рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Расторжение брака

Расторжение брака

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ПРОБЛЕМА 6

1.1 Историческое становление развода. 6

1.2 Динамика развода в Российской Федерации и в других государствах 10

1.3 Социальные и правовые причины разводов. 16

1.4 Отличие расторжения брака от признания брака недействительным. 20

1.5 Основания и порядок расторжения брака. 24

ГЛАВА 2. РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА В ОРГАНАХ ЗАГСА 31

2.1 Расторжение брака в органах ЗАГСа по заявлению обоих супругов. 31

2.2 Расторжение брака в органах ЗАГСа по заявлению одного из супругов. 35

ГЛАВА 3. РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ 38

3.1 Расторжение браков в судебном порядке при взаимном согласии супругов

на расторжение брака. 38

3.2 Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из

супругов на расторжение брака. 42

3.3 Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака.

45

ГЛАВА 4. Правовые последствия прекращения брака 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы. 56

ПРИЛОЖЕНИЕ 59

ВВЕДЕНИЕ

Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека,

общества и государства. Именно семья для каждого человека — неисчерпаемый

источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы

нравственности, духовности и терпимости. Здоровая, крепкая семья — залог

стабильности и процветания любого общества.

Семья — это та общественная структура, в которой прежде всего

происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье

первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его

социальные качества.

Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его

стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и

предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем:

преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе,

социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного

предпринимательства. Однако потенциал семьи реализуется неэффективно.

Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и

технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как

общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества.

Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим

элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая

ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих

нормативных актах. Одно из основных положений этих документов — укрепление

и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми

государствами национальной семейной политики.

Но острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает

тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся

депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, постарением

населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей,

инвалидизацией; продолжающееся падение уровня жизни большинства населения

России; рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности,

неуверенность в завтрашнем дне.

Все это не могло не сказаться и на основной структуре общества –

семьи. Развод (или прекращение брака) стал практически «дамокловым мечом»

почти над каждой семьей. В связи с этим стало появляться много вопросов,

нерешенных проблем в практической деятельности юристов, связанных с

прекращением брака; огромное количество проходящих процессов, появляющиеся

новые нюансы требуют систематизации знаний в этом разделе, новых решений,

которые позволили бы на новом, современном, уровне подойти к вопросу о

прекращении брака.

Целью дипломной работы являются систематизация, оценка, разработка

приоритетных направлений семейного права в области прекращения брака.

Состояния научной разработанности проблематики деятельности органов ЗАГС,

судов, в том числе в области вопросов прекращения брака и связанных с этим

неизбежно появляющиеся многочисленные затруднения, в настоящее время не

отвечают в полной мере практическим потребностям.

Представленная дипломная работа состоит из введения, четырех глав,

заключения, списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1. РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Историческое становление развода.

Принятие Русью христианства, ставшего официальной религией, заменившей

язычество, было важнейшим историческим событием. Христианство было взято из

Византии, чьей метрополией стала русская церковь. Поэтому в России были

введены византийские нормы брачно-семейного права. Главным сборником

законов стала Кормчая книга.[1] Брачно-семейными делами занималась, как и в

Византии, церковь. Хочется подчеркнуть, что русская церковь, вслед за

Византией, не отвергала участия государственной власти в решении некоторых

вопросов, относящихся к семейному праву.

Сложный путь утверждения христианских представлений о браке и

отношений, из них вытекающих, создал конфликт между церковью и подданными.

Строгая и довольно ограниченная система брачных отношений, включающая в

себя и основания для прекращения брака, вызывала резкое неприятие у

православных христиан. Требуемые церковью условия и порядок заключения

брака и прекращения супружества, принципы функционирования семьи часто

нарушались. Церковь отождествляла свои установления с верностью

христианству. Поэтому, создавалась ложная ситуация, когда церковь и миряне

боролись между собой не за христианские идеи, а за приоритет своих прав и

утверждение своей власти.

Церковь традиционно придерживалась взгляда на брак как на единобрачие.

Таким образом, с религиозной точки зрения не могло быть и вопроса о

прекращении брака и о разводе. Исповедуя этот взгляд на брак, церковь,

однако, не могла не считаться как с человеческими слабостями, так и со злой

волей людей. Проблемы брачно-семейных отношений в России, оставаясь в

некоторой стороне от внимания исследователей советского времени, не могли

влиять на изучение истории русского права. Но настоящие проблемы имеют

огромное значение; брачно-семейные нормы права являются своего рода

квинтэссенцией политических, экономических, правовых институтов. Их внешняя

несвязанность с политическими и экономическими задачами общества на самом

деле фокусирует многие ключевые проблемы русского феодального общества.

По сложившемуся к XIX в. в России брачному законодательству брак

прекращался со смертью одного из супругов и оставшийся в живых мог вступить

при отсутствии препятствий в новый брак. Случаи, в которых происходило

расторжение брака, можно разделить на 2 категории: а) если один из супругов

приговаривался к наказанию, связанному с лишением всех сословных прав, то

брак расторгался по просьбе другого супруга. Но брак считался

прекратившимся лишь после согласия на его расторжение другого супруга и по

решению епархиального суда о расторжении брака. В случае безвестного

отсутствия в течение 5 лет (этот срок был установлен по закону) покинутый

супруг мог подать просьбу о расторжении брака; б) дела о разводе по искам

одной из сторон. Эти дела представляли собой случаи о расторжении браков по

неспособности одного из супругов к брачной жизни и об оскорблении одним из

супругов "чистоты брака прелюбодеянием". По искам о расторжении по

неспособности браки расторгались не ранее трех лет, при этом должна была

быть доказана добрачная физическая неспособность одного из супругов. По

искам о расторжении браков по прелюбодеяниям доказательствами,

подтверждавшими факты прелюбодеяний, признавались показания очевидцев-

свидетелей, факты рождения детей вне законного союза, а также совокупность

всех улик, устанавливавших наличие преступления. Браки православных с

иноверцами по искам супругов расторгались только по решению епархиального

суда и с утверждением Св. Синода. Дела о расторжении браков, совершенных по

обрядам инославных исповеданий, в случаях присоединения впоследствии одного

из супругов к православию, были подсудны духовному суду православной церкви

(с 1887 г.).[2]

Проблема прекращения брака являлась одной из центральных в русском

семейном праве. Ее особое место мы видим в том, что семейные узы

представляли собой вид угнетения. Заключая брак в раннем возрасте, часто по

выбору и совету родителей, молодые люди не отдавали себе отчета в том,

какие могут быть последствия. Ограниченные поводы к разводу, сложная и

дорогостоящая процедура разводного процесса не позволяли супругам

развестись даже при невозможности совместного проживания. Церковь всегда

отрицательно относилась к расторжению брака и не желала совершенствовать

эту область семейного права. Светское законодательство не вмешивалось в

компетенцию церковной власти, за исключением указа Петра I, который ввел

новый повод к разводу — вечная ссылка супругов. Екатерина II преобразовала

этот повод в вид прекращения брака смертью. Этим светское законодательство

ограничилось и так же, как и церковь, не стремилось расширять число поводов

к разводу.

Развод возник вместе с браком как его антитеза. Были эпохи, когда

развод был сравнительно прост и зависил от воли самих супругов. Значительно

чаще расторжение брака решалось супругами с большим трудом. В некоторых

странах развод вообще запрещен, в других процедура развода обусловлена

целым рядом достаточно сложных формальностей, которые делают развод дорогим

и длительным.

Оказывается, в разных странах люди разводятся по-разному, как,

впрочем, и женятся. Конечно, лучше вообще не знать, что такое развод. Но

увы, они довольно часты.

В Японии поводом для развода может послужить жалоба мужа на то, что

его жена спит в некрасивой позе.

Абориген Австралии становится холостяком, если скажет своей жене

единственное слово: «Уходи!» Женщина же, чтобы получить развод, должна

иметь веские доказательства того, что ее муж неисправимый Дон Жуан.

В Италии до сих пор муж вправе требовать развода, если жена заставляет

его мыть посуду или делать другую домашнюю работу.

У шиитов, живущих в Ираке, и сегодня существует два вида разводов:

окончательный и развод, который… можно взять обратно, — если в течение года

супруги помирятся. Но по истечении этого срока развод считается

окончательным, к тому же муж должен выплатить жене определенную сумму.

У мальгашей, коренных жителей Мадагаскара, существуют временные

разводы. Развод берется, если муж уезжает в длительную командировку. А

когда он возвращается, происходит торжественное возобновление брака.

Любопытно, что ни один из супругов не должен интересоваться тем, что

происходило во время разлуки.

В Древнем Китае муж имел право изгнать жену за измену, непослушание,

сплетни, ревность.

В Англии развод не разрешается, если его требуют сразу оба супруга —

по здешнему законодательству только один из супругов может возбудить дело о

разводе.[3]

Государство и общество вполне обоснованно рассматривают развод как

явление негативное, отрицательное, и заинтересованы в стабильности семейных

отношений. В условиях здорового стабильного брака более успешно решается

проблема воспитания детей, совершенствуются личностные взаимоотношения

самих супругов.

Прекращение брака в энциклопедической литературе расценивается как

прекращение личных и имущественных правоотношений супругами.[4] В теории

семейного права под прекращением брака понимается обусловленное

наступлением определенных фактов прекращение правоотношений, возникших

между супругами из юридического оформленного брака. К юридическим фактам,

прекращающим брак, согласно ст. 16 СК РФ, относится следующие

обстоятельства:

А) смерть супруга;

Б) объявление судом одного из супругом умершим;

В случае смерти супруга или объявлении одного из супругов умершим, не

требуется какое-либо специальное оформление прекращения брака. В таких

случаях брак считается прекращенным с момента смерти супруга или с момента

вступления в законную силу решения суда об объявлении супруга умершим.

Единственным документом, подтверждающим прекращение брака вследствие смерти

супруга, является свидетельство о его смерти, выданное органом ЗАГСа (ст.

68 Закона об актах гражданского состояния).[5] Порядок и условия объявления

гражданина умершим установлен в Гражданском кодексе.

При жизни обоих супругов брак может быть прекращен путем его

расторжения (развода). Супружеские отношения прекращаются на будущее время

(за некоторыми исключениями) с соответственными правовыми последствиями для

обоих супругов. Термин "расторжение брака" и "развод" рассматривается в

теории семейного права и применяются в правоприменительной практике органов

ЗАГСа и судов как синонимы. Эти термины употребляются как синонимы и в

законе (ст. 24 СК РФ). В дореволюционном семейном праве давалось

определение разводу как "прекращение законно существовавшего брака по

указанным в законе причинам". В современной научной литературе под

расторжением брака понимается, как правило, прекращение брака при жизни

супругов или юридический акт, прекращающий правовые отношения между

супругами на будущее время (за некоторыми изъятиями, предусмотренными в

законе).

Расторжение брака отличается от признания брака недействительным тем,

что при разводе брак прекращается на будущее время, в то время как

признание брака недействительным обладает обратной силой и прекращает

правовые последствия брака с момента его заключения.

1.2 Динамика развода в Российской Федерации и в других государствах

Изучение специальной литературы позволяет увидеть, что, вопреки

распространенному мнению, развод практически всегда допускался почти во

всем мире. Однако вплоть до начала XX в. и общественное мнение, и законы

разрешали разводы только в случаях явного нежелания или физической

неспособности одного из супругов соблюдать элементарные правила семейной

жизни, т.е. иметь и воспитывать детей, содержать семью, вести домашнее

хозяйство, хранить супружескую верность и т.п.

В разных странах и в разные эпохи перечни законных оснований для

развода были различные. Но во всех случаях это были только объективные

причины. Если бы разводы не допускались вообще, нельзя было бы заставить

людей, не склонных соблюдать правила семейной жизни, им подчиняться.

Напротив, они могли бы пользоваться всеми преимуществами брака, ничего не

давая взамен своим супругам, которые оказались бы в безвыходном положении.

Даже в самых традиционных обществах в определенных ситуациях законы давали

право невиновному и здоровому супругу на развод с человеком, либо не

желающим соблюдать эти правила, либо неспособным выполнять их по состоянию

здоровья, и на вступление в новый брак с другим, более подходящим

партнером. При этом виновный (но не больной) супруг подвергался

определенным санкциям: например, лишению на долгий срок или даже пожизненно

права на другой брак, уплате невиновному супругу, а дети и спорное

имущество передавались последнему.

Следует отметить, что традиционные общества, как правило, очень

негативно относились к разводам, вызванным чисто субъективными причинами,

например тем, что один из супругов просто разлюбил другого, хотя тот не

нарушал никаких элементарных правил семейной жизни. Особенно негативной

была реакция закона и общественного мнения, если на такие причины ссылалась

жена. В подобных случаях развод либо вообще не разрешался, либо к его

инициатору применялись вышеупомянутые санкции.

Отношение консервативного общества к разводу способствовало укреплению

брака как социального института, хотя и не всегда могло предотвратить

случаи распада конкретных семей. Уровень разводимости был очень низким,

измерялся долями процента, максимум несколькими процентами от общего числа

браков. В частности, в Российской империи, законы которой о разводе в 1913

г. в общем соответствовали вышеописанной схеме, число разводов составляло

лишь 0,4% от числа заключенных браков.[6] (В современной же России разводом

заканчивается более половины браков). Понятно, что в сохранившихся браках

супруги отнюдь не всегда были удовлетворены своей семейной жизнью. Но и в

наше время число неблагополучных полных семей вряд ли меньше. При

традиционном взгляде на брак такая неудовлетворенность семейной жизнью не

признавалась достаточным основанием для развода: интерес семьи как целого

стоял выше интересов ее членов, а общественный интерес — выше семейного.

Изменения законов о разводе, которые произошли в нашей стране в

советский период (в 1918, 1926, 1936, 1944, 1955, 1965, 1968 гг.), а также

во многих европейских государствах главным образом после второй мировой

войны, сводились в основном к отказу от признанных кодексами перечней

вольных или невольных нарушений правил семейной жизни одним из супругов как

оснований для расторжения брака по требованию другого супруга и от

применения санкций к виновной стороне.[7] Вместо этого достаточным

основанием для развода стало считаться либо само по себе раздельное

проживание супругов (независимо от его причин) в течение определенного

времени, либо просто категорическое требование одного из супругов

расторгнуть брак, даже если другой супруг не соглашался на развод и не

нарушал никаких правил семейной жизни. Такие понятия, как "сторона,

виновная в разводе" и "санкции по отношению к виновнику развода", вообще

исчезли из юридического лексикона многих стран. Если традиционное

законодательство исходило из интересов общества, желающего сохранить

максимальное число семей, и из интересов самих семей, то в современных

законах восторжествовал принцип приоритетности эгоистических интересов

индивидов, которые часто строят свое личное счастье (причем сплошь и рядом

мнимое и недолговечное) на несчастье своих покинутых супругов и детей.

Последствия подобных изменений правовых и моральных норм очевидны. Это

— многократный рост уровня разводимости, который и в России и почти во всех

европейских гранах измеряется уже 25—45 и более процентами от общего числа

заключенных браков, и далеко не полная компенсация разводов повторными

браками, и высокий удельный вес неполных семей и детей, воспитывающихся без

одного из родителей, и трудности, которые эти дети испытывают в процессе

социализации, и их непропорционально большой вклад в преступность

несовершеннолетних. Кроме того, высокий уровень разводимости в обществе

влияет и на нераспавшиеся, даже на вполне благополучные семьи. Во многих из

них супруги осознают потенциальную возможность развода. Они видят, как

многие их знакомые, которые соблюдали все правила семейной жизни:

заботились о своих семьях, не пьянствовали, не бездельничали, не нарушали

супружеской верности, оказываются брошенными своими мужьями или женами, а

нередко еще и теряют жилье, имущество и лишаются возможности общаться со

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.