рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Роль государства в инвестиционной политике

| | | | | | | |

| |.-.-| | | | | |

| |.- | | | | | |

| |-——.| | | | | |

| |. | | | | | |

|Валовой внутренний | |86,0|91,0|87,0|1 |94,0 |

|продукт | | | | |95,5| |

|в том числе: | | | | | | |

|валовое накопление | | | | | | |

|основного | | | | | | |

|капитала | |58,5|74,2|74,0|92,5|81,5 |

|Доля валового | | | | | | |

|накопления основного | | | | | | |

|капитала в ВВП |28,9|17,5|14,1|11,8|11,4|9,9(9|

| | | | | | |,0") |

В связи с легко позируемm сохранением дефицига ресурсов для накоплении (и

в целом со всем выше скачанным) вывод эkohomики из глубокого н затяжного

ннвесгнционного кризиса, очевидно, будет осуществляться не фронтально по

широкому кругу отраслей и производств, а «селективно «точечно». Главный же

вопрос состоит в конкрегном выявлении этих «точек» — возможных очагов

высокой деловон н инвестиционной активносги. Фундамент будущего подъема,

важно еще раз подчеркнуть, будут формировать зоны отдельных сравнительно

конкурентоспособных предприятии и производсгв, сориентированных на внешний

рынок и, главное, —на обеспеченный внутренний платежеспособный спрос. Эти

зоны следует, очевидно, связывать с такими, в частности, секторами, как

отечественная пищевая промышленность и автомобилесгроение, ориентированное

на нужды малого иредприпимательсгва н населения.

Какова же конкретнсш совокупность мокро- и микроэкономических предпосылок

преодоления инвестиционного кризиса в исполнение к условиям финансовой

спшби.ипацич! Прежде всего логично выявить те из предпосылок перелома

траектории инвесгиционной динамики, которые вытекают из механизмов

циклического развития как таковых.

Соответствующий перечень выглядит следующим образом.

1. Нормализация финансового положения предприятий и снижение их

задолженности по внешним заимсгвованиям (прежде всего по кредитам на

текущую хоэяйсгвенную деятельность) до относительно «безопасного» и

финансово необременительного уровня.

2. «Разогретая» (hа стадии оживления производсгва) конъюнктура товарных

рынков, способна»; абсорбировать инициируемую инвестициями дополнительную

продукцию и реализовывать потенциал эффективиосги инвестиционных проектов,

причем не за счет неплатежей, а за счег обеспеченного (ликвидными платежным

инструметамн, а не их суррогагами).

3. Повышение экономической отдачи инвестиций до уровня, превышающего

доходность бс-зрисковых инструментов финансового рынка, в том числе

государственных долговых заимствований. Пока же высокая их доходность

фактически поддерживается самим государством. Последнее, во-первых, в

течение длительного времени регламентирует завышенную (относительно

инфляции) ставку рефинансирования (по-видимому, страхуясь от возможного

инфляционного всплеска); во-вторых, порой повышает ее (скажем, после

недавних потрясений мировых финансовых рынков сгавка рефинансирования была

поднята Банком России с 21 до 28%) в стремлении оабнлизировать внутренний

рынок и удержать на нем инвестиции нерезидентов.

В сигуации, когда экономика испытывает колоссальную нехватку кредитных

ресурсов, логичным оказалось бы стремление Правительства РФ увеличигь

масштабы инвестиционного финансирования производства в частности

предоставления льготных кредитов на реализацию высоко-прибыльных ректов.

Государство в ближаейшее время должно содействовать формированию

механизмов трансформации сберегаемых в экономике ресурсов в инвестиции в

реальные активы. Отладка подобных механизмов — сложная системная задача,

требующая своего решения по ряду направлении, в том числе по линии

повышения привлекательности помещения сбережений в имеющиеся сберегательные

институты и развития новых институтов. Грсударство должно в

этои связи содейсшоиать: а) развитию системы негосударственного пенсионного

обеспечения страхования; б) созданию сети сберегательных и

специализированных инвестиционных институтов для предприятий и населения (в

том числе инвестиционных банков); в) усилению инвестиционной направленности

деятельности рядовых коммерческих банков, а также частичной переориентации

кредитной политики Сбербанка России (концентрирующего сегодня" подавляющую

долю частых сбережений) с преимущественного вложения своих активов в

государственные ценные бумaги на кредитование инвестицион ной сферы г)

выпуску валютных займов для реконструкци народного хозяйства, реализация

которых могла бы отчасти решить проблему дефицита «длинных» финансовых

ресурсов для использования их на инвестиционные цели д) развертыванию

ипотечного кредитования под залог стоимости имеющейся у населения

собственности (приватизированного жилья и земельных учасгков), становлению

общероссийской системы -.(того кредитования, формированию вторичного рынка

ипотечных кредитов для привлечения в сферу банковского инвестиционного

кредитования широких долгосрочных внебюджегных финансовых ресурсов.

Опираясь на вышеизложенное, можно утверждать, что инвестиционная

политика в россии оказалось перед принципиальным выбором. Государство

должно либо продолжить линию пассивного ожидания роста инвестиционной

активности в рамках саморегулируемых механизмов формирующейся рыночной

сферы (что. принимая во внимание богатый мировой опыт циклического

развития, чревато большими потерями времени и. главное. — значительной

части производственного потенциала. особенно обробатывающего сектора

экономики), либо, учитывая незавершенность инвестиционно-финансовых

преобразований u незрелость инвестиционно-финансовых институтов, пойти на

усиление своей роли в антикризисном регулировании рынков капитала,. активно

содействуя своими методами скорейшему формированию благоприятных условий

для начала широкомасштабного инвестирования на не инфляционной основе.

Далее хотелось бы привести пример деятельности ФКЦБ по привлечению

инвестиций.

17 ноября 1998 года Кабинетом министров РФ и Центральным банком был принят

совместный документ «О мерах Правительства Российской Федерации и

Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в

стране». Приоритетным направлением деятельности документ выдвигает

восстановление и развитие реального сектора. Одним из важнейших способов

решения этой задачи названы меры по привлечению иностранных инвестиций.

Соответствующий раздел документа предусматривает внесение изменений в

законодательство, направленных на улучшение инвестиционного климата и

защиту прав инвесторов, а также на стимулирование перехода российских

предприятий на международные стандар бухгалтерского учета. ' финансовый

кризис, разразие--ийся в России, обострил проблему нехватки финансовых

ресурсов. Средств не хватает на покрытие основных текущих расходов, Еще

более опасным является острейшая нехватка средств на цели развития.

Отсутствие инвестиций создает долговременный порочный круг: спад

производства — усиление налогового пресса — углубление спада производства.

Усиливается давление регионов на федеральные власти с требованием

предоставления финансовых средств. Связанное с этим недовольство ведет к

усилению центробежных тенденций. Таким образом, проблема поиска источников

инвестиций на цели развития имеет не только экономическое, но и

исключительно важное политическое значение. Очевидно, что федеральное

правительство не имеет средств для осуществления централизованных

инвестирования из бюджета. Вместе с тем оно не может оставаться в стороне

от поисков финансовых средств, которые предпринимают региональные власти и

сами предприятия.

Недостаточное развитие инвестиционных процессов в России вызвано наряду с

объективными причинами (инфляция, высокие налоги, политические и

экономические риски и др.) и рядом субъективных факторов, в числе которых

можно выделить:

• слабую информационную ^поддержку при продвижении инвестиционных

проектов;

предприятия, даже имея неплохие проекты, часто слабо представляют себе, где

искать потенциальных инвесторов;

• несоответствие формата изложения инвестиционного предложения современным

западным стандартам;

• общую непрозрачность российских компаний, что, по мнению инвесторов,

существенно повышает риск вложений;

• недостаточность законодательных гарантий возвратности инвестиций.

Программы помощи

предприятиям

в привлечении инвестиций

За последний год отдельные федеральные ведомства, консалтинговые компании,

специализированные издания предприняли шаги по оказанию помощи предприятиям

в поиске инвесторов. Так, Министерство экономики РФ совместно с компанией

«Про-Инвест Консалтинг" создало постоянно действующий учебно-практический

семинар «Подготовка предприятий к привлечению прямых инвестиций». Агентство

Деловых Связей совместно с журналом «Рынок ценных бумаг» инициировало

проект «200 предприятий, готовых к привлечению инвестиций». Несколько ранее

Комитет муниципальных займов г. Москвы инициировал проект (недавно

приостановленный) по поддержке инвестиционных программ московских

предприятий.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг начала уделять пристальное

внимание проблемам, связанным с прямыми инвестициями в реальный сектор с

осени 1997 года. Интерес ФКЦБ России к прямым инвестициям связан, во-

первых, с необходимостью внести свой вклад в реализацию общей стратегии

правительства по развитию отечественной промышленности и, во-вторых, со

стремлением привлечь на фондовый рынок новые значительные капиталы. фКЦБ

России предложила ряд направлений работы, реализация которых позволила бы

существенным образом активизировать инвестиционные процессы. В числе таких

направлений:

• проведение обучающей программы по основам инвестиционного проектирования

в регионах Российской Федерации;

• поддержка деятельности по инвестиционному консультированию:

• помощь предприятиям в продвижении инвестиционных проектов к потенциальным

инвесторам;

• информационная поддержка на всех стадиях инвестиционного проектирования.

Информационная поддержка

Институт Фондового Рынка и Управления совместно с Центром инвестиционного

анализаНационального Агентства Оценки участвует в разработке информационных

банков данных, способствующих привлечению реальных инвестиций.

В настоящее время заканчивается работа по созданию информационной базы

данных по российским и зарубежным инвесторам. Эта база данных может быть

использована в процессе поиска потенциальных инвесторов для финансирования

проектов российских компаний, она содержит информацию об инвестиционных

учреждениях по следующим позициям:

• название компании, адрес:

• юридический статус:

• уставный капитал;

• масштабы деятельности;

• сферы специализации;

• предпочтения в области инвестирования;

• желаемые условия инвестирования в России;

• форматы документов, необходимых для рассмотрения инвестиционных

предложений.

К настоящему моменту в базе данных, содержатся сведения о 81 инвестиционном

фонде, продекларировавшем интерес к реальному сектору России, 43 японских

компаниях, ищущих российских партнеров, 20 международных программах

поддержки инвестиционных процессов на развивающихся рынках (см.рисунок).

Другое направление реализации программы информационной поддержки

привлечения реальных инвестиций — создание базы данных по инвестиционным

проектам предприятий регионов с подключением ее кмеждународным

информационным сетям. База данных по региональным инвестиционным проектам

создается Национальным Агентством Оценки совместно с Институтом Фондового

Рынка и Управления и фирмой «Про-Инвест Консалтинг".

В этой базе впервые учтены многие факторы, влияющие на успешное продвижение

инвестиционных проектов к источникам финансирования:

• единый международный стандарт подачи информации;

• исчерпывающая информация о предприятии — инициаторе инвестиционного

проекта:

• динамическая модель развития выбираемого проекта (сайт представляет для

инвестора уникальную возможность самому разыграть различные сценарии

проекта);

• федеральный уровень централизации проектов (инвестору достаточно знать о

существовании России, и ему откроется вся информация по регионам);

• полная картографическая поддержка проекта (прилагаются карты районов с

указанием коммуникаций, водных путей и т. д). •

Предполагаемые результаты

Реализация программ, предлагаемых ФКЦБ России, позволит:

• содействовать улучшению законодательно-нормативной базы по вопросам

инвестиций в России;

• подготовитьнесколько сотен менеджеров и специалистов предприятий регионов

в области инвестиционного проектирования, что должно существенно повысить

качество разрабатываемых ими инвестиционных проектов;

• оказать существенную практическую помощь в подготовке инвестиционных

проектов (применение учебно-консультационных продуктов);

• создать систему информирования инвесторов об инвестиционном потенциале

российских предприятий;

• создать систему информирования российских предприятий о возможностях и

особенностях требований инвесторов.

Для Федеральной комиссии реализация проектов имеет существенное значение с

точки зрения ориентации ее деятельности на новые направления в условиях

сжатия фондового рынка. Эти направления включены в число наиболее важных

приоритетов экономической политики правительства, обеспечивают возможность

расширения сотрудничества с региональными властями, менеджментом

предприятий, потенциальными и реальными инвесторами.

И в заключении хотелось бы дать анализ современного инвестиционного

состояния страны.

Объемы капитальных вложений падают с самого начала реформ, говорят

часто (в минувшем году они составили 26 процентов от уровня 1991-го).

Гораздо реже поднимается проблема качества такого инвестирования, большая

часть которого (в 1998-м — 53 процента) осуществляется за счет собственных

средств предприятий.

Прослеживается парадоксальная закономерность: чем хуже экономическое

состояние предприятия (речь, сразу, идет о средних и крупных хозяйствующих

субъектах), тем выше его инвестиционная «активность». Разгадка проста.

Длительное отсутствие «живых» денег побуждает прибегать к доступному

способу обновления производственных мощностей — через бартер и

взаимозачеты. Естественно, с сопутствующими им наценками.

Неблагоприятна и текущая структура капитальных вложений, около 60

процентов которых направляется в жилищное и производственное строительство.

В условиях традиционного российского долго-строя финансирование

«незавершенки» имеет если не отрицательный, то в лучшем случае нулевой

экономический эффект.

Что же предлагает правительство для активизации капвложений предприятий?

Ничего нового: расширить налоговые льготы, упростить порядок реализации

инвестпро-ектов, развевать лизинг, дать возможность предприятиям избавиться

от бремени неработающих активов без ущерба для хозяйственной деятельности.

Эти меры практически не учитывают «неденежный» характер инвестиций за

счет собственных средств. На три четверти они формируются из

амортизационных отчислений, которые вопреки своему экономическому смыслу

(постепенная компенсация осуществленных капвложений) после ваучерной

приватизации стали главным источником инвестиций. Непродуманно высокие

ставки отчислений, усиленные кумулятивным эффектом, увеличивают

себестоимость конечной продукции в 2—2,5 раза. Отсюда и высокие внутренние

цены, и неплатежи, и бартер.

Вместо денег — гарантии

Вторым по величине внутренним источником реальных инвестиций (около 20

процентов) являются средства консолидированного бюджета. После

неоднократных провалов государственных инвестиционных программ (по данным

Минэкономики, в 1997 году они профинансированы на 46, а в 1998-м — на 23,9

процента) нынешнее правительство решило в будущем отказаться от планов, не

подкрепленных бюджетным рублем.

Сокращая до минимума прямое финансирование проектов, государство

пытается компенсировать свою неспособность их поддержать предоставлением

гарантий за счет бюджета развития. Отрадно, что практика «распыления» и без

того скудньк государственных средств между сотнями предприятий и

проектоввсе же изживает себя. По заявлению министра финансов, с 1992 года

подобным образом на возвратной основе предоставлено 50 млрд деноминиро-

ванных рублей. В бюджет вернулись считанные проценты от этой суммы.

В планах правительства — ужесточить контроль за использованием средств

бюджета развития и более взвешенно подходить к отбору претендентов на

инвестиции. Для этих целей создаются Банк развития и Агентство по

страхованию и гарантированию инвестиций. Намерения, бесспорно, благие. Но

они-то и могут стать камнем преткновения.

Дистанция от подписания учредительных документов до наполнения новых

структур бюджетньми деньгами составит несколько лет. Так уже случалось с

Государственной инвестиционной корпорацией и Агентством по ипотечному

жилищному кредитованию. А неработающая структура, как известно, гораздо

вреднее несуществующей.

Недоступные сбережения

Самая многочисленная категория инвесторов, доверие которой предстоит

восстановить, — граждане России. В 1999 году правительство рассчитывает

привлечь около 10 процентов (3—5 млрд долларов) сбережений населения.

Согласно данным социологических опросов на сегодняшний день наши

соотечественники сохранили интерес лишь к трем видам долгосрочных вложений.

Наибольшей популярностью, как и раньше, пользуется покупка валюты (мы

тратим на эти цели 8—10процентов заработанного). Две другие формы более

перспективны для использования в качестве источника инвестирования в

реальный сектор '•— жилищное строительство и вклады в Сбербанк.

И если тех, кто строит, интересуют прежде всего налоговые льготы, то

клиентов Сбербанка — государственные гарантии при приемлемом уровне

доходности. Пока правительство не спешит пойти навстречу ни первым, ни

вторым. От подоходного налога освобождаются все те же 5000 МРОТ,

направленные на покупку или возведение жилья, а то время как себестоимость

строительства и цены на нс-движимость выросли как минимум в 1,3—2 раза.

Что касается вкладов (а их сумма в Сбербанке превышает 120 млрд рублей),

то здесь необходима честная игра. Недопустимо просто взять эти средства и

направить на возрождение промышленности. Требуется отделить целевые

инвестиционные вклады ш других, обеспечить их гарантиями и только после

этого при-CTyiiitTi. к кредитованию реального сектора.

Вывод.

России необходим инвестиционный бум. Чтобы выползти из экономической

трясины, требуется в считанные годы довести объемы капвложений до 25—15

процентов ВВП (сегодня — менее 15 процентов). Иного выхода нет. Это

подтверждает опыт стран, уже прошедших тот путь от депрессии до расцвета,

на который мы только вступаем, — Гонконга, Венгрии, Таиланда, Китая.

Малайзии.

А чтобы не сбиться с дороги, следует тщательно продумать маршрут. Нужна

концепция развития инвестиция в России. «Первая помощь». которую сегодня

пытается оказать правительство разбитой параличом инвестиционной сфере,

конечно, лишь отдаленно напоминает курс долгосрочного лечения.

Не хватает главного. Чтобы мобилизовать все рассмотренные выше источники

финансирования, необходимо обозначить конечные цели инвестирования. Четко и

ясно. Не цифрами и процентами возможного поста, а реальными делами. Нужны

национальные инвестиционные идеи: к примеру, построить хорошие дороги и

квартиры для россиян, выпускать конкуреитоспособные автомобили. Намерения

решить эти проблемы уже были. Вот только с исполнителями не везло...

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.