рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Субъекты гражданских правоотношений

регистрации знака в Патентном ведомстве. В отличие от производственной

марки, как правило, не содержит конкретной информации о товаре

(производитель, потребительские качества и т.д.).;

22

Знак обслуживания – приравнен к товарному знаку и используется

организациями, не производящими товары, но занимающимися деятельностью по

оказанию услуг;

Наименование места происхождения – определяется условиями конкретной

местности (природные условия, людские факторы). Право пользования таким

наименованием не является исключительным и поэтому может закрепляться за

любыми лицами, производящими аналогичный товар в той же местности.

Юридические лица, в зависимости от характера участия государственных

органов в их регистрации, могут быть образованы несколькими способами:

Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что

создание организации разрешено тем или иным компетентным органом;

Нормативно-явочный порядок создания юридического лица не требует

согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы.

Регистрационный орган лишь проверяет соответствие закону учредительных

документов организации и соблюдение порядка ее образования. Данный порядок

образования юридических лиц является наиболее распространенным как в

России, так и за рубежом;

Распорядительный (явочный) порядок характерен тем, что юридическое

лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, не требуя

специальной государственной регистрации. Однако статья 51 действующего в

настоящий момент Гражданского Кодекса не предусматривает никаких исключений

из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических

лиц. Поэтому можно считать, что сейчас такой порядок регистрации

юридических лиц не применяется.

Наряду с законодательством, правовой основой деятельности любого

23

юридического лица являются его учредительные документы. Для различных

видов юридических лиц состав учредительных документов различен. Так,

общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и

союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовая база

деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) – учредительный

договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным

документом считается их устав.

Учредительный договор можно считать разновидностью договора о

совместной деятельности. Он регулирует отношения между учредителями в

процессе создания и деятельности юридического лица. В отличии от

учредительного договора, устав не заключается, а утверждается учредителями.

Отличие между уставом и учредительным договором не носит принципиального

характера и заключается лишь в процедуре принятия документа. Ряд

некоммерческих организаций может действовать также на основе общего

положения об организациях данного вида или общего устава общественного

объединения, в которое они входят.

Как уже отмечалось выше, каждое юридическое лицо должно быть

зарегистрировано в соответствии с законом. Государственная регистрация

является завершающим этапом образования юридического лица, на котором

компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания

нового субъекта права, и принимает решение о признании организации

юридическим лицом, после чего основные данные об организации включаются в

единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для

всеобщего ознакомления. Регистрация юридических лиц в Российской Федерации

осуществляется различными органам, хотя в соответствии со статьей 51

Гражданского Кодекса проведение регистрации возложено на органы юстиции.

Однако в настоящий момент времени органы юстиции не обладают необходимыми

для этого возможностями. Поэтому в настоящий

24

момент регистрацией юридических лиц занимаются:

- Министерство юстиции Российской Федерации и его местные управления

- в отношении общественных и религиозных учреждений;

- Местные органы власти (районные администрации) – в отношении

товариществ домовладельцев, потребительских кооперативов и их

предприятий;

- Государственная регистрационная палата и ее местные отделения – в

отношении предприятий с иностранными инвестициями;

- Центральный Банк – в отношении коммерческих банков.

Кроме процедур регистрации юридических лиц законом также оговорены

вопросы прекращения деятельности юридических лиц.

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его

реорганизации (за исключением случаев выделения из состава юридического

лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит окончательных

характер. Однако законом предусмотрена и возможность приостановления

(временного прекращения) деятельности ряда организаций. Данная мера может

быть применена по отношению к общественным объединениям как санкция за

нарушение Конституции и законодательства Российской Федерации только по

решению суда на срок до шести месяцев.

При реорганизации юридических лиц все права и обязанности

реорганизуемого лица или часть их переходят к иным субъектам права, то есть

происходит правопреемство. Реорганизация юридических лиц может

осуществляться:

- путем слияния нескольких организация в одну новую;

- путем разделения юридического лица на несколько новых организаций;

- путем присоединения юридического лица к другому;

25

- путем выделения из состава организации других юридических лиц;

- путем преобразования, то есть смены организационно правовой формы

юридического лица.

Как правило, реорганизация проводится по решению участников

юридического лица или собственника его имущества, т.е. добровольно. Однако

в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи,

когда реорганизация может быть произведена принудительно (например, такую

возможность предусматривает статья 19 Закона РСФСР «О конкуренции и

ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций

возникает, как минимум, один новый субъект права, поэтому в таких случаях

реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации

вновь созданных юридических лиц. При присоединении новых юридических лиц не

возникает, следовательно, реорганизация завершается в момент исключения

присоединенной организации из единого государственного реестра.

Во многих случаях проведение реорганизации способно привести к

негативным последствиям в виде ограничения конкуренции на рынке, поэтому

для предотвращения таких последствий пункт 1 статьи 17 Закона РСФСР «О

конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных

рынках» устанавливает обязательную процедуру получения согласия

федерального антимонопольного органа на слияние или присоединение

коммерческих организаций, сумма активов которых превышает 100.000

минимальных размеров оплаты труда, а также на слияние и присоединение

союзов или ассоциаций коммерческих организаций.

Так как реорганизация юридического лица может существенно затрагивать

интересы кредиторов, обязательным ее условием является предвари-

26

тельное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе

требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств

реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков.

Ликвидация юридического лица предусматривает прекращение его

деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к

другим лицам. По решению участников или органа юридического лица,

уполномоченного на то учредительными документами, оно может быть

ликвидировано добровольно, в связи с нецелесообразностью дальнейшего

существования такого юридического лица, истечению срока, на который оно

было создано, либо по иным причинам. Принудительная ликвидация проводится

по решению суда, в случаях, когда деятельность юридического лица

осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая

деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или

грубыми нарушениями законодательства.

Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные

основания ликвидации. Например, коммерческие организации (за исключением

казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть

ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для

хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание

ликвидации как утрата имущества, т.е. уменьшения стоимости чистых активов

предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала. В обоих

этих случаях ликвидация может проводиться как добровольно, так и

принудительно.

Порядок ликвидации юридического лица состоит из нескольких этапов и

урегулирован статьями 61-64 Гражданского кодекса. Эти этапы таковы:

1. Участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие

решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или

единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки

27

ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия

по управлению юридическим лицом;

2. Ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации

юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами

(этот срок должен быть не менее 2 месяцев), выявляет всех

кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую

задолженность юридического лица;

3. Ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской

задолженности, принимает решение об удовлетворении или отклонении

выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный

баланс;

4. В соответствии с промежуточным ликвидационным балансом

удовлетворяются законные требования кредиторов. Если денежных

средств организации недостаточно для расчета с кредиторами,

ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных

торгов;

5. После погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия

составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет

оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное

не следует из законодательства или учредительных документов

организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются

регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую

запись в единый государственный реестр юридических лиц.

Исходя из организационных, функциональных и иных качеств и различий

юридических лиц можно классифицировать все их множество по различным

критериям.

В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридиче-

28

ского лица, можно выделить государственные и частные

(негосударственные) юридические лица. К числу государственных (которые в

связи с этим должны преследовать общегосударственные интересы, чем и

обуславливается специфика их правового регулирования) относятся все

унитарные предприятия, а также некоторые учреждения.

В зависимости от цели деятельности юридические лица можно подразделить

на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих организаций

относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и

распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие, хотя

и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той

степени, которая необходима для достижения их уставных целей. При этом они

не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками

(согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского Кодекса).

Состав учредителей также можно отнести к числу критериев, по которому

следует классифицировать юридические лица. Здесь можно выделить юридические

лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица. Такие

организации называются союзами и ассоциациями. Унитарные предприятия

учреждаются государством. Все остальные юридические лица могут быть

учреждены любыми (за отдельными исключениями) субъектами права.

Различный характер прав участников в отношении юридического лица

позволяет классифицировать: организации, на имущество которых учредители

имеют право собственности или иное вещное право (государственные и

муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения); организации, в

отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные

товарищества и общества, кооперативы); организации, в отношении которых их

участники не имеют имущественных прав (общественные объединения и

религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц).

29

В зависимости от объема вещных прав (права самого юридического лица на

используемое им имущество) можно различать: юридические лица, обладающие

правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные

предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на

имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия);

юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все

остальные юридические лица).

Хозяйственные товарищества и общества также можно классифицировать по

тому, что более важно для их участников: объединение их личных усилий для

достижения предпринимательских целей (товарищества, личное участие) или

объединение капиталов (общества, имущественное участие).

Также может выступать в качестве критерия классификации уже упомянутый

ранее порядок образования юридических лиц: образуемые в разрешительном или

нормативно-явочном порядке.

По составу учредительных документов разграничиваются договорные

юридические лица – хозяйственные товарищества, договорно-уставные –

общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и

союзы, а также уставные юридические лица.

И, наконец, еще одним критерием классификации юридических лиц,

традиционным для доктрины пандектного права (скажем, в Германии), но

практически не используемым в нашей стране, является различие корпораций

или союзов, характеризующимися наличием членства, общей для многих

участников цели, независимостью своего существования от смены участников, и

учреждений. Учреждения, в противоположность корпорациям (союзам), обычно

создаются одним учредителем, который сам определяет и цели юридического

лица, и состав имущества, необходимый для их достижения. Смысл такой

классификации заключается в том, что в данном случае налицо различие

интересов, в первом случае это коллективные интересы, во втором – личные.

30

Все юридические лица можно разделить на четыре большие категории:

хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы,

государственные и муниципальные предприятия и, наконец, некоммерческие

организации. Также можно упомянуть и филиалы и представительства

юридических лиц.

Хозяйственные товарищества – договорные объединения нескольких лиц для

совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем.

Хозяйственные общества отличаются от товариществ тем, что несколько лиц

объединяют свое имущество для ведения предпринимательской деятельности.

Отдельные виды хозяйственных товариществ и обществ имеют следующие

особенности:

- Полное товарищество. Участники такой организации несут субсидиарную

(дополнительную) ответственность по ее обязательством всем своим

имуществом.

- Товарищество на вере. Данное товарищество состоит из двух категорий

участников: полных товарищей (или иначе – комплементариев), солидарно

несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим

имуществом, и товарищей-вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по

обязательствам предприятия.

- Общество с ограниченной ответственностью. Данное общество являет

собой коммерческую организацию, уставный капитал которой разделен на

доли заранее определенных размеров, образованную одним или несколькими

лицами, не отвечающими по ее обязательствам.

- Общество с дополнительной ответственностью. Данная коммерческая

организация имеет уставный капитал, разделенный на доли заранее

определенных размеров. Образовавшие ее одно или несколько лиц несут

субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном

стоимости их вкладов в уставный капитал.

31

- Акционерное общество – коммерческая организация, образованная одним

или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с

уставным капиталом разделенным на равные доли, права на которые

удостоверяются ценными бумагами – акциями.

Производственные кооперативы – еще один вид юридических лиц.

Производственные кооперативы представляют собой объединения лиц для

совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного

трудового или иного участия, первоначальное имущество которых складывается

из паев членов объединения.

Особой разновидностью коммерческих организаций являются

государственные и муниципальные предприятия. Специфика данных субъектов

гражданских правоотношений заключается в том, что их имущество находится

соответственно в государственной или муниципальной собственности и

принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или

оперативного управления.

Также вкратце рассмотрим отдельные виды таких юридических лиц, как

некоммерческие организации – организации, не преследующие цели извлечения

прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие

прибыль между своими участниками. Такие организации могут подразделяться

на:

- Потребительские кооперативы. Потребительский кооператив

представляет собой объединение лиц на началах членства в целях

удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах,

первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов.

- Общественные объединения – некоммерческое объединение лиц на

основе общности их интересов для реализации общих целей. Существуют

такие разновидности общественных объединений, как общественные

организации, общественные движения, общественные фонды и некоторые

другие.

32

- Религиозные организации. Объединение граждан, имеющие основной

целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее

соответствующими этим целям признаками.

- Фонды. Фонд – некоммерческая организация, основанная для достижения

общественно полезных целей путем использования имущества, переданного

в ее собственность учредителями.

- Организация, созданная собственником для осуществления функций

некоммерческого характера, и финансируемая им полностью или частично,

называется учреждением.

- Объединения юридических лиц. Представляет собой некоммерческую

организацию, образованную несколькими юридическими лицами для ведения

деятельности в их интересах.

33

Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты

гражданского права

Государство, как и другие субъекты гражданского права, может участвовать

в гражданско-правовых отношениях. Однако правоспособность государства

обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и

главным субъектом публичного права, носителем власти.

- Государство осуществляет власть и обладает суверенитетом. Суверенитет

государства выделяет его на фоне остальных субъектов гражданского права.

Вот некоторые (основные) из свойств государства, превращающих его в особый

субъект гражданских правоотношений:

- Государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все

остальные субъекты гражданского права;

- Государство может принимать административные акты, из которых возникают

гражданско-правовые отношения независимо от воли другой стороны;

- Государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в

построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения;

- Государство пользуется иммунитетом.

Перечисленные свойства выражают далеко не все особенности государства

как участника гражданско-правовых отношений, но даже то, что названо,

позволяет говорить об особом положении государства в гражданском праве.

Касаемо правоспособности государства нельзя не отметить тот факт, что

правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности

различных физических и юридических лиц, в чем-то она шире, в чем-то уже. Во

многом объем правоспособности государства определяется тем, что государство

участвует в гражданском обороте не в своих частных

34

интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной

власти.

Эти цели предопределяют сущность правоспособности государства. Она не

может быть общей, так как природа государства не позволяет ему приобретать

ряд прав и возлагать на себя некоторые обязанности. Государство, принимая

законы, само может установить более широкий объем правоспособности.

Поэтому государство, вступая в гражданский оборот должно следовать

своему предназначению, и правоспособность государства можно назвать целевой

– она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в

интересах всего общества выполняет государство.

Государство как таковое неспособно своими действиями приобретать и

осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности.

От его имени всегда действуют государственные органы, как являющиеся

юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках которых

действуют должностные лица. Именно их сознание и воля позволяют действовать

государству как субъекту права.

Так как государство участвует в гражданском обороте не как

нерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разного уровня, все эти

субъекты выступают самостоятельно, как участники гражданско-правовых

отношений. В гражданско-правовых отношения участвуют три категории

субъектов: Российская Федерация; субъекты Российской Федерации –

республики, края, области, города Федерального значения, автономная

область, автономные округа; муниципальные образования.

От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими

действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности,

выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции,

35

установленной актами, определяющими статус этих органов (п.1 ст.125

ГК).

Государство может участвовать в гражданском обороте как

непосредственно, так и через специально созданные им для этих целей

государственные юридические лица.

Опосредованное участие государства в обороте достигается путем

вступления в него созданных государством юридических лиц, действующих как

таковые, принимающих обязанности и приобретающих права для себя, а не для

государства. В данном случае говорится о юридических лицах таких

организационно – правовых форм, как государственные и муниципальные

унитарные предприятия и финансируемые собственником (государством)

учреждения.

Однако не всегда в случае действия созданного государством

юридического лица имеет место опосредованное участие государства в

гражданском обороте. Существуют такие юридические лица, которые могут

одновременно действовать и от имени государства , и от своего собственного

имени. Например, Министерство финансов РФ может представлять в гражданском

обороте государство, но в тоже время оно действует и как самостоятельное

юридическое лицо, приобретающее права и обязанности для себя, а не для

государства. (покупка офисной техники или канцтоваров.)

Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском

обороте осуществляется путем вступления в оборот органов государственной

власти, действующих при этом не как обособленные юридические лица, а как

особые представители государства. От имени государства в гражданском

обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы

Российской Федерации. Это Федеральное Собрание РФ, Президент РФ,

Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ и

др., а также соответствующие им органы государственных и

36

муниципальных образований.

Главной системой органов, осуществляющих от имени государства

управление и распоряжение государственной собственностью, являются

Министерство государственного имущества РФ и подчиненные ему органы.

Данное министерство и подчиненные ему органы основываясь на ст.7-8

Закона РФ «О приватизации государственного имущества и об основах

приватизации муниципального имущества в РФ» :

- принимают решения о приватизации;

- -осуществляют преобразование государственных унитарных предприятий

в открытые акционерные общества;

- -являются учредителями открытых акционерных обществ, создаваемых в

процессе приватизации;

- -осуществляют права акционера хозяйственных обществ, акции которых

находятся в государственной собственности;

- -выступают в качестве арендодателей государственного имущества;

- -закрепляют государственное имущество на праве хозяйственного

ведения, оперативного управления и бессрочного пользования;

- -дают согласие на залог государственного имущества;

- -совершают иные действия.

Государство выступает участником сделок всякий раз, когда они

совершаются уполномоченными лицами от его имени. При этом

государству доступна любая сделка, за исключением тех, которые

рассчитаны исключительно на физических и юридических лиц.

Во внешнеторговом обороте особенностью участия государства

является то, что органы, которые уполномоченные действовать от его

имени, могут вступать в соответствующие отношения как

непосредственно, так и через посольства, консульства и

торгпредства.

37

Заключение

Гражданско-правовые нормы, содержащиеся в различного рода нормативных

актах, призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет

гражданского права. Важную роль в раскрытии механизма гражданско-правового

регулирования общественных отношений играет понятие гражданского

правоотношения и его составляющей – субъектов гражданского правоотношения.

В данной курсовой работе рассмотрены наиболее важные аспекты

гражданско-правового положения различных субъектов гражданских

правоотношений; особенности, отличающие статус физических лиц от статуса

юридических лиц, равно как и их всех от государства и его субъектов в

системе гражданского права.

Конечно, очень сложно охватить объемом курсовой работы все аспекты

свойств различных субъектов гражданского права. Поэтому были отмечены

только основные моменты, характеризующие и классифицирующие участников

гражданских правоотношений.

38

Список литературы .

1. Конституция Российской Федерации;

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации, 1994 г.;

3. Гражданский Процессуальный Кодекс РСФСР;

4. Закон РФ «О гражданстве РФ» 28.11.1991 г.

5. Закон РФ «Об актах гражданского состояния» 15.11.1997 г.

6 . Закон РФ «О праве граждан на свободу передвижения выбор места

пребывания и жительства в пределах РФ» 25.06.1993 г.

7.Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической

деятельности на товарных рынках»;

8.Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

9.Гражданское право, (под редакцией Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева). С.-

П. 1996г.;

10.С.С. Алексеев. “Государство и право”. М.1996г.;

39

-----------------------

[1] - в скобках указан номер пункта статьи ГК.

20

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.