рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовой порядок реорганизации колхозов

Правовой порядок реорганизации колхозов

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ.

Курсовая работа по аграрному праву

ПРАВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ

КОЛХОЗОВ И СОВХОЗОВ И

ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ.

Студента 4-й группы 3-го курса

МЗФ МГЮА

Шаповалова Павла Васильевича.

ул. Москворечье

д.19/1, к. 128.

Москва 1998.

Правовое регулирование реорганизации колхозов и совхозов и земель

сельскохозяйственного назначения .

Законодательные и иные правовые акты, регулирующие основные направления

аграрной реформы и приватизации земель сельскохозяйственного назначения.

Процессуальный порядок преобразования колхозов и совхозов в новые

организационно-правовые формы.

Право собственности работников сельскохозяйственных организаций на

имущественный пай и земельную долю.

Распорядительные полномочия собственников имущественных паев и земельных

долей, правила совершения сделок с ними.

Основные направления дальнейшего развития аграрной и земельной реформы.

Задача.

Список использованной литературы и нормативных материалов.

Законодательные и иные правовые акты,

регулирующие основные направления

аграрной реформы и приватизации

земель сельскохозяйственного

назначения.

Одной из приоритетных отраслей законодательства с начала осуществления

экономических преобразований является сфера аграрных отношений. Здесь

раньше всего был поставлен вопрос о проведении коренной аграрной реформы,

целью которой является изменение земельных отношений и формирование

земельного рынка. Основными путями достижения цели стали приватизация земли

и реорганизация колхозов и совхозов. В результате этих процессов создается

система мобильных, ориентированных на рынок частных производителей

сельскохозяйственной продукции, кооперирующихся в снабжении, сбыте и

переработке своей продукции, агросервисе, а также система частных и

смешанных предприятий агробизнеса.

Первыми законодательными актами, создающими основы правового

регулирования земельного рынка в АПК стали :

Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 03.12.1990 «О

программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного

комплекса»;

Закон РСФСР от 22.12.1990 № 348-1 (ред. 24.12.93) «О крестьянском

(фермерском) хозяйстве»;

Указ Президента РФ от 27.12.91 № 323 «О неотложных мерах по

осуществлению земельной реформы в РСФСР»;

Постановление Правительства РФ от 29.12.91 № 86 «О порядке

реорганизации колхозов и совхозов»;

Закон РФ от 23.12.92 № 4196-1 «О праве граждан РФ на получение в

собственность и на продажу земельных участков для ведения личного

подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального

жилищного строительства»;

Указ Президента РФ от 27.10.93 № 1767 (ред. 24.12.93) «О

регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в

России» ... и другие.

Закон РСФСР от 22.12.1990 № 348-1 (ред. 24.12.93) «О крестьянском

(фермерском) хозяйстве» определяет экономические, социальные и правовые

основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и их

ассоциаций на территории РСФСР.

Закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских)

хозяйств на территории РСФСР, хозяйственную самостоятельность, содействие

их деятельности, защиту государством их законных интересов и прав

свободного кооперирования.

Закон дает определение крестьянского (фермерского) хозяйства как

самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица,

представленного отдельным гражданином, семьей или группой лиц,

осуществляющего производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной

продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании,

в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в

собственности земельных участков. Закон предоставляет крестьянским

(фермерским) хозяйствам право « добровольно объединяться и вступать в

кооперативы, ассоциации, союзы и другие организации по производству,

переработке и сбыту продукции, материально - техническому снабжению,

строительству, техническому, водохозяйственному, ветеринарному,

агрохимическому, консультативному и прочим видам обслуживания, а также

учреждать и выступать участниками несельскохозяйственных предприятий,

объединений, консорциумов, банков, страховых учреждений, в том числе

совместных с зарубежными партнерами, покупать и продавать ценные бумаги.

Они могут быть членами как отраслевых, так и территориальных ассоциаций,

союзов, кооперативов, а также вступать в договорные отношения с

сельскохозяйственными, промышленными и другими предприятиями.»

Указ Президента РФ от 27.12.91 № 323 «О неотложных мерах по

осуществлению земельной реформы в РСФСР» регулирует основные аспекты

реорганизации колхозов и совхозов, предоставление работникам

сельскохозяйственных предприятий земельных участков в собственность и

пользование. Во исполнение Указа были приняты следующие документы :

Постановление Правительства РФ от 04.09.92 № 708 (ред. 03.08.98)

«О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций

агропромышленного комплекса»;

Постановление Правительства РФ от 29.12.91 № 86 «О порядке

реорганизации колхозов и совхозов».

Эти нормативно-правовые акты детально регулируют порядок реорганизации

колхозов и совхозов. « Положение устанавливает возможные пути и особенности

реорганизации сельскохозяйственных предприятий, порядок определения

имущественных паев и земельных долей и направления их использования.»

(«Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации

государственных предприятий» утверждено Постановлением Правительства РФ от

04.09.92 № 708).

Порядок купли-продажи земельных участков регулируется Указом Президента

РФ от 25.03.92 № 301 «О продаже земельных участков гражданам и

юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных

предприятий» , Указом Президента РФ от 14.02.96 № 198 «О праве

собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами

недвижимости в сельской местности» и Постановлением Правительства РФ от

30.05.93 № 503 «Об утверждении порядка купли-продажи гражданами земельных

участков» .

Направления совершенствования рыночных отношений в АПК намечены в

Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного

производства в РФ на 1996-2000 годы , которая утверждена Указом Президента

РФ от 18.06.96 № 933. «Основные положения Программы направлены на

укрепление агропромышленного производства, социальной инфраструктуры села,

сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности,

формирование новой институциональной, отраслевой и региональной структуры

аграрного сектора для обеспечения потребностей страны в продовольствии и

сельскохозяйственном сырье на основе интенсификации производства,

использования достижений научно-технического прогресса, обновления

производственного потенциала сельского хозяйства и сферы переработки,

кооперации, эффективной предпринимательской деятельности, адаптации к

работе в рыночных условиях.».

Основные направления государственной политики в реформировании

агропромышленного комплекса указаны также в Указе Президента РФ от 16.04.96

№ 565 (ред. 22.07.98) «О мерах по стабилизации экономического положения и

развитию реформ в агропромышленном комплексе» :

«содействие созданию и деятельности эффективных хозяйственных структур

в агропромышленном комплексе с использованием средств, предусмотренных в

федеральном бюджете на поддержку сельскохозяйственных организаций

независимо от их организационно - правовых форм;

государственное финансирование структурной перестройки организаций

агропромышленного комплекса, санация убыточных сельскохозяйственных

предприятий, информационное и кадровое обеспечение аграрной реформы за счет

средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и

внебюджетных источников;

развитие кооперативных отношений в агропромышленном комплексе как

наиболее приоритетное направление аграрной реформы, в том числе поддержка

создания сельскохозяйственными товаропроизводителями производственных,

перерабатывающих, снабженческо-сбытовых, агросервисных, кредитных,

страховых и других видов кооперативов;

оказание вновь созданным крестьянским (фермерским) хозяйствам стартовой

финансовой поддержки для приобретения сельскохозяйственной техники и

оборудования.».

Процессуальный порядок

преобразования колхозов и совхозов

в новые организационно-правовые формы.

Сложившаяся к 1991-1992 годам структура государственных и кооперативных

предприятий в сельском хозяйстве оказалась не приспособленной к рыночным

отношениям, изначально ориентированной на государственные закупки,

снабжение, цены и т.п. Одной из задач аграрной реформы стало создание иной,

более отвечающей требованиям рыночной экономики структуры, базирующейся на

самостоятельных производителях и рыночных механизмах их взаимодействия.

Основными путями формирования новой производственной структуры призваны

стать процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов. В

результате этих процессов должна быть создана система мобильных,

ориентированных на рынок частных (базирующихся как на индивидуальной, так и

на коллективной собственности) производителей сельскохозяйственной

продукции.

Реорганизация - это процессы разделения предприятия на более мелкие

предприятия, слияния с другими предприятиями или преобразования в иную

организационно-правовую форму. По своей организационно-правовой форме

колхозы изначально являются негосударственными предприятиями. В

соответствии с Законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции

(Основного Закона) РСФСР» , была так изменена редакция статьи 12, что

совхозы перестали быть государственными предприятиями. В этой связи колхозы

и совхозы не приватизируются, а подлежат реорганизации. Исключение

составляют сельскохозяйственные предприятия, функционирование которых имеет

общегосударственное значение или носит индустриальный характер. Такие

препятствия остаются пока в государственной собственности, порядок их

приватизации и реорганизации определяется особо. Перечень этих предприятий

устанавливается правительством.

Согласно Указу Президента РФ от 27.12.91 № 323 «О неотложных мерах по

осуществлению земельной реформы в РСФСР» Колхозы и совхозы обязаны в 1992

году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом

РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и

перерегистрироваться в соответствующих органах. Местным органам

исполнительной власти обеспечить контроль за реализацией права членов

колхозов и работников государственных предприятий на беспрепятственный

выход из них для создания крестьянских (фермерских) хозяйств.

Во исполнение этого Указа были приняты следующие документы :

Постановление Правительства РФ от 29.12.91 № 86 «О порядке

реорганизации колхозов и совхозов» ;

Постановление Правительства РФ от 04.09.92 № 708 (ред. 03.08.98 )

«О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного

комплекса».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.91 № 86

министерству сельского хозяйства РФ, Государственному Комитету РФ по

управлению государственным имуществом и их органам на местах, Советам

Министров республик в составе РФ, администрациям краев, областей, и

автономных образований сформировать до 1 февраля 1992 года республиканские,

краевые, областные, автономной области, автономных округов и районные

совместные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании

колхозов и совхозов, и реорганизацию этих хозяйств.

Реорганизация колхозов и совхозов может осуществляться тремя основными

путями :

n раздел хозяйства на крестьянские хозяйства и малые предприятия

с последующим их добровольным объединением в ассоциацию или

кооператив;

n реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество

открытого или закрытого типа ;

n реорганизация хозяйства или его части в производственный

кооператив (коллективное мероприятие).

В ходе реорганизации, там, где это экономически целесообразно -

хозяйства могут быть разукрупнены, и каждая часть хозяйства реорганизуется

по своей схеме.

Вне зависимости от избранного направления реорганизации для каждого

хозяйства должны быть соблюдены следующие процедуры :

«для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и

совхозе создаются комиссии. В их состав включаются представители

местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов,

районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной

реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями возложить на

председателей колхозов и директоров совхозов, которые несут

персональную ответственность за исполнение настоящего постановления.»

(Постановление Правительства РФ от 29.12.91 № 86 , пункт 3.);

объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры, находящиеся

на балансе колхозов и совхозов и имеющие обслуживающее значение для

всей территории хозяйства, могут передаваться или продаваться

соответствующим местным органам власти, при этом они переходят в

муниципальную собственность. Перечень передаваемых или продаваемых

объектов и условия их передачи устанавливаются реорганизационной

комиссией по согласованию с местными органами власти и трудовым

коллективом реорганизуемого хозяйства. Непогашенные кредиты хозяйства,

полученные на приобретение или возведение передаваемых бесплатно

объектов, также переводятся на местные органы власти.

до 1 марта 1992 года трудовые коллективы колхозов и совхозов

должны провести общие собрания и принять решения о следующем :

а) форме собственности на землю в своих хозяйствах :

индивидуальной, коллективно-долевой или иной, предусмотренной

Земельным кодексом РФ;

б) выкупе или аренде сельскохозяйственных угодий сверх

причитающихся хозяйству бесплатно по районной норме ;

в) целесообразности получения в собственность земель, занятых

лесными массивами, водоемами и соответствующими инженерными

сооружениями при них, другими объектами общего пользования

по итогам собрания необходимо подать в органы местной власти

заявление на предоставление земли в ту или иную форму собственности,

о количестве и составе этой земли ;

в каждом реорганизуемом хозяйстве должны быть определены

имущественные доли (паи) работников и пенсионеров. В случае, если

избрана индивидуальная или коллективно-долевая форма собственности на

землю, определяются также индивидуальные земельные доли. Имущественные

и земельные доли могут быть объединены в единую долю с указанием ее

суммарной стоимости, взаимно обменены между владельцами этих долей или

проданы одними владельцами другим. Каждому владельцу земельной и

имущественной долей выдается свидетельство ;

если трудовым коллективом не принято решение о полном разделе

колхоза или совхоза на крестьянские хозяйства и малые предприятия, то

после определения индивидуальных имущественных и земельных долей

каждый работник или группа работников могут выйти из колхоза или

совхоза для ведения индивидуального хозяйства. Они имеют право на

получение надела в натуре, а также конкретного имущества в пределах

суммы своей имущественной доли в соответствии с порядком,

установленным законодательством. Предложения о выделении конкретных

земельных участков и имущества готовит реорганизационная комиссия,

решение которой затем утверждается в установленном законом порядке.

Для того чтобы облегчить процедуру выделения выходящим работникам

земель для ведения крестьянского хозяйства, по представлению

реорганизационной комиссии определяются массивы сельскохозяйственных

угодий, подлежащие предоставлению в первую очередь ;

Собрание работников, не заявивших о своем выходе из хозяйства,

принимает решение о направлениях дальнейшей реорганизации своего

колхоза или совхоза. Возможны следующие варианты решений :

создание нескольких самостоятельных предприятий, каждое из

которых принимает свою организационно-правовую форму ;

реорганизация в акционерное общество или в производственный

кооператив всего хозяйства.

Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе

создаются комиссии. В их состав включаются представители местных органов

власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений

сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов.

Руководство указанными комиссиями возложить на председателей колхозов и

директоров совхозов, которые несут персональную ответственность за

исполнение настоящего постановления. За нарушение порядка и сроков

приватизации виновные должностные лица привлекаются к ответственности в

соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах

по осуществлению земельной реформы в РСФСР".

Районным и внутрихозяйственным комиссиям проводят разграничение находящихся

в пользовании колхозов и совхозов земель, выделяя земли, остающиеся в

государственной собственности и передаваемые гражданам в частную,

индивидуальную и коллективно-долевую собственность.

Колхозы и совхозы могут передавать в собственность сельских (поселковых)

Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд,

внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения,

газоснабжения, телефонизации и другие объекты.

Колхозы и совхозы, не обладающие финансовыми ресурсами для погашения

задолженности по оплате труда и кредитам, объявляются несостоятельными

(банкротами) до 1 февраля 1992 г. и подлежат ликвидации и реорганизации в

течение I квартала 1992 года.

Инициатива о признании хозяйства несостоятельным может принадлежать

собранию кредиторов (кредитору), собранию (конференции) трудового

коллектива (общему собранию колхозников). Заявление подается в областную,

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.