| |||||
МЕНЮ
| Правовое положение коммерческих банковперечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое контингентирование). К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления налоговые, нормативные и корректирующие. Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих - Центральным банком России. К нормативным методам воздействия относятся использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим - учетная политика. В новых условиях основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком России, должны является: - установление минимальных резервных требований; - определение размеров рефинансирования коммерческих банков (установление учетной ставки и ставки ломбардного - под залог ценных бумаг - кредита); - официальные операции Центрального банка России по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе. 3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков. Для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы РФ Центральный банк РФ устанавливает следующие экономические нормативы деятельности коммерческих банков: - нормативы достаточности капитала коммерческого банка; - нормативы ликвидности баланса коммерческого банка; - минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке РФ; - максимальный размер риска на одного заемщика. При этом Центральный банк применяет нормативы как директивного характера, обязательные для выполнения всеми коммерческими банками, так и оценочные, - используемые для анализа их деятельности и финансового состояния. Регулирование величины остатка средств, подлежащих резервированию, производится Центральным банком по состоянию на 1 и 16 число каждого месяца путем сверки сумм фактически внесенных средств и подлежащих внесению (исходя из остатков на счетах привлеченных средств, сложившихся в результате проведения операций по этим счетам, и действующих нормативов резервных требований). На указанные даты коммерческий банк составляет расчет размера средств, подлежащих резервированию, и представляет его учреждению Центрального банка вместе с балансом. Учреждение Центрального банка сверяет данные расчета с размером фактически зарезервированных средств по данному банку с учетом действующих норм минимальных резервных требований. При их соответствии резервные требования считаются выполненными банком. В противном случае учреждение Центрального банка в течение двух рабочих дней, не считая этих дат, производит соответствующий перерасчет с коммерческим банком, возвращая ему сумму излишка либо принимая от него до отчисления на сумму недостатка. До отчисления производятся коммерческим банком платежным поручением, представляемым вместе с расчетом. Главное управление Центрального банка по месту нахождения корреспондентского счета коммерческого банка может предоставить ему отсрочку на внесение средств в счет обязательных резервов с правом погашения не до взноса, допущенного на предыдущую дату регулирования при очередном регулировании. При этом в случае необходимости учреждение Центрального банка может по своему усмотрению произвести сплошную или выборочную проверку правильности составления расчета коммерческого банка и достоверности представленных в нем сведений с использованием любых документов и материалов, имеющихся у коммерческого банка. При временном недостатке у коммерческого банка ликвидных средств для пополнения резервного счета Центральный банк может предоставить ему краткосрочный кредит. Условия предоставления такого кредита определяются кредитным договором. В случае нарушения коммерческим банком установленных сроков внесения средств на резервный счет в Центральном банке и нецелесообразности предоставления ему отсрочки и выдачи кредита на эти цели учреждение Центрального банка может применить к нему экономические санкции в виде взыскания штрафа в размере 0,5% от суммы не до взноса за каждый календарный день просрочки в течение первых пяти дней, а затем - в размере 1,0% за каждый последующий день. При систематическом невыполнении банком своих обязательств по резервированию части привлеченных средств Центральный банк может повысить применяемые к нему нормативы резервных требований. Центральный банк может разрешать коммерческим банкам полностью или частично покрывать предъявляемые к ним резервные требования различными видами приносящих доход активов. Перечень таких активов, нормы и условия покрытия ими резервных требований устанавливаются Центральным банком. В случае возникновения у банка внезапной необходимости произвести платежи по своим обязательствам, Центральный банк может предоставить ему на срок часть ликвидных средств за счет зарезервированных сумм. При этом в заключаемом договоре определяются: характер и допустимая частота таких случаев; максимально допустимая доля от суммы на резервном счете, используемая на эти цели; сроки пополнения требуемых остатков на резервном счете; гарантии и санкции. 3.3. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих банков. Контроль и надзор в банковской практике представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение регулярного наблюдения и периодических проверок финансово-хозяйственной деятельности и реорганизации работы в банке и его учреждениях. Контроль и надзор за операциями банков осуществляется в следующих основных формах: - межгосударственный контроль; - государственный контроль; - аудиторский контроль; - учредительский контроль (для паевых и акционерных банков). Основными видами государственного контроля за деятельностью банков являются: - внутриведомственный контроль; - межведомственный контроль; - региональный контроль; - вневедомственный контроль. Для реализации каждого из видов государственного контроля создаются соответствующие контрольные органы. Так, внутриведомственный контроль за деятельностью банков осуществляется, как правило, двумя центральными ведомствами: -Центральным банком России, являющимся основным субъектом государственного контроля и надзора в банковской системе; -Министерством финансов России и его региональными учреждениями. Среди целей организации государственного контроля и надзора за банковской деятельностью можно выделить: - проверку соответствия деятельности банковских учреждений действующему законодательству; - оценку степени риска операций отдельных банков, их группировок, секторов; - проверку состояния ликвидности баланса, ликвидности активов и ликвидности контролируемого банка; - контроль и анализ прибыльности банковских операций, структуры доходов и расходов банка; - проверку фискальной и социальной защиты работников банка. В банковском законодательстве фиксируются следующие основные моменты организации государственного банковского контроля: - банковские учреждения и специализированные кредитно-финансовые институты обязываются предоставлять любую необходимую информацию в соответствующий контролирующий орган; - устанавливаются механизм, порядок и сроки проверки банков; - определяются основные нормативные методы регулирования, обязательность соблюдения контрольных и желательность оценочных коэффициентов; - в самом общем виде разрабатываются порядок и периодичность предоставления различных форм отчетности, причем конкретное содержание этих форм не фиксируется. Комитет по делам банков создается для согласования деятельности и разработки основных направлений и форм регулирования и контроля за деятельностью банков. Может создаваться в качестве самостоятельной организации либо при Правлении Центрального банка России. Среди наиболее важных направлений деятельности Комитета по делам банков можно выделить: - определение направлений деловой политики коммерческих банков; - планирование функционирования банковской системы в целом; - определение и пересмотр прямых количественных ограничений банковских операций; - решение вопросов организации новых кредитных учреждений и регулирование процессов развития банковской сети; - вопросы согласования банковской политики; - организация и совершенствование системы страхования банковских депозитов; - организация и совершенствование системы банковского надзора. Надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляют Главные управления Центральный банк РФ по месту их нахождения, а также Главное управление по работе с коммерческими банками. При этом контролируется соблюдение банками обязательных экономических нормативов, правильность применения банковского законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ. Во исполнение этих функций может быть назначена сплошная или выборочная проверка операций коммерческих банков. В целях обеспечения функций по надзору коммерческие банки обязаны представлять учреждению Центрального банка по месту своего нахождения балансы, планы, отчеты и другие документы, необходимые для определения правильности ведения кредитно- расчетных операций. Центральный банк РФ может обязать коммерческий банк принять меры, необходимые для достижения устойчивого положения, увеличить долю собственных средств, осуществить изменения структуры активов, а также использовать другие полномочия. Учет и отчетность в коммерческих банках осуществляется в соответствии с Правилами, установленными Центральным банком РФ. Банки публикуют в печати годовой баланс и отчет о прибылях и убытках после подтверждения ревизионной комиссией или уполномоченной аудиторской службой достоверности представленных в них сведений. Региональные управления Центрального банка РФ ежеквартально направляют Главному управлению по работе с коммерческими банками информацию о результатах анализа деятельности коммерческих банков, соблюдении ими установленных экономических нормативов, допущенных нарушениях, принятых мерах и запросах, требующих централизованного решения. Для обеспечения стабильности банковской системы качественного анализа и надзора за ее работой Центральный банк РФ создает информационную базу данных по коммерческим банкам. С этой целью Главное управление по работе с коммерческими банками и Главные управления Центрального банка РФ организуют сбор, хранение и анализ данных балансов коммерческих банков, динамику соблюдения ими экономических нормативов, и другие показатели работы коммерческих банков. Указанная информация носит конфиденциальный характер. Аудиторский контроль представляет собой форму независимого, нейтрального контроля за деятельностью банков и иных кредитных учреждений. Он осуществляется в двух основных формах: - внешний аудит; - внутренний аудит. Внешний аудит банковской деятельности осуществляется на договорной платной основе специализированными аудиторскими организациями, обладающими соответствующей лицензией Центрального банка России, или физическими лицами - независимыми частными аудиторами, также получившими лицензию. В целях координации и согласования деятельности аудиторских организаций создаются их различные объединения: ассоциации, палаты и т.д. Руководство банка и его работники обязаны предоставить аудиторам всю необходимую документацию. Кроме того, аудиторы имеют право присутствовать на заседаниях органов управления банка; получать разъяснения и уточнения по любому вопросу проверки у сотрудников банка. По результатам проверки аудиторы составляют заключение, в котором дается оценка состояния учета, внутреннего контроля и достоверности отчетности проверяемого банка, соблюдения законодательства и правильности отношений с бюджетом, на основании чего аудиторами принимается решение об утверждении или отказе от утверждения годового бухгалтерского отчета проверяемого банка. В случае отказа от подтверждения годовой отчетности банк обязан в месячный срок устранить отмеченные недостатки и представить исправленный отчет на повторное подтверждение. Основанием для отказа аудиторов от подтверждения достоверности отчетности могут служить: - выявление серьезных недостатков в работе банка; - оказание давления на аудиторов; - отсутствие подтверждающей достоверность отчетности документации. Внутренний аудит представляет собой форму менеджериального, управленческого контроля, для осуществления которого в банке создается специальное подразделение - отдел внутреннего контроля. Деятельность данного отдела строится по специальной программе конфиденциального характера, утвержденной правлением. Основными функциями данного подразделения являются: - контроль за правильностью реализации подразделениями указаний руководства; - выявление узких мест в деятельности банка и его отдельных служб и подразделений; - проведение специальных исследований по поручению правления; - проверка и обеспечение безопасности хранения материальных и финансовых ценностей; - предоставление информации внешним аудиторам. По итогам проверок составляется протокол, в котором отмечаются выявленные недостатки и разрабатываются рекомендации по устранению каждого из них. Протокол направляется председателю правления. Контроль учредителей за деятельностью банка осуществляется в нескольких формах: - контроль наблюдательного совета за деятельностью правления; - контроль ревизионной комиссии за деятельностью банка в целом; - контроль акционеров. Акционеры имеют право на прямой контроль за деятельностью банка, заключающийся в получении необходимой информации от руководства предприятия о результатах его деятельности за истекший финансовый год перед собранием акционеров (пайщиков); предоставление доступа к необходимым документам. Руководство банка обязано периодически информировать акционеров (пайщиков) о состоянии дел в банке, в том числе путем рассылки информационных листков. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог выше изложенного можно сделать определенные выводы. Коммерческий банк - это особое явление в хозяйственной жизни, специфическое предприятие. Он выступает в роли и торгового, и посреднического, и кредитного, и экономического, и партнерского предприятия. Современный банк - это универсальное предприятие. Порядок создания коммерческого банка определяется нормативными актами Центрального банка России. Процесс этот непрост и требует не только желания учредителей создать банк, но и тщательной подготовки всех документов, носящих правовой характер, соблюдения требований Центрального банка, предъявляемых им при регистрации банка. Правовое регулирование деятельности коммерческих банков находится в становлении, поэтому государству необходимо более активно вести свою деятельность по развитию сети коммерческих банков и разработке нормативных основ для их деятельности. Для Центрального банка России как регулятора деятельности коммерческих банков принципиальной установкой должен стать приоритет национальных, а не коммерческих целей, которые иногда прослеживаются в его деятельности. Центральный банк России не должен непосредственно участвовать в кредитовании предприятий. Острейшим вопросом остается совершенствование структуры коммерческих банков. Деятельность банков и их конечные результаты нельзя отрывать от производства, которое катастрофически упало. Некоторые банки допускают серьезные нарушения финансовой дисциплины, усугубляющие инфляционные процессы. За это, а также за отклонение от принципов кредитования материального производства надо отзывать лицензии на совершение банковских операций и переводить такие банки в разряд дочерних банков или филиалов. Здесь важна позиция Центрального банка России. В целом следует отметить тот факт, что новая банковская система функционирует, и в ней работает не мало преданных своему делу, инициативных и смелых российских банкиров. Большую роль в создании в нашей стране современной банковской системы может и должно сыграть творческое осмысление и использование богатого зарубежного опыта в данной сфере. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Бабичева Ю.А. "Банковское дело", Москва "Экономика", 1995 г. 2. "Гражданский кодекс Российской Федерации" - части I и II от 23.12.95 г. 3. Ерпылева Н.Ю. "Банковская гарантия" // Законодательство и экономика. Москва, 1995 г. №5. 4. Закон Российской Федерации "О Центральном банке РФ" от 2.12.91 г. 5. Закон Российской Федерации "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 2.12.91 г. 6. Закон Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25.12.91 г. 7. Инструкция Центрального банка России №1 "О порядке регулирования деятельности коммерческих банков" от 30.04.92 г. (с изменениями от 17 марта, 28 мая, 7 июля и от 30 июля 1993 г.). 8. Лаврушина О.И. "Банковское дело", Банковский и биржевой центр, 1992 г. 9. Методические указания "О создании и деятельности коммерческих банков на территории РСФСР" от 13.03.92 г. 10. Пригожин А.В. "Банки и банковские операции", Издательство "Эхо", 1994 г. 11. Ухтуев Г.А. "Банковское право", Университет Дружбы народов, 1993 г. 12. Черкасов В.Е. "Банковский анализ в коммерческом банке", Москва, 1995 г. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|