рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовые вопросы приватизации государственной и муниципальной собственности РФ

разработке необходимо учесть все возможности, связанные с приватизацией.

Прежде всего а плане должен быть определен способ приватизации и

установлены сроки ее осуществления, определены начальная цена предприятия,

величина уставного капитала акционерного общества или товарищества,

рекомендуемая форма платежа (расчетов). В состав плана может также входить

проект реорганизации приватизиркемого предприятия (выделение его из состава

подразделения для создания самостоятельного предприятия и др.)

В случае принятия плана приватизации предприятие включается

соответствующим комитетом в план-график конкурсов, аукционов,

акционирования. Технологическая схема процесса приватизации приведена ниже.

Важным моментом является подготовка предприятия к приватизации, которая

включает проведение инвентаризации производственных и непроизводственных

фондов, реорганизацию предприятия, включая выделение его подразделений в

самостоятельные.

В обязательном порядке определяются состав и направления использования

объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе приватизируемого

предприятия.

Далее комиссией по приватизации определяются начальная цена для

продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) и величина уставного капитала

акционерного общества.

Обязательно должна быть сделана информация о предполагаемой продаже в

специальных бюллетенях фондов имущества не позднее чем за месяц до даты

проведения конкурса (аукциона) или выпуска акций в свободную продажу. При

приватизации объектов муниципальной собственности комитетом может

устанавливаться более короткий срок, но не более двух недель.

Публикация должна быть осуществлена по определенной форме с сообщением

конкретных сведений о приватизируемых объектах. Обязательному опубликованию

подлежат следующие сведения: площадь земельного участка и характеристика

расположенных на нем строений, условия их аренды или продажи; наличие

принадлежащих предприятию долей (паев, акций) в капитале других

предприятий; нематериальные ценности (патенты, торговые марки и др.);

обязательства предприятия за последний год; укрупненная номенклатура

выпускаемой продукции, среднесписочная численность. Госкомимущество России

определяет форму предоставления сведений и перечень дополнительных данных.

Перечень подготовительных работ к приватизации приведен в Приложении

1.

При продаже предприятия по конкурсу от покупателей требуется

выполнение определенных условий. Право собственности передается тому

покупателю, предложения которого наилучшим образом соответствуют критериям,

установленным продавцом.

Довольно широкое применение приобрела продажа предприятий или активов

на аукционе. С аукциона продаются государственные и муниципальные

предприятия, активы ликвидируемых предприятий. В этом случае от покупателей

не требуется выполненения каких-либо условий. Здесь право собственности

предоставляется покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

При продаже акций акционерных обществ открытого типа, созданных путем

преобразования государственных (муниципальных) предприятий, в том числе

преобразованных акционерных обществ закрытого типа, по предложеню трудового

коллектива примекняется один из следующих вариантов.

Первый вариант предусматривает бесплатное поручение трудовым

коллективом 25% акций без права голоса, но не более двадцати минимальных

разъемов законодательно установленного месячного уровня оплаты труда в

расчете на одного работника предприятия, и приобретение обыкновенных акций

до 10% величины уставного капитала со скидкой 30% от их номинальной

стоимости с предоставлением рассрочки на три года, но на сумму не более

шести минимальных окладов в расчете на одного работника. При этом величина

первоначального взноса не может быть менее 15% номинальной стоимости акций.

Кроме того, должностным лицам администрации приватизируемого предприятия

(руководителю, его заместителям, главному инженеру, главному бухгалтеру) на

условиях заключенных с ними контрактом предоставляется право (опцион) на

приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости, составляющих в

общей сумме на всех указанных лиц 5% от величины уставного капитала, но не

более 2000 установленных законом минимальных размеров месячных оплат труда

в расчете на одного сотрудника.

Второй вариант предусматривает получение трудовым коллективом

приватизируемого предприятия по закрытой подписке обыкновенных (голосующих)

акций — 51% от величины уставного фонда. В этом случае безвозмездная

передача акций и их продажа на льготных условиях не осуществляются. При

преобразовании предприятий в акционерные общества открытого типа по данному

варианту комитеты по управлению имуществом по предложению администрации

приватизируемого предприятия с согласия трудового коллектива могут

предоставлять персонально работникам предприятий, входящих в единый

технологический комплекс с приватизируемым предприятием, право участия в

закрытой подписке на акции, проводимой среди работников приватизируемого

предприятия. Под закрытой подпиской понимается продажа обыкновенных акций

работникам предприятий и иным лицам, приравненным к ним в соответствии с

законодательством о приватизации, на льготных условиях согласно

Государственной программе приватизации. Началом закрытой подписки считается

помещение объявления о ее проведении в печатном публичном издании.

Закрытая подписка проводится рабочей комиссией по приватизации

предприятия в срок не позднее 10 дней с момента регистрации акционерного

общества по определенной утвержденной форме. На специальном бланке работник

указывает, какое количество акций он желает приобрести. Заявка подается в

запечатанном конверте. При закрытой подписке максимальное количество акций

составляет 51%, но не менее 5% от вели чины уставного капитала акционерного

общества. Если при подписке сумма окажется большей, то по специальной

формуле эта сумма для всех уменьшается. Однако в любом случае тот, кто

подписался по закрытой подписке на большое количество акций, и получит их

больше.

Работник, внесший не ниже 15% от общей номинальной стоимости акций

(варианты 1 и 3) на которые он подписался, или полностью оплативший

стоимость акций (вариант 2), попадает в реестр акционеров.

Третий вариант предусматривает, что группа работников предприятия

берет на себя ответственность за выполнение плана приватизации, недопущение

его банкротства и получает согласие общего собрания трудового коллектива на

заключение соответствующего договора. Срок договора не может быть более

одного года, без права продления.

Членам этой группы по истечении года и выполнении условий договора

предоставляется право (опцион) на приобретение 20% уставного капитала в

виде обыкновенных акций предприятия по их номинальной стоимости. При

невыполнении условий договора право утрачивается и акции поступают в

установленном порядке.

На период действия договора группе передается право на голосование 20%

голосующих акций, принадлежащих соответствующему фонду имущества. В

договоре оговариваются обязательства сторон и материальная ответственность.

Группа вносит залог на сумму не менее 200 становленных законом минимальных

размеров месячной оплаты труда в расчете на каждого члена группы.

При данном варианте всем работникам предприятия, включая членов

группы, продаются обыкновенные акции, составляющие 20% величины уставного

капитала, но на сумму не более 20 установленных законом минимальных

размеров месячной лплаты труда в расчете на одного работника, со скидкой

30% от их номинальной стоимости и с предоставлением рассрочеи на три года.

При этом величина первоначального взноса не может быть менее 15%

номинальной стоимости акций.

Этот вариант может применяться только на предприятиях с численностью

работников более 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов от 1

до 50 млн. руб. (по состоянию на 01.01.92 г.). Решение о выборе одного из

двух последних вариантов (второго или третьего) принимается общим собранием

(конференцией) трудового коллектива либо удостоверяется подписными листами

его членов большинством голосов, но не менее двух третей от общего числа

работников предприятия. При отсутствии указанного решения применяется один

из первых вариантов (первый или второй).

Расчеты и практика показывают, что первый вариант надо выбирать в тех

случаях, когда предприятие находится в тяжелом финансово-хозяйственном

положении. Если предприятие работает хорошо, получает нормальную прибыль,

то лучше принимать второй вариант. При этом предприятие получает больше

реальных прав с учетом наличия основного пакета акций (51%).

Во всех вариантах 10% средств, поступивших от продажи акций (за

исключением акций, продаваемых членам трудового коллектива приватизируемого

предприятия), зачисляется на личные лицевые счета приватизации.

Все государственные и муниципальные предприятия по их отношению к

способам приватизации делятся на три группы:

1) предприятия со среднесписочной численносью более тысячи человек и

стоимостью фондов более 50 млн.руб. (балансовая стоимость основных фондов

определяется по состоянию на 01.01.92 г.) преобразуются в открытые

акционерные общества;

2) мелкие предприятия со среднесписочной численностью до 200 человек и

балансовой стоимостью менее 1 млн.руб. подлежат продаже на аукционах,

конкурсах или прямой продаже;

3) остальные предприятия могут быть приватизированы любым из

установленных программой способы.

В Государтвенной программе предусматриваются различные способы

приватизации: продажа акций открытых акционерных обществ; продажа

предприятий на аукционах, на коммерческом конкурсе (в том числе и с

ограничением числа его участников), на инвестиционных торгах; продажа

имущества (активов) ликвидируемых предприятий; выкуп аредного имущества.

Конкретный способ приватизации определяется соответствующим комитетом по

управлению имуществом по результатам работы комиссии и с учетом мнения

трудового коллектива предприятия.

3.2 Акционирование государственной и муниципальной собственности.

Акционерные общества.

Одним из основных направлений ускоренной приватизации является

акционирование, те преобразование государственных и муниципальных

предприятий в открытые акционерные общества. Необходимо подчеркнуть, что

при преобразовании государственных и муниципальных предприятий не

допускается создание акционерных обществ закрытого типа, в том числе

холдинговых компаний на основе концернов, союзов, ассоциаций, в состав

которых входят государственные предприятия. Решения о преобразовании

предприятия в акционерные общества принимаются территориальными агенствами

Государственного комитета Российской Федерации по управлению

государственным имуществом или соответствующими комитетами по управлению

имуществом.

Решения принимаются на основании государственной, республиканской или

местной программы приватизации, рассмотренной заявки на приватизацию,

собственной инициативы вышеназванных органов, решений правительства

Российской Федерации, отраслевых программ приватизации, утвержденных

правительством, и решений других органов государственной власти в

соответствии с действующим законодательством.

Подготовка преобразования государственного или муниципального

предприятия в акционерное общество осуществляется комиссией по

приватизации. Учредителем акционерного общества выступает исключительно

соответствующий комитет, территориальное агенство.

Принят следующий порядок преобразования предприятия в акционерное

общество. Учредитель (комитет, территориальное агенство) представляет в

орган государственной регистрации следующие документы: решение комитета

(территориального агенства) о создании открытого акционерного общества,

заявку на регистрацию, устав акционерного общества. Установлен

двухнедельный срок на регистрацию со дня подачи заявки. Регистрационый сбор

и иные платежи, как отмечалось ранее, не взимается по всем актам и сделкам

приватизации. Государственное или муниципальное предприятие считается

преобразованным в акционерное общество со дня его регистрации, а его

имущество переданным на баланс акционерного общества, которое выходит из

подчинения вышестоящего территориального отраслевого органа управления.

Схема приватизации государственных и муниципальных предприятий через

акционирование приведена в Приложении 2.

На баланс акционерного общества передаются имущество предприятия,

перечисленное ранее и составляющее уставной капитал общества, а также

государственное, муниципальное имущество предприятия, переданное комитетом

акционерному обществу по договору.

В уставной капитал акционерного общества не включается следущее

имущество, передаваемое ему по договору:

объекты, для которых установлен законодательством особый режим

приватизации;

объекты социально-бытового и культурного назначения и другие объекты,

по которым было принято решение сохранить их в государственной или

муниципальной собственности.

Размер уставного капитала акционерного общества определяется комиссией

по приватизации; при этом в момент учреждения этого общества он должен

состоять из оговоренного числа обыкновенных и привилегированных акций с

одинаковой номинальной стоимостью.

Обыкновенная акция - ценная бумага, дающая право в один голос при

решении вопросов на собрании акционеров и участвовать в распределении

чистой прибыли после пополнения резервов и выплаты дивидендов по

привилегированным акциям.

Привилегированная акция - ценная бумага, обеспечивающая фиксированный

при ее выплате дивиденд и преимущество при распределении прибыли и

ликвидации общества; привилегированная акция не дает права голоса.

В уставе акционерного общества в обязательном порядке определяются

общая стоимость и количество безвозмездно передаваемых работникам

предприятия акций, которые являются именными привилегированными, не дающими

права голоса.

После документального завершения преобразования государственного или

муниципального предприятия в акционерное общество комитет передает права

учредителю и пакет акций общества в соответствующий фонд имущества, который

осуществляет полномочия собственника на общих собраниях акционеров и несет

ответственность за деятельность акционерного общества в пределах его доли в

уставном капитале. К осуществлению полномочий собственника на общих

собраниях акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых закреплены

за государством, по решению правительства Российской Федерации могут

привлекаться представители соответствующих министерств и комитетов России.

Первое собрание акционеров проводится не позднее чем через 12 месяцев

со дня регистрации. На этом собрании формируются органы управления

обществом. До этого функции исполнительной дирекции акционерного общества

исполняют ранее назначенные руководители, а функции совета директоров

общества — фонд ( комитет ) .

В течение месяца после регистрации общества трудовой коллектив

приватизированного предриятия обязан принять решение о единовременном

распределении привилегированных акций работникам предприятия, включая

бывших работников (пенсионеров или лиц, имеющих право вернуться на данное

предприятие). Этьи акции передаются перечисленным лицам безвозмездно.

Решение принимается на общем собрании (конференции) трудового коллектива

простым большинством голосов от общего числа работников предприятия.

Соответствующий фонд государственного имущества или комитет утверждает этот

список. Право собственности акционеров на эти акции возникает с момента

внесения этих лиц в реестер акционеров. Акционеру по его требованию

выдается сертификат на принадлежащие ему акции.

Фонд (комитет) осуществляет продажу принадлежащих ему акций в

установленном порядке. Из числа тех акций любого акционерного общества,

которыми владеет фонд право голоса могут иметь не более 20% от общего числа

акций каждого общества, остальные принадлежащие фонду акции, независимо от

их количества и номинального статуса, являются привилеггированными с

фиксированным дивидендом (в размере учетной ставки банковского процента).

При пролаже этих акций их номинальный статус восстанавливается.

Продажа акций регистрируется путем внесения в реестр акционеров

соответствующих изменений.

Акционерное общество становится правоприемником прав и обязанностей

приватизированного предприятия.

В условиях господства государственной собственности акционирование

является одним из основных направлений приватизации, позволяет дать

предприятиям рыночную организационно-правовую форму, не меняя формы

собственности. Акционерная форма в наших условиях является наиболее

понятной народу, а потому предпочтительной, позволяющей охватить

приватизацией практически все предприятия независимо от их ведомственной

подчиненности. Акционерная форма собственности сочетает в себе полную

свободу предпринимательства с жесткими ограничительными условиями.

Образованные таким путем акционерные общества в своей деятельности до

последнего времени руководствовались “Временным положением о преобразовании

государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные

общества” (Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. № 66),

“Положением об акционерных обществах”, утвержденным Правительством России

от 25 декабря 1990 г. № 601, “Типовым уставом акционерного общества

открытого типа”, утвержденным Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721.

1 января 1996 г. вступил в силу Федеральный закон “Об акционерных

обществах”. Новый документ распространяет свое влияние на все акционерные

общества Российской Федерации как действующие, так и вновь создаваемые. Для

них он является своеобразной азбукой, которая от “А” до “Я” регламентирует

весь их образ жизни и деятельности.

Рассмотрим основные принципы деятельности акционерного общества. В

соответствии с названным выше Законом акционерным обществом является

коммерческая организация, созданная на основе добровольного соглашения

юридических и физических лиц (в том числе иностранных), объединивших свои

средства путем выпуска акций, и имеющая целью удовлетворение общественных

потребностей и извлечение прибыли. Общество может создаваться во всех

отраслях народного хощяйства и осуществлять любые виды хозяйственной

деятельности, не запрещенные законом. Общества создаются без ограничения

срока деятельности, если иное не оговорено в их уставе. Общество является

юридическим лицом и обладает полной хозяйственной самостоятельностью,

включая определенние форм управления, принятие производственных решений,

сбыт продукции, установление цен и оплаты труда, распределение чистой

прибыли. Акционеры отвечают по обязательствам общества в пределах личного

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.