рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Роль женщины в российском обществе

все разрабатываемые проекты реформ социального обеспечения этого не

учитывают, напротив, активно игнорируют мысль о том, что рождение и

воспитание детей является самостоятельной сферой общественно-полезной

деятельности. Необходимо напомнить, что социальное страхование — основная

организационно-правовая форма социального обеспечения в нашей стране. И тут

открываются принципиальные возможности стимулирования работодателей к

использованию женского труда путем соответствующей организации системы

социального страхования.

7. ПРОФСОЮЗЫ И ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ПРАВ ЖЕНЩИН

Профессиональные союзы, как на Западе, так и в России, всегда

участвовали в решении «женского вопроса». Особо оговаривался вопрос о

продолжительности рабочего дня для женщин, подростков и детей. В традициях

профсоюзного движения было оказание, к примеру, юридической или медицинской

(оплата врача) помощи не только непосредственно члену профсоюза, но и

членам его семьи (жены, дети). Профсоюзы стремились улучшать условия труда

женщин, подростков и детей. Для этого они активно включались в работу

«женских съездов», «съездов фабрично-заводских врачей», «антиалкогольных

съездов», как это было в России в начале века.

Защита социально-трудовых прав женщин и по сей день остается в поле

зрения профессиональных союзов всех стран. Сегодня для России это весьма

актуальная проблема. К сожалению, сейчас женщина оказалась, пожалуй, самой

незащищенной категорией населения. Несмотря на то, что принципы равноправия

мужчин и женщин закреплены в Конституций РФ, КЗОТе, Законе «О занятости

населения» и других документах. В сфере труда объективно сохраняется

разделение на «мужские» и «женские» профессии и отрасли. Большая часть

женщин занята в ограниченном количестве профессий на сравнительно низком

должностном уровне. Женщины больше, чем мужчины, заняты ручным и

малоквалифицированном трудом, несправедливо много их работает на тяжелых

физических работах и на производстве с вредными условиями труда. Причем

уровень заработанной платы в традиционно «женских» отраслях значительно

ниже. Высок и удельный вес женщин среди безработных — 62% . Две трети

потеряли работу в результате высвобождения. В последние годы женщины

заметно вытесняются из финансовой сферы, где заработки существенно выше.

Несмотря на высокий уровень образования (из числа работающих имеют высшее

образование 19,6% женщин и 16,8% мужчин) — профессиональную карьеру делают

незначительное число женщин. Происходит рост травматизма на производстве.

Ежегодно травмы получают от 70 до 80 тысяч женщин-работниц*(4).

К сожалению, те права и гарантии, которые записаны в законах,

реализуются очень скверно. В итоге получается совсем неприглядная картина.

Сегодня работодатели часто нарушают трудовое законодательство

Профессиональным союзам, приходится иметь дело с настоящей дискриминацией»

с незаконным увольнением матерей-одиночек, женщин, находящихся в отпуске по

беременности и родам, а также по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.

Профсоюзы сегодня предлагают срочно разработать скоординированную

программу по выводу женщин из тяжелых, вредных и опасных условий труда. Они

требуют принять меры, которые позволят хотя бы уменьшить влияние вредных и

опасных факторов на здоровье женщин, обеспечить их индивидуальными

средствами защиты, постепенно заменять оборудование. Профсоюзы требуют и

изменения политики доходов. Учитывая, что большая часть женщин занята в

организациях, финансируемых за счет средств бюджета, они добиваются

законодательно поднять зарплату бюджетных организаций.

В Программе действий ФНПР до 2000 года, принятой III съездом ФНПР,

записано, что профсоюзы будут гарантом социального мира и, в частности, в

осуществлении профсоюзного контроля за реализацией федеральных и

региональных программ по защите семьи, женщин, молодежи и детей.

Наиболее эффективным в защите социально-трудовых прав женщин сегодня

остается социальное партнерство. Заключение соглашений на разных уровнях и

коллективных договоров всегда предусматривает и решение «женского вопроса».

В условиях правового беспредела российским профсоюзам очень важно

привести в соответствие наши правовые нормы в сфере труда с международными.

Это, с одной стороны, будет способствовать расширению профсоюзного

лоббирования, а с другой, даст возможность требовать от зарубежных

предпринимателей, работающих в России, соблюдать законы, регулирующие

трудовые отношения.

Именно поэтому Федерация Независимых Профсоюзов России активно

включилась в работу над программой подготовки и ратификации Российской

Федерацией «Европейской социальной хартии».

«Европейская социальная хартия» наряду с «Европейской конвенцией о

защите прав человека и основных свобод» является наиболее важным документом

Совета Европы в сфере обеспечения прав человека. И если Конвенция является

преимущественно инструментом защиты гражданских и политических прав, то

Хартия посвящена защите социальных прав, в т.ч. и женщин.

В «Европейскую социальную хартию», принятую еще в 1961 году, в 1996

году внесены дополнения. Сегодня очень важно, чтобы Россия, вошедшая в

Совет Европы, ее ратифицировала. Дополненная Хартия уже подписана девятью

государствами: Бельгией, Кипром, Данией, Финляндией, Францией, Грецией,

Италией, Португалией и Швецией. После того, как ее ратифицируют хотя бы три

государства, она вступает в силу, что ожидается в 1998 году*(4).

Среди прочих гарантий «Европейская социальная хартия» предусматривает

гарантии трудящимся женщинам, права матери и семьи, права детей. Статьи 4,

п.3,7, 8,16, 20, 27 предусматривают право женщин на справедливое

вознаграждение за труд равной ценности с мужчинами; право детей и молодежи

на специальную защиту от физических и моральных рисков; права работающих

«Солидарность», 1998, № I женщин на охрану материнства; специальную защиту

семьи; право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости

без дискриминации по признакам пола; право работников с семейными

обязанностями на равные возможности и на равное обращение.

Для профсоюзов очень важно, что в новую редакцию Хартии внесена статья

о том, что профсоюзное членство или участие в профсоюзной работе в

нерабочее время или с согласия предпринимателя в рабочее время не должно

составлять уважительные причины прекращения трудовых отношений (Ст. 24,

п.3).

8. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ ЖЕНЩИН В РОССИИ

Политические права женщин, закрепленные в международном и национальном

законодательстве, являются элементом общечеловеческих ценностей и идеалов,

механизм реализации которых в значительной степени затруднён тем, что в век

информатизации, политика остаётся ещё преимущественно сферой мужской

деятельности.

Согласно Конвенции о политических правах женщин 1953 г. женщины имеют

право без какой-либо дискриминации голосовать ни всех выборах наравне с

мужчинами, им предоставлено право быть избранными во все учреждения,

требующие публичных выборов, занимать должности на общественно-

государственной службе. Многие страны ратифицировали эту Конвенцию, в том

числе и СССР, однако женщины на планете занимают всего 14% управленческих

должностей, 6% постов в кабинетах министров, 11% мест в парламентах*(13).

Поэтому ст.1 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении

женщин 1979 г. понятие «дискриминация» в отношении женщин трактует как

любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое

направлено на ослабление или сводит на нет признание, использование или

осуществление женщинами прав и свобод, в том числе и политических.

Конституция Российской Федерации 1993 г. также закрепила не только

равенство прав и свобод мужчин и женщин, но и равные возможности их

реализации. Это указание не может истолковываться элементарно.

Общепризнанно социальное значение материнства и роль женщины в продолжении

рода, вследствие чего женщина нуждается в дополнительных гарантиях

равенства в сфере реализации не только социально-экономических, но и

политических прав. Провозглашенное в Конституции России равенство граждан

перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и

законных интересов вовсе не означает, что различные категории граждан имеют

равный правовой статус. В законодательстве имеется большое количество норм

и даже отдельных законов, посвященных особенностям правового статуса детей,

молодежи, женщин. Эти особенности, связанные с возрастом, полом касаются

различных, сфер общественных отношений, в том числе и политических.

Проблема реализации избирательных прав женщин в России была решена с

принятием Конституции РСФСР 1918 г.. В состав же 1 Съезда народных

депутатов СССР в 1988 году было избрано 15% женщин — вдвое меньше, чем до

демократических нововведений. Причём большая часть депутатов-женщин была

избрана от КПСС и других общественных объединений, на выборах в парламенты

союзных республик в 1990 году доля женщин-депутатов не превышала 5%.

Примерно на этом же уровне она держится и теперь, так в Республике Беларусь

депутаты-женщины в парламенте составляют 4,5% в то время, как в парламенте

Турции их 11%. Общеизвестно, что в скандинавских странах, где в парламентах

женщины-депутаты составляют порядка 40%, политика малоагрессивна и

конструктивна, приоритетами в ней являются защита прав человека и

социального благосостояния. Опыт этих стран показал, что женщины приходят

во власть, как правило, пройдя школу политических партий и иных

общественных движений, имея опыт работы с людьми. Так, в Голландии в каждой

политической партии, имеется 35% квота для женщин; программа «равных

возможностей» в США вынуждает из числа претендентов на различные должности

выбирать в первую очередь женщин*(13).

Нельзя согласиться с тем, что введение квот для устранения фактического

неравенства создаёт новое неравенство, поскольку «квотные» назначенцы

уступают уровне профессионализма тем, кто получил место в парламенте или

ином органе государства в результате свободной конкуренции. Так, подбор

«квотных» кандидатов депутаты в рамках партии или иного общественного

движения также характеризуется конкурентной борьбой.

Путь реализации политических прав женщин в России, как и в других

странах, лежит через создание женской политической партии, которая бы

представляла и защищала в парламенте интересы, прежде всего женщин-

избирательниц, которых на 9,5 млн. больше, чем мужчин, а среди пенсионеров,

которые более активны на выборах, — их больше в 2,5 раза. Так, движение

«Женщины России» — прототип политической партии, на выборах в

Государственную Думу в 1993г. получили 46 мандатов более 10% общего состава

депутатов Думы.

В законе о политических партиях и иных законодательных актах особое

внимание законодателя должен привлечь механизм реализации провозглашенных

Конституцией равных прав и свобод мужчин и женщин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По-моему, переход от одной системы общественных отношений к другой, как

это происходит в нашей стране, неизбежно влечет за собой изменения

законодательной базы, в том числе и в отношении прав и интересов женщин.

Прежде всего это касается конституционных норм. В ныне действующей

Конституции РФ осталась формулировка:

«Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их

реализации». В то время как в Конституции СССР была статья 35, которая не

только закрепляла равные права женщин и мужчин, но и гарантировала

осуществление этих прав. В совокупности конституционных гарантий выделялись

две группы гарантий. К первой из них относились те, которые обеспечивали

равноправие женщины как гражданки и трудящейся, т.е. равные с мужчинами

возможности в получении образования, профессиональной подготовки, в труде,

вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической

и культурной деятельности.

Ко второй группе гарантий относились конституционные установления,

учитывающие выполнение материнских функций и обеспечивающие возможности для

совмещения профессионального труда и семейно-бытовых обязанностей. В числе

этих гарантий были: специальные меры по охране труда и здоровья женщин,

создание условий, позволяющих сочетать труд с материнством.

Дополнительные гарантии равенства женщин содержались в ст.53 советской

Конституции были конкретизированы формы государственной заботы о семье —

создание и развитие широкой сети детских учреждений, организация и

совершенствование службы быта и общественного питания, а также различные

виды пособий и льгот.

Все это полностью соответствовало международным Конвенциям ООН. К

сожалению эффективного механизма контроля за их соблюдением разработано не

было.

Мне кажется, что сегодня Конституция РФ не содержит никаких гарантий

равенства прав женщин, а статья 38 п. 1 лишь сурово констатирует:

«Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Фраза эта

оставлена лишь потому, что та же самая Конституция признает верховенство

международных актов. Фактически же дело обстоит совсем наоборот: в бюджете

отсутствуют соответствующие статьи расхода, а при хроническом его дефиците

урезаются в первую очередь расходы на пособия по материнству и детству, не

говоря уже о том, что многие родовспомогательные и детские учреждения

закрыты из-за отсутствия бюджетного финансирования. В капиталистических

странах занятость женщин растет в связи с коренными изменениями условий

труда, расширением гибких форм занятости, сопровождается высокой степенью

индустриализации сферы быта, а также такими общераспространенными

явлениями, как рост цен, инфляция, необходимостью заработка.

В нашей стране причины высокой занятости женщин были связаны с

индустриализацией народного хозяйства, разрушениями Великой Отечественной

войной, экстенсивным развитием экономики в 60-е годы, созданием новых

рабочих мест с сохранением устаревших технологий, необходимостью еще одного

заработка в семье.

Вместе с тем интенсивное вовлечение женщин в общественное производство,

рост их образовательного уровня оказали существенное влияние на возможность

реализации личности в различных сферах, включая общественно-политическую.

Все это изменило их потребности, духовный мир, формы жизнедеятельности,

статус в обществе, нашло соответствующее отражение в правовых нормах и

правовой культуре. Однако на положении женщин негативно сказалось

отсутствие верховенства закона, а также принятие законодательных актов, не

подкрепленных материальным и финансовым обеспечением, например, решение

высвободить женщин с тяжелых работ не было подкреплено созданием рабочих

мест для них с благоприятными условиями труда.

Представленные в реферате главы преследуют одну, первостепенную задачу

— показать безответственное отношение нынешнего государства к главному

субъекту общественных отношений, к женщине. Древние давно сказали истину,

суть которой заключается в том, что желание увидеть стабильное государство

и общество требует взглянуть на отношение в них к женщине — матери,

воспитательнице.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СТАТЬИ

1. Балибалова Д.И. Актуальные проблемы социально-правовой защиты

женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

2. Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и

свобод граждан(теория и практика). – Спб., 1998.

3. Гоппе Э.Ю. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. –

СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

4. Григоян Э.Е. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин.

– СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

5. Зиновьев А.В. Энциклопедия правоведения для абитуриентов и

студентов юридических вузов.

Основы конституционного права. – СПб.: СКФ «Россия –Нева», 1996.

6. Келехсаева Г.Б. Актуальные проблемы социально-правовой защиты

женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

7. Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. СПб., 1909;

Общество и материнство. Петроград., 1916.

8. Корбут Я.В., Поленина С.В. Международные Конвенции и Декларации о

правах женщин и детей (Конвенции ООН о ликвидации всех форм

дискриминации в отношении женщин). – М., 1997.

9. Никифорова Н.Н. Актуальные проблемы социально-правовой защиты

женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

10. Пасешникова Л.А. Актуальные проблемы социально-правовой защиты

женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

11. Петражицкий Л.И. О равноправии женщин. СПб.,1907.С.7

12. Романенкова Г.М. Актуальные проблемы социально-правовой защиты

женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

13. Челышева О.В. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин.

– СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.

14. Хвостов В.М. О равноправии женщин. М., 1911. С.12

ДОКУМЕНТЫ

15. Венская декларация и программа действий.

16. Всеобщая декларация прав человека.

17. Кодекс Законов о Труде РФ.

18. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

19. Конвенция о политических правах женщин.

20. Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся

мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями.

21. Конституция РФ (1993).

22. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

23. Международный пакт о гражданских и политических правах.

24. Пекинская декларация.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.