рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний

балансу превышает 100 тыс. МРОТ или внесенных в реестр хозяйствующих

субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% (п. 6 ст.

18 Закона о конкуренции);

6) создание коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов

учредителей (участников) по последнему балансу превышает 200 тыс. МРОТ

(п. 4 ст. 17).

Антимонопольный контроль при создании и осуществлении деятельности

холдинговых компаний может осуществляться и по иным основаниям,

предусмотренным законодательством, например, при слиянии и присоединении

коммерческих организаций (п. 1 ст. 17 Закона о конкуренции), в результате

которого в активах реорганизованного лица окажется контрольный пакет акций

(долей участия) другого хозяйственного общества. В этой главе мы рассмотрим

наиболее типичные случаи «контактов» такого хозяйствующего субъекта как

холдинг с антимонопольными органами.

Антимонопольный контроль может осуществляться в форме предварительного

и последующего. Предварительный контроль осуществляется до создания,

реорганизации, совершения сделки или какого-либо иного действия,

являющегося объектом государственного контроля и заключается в рассмотрении

антимонопольными органами ходатайств о даче согласия на совершение

действий, указанных в ходатайстве в соответствии со ст. 17 и 18 Закона о

конкуренции. Наличие согласия антимонопольного органа является в этом

случае необходимым условием для совершения действия, указанного в

ходатайстве, что означает установление разрешительного порядка

осуществления подлежащих государственному контролю действий.

Последующий контроль заключается в рассмотрении антимонопольными

органами уведомлений хозяйствующих субъектов об уже совершившихся фактах.

Уведомление должно быть направлено в 45-дневный срок с момента совершения

соответствующих действий, например, избрания лица в совет директоров.

Государственный контроль за образованием холдинговых компаний в

результате приватизации осуществляется в соответствии с Временным

положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании

государственных предприятий в акционерные общества и носит разрешительный

характер. Согласно этому Положению холдинговые компании создаются при

наличии предварительного согласия антимонопольных органов (п. 2.2). Порядок

взаимодействия органов Госкомимущества[88] и Государственного комитета РФ

по антимонопольной политике[89] предусмотрен в совместном Письме

Госкомимущества РФ и ГКАП РФ «О порядке взаимодействия Госкомимущества

России, комитетов по управлению имуществом и государственных

антимонопольных органов России в процессе приватизации государственных

предприятий и создании холдинговых компаний»[90]. В соответствии с

установленным порядком предложение о создании холдинговой компании

(заявка), направляемое в соответствующий орган Минимущества РФ, должно

содержать обоснование создания компании, указание целей и задач ее

деятельности. Для рассмотрения заявки о создании холдинговой компании

Министерством РФ создается комиссия по приватизации, в состав которой

включается представитель антимонопольного органа. Решение о создании

холдинговой компании принимается соответствующим органом Министерства

имущественных отношений после получения согласия антимонопольного органа на

создание холдинговой компании и согласования им перечня дочерних

предприятий этой компании. Временное положение о холдинговых компаниях

содержит ряд императивных запретов на создание холдинговых компаний. Так,

не допускается их создание, если оно приводит к монополизации производства

тех или иных видов продукции (работ, услуг); запрещено создание холдинговых

компаний, владеющих контрольными пакетами акций предприятий, совокупная

доля которых на федеральном или местном рынке определенной группы

однородных или взаимозаменяемых продуктов составляет более 35%, либо

предприятий, которые в совокупности реализуют третьим лицам более 35%

общего объема однородных или взаимозаменяемых продуктов, производимых

предприятиями, ранее входившими в концерн (корпорацию, союз, ассоциацию или

иное объединение) или подведомственными одному органу государственного

управления. Согласно Положению не допускается создание холдинговых компаний

в целом ряде отраслей, в том числе в торговле, сельскохозяйственном

производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и производственно-

техническом обеспечении сельского хозяйства; общественном питании и бытовом

обслуживании населения; транспорте (кроме железнодорожного, трубопроводного

транспорта и предприятий, осуществляющих исключительно международные

перевозки) и иных сферах деятельности по совместному решению полномочных

антимонопольных и приватизационных органов. Таким образом, в Положение

изначально закладывались диаметрально противоположные цели: демонополизация

экономики и создание организационно-управленческих структур, объективно

ограничивающих конкуренцию. Следует заметить, во-первых, что Положение

распространяет свое действие только на холдинговые компании, создаваемые

путем приватизации, в которых доля государственной собственности в уставном

капитале холдинговой компании превышает 25%, а во-вторых, что многие из

приведенных антимонопольных запретов фактически не применяются, в том числе

из-за своей нерациональности, хотя формально не отменены. Прежде всего, это

касается ограничений на создание холдинговых компаний в определенных

отраслях экономики. В противоречие Закону о конкуренции, в Положении о

холдинговых компаниях отсутствует оценочный подход к соотношению уменьшения

конкуренции на определенных товарных рынках и положительных социально-

экономических последствий вследствие создания холдинговой компании.

Контроль за приобретением акций (долей) с правом голоса в уставном

капитале хозяйственного общества осуществляется при приобретении лицом

(группой лиц) в совокупности с имеющимися акциями (долей) с правом голоса в

уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа

лиц) получает право распоряжаться более 20% указанных акций (долей).

Контроль по рассматриваемому основанию может носить как предварительный,

так и последующий характер. Предварительный контроль в соответствии с п. 1

ст. 18 Закона о конкуренции осуществляется, если суммарная балансовая

стоимость активов по последнему балансу лиц, участвующих в сделке,

превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, либо одним из них является

хозяйствующий субъект, внесенный в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих

долю на рынке определенного товара более 35%, либо приобретателем является

группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.

В соответствии с п. 6 ст. 18 Закона о конкуренции последующий контроль

за совершением сделок по приобретению голосующих акций (долей) в уставном

капитале хозяйствующих субъектов осуществляется при условии, если суммарная

балансовая стоимость активов по последнему балансу лиц, участвующих в

сделке, превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Статья 4 Закона о конкуренции определяет, что под приобретением акций

(долей) в уставном капитале хозяйственных обществ понимается не только

покупка, но и получение иной возможности осуществления самостоятельно (или

через представителей) воплощенных в акциях (долях) прав голоса на основании

договоров доверительного управления, о совместной деятельности, поручения,

а также на основании других сделок или по иным основаниям. Приобретение

акций по договору мены или дарения также требует получения предварительного

согласия или уведомления антимонопольного органа.

С антимонопольным органом необходимо согласование при каждом

приобретении акций (долей) хозяйственного общества с правом голоса, когда

заявитель приобретает одномоментно или в совокупности с уже имеющимися

более 20% голосующих акций (долей) участия в уставном капитале. Высший

арбитражный суд указал, что предварительное согласие антимонопольного

органа на приобретение акций хозяйственного общества с правом голоса

необходимо в тех случаях, когда приобретатель уже имел в своем распоряжении

более 20% указанных акций. Согласие необходимо на каждую сделку по

приращению, если результат превышает квоту, ранее согласованную данным

приобретателем с антимонопольным органом[91].

Холдинговые компании зачастую основаны на получении одними

коммерческими организациями прав, позволяющих определить условия ведения

другими хозяйствующими субъектами их предпринимательской деятельности.

Получение хозяйствующим субъектом прав, позволяющих определять условия

ведения другим субъектом предпринимательской деятельности либо выполнять

функции его исполнительного органа являются объектом антимонопольного

контроля.

Приобретение хозяйствующим субъектом прав определять условия ведения

другим субъектом предпринимательской деятельности может быть основано:

• на владении пакетом акций (долей участия), позволяющим оказывать

подавляющее влияние (контроль) на принятие хозяйственным обществом решений;

•на наличии какого-либо договора, предоставляющего одному

хозяйствующему субъекту право давать другому хозяйствующему субъекту

обязательные для него указания;

•на наличии иного основания, позволяющего определять одним субъектом

условия ведения предпринимательской деятельности другого хозяйствующего

субъекта.

Создание коммерческих организаций без соблюдения порядка последующего

уведомления антимонопольных органов, приводящее к ограничению конкуренции,

в том числе в результате возникновения или усиления доминирования, является

основанием для их ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного

органа (п. 9 ст. 17 Закона о конкуренции).

2.2.3. Правовое регулирование холдинговых компаний внутренними

документами.

Вопрос управления и управляемости дочерних обществ, как было

неоднократно отмечено в предыдущих параграфах данной работы, остается одной

из самых насущных проблем практики осуществления бизнеса в правовой форме

холдинга. Управление дочерним обществом должно осуществляться основным не

непосредственно, а через органы управления дочернего. Между тем многие

руководители основных обществ, в памяти которых еще сохранились

производственные и промышленные объединения социалистического периода,

характеризующиеся административным характером взаимодействия, стремятся

напрямую управлять дочерними и зависимыми обществами, в том числе путем

издания приказов «по холдингу». Понятно, что такие действия противоречат

характеру юридических отношений между организациями — в объединениях,

состоящих из самостоятельных юридических лиц, хотя и связанных отношениями

экономической зависимости, никакой организационно-распорядительный документ

не может «перейти административные границы» юридического лица. Любые

решения органов управления основного общества: приказ генерального

директора, решение совета директоров или общего собрания акционеров

«напрямую» не могут применяться в дочерних обществах, пока они в надлежащем

порядке не оформлены как решения компетентных органов управления дочернего

общества. Такое понимание достигается не сразу, поэтому в практике

встречаются ошибки, которые ставят под угрозу, как интересы самой

холдинговой компании, так и ее кредиторов.

Избежать этих ошибок, защитить интересы всех участников рыночных

отношений возможно только при наличии надлежащего внутреннего правового

регулирования организации и деятельности холдингов.

Правовым полем для холдинговых компаний являются, на наш взгляд, как

нормы действующего законодательства, уставы и внутренние документы каждого

хозяйственного общества — участника, так и внутренние документы холдинговой

компании в целом (как совокупности связанных отношениями экономической

зависимости основного и дочерних хозяйственных обществ), принятые

полномочными органами управления всех юридических лиц, входящих в

холдинг[92].

Холдинговые компании через компетентные органы управления участников —

основного общества и дочерних хозяйственных обществ — в пределах

диспозитивных норм законодательства вправе принимать нормативные документы,

регулирующие внутренние взаимоотношения участников объединения. Такие

документы могут регулировать общие принципы организации и деятельности

холдинговой компании, формирование целевых централизованных фондов

холдинга, организацию финансовых потоков, функциональное распределение

обязанностей, порядок принятия решений внутри холдинга и обеспечение

легитимного «прохождения ими административных границ» самостоятельных

юридических лиц, входящих в его структуру, вопросы ответственности

основного общества перед дочерним обществом и его акционерами и многие

другие актуальные для корпоративной самоорганизации вопросы.

Внутренние документы устанавливают нормы общего характера,

обязательные для исполнения каждым из участников холдинга. В случае

нарушения положений внутренних документов лицо (организация — участник

холдинга, акционер входящего в состав холдинга общества и пр.), чье право

нарушено, может обратиться за судебной защитой.

Концепция внутренних документов построена на признании холдинговых

компаний предпринимательскими объединениями, обладающими частичной

правосубъектностью. Частичная правосубъектность холдингов выражается, на

наш взгляд, в том числе в правовом регулировании их деятельности

внутренними документами, распространяющими свое действие на все

хозяйственные общества, являющиеся участниками холдинговой компании.

Для легитимности внутренних документов холдинговой компании

необходимо, чтобы они были утверждены полномочными органами управления

соответствующих хозяйственных обществ, например, советами директоров, тогда

эти документы смогут применяться «напрямую» по отношению к каждому

участнику холдинга. Обеспечить принятие внутренних документов, регулирующих

деятельность холдинга, для основного общества всегда возможно, поскольку

его представительство в органах управления дочернего общества является

решающим. При этом принятие решения органами управления хозяйственного

общества требует соблюдения определенной процедуры.

Проблема правового регулирования внутренних взаимоотношений между

участниками холдинговых компаний особенно актуальна для крупных

предпринимательских структур в сфере производства. В ряде случаев

объединенные технологической зависимостью в рамках единого

производственного процесса или прочными социальными взаимосвязями

(например, персонал основного и дочерних хозяйственных обществ ранее

трудился в едином производственном объединении), такие холдинговые компании

особо нуждаются в разработке и применении внутренних документов,

регулирующих взаимоотношения между их участниками.

Основополагающим документом в системе локального правового

регулирования холдингов может быть Положение об основных принципах

организации и деятельности холдинговой компании1, в котором регулируются

важнейшие вопросы взаимоотношений его участников, в том числе распределение

между ними функциональных задач, как правило, предполагающее сосредоточение

у основного общества наиболее важных аспектов инвестиционной, кадровой,

маркетинговой политики; создание у основного общества централизованных

фондов, в том числе для управления холдингом, обеспечение представительства

хозяйственных обществ, входящих в структуру холдинга, в органах управления

друг друга и пр. В Положении можно предусмотреть определенные меры

ответственности участников за отступление от согласованной в холдинге

политики или за невыполнение принятых решений. Эти меры не будут

противоречить действующему законодательству, поскольку по сути дела носят

договорный характер и обеспечиваются особыми условиями ответственности

основного общества по сделкам, заключенным дочерним обществом во исполнение

указаний основного, по долгам дочернего общества при его банкротстве, а

также возможностью акционеров (участников) дочернего общества требовать

возмещения основным обществом убытков, причиненных по его вине дочернему

обществу (пп. 2, 3 ст. 105 ГК РФ, п. 3 ст. 6 Закона об АО, п. 3 ст. 6

Закона об ООО). В холдинговых компаниях, участники которых связаны

технологической зависимостью, совместным ведением бизнеса, зачастую

возникает утилитарный вопрос, а на каком совещании или заседании можно

собраться и пообсуждать общие проблемы, прийти к согласованному решению?

Получается, что правовой формы такого совещания, обеспечивающего совместное

рассмотрение вопросов, нет. Важнейшее преимущество холдинга — способность

юридически независимых лиц вести согласованную предпринимательскую политику

— таким образом, не имеет формы реализации.

Для решения этого вопроса в холдинговой компании, с нашей точки

зрения, возможно создание органа управления предпринимательским

объединением как единым целым, который может именоваться, например, советом

холдинга. Этот орган управления призван решать наиболее значимые вопросы

организации деятельности холдинговой компании, определять стратегию ее

развития. Правовое регулирование совета холдинга может осуществляться

Положением о совете холдинга, утверждаемом компетентными органами

управления каждого хозяйственного общества — участника холдинга.

В состав совета холдинга должны входить полномочные представители всех

его участников, возглавлять его надлежит генеральному директору или

председателю совета директоров основного общества — в зависимости от

распределения полномочий в конкретной компании.

Решения совета холдинга, который управляет не юридическим лицом, а

группой организаций, не являющейся юридическим лицом, носят

рекомендательный для каждого участника холдинговой компании характер.

Решения совета холдинга должны быть реализованы посредством последующего

принятия решений полномочными органами управления хозяйственных обществ,

входящих в состав холдинговой компании. Принятие таких решений

обеспечивается наличием контрольного влияния основного общества в органах

управления дочерних обществ.

При этом на вопрос о целесообразности такого органа управления, чьи

решения носят рекомендательный характер и не могут реализоваться

непосредственно, отвечу, что считаю его создание весьма полезным.

Возможность совместного, с участием всех структур холдинговой компании,

рассмотрения важнейших вопросов стратегического развития, инвестиционной,

кадровой, технологической и прочей политики предпринимательского

объединения способствует повышению синергетического эффекта и обеспечивает

своевременную информированность и учет интересов всех дочерних

хозяйственных обществ.

В практике российских холдинговых компаний осуществляется заключение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.