рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Участники гражданского процесса

охраняемых законом интересов государства и общества, либо прав и охраняемых

законом интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным

причинам не могут лично отстаивать в суде свои права и свободы, либо когда

нарушены права и свободы значительного числа граждан (п. 4 ст. 27 Закона о

Прокуратуре). Участие прокурора в разбирательстве гражданских дел может

быть признано обязательным законом или судом (ст. 41 ГПК). В последнем

случае суд выносит соответствующее определение и тогда прокурор обязан

вступить в процесс.

В случае возбуждения дела прокурор подает исковое заявление (в

административном и особом производствах – жалобы и заявления

соответственно) – на общих основаниях. Прокурор обязан соблюдать

установленный законом порядок обращения в суд. Но здесь есть и некоторые

исключения: при предъявлении иска прокурор не оплачивает государственной

пошлины по делу и вообще не несет судебных расходов. В исковом заявлении он

обязан сослаться на закон, подлежащий применению. От прокурора не требуется

специальных полномочий для возбуждения дела в интересах третьих лиц. В

соответствии со ст. 27 Закона о Прокуратуре прокурор обязан предъявить иск

и поддерживать его в суде в случае нарушения прав человека или гражданина,

когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не

может лично отстаивать свои права и свободы. В процессе, возбужденном по

его иску, участие прокурора обязательно. Процессуальный закон требует,

чтобы лицо, в интересах которого начато дело по заявлению прокурора,

извещалось о начавшемся в его интересах процессе и участвовало в нем в

качестве истца (ч. 2 ст. 33 ГПК).

Прокурор не связан в процессе ни своей позицией при предъявлении иска,

ни интересами лица, права и свободы которого нарушены. Руководствуясь

только законом и приходя к выводу, что требования, предъявленные им,

незаконны или необоснованны, он не только вправе, но и обязан как

блюститель законности отказаться от иска полностью или в необоснованной его

части. Однако такой отказ не лишает заинтересованное лицо права настаивать

на рассмотрении дела по существу; дело может быть прекращено только с его

согласия (ч. 3 ст. 41 ГПК).

Вступая в уже начавшийся процесс, прокурор занимает активную позицию в

деятельности по рассмотрению спора: он опрашивает истца и ответчика, иных

лиц, участвующих в деле; участвует в допросе свидетелей, экспертов,

исследует вещественные и письменные доказательства, предъявленные

сторонами. По всем вопросам, возникающим в ходе судопроизводства, прокурор

дает заключение о том, как они должны быть разрешены с точки зрения закона.

После заслушивания судом прений сторон прокурор выступает с заключением по

существу дела в целом, высказываясь о законности и обоснованности

заявленного суду требования, делая вывод о том, как с точки зрения

интересов общества и государства, закрепленных в законе, суду надлежит

разрешить настоящее дело.

В действующем законодательстве формы участия в гражданском процессе

органов государственного управления смоделированы во многом по аналогии с

участием в нем прокурора. ГПК отнес органы государственного управления к

числу лиц, участвующих в деле, наделив их соответствующими правами (ст.29 –

30, 42 ГПК).Статьи 4 и 42 предусматривают, что органы государственного

управления и общественные организации имеют право в предусмотренных законом

случаях:

а) представлять иски в защиту интересов других лиц;

б) вступать в уже начавшийся процесс для дачи заключения по делу.

В отличии от прокурора перечисленные лица вправе возбудить не любое

дело, а лишь определенную категорию дел, предусмотренную в законе. Их

перечень установлен нормами материального и процессуального права.

Для возбуждения дела в защиту другого лица у органа государственного

управления должно быть закрепленное законодательством право на обращение в

суд в защиту интересов других лиц. Так федеральный антимонопольный орган

может при возбуждении дела в защиту неопределенного круга потребителей

предъявлять в суд требования о ликвидации нарушителя или о прекращении

деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое

нарушение прав потребителей (п. 4 ст. 40 Закона « О защите прав

потребителей»). Для возбуждения дела в защиту интересов другого лица должно

быть право на обращение в суд не только у органа государственного

управления, но и у лица, в защиту которого предъявляется иск. Возбуждая

дело, орган государственного управления обязан соблюсти общий порядок

обращения в суд, за некоторыми исключениями, установленными законом. Так,

органы государственного управления, возбуждающие дела в интересах других

лиц, освобождены от уплаты судебных расходов.

Органы государственного управления и другие организации и лица,

возбуждающие дела в защиту интересов других лиц, поддерживают свои

требования в судебном заседании, выступая с дачей показаний и в прениях

первыми. Лицо, в защиту прав и интересов которого возбуждено дело,

выступает после них. Органы государственного управления имеют право

отказаться от иска. Однако, такой отказ от иска не лишает заинтересованное

лицо права на защиту и на рассмотрение своего дела по существу (ст. 42

ГПК). С другой стороны, отказ заинтересованного лица от иска, который

возбужден в его интересах органом государственного управления, по общему

правилу должен вести к прекращению дела производством. К органу

государственного управления не может быть предъявлен встречный иск, он

предъявляется к заинтересованному лицу. Заинтересованное лицо привлекается

в процесс, возбужденный иском органа государственного управления, в

качестве истца, и на него распространяется законная сила судебного решения.

Органы государственного управления, в предусмотренных законом

случаях, могут быть привлечены к участию в процессе судом или вступить в

процесс по собственной инициативе для дачи заключения по делу в целях

осуществления возложенных на них обязанностей и для защиты прав граждан и

интересов государства (ч. 2 ст. 42 ГПК).

ГПК предусматривает обязательное участие органов государственного

управления по делам особого производства (ч.2 ст. 246 ГПК). По другим

категориям дел участие органов государственного управления предусмотрено

некоторыми законами и подзаконными актами. Так, СК РФ предусматривает

обязательное участие органов опеки и попечительства по делам о лишении

родительских прав (ч. 2 ст. 70), восстановлении в родительских правах (ч. 2

ст. 72), об ограничении родительских прав (ч. 4 ст. 73), о воспитании детей

(ст.78), об отмене усыновления ребенка (ст. 14, ч. 2 ст. 140). Закон о

защите прав потребителей предусматривает, что федеральный антимонопольный

орган (его территориальные органы) может быть привлечен судом к участию в

процессе о защите прав потребителей или вступить в процесс по собственной

инициативе для дачи заключения по делу (ч. 2 п. 4 ст. 40).

В рассмотрении гражданских дел также участвуют следующие органы

государственного управления:

> Органы опеки и попечительства – по делам, затрагивающим интересы детей

(помимо перечисленных): использование опеки в корыстных целях, о

возмещении ущерба, причиненного несовершеннолетнему лицу, по делам,

затрагивающим жилищные права детей, по делам, затрагивающим интересы

недееспособных или ограниченно дееспособных – о признании лица

ограниченно дееспособным или недееспособным (ст. 261 ГПК);

> Отделы социального обеспечения по делам особого производства, связанным с

назначением пенсии (по делам об установлении фактов иждивения,

фактических брачных отношений, об объявлении гражданина умершим);

> Финансовые органы по делам об освобождении имущества от ареста, о

признании имущества бесхозяйным;

> Жилищно-коммунальные органы – по делам, связанным с владением жилищем и

другими помещениями на праве личной собственности (выселение, раздел и

обмен жилой площади, перепланировка жилого помещения, сделки по поводу

жилья, о принадлежности квартиры, строения на праве собственности и др.).

Органы государственного управления (их представители) пользуются в

процессе всеми правами лиц, участвующих в деле (ст. 30 ГПК), кроме

правораспорядительных действий (ст.34 ГПК).

Заключение органов государственного управления представляется в суд

письменно. Оно составляется на основе предварительного изучения материалов

дела и обследования, проводимого органом государственного управления.

Заключение органа государственного управления оглашается в судебном

заседании его уполномоченным после объяснения всех лиц, участвующих в деле,

и исследования всех доказательств. Суд, лица, участвующие в деле, и их

представители могут задавать уполномоченному этих органов вопросы в целях

разъяснения и дополнения заключений (ст. 182 ГПК). Уполномоченные органов

государственного управления выступают в прениях после сторон и третьих лиц

(ч. 4 ст. 185).

2.Стороны в гражданском процессе. Представительство.

Спорное материальное правоотношение – объект процесса по конкретному

гражданскому делу, а его субъекты являются сторонами. Вопросы о

существовании или отсутствии этого правоотношения, его содержании, о том,

нарушены ли в действительности и в какой мере права истца и должен ли за

это отвечать ответчик, будут решены судом только после рассмотрения дела по

существу. Однако уже в момент возбуждения дела очевидны следующие

существенные признаки сторон:

1. От имени сторон ведется процесс по делу, они персонифицируют гражданское

дело. Это имеет большое практическое значение, так как закон запрещает

предъявление и рассмотрение уже разрешенного иска между теми же сторонами

и по тем же основаниям (ст.129, 219 ГПК);

2. Отношения между сторонами в результате предъявления иска приобретают

официально спорный характер. Задача суда состоит в том, чтобы эти

отношения урегулировать;

3. Стороны – субъекты спорного материального правоотношения – имеют в деле

материально-правовой интерес. Судебное решение повлияет на их

материальные права, они либо приобретут какие-либо материальные блага,

либо лишаться их;

4. Вступив в процессуальные правоотношения с судом, стороны имеют в деле

процессуальную заинтересованность, состоящую в возможности защиты своих

прав, в стремлении получить благоприятное решение и реализовать его;

5. Являясь главными участниками процесса, стороны обязаны нести судебные

расходы.

В совокупности указанные выше признаки свойственны лишь сторонам и

именно совокупность этих признаков позволяет ограничить стороны от других

лиц, участвующих в деле. Понятие сторон применяется в делах искового

производства. Участниками дел особого производства, а также дел,

возникающих из административных правонарушений, являются заявители,

жалобщики и заинтересованные лица. Эти лица пользуются правами сторон за

отдельными изъятиями, установленными законом.

В каждом деле искового производства всегда две стороны.

Истец – лицо, в защиту прав и интересов которого возбуждено

гражданское дело.

Возбудить дело может само заинтересованное лицо, это может сделать

прокурор, а в случаях предусмотренных в законе, дело может быть возбуждено

по инициативе органов государственного управления, профсоюзов,

предприятий, а также отдельных граждан (ст. 4 ГПК). Само по себе слово

«истец» происходит от слова «искать» – искать защиты. Сторону истца принято

называть активной, поскольку действия в защиту ее прав и интересов влекут

за собой возникновения процесса. Однако это не всегда субъективная

активность именно истца. Если дело возбуждено прокурором, организациями или

гражданами, имеющими на это право согласно ст. 4 ГПК, заинтересованное лицо

должно быть извещено об этом и участвовать в деле в качестве истца (ч. 2

ст. 33 ГПК).

Ответчик – лицо, привлекаемое к ответу по иску, поскольку на него

указывается в иске как на нарушителя права. Во многих случаях причиной

предъявления иска являются действия или бездействия самого ответчика

(неуплата долга в установленный срок, причинение вреда и т.п.). Однако в

отдельных случаях ответчик может сам никаких действий, ущемляющих права и

интересы истца, не совершать (владелец источника повышенной опасности,

малолетний наследник, к которому предъявлен иск о признании завещания

недействительным, и т.д.), но объективно оказаться субъектом спорного

материального правоотношения на, так называемой ,пассивной стороне.

Стороны обладают такими же правами, как и другие участники процесса.

Однако специфическое положение сторон определяет наличие у них

специфических прав, так называемых правораспорядительных.

Истец вправе:

изменить основание или предмет иска,

увеличить или уменьшить размер исковых требований

отказаться от иска.

Ответчик вправе признать иск.

Стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Суд не принимает признания иска ответчиком и не утверждает мирового

соглашения сторон, если эти действия противоречат закону или нарушают права

и охраняемые законом интересы других лиц.

Иск может быть предъявлен совместно несколькими истцами (соистцы) или

к нескольким ответчикам (соответчики). Каждый из истцов или ответчиков по

отношению к другой стороне выступает в процессе самостоятельно. Соучастники

могут поручить ведение дела одному из соучастников.

Суд, установив во время разбирательства дела, что иск предъявлен не

тем лицом, которому принадлежит право требования, или не к тому лицу,

которое должно отвечать по иску, может с согласия истца, не прекращая дело,

допустить замену первоначального истца или ответчика надлежащим истцом или

ответчиком.

Если истец не согласен на замену его другим лицом, то это лицо может

вступить в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные

требования на предмет спора, о чем суд извещает данное лицо.

Если истец не согласен на замену ответчика другим лицом, суд может

привлечь это лицо в качестве второго ответчика.

После замены ненадлежащей стороны рассмотрение дела производится с

самого начала.

Граждане могут вести свои дела в суде лично или через представителей.

Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу

представителя.

Дела юридических лиц ведут в суде их органы, действующие в пределах

полномочий, предоставленных им законом, уставом или положением, либо их

представители. Руководители организаций, выступающие в качестве органа

юридического лица, представляют суду документы, удостоверяющие их служебное

положение или полномочия.

Представителями в суде могут быть:

1) адвокаты;

2) работники государственных предприятий, учреждений, организаций,

колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других

общественных организаций - по делам этих предприятий, учреждений и

организаций;

3) уполномоченные профессиональных союзов - по делам рабочих,

служащих, членов колхоза, а также других лиц, защита прав и интересов

которых осуществляется профессиональными союзами;

4) уполномоченные организаций, которым законом, уставом или положением

предоставлено право защищать права и интересы членов этих организаций;

5) уполномоченные организаций, которым законом, уставом или положением

предоставлено право защищать права и интересы других лиц;

6) один из соучастников по поручению других соучастников (ст.35 ГПК)

7) лица, допущенные судом, рассматривающим дело, к представительству

по данному делу

Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной

и оформленной в соответствии с законом.

Доверенности, выдаваемые гражданами, удостоверяются в нотариальном

порядке. Доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены также

предприятиями, учреждениями или организациями, где работает или учится

доверитель, жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства

доверителя, администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором

гражданин находится на излечении, соответствующей воинской частью, если

доверенность выдается военнослужащим.

Доверенность, выдаваемая гражданином, находящимся в заключении,

удостоверяется администрацией соответствующего места заключения.

Доверенность от имени юридического лица выдается руководителем

соответствующей организации.

Уполномоченные профессиональных союзов и других организаций (пункты 3,

4 и 5 статьи 44 ГПК) должны представить суду документы, удостоверяющие

поручение соответствующих организаций на осуществление представительства по

данному делу.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической

консультацией.

Полномочия представителей, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 44 ГПК,

могут быть выражены в устном заявлении доверителя на суде, занесенном в

протокол судебного заседания.

Полномочие на ведение дела в суде дает представителю право на

совершение от имени представляемого всех процессуальных действий, кроме

передачи дела в товарищеский суд или третейский суд,

полного или частичного отказа от исковых требований,

признания иска,

изменения предмета иска,

заключения мирового соглашения,

передачи полномочий другому лицу (передоверие),

обжалования решения суда,

предъявления исполнительного листа ко взысканию,

получения присужденного имущества или денег.

Полномочие представителя на совершение каждого из указанных в ст. 46

ГПК действий должно быть специально оговорено в доверенности, выданной

представляемым.

Представителями в суде не могут быть

лица, не достигшие совершеннолетия или состоящие под опекой или

попечительством.

быть адвокаты, принявшие поручения об оказании юридической помощи с

нарушением правил, установленных законодательством РФ об

адвокатуре. Лица, исключенные из коллегии адвокатов, не могут быть

допущены судом к представительству в случае, предусмотренном

пунктом 7 статьи 44 ГПК.

судьи, следователи и прокуроры. Это правило не распространяется на

выступления в процессе указанных лиц в качестве уполномоченных

соответствующего суда, прокуратуры или в качестве законных

представителей.

Права и охраняемые законом интересы недееспособных граждан, граждан,

не обладающих полной дееспособностью, и граждан, признанных ограниченно

дееспособными, защищают в суде их родители, усыновители, опекуны или

попечители, которые представляют суду документы, удостоверяющие их

полномочия. Законные представители совершают от имени представляемых все

процессуальные действия, право совершения которых принадлежит

представляемым, с ограничениями, предусмотренными законом.

По делу, в котором должен участвовать гражданин, признанный в

установленном порядке безвестно отсутствующим, в качестве его представителя

выступает опекун, назначенный для охраны имущества безвестно

отсутствующего.

По делу, в котором должен участвовать наследник лица, умершего или

объявленного в установленном порядке умершим, если наследство еще никем не

принято, в качестве представителя наследника выступает опекун, назначенный

для охраны и управления наследственным имуществом.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.