рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Сравнительная характеристика института брака по российскому и мусульманскому праву

срока, для чего ему необходимо сказать: я возвращаю тебя и т.п. слова в

которых явно выражено его желание восстановить брак. Согласие жены на

восстановление договора брака в этом случае не требуется.

Мусульманское право в обоснование указанной нормы ссылается на

следующий аят Корана:

?????? ?????? ?? ??? ?? ????? ??? ?????????

«А мужьям их — достойнее их вернуть при этом, если они желают

умиротворения»[39].

При однократном объявлении развода, брак считается окончательно

расторгнутым по истечении срока ‘идда. Троекратное объявление развода

приводит, по мнению большинства ученых, в том числе имамов всех четырех

мазхабов, к разводу баин в независимости от того, были ли все три

объявления развода сделаны одновременно или же, после каждого развода

договор брака возобновлялся.

По мнению некоторых муджтахидов (имамы, имеющие право самостоятельно

выносить решения по вопросам мусульманского права), таких как Ибн Аббаса,

Тавуса, Ибн Исхака, три развода объявленные одновременно считаются разводом

раджи’и.

Жена, кроме того, может попросить у мужа развод за вознаграждение,

которое она ему передает из своего личного имущества, муж может либо

согласиться на ее предложение и принять вознаграждение, либо отказать ей в

разводе. Развод по требованию жены (хул') является разводом баин.

Вознаграждение, передаваемое женой мужу, должно соответствовать общим

требованиям, предъявляемым шариатом к товару.

В мусульманском праве возможен и условный развод с указанием времени

или места. Так, например, муж может сказать жене: "Ты разведена в таком-то

месяце, году и т.д.", в этом случае брак считается расторгнутым сразу же с

наступлением указанного срока. Если же муж сказал: "Ты разведена в доме

своего отца", то она получает развод, как только войдет в дом отца.

Поскольку брак признается мусульманским правом гражданско-правовым

договором, мужу предоставлены полномочия по наделению правом на заключение

брака и его расторжение другим лицам, в частности он может предоставить

право развода и жене. Муж, исходя из общих гражданско-правовых нормы о

поручительстве, имеет право лишить своего доверителя права развода.

При предоставлении мужем права расторжения брака жене это право должно

быть реализовано ею непосредственно после такого предложения, т.е. между

предоставлением такого права и разводом жена не должна совершать каких-либо

других юридически значимых действий.

И мусульманское и российское право исходит из необходимости укрепления

семьи. В связи с этим и в том и в другом законодательстве предусмотрены

институты, направленные на примирение супругов. В российском

законодательстве роль такого института играет срок, который предоставляет

суд супругам для примирения, в случае если один из супругов не согласен на

развод. В мусульманском праве примирением супругов занимаются представители

семей супругов, которые должны принять меры для примирения супругов,

выяснить причины их разногласий, и в случае, если не предоставляется

возможным сохранить семью, то они осуществляют расторжение брака. Данный

институт основывается на следующем аяте:

?????? ?? ???? ? ???? ?? ???? ????????

"А если вы боитесь разрыва между обоими, то пошлите судью из его семьи

и судью из ее семьи"[40].

По нашему мнению, процедура примирения, предусмотренная мусульманским

правом, является более эффективной, поскольку родственники могут более

действенным образом повлиять на примирение супругов, вникнуть в сущность их

разногласий, в то время как официальному лицу-судье, супруги не всегда

могут полностью раскрыть причины своих разногласий.

Еще одним видом развода по шариату, отсутствующим в российском праве,

является развод по клятве (иляи). Под иляи понимается обет, произносимый

мужем, воздерживаться от соития со своей женой, в течение промежутка

времени превышающего четыре месяца. В случае, если данный обет будет

выполнен мужем, то по истечении четырех месяцев судья по требованию жены

расторгает брак. В случае же, если он не выполнит свой обет, то он

становится клятвопреступником и для него обязательно искупление. Это

основывается на аяте Корана.

???? ???? ?? ??????? ??? ???? ????? ???? ?????? ?? ????? ??????

????? ???? ?? ??? ?????? ???? ?? ?

«Тем, которые поклянутся о своих женах, — выжидание четырех месяцев. И

если они возвратятся, то поистине Аллах — прощающий, милосердный. А если

они решатся на развод, то, поистине, Аллах — слышащий, знающий»[41].

В случае, если муж обвиняет жену в прелюбодеянии или не признает

своего отцовства по отношению к ребенку, рожденному женой, и при несогласии

жены с его обвинениями, не может предоставить необходимых доказательств

этого, то каждый из них обязан поклясться именем Аллаха в своей правоте

четыре раза, если же кто-либо из них откажется принести клятву, то он

признается проигравшим. В случае же, если никто из них не откажется от

клятвы и поклянется четыре раза, то клятва должна быть подтверждена

«признанием проклятия Аллаха со стороны мужа и жены»[42]. После признания

проклятия брак считается расторгнутым окончательным разводом.

Еще одним основанием для аннулирования брака является

вероотступничество одного или обоих супругов. В этом случае брак

аннулируется по истечении срока 'идда. Если вероотступник примет ислам до

истечения срока 'идда, то брак между ними восстанавливается автоматически.

Расторжение брака в судебном порядке согласно российского семейного

права производится в случае, если супруги имеют общих несовершеннолетних

детей, а также при отсутствии согласия одного из супругов на развод. Между

этими двумя случаями существуют значительные различия.

В судебном порядке рассматриваются также дела о расторжении брака,

если один из супругов, хотя и заявляет о своем согласии на развод, но

уклоняется от расторжения брака в органах ЗАГСа: не подает совместное

заявление, не является для регистрации развода (п. 2 ст. 21 СК РФ).

Необходимость наделения другого супруга правом в этой ситуации обратиться в

суд связана с тем, что в противном случае он не сможет получить развод, так

как принудить другого супруга явиться в ЗАГС невозможно. Таким образом,

можно было бы затягивать бракоразводный процесс до бесконечности. Данные

дела следует относить к разновидности расторжения брака по взаимному

согласию супругов, если только супруг, уклоняющийся от расторжения брака в

органах ЗАГСа, не заявит о своем несогласии на развод в суде.

При расторжении брака по взаимному согласию супругов, имеющих общих

несовершеннолетних детей, роль суда в принципе такая же, как и роль органов

ЗАГСа. Суд не вправе выяснять причины развода, принимать меры к примирению

супругов или допускать какое-либо иное вторжение в их личную жизнь. В

статье 23 Семейного Кодекса РФ прямо указано, что суд расторгает брак без

выяснения мотивов развода. Суд не обладает правом отказать в расторжении

брака, если оба супруга заявляют об этом требование. Расторжение брака

производится в этом случае в суде только потому, что этого требуют интересы

несовершеннолетних детей. Однако речь идет не о том, что, исходя из

интересов детей, суд должен стремиться сохранить семью любой ценой. Задача

суда в этих случаях рассмотреть соглашение супругов о том, с кем из них

будут проживать несовершеннолетние дети и в каком порядке и размере им

будут уплачивать алименты. Суд обязан проверить, отвечает ли соглашение

интересам детей. Если нет оснований полагать, что такое соглашение нарушает

интересы несовершеннолетних, суд утверждает соглашение своим решением. Если

соглашение не достигнуто или представленное соглашение противоречит

интересам детей, суд обязан по своей инициативе разрешить указанные вопросы

в судебном заседании и вынести по ним решение.

Соединение рассмотрения этих требований с бракоразводным процессом в

данном случае целесообразно потому, что при разделении их и передаче

расторжения брака в органы ЗАГСа практически невозможно будет

проконтролировать принимаемые супругами решения в отношении

несовершеннолетних детей.

При рассмотрении вопроса о том с кем будут проживать

несовершеннолетние дети, закон исходит из того, что родители имеют равные

права и несут равные обязанности в отношении своих детей (СК РФ ст. 61), но

при рассмотрении этого вопроса российские суды в большинстве случаев без

достаточных оснований отдают предпочтение матери.

Махмудова К. П. обратилась 24 июня 1996 г. в Советский суд г.

Махачкалы с иском о расторжении брака к Махмудову А. Э. и передачи ей

на воспитание 6 летнего сына. Без проверки заявления о том, что

Махмудова злоупотребляет спиртными напиткам суд принял решение об

удовлетворении иска Махмудовой.

По жалобе ответчика указанное решение в части передачи ребенка на

воспитание истицы судебной коллегией по гражданским делам Верховного

суда РД было отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

При повторном рассмотрении дела в суде доводы ответчика нашли

подтверждение и в иске Махмудовой было отказано.[43]

При принятии решения относительно детей старше 10 лет суд обязан

принимать во внимание их мнение.

Мусульманское право при решении вопроса о том с кем будет проживать

несовершеннолетний ребенок исходит из следующего. Правом воспитания ребенка

его родственники пользуются в таком порядке: мать, мать матери, отец, его

мать, затем родственники по степени близости их родства, причем женщины

предпочтительнее мужчин. В данном случае нет необходимости в судебном

процессе, поскольку шариат точно определяет принадлежность права на

воспитание ребенка. При нарушении права на воспитание дело рассматривается

судом, который принимает решение о том кому принадлежит право на воспитание

ребенка. Расходы на содержание ребенка мусульманское право возлагает на

лицо, воспитывающее ребенка.

Если лицо, воспитывающее ребенка, ведет аморальный образ жизни, то оно

по решению шариатского суда может быть лишено права на воспитание ребенка.

Заключение

Дела, связанные с разрешением семейных споров, занимают в суде большое

место в объеме гражданских дел и нередко представляют трудность при их

разрешении.

При рассмотрении таких дел в суде применяется российское

законодательство, однако, в повседневной жизни большое значение имеют также

нормы шариата и обычного права.

Различия между российским и мусульманским правом в основном сводятся к

следующему.

Российское и мусульманское правовые системы существенно отличаются

между собой по используемым ими источникам права. Российская правовая

система исходит из наивысшего авторитета закона. В настоящее время семейные

правоотношения регулируется Семейным кодексом Российской Федерации,

принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 года.

Система мусульманского права носит ярко выраженную религиозную окраску.

Ее основу составляют юридически значимые положения Корана, Сунна, а также

нормы, сформулированные на основе единогласного мнения наиболее

авторитетных правоведов, и умозаключения по аналогии.

Среди российских ученых существует различные точки зрения на правовую

природу брака. Одни понимают брака как договор, другие как институт особого

рода. В мусульманском законодательстве брак является гражданско-правовым

договором.

В Российской Федерации браком, влекущим за собой юридические

последствия, признается в только брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа.

По шариату регистрация брака не проводится, но брачное сожительство без

заключения брака в какой-либо форме, признается преступлением.

Одним из условий для заключения брака по российскому праву являются

взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак.

Юридические школы шариата (мазхабы) по разному подходят к этому

вопросу. Шафииты считают предварительное взаимное согласие вступающих в

брак не всегда обязательным условием действительности брака. Представители

ханифитской юридической школы считают, что совершеннолетняя девушка не

может быть выдана замуж без ее согласия.

По российскому законодательству необходимым условием для заключения

брака является достижение брачного возраста— 18 лет. Снижение этого

возраста может производится органами местной администрации по месту

заключения брака.

По мусульманскому праву совершеннолетним считается лицо, достигшее

половой зрелости. Допускается заключение брака несовершеннолетними.

По Семейному кодексу РФ безусловным препятствием к вступлению в брак

является состояние хотя бы одного их супругов в другом браке.

Запрет на вступление в брак лица, состоящего в другом браке,

распространяется в мусульманском праве только на женщин, мужчины же имеют

право одновременно состоять не более чем в четырех браках, но при условии

из равное отношения ко всем женам. Из-за этого условия многоженство не

получило большого распространения в мусульманских странах.

Российское право долгое время считало полигамный брак уголовным

преступлением, но эта норма применялась только к народам Северного Кавказа,

исповедующим ислам, в то время как остальные граждане не могли привлекаться

к уголовной ответственности за это преступление.

После декриминализации в январе 1997 года многоженства некоторые

субъекты Российской Федерации стали вносить предложение узаконить

полигамию. Президент Ингушетии предложил внести изменение в статье 14

Семейного кодекса Российской Федерации, направленное на предоставление

права субъектам Федерации самим регулировать этот вопрос.

На мой взгляд, это предложение является обоснованным. Отсутствие

законодательного регулирования и запрет на регистрацию полигамных браков

ведет только к тому, что права женщин, фактически добровольно находящихся в

незарегистрированном браке, не защищены законом.

Российское законодательство не допускает регистрации брака между

лицами, состоящими в близких степенях родства, запрещаются и браки между

усыновленными и усыновителями.

Число родственников, с которыми запрещено вступать в брак согласно

мусульманскому праву, гораздо шире, сюда входят также полнокровные и

неполнокровные дяди и тети. Мусульманское право запрещает вступать в брак

также и со свойственниками и молочными родственниками.

Российское законодательство не допускает вступление в брак лица,

признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства. Если

лицо фактически страдает душевным заболеванием и может являться

невменяемым, но это обстоятельство не установлено судом, юридически он

вправе вступать в брак.

Шариатом таким лицам разрешается вступать в брак с сообщением будущему

супругу об заболевании, но договора брака заключается не самим больным, а

его попечителем.

Мусульманское и российское законодательство по разному подходят к

вопросу о значимости религиозных взглядов супругов при вступлении в брак.

Российское право, исходящее из принципа разделения религии и права, считает

недопустимым учитывать религиозную принадлежность супругов. Мусульманское

же право придает религиозной принадлежности большое значение. Мусульманин

имеет право вступать в брак только с мусульманкой, христианкой или

иудейкой. Мусульманка же может вступить в брак только с мусульманином.

У российского и мусульманского права различные подходы к процедуре

развода. В соответствии с российским законодательством брак может быть

расторгнут либо органами ЗАГСа, либо судом по совместному требованию

супругов, или по требованию одного из них. Российское законодательство

развод считает личным делом супругов. Государство не вправе препятствовать

расторжению брака в случае, если оба супруга требуют расторжения брака.

Если же один из супругов выступает против расторжения брака, суд может

предоставить супругам срок для примирения, по истечении которого он обязан

расторгнуть брак.

Мусульманское право, признавая развод самым противным из поступков,

дозволенных Аллахом, в то время предусмотрело два способа прекращения

брака, собственно развод (талак), право на который имеет только муж, и

аннулирование брака судьей по заявлению жены либо других лиц (фисх).

Мусульманским и российским правом предусмотрены институты,

направленные на примирение супругов. В российском законодательстве роль

такого института играет срок, который предоставляет суд супругам для

примирения, в случае если один из супругов не согласен на развод. В

мусульманском праве примирением супругов занимаются представители семей

супругов, которые должны принять меры для примирения супругов, выяснить

причины их разногласий.

Российским законодательством предусмотрено совместная и договорная

собственность супругов. Основным является режим совместной собственности

супругов, но он может изменен брачным договором, трансформируясь в

договорную собственность. Совместной собственностью супругов является

имущество, нажитое ими во время брака. Брачным договором может быть

установлен иной режим имущества, в частности режим раздельной собственности

на все имущество или на какую-либо его часть.

Мусульманское право предусматривает только режим раздельной

собственности супругов. Материальное обеспечение семьи по шариату полностью

возложено на мужа.

Российским правом установлена обязанность супругов содержать друг друга

и такую обязанность несут оба супруга. Но требовать выплаты алиментов

вправе лишь нетрудоспособный нуждающийся супруг; жена в период беременности

и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка. Материальное

обеспечение детей возлагается российским правом на родителей, причем такую

обязанность несут и мать и отец, как во время брака, так и после его

расторжения.

По шариату муж обязан содержать как детей, так и жену, а также ее

прислугу, если она ее имела до заключения брака. Размер содержания

определяется достатком мужа. Жена вправе требовать выплаты ей содержания

мужем, в том числе в судебном порядке, даже если она имеет собственный

заработок. Если муж не в состоянии материально обеспечить жену, она может

обратиться в суд с требованием расторжения брака.

Основой отношений супругов в российском праве декларируется равенство

супругов при решении всех вопросов семейной жизни.

Если в имущественных правах шариат предоставляет жене более

привилегированное положение по сравнению с российским законодательством, то

в неимущественных правах, предпочтительное положение имеет муж. Основными

обязанностями жены в семейной жизни являются подчинение мужу.

Личные отношения между супругами играют значительную роль в жизни

супругов. Однако среди отношений супругов, регулируемых как российским, так

и мусульманским правом, личным отношениям отводится значительно меньше

места, чем имущественным.

В соответствии с мусульманским правом после вступления в брак женщина

попадает под опеку мужа, и не имеет права без разрешения мужа работать и

также менять место жительства. При переезде мужа на другое место жительства

жена должна следовать за ним. Такая обязанность с нее снимается, если

переезд опасен для ее жизни или здоровья, либо она по состоянию здоровья не

может проживать вместе с мужем на новом месте жительства.

Российское законодательство признает равенство супругов в решении

вопросов семейной жизни. Однако за нарушение этих правил невозможно

установление санкций. Если супруги не решают вопросы совместно и на

равноправной основе, а один из супругов узурпирует данные права, закон не

знает способа принудить супругов решать их совместно. Поэтому формальное

равенство супругов, при всей своей привлекательности, на практике

выливается в то, что один из супругов, в большинстве случаев им является

муж, занимает в семье господствующее положение.

В Дагестане, являющимся субъектом Российской Федерации, естественно,

действуют нормы российского законодательства. Однако в быту нормы шариата

оказывают значительное влияние на регулирование семейных отношений. Между

дагестанцами, за редким исключением, при создании семьи обязательно

заключается брак по шариату. При разрешении споров, относящихся к брачно-

семейным отношениям, дагестанцы до обращения в суд пытаются разрешить спор

по шариату (маслиат).

Остаются не урегулированными семейным правом вопросы, связанные с

фактически имеющим место как среди мусульман, так и среди представителей

других конфессий многоженство. Порой встречается и фактическое

многомужество. Однако эти отношения не получили регулирования в семейном

праве.

В законодательстве нельзя игнорировать особенности разных регионов и

традиции народов и вводить единообразные, одинаково рассчитанные на все и

вся нормы. Фактически специфика Дагестана, как региона с преимущественно

мусульманским населением, никак не учтена в законодательстве. Согласно

конституции РФ вопросы семейного законодательства отнесены к совместному

ведению РФ и субъектов РФ, однако Семейным кодексом урегулированы

практически все вопросы семейного законодательства, а к ведению субъектов

РФ отнесены только некоторые второстепенные вопросы. По нашему мнению, было

бы более целесообразным принятие Основ семейного законодательства РФ,

регулирующих лишь основные вопросы семейного законодательства, и

предоставление субъектам РФ права принятия кодексов, детально

регламентирующих вопросы семейного права, что позволит в должной мере

учесть специфику отдельных субъектов Российской Федерации, в том числе с

преимущественно мусульманским населением.

Библиография

1. Конституция Российской Федерации. // #G0Российская газета. - 25.12.93. -

N 197.

2. #G0 Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая. //Собрание

законодательства РФ.-1995.-№32.-Ст.3301.

3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. // СЗ.-1996.-№5.-

Ст.410

4. Семейный кодекс РФ// Изд-во «Советская Россия».-1997.-М.- 256 С.

5. Кодекс о браке и семье РСФСР// #G0Ведомости Верховного Совета РСФСР,

1969, N 32, ст. 1086.

6. Уголовный кодекс РСФСР// #G0Ведомости Верховного Совета РСФСР N 40, 1960

год

7. Об актах гражданского состояния: Закон РФ №143-Ф3 от 15.11.97//

Российская газета. – 20.11.97– N 224

8. Указ #M12291 9000431 #G0Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта

1945 года « #G0О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета

СССР от 8 июля 1944 года в отношении детей, родители которых не состоят

между собой в зарегистрированном браке.»#M12291 9000463#S.//Ведомости

Верховного Совета СССР , 1945, №12, ст.467

9. #G0О сроках действительности религиозных браков, заключенных в

революционный период в РСФСР #M12291 9000874Циркуляр НКВД РСФСР#S от

28.08.26#M12291 9000431 #G0Семейное законодательство.//Сб.норматив.док-

тов.М.1995 год "Спарк", М., 95

10. #G0Инструктивно-методические рекомендации по вопросам усыновления

(удочерения) несовершеннолетних. #M12291 9000817Приказ Министерства

здравоохранения СССР#S от 31.01.91 N 40//#G0Семейное законодательство.

Сб.норматив.док-тов.М.1995 год М., 1995 год

11. #G0О применении судами законодательства при разрешении споров,

связанных с воспитанием детей #M12291 9000431Постановление Пленума

Верховного Суда Российской Федерации#S от 27.05.98 N 10//#G0Российская

газета, N 110, 10.06.98 #G0

12. #G0О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при

рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов

#M12291 9000431Постановление Пленума Верховного Суда Российской

Федерации#S от 25.10.96 N 9// #G0 Российская газета N 212, 5.11.96

13. #G0О применении судами законодательства при рассмотрении дел о

расторжении брака. Постановление Пленума Верховного Суда Российской

Федерации#S #G0 #G0Российская газета, N 219, 18.11.98// #G0Российская

газета, N 219, 18.11.98

14. #G0О судебной практике по делам о преступлениях, составляющих пережитки

местных обычаев// #G0Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР

1961-93гг., Юр. литература –М., 1994 – 223 с.

15. . Ан-Наим А. На пути к исламской реформации. –М.: «Фонд А. Д.

Сахарова», 1997-С. 156.

16. Абдуллаев М. А. Из истории философской и общественно политической мысли

народов Дагестана в ХIХ в. Издательство «Наука» Главная редакция

восточной литературы. –М.: 1968,– 331 с.

17. Абдуллаев М. А. Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале ХХ

в. Издательство «Наука» Главная редакция восточной литературы. –М.: 1987

–324 с

18. Абдуррохман бни Мухаммад ‘Авзи аль Джузирийю. Китаб-уль-фикхи ‘алал

мазахиб-иль-арба’ати.-(арабский язык)(Книга о законодательстве по четырем

мазхабам) -Бейрут:-1996. 510 с.

19. Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. –М.: Юристъ. –1996. – 365

с.

20. Арутюнов С. Шариату на Северном Кавказе необходимо создать легальную

правовую нишу. //Итоги, 19 января 1999 года, № 3, с.14-16

21. Беспалов Ю., Судебная защита семейных прав и интересов ребенка.//

Российская юстиция, 1996, N 12

22. Беспалов Ю., Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка.//

Российская юстиция, 1997, N 7

23. Вагабов М. В., Вагабов Н. М. Ислам вопросы атеистического воспитания:

Учеб. Пособие. – М.: Высшая школа, 1988. – 272 с.

24. Вагабов М. В.. Ислам, женщина, семья.-Махачкала:Даг.кн.изд-во,1994.-

191с.

25. Грабовский Н. Ф. Свадьба в горских обществах Кабардинского округа.//

Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск 2 . Тифлис 1869. Репринтное

воспроизведение МНТПО «Адир» –М.: 1992.

26. Заболотский А. В. Проблемы регулирования рождаемости в Пакистане в

свете исламских норм семейных и общественных отношений. Ислам в странах

Ближнего и среднего Востока. Сборник статей/ под редакцией Ганковского Ю.

В. - М.: «Наука», 1982 г. - С 178 - 211.

27. Комментарии специалистов. Брачный договор. // -М.: Изд-во Юрид. лит.,

1999.-С.22

28. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. / Ответственный

редактор - Кузнецова И.М. –М.: Издательство БЕК. 1996 – 512 с.

29. Коран, перевод И. Ю. Крачковского, –М. 1986. – 715 c.

30. Коржаков И. Доказывание по делам о расторжении брака.// Российская

юстиция, 1997, N 10

31. Львов Н. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского

племени.// Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск 3. Тифлис. 1870.

Репринтное воспроизведение МНТПО «Адир» Москва 1992

32. Мавераннахра Бурхануддин Маргинани, Хидоя: Комментарии мусульманского

права. - Ташкент: Узбекистон.-1994.- 645 c.

33. Малушков В. Г., Хромова К. А.. Поиски путей реформации в Исламе: опыт

Ирана/АН СССР. Ин-т философии.–М.: Наука, –1991.- 125 c.

34. Мухаммад Али Аль-Хашими, Личность мусульманина. - М.: Российский фонд

«Ибрагим бин Абдулазиз Аль Ибрагим».-1997.-78 c.

35. Низамы Шамиля.// Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск 3 .

Тифлис. 1870. Репринтное воспроизведение МНТПО «Адир» М.: –1992.

36. Николаев М. Вопросы судебного порядка рассмотрения дел об установлении

усыновления (удочерения) детей.// Хозяйство и право, – 1997 –N 3, – 46-53

c.

37. Оразаев Г. М-Р. Источниковедение средневекового Дагестана. Сборник

статей. –Махачкала. –1986. – 174 c.

38. Османов М. З. Семейный быт народов Дагестана в ХIХ-ХХ вв. –Махачкала.

–1980 –119 с.

39. Памятники обычного права Дагестана // под ред. Даниялова Г-А.– М.:

Наука, –1985 – 275 c.

40. Паршуткин В, Львова Е. Особенности усыновления детей иностранцами. //

Российская Юстиция.– 1997. – №5 – С.45

41. Першиц А. И., Смирнова Я. С. Положение кавказской женщины по адатам,

христианским канонам и шариату. //Государство и право –1997, – № 9. – с.

102-107

42. Полонская Л. Р. Современные мусульманские идейные течения. Ислам:

проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сборник статей./ Под

редакцией Ионова А. И. -М.: Наука. -1985 г. - С 6 - 26.

43. Полянский П.Л Развитие понятия брака в истории советского семейного

права.// Вестник Московского университета, Серия 11 Право, – 1998, –N 2,

– 34-42.

44. Рамазанова С. К. Цовкра1. II половина ХIХ-ХХ вв. Историко-

этнографические очерки. –Махачкала: Юпитер, – 1998. – 248 с.

45. Саййид Муджтаба Рукни Мусави Лари. Западная цивилизация глазами

мусульманина. –Баку: – 1994. – с.160

46. Сорокин С., Конвенция ООН "О правах ребенка" //Российская юстиция, –

1999, – N 6, – 12-35 c.

47. Сюкияйнен Л. Р. Концепция халифата и современное государственно-

правовое развитие зарубежного Востока. Ислам: проблемы идеологии, права,

политики и экономики. Сборник статей./ Под редакцией Ионова А. И. -М.:

«Наука», – 1985 г. – С 139- 160.

48. Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура/Ин-т

государства и права РАН.-М.,–1997.– 44с.

49. Сюкияйнен Л.Р. Конституционные основы социально-политического строя

Народной Демократической Республики Йемен – Правоведение,– 1972, – №2 –

с.127-143

50. Фурман Д. Реформа ислама по Мохамеду Тахе и Ахмеду Ан-Наиму. –М.: –

1998 – 123 с.

51. E Чефранова Е. Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей.

// Человек и закон. – 1998.– №2.–С.12-17.

52. Чефранова Е. Правовое регулирование имущественных отношений супругов.//

Российская юстиция, –1996, –N 7, – 45-56 с.

53. E Чефранова Е. Судебный порядок расторжения брака.// Российская

юстиция. - №9.-1996.- 35-39 с.

54. Чефранова Е., Применение к семейным отношениям норм гражданского

законодательства. // Российская юстиция, –1996, –N 10, – 56-61 с.

55. Шабанов Ф. Ш., Алиев Р. Я. Некоторые положения ханифитской

юриспруденции. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики.

Сборник статей./ Под редакцией Ионова А. И. -М.: Наука, – 1985. - 160 –

172 с.

56. Гражданское дело № 2-235/96 по иску М. о расторжении брака и передачи

ей на воспитание сына // Архив Советского суда г. Махачкалы.

57. Гражданское дело № 2-345-97 по иску А. О расторжении брака и разделе

совместно нажитого имущества// Архив Советского суда г. Махачкалы.

58. Гражданское дело № 2-146/86 по иску М. О признании за ней права на Ѕ

часть частного домостроения. // Архив Советского суда г. Махачкалы.

-----------------------

1. Першиц А. И., Смирнова Я. С. Положение кавказской женщины по адатам,

христианским канонам и шариату. Журнал «Государство и право». 1997, № 9.

с. 102-107

[1] #G0Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда РФ 1961-93гг. -М.

: Юр. лит.-1994.-С. 165

[2] Гражданское дело № 2-146/86// Архив Советского суда г. Махачкалы.

[3] ‘Абдуррохман бни Мухаммад ‘Авзи аль Джузирийю. Китаб-уль-фикхи

‘алал мазахиб-иль-арба’ати.-(арабский язык)(Книга о законодательстве по

четырем мазхабам) -Бейрут:-1996.-С 173.

[4] Об актах гражданского состояния: Закон РФ №143-Ф3 от

15.11.97//Российская газета. –1997 – 20 ноября.

[5] Мухаммад Али Аль-Хашими, Личность мусульманина. - М.: Российский

фонд «Ибрагим бин Абдулазиз Аль Ибрагим».-1997.-С 78.

[6] Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. –М.: Юристъ. -1996.

–С. 145

[7] Мавераннахра Бурхануддин Маргинани, Хидоя: Комментарии

мусульманского права. - Ташкент: Узбекистон.-1994.-С 155.

[8] ‘Абдуррохман бни Мухаммад ‘Авзи аль Джузирийю. Указ. соч. - С. 46

[9] ‘Абдуррохман бни Мухаммад ‘Авзи аль Джузирийю. Указ. соч. - С. 46

[10] Шабанов Ф. Ш., Алиев Р. Я. Некоторые положения ханифитской

юриспруденции. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики.

Сборник статей./ Под редакцией Ионова А. И. -М.: Наука. -1985 г. - С 160

-172.

[11] Ан-Наим. На пути к исламской реформации. М. «Фонд А. Д.

Сахарова», 1997 – С. 16.

[12] Сюкияйнен Л. Р. Концепция халифата и современное государственно-

правовое развитие зарубежного Востока. Ислам: проблемы идеологии, права,

политики и экономики. Сборник статей./ Под редакцией Ионова А. И. -М.:

Наука. -1985 г. - С 139-160.

[13] Ан-Наим. Указ. соч. – С. 56.

[14] О судебной практике по делам о преступлениях, составляющих

пережитки местных обычаев //Сборник Постановлений Пленума Верховного суда

РСФСР 1961-93 г. - М.: Юр. лит.,-1994.-С 195.

[15] Парламентский вестник. -1999.-№11

[16] Выписка из протокола N 219 заседания Совета Государственной Думы

от 27 сентября 1999 г.

[17] Собрание законодательства РФ. –1997. -№50.

[18] Коран сура «Ан-Нисаи», аят 22

[19] ‘Абдуррохман бни Мухаммад ‘Авзи аль Джузирийю. Указ. соч., С.

224.

[20] Саййид Муджтаба Рукни Мусави Лари. Западная цивилизация глазами

мусульманина. –Баку: -1994. -с.160

[21] Коран, сура «аль-Маидат», аят 5.

[22] Полонская Л. Р. Современные мусульманские идейные течения. Ислам:

проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сборник статей./ Под

редакцией Ионова А. И. -М.: Наука. -1985 - С 6 - 26.

[23] Арутюнов С. Шариату на Северном Кавказе необходимо создать

легальную правовую нишу. // Итоги. – 1999. – №3.– С. 14-16.

[24] Вагабов М. В. Ислам, женщина, семья. – Махачкала: Даг. Кн. Изд-

во, 1994. – С. 141.

[25] Гражданское дело № 2-345-97 // Архив Советского суда г.

Махачкалы.

[26] Коран. Сура «Ан-Нисаи», 34

[27] Коран. Сура «Ан-Нисаи», аят 3.

[28] О применении судами законодательства при разрешении споров

связанных с воспитанием детей. Постановление Пленума Верховного Суда

Российской Федерации от 27.05.98 № 10// Российская газета, № 110, 10.06.98.

[29] Мухаммад Али Аль-Хашими. Указ. соч. – С. 79

[30] Першиц А. И., Смирнова Я. С. Положение кавказской женщины по

адатам, христианским канонам и шариату.//Государство и право.–1997,–№ 9.–

С. 102-107

[31] Мухаммад Али Аль-Хашими. Указ. соч. – С. 82

[32] Там же. – С.82

[33] Саййид Муджтаба Рукни Мусави Лари. Западная цивилизация глазами

мусульманина. –Баку: -1994. –С. 175

[34] Мавераннахра Бурхануддин Маргинани, Хидоя: Комментарии

мусульманского права. - Ташкент: Узбекистон.-1994.-С 235.

[35] Заболотский А. В. Проблемы регулирования рождаемости в Пакистане

в свете исламских норм семейных и общественных отношений. Ислам в странах

Ближнего и Среднего Востока. Сборник статей/ под редакцией Ганковского Ю.

В. – М.: Наука, 1982. – С 178-211.

[36] ‘Абдуррохман бни Мухаммад ‘Авзи аль Джузирийю. Китаб-уль-фикхи

‘алал мазахиб –иль - арба’ати. -Бейрут:-1996.-С 154.

[37] Комментарий к Семейному кодексу Российской

Федерации./Ответственный редактор – Кузнецова И. М. М.: Издательство БЕК,

1996. – С. 112.

[38] Коран. Сура «Аль Бакара» аят 228

[39] Коран. Сура «Ан-Нисаи», аят 35

[40] Сура Аль-Бакара аяты 226,227

[41] Мавераннахра Бурхануддин Маргинани. Указ. соч. – С. 155.

[42] Гражданское дело № 2-235/96 // Архив Советского суда г.

Махачкалы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.