рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Бартоломе Эставан Мурильо. Архангел Рафаил с предстоящим перед ним епископом Домонте. Масло 1680 г.

Бартоломе Эставан Мурильо. Архангел Рафаил с предстоящим перед ним епископом Домонте. Масло 1680 г.

Онуфриева Надежда, 2 курс,

специальность: искусствоведение

Бартоломе Эставан Мурильо. Архангел Рафаил с предстоящим перед ним

епископом Домонте. Масло 1680 г.

Особенно много картин Мурильо хранится в Государственном Эрмитаже в

Санкт-Петербурге. Ряд подлинных картин хранится в Государственном Музее

изобразительных искусств им. Пушкина. Все произведения испанского

художника, хранящиеся в музеях России и ближнего Зарубежья, опубликованы в

каталогах и повсеместно широко известны.

Однако остается одна картина Мурильо, которая, благодаря особенностям

«музейной» жизни, остается до сих под малоизвестной как у нас, так и за

Рубежом. Речь идет о полотне «Архангел Рафаил с предстоящим перед ним

епископом Домонте» (холст, масло 2,11х1,50), находящемся в ГМИИ в Москве.

По высоте своего художественного качества оно может быть отнесено к лучшим

работам Мурильо.

Картина имеет сложную историю. Впервые а литературе она упомянута в

книге Антонио Понса «Путешествие по Испании».[1]

Несколько позднее эту картину упоминает Хуан Августин Сеан Бермудес в

своей известной работе «Исторический словарь выдающихся профессоров изящных

искусств в Испании», перечисляя произведения, написанные Мурильо.[2]

В время нашествия наполеоновских войск в Испанию (1808-1812) картина

увозится интервентами во Францию, где попадает во владения пасынка

Наполеона, Евгения Богарнэ, получившего титул герцога Лейхтенбергского

после своей женитьбы на баварской принцессе, и хранится в его собрании в

Мюнхене. В каталоге этого собрания имеется воспроизведение этой картины

линейной гравюрой под названием «Ангел-хранитель».[3] Таким образом,

теряется подлинное название картины. После 1839 года Лейхтенбергская

галерея, в том числе картина Мурильо, перевозится в С.-Петербург в

Мариинский дворец среди имущества, наследованного сыном Евгения Богарнэ

Максимилианом Лейхтенбергским, женатым на дочери Николая I Марии

Николаевне.

В 1884 году картина Мурильо в состав Лейхтенбергской галереи

передается наследниками герцога Максимилиана Лейхтенбергского Академии

художеств, где организуется постоянная выставка этого собрания. В каталоге

этой выставке она идет под названием «Ангел, явившийся к аббату уговорить

его принять епископский сан».[4]

За год до этого картина вошла в каталог книги Ч.- Б. Курциуса

«Веласкес и Мурильо» с кратким наименованием «Св.Рафаил».

В 1904 году в «Художественных сокровищах России» картина упоминается

в статье А.Неустроева, где она значится под названием «Архангел Рафаил и

епископ».[5]

В начале 1917 года картина Мурильо вместе с некоторыми другими

картинами Лейхтенбергской галереи была передана в Москву в Румянцевский

музей. В 1923 году она с собранием картинной галереи Румянцевского музея

перешла во вновь реорганизованный Музей изобразительных искусств имени А.С.

Пушкина.

Во время перемещения из одного хранилища в другое картина теряет не

только свое название, но и имя художника и приходит в музей как работа

итальянского мастера XIX века. Последняя атрибуция неверна, так как по

стилистическим данным было ясно, что эта работа не итальянского мастера, а

испанского. Изучение изложений истории этого произведения позволило

установить его точное название и имя написавшего его художника.[6]

Эта картина Мурильо выделяется жизненностью образов, стройностью

композиционного построения и красотой колорита. Большая часть полотна

заполнена фигурой архангела Рафаила с распростертыми крыльями; она

доминирует над пейзажем с уходящими за горизонт холмами, скудно покрытыми

кустарником. Архангел изображен идущим, держа в левой руке свойственный

Рафаилу атрибут – посох странника. Его одежда ниспадает легко

развевающимися декоративными складками. Лицо ангела миловидно – моделью для

него, видимо служила красивая девушка-севильянка, не раз воспроизведенная

Мурильо в его картинах и в образе ангела. Особенно близок этот образ к

ангелу из картины «Ангел-хранитель, ведущий за руку ребенка» в соборе

Севильи.[7] Слегка склонив голову, Рафаил устремил взор на стоящего перед

ним Епископа Домонте, одетого в белые одежды ордена мерседариев с нагрудным

крестом на золотой цепочке. Изображение епископа Домонте портретно. На его

немолодом, мертвенно-бледном лице с заострившимися чертами выделяются

темные горящие глаза, отражающие силу переживаемых им чувств. Его исхудалые

руки сложены в молитвенный жест.

В этой картине особенно ярко сказался талант Мурильо как колориста.

Картина, выполненная свободными широкими мазками, привлекает гармоничностью

красок. Фигура Рафаэля выдержана в золотисто-розовато-лиловатой гамме,

спокойная теплота которой подчеркнута насыщенным тоном бархатного пояса. В

пейзаже господствуют серебристо-сероватые тона, оттененные вверху заревом

заката. Тонкость переходов светотени и воздушность валеров пейзажа создает

впечатление атмосферной дымки, которая, окутывая предметы, смягчает линии

их очертаний. Белый цвет одежды епископа с теплыми полутонами гармонирует с

общим цветовым строем картины.

Легко определима дата выполнения Мурильо этой картины благодаря

изображенному в ней Франсиско Домонте, который получил сан второго епископа

Севильи в 1680 году и умер летом в конце следующего года.[8] Из этого можно

заключить, что картина была заказана Домонте в 1680 году в связи с

возведением его в епископский сан и была предназначена им для украшения

одного из алтарей того монастыря, братом которого он долго состоял.

В каталоге выставки испанского искусства в Лондоне в 1938 году

опубликован эскиз с изображением архангела Рафаила, принадлежащий кисти

Мурильо (собрание Бёлер в Люцерне, ранее в коллекции Эдуарда Дэвиса).[9]

Этот свеже и свободно выполненный эскиз, безусловно, был использован

живописцем для изображения архангела Рафаила в картине Музея

изобразительных искусств. На рисунке тот же тип ангела, что и на

рассматриваемой картине, только этот эскиз ближе к натуре – он жизненнее,

проще. На рисунке в правой руке ангела, свободной на рассм. картине,

помещена рыба – обычный атрибут архангела Рафаила, когда он изображался в

сопровождении Товия. Не исключена возможность, что этот эскиз был сделан

художником для ранее задуманной, а возможно и выполненной им картины на

сюжет «Архангел и Товий», часто встречающейся у живописцев XVII века.

Такому предположению дает основание то, что в монастыре августинцев в

Кадиксе имеется картина «Архангел Рафаил, ведущий Товия» работы ученика

Мурильо Менесиса Осорио, которая считается сделанной в подражание картине

Мурильо.[10] Получив заказ от епископа Домонте, видимо воспользовавшись

эскизом, написанным для ранее задуманной картины, изменив его в деталях при

исполнении данной картины: изображение рыбы становится излишним, в левом

нижнем углу картины, где предполагалось изображение Товия, он помещает

Франциско Домонте. Соответственно этому изменяется и композиция

противоположного угла: на место группы деревьев, помещенных в левом углу

рисунка, Мурильо помещает здесь митру и жезл епископа.

Данная картина, выполненная Мурильо в конце его деятельности,

является ярким образцом созданного живописцем стиля, в котором лирическая

нежность образов сочетается с их большой жизненностью.

-----------------------

[1] A. Ponz.Viaje en Espana, IX, Madrid, 1774, стр. 107

[2] Cean Bermudes.J.A. Diccionardo historico de los mailustres professors

de las Bells Artes en Espana. Madrid, 1800, Tomo 2, стр.59

[3] J. Passavant. Gemдlde Sammlung seiner Kaiserl. Hoheit des Heryogs von

Leuchtenberg in Mьnchen. Frankfurt a. M., 1851, Zweite Ausgabe, Tafel 25.

[4] Каталог картинной галереи герцога Николая Мих. Лейхтенбергского,

выставленной в залах имп.Академии художеств, Спб, 1884, №88

[5] Ch.-B. Curyius. Velasgues and Murillo. N.-Jork, 1883, стрю 265-266.

[6] В 1923 году в Севилье выходит монография о Мурильо, написанная членом-

корреспондентом Академии Сан-Фернандо в Мадриде Сантьяго Монтото, который,

упоминая о картине Мурильо «Архангел Рафаил с епископом Домонте», считает

ее местопребывание неизвестным. (S. Montoto. Bartolome Esteban Murillo.

Estudio biografico-critico, Sevilla, 1923, стр. 120)

[7] См.Klassiker der Kunst, Bl.22, Murillo, B.-L., 1923, стр. 145.

[8] Matute.Hijos ilustres de Sevilla. 1886 (S. Montoto, ук. соч., стр. 120)

[9] From Greco to Goja Ilustrated Sovenier of an Exhibition organised bz

Tomas Harris. London, 1938, p.19

[10] См. .Klassiker der Kunst, Bl.22, Murillo, B.-L., 1923, стр. 246


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.