рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Иностранные инвестиции

влиянию валютного фактора особенно подвергаются рынки, характеризующиеся

относительно однородной и стойкой номенклатурой.

Таким образом, можно сформулировать условие, согласно которому

укрепление национальной валюты страны базирования обуславливает нарастание

ее зарубежного инвестирования. Примером может служить Япония: укрепление

курса иены за 1993 - 1995 гг. на 20 % увеличило себестоимость и цену

продукции, сделало невыгодным ее экспорт и вынудило все большее количество

фирм к перенесению своей деятельности за границу и созданию международного

производства. Отсюда следует вывод, что инвесторы стран с завышенным курсом

валюты стремятся направлять свои денежные средства в страны с заниженным

курсом.

Немалое значение при осуществлении зарубежного инвестирования имеет

наличие стабильной денежной и финансовой системы в стране-импортере

капитала. В частности, Япония, Южная Корея и другие страны, которые развили

свою экономику благодаря эффективному привлечению и использованию

иностранных инвестиций, смогли получить их только после укрощения инфляции

и установления финансовой стабильности.

Динамика иностранного инвестирования в значительной мере зависит от

связей страны-реципиента с негосударственными международными организациями.

Исследование мировой практики позволяет вывести неформальную зависимость,

согласно которой инвестиции в то или иное государство начинают поступать

после подписания соглашения с Международным валютным фондом и осуществления

страхования. Важную роль в данном контексте играет и наличие внешней

задолженности: значительная ее величина обуславливает более низкий уровень

поступления внешних средств.

Можно также выделить факторы, при которых иностранное инвестирование

не осуществляется. Отсталость инфраструктуры, неразвитость сырьевой базы,

внешняя задолженность, невысокий рейтинг кредитоспособности, обесценивание

национальной валюты, низкие доходы потребителей, проблемы при репатриации

прибылей, политическая нестабильность и т.д. уменьшают активность

иностранных инвесторов. В то же время это определяется и спецификой

экономической политики страны. Так, крайне незначительный приток ПИИ в

Японию - 908 млн. долларов в 1994 году и лишь 39 млн. в 1995 году -

объясняется как дороговизной рабочей силы и земли, так и откровенно

протекционистской внутренней политикой в сочетании с экспансией за рубеж.

Важное значение для осуществления иностранного инвестирования, а также

системной трансформации и движения к рыночной экономике представляет

проведение приватизации. Она проводится на фоне одновременного признания

необходимости дальнейшей дерегуляции экономической активности и

либерализации деятельности частного сектора.

Вложение ПИИ через покупку или приватизацию происходит чаще, чем

создание новых предприятий, и относится к числу наиболее распространенных и

действенных форм иностранного инвестирования. Преимущественное большинство

национальных фирм после абсорбирования ПИИ становится более

конкурентоспособным; продажа активов иностранцам обуславливает немедленное

поступление средств и, в конечном счете, ведет к дальнейшим инвестициям,

реинвестированию прибылей и т.д.

В современных условиях приватизационные процессы осуществляются,

главным образом, в странах с переходной экономикой и развивающихся странах.

В 1988 - 1992 гг. последние получили 60 млрд. долларов от продажи

государственных активов.

Крупнейшими получателями доходов от приватизации являются страны

Латинской Америки – 10,6 млрд. долларов в 1993 году и 7,7 млрд. долларов в

1994 году, что составляет наибольший удельный вес – 37 % - в развивающихся

странах. Второе место – 6,2 млрд. долларов или 29,7 % - принадлежит странам

Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. Продажа государственных

предприятий в Европе и Центральной Азии в 1994 году оставалась на уровне

1993 года, ее совокупный объем в 1988 - 1994 годах составлял 16,3 млрд.

долларов или 15 %.

Можно отметить еще один момент, согласно которому нарастание объемов

приватизации (и, соответственно, открытости экономики) сопровождается

расширением участия и повышением удельного веса зарубежных прямых и

портфельных инвесторов в ней. Об этом свидетельствуют размеры внешнего

финансирования приватизации в 1994 году, которое увеличилось на 13,1 млрд.

долларов по сравнению с 11,8 млрд. в 1993 году. В целом в 1988 - 1994 годах

зарубежное инвестирование обеспечивало почти 42 % (47 млрд. долларов)

поступлений от приватизации, 63 % из которых - за счет прямых иностранных

инвестиций.

В последнее время в процессе иностранного инвестирования следует

выделить возникновение обстоятельства субъективного плана - международного

нарастания коррумпированности. Данный момент был особо подчеркнут во время

работы секции менеджмента глобальных инвестиционных рисков на Всемирном

экономическом конгрессе в США в сентябре 1996 года. Подкуп иностранных

должностных лиц, решающих судьбу кредитов, международных тендеров и

программ помощи, имеет тенденцию к распространению в международных

экономических отношениях.

Анализ условий развития иностранного инвестирования в первой половине

90-х годов свидетельствует, что оно сконцентрировалось в странах,

регулировавших его привлечение. Это касается, прежде всего, стран, в

которых были в наличии наиболее общие детерминанты: стабильная

макроэкономическая политика, отсутствие повышения процентных ставок,

высокий уровень национальных сбережений, значительное инвестирование в

промышленность, относительно умеренный бюджетный дефицит, высокие темпы

роста экспорта и небольшие ожидания поступления краткосрочного капитала,

осуществление внутренних структурных преобразований (приватизации,

либерализации законодательства, открытие рынков ценных бумаг для

иностранных инвесторов, ослабления валютного контроля, сокращения

задолженности). Конечно, к ним можно отнести и другие, однако именно эти

являются определяющими.

В свете сформированных условий и анализа инвестиционно-

предпринимательского климата можно констатировать, что, например, в Украине

не созданы политические, экономические и организационные условия для

привлечения серьезных и эффективных внешних денежных средств в нужных

объемах и формах. Следствием этого является чрезвычайно малый приток

иностранных инвестиций: 266,6 млн. долларов в1995 году, что составило 0,08

% их мирового объема и 2,2 % от полученного странами Центральной и

Восточной Европы. Умеренностью поступлений также характеризуются 1996 год -

606 млн. долларов и I квартал 1997 года – 116,6 млн. долларов. По оценкам

экспертов Европейского центра исследований, риск инвестирования в Украине

составляет 80 %. Нарастание внешней задолженности (8,8 млрд. долларов по

состоянию на февраль 1997 года) вместе с названными факторами закономерно

обусловили то, что, по отмеченному рейтингу, в 1993, 1994 и 1995 годах наше

государство занимало, соответственно, 146-е, 147-е и 152-е места в мире.

Основным нормативным документом, регулирующим вложение внешних

денежных средств, является Закон Украины «О режиме иностранного

инвестирования», одобренный Верховным Советом Украины 19 марта 1996 года.

Его принятие означает качественную модификацию подходов к функционированию

иностранных инвесторов - установление для них национального режима

инвестирований и иной хозяйственной деятельности, за некоторыми

исключениями, предусмотренными законодательством Украины и ее

международными соглашениями.

Существует ряд отрицательных обстоятельств, существенно сдерживающих

иностранных инвесторов при вложении капиталов. К ним относятся слабая

конвертируемость национальной денежной единицы; низкая платежеспособность

предприятий и практикование ими бартера, во многих случаях не нужного

зарубежному партнеру; медленные темпы приватизации, а также наличие

значительного количества запрещенных к приватизации объектов; неразвитость

фондового рынка; рост коррупции и преступности в экономике; низкая

покупательная способность населения; политика национальных

предпринимателей, пытающихся из-за боязни потери своих денежных средств

размещать их в иностранных банках; отсутствие отечественного реального

производственного инвестирования (что является важным индикатором для

иностранных инвесторов); отток национального капитала за границу;

отсутствие права частной собственности на землю и невозможность покупки

последней.

3. основные формы международных инвестиций в современном мировом

хозяйстве.

ПЕРСПЕКТИВНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН В СИСТЕМУ МИРОВОГО

ХОЗяЙСТВА И РАЗВИТИя МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ яВЛяЕТСя

СОЗДАНИЕ ОСОБЫХ (СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИчЕСКИХ ЗОН (ОЭЗ)). ЭТО ОДНА ИЗ

НАИБОЛЕЕ ПРИТяГИВАЮЩИХ ФОРМ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ ,

КОТОРАя ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ АКТИВИЗИРОВАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, НАРАЩИВАТЬ

ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ФОРМИРОВАТЬ РЫНОчНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ, УСКОРяТЬ

РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ.

Мотивы создания ОЭЗ в разных странах весьма различны. Они могут

создаваться как в чистом виде зоны свободной торговли или как особые зоны,

где регулируются не все стороны экономической активности. В странах,

политика которых ориентирована на внутренний рынок, ОЭЗ жестко

регулируются, обладают незначительной свободой в инвестиционной сфере и

развиваются с меньшей активностью; если же экономическая политика страны

ориентирована на внешнюю экономику и делаются попытки как можно меньше

вмешиваться в управление ОЭЗ, создаются благоприятные условия для притока

зарубежных инвестиций.

Для нас весьма актуален опыт Китая, где введение рыночных элементов в

экономике и открытость по отношению к зарубежным партнерам стали важнейшими

целями правительства КНР. К началу 80-х годов были созданы 4 ОЭЗ –

Шеньчжень, Джухай, Шаньжоу и Сяньмынь, в середине 80-х экономически

открытыми стали 14 приморских городов и остров Хаймынь. В дальнейшем в

открытые экономические районы были преобразованы местности в долине Янцзы и

Джудзян, полуостров Фудзям, открытыми экономическими областями стали,

также, полуострова Шаньдунь и Лаодунь, а к концу 80-х были приняты решения

сделать остров Хаймынь провинцией и превратить его в крупнейшую в Китае

ОЭЗ, провинции Гуандун, Фудзянь, дзянсу были объединены в одну из

крупнейших экспериментальных экономических зон, одновременно была заново

сформулирована стратегия развития приморских районов с тем, чтобы и далее

расширять открытость экономики. Таким образом, была создана

экспериментальная экономическая область с населением более 100 млн.

человек, которую в Китае образно называют “открытым окном”. Целью его

создания является использование иностранного капитала и современной

зарубежной технологии, создание на этой основе крупного экспортного сектора

экономики.

По оценкам специалистов, опыт создания ОЭЗ в Китае можно рассматривать

как весьма успешный, учитывая, что за 10 лет, прошедших с момента решения

об их создании (1979 год), иностранные инвестиции в ОЭЗ составили 2,5 млрд.

долларов. Что соответствует ј всех иностранных инвестиций в Китае за

указанный период 1.

Одной из причин зарубежной инвестиционной активности стала то, что в

юго-восточной Азии 30 млн. китайцев живут за пределами своей страны и

зачастую ведут успешную предпринимательскую деятельность, или, как это

характерно для Гонконга или Макао, ориентируются на китайский материк.

Действительно, в числе предприятий, вкладывающих деньги в китайские ОЭЗ, на

первом этапе преобладали предприятия из юго-восточной Азии , лишь позже

появились американские, европейские, а вслед за ними и японские

предприятия.

Ведущей целью создания ОЭЗ в странах лидерах мировой индустрии является

упрощение вывода национальных концернов на внешние рынки, что и находит

выражение в формировании зон свободной торговли. Их максимальное число

(более 130) зафиксировано в США. На их территории экспортную продукцию

комплектуют импортными узлами, не облагаемыми пошлинами, получают

маркетинговые и инжиниринговые услуги, осуществляют факторинг.

В 1988 г. на Окинаве появилась первая в Японии зона свободной торговли.

В последнее десятилетие весьма динамичны ОЭЗ научно-технической

направленности, в том числе технополисы типа Кремниевой долины в

Калифорнии (США), обеспечивающие наращивание научно-промышленного

потенциала и сокращение периода внедрения открытий в производство.

Для развивающихся стран ОЭЗ открывают возможности присоединиться к “новым

индустриальным державам”, создать новые рабочие места, перенять технологии,

привлечь иностранный капитал. После бума ОЭЗ к середине 80-х годов в почти

50 развивающихся странах насчитывается свыше 110 таких зон с числом занятых

в диапазоне сотен-десятков тысяч человек 1. Так ОЭЗ Тайваня дала 70 тыс.

дополнительных рабочих мест и свыше Ѕ всех валютных поступлений. В Маврикии

за счет ОЭЗ практически полностью (с 23 % до 4 %) ликвидирована

безработица, а в отраслях НТР даже ощущается нехватка профессионалов -

рабочих и ученых. В Ирландии ОЭЗ обеспечивает занятость 8 работников и 20 %

промышленного экспорта. К началу 90-х годов только экспортно-

производственных зон в развивающихся странах насчитывалось свыше 200, до

100 – формировались и еще 50 были в стадии разработки; общий экспорт из них

оценивался в 13-15 млрд. долларов, а численность занятых превышала 1,5 млн.

человек 2.

В последнее время значительное распространение получила такая форма

иностранного инвестирования, как создание и функционирование совместных

предприятий (СП), особенно в станах СНГ. СП – форма сотрудничества

партнеров из нескольких стран, объединяющих свой капитал для осуществления

совместной производственно-хозяйственной деятельности, управления и

распределения прибыли пропорционально вложенному капиталу. Создание СП

направлено на производство товаров с целью пополнения потребительского

рынка, внедрения передовых достижений науки и техники, прогрессивной

технологии, управленческого опыта, привлечение дополнительных материальных

и финансовых ресурсов, ускорение освоения достижений отечественной науки и

техники, расширение экспортной базы и оптимизацию импортных поставок.

Очень много СП создано в Украине. Так только в Одессе их насчитывается

около 2 тысяч. Для совместных предприятий, которые функционируют на

территории Украины, является характерным такое размещение в сфере народного

хозяйства: в сфере услуг и сбыта – 30,5 % от общего количества,

производства продукции – 21,8 %, производства товаров народного потребления

– 14,2 %, в разработках и проектировании – 10,9 %, в производстве ЭВМ – 7,1

%, машин и оборудования – 6,3 %, научно-исследовательских и конструкторских

разработках – 5,9 %, производстве продовольственных товаров – 3,3 % 1.

Такая структура распределения СП по отраслям общественного

производства не является прогрессивной, поскольку больше трети их

приходится на инфраструктуру. Но в целом, функционирование СП на территории

Украины дает возможность увеличить масштабы производства продукции,

улучшить их качество, повысить научно-технический уровень производства,

расширить народнохозяйственные связи Украины с зарубежными партнерами.

Сегодняшние СП созданы под будущие инвестиции. Чтобы последние

состоялись и эффективно реализовались, необходимо углублять и

активизировать экономическую реформу, вести тщательно обоснованную и

последовательную государственную внутреннюю политику.

В мировой практике известны и иные многообразные формы инвестирования.

1. Лизинг.

2. Лицензирование (продажа “ноу-хау” зарубежному партнеру).

3. Франчайзинг.

4. Совместное производство.

5. Субподряд.

6. Строительство заводов, объектов “под ключ”.

Преимущества в размере прибыли иностранные партнеры имеют при

использовании неакионерных форм инвестирования по сравнению с созданием СП

благодаря взиманию разнообразных платежей за предоставление услуг. Спектр

этих услуг весьма широк: маркетинг, закупочная деятельность, перевозки,

страхование, инструкции и пособия по пользованию оборудованием, рекламная

деятельность, техническое обслуживание и т.д.

4. Роль и специфика иностранных инвестиций в развитии мировой

экономики и в частности Украины.

КУРС НАШЕЙ СТРАНЫ НА ПЕРЕХОД К РЫНОчНОЙ ЭКОНОМИКЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ

ОБНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА, ОЗДОРОВЛЕНИЕ И СТРУКТУРНУЮ ПЕРЕСТРОЙКУ ОТЕчЕСТВЕННОЙ

ЭКОНОМИКИ, ПОДЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА И СЛИяНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРяЖЕННОСТИ. РЕШЕНИЕ

ДАННЫХ ПРОБЛЕМ ТРЕБУЕТ ПРИВЛЕчЕНИя В НАШУ ЭКОНОМИКУ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА,

ТО ЕСТЬ ВЫХОДА СТРАНЫ МИРОВОЙ РЫНОК.

Спрос внутреннего рынка Украины на иностранные инвестиции достаточно

высок. По данным Министерства Экономики Украины, потребность в них сегодня

составляет свыше 40 млрд. долларов (по некоторым данным, 50 млрд.). В

дополнительных средствах нуждаются прежде всего металлургия (7 млрд.

долларов), машиностроение (5,1 млрд.), химия и нефтехимия (3,3 млрд.),

транспорт (3,7 млрд.) 1.

Общеизвестно, что на мировом рынке спрос на свободные инвестиционные

ресурсы значительно превышает предложение. С появлением нового государства

– Украины, конкурентная борьба на этом рынке обострилась. Так, согласно

данным ЮНКТАД, объем прямых иностранных инвестиций в мире составил в 1995

году 315 млрд. долларов (в 1994 – 226 млрд.), причем большая часть

инвестиций направлялась в США, Западную Европу и Азию. Две трети мировых

капиталовложений пришлось на 10 стран мира. Крупнейшие инвесторы – США,

Великобритания, Германия, Япония, Франция. В развивающиеся страны –

преимущественно в азиатские, было инвестировано 100 млрд. долларов. А на

долю 100 стран – наименьших реципиентов, включая Украину и Россию, пришлось

лишь 1 % от инвестиций 1.

Обращает на себя внимание и направленность использования прямых

иностранных инвестиций. Большая часть их в 1995 году (229 из 315 млрд.

долларов) была связана со слиянием и приобретением компаний. Среди стран

лидировали США (49 и 38 млрд. соответственно). Слияние и приобретение

компаний происходили преимущественно в таких секторах экономики, как

энергетика, телекоммуникации, фармацевтика, финансовые услуги. Таким

образом, получает подтверждение тезис о том, что в развитых

капиталистических странах покупка остается главной формой приобретения

зарубежных филиалов (компаний). В развивающихся странах такие филиалы

возникают путем создания новых дочерних фирм 1.

Приток ПИИ в страны наших постсоциалистических соседей в Европе возрос

почти в 2 раза с 6,6 млрд. долларов в 1994 году до 12,8 в 1995 году. Три

четверти капиталовложений пришлось на три страны – Венгрию (3,5 млрд.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.