рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Возбуждение производства по пересмотру судебного постановления в порядке надзора и процессуальный порядок рассмотрения протестов

(флотских) военных судов не наделены полномочиями на принесение протестов

на судебные постановления для их пересмотра в порядке надзора.

Надзорная жалоба или представление прокурора - это процессуальный

документ, содержащий юридически мотивированную просьбу о пересмотре

вступившего в законную силу решения. Принесение надзорной жалобы или

представления прокурора - процессуальное действие, направленное на

возбуждение деятельности суда надзорной инстанции.

ГПК РСФСР не устанавливал требования к содержанию протеста. ГПК РФ

(ч.1 ст.378 ГПК РФ) предусматривает ряд традиционных требований, которые

должны быть указаны в жалобе, представлении:

1) наименование суда, в который они адресуются;

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место

жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или

место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или

кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на решение, определение суда, которые обжалуются;

6) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное

нарушение закона;

7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

Особенностью содержания надзорной жалобы, представления, отличающей

его от апелляционной, кассационной жалобы, является необходимость указания

существенного нарушения закона, допущенного судом, принявшим обжалуемое

постановление. При этом ГПК РФ не определяет какие нарушения закона

являются существенными. Предполагается, что к ним относятся нарушения,

определенные ч.1 ст.362 ГПК РФ, в результате которых решение, определение,

судебный приказ были бы отменены или существенно изменены. Ч.1 ст.362 ГПК

РФ предусматривает следующие основания для отмены или изменения решения

суда:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств,

имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении

суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или

норм процессуального права.

Безусловно, к существенным нарушениям относятся нарушения,

предусмотренные ч.2 ст.364 ГПК РФ:

1) дело рассмотрено судом в незаконном составе;

2) дело рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в

деле и не извещенных о времени и месте судебного заседания;

3) при рассмотрении дела были нарушены правила о языке, на котором

ведется судебное производство;

4) суд разрешил вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к

участию в деле;

5) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение

суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые указаны в

решении суда;

6) решение суда принято не теми судьями, которые входили в состав суда,

рассматривавшего дело;

7) в деле отсутствует протокол судебного заседания;

8) при принятии решения суда были нарушены правила о тайне совещания

судей.

Указаны и дополнительные требования к содержанию надзорной жалобы,

представления. Согласно ч.2 ст.378 ГПК РФ в надзорной жалобе или

представлении прокурора на вынесенное в надзорном порядке определение

Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации должно быть

указано, в чем состоит нарушение единства судебной практики, и должны быть

приведены соответствующие обоснования этого нарушения. В надзорной жалобе

лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или

законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным

постановлением (ч.3 ст.378 ГПК РФ). В случае если надзорная жалоба или

представление прокурора ранее подавались в надзорную инстанцию, в них

должно быть указано на принятое решение суда (ч.4 ст.378 ГПК РФ).

В соответствии с ч.ч.5-8 ст.378 ГПК РФ надзорная жалоба должна быть

подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе,

поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ,

удостоверяющие полномочия представителя. Представление прокурора должно

быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации, прокурором

республики, края, области, города федерального значения, автономной

области, автономного округа, военного округа (флота). К надзорной жалобе

или представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом

копии судебных постановлений, принятых по делу. Надзорная жалоба или

представление прокурора подается с копиями, число которых соответствует

числу лиц, участвующих в деле. В случае, если судебное постановление не

было обжаловано в апелляционном или кассационном порядке, к жалобе должен

быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

При отсутствии документов, прилагаемых к надзорной жалобе,

представлению, они возвращаются без рассмотрения. При этом суд не оставляет

жалобу, представление без движения и не назначает срока для исправления

недостатков. Таким образом, жалоба, представление, поданные с недостатками,

не могут приостановить срок, установленный для обжалования судебного

постановления.

Надзорная жалоба или представление прокурора могут быть принесены как

на все судебное постановление в целом, так и на мотивировочную часть, если

изложенные судом выводы и доводы являются ошибочными, но не повлияли на

разрешение дела по существу.

Недопустимо принесение одной надзорной жалобы или представления

прокурора на решения по двум и более гражданским делам, независимо от их

взаимной связанности. Такие дела возвращаются для надлежащего оформления.

Ст.377 ГПК РФ определяет порядок подачи надзорной жалобы или

представления прокурора. Верховный Суд РФ имеет в своем составе две судебно-

надзорные инстанции: Судебную коллегию и Президиум. Пленум Верховного Суда

РФ не имеет права на рассмотрение гражданских дел. Краевые, областные суды

имеют один судебно-надзорный орган - Президиум. Каждый из судебно-надзорных

органов имеет свою четко определенную компетенцию.

Надзорная жалоба или представление прокурора подается непосредственно

в суд надзорной инстанции (ч.1 ст.377 ГПК РФ). Надзорная жалоба или

представление прокурора подается[6]:

1) на вступившие в законную силу решения и определения верховных

судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального

значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими

по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом

кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде Российской

Федерации; на кассационные определения верховных судов республик, краевых,

областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной

области, судов автономных округов; на апелляционные решения и определения

районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и

определения районных судов и мировых судей - соответственно в президиум

верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города

федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

2) на кассационные определения окружных (флотских) военных судов; на

вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов

- в президиум окружного (флотского) военного суда;

3) на определения президиумов верховных судов республик, краевых,

областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной

области, судов автономных округов; на вступившие в законную силу решения и

определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов

городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных

округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и

определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде

Российской Федерации; на кассационные определения верховных судов

республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения,

суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в

законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой

инстанции, если жалобы на указанные решения и определения были оставлены

без удовлетворения президиумами соответственно верховных судов республик,

краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда

автономной области, судов автономных округов, - в Судебную коллегию по

гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

4) на определения президиумов окружных (флотских) военных судов; на

вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских)

военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и

определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде

Российской Федерации; на кассационные определения окружных (флотских)

военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения

гарнизонных военных судов, если жалобы на указанные судебные постановления

были оставлены без удовлетворения президиумом окружного (флотского)

военного суда, - в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации;

5) на вступившие в законную силу решения и определения Верховного

Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции; на определения

Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации; на определения

Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской

Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной

коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном

порядке, - в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Жалобы, представления прокурора на определения Судебной коллегии по

гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии

Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в надзорном порядке,

подаются в Президиум Верховного Суда Российской Федерации при условии, что

такие определения нарушают единство судебной практики (ч.3 ст.377 ГПК РФ).

С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений и

определений судов в Российской Федерации, согласно ч.4 ст.377 ГПК РФ,

вправе обращаться:

1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители - в

любой суд надзорной инстанции;

2) прокурор республики, края, области, города федерального значения,

автономной области, автономного округа, военного округа (флота) -

соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного

суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда

автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные в соответствии

подсудностью (ст.377 ГПК РФ), по поручению председателя или заместителя

председателя соответствующего суда передается на рассмотрение судьи данного

суда (ст.379 ГПК РФ). ГПК РФ не определяет срока, в течение которого

председатель суда или его заместитель должны передать жалобу, представление

на рассмотрение судьи.

Надзорная жалоба или представление прокурора возвращается судьей без

рассмотрения по существу в течение десяти дней со дня их поступления в суд

надзорной инстанции (ст.380 ГПК РФ) в случае, если:

жалоба или представление не отвечает требованиям, предусмотренным

ст.378 ГПК РФ;

жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение

в суд надзорной инстанции;

пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора;

до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу

поступила просьба об их возвращении или отзыве;

жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности.

Возвращение жалобы, представления не препятствует повторному обращению

в суд.

Необходимость отзыва жалобы, протеста может быть обусловлена

различными мотивами. Как правило, жалоба, представление отзывается в связи

с поступлением дополнительных материалов, подтверждающих законность и

обоснованность вынесенного по делу решения. Могут быть отозваны до начала

рассмотрения дела судом надзорной инстанции. В ходе рассмотрения дела

жалоба, представление не могут быть ни отозваны, ни изменены. Заявление об

отзыве подается в письменной форме и приобщается к материалам дела. Суд

надзорной инстанции не наделен правом осуществлять контроль за

правомерностью действий по отзыву жалобы, представления. Отозванные в

установленном порядке они не подлежат рассмотрению в суде.

В том случае если жалоба не возвращена, судья рассматривает жалобу по

существу и предварительно определяет, имеются ли сомнения в законности

судебного постановления. По результатам рассмотрения надзорной жалобы или

представления прокурора судья выносит определение об[7]:

1) истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного

постановления;

2) отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении

доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой

возможность отмены судебного постановления.

У прокуроров субъектов Российской Федерации, их заместителей и

приравненных к ним прокуроров военных и других специализированных

прокуратур, Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей

отсутствует право истребования дела из суда, в связи с чем участвующим в

деле прокурорам необходимо принимать меры к формированию наблюдательных

производств, в которых помимо подробных заключений должны содержаться копии

наиболее важных процессуальных документов (исковое заявление, отзыв, копии

правоустанавливающих документов, копии либо заверенные выписки протокола

судебного заседания, апелляционные, кассационные и надзорные жалобы,

представления прокурора и отзывы на них и т.д.). Именно эти материалы могут

являться в дальнейшем основанием для принятия решения соответствующим

прокурором о направлении представления в порядке надзора в соответствующую

судебную инстанцию[8].

Согласно п.3 ст.181 НПК РФ в определении суда об отказе в истребовании

дела излагаются мотивы, и оно направляется лицу, подавшему надзорную

жалобу, или прокурору, принесшему представление. В определении суда должны

быть указаны:

1) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;

2) время и место вынесения определения;

3) дело, по которому вынесено определение;

4) наименование лица, подавшего жалобу или представление;

5) основание для отказа в истребовании дела.

В случае отказа в истребовании дела жалоба или представление

прокурора, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде

надзорной инстанции (ч.5 ст.181 ГПК РФ).

Однако если судья отказывает в истребовании дела, Председатель

верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города

федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа,

окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда

Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением

судьи об отказе в истребовании дела. В этом случае председатель

соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда

Российской Федерации выносит свое определение об истребовании дела (п.6

ст.381 ГПК РФ). Заявитель вправе обратиться с просьбой к указанным лицам.

Сроки рассмотрения надзорной жалобы, представления прокурора и

разрешения вопроса об истребовании или отказе в истребовании дела не могут

превышать одного месяца – в судах надзорной инстанции, за исключением

Верховного суда РФ, где жалоба, представление рассматриваются в срок до

двух месяцев (ч.1 ст.181 ГПК РФ). Эти сроки должны исчисляться с момента

поступления жалобы, представления в суд надзорной инстанции.

Определение об истребовании дела должно удовлетворять требованиям,

предусмотренным ч.3 ст.181 ГПК РФ, в нем указывается:

1) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;

2) время и место вынесения определения;

3) дело, по которому вынесено определение;

4) наименование лица, подавшего жалобу или представление;

5) основание для отказа в истребовании дела.

Определение направляется в соответствующий суд.

В случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение

решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при

наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином

ходатайстве (ч.4 ст.181 ГПК РФ).

Приостановить исполнение решений вправе только судья. Речь идет о

приостановлении исполнения вступивших в законную силу судебных решений. Не

вступившее в законную силу решение суда по общему правилу не может быть

исполнено, на него не может быть принесены жалоба, представление в порядке

надзора, а следовательно, исполнение судебного решения не может быть

приостановлено. Не может быть приостановлено исполнение решения, если оно

обращено судом к немедленному исполнению (о восстановлении на работе, о

взыскании алиментов и др.). Приостановить исполнение решения суда возможно

только в том случае, если оно не было исполнено. О приостановлении

исполнения вступившего в законную силу решения судья выносит распоряжение,

которое направляется в суд по месту исполнения решения. О приостановлении

исполнения решения сообщается всем заинтересованным лицам. Судья может

приостановить исполнение решения до окончания производства в порядке

надзора. При отсутствии оснований отменяет приостановление, о чем сообщает

заинтересованным лицам.

Если жалоба или представление удовлетворены судом надзорной инстанции

и решение отменено, то исполнительное производство по делу подлежит

прекращению. Если же отклонены, судья отменяет распоряжение о

приостановлении исполнительного производства.

После истребования дело рассматривается судьей, кроме судьи Верховного

Суда Российской Федерации, не более чем два месяца, судьей Верховного Суда

Российской Федерации - не более чем четыре месяца. Такой срок может быть

продлен председателем суда, его заместителем соответственно до четырех и

шести месяцев (ч.1 ст.382 ГПК РФ).

Согласно ч.2 ст.382 ГПК РФ в результате рассмотрения дела,

истребованного в суд надзорной инстанции, судья выносит определение:

об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд

надзорной инстанции;

о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы или представления

прокурора по существу в суд надзорной инстанции.

Определение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в

суд надзорной инстанции состоит из вводной, описательной и мотивировочной и

резолютивной частей, в которых должны быть указаны сведения,

предусмотренные ч.1 ст.383 ГПК РФ:

дата и место вынесения определения;

фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;

наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление

прокурора;

указание на судебные постановления, которые обжалуются;

мотивы, по которым отказано в передаче дела для рассмотрения по

существу в суд надзорной инстанции.

Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда,

суда города федерального значения, суда автономной области, суда

автономного округа, окружного (флотского) военного суда, Председатель

Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться

с определением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу

в суд надзорной инстанции. В этом случае председатель соответствующего суда

или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации выносит

свое определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд

надзорной инстанции (ч.2 ст.383 ГПК РФ).

3. Процессуальный порядок рассмотрения протестов

В том случае, если судья принимает решение о рассмотрении дела по

существу в суде надзорной инстанции, он выносит соответствующее

определение. В соответствии с ч.1 ст.384 ГПК РФ определение суда о передаче

дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции должно

содержать:

1) дату и место вынесения определения;

2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;

3) наименование суда надзорной инстанции, в который передается дело

для рассмотрения по существу;

4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление

прокурора;

5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

6) изложение содержания дела, по которому приняты судебные

постановления;

7) мотивированное изложение оснований для передачи дела в целях

рассмотрения по существу;

8) предложения судьи, вынесшего определение.

Вынесенное определение, а также материалы истребованного и изученного

дела вместе с надзорной жалобой или представлением прокурора направляются

судьей, вынесшим определение, в суд надзорной инстанции (ч.2 ст.384 ГПК

РФ).

Суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии

определения суда о передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции

и копии надзорной жалобы или представления прокурора. Время рассмотрения

дела суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели

возможность явиться в суд на заседание. Лица, участвующие в деле,

извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не

препятствует его рассмотрению (ст.385 ГПК РФ).

Дело, переданное для рассмотрения в суд надзорной инстанции,

рассматривается в[9]:

президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда,

суда города федерального значения, суда автономной области, суда

автономного округа, окружного (флотского) военного суда не более чем два

месяца;

Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской

Федерации, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не более

чем три месяца;

Президиуме Верховного Суда Российской Федерации не более чем четыре

месяца.

Составы судебных органов, рассматривающих в порядке надзора,

значительно отличаются от обычных составов судов. Исключение составляют

лишь Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного

Суда РФ, действующие в составе трех членов суда и при рассмотрении дел в

надзорном порядке. Президиумы всех судов действуют в составе председателя

суда в количестве, определяемом в установленном порядке.

Заседание президиума суда правомочно для рассмотрения дела при наличии

большинства членов президиума. Член президиума суда, участвовавший в

рассмотрении дела судом первой или второй инстанции или в порядке надзора,

не может участвовать в рассмотрении того же дела в составе президиума суда.

В тех случаях, когда по этим основаниям в рассмотрении дела не может

участвовать большинство членов президиума областного суда или приравненного

к нему суда, дело передается на рассмотрение в порядке надзора в Судебную

коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Ст.386 ГПК РФ устанавливает порядок рассмотрения дела в суде

надзорной инстанции. Согласно ч.1 ст.386 ГПК РФ дела рассматриваются судом

надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном

Суде Российской Федерации не более чем два месяца со дня вынесения судьей

определения.

Дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего

суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их

поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении

дела другим судьей этого суда. В Судебной коллегии по гражданским делам

Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегии Верховного Суда

Российской Федерации дело докладывается одним из судей коллегии (ч.2 ст.386

ГПК РФ).

В отличие от ГПК РСФСР ч.3 ст.386 ГПК РФ предусматривает участие в

судебном заседании лиц, участвующие в деле, их представители, а также иных

лиц, подавших надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и

законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным

постановлением.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении

дела, в судебном заседании принимает участие:

прокурор республики, края, области, города федерального значения,

автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его

заместитель в президиуме верховного суда республики, краевого, областного

суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда

автономного округа, окружного (флотского) военного суда;

Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель в

Президиуме Верховного Суда Российской Федерации;

должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального

прокурора Российской Федерации в Судебной коллегии по гражданским делам

Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда

Российской Федерации.

Порядок рассмотрения дела в порядке надзора не претерпел серьезных

изменений. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных

постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления

прокурора и определения суда о возбуждении надзорного производства. Судьи

могут задать вопросы докладчику[10].

Лица, участвующие в деле, их представители, а также иные лица,

подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и

законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным

постановлением, если они явились в судебное заседание, вправе дать

объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу

или представление прокурора. По результатам рассмотрения дела суд надзорной

инстанции выносит определение. При рассмотрении дела в порядке надзора все

вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов,

поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра,

надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными (ч.ч.5-

7 ст.386 ГПК РФ).

О вынесенном судом надзорной инстанции определении сообщается лицам,

участвующим в деле (ч.8 ст.386 ГПК РФ). Данное положение является

нововведением.

Согласно ст.388 ГПК РФ по результатам рассмотрения дела в порядке

надзора суд надзорной инстанции выносит мотивированное определение, в

котором должны быть указаны:

1) наименование и состав суда, вынесшего определение;

2) дата и место вынесения определения;

3) дело, по которому вынесено определение;

4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление

прокурора о пересмотре дела в порядке надзора;

5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче дела в

суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу;

6) содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов;

7) закон, на основании которого вынесено определение по результатам

рассмотрения дела по существу.

Определение президиума соответствующего суда подписывается его

председателем, определение судебной коллегии - судьями, рассматривавшими

дело в порядке надзора.

Резолютивная часть определения суда надзорной инстанции содержит

вывод суда, который должен соответствовать полномочиям суда надзорной

инстанции, перечисленным в ст.390 ГПК РФ. В соответствии с ч.1 ст.390 ГПК

РФ суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:

1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной

инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о

пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;

2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной

инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной

инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо

прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй

или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не

передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и

толковании норм материального права.

Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными

для суда, вновь рассматривающего дело.

Определение суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня

его вынесения (ст.391 ГПК РФ).

Заключение

Судебный надзор – это обусловленная общественными отношениями функция

суда, направленная на проверку законности и обоснованности вступивших в

законную силу судебных постановлений нижестоящих судов, исправление их

ошибок и осуществление на этой основе руководства судебной практикой с

целью обеспечения строгой законности правосудия[11].

ГПК РФ внес множество изменений в порядок пересмотра судебных

постановлений в порядке надзора, которые были вызваны современным

состоянием экономики и права.

Судебные решения пересматриваются в порядке надзора с соблюдением

основных принципов гражданского процессуального права: осуществление

правосудия только судом, равенство граждан перед законом и судом,

выборность судей, коллегиальность рассмотрения дел, законности,

диспозитивности, состязательности, непосредственности, устности и др.

Данная стадия судопроизводства стала более динамичной, законной,

демократичной, направленной на защиту прав и законных интересов

заинтересованных лиц.

Право на обращение в суд надзорной инстанции получили сами лица,

участвующие в деле, а также лица, чьи права и охраняемые законом интересы

нарушены постановлением суда.

Прокурор как участвующее в деле лицо обладает правом внесения

надзорного представления. Существенным изменением следует признать

ограничение срока на обжалование в порядке надзора. Этот срок составляет

один год со дня вступления судебного постановления в законную силу.

Надзорное производство будет состоять из трех составных частей:

рассмотрение надзорной жалобы, рассмотрение дел, истребованных в суд

надзорной инстанции, и, соответственно, рассмотрение дела в суде надзорной

инстанции.

Необходимо отметить, что ГПК РФ пересмотрел место прокуратуры в

гражданском судопроизводстве. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ

заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может

быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию

здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам

не может сам обратиться в суд. Прокурор вступает в процесс и

дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе,

о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных

предусмотренных законодательством случаях в целях осуществления

возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени

и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству

дела.

В соответствии с ГПК РСФСР пересмотр в порядке надзора рассматривался

как исключительная стадия гражданского процесса. Подобной стадии нет ни в

одной стране, когда дело в порядке надзора возбуждается лишь по инициативе

должностных лиц – представителей судебной или прокурорской власти, а не

самих лиц, не согласных с принятым судебным решением. Такой институт

надзора серьезно не воспринимался мировым сообществом.

Надзорное производство в новом ГПК позволяет надеяться, что эта стадия

гражданского судопроизводства будет признана Европейским Судом при решении

вопроса о том, были ли исчерпаны все возможные средства защиты.

Использованная литература

1. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от

14.11.2002 № 138-ФЗ

2. Федеральный закон "О введении в действие Арбитражного

процессуального кодекса Российской Федерации" от 24 июля 2002 г.

3. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации «О

некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в

действие Гражданского процессуального кодекса Российской

Федерации» от 10.01.2003 г. № 2

4. Информационное письмо Генпрокуратуры РФ «О некоторых вопросах

участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и

введением в действие Гражданского процессуального кодекса

Российской Федерации» от 27.01.2003 № 8-15-2003

5. Гражданский процесс./ Под ред. Мусина В.А., Чесиной Н.А., Чечота

Д.М. – М., 1998. – 472 с.

6. Гражданский процесс./ Под ред. Треушникова М.К. – М., 2000. – 384

с.

7. Гражданский процессуальное право./ Под ред. Шакарян М.С. – М.,

2002. – 634 с.

8. Гражданский процесс./ Под ред. Яркова В.В. – М., 2000. – 624 с.

9. Рузакова О.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу

Российской Федерации. – М., 2003. – 416 с.

-----------------------

[1] Ст.376 Гражданского процессуального кодекса РФ

[2] п.23, 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых

вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие гражданского

процессуального кодекса РФ» от 20.01.2003г. № 2

[3] п.21, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых

вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие гражданского

процессуального кодекса РФ» от 20.01.2003г. № 2

[4] пп.3 п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых

вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие гражданского

процессуального кодекса РФ» от 20.01.2003г. № 2

[5] п.1 Информационного письма Генпрокуратуры РФ «О некоторых вопросах

участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением

в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» от

27.01.2003 № 8-15-2003

[6] Ч.2 ст.377 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002г.

[7] ч.2 ст.381 Гражданского процессуального кодекса от 14.11.2003г.

[8] п.1 Информационного письма Генпрокуратуры РФ «О некоторых вопросах

участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением

в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» от

27.01.2003 № 8-15-2003

[9] ч.3 ст.382 ГПК РФ

[10] ч.4 ст.386 ГПК РФ

[11] Гражданский процесс./ Под ред. Яркова В.В. – М., 2000. - С.430

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.