых тягот, если не считать разлуку с родными, которую он переживал очень тяжело, и некоторых событий, случающихся в жизни почти каждого юноши, которые оставляют свой след у впечатлительных людей. 4 Есть между Брамсом и Чайковским и другие различия, менее существенные, но есть и некоторые общие стороны. Можно заметить, например, что как Брамс, так и Чайковский были добры и участли- вы к нуждающимся. Хотя в отличие от неизменной деликатности Петра Ильича у Брам- са на фоне его доброты наблюдались неожиданные и труднообъяснимые вспышки от- чаянной грубости, которые, возможно, явились результатом его юношеских музыкаль- ных скитаний по портовым кабакам. Можно также указать на общительность и весё- лый нрав и в то же время на стремление к уединению. Последнее для Чайковского, вероятно, имело большее значение, чем для Брамса, но и у него наблюдалась такая тенденция. Впрочем, творчество нуждается временами в тишине и покое, поэтому это сходство не столь примечательное. Гораздо более важной представляется другая общая для обоих композиторов сторона жизни. И тот и другой не обзавелись семьями и оста- лись на всю жизнь холостяками. Правда, Чайковский женился и формально оставался женатым до своей смерти, но фактически он прожил со своей женой чуть более ме- сяца и затем расстался с ней навсегда. Причины отсутствия семьи у Брамса и у Чай- ковского были, конечно, разными, но сам факт их домашнего одиночества сделал их жизнь во многом сходной в отношении её влияния на творчество. На Брамса взваливают многократно преувеличенные истории о его походах к улич- ным женщинам, подводя под эти истории сложные психологические пояснения, кото- рые любому здоровому человеку навряд ли покажутся серьёзными и нужными. Создатель проникновеннейших любовных песен, Брамс был пламенным поклонни- ком прекрасного пола. Это, однако, странным образом противоречит той загадочности, которая отличает его поведение во всех случаях, так или иначе касающихся женщин. Из всех загадок и противоречий, свойственных его натуре, это, пожалуй, центральное и наиболее существенное. Бессмысленно пытаться выяснить вещи, где чёткие, однознач- ные умозаключения вообще невозможны, поскольку все обстоятельства, имеющие отно- шение к делу, нам не известны или двусмысленны и противоречивы. Однако вряд ли будет ошибкой рассматривать этот момент как одну из главных проблем человека, вынужденного оплачивать божественный взлёт к вершинам духа, даруемый творческой личности, глухой изоляцией отшельника. Брамс был сильной натурой, его отличали не- уёмная жизнерадостность и живость чувств, и можно лишь гадать, каких мучений сто- ли ему одинокие дни и ночи, на которые его обрёк добровольный обет безбрачия. В этом , как и во многом другом, он сходен со своим великим предшественником Бет- ховеном, причём в обоих случаях невозможно докопаться до причин возникшей ситу- ации (хотя у Бетховена с его заболеванием слухового аппарата и его ипохондрией в этом отношении всё выглядит менее таинственно, чем у обращённого всем своим су- ществом к реальному бытию, жизнелюбивого в самом элементарном значении этого слова Брамса). Можно не сомневаться, что встреча с Кларой Шуман стала решающим событием его юности, имевшим трагические последствия. Однако и в данном случае известные фак- ты носят в большей мере негативный, нежели позитивный характер. Важнейший из негативных фактов, впрочем, весьма многозначителен: в 1887 году оба они договорились вернуть друг другу свои письма, с тем чтобы их уничтожить. Всё, что дошло до нас из переписки обоих, подверглось цензуре Клары, причём все её письма, написанные до 1858 года, были уничтожены. Умирает Роберт Шуман - и они расстаются. Расстаются после двух лет, проведённых поблизости друг от друга, в тесном, почти каждодневном общении. Причём обстоятель- ства этой разлуки не сохранили никаких документальных свидетельств, позволяющих делать какие-либо определённые выводы. Со стороны разлука выглядит как обоюдное бегство; но что конкретно явилось его причиной - остаётся только гадать. Брамс возвра- щается в Гамбург, Клара переезжает в Берлин. Внешне их отношения не теряют преж- ней сердечности. Они часто видятся, переписываются. Истиной загадкой Брамса, как и молодого Гёте, является его постоянная готовность к бегству. Этот мотив возникает во всех его любовных историях, которые нам извест- ны; только проявляется он в виде неуклонного снижения интенсивности чувств. Спус- тя неполных два года после бегства от Клары возникла единственная в его жизни ситуация, когда он оказался чуть ли не у самого алтаря. Агата фон Зибольд, дочка гет- тингенского профессора, к тому же хорошенькая, сумела довести его до помолвки и обмена кольцами. История стала предметом обывательских пересудов. Гримм, по всей вероятности, попытался хоть как-то, в самой мягкой форме, воздействовать на друга; это привело лишь к тому, что тот расторгнул помолвку, причём самым бесцеремонным образом. Агата позднее счастливо вышла замуж. Брамс никогда больше не виделся с ней. Вскоре после этой истории с Агатой он вновь пускается в любовную авантюру. На этот раз ему вскружила голову некая Берта Порубшки, жизнерадостная девушка из Ве- ны, бывшая одно время участницей гамбургского женского хора. Несомненно, что ре- шение Брамса посетить Вену было принято не без участия её семьи, а её семья - она была дочерью пастора евангелической общины в Вене - оказала ему помощь в орга- низации первых контактов с представителями местного общества. И всё же, когда чи- таешь следующие строки, отправленные Иоахиму из Вены, в них так и слышится вздох облегчения: «Короче, дело в том, что Б [epта] П [opyбшки] помолвлена с одним богатым молодым человеком. И т.д.». Ко времени первого визита Брамса в Вену относится возникновение ещё одной дру- жской связи, длившейся многие годы. Её героиней была в ту пору ещё шестнадцати- летняя Элизабет фон Штокгаузен, дочь ганноверского посланника в Вене, которая не- продолжительное время брала у Брамса уроки фортепиано. Видимо, он сам прекратил занятия, как только заметил что ему грозит опасность без памяти влюбиться в эту красивую, высокоодарённую и не по годам развитую как в музыкальном, так и в духов- ном отношении девушку. Вновь сказался его непостижимый инстинкт бегства, который отторгнул его от неё. Через несколько лет она вышла замуж за талантливого молодо- го музыканта Генриха фон Герцогенберга, которого Брамс ценил и поддерживал, хотя как композитор Герцогенберг в дальнейшем не оправдал его надежд. С умной, одарён- ной тонким музыкальным чутьём Элизабет Брамс переписывался вплоть до её ранней смерти (она умерла всего сорока двух лет). Как близкий друг и пользовавшийся полным доверием советчик в музыкальных делах, она иной раз даже оттесняла на задний план Клару Шуман, которая явно ревновала её. Оба супруга страстно любили музыку Брам- са. Элизабет фон Герцогенберг - наиболее примечательное и обворожительное явление среди женщин, сыгравших хоть сколько-нибудь заметную роль в жизни Брамса на склоне лет. Она - единственная из них, с кем его связывала настоящая и долгая друж-ба. Всё остальное, что касается истории его любовных увлечений, не представляет осо- бого интереса. Его друзья один за другим вступали в брак. Его отец, овдовев, женил- ся вторично. Сумел найти своё счастье - в лице некоей молодой женщины - Ганслик, причём в ту пору ему было уже далеко за сорок. Иоахим, Бюлов, потерпев крушение в первом браке, вступили в новый. Брамс считал, что женщины бесконечно притягате- льны; он с удовольствием отдавался зарождающейся сердечной склонности - то есть, как и прежде, всецело был предан красивому женскому голосу, - но молчал, когда от него ждали признания. В пятьдесят у него начался бурный, немедленно взятый на заметку всеми его друзь- ями флирт с хорошенькой юной певицей Герминой Шпис. На пороге своего шестиде- сятилетия он очаровывает Алису Барби, красавицу итальянку, лучшую из всех испол-нительницу его песен. Однако дело не идёт дальше обычных ухаживаний, причём ему явно доставляет удовольствие слыть этаким безобидным волокитой. О Чайковском, как и о Брамсе, в этой связи говорят часто и много. Говорят, что он совсем был лишён любви к женщине. А ведь это неверно. В молодости он довольно часто увлекался. Можно вспомнить его четырёх Сонь, в которых он по очереди был влюблён в Москве. Там же ему очень приглянулась Лиза Дмитриева, которая, как пи- сал Пётр Ильич, была до того прелестна, что он подобного ещё ничего не видел. Мо- десту он признавался, что «очень занят ею». Это увлечение было замечено его консер- ваторскими друзьями, и Николай Григорьевич Рубинштейн подшучивал над ним по этому поводу. Несколько более сложные отношения были у него с Верой Васильевной Давыдовой, но даже по письмам Чайковского видно, что до того, как он охладел к ней из-за каких-то свойств её характера, у него были к ней не просто дружеские чувства. Вере Васильевне Пётр Ильич подарил три фортепианные пьесы «Воспоминание о Гап- сале», о том месте, где происходили главные события этой любви. Третья, самая попу- лярная из этих пьес, «Песня без слов», взволновала не одно сердце и для многих стала музыкальным эпиграфом долгой любви: такие чувства вложил в неё Чайковский. Хорошо известна история с французской певицей Дезире Арто, которая чуть не увенчалась женитьбой Чайковского. Несмотря на уговоры друзей и вмешательство Н.Г. Рубинштейна с целью заставить Петра Ильича отказаться от этой затеи, он весь- ма решительно говорил с Арто о законном браке, и она была согласна. Все имеющие- ся свидетельства говорят о том, что любовь была взаимной, и Чайковский получил благословение своего отца. Трудно, конечно, узнать, что скрыто в сердце человека, но всё-таки некоторые свидетельства подсказывают нам справедливость вывода о взаим- ной любви. Если у Чайковского и были какие-либо сомнения относительно этой женить- бы, то они касались исключительно судьбы его творчества, поскольку в конце 1868 года, когда решалось это дело, он писал отцу: «Я лишусь возможности идти вперёд своей дорогой, если слепо последую за ней». Видимо, к счастью для Петра Ильича, серьёзным его намерениям не было суждено осуществиться, и в январе 1869 года невеста Чайковского, находясь на гастролях в Вар- шаве, вышла замуж за баритона Падиллу. Рассказывают, что когда Петру Ильичу сооб- щили об этой новости, он сильно побледнел, но горечь измены терзала его недолго. В музыке эта короткая любовь оставила память в виде трогательного фортепианного ро- манса ор.5, посвящённого Арто. Эпизод с Арто берётся на вооружение почти всеми биографами, которые добросовест- но используют его, чтобы отвести читателей от нездоровых подозрений, поэтому не стоит повторять все подробности этой истории. Подшучивая над увлечением своей молодости, Пётр Ильич тем не менее всегда тепло вспоминал |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|