рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовое положение коммерческих банков

перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое

контингентирование).

К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и

регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование

которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает

установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы

экономических методов управления налоговые, нормативные и корректирующие.

Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в

то время как нормативных и корректирующих - Центральным банком России.

К нормативным методам воздействия относятся использование таких

инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования

кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского

капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных

к исполнению и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим -

учетная политика.

В новых условиях основными инструментами реализации установок

денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком России,

должны является:

- установление минимальных резервных требований;

- определение размеров рефинансирования коммерческих банков

(установление учетной ставки и ставки ломбардного - под залог ценных

бумаг - кредита);

- официальные операции Центрального банка России по купле-продаже

ценных бумаг в банковской системе.

3.2. Обязательные экономические нормативы для коммерческих банков.

Для обеспечения экономических условий устойчивого

функционирования банковской системы РФ Центральный банк РФ устанавливает

следующие экономические нормативы деятельности коммерческих банков:

- нормативы достаточности капитала коммерческого банка;

- нормативы ликвидности баланса коммерческого банка;

- минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в

Центральном банке РФ;

- максимальный размер риска на одного заемщика. При этом

Центральный банк применяет нормативы как директивного характера,

обязательные для выполнения всеми коммерческими банками, так и

оценочные, - используемые для анализа их деятельности и финансового

состояния.

Регулирование величины остатка средств, подлежащих резервированию,

производится Центральным банком по состоянию на 1 и 16 число каждого

месяца путем сверки сумм фактически внесенных средств и подлежащих

внесению (исходя из остатков на счетах привлеченных средств, сложившихся в

результате проведения операций по этим счетам, и действующих нормативов

резервных требований). На указанные даты коммерческий банк составляет

расчет размера средств, подлежащих резервированию, и представляет его

учреждению Центрального банка вместе с балансом. Учреждение

Центрального банка сверяет данные расчета с размером фактически

зарезервированных средств по данному банку с учетом действующих норм

минимальных резервных требований.

При их соответствии резервные требования считаются выполненными

банком. В противном случае учреждение Центрального банка в течение двух

рабочих дней, не считая этих дат, производит соответствующий перерасчет с

коммерческим банком, возвращая ему сумму излишка либо принимая от него

до отчисления на сумму недостатка.

До отчисления производятся коммерческим банком платежным поручением,

представляемым вместе с расчетом.

Главное управление Центрального банка по месту нахождения

корреспондентского счета коммерческого банка может предоставить ему

отсрочку на внесение средств в счет обязательных резервов с правом

погашения не до взноса, допущенного на предыдущую дату регулирования при

очередном регулировании.

При этом в случае необходимости учреждение Центрального

банка может по своему усмотрению произвести сплошную или выборочную

проверку правильности составления расчета коммерческого банка и

достоверности представленных в нем сведений с использованием любых

документов и материалов, имеющихся у коммерческого банка.

При временном недостатке у коммерческого банка ликвидных средств

для пополнения резервного счета Центральный банк может предоставить

ему краткосрочный кредит. Условия предоставления такого кредита

определяются кредитным договором.

В случае нарушения коммерческим банком установленных сроков

внесения средств на резервный счет в Центральном банке и нецелесообразности

предоставления ему отсрочки и выдачи кредита на эти цели учреждение

Центрального банка может применить к нему экономические санкции в виде

взыскания штрафа в размере 0,5% от суммы не до взноса за каждый календарный

день просрочки в течение первых пяти дней, а затем - в размере 1,0% за

каждый последующий день.

При систематическом невыполнении банком своих обязательств по

резервированию части привлеченных средств Центральный банк может повысить

применяемые к нему нормативы резервных требований.

Центральный банк может разрешать коммерческим банкам полностью или

частично покрывать предъявляемые к ним резервные требования различными

видами приносящих доход активов. Перечень таких активов, нормы и

условия покрытия ими резервных требований устанавливаются Центральным

банком.

В случае возникновения у банка внезапной необходимости произвести

платежи по своим обязательствам, Центральный банк может предоставить

ему на срок часть ликвидных средств за счет зарезервированных сумм. При

этом в заключаемом договоре определяются: характер и допустимая частота

таких случаев; максимально допустимая доля от суммы на резервном счете,

используемая на эти цели; сроки пополнения требуемых остатков на резервном

счете; гарантии и санкции.

3.3. Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих банков.

Контроль и надзор в банковской практике представляет собой

комплекс мероприятий, направленных на обеспечение регулярного наблюдения

и периодических проверок финансово-хозяйственной деятельности и

реорганизации работы в банке и его учреждениях.

Контроль и надзор за операциями банков осуществляется в следующих

основных формах:

- межгосударственный контроль;

- государственный контроль;

- аудиторский контроль;

- учредительский контроль (для паевых и акционерных банков).

Основными видами государственного контроля за деятельностью

банков являются:

- внутриведомственный контроль;

- межведомственный контроль;

- региональный контроль;

- вневедомственный контроль.

Для реализации каждого из видов государственного контроля

создаются соответствующие контрольные органы. Так, внутриведомственный

контроль за деятельностью банков осуществляется, как правило, двумя

центральными ведомствами:

-Центральным банком России, являющимся основным субъектом

государственного контроля и надзора в банковской системе;

-Министерством финансов России и его региональными учреждениями.

Среди целей организации государственного контроля и надзора за

банковской деятельностью можно выделить:

- проверку соответствия деятельности банковских учреждений

действующему законодательству;

- оценку степени риска операций отдельных банков, их группировок,

секторов;

- проверку состояния ликвидности баланса, ликвидности активов и

ликвидности контролируемого банка;

- контроль и анализ прибыльности банковских операций, структуры

доходов и расходов банка;

- проверку фискальной и социальной защиты работников банка.

В банковском законодательстве фиксируются следующие основные

моменты организации государственного банковского контроля:

- банковские учреждения и специализированные кредитно-финансовые

институты обязываются предоставлять любую необходимую информацию в

соответствующий контролирующий орган;

- устанавливаются механизм, порядок и сроки проверки банков;

- определяются основные нормативные методы регулирования,

обязательность соблюдения контрольных и желательность оценочных

коэффициентов;

- в самом общем виде разрабатываются порядок и периодичность

предоставления различных форм отчетности, причем конкретное

содержание этих форм не фиксируется.

Комитет по делам банков создается для согласования деятельности и

разработки основных направлений и форм регулирования и контроля за

деятельностью банков. Может создаваться в качестве самостоятельной

организации либо при Правлении Центрального банка России.

Среди наиболее важных направлений деятельности Комитета по делам

банков можно выделить:

- определение направлений деловой политики коммерческих банков;

- планирование функционирования банковской системы в целом;

- определение и пересмотр прямых количественных ограничений

банковских операций;

- решение вопросов организации новых кредитных учреждений и

регулирование процессов развития банковской сети;

- вопросы согласования банковской политики;

- организация и совершенствование системы страхования банковских

депозитов;

- организация и совершенствование системы банковского надзора.

Надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляют Главные

управления Центральный банк РФ по месту их нахождения, а также Главное

управление по работе с коммерческими банками. При этом контролируется

соблюдение банками обязательных экономических нормативов, правильность

применения банковского законодательства и нормативных актов Центрального

банка РФ.

Во исполнение этих функций может быть назначена сплошная или

выборочная проверка операций коммерческих банков. В целях обеспечения

функций по надзору коммерческие банки обязаны представлять учреждению

Центрального банка по месту своего нахождения балансы, планы, отчеты и

другие документы, необходимые для определения правильности ведения кредитно-

расчетных операций.

Центральный банк РФ может обязать коммерческий банк принять меры,

необходимые для достижения устойчивого положения, увеличить долю

собственных средств, осуществить изменения структуры активов, а также

использовать другие полномочия.

Учет и отчетность в коммерческих банках осуществляется в соответствии

с Правилами, установленными Центральным банком РФ. Банки публикуют в

печати годовой баланс и отчет о прибылях и убытках после подтверждения

ревизионной комиссией или уполномоченной аудиторской службой достоверности

представленных в них сведений.

Региональные управления Центрального банка РФ ежеквартально

направляют Главному управлению по работе с коммерческими банками

информацию о результатах анализа деятельности коммерческих банков,

соблюдении ими установленных экономических нормативов, допущенных

нарушениях, принятых мерах и запросах, требующих централизованного

решения.

Для обеспечения стабильности банковской системы качественного анализа

и надзора за ее работой Центральный банк РФ создает информационную базу

данных по коммерческим банкам. С этой целью Главное управление по

работе с коммерческими банками и Главные управления Центрального банка РФ

организуют сбор, хранение и анализ данных балансов коммерческих банков,

динамику соблюдения ими экономических нормативов, и другие показатели

работы коммерческих банков. Указанная информация носит конфиденциальный

характер.

Аудиторский контроль представляет собой форму независимого,

нейтрального контроля за деятельностью банков и иных кредитных учреждений.

Он осуществляется в двух основных формах:

- внешний аудит;

- внутренний аудит.

Внешний аудит банковской деятельности осуществляется на договорной

платной основе специализированными аудиторскими организациями, обладающими

соответствующей лицензией Центрального банка России, или физическими

лицами - независимыми частными аудиторами, также получившими лицензию. В

целях координации и согласования деятельности аудиторских организаций

создаются их различные объединения: ассоциации, палаты и т.д.

Руководство банка и его работники обязаны предоставить аудиторам всю

необходимую документацию. Кроме того, аудиторы имеют право

присутствовать на заседаниях органов управления банка; получать разъяснения

и уточнения по любому вопросу проверки у сотрудников банка.

По результатам проверки аудиторы составляют заключение, в котором

дается оценка состояния учета, внутреннего контроля и достоверности

отчетности проверяемого банка, соблюдения законодательства и правильности

отношений с бюджетом, на основании чего аудиторами принимается решение об

утверждении или отказе от утверждения годового бухгалтерского отчета

проверяемого банка. В случае отказа от подтверждения годовой отчетности

банк обязан в месячный срок устранить отмеченные недостатки и

представить исправленный отчет на повторное подтверждение.

Основанием для отказа аудиторов от подтверждения достоверности

отчетности могут служить:

- выявление серьезных недостатков в работе банка;

- оказание давления на аудиторов;

- отсутствие подтверждающей достоверность отчетности документации.

Внутренний аудит представляет собой форму менеджериального,

управленческого контроля, для осуществления которого в банке создается

специальное подразделение - отдел внутреннего контроля. Деятельность

данного отдела строится по специальной программе конфиденциального

характера, утвержденной правлением.

Основными функциями данного подразделения являются:

- контроль за правильностью реализации подразделениями указаний

руководства;

- выявление узких мест в деятельности банка и его отдельных служб и

подразделений;

- проведение специальных исследований по поручению правления;

- проверка и обеспечение безопасности хранения материальных и

финансовых ценностей;

- предоставление информации внешним аудиторам.

По итогам проверок составляется протокол, в котором отмечаются

выявленные недостатки и разрабатываются рекомендации по устранению

каждого из них. Протокол направляется председателю правления.

Контроль учредителей за деятельностью банка осуществляется в нескольких

формах:

- контроль наблюдательного совета за деятельностью правления;

- контроль ревизионной комиссии за деятельностью банка в целом;

- контроль акционеров.

Акционеры имеют право на прямой контроль за деятельностью

банка, заключающийся в получении необходимой информации от руководства

предприятия о результатах его деятельности за истекший финансовый год перед

собранием акционеров (пайщиков); предоставление доступа к необходимым

документам.

Руководство банка обязано периодически информировать акционеров

(пайщиков) о состоянии дел в банке, в том числе путем рассылки

информационных листков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог выше изложенного можно сделать определенные выводы.

Коммерческий банк - это особое явление в хозяйственной жизни,

специфическое предприятие. Он выступает в роли и торгового, и

посреднического, и кредитного, и экономического, и партнерского

предприятия. Современный банк - это универсальное предприятие.

Порядок создания коммерческого банка определяется нормативными актами

Центрального банка России. Процесс этот непрост и требует не только

желания учредителей создать банк, но и тщательной подготовки всех

документов, носящих правовой характер, соблюдения требований

Центрального банка, предъявляемых им при регистрации банка.

Правовое регулирование деятельности коммерческих банков находится

в становлении, поэтому государству необходимо более активно вести свою

деятельность по развитию сети коммерческих банков и разработке нормативных

основ для их деятельности.

Для Центрального банка России как регулятора деятельности

коммерческих банков принципиальной установкой должен стать приоритет

национальных, а не коммерческих целей, которые иногда прослеживаются в его

деятельности. Центральный банк России не должен непосредственно участвовать

в кредитовании предприятий.

Острейшим вопросом остается совершенствование структуры коммерческих

банков. Деятельность банков и их конечные результаты нельзя

отрывать от производства, которое катастрофически упало. Некоторые банки

допускают серьезные нарушения финансовой дисциплины, усугубляющие

инфляционные процессы. За это, а также за отклонение от принципов

кредитования материального производства надо отзывать лицензии на

совершение банковских операций и переводить такие банки в разряд дочерних

банков или филиалов. Здесь важна позиция Центрального банка России.

В целом следует отметить тот факт, что новая банковская система

функционирует, и в ней работает не мало преданных своему делу,

инициативных и смелых российских банкиров. Большую роль в создании в нашей

стране современной банковской системы может и должно сыграть творческое

осмысление и использование богатого зарубежного опыта в данной сфере.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бабичева Ю.А. "Банковское дело", Москва "Экономика", 1995 г.

2. "Гражданский кодекс Российской Федерации" - части I и II от 23.12.95 г.

3. Ерпылева Н.Ю. "Банковская гарантия" // Законодательство и экономика.

Москва, 1995 г. №5.

4. Закон Российской Федерации "О Центральном банке РФ" от

2.12.91 г.

5. Закон Российской Федерации "О банках и банковской деятельности в

РСФСР" от 2.12.91 г.

6. Закон Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской

деятельности" от 25.12.91 г.

7. Инструкция Центрального банка России №1 "О порядке регулирования

деятельности коммерческих банков" от 30.04.92 г. (с изменениями от 17

марта, 28 мая, 7 июля и от 30 июля 1993 г.).

8. Лаврушина О.И. "Банковское дело", Банковский и биржевой центр,

1992 г.

9. Методические указания "О создании и деятельности коммерческих банков на

территории РСФСР" от 13.03.92 г.

10. Пригожин А.В. "Банки и банковские операции", Издательство "Эхо",

1994 г.

11. Ухтуев Г.А. "Банковское право", Университет Дружбы народов,

1993 г.

12. Черкасов В.Е. "Банковский анализ в коммерческом банке", Москва, 1995 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.