рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовое положение иностранных инвестиций в России

Правовое положение иностранных инвестиций в России

Московский Институт Предпринимательства и Права

Дипломная работа по предмету

«Международное право»

по теме

«Правовое положение

иностранных инвестиций в России»

Научный руководитель: кандидат юр. наук Лобанов С.А.

студентки IV-го курса Юридического факультета группы 404

Евдокимовой Татьяны

Москва 1998 г

ПЛАН.

Введение ( стр. 3-12)

1. Общая характеристика Закона "Об иностранных инвестициях в РФ" (

предмет регулирования закона, формы иностранных инвестиций, система

допуска иностранного капитала ).(стр. 13-35)

2. Международные соглашения о защите иностранных инвестиций и

арбитражная практика по рассмотрению споров предприятий с иностранными

инвестициями. (стр. 36-50)

3. Проблемы страхования некоммерческих рисков иностранных инвесторов.

(стр. 51-64)

4. Положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах.

(стр. 65-71)

Заключение. (стр. 72-76)

ВВЕДЕНИЕ.

Если суммировать представления о России, складывающиеся за рубежом,

то можно придти к выводу, что главной причиной чрезмерной осторожности

зарубежного капитала была и остаётся нестабильность в стране. Иностранные

инвесторы постоянно сетуют на то, что в России сохраняется опасность

негативных перемен в политике, экономике и праве. Тревога за будущее

вложенного капитала подпитывается экстремистскими лозунгами отдельных

политических группировок и партий, требованиями национализации

приватизированной собственности. Имидж России также ухудшается вследствие

роста преступности, отсутствия спокойных бытовых условий для семей лиц,

занятых в сфере иностранных инвестиций.

Негативное влияние оказывает запаздывание модернизации экономики,

низкий уровень управления ею. Немало недовольства у иностранных инвесторов

вызывает и жёсткая налоговая политика, к тому же постоянно подвергающаяся

непредсказуемым изменениям, высокий уровень инфляции, наличие правовых

препятствий в виде слабости и несовершенства действующих норм российского

законодательства об иностранных инвестициях.

Улучшение же инвестиционного климата, по прогнозам Правительства,

способно привести к тому, что объём зарубежных капиталовложений в экономику

России уже в 1998 году составит более 8 миллиардов долларов США. Чтобы

добиться таких показателей важно осуществить пересмотр налоговой политики,

рассмотреть возможность установления таможенных льгот, повысить уровень

управления инвестиционными процессами и решить многие другие задачи

комплексного характера. Речь идёт о большой и многосторонней работе по

модернизации правового регулирования. Необходимо подготовить и принять

серию новых законов и других правовых актов, отвечающих потребностям

времени. Опыт ряда стран показывает, что даже при сложностях в экономике и

известной нестабильности путем правового регулирования и создания для

иностранного инвестора благоприятного правового режима им удается

привлекать значительный иностранный капитал.

Состояние правового регулирования в сфере иностранных инвестиций не

вызывает восторга и в России. Российские предприниматели убеждены в том,

что иностранные инвестиции в принципе не только не препятствуют развитию

отечественного бизнеса и экономики в целом, но и открывают перед ними новые

интересные перспективы. Во взаимодействии с иностранными партнёрами наши

предприниматели могут быстрее модернизировать производство, получив для

этого нужные средства, новые технологии; перестроить систему обработки

информации и управления. Иностранные инвестиции в различных формах могут

успешно сочетаться с капиталовложениями российских предпринимателей,

разумеется, когда дело с обоих сторон ведётся грамотно, на

профессиональной основе и с соблюдением интересов России.

Становление законодательства об иностранных инвестициях - составная

часть процесса формирования правового государства в России. Предстоит

сделать ещё очень многое для того, чтобы наше государство стало

действительно правовым. Пока что такое его определение, закреплённое в

Конституции, воспринимается больше как идея, чем как осязаемая

реальность. Таким образом, наступила пора нового поколения

законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции. Для того,

чтобы уровень правового регулирования не отставал от развития экономики и

всего российского общества в целом необходимо обновление действующего

законодательства. Здесь можно говорить практически о формировании второго

поколения законодательства об иностранных инвестициях. Возможности

дополнений и изменений существующих законов, в сущности, оказались

исчерпанными, не случайно разработка проекта Закона о поправках к Закону

"Об иностранных инвестициях в РФ" так затянулась. Последние проекты

Закона о поправках больше говорят в пользу принятия нового самостоятельного

закона.1

Многие вопросы, касающиеся иностранных инвестиций уже разрешены

более общими законами. Это прежде всего Гражданский Кодекс РФ. Правила,

установленные ГК применяются к отношениям с участием иностранных граждан и

иностранных юридических лиц, если иное не установлено федеральным законом.

Характерным для Гражданского Кодекса России является последовательное

закрепление в нём принципов частного права. Это, в первую очередь,

равенство правового режима субъектов гражданских правоотношений,

неприкосновенность частной собственности,

недопустимость произвольного вмешательства государства в экономическую

жизнь общества, обеспечение беспрепятственного осуществления права

собственности и гарантии восстановления нарушенного права. ГК нацелен на

то, чтобы развивать свободу предпринимательства, создавать благоприятные

условия для его развития в России.

Немаловажная роль в регулировании иностранных инвестиций отводится и

другим общим законам. В новом Земельном Кодексе должен быть полностью

решён вопрос о праве собственности на землю, что крайне важно для

становления рыночной экономики.

Стимулирование зарубежных капиталовложений тесно связано и с

принятием Налогового Кодекса. Многие проблемы деятельности иностранных

банков в РФ уже сняты новым Законом "О банках и банковской деятельности".

Этот перечень можно продолжить, поскольку он охватывает большую часть

законов, в настоящее время находящихся на стадии разработки.

Для понимания особенностей современного подхода российского

законодателя к регламентации иностранных инвестиций, следует иметь в виду,

что он является результатом эволюции регулирования порядка создания и

деятельности на территории бывшего СССР так называемых совместных

предприятий. Главным источником регулирования статуса совместного

предприятия являлись постановления Совета министров СССР от 13.О1.87. "О

порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий,

международных объединений и организаций СССР и других стран-членов СЭВ" и

"О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных

предприятий с участием советских организаций и фирм из

капиталистических и развивающихся стран".1

Согласно постановлениям Правительства, касающимся СП, под

последними следует понимать правосубъектные организации, учреждённые на

основании договора, заключённого между советскими государственными

предприятиями и иностранными партнерами, и действующие в соответствии с

уставом. Причем доля иностранного партнера вначале была ограничена 49%

от общего капитала (в дальнейшем это ограничение было снято). Содержащееся

в упомянутом постановлении Правительства определение совместного

предприятия в значительной степени предопределило характер

законодательства об иностранных инвестициях как в бывшем СССР, так и в

современной России.

Дальнейшей вехой в развитии советского законодательства об

иностранных инвестициях стал Указ Президента СССР от 26.10.90 г. "Об

иностранных инвестициях в СССР".1 Этот акт в силу своего характера не

содержал детального регулирования, но давал определенные направления для

его развития. В основном Указ предусматривал: создание как совместных

предприятий, так и предприятий со 100-процентным участием иностранного

капитала; возможность портфельных инвестиций; долгосрочную аренду

имущества и земли иностранными инвесторами; предоставления иностранным

инвестициям не менее благоприятного режима, чем для инвестиций советских

юридических и физических лиц.

После принятия Указа Президента СССР последовала разработка и

принятие Основ законодательства об иностранных инвестициях в СССР,

которые в значительной степени восприняли уже сложившийся подход в

регулировании иностранных инвестиций, получивший отражение в Указе

Президента СССР от 26.10.90 г. Основами было установлено, что

правовой режим иностранных инвестиций на территории СССР не может быть

менее благоприятным, чем соответствующий режим для имущества и

имущественных прав, а также инвестиционной деятельности советских

предприятий и граждан за изъятиями, предусмотренными законодательными

актами Союза ССР и республик об иностранных инвестициях.

Российский "Закон об иностранных инвестициях", принятый 4 июля

1991 года, разрабатывался параллельно с Основами и содержит значительное

число заимствований из союзного законодательства, что отражает сложившуюся

в СССР систему законодательного регулирования. После распада СССР

Закон РФ "Об иностранных инвестициях" продолжает сохранять своё

действие, неизменной остаётся и концепция правового регулирования

иностранных инвестиций в России. В частности, основной формой

инвестирования капитала в российскую экономику на сегодняшний день

продолжает оставаться учреждение предприятий с иностранными инвестициями,

наделённых статусом юридического лица по российскому законодательству.

Большая часть норм Закона об иностранных инвестициях ( из 42 статей - 23,

т.е. больше половины ) касается порядка создания и деятельности

предприятий с иностранными инвестициями.

В настоящее время в Государственной Думе рассматривается проект

федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об

иностранных инвестициях", в котором предусматривается обеспечение

необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику

России. Законопроект учитывает рекомендации международной организации -

Организации по экономическому сотрудничеству и развитию по составлению

законодательных актов об иностранных инвестициях, обобщившей опыт многих

стран в этой области, и включает положения о национальном режиме и принципе

недискриминации. Имеется в виду, что сам национальный режим (т.е. те равные

экономические и правовые условия, в которых действуют российские и

иностранные инвесторы ) должен быть радикально улучшен: кардинально должно

быть изменено налогообложение, когда собираемость налогов должна

достигаться не за счет непосильного для товаропроизводителей налогового

бремени, а за счет ускорения экономического оборота; целенаправленной

должна быть и политика государственной поддержки, стимулирования и

финансирования инвесторов.

Ц е л ь ю этой работы является раскрытие понятия "иностранные

инвестиции" в правовом смысле (т.е. с точки зрения законодательства и

положений соответствующих международных договоров); характеристика Закона

"Об иностранных инвестициях", перспективы развития законодательства об

иностранных инвестициях; определение системы допуска иностранного

капитала; проблемы страхования некоммерческих рисков и регламентации

государственного управления в процессе привлечения иностранных инвестиций.

В соответствии с этим определяется структура данной работы, которая

состоит из нижеследующих глав.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА "ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РФ".

Закон Российской Федерации "Об иностранных инвестициях" является

основным источником права в рассматриваемой области отношений, это следует

из названия самого закона, очерченного в нём круга регулируемых отношений,

а также из того, что этот акт принят высшим органом законодательной

власти. В то же время, следует отметить, что на практике роль упомянутого

акта не столь уж велика. Причиной тому являются недостатки самой концепции

регулирования, заложенной в Законе, а также недостатки в формулировке

отдельных его положений.

Из недостатков действующего в РФ Закона "об иностранных инвестициях"

необходимо отметить следующие:

Во-первых - чрезвычайную декларативность многих его положений. В

частности, раздел "Государственные гарантии защиты иностранных инвесторов"

является скорее декларированием общих принципов, нежели собранием норм,

чётко определяющих последствия принятия органами государства мер,

нарушающих или ущемляющих права иностранных инвесторов.

Во-вторых - многие положения Закона оказались устаревшими практически

в момент его принятия. Так, Закон предписывает регистрацию предприятий в

Министерстве Финансов РФ, или в "ином, уполномоченном на то

государственном органе". Ст 16. Сама идея правовой нормы, предписывающей

регистрацию "там, или в другом месте" исключает возможность её

использования в целях, предусмотренных в законе. Присутствие её может

свидетельствовать лишь о том, что в момент принятия Закона законодатель не

представлял, или имел неправильное представление о возможных способах

регулирования данной области отношений. Эта формулировка привела в

последствии к некоторой неопределённости в процессе практической

регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Разрешить сложившуюся

проблему было призвано постановление Правительства РФ "О регистрации

предприятий с иностранными инвестициями" от 28.11.91 г.,

предписывающее осуществление регистрации предприятий с иностранными

инвестициями сначала в местных органах власти, а затем и в уполномоченном

органе. Разумеется, что если бы на момент принятия Закона законодатель

чётко представлял себе, каким должно быть регулирование деятельности

совместных предприятий, и как это регулирование должно соотноситься с

регламентацией предпринимательской деятельности на территории России, то,

возможно указанного недостатка можно было бы избежать.

В-третьих - Закон лишь только касается вопросов, связанных с

учреждением и деятельностью филиалов и представительств иностранных

юридических лиц, приобретением ценных бумаг, заключением концессионных

договоров и т.д. В то же время, каждая из перечисленных форм организации

предпринимательской деятельности требует подробной регламентации, или

хотя бы соответствия с ранее принятыми в этой сфере отношений нормативными

актами.

За пределами регулирования Закона "Об иностранных инвестициях"

остаются некоторые весьма распространённые формы осуществления иностранных

инвестиций, такие, как договор целевого долгосрочного займа, вопросы,

связанные с функционированием так называемых договорных форм совместных

предприятий (contractual joint ventures), соглашений о разделе продукции

(production sharing contracts) и т.д. Эти правовые формы не

рассматриваются в Законе, хотя из перечня видов иностранных инвестиций,

содержащегося в законе, можно сделать вывод о возможном подчинении их

действию рассматриваемого закона.

Кроме того, очевидно, что закон об иностранных инвестициях может

действовать только в пакете с другими законами, прежде всего о частной

собственности на землю, о приватизации, банкротстве, валютном

регулировании, налогообложении. Вместе они должны формировать единую

государственную инвестиционную политику.

При работе над совершенствованием правового регулирования иностранных

инвестиций представляется целесообразным учитывать весь опыт развития

законодательства об иностранных инвестициях, начиная с периода, когда

законы об иностранных инвестициях впервые появились в развивающихся

странах, чтобы избежать ошибок прошлого этапа развития нормативной базы.

Основываясь на опыте правового регулирования иностранных инвестиций

промышленно-развитых стран в современных условиях, следует попытаться

решить некоторые концептуальные проблемы в рассматриваемой области. Одной

из таких проблем в конспекте развития отечественного законодательства об

иностранных инвестициях является вопрос о предмете регулирования

инвестиционного права.

Определение категории "иностранная инвестиция" является ключевым

вопросом для законодателя, поскольку таким образом определяется круг

правоотношений, попадающих под регулирование данного закона. Признавая то

или иное лицо иностранным инвестором, государство тем самым признаёт его

право на льготы и гарантии, провозглашенные в законе.

Статья 2 Закона РФ под иностранными инвестициями понимает "все виды

имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными

инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в

целях получения прибыли (дохода)."

Обобщая это определение можно сказать, что иностранные инвестиции

являются иностранным капиталом - собственностью в различных видах и формах,

вывезенным из одного государства и вложенным в предприятие (или дело)

на территории другого государства.

Дающийся в законодательных актах и международных договорах перечень

видов (форм) иностранных инвестиций обычно является примерным, а не

исчерпывающим, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды

имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на

территории принимающей страны.

В этот перечень входят: недвижимое и движимое имущество (здания,

сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие

имущественные права, включая право залога; денежные средства; акции,

вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах,

предприятиях, в том числе и в совместных; право требования по денежным

средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей,

или услугам, имеющим экономическую ценность; права на осуществление

хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора,

включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов;

права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как

права на интеллектуальную ( в том числе промышленную ) собственность. Под

интеллектуальной собственностью следует понимать авторские права, права

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.