рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Сделки с недвижимостью

субаренды земли заявление о регистрации должно исходить от всех участников

сделки. При регистрации сделок с арендными правами, которые не требуют

нотариального удостоверения, заявление о регистрации прав должны подавать

все стороны договора.

Правовой режим земельного участка является существенным условием

договора купли-продажи земли. При отчуждении или приобретении земельного

участка стороны не вправе изменить по своему желанию его целевое

назначение.

Договор аренды является договором, ограничивающим право

собственности на земельный участок в части пользования. Стороной по

договору аренды может выступать как собственник, так и несобственник

земельного участка, уполномоченный собственником заключать такие сделки.

Арендатором может выступать любое лицо, обладающее земельной

правоспособностью. По договору аренды также не может быть изменено целевое

назначение земельного участка.

Для регистрации договоров аренды земельных участков необходимо

представить следующие документы:

- заявление правообладателя о регистрации договора аренды земельного

участка;

- нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации

юридического лица, учредительных документов со всеми зарегистрированными

изменениями к ним. Указанные документы также могут быть заверены органами,

зарегистрировавшими субъектов в реестре юридических лиц;

- решение полномочного органа о назначении (избрании) руководителя

либо доверенность о предоставлении права подписи документов по вопросам

оформления земельных правоотношений иному лицу;

- доверенность представителей юридического лица на совершение действия

по регистрации договора и получение документа с отметкой о государственной

регистрации;

- документ, удостоверяющий личность представителя;

- распорядительный акт на землю (копия постановления или распоряжения

уполномоченного органа) либо решение комиссии по предоставлению земли;

- план земельного участка, заверенный органом земельного комитета;

- копию платежного поручения или квитанции об оплате государственной

регистрации;

- справку Госкомстата России о присвоении кодов.

Перечисленные документы землепользователь представляет в учреждение

юстиции на регистрацию после того, как регистрирующим органом оформлены

права на землю и заключен договор аренды.

Важно отметить, что договор аренды земельного участка подлежит

государственной регистрации независимо от срока, на который он заключен

(ст.609 ГК РФ).

В связи с этим возникает вопрос о необходимости “повторной”

регистрации договора, если договор заключен до вступления в силу Закона

№122-ФЗ или до создания учреждений юстиции на интересующей территории и

действует после 31 января 1998 г. В данном случае регистрация договора

аренды в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству (орган,

регистрировавший договоры аренды до создания учреждений юстиции) достаточна

и договор аренды признается действительным и заключенным.

Аналогичные документы представляются для регистрации иных прав на

землю и сделок с ней с учетом специфики и сущности регистрируемого права.

При регистрации договора субаренды земли следует учитывать

нормативные акты, устанавливающие обязательное получение согласия

арендодателя.

В Федеральном законе от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге

недвижимости)” (далее - Закон “Об ипотеке”) законодателем предусмотрен ряд

норм, регламентирующих основные положения государственной регистрации

ипотеки (залога недвижимого имущества).

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации

ипотеки, наиболее полно отражен в ст.20 Закона “Об ипотеке”. Несмотря на

то, что Законом № 122-ФЗ также установлен перечень необходимых для

регистрации документов, учреждения юстиции при регистрации ипотеки,

принимая документы на государственную регистрацию, руководствуются ст.20

Закона “Об ипотеке”, так как в данном случае он является специальным по

отношению к Закону “Об ипотеке”, а его нормы – приоритетными.

Таким образом, заявителю при регистрации залога земельного участка

необходимо представить в орган регистрации прав:

- заявление залогодателя;

- нотариально удостоверенный договор об ипотеке и его копию;

- документы, названные в договоре об ипотеке в качестве приложений;

- доказательства уплаты регистрационного сбора;

- документ, подтверждающий возникновение обеспеченного ипотекой

обязательства.

В результате государственной регистрации договоров аренды земли,

временного (срочного) безвозмездного пользования землей, субаренды земли,

иных сделок с арендными правами учреждение юстиции производит их

удостоверение посредством совершения специальной регистрационной надписи на

указанных договорах, представленных на регистрацию (ст.131 ГК РФ).

В соответствии со ст.567 ГК РФ обмен имущества, принадлежащего на

праве собственности, производится по договору мены (п.2 ст.567 ГК РФ). К

договору мены применяются статьи ГК РФ, регулирующие сделки купли-продажи.

Таким образом, переход права собственности на землю по договору мены

подлежит государственной регистрации.

Регистрация прав на вновь создаваемый объект.

Специальное правило для приобретения права собственности на вновь

создаваемое недвижимое имущество закреплено в ст.219 ГК РФ, согласно

которой право собственности на здания, сооружения и другое вновь

создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации,

возникает с момента такой регистрации.

Обязательность государственной регистрации сделок с недвижимым

имуществом и права собственности на него закреплены в ст.131 ГК РФ, а

необходимость регистрации права на вновь создаваемый объект – также в ст.25

Закона № 122-ФЗ.

Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество

возникает после государственной регистрации этого права, а не в момент

создания объекта.

Следует иметь в виду, что момент создания нового объекта

недвижимости, как правило, определяется моментом окончания строительства

объекта. В данном случае речь идет о создании объекта полностью в

соответствии с планами строительства и другой технической документацией.

Основанием для регистрации вновь создаваемого объекта являются

документы, подтверждающие факт его создания.

В соответствии с п.2 ст.25 Закона № 122-ФЗ государственная

регистрация права на вновь создаваемый объект недвижимого имущества

производится на основании документов, подтверждающих право пользования

земельным участком для создания объекта недвижимого имущества, в

установленных случаях – на основании проектно-сметной документации, а также

документов, содержащих описание объекта.

Право собственности на не завершенный строительством объект может

быть зарегистрировано только в случае окончания договора на строительство и

подписания акта приема-передачи вышеназванного объекта.

Для регистрации права на не завершенный строительством объект в

дополнение к основному перечню документов представляются следующие

документы:

- документ, подтверждающий отвод земельного участка под строительство

объекта (например, постановление главы муниципального образования о

выделении земельного участка под строительство), и/или план земельного

участка, выделенного под строительство, удостоверенный соответствующим

Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, или план земельного

участка, принадлежащий заказчику (застройщику) на праве собственности или

ином вещном праве;

- разрешение соответствующих органов исполнительной власти на

осуществление строительства на конкретном земельном участке, либо

выделенном для этих целей, либо принадлежащем заказчику (застройщику) на

вещном праве. Указанный документ необходим для исключения возможности

регистрации права на самовольную постройку.

- описание объекта, не завершенного строительством, изготовленное

уполномоченным органом технического учета;

- проектно-сметная документация. Указанный документ представляется

учреждению юстиции при появлении сомнений, что заявленный на регистрацию

объект является самовольной постройкой, поскольку разрешение выдано на

строительство другого объекта. Не лишним будет запрос в органы

Госархстройнадзора, поскольку решение вопроса о соответствии возведенного

объекта утвержденной проектно-сметной документации не должно входить в

компетенцию регистрирующих органов;

документы, подтверждающие отсутствие прав третьих лиц на не

завершенный строительством объект (инвестора, подрядчика и т.д.).

В ст.7 Закона о государственной регистрации закреплен один из

принципов государственной регистрации прав на недвижимость – открытость

сведений о регистрации.

В силу этого орган, осуществляющий государственную регистрацию прав

обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и

зарегистрированных правах (т.е. информацию из Единого реестра прав) любому

лицу (п. 4 ст. 131 ГК РФ, п. 1 ст. 7 Закона). В ст. 131 ГК РФ также

предусмотрено, что информация должна предоставляться в любом органе,

осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения

регистрации.

Условия получения указанной информации установлены в ст. 8 Закона.

Следует отметить, что использование сведений, содержащихся в Едином реестре

прав, способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным

интересам правообладателей, влечет ответственность, предусмотренную

законодательством РФ (п. 5 ст. 7 Закона). Неправомерное использование

полученных сведений может, например, привести к возникновению убытков у

правообладателя, которые нарушитель обязан будет возместить в полном объеме

на основании ст. 15 ГК РФ

Из положений Гражданского кодекса не ясно, какую именно информацию и

каким конкретно лицам предоставляет регистрирующий орган. Поэтому данную

норму можно рассматривать как принцип. Детализирует же данные положения

Закон о государственной регистрации (ст.7,8).

В соответствии с общим правилом, составившим ч.2 п.1 ст.7 Закона о

государственной регистрации, любое лицо может получить следующую

информацию:

- описание объекта недвижимости;

- зарегистрированные права на него;

- ограничения (обременения) прав.

Данная информация предоставляется в форме выписки из ЕГРП. Краткое

описание объекта недвижимости – это сведения о кадастровом и (или) условном

номере объекта, местонахождении (адресе), виде (названии) объекта, его

площади.

Сообщение сведений о зарегистрированных правах предполагает

предоставление информации об имени (наименовании) обладателя права, виде

права (собственности, хозяйственного ведения и т.п.), размера доли в праве

(если объект недвижимости принадлежит кому-либо на праве общей

собственности), дате регистрации. Хотя в реестре эти сведения даются в

достаточно детализированном виде, вряд ли нужно сообщать их в полном объеме

любому лицу.

Сведения об ограничениях (обременениях) включают в себя наименование

ограничения (обременения) (сервитут, ипотека и т.п.), сроки его действия,

сведения о лицах, в пользу которых ограничиваются права.

Порядок предоставления информации о государственной регистрации

довольно прост. Лицо, желающее получить ее, должно подать органу,

осуществляющему государственную регистрацию, заявление, содержащее

соответствующую просьбу, в письменной форме. При этом заявитель обязан

предъявить какой-либо документ, удостоверяющий личность, а если за

сведениями обращается юридическое лицо, то его представитель должен, кроме

того, предъявить документы, подтверждающие регистрацию юридического лица и

его полномочия. Наряду с названными документами для получения сведений о

государственной регистрации необходимо предоставить платежный документ

(квитанцию, платежное поручение из банка и т.п.), поскольку, как правило,

информация предоставляется на возмездных началах (ст.8 Закона о

государственной регистрации).

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, предоставляет

запрошенную информацию в течение пяти дней со дня подачи заявления.

Заявление считается поданным при условии соблюдения всех вышеперечисленных

условий (предъявления документа, удостоверяющего личность, подтверждающего

оплату и т.п.) В ином случае в приеме заявления может быть отказано.

Хотя в законе не указано оснований для отказа в предоставлении

информации о зарегистрированных правах, можно все-таки выделить ряд таких

оснований.

Так, отказать в предоставлении сведений о государственной регистрации

следует, если лицо запрашивает информацию, не подлежащую сообщению любому

лицу (например, если подано заявление о предоставлении обобщенных сведений

о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости). Отказ

должен также последовать на обращение малолетнего гражданина (не достигшего

14 лет) или гражданина, признанного недееспособным. В предоставлении

информации должно быть отказано, если достоверно известно, что заявитель

предполагает использовать ее способом или в форме, которые нанесут ущерб

правам и законным интересам правообладателя (п.5 ст.7 Закона о

государственной регистрации). Отказ должен последовать, если установлено,

что информация запрашивается исключительно с намерением причинить вред

другому лицу или в целях ограничения конкуренции и т.д. (ст.10 ГК РФ).

Также может быть отказано, если права на недвижимое имущество возникли до

вступления в силу Закона о государственной регистрации и государственная

регистрация таких прав не проводилась.[7]

По общему правилу запрещено предоставление сведений о содержании

правоустанавливающих документов (за исключением сведений об ограничениях

(обременениях)), обобщенных сведений о правах отдельного лица на имеющиеся

у него объекты недвижимости, а также выписок, содержащих сведения о

переходе прав на объект недвижимости. Исключение из этого правила

содержится в п.3 ст.7 Закона о государственной регистрации, в котором

говорится, что такая информация может быть предоставлена только самим

правообладателям, физическим и юридическим лицам, получившим доверенность

от правообладателя, руководителям органам местного самоуправления и

руководителям органов государственной власти субъектов РФ, налоговым

органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией, судам и

правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с

объектами недвижимости и (или) их правообладателями, а также лицам, имеющим

право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону.

Данный перечень является закрытым и исчерпывающим.

Следует обязательно отметить, что использование сведений, содержащихся

в ЕГРП, способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным

интересам правообладателей, влечет за собой ответственность в соответствии

с действующим законодательством.

1.6. Правовое значение государственной регистрации сделок с недвижимым

имуществом.

Здания, сооружения, земельные участки под ними, а также жилые (в том

числе квартиры) и нежилые помещения - это некоторые из тех объектов

гражданских прав, относительно которых применяется и действует Федеральный

закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на

недвижимое имущество и сделок с ним".

Как известно, в соответствии со ст.425 Гражданского кодекса РФ договор

вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его

заключения. Вместе с тем согласно п.3 ст.433 ГК РФ договор, подлежащий

государственной регистрации, считается заключенным с момента его

регистрации, если иное не установлено законом.

На первый взгляд все понятно - как только предметом договора выступает

недвижимое имущество в смысле ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997

года N 122-ФЗ, то такая сделка может быть признана совершенной (а значит, и

действительной) с момента ее государственной регистрации.

Однако анализ соответствующих норм Гражданского кодекса РФ говорит о

том, что не нужно путать понятия государственной регистрации самого

договора и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Гражданский кодекс РФ предусматривает обязательную государственную

регистрацию договора о продаже жилых помещений (ст.558) и договора купли-

продажи предприятия (ст.560). Кодекс не предусматривает обязательной

государственной регистрации сделок купли-продажи иных, кроме указанных,

видов недвижимого имущества. Регистрация перехода права собственности

(ст.551 Гражданского кодекса РФ) не означает регистрации самого договора

купли-продажи.

К примеру, по договору купли-продажи здания или сооружения

государственной регистрации подлежит переход права собственности к

покупателю (п.1 ст.551 Гражданского кодекса РФ); вместе с тем согласно п.2

ст.558 Гражданского кодекса РФ именно договор (а не переход права

собственности продажи жилого дома, квартиры (их части) (также являющегося

объектом недвижимости) подлежит государственной регистрации и считается

заключенным с момента такой регистрации.

Описанное отличие имеет важное практическое значение:

в первом случае, договор вступает в силу с момента придания волеизъявлению

сторон надлежащей формы, т.е. с момента подписания сторонами договора в

виде одного документа, содержащего все существенные условия (в данном

случае - это предмет договора и цена недвижимости);

в случае же с жильем до момента регистрации договора с точки зрения

гражданского права не существует.

Применительно к первой ситуации правовое значение государственной

регистрации проявляется, в частности, в следующем:

- если одна из сторон договора купли-продажи уклоняется от

государственной регистрации права собственности на недвижимость, суд вправе

по требованию другой стороны вынести решение о ее осуществлении;

- необоснованно уклоняющаяся от регистрации сторона должна возместить

другой стороне убытки, вызванные такой задержкой;

- в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения какой-либо из

сторон своих обязательств по договору потерпевшая сторона вправе

рассчитывать на защиту своих прав и законных интересов (вытекающих из

договора) вне зависимости от наличия или отсутствия факта государственной

регистрации перехода права собственности;

- до момента государственной регистрации перехода права собственности

на недвижимость покупатель не вправе совершать сделки по ее отчуждению.

1.7. Некоторые вопросы рассмотрения в судах дел по государственной

регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В Методическом центре по правовым проблемам государственной

регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним при Министерстве

юстиции РФ неоднократно поднимался вопрос об обобщении судебной практики

рассмотрения дел, касающихся государственной регистрации прав на недвижимое

имущество и сделок с ним, потому что вследствие отсутствия такого обобщения

ни заявители, ни суды зачастую не могут правильно определить предмет спора,

что влечет за собой принятие необоснованных решений и обжалование их в

вышестоящие судебные инстанции, а также решений, исполнение которых весьма

проблематично.

Кроме того, существует определенная сложность в рассмотрении

судами дел, связанных с регистрацией, в связи с тем, что многие положения

названного федерального Закона о регистрации, являющегося законом прямого

действия, изложены сжато, без уточнения механизма их реализации, а по

некоторым моментам явно противоречат действующему законодательству.

Основной ошибкой в определении предмета спора является

рассмотрение в судах исков о признании государственной регистрации

недействительной, в то время как фактически эти споры являются спорами о

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.