рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоры по гражданскому праву РФ

каких-либо третьих лиц, включая гос-ые органы, не требуется. Регистрирующий

орган лишь проверяет, соответствуют ли зак.у учредительные документы

организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего

обязан зарегистрировать юр-ое лицо. Такой порядок образования юр-их лиц

наи> распространен и в России, и за рубежом.

Пр.вой основой деятельности любого юр-ого лица наряду с зак.-вом являются

его учредительные документы. В них учредители конкретизируют общие нормы

права применительно к своим интересам.

Состав учредительных документов для разных видов юр-их лиц различен.

Общества с ограниченной или доп-ой отв-ью, ассоциации и союзы действуют на

основе учредительного дог-ра и устава. Пр.вой базой деятельности хоз.ых

товариществ (полных и на вере) является учредительный дог-р. Для остальных

юр-их лиц единственным учредительным документом считается их устав.

Учредительный дог-р - дог-р, регулирующий отнош-я м/у учредителями в

процессе создания и деятельности юр-ого лица. Устав не заключается, а

утверждается учредителями. Однако это отличие не носит принципиального

характера и связано лишь с различ.ой процедурой принятия документа. Устав,

как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими

лица (напр., председатель и секретарь общего собрания учредителей). Как и

учредительный дог-р, устав можно рассматривать в качестве локального

норматив.ого акта, определяющего пр.вое полож-е юр-ого лица и регулирующего

отнош-я м/у участниками и самим юр-им лицом. Устав вступает в силу с

момента регистрации самого юр-ого лица.

Содержание учредительных документов в общем виде определяется Ст. 52 ГК,

а для отдельных видов юр-их лиц - в соответствующих разделах ГК и

специальных норматив.ых актах.

Государственная регистрация – завершающий этап образования юр-ого лица,

на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для

создания нового subjа права, и принимает реш-е о признании организации юр-

им лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый

гос-ый реестр юр-их лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

В соотв. со Ст. 51 ГК проведение регистрации всех юр-их лиц возложено на

органы юстиции. Для регистрации юр-ого лица обычно представляются заявление

учредителей о регистрации, устав организации, учредительный дог-р или реш-е

учредителей о создании юр-ого лица (в виде протокола собрания учредителей),

свидетельство об уплате регистрационной пошлины, а для коммерческих

организаций - также документы, подтверждающие оплату не < 50% уставного

капитала предпр-я.

16. Ликвидация юр-ого лица: понятие, осн-я, порядок.

Ликвидация юр. лица-это способ прекращения его деятельности без перехода

прав и обязанностей в порядке пр.преемства к др. лицам. ГК содержит полный

перечень осн-й ликвидации юр лиц: добровольный порядок и принудит.

ликвидация.

В добровол. порядке юр. лицо ликвидируется по реш-ю его участников или

органа юр. лица, уполномоченного на то учредит. докум-ми. Типичными осн-ями

добровол. ликвидации являются нецелесообразность дальнейш. сущ-ния юр.

лица, истечение срока, на кот. оно было создано, достижение, или напротив,

принципиальная недостижимость уставных целей организации.

Принудительная ликвидация проводится по реш-ю суда, в случаях, когда

деятельность юр-ого лица осущ-ется без соответствующего разреш-я

(лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена зак.ом, либо сопряжена

с неоднократными или грубыми нарушениями зак.-ва .

Для отдельных видов юр-их лиц зак.ом установлены доп-ые осн-я ликвидации.

(коммерческие организации, потребительские кооперативы и фонды могут быть

ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хоз.ых

обществ и унитарных предпр-й предусм-о такое осн-е ликвидации как утрата

имущ-а, т.е. уменьшение стоимости чистых активов предпр-я ниже уровня

минимального размера уставного капитала. И в том, и в др.м случае

ликвидация может производиться как добровольно, так и принудительно.

Порядок ликвидации юр-ого лица урегулирован Ст.ми 61-64 ГК и сост. из

следующих этапов: 1) участники организации, ее уполномоченный орган или

суд, принявшие реш-е о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или

единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юр-

им лицом; 2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о

ликвидации юр-ого лица, порядке и сроке заявления ттаетензий кредиторами

(этот срок не м/б < 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о

ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юр-ого лица; 3)

ликвидационная комиссия оценивает, состав кредиторской задолженности,

принимает реш-е об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и

составляет промежуточный ликвидационный баланс; 4) в соотв. с промежуточным

ликвидационным балансом удовлетворяются зак.ные Требования кредиторов,

причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных Ст. 64 ГК.

Если ден-ых средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами,

ликвидационная комиссия продает имеющееся имущ-о с публичных торгов. 5)

после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия

составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся

имущ-о м/у участникам юр-ого лица, если иное не следует из зак.одат-ва или

учредит. док-тов организации.

Все док-ты, оформляющие ликвидацию, передаются реестр. органу, кот. на их

основе вносит соотв. запись в един. гос. реестр. юр. лиц. С этого момента

деятельность организации считается прекращенной.

Исключение юр. лица из единого гос. реестра юр. лиц (п.8 Ст. 63 ГК).

17. Пр.вое полож-е хоз.ых обществ.

Хоз общ-ва-это организации, создаваемые одним или несколькими лицами

путем объединения их имущ-а для ведения предпринимат. деят-ти.

Для хоз. общ-в характерным является объединение не столько личных усилий

участников, сколько их имущ-. Участники не отвечают по обязат-вам фирмы (за

исключением обществ с доп. ответ-ю), и их предпринимательский риск

ограничен суммой вкладов в уставный капитал. Принципиальные полож-я,

определяющие возможный состав участников хоз. обществ и тов-в, содержатся в

п.4 Ст. 66 ГК.

Формы: 1. Общество с огр. ответ.-ком. организация, уставный капитал

которой разделен на доли заранее опред.ых размеров, образованная одним или

несколькими лицами, не отвечающими по ее обязат-вам.

2. Общество с доп-ой отв-ью-коммерческая организация, уставный капитал

которой разделен на доли заранее опред.ых размеров, образованная одним или

несколькими лицами, солидарно несущими субсидиарную отв-ь по ее обязат-вам

в размере кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.

3. Акционерное общество. Коммерческая организация, образованная одним

или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязат-вам, с уставным

капиталом разделенным на равные доли, права на которые удостоверяются

ценными бумагами - акциями.

4. Дочерние и зависимые общества. Упоминаемые в Ст. 105 и 106 ГК

дочерние и зависимые хоз.ые общества не являются самостоятельными

организационно-пр.выми формами юр-их лиц. Их выделение преследует цель

защитить интересы кредиторов и участников обществ (акционерных и с

ограниченной отв-ью), оказавшихся под влиян.м др. предпринимательских

организаций.

Основные права и обязанности в общем виде закреплены Ст. 67 ГК и могут

дополняться в учредительных док-тах. Участники имеют пр. управлять делами

фирмы в той или иной форме, получать информацию о ее деят-ти, участвовать в

распределении прибыли и получать чать имущ-ва, оставшегося после ликвидации

предпр-я (т.н. ликвидационный остаток). В то же время они обязаны

участвовать в образовании имущ-ва предпр-я и не разглашать конфиденц.

Информацию о его деят-ти. Нормы Ст. 67 ГК имеют императивный хар-р, поэтому

лишить участника какого-либо из перечисленных прав или освободить от

обязанности невозможно.

Источники пр.вого регулирования. 1. ГК РФ (Ст. 66 п.4-принципиальные

полож-я, опред. возможный состав участников; Ст. 83 п. 2-о вкладах)

2. Полож-е об АО утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.12.90 (изм.

92г.)

4. Уставы, учредит. дог-ры-хоз. общ-ва. (Устав-только у АО)

18. Пр.вое полож-е гос-ых и муниц-ых предпр-й.

Специфика этих subjов гр.ого права сост. в том, что их имущ-о находится

соответственно в гос-ой или муниц-ой собств-ти и принадлежит такому предпр-

ю на праве хоз.ого ведения или опер-ого управления (п. 1 Ст. 113 ГК).

Поэтому они являются единственным видом коммерческих юр-их лиц, которые

имеют не пр. собств-ти на принадлежащее им имущ-о, а вторичное вещное пр..

Государственные и муниц-ые предпр-я являются унитарными, а их имущ-о

неделимо и не м/б распределено по вкладам.

Учредительными документами гос-ых и муниц-ых предпр-й являются реш-е

собств-ика (как правило, его представителя в лице конкретного органа гос-

ого комитета по управлению гос-ым имущ-ом) и устав, утвержденный указанным

лицом. В соотв. с п.2 Ст. 52 ГК в учредительных документах унитарных предпр-

й должны быть определены предмет и цели деятельности конкретного юр-ого

лица. Это обусловлено тем, что пр.способность гос-ых и муниц-ых предпр-й, в

отличие от др. коммерческих организаций, является специальной. Поэтому гос-

ые и муниц-ые предпр-я не могут осущ-ть любые виды деятельности, они должны

заниматься только такими видами хоз.ования, которые определены им собств-

иком в уставе.

Природа гос-ых и муниц-ых предпр-й находит свое выражение в их фирменном

наименовании, которое должно содержать указание на собств-ика их имущ-а.

Другие средства индивидуализации гос-ых и муниц-ых предпр-й не отличаются

от аналогичных средств иных коммерческих организаций.

В отличие от др. предпринимательских юр-их лиц, органы управления гос-ых

и муниц-ых предпр-й, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет

предпр-е руководитель (генеральный директор, директор), кот. назначается на

должность и освобождается от должности собств-иком, либо уполномоченным

собств-иком органом и им подотчетен (п.4 Ст. 113 ГК).

Виды: 1. Унитарное предпр-е, основанное на праве хоз.ого ведения. Оно

создается по реш-ю уполномоченного на то гос-ого органа (комитета по

управлению гос-ым имущ-ом) или органа местного самоуправления (для муниц-

ых предпр-й) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли.

2. Унитарное предпр-е, основанное на праве опер-ого управления (фед.ое

казенное предпр-е). Пр.вое полож-е унитарного предпр-я, основанного на

праве опер-ого управления (фед.ого казенного предпр-я), весьма специфично.

С одной стороны, казенное предпр-е создается для производства продукции

(выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осущ-ет коммерческую

деятельность. С др. стороны, оно может осущ-ть свою хоз.ую деятельность за

счет бюджетных средств, выделенных фед.ой казной . =>, пр.способность

казенного предпр-я занимает промежуточное полож-е м/у пр.способностью

коммерческой и некоммерческой организаций, т.е. такое юр-ое лицо м/б

условно охарактеризовано, как "предпринимательское учреждение".

19. Пр.вое полож-е хоз.ых товариществ.

Хоз. тов-ва в росс. зак.одат-ве понимаются как дог-рные объединения

нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деят-ти под

общим именем.

Главное действующее лицо любого тов-ва-полный товарищ-несет

неограниченную отв-ь по обязат-вам фирмы всем своим имущ-вом. Поэтому в

товариществах, в отличие от обществ, учредители, как правило, принимают

личное участие в делах предпр-я. По этой же причине лицо может являться

полным товарищем лишь в одном товариществе. Круг учредителей обычно гораздо

уже, чем в обществах, в силу лично-доверительных отнош-й м/у ними.

Принципиальные полож-я, определяющие возможный состав участников хоз.

обществ и тов-в, содержатся в п.4 Ст. 66 ГК.

Формы: 1. Полн. товарищество-Хоз. тов-во, участники которого солидарно

несут субсидарную (доп-ую) отв-ь по его обязат-вам всем своим имущ-вом.

2. Товарищество на вере-Хоз. тов-во, состоящее из двух категорий

участников: полных товарищей, солидарно несущих субсидарную отв-ь по его

обязат-вам своим имущ-вом, и товарищей-вкладчиков, не отвечающих по обязат-

вам предпр-я.

Основные права и обязанности в общем виде закреплены Ст. 67 ГК и могут

дополняться в учредительных док-тах. Участники имеют пр. управлять делами

фирмы в той или иной форме, получать информацию о ее деят-ти, участвовать в

распределении прибыли и получать чать имущ-ва, оставшегося после ликвидации

предпр-я (т.н. ликвидационный остаток). В то же время они обязаны

участвовать в образовании имущ-ва предпр-я и не разглашать конфиденц.

Информацию о его деят-ти. Нормы Ст. 67 ГК имеют императивный хар-р, поэтому

лишить участника какого-либо из перечисленных прав или освободить от

обязанности невозможно.

Источники пр.вого регулирования. 1. ГК РФ (Ст. 66 п.4-принципиальные

полож-я, опред. возможный состав участников; Ст. 83 п. 2-о вкладах)

2. Полож-е об АО утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.12.90 (изм.

92г.)

3. Учредит. дог-р-хоз. тов-ва

4. Уставы, учредит. дог-ры-хоз. общ-ва. (Устав-только у АО)

20. Пр.вое полож-е производственных кооперативов.

Производственный кооператив (артель) - это объединение лиц для

совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного

трудового и иного участия, 1-оначальное имущ-о которого складывается из

паев членов объединения.

В производственном кооперативе, реш-ее знач-е имеет личное участие его

членов в деятельности организации. Но нормы о хоз.ых товариществах

сконструированы в основном в расчете на то, чтобы обеспечить полным

товарищам возможность непосредственного личного участия в

предпринимательской деятельности. В отнош-и же производственных

кооперативов, акцент делается на непосредственном трудовом участии,

предполагающем включение участника в состав трудового коллектива

кооператива. Решение имущ-енных вопросов и управление также обладают

значительной спецификой.

Участниками производственного кооператива являются граждане. Наряду с

ними участвовать в кооперативе могут и юр-ие лица, если это допускается

уставом кооператива или соответствующими зак.ами. Число членов кооператива

не м/б < пяти.

Имущество кооператива 1-оначально складывается из паевых взносов его

членов, которые не идентичны долям в уставном капитале хоз.ых обществ и

товариществ. Права члена в отнош-и кооператива отнюдь не обусловлены

величиной его паевого взноса. Так, независимо от величины пая, каждый член

кооператива имеет один голос на общем собрании участников (п.4 Ст. 110 ГК).

Распределение прибыли и ликвидационного остатка м/у членами кооператива

обычно производится в соотв. с их трудовым участием (п. 4 Ст. 109 ГК). В

случае образования неделимых фондов, пай и вовсе перестает соответствовать

доле в имущ-е кооператива. При выходе из кооператива его член имеет пр.

лишь на выплату ему пая, но никак не выплаты доли во всем имущ-е.

Члены кооператива несут субсидиарную отв-ь по всем его обязат-вам в

порядке и размерах, установленных уставом и зак.ом о производственных

кооперативах (п. 2 Ст. 107 ГК).

Сис-ма коопер-ых органов сост. из общего собрания его членов (высший

орган), наблюдательного совета (образование которого, в отличие от АО, не

обязат.о) и исполнительных органов: правления и (или) председателя (Ст. 110

ГК). Обязательным для кооперативов является принцип комплектования его

органов только из числа членов.

21. Некоммерческие организации как юр-ие лица.

Некоммерческими называются организации, не преследующие цели извлечения

прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие

прибыль м/у своими участниками (п.1 Ст. 50 ГК).

Разграничение коммерческих и некоммерческих организаций является слабым

местом современного гр.ого зак.-ва. Но проблема кроется не столько в выборе

подходящих критериев разгр-я этих видов организаций, сколько в

последовательном применении выбранных критериев к тем или иным видам юр-их

лиц. Отмеченные зак.одателем признаки некоммерческих организаций вполне

обоснованны и в совокупности с соответствующими методами статистического и

бухгалтерского учета работоспособны. Вопрос лишь в том, сможет ли зак.одат.

построить стройную, внутренне непротиворечивую систему некоммерческих

организаций, опираясь на их общее понятие. Пока, к сожалению, сделать это

не удается.

Перечень организационно-пр.вых форм некоммерческих юр-их лиц, предусм-ный

Ст. 116-123 ГК, не является исчерпывающим. Он уже существенно расширился за

счет множества специальных норматив.ых актов, регулирующих деятельность

отдельных видов организаций. Такое зак.одат.ное реш-е представляется весьма

плодотворным, хотя и потенциально опасным.

22. Филиалы и представительства юр-ого лица.

Филиалы и представительства - это терр.иально обособленные структурные

подразделения юр-их лиц, предназначенные для расширения сферы действия

создавших их организаций. В принципе и филиалы, и представительства схожи

со всеми остальными функциональными элементами организационной структуры юр-

ого лица (отделы, цеха и т.п.) с той лишь разницей, что они расположены вне

места нахождения юр-ого лица.

Представительства и филиалы выполняют различ.ые функции.

Представительства выступают в гр.ом обороте от имени создавшего их юр-ого

лица, т.е. представляют его интересы и обеспечивают их защиту. Предмет

деятельности филиалов гораздо шире: они и представляют интересы, и

выполняют основные функции (все или часть) юр-ого лица (п.1 и 2 Ст. 55 ГК).

Так, представительство может заключать дог-ры, контролировать их исп-е,

заниматься рекламой своей организации. Но вести производственную или иную

хоз.ую деятельность, осущ-емую юр-им лицом, вправе только его филиал.

Впрочем, и представительства, и филиалы могут создаваться некоммерческими

организациями, что соответствующим образом определит характер деятельности

филиала.

Представительства и филиалы не могут иметь прав юр-ого лица и,

следовательно, выступать в обороте от своего имени . Их руководители

действуют от имени юр-ого лица на осн-и доверенности. Наличие у организации

представительств или филиалов влияет на содержание ее учредительных

документов, поскольку в них должны быть поименованы все филиалы и

представительства. Сами же эти обособленные подразделения действуют на

основе утверждаемых юр-им лицом полож-й (как правило, общего вида).

23. Несостоятельность (банкротство) юр-ого лица: понятие, признаки, основы

пр.вого регулирования, внесудебные и судебные процедуры.

Ликвидационная процедура в случае несостоятельности (банкротства) юр-ого

лица установлена Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве) предпр-й" и

радом др. норматив.ых актов.

Под несостоятельностью (банкротством) предпр-я понимается неспособность

удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг),

включая неспособность обеспечить обязат.ые платежи в бюджет и внебюджетные

фонды, в связи с превышением обязат-в должника над его имущ-ом или в связи

с неудовлетворительной структурой баланса должника. Внешним признаком

несостоятельности (банкротства) предпр-я является приостановление его

текущих платежей, если предпр-е не обеспечивает или заведомо не способно

обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня

наступ-я сроков их исп-я. Несостоятельность (банкротство) предпр-я

считается имеющей место после признания факта несостоятельности

арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при

его добровольной ликвидации.

Дела о несостоятельности (банкротстве) предпр-я рассматриваются арбитр.

судами по месту нахождения предпр-я-должника, указанному в его

учредительных документах. Основанием для возбуждения производства по делу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.